Ил-114-300: похоже, есть свет в конце тоннеля?

91
Ил-114-300: похоже, есть свет в конце тоннеля?

31 марта 2024 года возможно, произошло эпохальное событие: совершил свой первый полет второй опытный самолет Ил-114-300, так называемый ОП-2, серийный номер 01-10, регистрационный номер 54115.

В чем изюминка? Это первый самолет этого типа новой постройки


Здесь надо опять в историю. Ил-114 (просто, без дополнительных номеров) и последовавший за ним Ил-114-100 выпускался в Ташкенте, где русскими специалистами был отгрохан заводище (ТАПО имени Чкалова) мощностью выпуска до 100 самолетов в год. Сегодня завод выпускает казаны для плова и другую, более востребованную продукцию для Узбекистана, про самолеты из Ташкента придется забыть.



Сборку Ил-114-300 будет производить сравнительно небольшой завод в Луховицах (ЛАЗ имени П. А. Воронина), обещают до 20 самолетов в год. Дай бог, как говорится.


Почему первый самолет, который полетел в 202о году, «не в счет»? Он был собран из старого задела. Вообще на ТАПОиЧ в Ташкенте «зависло» много комплектующих к Ил-114-100. Говорят, что из того, что там валялось, можно было собрать не менее десятка самолетов, Минпромторг вел переговоры с узбекской стороной, но они закончились ничем. Не захотели бывшие помочь в возрождении самолета этой марки, потому и получилась такая задержка.

Но здесь главное то, что справились в общем сами. Задержка вполне оправдана, и вот этот самолет, который взлетел в марте – это на 100% новый самолет, пусть и не самой новой конструкции.

А насколько это плохо – начать выпуск возрожденного Ил-114?


А вот так скажу: совершенно ничего плохого в этом нет, потому что этот самолет сконструировал великий (не поборюсь этого слова совершенно) ученик великого Сергея Ильюшина, Генрих Васильевич Новожилов.


Может, чего-то этот человек не умел в жизни, но вот самолеты, которые строил Новожилов, и которые пошли в серию, летают до сих пор. Все. И это говорит о многом.

Что такое Ил-114? Да в общем, такая же рабочая коняшка, как его предшественники: Ил-18, Ил-62, Ил-86. Без изысков каких-то таких особенных, зато с тройным запасом прочности. Региональный пассажирский лайнер, собственно, то, чего так сегодня не хватает. Ан-24, Як-40, Як-42 – это уже история, на внутренних линиях добивают SAABы, а в некоторых регионах доходит до бреда: лететь в города своего региона проще получается через Москву.

У меня знакомый столкнулся с таким явлением, когда ему надо было перелететь из Перми в Нижний Новгород. Прямой рейс – два раза в неделю, в понедельник и пятницу. Остальное – с пересадкой в Москве. Но каждый день. Но за другие совершенно деньги. Если прямой рейс стоит 4 853 рубля, то с пересадкой – от 6,8 до 11 тысяч.

То, что России просто необходим, как воздух, новый недорогой региональный самолет, ясно и понятно. Это должен быть лайнер, рассчитанный на 60-100 пассажиров и способный обслуживать маршруты с дальностью от 500 до 1500 км. Ну и с возможностью использования не самых лучших ВПП.


Ил-114-300, который способен работать автономно с относительно небольших аэродромов, у которых нет даже бетонных ВПП, это спасательный круг. В «Ильюшине» считают, что самолет нормально будет чувствовать себя и на Крайнем Севере, где порой только авиасообщением и решаются все проблемы.

В общем, здесь не может быть второго мнения: Ил-114 – очень нужен. В ОАК вроде бы понимают и работают в этом направлении. По крайней мере, программа испытаний Ил-114-300 продолжается.

Первый полет был стандартен: 40 минут на высоте до 900 метров и со скоростью не более 230 км/ч. То есть – оторвались, опробовали рули-элероны, осмотрелись – и вниз.


Что можно сделать за 40 минут полета? А это смотря кто будет летать. Ил-144-300 пилотировали «зубры» ЛАЗа, испытательная команда, аналогичная той, что отрывала проклятый Ил-112В от земли в Воронеже:
- заслуженный летчик-испытатель РФ Сергей Сухарь;
- заслуженного летчик-испытатель РФ Игорь Зинов;
- бортовой инженер-испытатель 1-го класса Олег Грязев.

Это люди, которые умеют учить самолеты летать. Очень надеюсь на то, что удача будет на их стороне и все полеты закончатся посадками в обычном режиме. Не как случилось с Ил-112В в Кубинке. ПАО «Ильюшин» никогда не сможет возместить утрату, понесенную в тот злополучный день. Очень рассчитываю на то, что все закончится благополучно.

По итогам первого полета командир экипажа Сергей Сухарь сообщил, что полет прошел штатно, системы и оборудование работали исправно, программа полета выполнена полностью. До начала полетов самолет прошел цикл наземных испытаний: были выполнены цеховые и аэродромные отработки. А также в рамках программы летных испытаний выполнены рулежки и скоростные пробежки.

Полетный лист на первый полет Ил-114-300 был подписан на капоте черной «Волги» управляющим директором ПАО «Ил» Даниилом Бренерманом и начальником летно-испытательного центра ПАО «Ил» Константином Летовым.


Традицию ввел более 50 лет назад сам Генрих Новожилов, в то время генеральный конструктор ОКБ Ильюшина, поставив свою подпись в полетном листе транспортного самолета Ил-76 на капоте служебного автомобиля. Тот взлет прошел успешно, и такое подписание стало традицией в ОКБ имени Ильюшина.

Вроде бы все неплохо. Ил-114-300 состоит целиком из российских комплектующих, что логично для самолета, создававшегося в советские времена. Конечно, это не «совок». В конструкции где только возможно, применяют композитные материалы, что влечет за собой значительное облегчение конструкции. Пилотажно-навигационный комплекс – цифровой (дай бог, чтобы содрали с того, что на Су-34 стоит), вообще проделана огромная работа по усовершенствованию всех основных систем самолета.

Единственное место, которое вызывает не то что озабоченность, а полную неуверенность в успехе – это двигатель. Да-да, тот самый ТВ7-117СТ-01, который убил экипаж Ил-112В и вроде бы после этого прошел комплекс доработок. Каких – особых сведений нет, но возможно, сотрудники фирмы Климова смогли сделать чудо и довести это неудачное со всех сторон творение до ума.

Это стоило сделать хотя бы ради того, чтобы гибель лучшего экипажа испытателей ВАСО оказалась не напрасной. Я еще раз попрошу отдать хотя бы мысленно дань уважения людям, не пожалевшим своих жизней ради того, чтобы у ВКС РФ все-таки появился новый транспортный самолет.

Командир воздушного судна: Заслуженный лётчик-испытатель России, Герой России Николай Дмитриевич Куимов.

Второй пилот: лётчик-испытатель 1-го класса Дмитрий Александрович Комаров.

Бортинженер: бортинженер-испытатель 1-го класса Николай Евгеньевич Хлудеев.


Я совсем не зря вспоминаю этих людей. Ил-112В оснащался абсолютно теми же двигателями, что и Ил-114. Унификация… Но об Ил-112В и его продолжении мы поговорим буквально на днях, сейчас же все что остается, это уповать на то, что в АО «ОДК-Климов» сделали все, что необходимо и еще сверх того, чтобы двигатель наконец-то стал настоящим.

Вообще за ТВ7-117 закрепилась очень недобрая слава двигателя, недоведенного до кондиции. Первая модель, ТВ7-117С, мощностью 2 500 л.с., был откровенно неконкурентоспособен по сравнению с импортными двигателями в плане ресурса, что и вызвало замену ТВ7-117С (ресурс около 1000 часов) на Ил-114, выпускавшихся на ТАПОиЧ, на американские двигатели Pratt & Whitney 127H с ресурсом в шесть раз больше. И практически все самолеты, собранные в Ташкенте, летали на американских двигателях.

Следующая модификация ТВ7-117СМ, был мощнее (2 650 л.с.), имел новую цифровую систему автоматического управления и контроля, вроде бы был более ремонтопригоден и надежен, но ставить его было просто некуда.

ТВ7-117СТ-01 стал очередной модернизацией. Мощность повысили на взлётном режиме до 3000 л. с., на повышенном чрезвычайном режиме до 3600 л. с. Предполагалось, что именно на этом двигателе будут летать Ил-112В, Ил-114-300 и ТВРС-44 «Ладога».

Ил-112В все, отлетал, до «Ладоги» очередь не дошла, Ил-114-300 полетел. Смотрим за продолжением.


Генеральный директор ОДК, член бюро Центрального совета ООО «СоюзМаш России» Вадим Бадеха уверяет, что над ТВ7-117СТ-01 была проделана большая работа и двигатель вполне заслуженно получил в декабре 2022 года сертификат типа.

Двигатель получил новую вспомогательную силовую установку ТА 14-114, которая должна будет обеспечит большую автономность самолета при обслуживании и подготовке к полету на малооборудованных аэродромах, особенно в условиях Севера. Кроме того, к двигателю добавился новый воздушный винт АВ-112-114, весьма многообещающая разработка, позволяющая снимать с двигателя больше мощности.

Было бы очень хорошо, если бы все прогнозы и обещания сбылись


Вообще работа над переводом Ил-114 в Ил-114-300 идут уже 10 лет. Срок вообще-то приличный, и за это время должен был быть проделан приличный объем работ. Однако за кулисами этого представления не все так просто, как хотелось бы. Вопросов много, от двигателей до смены площадки производства, ведь впервые было озвучено, что Ил-144 будут собирать на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде уже с 2018 года. Но потом почему-то все перенесли на ЛАЗ в подмосковные Луховицы. Выбор странный, потому что на ЛАЗе выпускали Илы, это да, но завод по возможностям сильно уступает «Соколу». И обещанные 18 самолетов в год – это вот вряд ли, 10-12 и не более того.

Да и те не совсем понятно, когда пойдут серийно. В 2018 году был назван год 2020-й, когда должны были быть поставлены первые самолеты из законтрактованной еще в 2017 году партии в 50 машин для ГТЛК, Государственной транспортной лизинговой компании. В 2023 году должна была состояться сертификация самолета, серийное производство перенесли на 2025-й год.

В общем, все как обычно в нашей стране – сперва даются под бравурные марши обещания, которые выполнять никто особо не собирается, потом начинаются метания в поисках решений. В итоге мы имеем превращение проекта Ил-114-300 в привычный долгострой. 2025-й год вместо обещанного 2018-го – это как бы вполне достаточно, чтобы так считать.

В целом перспектива весьма невнятная, особенно учитывая, что ТВ7-117СТ-01 се еще борется со своими проблемами, заложенными в конструкцию изначально.

А время, между тем, поджимает.


Региональный лайнер такого класса весьма необходим. Особенно такой, простой, как Ил-14, способный сесть где угодно, заправиться из бочки и так далее. В общем – не «Сухой Суперджет», для которого нужны условия.

Ил-114-300 должен брать на борт до 68 пассажиров и 1500 кг коммерческой нагрузки при максимальном запасе топлива, на котором самолет должен пролетать до 5 600 км с крейсерской скоростью 500 км/ч на высоте до 7 600 м.

Ничего такого, сверхъестественного. Не нужна сверхманевренность или малозаметность, наоборот, самый обычный лайнер эконом-класса. В чем проблема – сказать очень непросто. Истребитель пятого поколения, как раз малозаметный и сверхманевренный мы можем, а пассажирский лайнер для средних и малых дистанций, совершенно без изысков – что-то никак не получается. Все как-то очень медленно.

Понятно, что в 2021 году все работы были остановлены из-за катастрофы Ил-112В с такими же двигателями ТВ7-117СТ, но вроде бы с двигателями разобрались. Надо двигаться дальше, а ведь центроплан для второго/первого экземпляра ОП-2 начали строить в Воронеже на ВАСО еще в 2018 году, а в 2019 уже сдали заказчику. Прототип ОП-2 был выкачен на ЛАЗ в мае 2023 года, но более 10 месяцев проходил наземные испытания.

Хорошо, испытали. Но вот еще вопрос: для чего устраивать такую чехарду с транспортировкой частей?

Воронеж. ВАСО будет производить планер (крыло, хвостовое оперение с механизацией, мотогондолы), в общем почти половину планера.

Нижний Новгород. «Сокол» будет выпускать фюзеляж, гидравлику и электрику, около 40% всех комплектующих самолета.

Санкт-Петербург. «Климов» поставит двигатели.

Что мешает собирать весь самолет на месте производства основного большинства комплектующих, например, на «Соколе», а не таскать тот же фюзеляж за несколько сотен километров в Луховицы? Очень странный выбор.
Так-то понятно, что откровенно загибающемуся «МиГу» («ЛАЗ» и «Сокол» принадлежат ОАО РСК «МиГ») надо как-то выживать, а в Луховицах все-таки есть специалисты по «Илам», но такой подход все-таки скажется на окончательной стоимости самолета.

И потом обязательно кто-то да скажет, что «наше дороже, давайте через индусов купим «Боинги».

Очень надеюсь, что рано или поздно все проблемы будут преодолены, и у нас будет реально российский самолет на внутренних авиалиниях.
91 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    8 апреля 2024 04:48
    Цитата: Роман Скоморохов
    Единственное место, которое вызывает не то что озабоченность, а полную неуверенность в успехе – это двигатель
    Опять, двадцать пять wink
    1. +10
      8 апреля 2024 06:40
      Роман Скоморохов ну ни разу не специалист по двигателям. Понимаю, эмоции. Если двигатель такой никчёмный, почему модификации этого мотора устанавливают на вертолёты и там они нормально работают. Ясно что двигатель наисложнейшая вещь, нужно заниматься доводкой.
      1. +8
        8 апреля 2024 10:24
        Цитата: 2112vda
        Если двигатель такой никчёмный, почему модификации этого мотора устанавливают на вертолёты и там они нормально работают

        На вертолетах устанавливают турбовальный двигатель. Он немного конструктивно отличается от турбовинтового...
        1. +5
          8 апреля 2024 10:29
          Естественно, немного. Газогенератор общий. Свободная турбина, возможно, отличается от вертолётной. Естественно силовые редуктора и вспомогательные агрегаты могут быть разными. Если двигатель имеет общую основу то разные варианты не становятся настолько разными что один вариант нормальный, а другой вариант полный отстой. Так не бывает. Доведут двигатель. Работы по доводке любого двигателя продолжаются на протяжении всего жизненного цикла. Теперь насчёт турбовинтового и турбовального двигателей. У турбовинтового двигателя силовая турбина общая. У турбовального силовая турбина свободная. ТВЗ-117 относится к турбовальным. Американский мотор устанавливаемый на ТВС-2МС, турбовинтовой. У каждой схемы свои достоинства и недостатки.
          1. +4
            8 апреля 2024 10:37
            Цитата: 2112vda
            Если двигатель имеет общую основу то разные варианты не становятся настолько разными

            У вертолетного варианта турбина двигателя увеличена на несколько ступеней, что по принципу домино влечет за собой и другие изменения в конструкции. К тому же, тираж выпущенных на этом двигателе вертолетов невелик и по нему нельзя сложить общую и устойчивую статистику отказов различных узлов...
            1. +3
              8 апреля 2024 10:42
              Уже говорил про достоинства и недостатки. Естественно нужно заниматься доводкой. "По щучьему велению" ни чего не получится. Универсальных моторов в принципе не существует. Есть они в воображении отдельных эффективных, но то проблемы их образования. Если не заниматься доводкой, естественно, ни чего не будет. Не всё получается быстро, даже на простых деталях. Доведут, была бы поставлена задача.
              1. Комментарий был удален.
      2. +2
        8 апреля 2024 19:26
        [/quote]Если двигатель такой никчёмный, почему модификации этого мотора устанавливают на вертолёты и там они нормально работают.[quote]

        Не подскажете серийные образцы авиационной техники, где эти двигатели установлены и нормально работают?
      3. 0
        10 апреля 2024 21:09
        Основная проблема была в насосе регуляторе, если верить СМИ. Похоже нашли решение. Во всяком случае, хочется в это верить.
        А сам планер очень красив. Чем-то напоминает Ил-14.
        Красивое плохо летать не будет. Мне кажется этот пепелац очень скоро и надолго займет свое место в небе.
    2. +23
      8 апреля 2024 06:51
      А меня зацепила одна фраза от автора:
      Если прямой рейс стоит 4 853 рубля, то с пересадкой – от 6,8 до 11 тысяч.
      Я верю этим цифрам, но ведь бывало и все наоборот, и разум отказывался понимать такие выкрутасы с ценами на а/билеты. Когда дешевле было из Владивостока слетать в Петропавловск-Камчатский или Уэлен на Чукотке через Москву.
      Много читал и слышал про пассажирскую авиацию в Бразилии, где она почти наравне с м/г автобусами и покрывает всю страну до маленьких поселений. И никак не могу понять, почему они могут себе это позволить, а Россия постоянно упирается в цены на топливо и наличие самолетов?
      1. +15
        8 апреля 2024 07:02
        пассажирскую авиацию в Бразилии, где она почти наравне с м/г автобусами
        Да, все так. Несколько лет назад доводилось лететь из Копенгагена в Рейкьявик. Билет стоил что-то около $70. Все время полета я сидел и удивлялся, почему так? wink
        1. +10
          8 апреля 2024 07:26
          Если это был рейс с а/к дискаунтером , то так и было до недавнего времени. Я трижды летал в Ю. Америку в 2008 , 9,12 годах на "Люфтганзе" в Сан Паулу, Каракас и Мехико, где удавалось купить а/билеты туда и обратно по цене от 18 -23 т.р из Москвы!!!!.Надо только было попасть на распродажу за пару месяцев до вылета.
          То же самое с а/б у дискаунтера Air Asia, где можно было слетать дешевле чем на автобусе по тому же маршруту.
          1. +7
            8 апреля 2024 08:04
            Я трижды летал в Ю. Америку
            О! Это моя мечта! Но, наверное, по понятным причинам, уже неосуществимая
      2. +6
        8 апреля 2024 08:57
        Скажете же, в Уэлен... туда нынче только вертолеты из Провидения летают. А вот в Хабаровск из Анадыря через Москву - это было, летал. Не дешевле, но прямые рейсы зимой были 1-2 раза в месяц.
      3. 0
        8 апреля 2024 14:31
        Так в России даже военных летчиков не на чем учить летать, а что там говорить про гражданскую авиацию.
        1. +3
          8 апреля 2024 14:37
          Так в России даже военных летчиков не на чем учить летать

          Что, так и летают необученными? Или с ними как с неумехами плавать, бросают в воду и плыви. А этих садят за штурвал и лети... Выживешь, станешь летчиком, а нет... значит не повезло. fellow
          Круто оказывается у нас....
      4. +2
        8 апреля 2024 19:12
        Я верю этим цифрам, но ведь бывало и все наоборот,
        Да, бывает. Вот как-то потребовалось лететь во Владивосток из Москвы, так вдруг оказалось, что на машине китайской авиакомпании это сделать в полтора раза дешевле, чем на Аэрофлоте. А Аэрофлот даже на обучении своих пилотов экономит - вспомните, как в 2018 в Шереметьево пилот, впервые сажая "Супербюджет" вручную, его разбил.
        1. +1
          9 апреля 2024 07:59
          так вдруг оказалось, что на машине китайской авиакомпании это сделать в полтора раза дешевле, чем на Аэрофлоте. А

          Сергей, я могу рассказать дюжину подобных примеров из личного опыта, когда объездил полмира в самостоятельных путешествиях и выискивал а/билеты по самым низким ценам. И когда надо было попасть из Новосибирска на Бали (Индонезия), самым дешевым маршрутом оказался перелет через Москву -Дубай-Джакарта с а/к Эмиратов. И это даже не авиадискаунтеры типа Air Asia", где бывали а/б за 8$ из Куала-Лумпур до Бангкока, правда без багажа но с ручной кладью до 10 кг.
          Случай, как пилот Суперджета "дал козла" при посадке, хорошо помню. И помню как сажал самолет немец (Люфтганза) в Домодедово, когда мы возвращались из Каракаса через Мюнхен.. Сначала он полчаса кружил, ждал ухода грозового фронта, а потом похоже пришлось срочно садиться, видать уже не хватало топлива для ухода на другой аэродром. А ветер у земли был почти ураганного типа и самолет пришлось разворачивать под углом 45* к полосе... так и снижались боком до высоты с десятки метров, где летчик резко повернул машину по линии ВПП и плавненько сел... Это был просто фантастический трюк и мастерское исполнение. Народ в салоне оценил этот подвиг.
          1. 0
            9 апреля 2024 20:50
            Это был просто фантастический трюк и мастерское исполнение.
            И наш бы посадил, если бы выработал топливо (слива уже хрен сколько лет на гражданских нет), но действовал строго по инструкции. А сажать его никто в "Аэрофлоте" не учил. Не уверен, что и теперь учат.
      5. 0
        17 апреля 2024 22:38
        А жадность??? Жадность косоруких эффективных менеджеров??? Это и есть двигатель прогресса! Ну и Москва,которая под седалище подгребла ВСЕ перевозки. Хотите улететь за границу? Пожалуйста,но серез Москву. Да и по стране...через Москву! Крупнейший хаб!!! А хаб нужно кормить и не манной кашей,да и прихлебателей с ложками наперевес хватает. Жадность.
  2. +6
    8 апреля 2024 04:52
    рано или поздно все проблемы будут преодолены, и у нас будет реально российский самолет на внутренних авиалиниях.

    Ваши слова да Богу в уши. Хватит уже на партнеров надеяться. Как говорили в школе "Ленин сказал делиться, а Сталин сказал свое иметь надо". Вот и надо по Сталински.
    1. +2
      8 апреля 2024 12:38
      кстати, на базе Ил-114 есть варианты выпуска самолетов-ПЛО и ДРЛО
      1. +2
        8 апреля 2024 19:53
        кстати, на базе Ил-114 есть варианты выпуска самолетов-ПЛО и ДРЛО

        Самолет ДРЛО на базе Ил-114 был бы неплох, но самолет ПЛО должен быть только реактивный
        1. 0
          9 апреля 2024 11:56
          как вариант для начала можно и турбовинтовой Ил-114 ПЛО в помощь к Ил-38Н
          1. +1
            10 апреля 2024 11:57
            Ил-38Н это давно устаревший архаизм которому просто нечем обнаруживать ни современные МАПЛ ни ДЭПЛ и самолет ПЛО на базе Ил-114 будет таким же ни на что не годным, это просто деньги на ветер. Флоту нужен новый самолет ПЛО работающий на новых принципах, аналогичный американскому Посейдону, сделать который можно на базе Ту-204/214.
            Хотя лучший самолет ПЛО в мире конечно же Кавасаки, но мы такое не потянем.
            1. 0
              12 апреля 2024 08:47
              вообще то ПЛО, делится на зоны
              вот к примеру в ближней зоне можно в связке с Ил-38 и Ка-27
              а в дальней зоне Ту-142ДПЛС и перспективный ПЛ на базе Ту-204/214
  3. +9
    8 апреля 2024 04:54
    Хорошая тема, с неприятным вступлением.

    .. в Ташкенте, где русскими специалистами был отгрохан заводище (ТАПО имени Чкалова) мощностью выпуска до 100 самолетов в год. Сегодня завод выпускает казаны для плова и другую, более востребованную продукцию для Узбекистана, про самолеты из Ташкента придется забыть.


    С развалом Союза предприятие как авиастроительное, приказало долго жить. Попытки возродить производство закончились полным провалом. Узбекистан, как и Россия начала закупать самолеты для гражданской авиации за рубежом, как завещал Гайдар, мы все купим, продавая ресурсы. Страна с развитой технической базой оказалась перепрофилирована.
    1. +31
      8 апреля 2024 05:28
      Нормальное вступление. В свое время, директор Ташкетского завода даже блокировал подвод метро в их район. Чтобы завод мог нормально работать. Это было при СССР. В наше время узбеки заломили стоп-цену за передачу КД и оснастки на Ил-76. Заметим, что этот самолет не проектировался в Узбекистане. Ил-476 пришлось реинжинирить из существующих Ил-76.
      Такие вот неприятные вступления-продолжения. Единая страна говорите? Ну-ну... Я в ней жил. И знаю реальное отношение всех национальных окраин к центру.
      1. -2
        8 апреля 2024 07:04
        Цитата: MCmaximus
        В свое время, директор Ташкетского завода даже блокировал подвод метро в их район. Чтобы завод мог нормально работать. Это было при СССР.
        Это был какой год? Я в 1987 году в Ташкенте был, когда мы в увольнение на рынок ходили весь рынок... разбегался кто куда wassat невозможно лепешку купить без наведения паники laughing
        Потом смотрим, вылезают из всех щелей (чего боялись непонятно, мы ходили всего по 3-5 чел.)
        Потом уже местные объяснили: издалека не видно, что у вас на погонах СА lol
        Ну и рассказывали про какого то своего Ахмаджона Адылова, подземелья которого якобы наши штурмом брали.. сильно их тогда прессанули, надолго запомнили. Неужто мы какого-то директора тогда прессануть не могли? Да если бы зашли к нему в форме в кабинет, он бы сам из окна со страха выпрыгнул. lol
        1. +6
          8 апреля 2024 15:12
          Я кажется по русски спросил: назовите год в котором директор прыгал с кастрюлей на голове и запрещал метро. Для тех, кто "я не такая, я жду трамвая" объясняю:
          В Ташкенте с 1979 по 1989 год был штаб ТуркВО (позывной "Кумач"). Это был единственный в СССР округ ведущий боевые действия (в Афганистане). С аэродрома в Ташкенте между прочим постоянно ДРЛО взлетали (первый раз тогда их живьем увидел). Вы правда верите, что прямо рядом с сердцем воюющей армии прыгал "директор-ждун" и запрещал метро?
          P.S. а местные там действительно были зашуганы неким Адыловым, они боялись даже вслух его фамилию произнести (типа Берия 2.0), но у нас же тогда армия многонациональная была и те узбеки что у нас в части служили эти байки втихаря анонимно рассказывали (типа охрана их местного Берии 3000 чел. была, считай личная армия, но это же их местные страхи/слухи).
          Так что жду год, конкретную ЦИФРУ.
        2. 0
          12 апреля 2024 07:09
          Да не блокировал директор подвод метро к заводу, а лоббировал! И метро прямо рядом с проходной было. Именно для того, что бы удобно было на работу людям добираться!
    2. +7
      8 апреля 2024 06:44
      Вы правы, Азим. Мощнейшая держава перепрофилирована в страну третьего мира. Природные ресурсы буржуинам и денежки за ресурсы им же. Знаю, о чём пишу. Сам участвовал в выпуске "галош", которыми живёт и воюет Родина.
      А Роману спасибо за лучик в конце туннеля hi
      1. -8
        8 апреля 2024 12:35
        Природные ресурсы буржуинам и денежки за ресурсы

        Знаю, о чём пишу

        хорош балаболить
        за добычу ресурсов платят налог на добычу полезных ископаемых НДПИ
        к примеру с 1 тонны нефти или 1 тыс. кубов газа = 919 рублей
        1. +3
          8 апреля 2024 21:27
          Цитата: Romario_Argo
          хорош балаболить
          за добычу ресурсов платят налог на добычу полезных ископаемых НДПИ
          к примеру с 1 тонны нефти или 1 тыс. кубов газа = 919 рублей

          А про демпфер не хочешь рассказать? Это когда страна наоборот доплачивает нефтяникам если им прибыль кажется недостаточной..
          1. 0
            9 апреля 2024 11:54
            доплачивает нефтяникам

            странно, все нефтяные компании с гос.участием - какой смысл гонять бабки внутри казначейства
            1. 0
              9 апреля 2024 22:37
              Цитата: Romario_Argo
              странно, все нефтяные компании с гос.участием - какой смысл гонять бабки внутри казначейства

              Именно что с участием.. Роснефть к примеру:
              На июль 2018 года «Роснефтегазу» принадлежит 50 % акций, британской BP — 19,75 %, швейцарско-катарскому консорциуму QHG Oil Ventures — 19,5 %

              Государство здесь только Роснефтегаз, остальное англичане и закрытый частный консорциум. (плюс немножко продано по IPO). При этом, насколько помню, нефтяники стребовали себе за 2022г. - около триллиона рублей демпфера (помимо прибыли). Даже старый циник Силуанов слегка офигел. hi
  4. +3
    8 апреля 2024 05:07
    А чего особенного по поводу написанного можно сказать?
    Самолет испытывается- и слава богу. Поскорее бы.
    По применению: Не сказать, что страна без такого самолета задыхается. Ведь живет как-то. Да есть спрос на такой самолёт, есть где и как его на линии поставить. Возможно, что есть где
    пилотов на него готовить.
    Но вот имеется такое ощущение, что первая серия достанется военным. У них тоже есть спрос на именно такие аппараты.
    В любом случае, это дело надо развивать и двигать.
    1. +2
      8 апреля 2024 05:43
      первая серия достанется военным
      В своем изначальном варианте, самолет не предназначен для грузоперевозок, а значит, для армии менее интересен. Хотя впоследствии может и допилят, как это было с Ан-26
  5. +2
    8 апреля 2024 05:18
    И виден путь в конце туннеля (с) ВВП 2000
  6. +1
    8 апреля 2024 05:19
    Вот скажите, почему у Ил-112 и 114 такая разница в площади крыла? 65 и 80 квадратов? И есть ещё люди которые оскорбляются за Ил-112, который я считаю куцекрылым.
    1. +6
      8 апреля 2024 05:39
      Вот скажите, почему у Ил-112 и 114 такая разница в площади крыла?
      Ну это совершенно разные машины, у которых разные задачи. Ил-112, это рамповый самолёт, а Ил-114, самолет пассажирский. Объединяет из только общий двигатель и единое КБ
      1. +4
        8 апреля 2024 05:43
        Цитата: Голландец Михель
        Объединяет из только общий двигатель и единое КБ

        А ещё взлётная масса и масса груза, при этом Ил-112 должен летать и с грунтовых полос. request
        1. +4
          8 апреля 2024 05:46
          при этом Ил-112 должен летать и с грунтовых полос
          Если с двигателем все получится, то и с самолётами все пойдет, как по маслу
          1. +1
            8 апреля 2024 05:46
            Цитата: Голландец Михель
            Если с двигателем все получится, то и с самолётами все пойдет, как по маслу

            Со 114 наверняка.
    2. 0
      9 апреля 2024 09:49
      Вот скажите, почему у Ил-112 и 114 такая разница в площади крыла?

      Потому что строились под разные требования. Ил-112 это грузовой самолет там все оптимизировано на перевоз небольшого груза на разумную дальность и длительность полета, а Ил-114 строился на замену Ил-18 и его использовали как базу для всяких там патрульных, противолодочных и ДРЛО самолетов. А для этого нужна как можно большая длительность и дальность полета. Потому и крыло большое. Больше чем надо пассажирскому самолету. Шутка ли в статье написанно до до 5600 км на скорости 500 км/ч, это то есть 11 часов на этой тарантайке лететь? В пассажиркой авиации на такую дальность должен летать реактивный самолет. А вот для патрульника - самое оно.
      1. +1
        9 апреля 2024 10:06
        Цитата: alexmach
        а Ил-114 строился на замену Ил-18

        Серьёзно? Машина с грузоподъёмностью в 5 тонн на замену 15-ти тоннику?!
        1. +1
          9 апреля 2024 10:24
          Согласен. Ил-18 заметно более крупный самолет.
  7. +7
    8 апреля 2024 05:21
    Боинги с Аэрбасами свозят частями со всего мира и собирают на одном заводе. И ничего. Народ за ними еще и в очереди стоит.
    Кооперация называется.
    1. +7
      8 апреля 2024 05:39
      Боинг за счёт количества производимых бортов держит приемлемую для клиента цену. И сервис у них по всему миру. Кроме того Аирбас на пятки наступает и сильно наглеть Боингу не даёт - конкуренция.
      Вот какой сервис будет на Ил-114.... Помнится на такие грабли уже наступали с Скперджетом.
      1. +2
        8 апреля 2024 09:24
        У Боинга сейчас большие проблемы. Конкуренцию он почти проиграл Аирбасу. Менеджмент последовательно прыгал на граблях эффективности и допрыгался до очевидного результата. Это классический перегиб, когда слишком быстро и глубоко поменяли работавшую систему. Самый главный вопрос сейчас у Боинга - хватит ли ему времени исправить ситуацию, или эффективность окончательно загубит компанию.
    2. +3
      8 апреля 2024 10:50
      Цитата: MCmaximus
      Боинги с Аэрбасами свозят частями со всего мира и собирают на одном заводе. И ничего.

      Ага... у Боинга всё настолько ничего, что в полёте отрываются люки на незатянутых болтах. А свидетеля, давшего показания против компании по делу о ненадлежащем качестве продукции, находят мёртвым на автостоянке.
      1. +3
        8 апреля 2024 15:13
        Не стоит искать себе оправдание плохим примером "у них".
        Совсем недавно Боинг был образцовой фирмой. Пока эффективные манагеры туда не добрались. И не оптимизировали свои собственные требования по безопасности.
  8. +11
    8 апреля 2024 05:49
    Вообще то двигатели ТВ-117 эксплуатируются еще и на Ми-38. Вертолет идет малыми сериями (и не из за двигателей а в силу малой востребованности по сравнению с Ми-8/17). Проблемы с ТВ-117 начались с того момента, когда их решили форсировать, это был просто рабочий момент сильно растянутый во времени (из-за специфики отношения родных властей к родной авиации) и как следствие кажущийся неразрешимым. Катастрофа Ил-112 это комплекс причин, нельзя (как это делается сейчас) ткнуть пальцем и сказать - во всем виновата вот эта хрень, да и снят он, я думаю, скорее по политическим причинам.
  9. +3
    8 апреля 2024 07:25
    Ну вот автор пишет что не понятно зачем разделили на разные заводы, а давайте почитаем что у других?! В создании Ф-35 участвуют 49 штатов!!! То есть в каждом штате делается какая то деталь или что то собирается, это даёт финансирование предприятий, рабочие места, откаты и взятки, люди живут. Тоже самое, финансирование одного завода загубит другие. Главное чтоб пошел серийный выпуск, а уж где не так важно.
  10. -6
    8 апреля 2024 07:51
    А нужны ли на самом деле межрайонные самолеты? Если мне , например, нужно съездить за 300 км к теще или отвезти жену в краевой центр за 600 км я предпочту свой личный автомобиль(пусть даже старую иномарку) при условии, что есть асфальтированное шоссе,потому что не нужно заморачиваться с билетами, цена на которые плавает, думать, как добраться до места из аэропорта, стоять в очередях на регистрацию, вечно бояться опоздать и т.д. Конечно на северах живет какая то незначительная часть населения России, но для них и был создан вертолет.
    1. +2
      8 апреля 2024 08:13
      А нужны ли на самом деле межрайонные самолеты?
      Этот самолёт планируют на замену старичку и трудяги Ан-24, для которого средняя магистраль была его хлебом
    2. +4
      8 апреля 2024 15:17
      Как доходит вопрос о развитии регионов, всегда выискивается человек из масквы и начинает говорить, что им не надо. У них все есть. Главное водяры завести.
      Сам-то летал вертолетом? Тыщщу км?
      Будешь загибаться от паршивого аппендицита где-нибудь вдалеке, хотелось бы на это посмотреть.
      1. 0
        8 апреля 2024 19:08
        Летал на всех типах гражданских отечественных вертолетов и самолетов. Даже был спасен от гибели вертолетом со Станового хребта.
        1. 0
          9 апреля 2024 13:06
          А нужны ли на самом деле межрайонные самолеты?

          И то и другое инфраструктура, и её надо развивать. Ну и да, та же самая дорожная сеть в еропейской части и за Уралом развиты по разному. И тут наверно речь не только о крайнем севере. Ну и на просторах Сибири межрайонные это же может быть и совсем не 300 км. В советские времена почему-то считали что нужны и даже межрайонные.
        2. 0
          10 апреля 2024 06:02
          Ну, и как? Нужна авиация в тех краях? Просто людям? Которые там живут?
          Вот был у меня выбор при СССР: Ан-2 за 25 рублей. Или автобусами (с одной пересадкой) за 10 руб. Причем, с учетом отъезда после обеда, с ночевкой в Качуге. И это - вопроса о срочности вообще не стояло.
          Или вот какой-нибудь Иркутск - Бодайбо.... Да, и ближе не сильно лучше.
  11. +10
    8 апреля 2024 07:51
    Фотография с подписанием, просто квинтэссенция российской государственности. Плюём в лицо советскому прошлому, разваливаем советскую промышленность и прилагающееся к ней (культура, образование, медицина), а потом торжественно выпускаем советский самолёт с подписанием документов на советском автомобиле. Мдааа шизу можно словить от осознания такого. Чё уж не на москвиче, который с гордостью представлял сам глава минпромторга с Собяниным. Чанган можно было-бы, так сказать лизнуть китайцам.
  12. +10
    8 апреля 2024 07:53
    1.Ил-114-100 выпускался в Ташкенте, где русскими специалистами был отгрохан заводище (ТАПО имени Чкалова).
    -Вообще то были там и татары,украинцы, евреи,немцы.
    2.Двигатель получил новую вспомогательную силовую установку ТА 14-114, которая должна будет обеспечит большую автономность самолета при обслуживании и подготовке к полету на малооборудованных аэродромах.
    -Не двигатель получил ВСУ,а самолёт.
    3.Что мешает собирать весь самолет на месте производства основного большинства комплектующих,..такой подход все-таки скажется на окончательной стоимости самолета..
    -Перевозка фюзеляжа такого небольшого ,это копейки по сравнению со стоимостью самолёта.
  13. exo
    +3
    8 апреля 2024 10:26
    У узбеков ИЛ-114 с американскими двигателями, винтами и авионикой, отлично летал. Авионику, мы худо-бедно творим. Пусть не всегда из отечественных компонентов. А вот винто-моторная группа (а говорить надо именно об этой связке), слабое место. Доводка многострадального ТВ7-117, слишком уж затянулась.Тот случай, когда отсутствие конкуренции в двигателестроении, губит неплохие самолёты.
    А как база для тех же ДРЛО, самолёт очень был бы неплох.
  14. +4
    8 апреля 2024 10:28
    л-114-300 должен брать на борт до 68 пассажиров и 1500 кг коммерческой нагрузки при максимальном запасе топлива, на котором самолет должен пролетать до 5 600 км
    - 5600км это перегоночная дальность пустой незагруженной машины, при полной нагрузке делите цифры на три.... hi
    1. +3
      8 апреля 2024 13:52
      В линейке а/транспорта все давно посчитано....в последнее время тренд - самолеты класса ССЖ оттесняют турбопропы в более мелкий класс.
  15. +4
    8 апреля 2024 11:05
    Ил-114 не сможет работать с грунта. Причина проста - движки низко, диаметр лопастей большой - тут нужна хорошая полоса, не большая, не широкая, но не грунт. Этакий региональный паркетник, потребность в таких машинах 70-100 шт., не более. Луховицкий завод должен справится, думаю штук по 8-10 в год вытянут. Но не сразу. По настоящему массовым должна стать Ладога, вот она точно с грунта полетит, только ее пока просто нет.
    1. +2
      8 апреля 2024 13:50
      Я про "полосы" слышу лет 30( сколько интересуюсь авиацией) ...можно было уже под Ил96 везде по 3км построить...тем более, это гражданский борт. Одной ногой про "Грунт" - другие начинают песню про Экономичность и стоимость летного часа.....и наоборот.
      1. 0
        10 апреля 2024 06:15
        Строительство полосы 3000 Х 60, способной принимать дальнемагистральные самолеты, стоит 25-40 млрд рублей. И это без оборудования, рулежек итд. Где такие деньги взять?
        1. 0
          10 апреля 2024 07:36
          Прошло 30 лет, я промолчу сколько бабла вывели из страны и сколько потеряли...и можно строить не 3км, а меньше . И нужно посчитать стоимость и массовость самолета и его аналога с посадкой на грунт. Это дело комплексное. И разница, как у ил96 и ил76.
  16. +2
    8 апреля 2024 11:15
    Неимеющийаналоговвмире ОТРК мы сделать можем, а достойный автомобиль среднего класса - это просто какая-то фантастика!
    С авиацией тоже самое...
    1. 0
      9 апреля 2024 13:10
      И это имеет рациональные экономические обоснования.
      1. 0
        28 апреля 2024 09:00
        Ну да, потому при открытом рынке мы гоним вагонами китайские "изделия N2" в виде автомобилей. Имея все возможности насытить рынок своей продукцией. Но зачем, ведь проще из Китая притащить машинокомплект и собрав его двумя болтами продать его здесь, собрав быстрый гешефт.
  17. +1
    8 апреля 2024 13:20
    Нас ждут трудные 10-ть лет, но крылья у России будут.
  18. 0
    8 апреля 2024 13:47
    Странно, что на вертолетах ТВ1-117 нормально летает, а в самолете такие трудности. Хотя , в вертолёте нагрузка выше и на ТВД и на Редуктор
  19. +4
    8 апреля 2024 15:08
    Некоторые нестыковочки в статье. Показанному в 2020 г по всем каналам ТВ Ил114 было больше 20 лет. Из нового на нем была только свежая краска в цветах Аэрофлота. Просто через 3 дня готовилось ежегодное обращение Путина, и нужно было отрапортоаать.
    Теперь про полосу. С грунтовых ВПП, увы, этот тип ВС обслудиваться не может. Т.к. двигатели расположены слишком низко и могут всосать мусор с земли.
    Да и Волга Газ24 на фото выглядит чистой бутафорией. Откуда ее вытащили и для каких целей - непонятно. Последнее, что выпускал ГАЗ до 02/22 - это микроавтобусы из немецких и американских машинокомплектов
    1. +2
      8 апреля 2024 16:24
      ГАЗ-24 на ВАСО давно. И на ходу. Этой традиции - полвека наверное
  20. +2
    8 апреля 2024 15:18
    Цитата: Glagol1
    Ил-114 не сможет работать с грунта. Причина проста - движки низко, диаметр лопастей большой - тут нужна хорошая полоса, не большая, не широкая, но не грунт. Этакий региональный паркетник, потребность в таких машинах 70-100 шт., не более. Луховицкий завод должен справится, думаю штук по 8-10 в год вытянут. Но не сразу. По настоящему массовым должна стать Ладога, вот она точно с грунта полетит, только ее пока просто нет.

    Ну да. А еще на подходе - сверхзвуковой бизнесджет на 40 мест с межконтинентальной дальностью полета
  21. +2
    8 апреля 2024 16:17
    для северов не нравится мне что он низкоплан, значит и винты низко, достаточно посмотреть как ан24 с иных аэродромов взлетает в море грязи. винты будет бить регулярно. а этл замена лопастей расходы
  22. +3
    8 апреля 2024 16:40
    Уважаемый Автор немного загнул про комплектующие для 114го из Ташкента.ТАПОиЧ обанкротили в 2012 году,передав все активы, территории ,включая ЛИС(аэродром) Тимур Йуллари(ЖД) и что там осталось самолётного,гнилье .Было дело вывозили фюзеляжи,крылья ,хвосты от нескольких Ил76 по шоссе в Россию в феврале 2017 года( см.в Ютубе).Про 114й ничего не известно, может быть бортами? Сейчас на 90% терр.Б (основная ТАПОиЧ) Технопарк широкого профиля.
  23. 0
    8 апреля 2024 17:24
    Зачем ставить задачу, чтобы Ил-114-300 пролетел 5 600 км с крейсерской скоростью 500 км/ч ? 11 часов!!!!! Это бред!
  24. +1
    8 апреля 2024 18:28
    Единственное место, которое вызывает не то что озабоченность, а полную неуверенность в успехе – это двигатель.


    А проблемы с перетяжеленным корпусом и нарушенной балансировкой разве уже решили?
    И полторы тонны баласта теперь не нужны?
  25. -1
    8 апреля 2024 18:29
    Прямо таки-всенародная обеспокоенность-нам то какое дело?-есть компании авиаперевозчики-пусть они и думают-на чем возить и деньги себе-зарабатывать tongue
    1. +1
      9 апреля 2024 15:20
      а они и не думают) зачем им) хорошо устроились..чуть что просяят дотации из бюджета и прочее))
  26. +1
    8 апреля 2024 21:23
    Тоннель очень длинный, а свет в конце тусклый - тусклый....
  27. +1
    8 апреля 2024 22:32
    Автор не прав-двигатели ТВ-7-117 поставляет МПП имени Чернышева,которые бравые инноваторы из РОСТЕХ продали под застройку.
    Климов давно мертв,да и не занимался он никогда серийным производством.
    Ну и если за дело взялся Бадеха,то проект можно уже хоронить.
    1. +1
      9 апреля 2024 15:22
      дело то не в проекте, а в бабле под те проекты) проекты и сроки всегда можно ..сдвинуть и еще попросить..бабла) ответственности то никакой
  28. +1
    9 апреля 2024 15:19
    интересно, почему не получилось с ташкентом то?))) потому что на деле ничего там и не осталось ?)
  29. +1
    10 апреля 2024 14:14
    Давайте вспомним сначала, делалось ли что-либо в срок в Российской федерации? У нас постоянно даты переносятся. Ставлю на минус в этот раз
  30. 0
    10 апреля 2024 18:32
    Когда в Росавиации будут работать люди типа Новожилова, тогда все встанет на свои места и все будет работать как надо нам, а не американцам.
  31. 0
    11 апреля 2024 22:57
    Как хорошо что при Союзе не было "специалистов" а-ля Скморохов
  32. 0
    14 апреля 2024 17:58
    Увы но у власти хапуги, им авиация до лампочки.
  33. 0
    16 апреля 2024 07:00
    Все разговоры, разговоры .. В 80 годы из Перми летали самолеты более 40 городов СССР, в том числе прямой в Нижний, через день. Цена билета около 7 рублей.