Крылатая ракета Х-101 с усиленной боевой частью и перспективы создания модульного высокоточного оружия большой дальности

54
Крылатая ракета Х-101 с усиленной боевой частью и перспективы создания модульного высокоточного оружия большой дальности

В конце марта этого года украинские источники сообщили, что в ходе очередного ночного массированного ракетного удара Воздушно-космические силы (ВКС) Российской Федерации (РФ) применили крылатую ракету (КР) Х-101, несущую боевую часть (БЧ) массой около 800 килограмм, что почти в два раза больше массы штатной БЧ. Предположительно, это было достигнуто за счёт отказа от части топливных баков и уменьшения общей дальности полёта КР.

Исходя из открытых источников, дальность КР Х-101 составляет от 3 000 до 5 500 километров, учитывая размеры территории Украины уменьшение дальности полёта КР Х-101 в пользу усиления её боевой части выглядит вполне оправданным. В последнее время Вооружённые Силы (ВС) РФ уделяют повышенное внимание объектам украинской инфраструктуры, таким как гидроэлектростанции, теплоэлектростанции, инфраструктура подземных газохранилищ и цеха крупных производственных предприятий.



Большая часть из указанных объектов строилась ещё в так ненавидимый Украиной советский период, поэтому возводилась на совесть, в связи с чем их уничтожение до невосстановимого состояния представляет определённую сложность. Возможно, что именно с этим связано возобновление производства фугасных авиабомб – ФАБ-3000. Правда, доставка оснащённых унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК) ФАБ-3000 вглубь украинской территории будет сопряжена с определёнными трудностями и рисками.


ФАБ-3000 с УМПК потенциально могут стереть с лица Земли любые украинские укрепления и сооружения в пределах 50–100 километров от линии боевого соприкосновения (ЛБС)

Почти все образцы российского высокоточного оружия большой дальности оснащены БЧ массой порядка 500 килограмм и менее. Исключение составляют аэробаллистические противокорабельные ракеты (ПКР) Х-22 с их БЧ массой 960 килограмм, но, предположительно, точность их наведения недостаточна для поражения точечных высокозащищённых объектов, а на модифицированных ПКР Х-32 масса БЧ, ориентировочно, снижена в пользу увеличения дальности стрельбы.

Также БЧ массой порядка 750–1 000 килограмм, опять же, по данным открытых источников, имеются на ПКР проектов П-500 «Базальт», П-1000 «Вулкан» и П-700 «Гранит», но они пока ещё на Украине не применялись, хотя потенциально вполне могли бы.

Таким образом, судя по всему, увеличение мощности БЧ у высокоточного оружия большой дальности является объективной необходимостью, кроме того, это может быть лишь началом модернизации существующих и создания новых образцов высокоточного оружия большой дальности с модульной конструкцией, позволяющей оперативно менять боевую часть, варьировать дальность полёта и осуществлять установку дополнительного оборудования в зависимости от условий применения.

Дальность полёта


Дальность полёта, дальность стрельбы, являются одной из основных характеристик высокоточного оружия большой дальности. При этом, как показал конфликт на Украине, стрелять на максимальную дальность приходится далеко не всегда, в результате значительная часть топлива может быть по сути израсходована впустую – значительной поражающей силы остатки топлива, которым заправляют крылатые ракеты, окажутся неиспользованными и сгорят при подрыве КР.

В этом случае применение модульных топливных баков в сочетании с модульной БЧ выглядит вполне оправдано, меньше дальность – больше поражающая мощь КР. Кстати, в ряде случаев на КР могут устанавливаться и внешние конформные топливные баки, как это было сделано с КР Х-55/555.


КР Х-555

В то же время необходимо понимать, что эту возможность удастся реализовать далеко не для всех образцов высокоточного оружия. Одно дело – установка модульных топливных баков с жидким горючем в/на крылатую ракету, другое – реализовать что-то подобное на ракете оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» с её твердотопливным ракетным двигателем или на её родственнике – гиперзвуковой аэробаллистической ракете комплекса «Кинжал».

Хотя и здесь нельзя полностью исключать возможность поиграть с дальностью и поражающей мощью, однако варианты исполнения такой ракеты будут реализовываться прямо на производстве, тогда как в случае с крылатыми ракетами потенциально может быть реализован принцип изменения дальности и массы боевой части КР непосредственно в воинских частях.

Боевая часть


Здесь у нас есть два варианта.

Во-первых, мы можем изменять боевую часть без изменения её массы.

Во-вторых, мы можем увеличивать массу боевой части путём уменьшения дальности полёта ракеты за счёт демонтажа части топливных баков, как это, предположительно, было реализовано в упомянутой в начале статьи КР Х-101.

Начнём со второго варианта.

Что может дать увеличение массы БЧ?

Ответ очевиден – большую разрушительную мощь, при этом она может быть выражена по-разному, например, увеличение взрывчатого вещества и осколков/готовых поражающих элементов нанесет более значительный ущерб открыто расположенной живой силе, технике и иным объектам, тогда как использование резерва массы для установки прочного корпуса позволит поражать высокозащищённые и заглубленные объекты.

Линейной зависимости между увеличением массы боевой части и её поражающими свойствами не существует, даже для ядерного оружия – выгоднее нанести удар несколькими боеприпасами меньшей массы, чем одним боеприпасом большей массы. Но это больше касается площади поражения, а что если нам необходимо разрушить точечный, но высокозащищённый объект, вот здесь на первое место и выходят масса взрывчатого вещества (ВВ) и масса/прочность корпуса боевой части.

Если же мы хотим увеличить площадь поражения, то лучше использовать кассетные боеприпасы, при этом допустимая масса БЧ, разумеется, также будет иметь значение, поскольку это повлияет на количество суббоеприпасов.

Теперь перейдём к первому варианту – изменению типа БЧ без изменения её массы.

По факту ряд высокоточных боеприпасов большой дальности уже комплектуется разными боевыми частями, например, ракеты вышеупомянутого ОТРК «Искандер» могут нести как моноблочную, так и кассетную БЧ, это не говоря уже о специальной БЧ (с тактическим ядерным зарядом). Собственно, и КР Х-101 существуют в модификации КР Х-102 со специальной боевой частью.


Ракеты ОТРК «Искандер» могут комплектоваться различными БЧ. Изображение Mil.ru

Тем не менее всё это лишь заводские версии этих ракет, они не позволяют оперативно менять боевую часть в зависимости от ситуации на поле боя. Можно предположить, что и КР Х-101 с усиленной боевой частью также была сделана на заводе, то есть это лишь ещё одна модификация, но это не означает, что такое решение является оптимальным.

Модульная комплектация КР


Разумеется, большая часть высокоточного оружия большой дальности так и будет производиться с тем или иным зарядом «в базе», однако не исключено, что понимание объективной необходимости варьирования типов боевых частей на КР приведёт разработчиков к созданию модульных конструкций, позволяющих изменять дальность полёта, мощь и тип боевой части прямо в войсках, в зависимости от задач, к решению которых данная КР будет привлекаться.

Это позволит гибко планировать наряд сил и средств для уничтожения тех или иных целей. Например, для поражения прочного здания цеха может быть применена усиленная фугасная БЧ, а для атаки на аэродром с открыто расположенной авиационной техникой лучше подойдёт кассетная боевая часть.

Кстати, ранее мы говорили о том, что оснащение аэробаллистических ПКР Х-22 кассетными боевыми частями могло бы частично компенсировать невысокую точность их наведения как раз при атаке площадных целей.

В рамках массированного удара, наносимого КР, часть из них могла бы оснащаться не БЧ, а средствами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), необходимыми для прикрытия других ракет, а часть КР могла бы нести средства разведки с обратной связью, позволяющие оценить эффективность нанесения удара, выявить новые цели.

В рамках модульной конструкции может меняться и состав средств самообороны КР, начиная от их отсутствия и заканчивая устройствами выброса тепловых и дипольных ловушек, и даже модулем выпуска буксируемой ложной цели.


Крылатая ракета, предположительно, Х-101, осуществляет отстрел ловушек

Модульная комплектация ракет ОТРК


С ракетами ОТРК всё сложнее, маловероятно, что на ракете с твердотопливным ракетным двигателем удастся реализовать модульную конструкцию, позволяющую играть дальностью и массой БЧ. Тем не менее какие-то элементы модульности конструкции могут быть заложены и в эти ракеты.

Разумеется, речь идёт о замене БЧ непосредственно в войсках, причём масса БЧ не обязательно должна быть одинакова во всех вариантах, вполне возможен сценарий, когда более массивная БЧ будет использоваться при стрельбе на меньшую дальность, разумеется, при условии, что её габариты позволят разместить её на ракете.

Изменившуюся центровку вполне может компенсировать система управления ракеты, например, дальность полёта американской баллистической ракеты подводных лодок (БРПЛ) «Трайдент II» с максимальной полезной нагрузкой 2 800 килограмм составляет 7 800 километров, тогда как с уменьшенной полезной нагрузкой дальность полёта будет 11 300 километров – разница почти в полтора раза. Скорее всего, при этом забрасываемая полезная нагрузка также изменяется примерно в 1,5–2 раза, но никаких проблем с центровкой не возникает.

Отдельно необходимо сказать о том, что по мере усиления возможностей средств противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО/ПРО) противника может потребоваться переход на отделяемую головную часть ракет ОТРК, в этом случае её размеры и заметность значительно усложнят перехват на конечном участке, а отделившийся на нисходящей ветви траектории корпус будет играть роль ложной цели, а возможно, что и источника помех, если дополнить его средствами РЭБ.

Выводы


Война является самым лучшим катализатором для развития вооружений, также она служит фактором естественного отбора, когда наиболее эффективные решения получают право на жизнь, а неудачные канут в Лету.

Мы видим, как за время СВО эволюционировали крылатые ракеты – на них появились тепловые/дипольные ловушки, судя по всему, повысилась точность, а теперь ещё и прибавилась усиленная почти в два раза боевая часть.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    4 апреля 2024 05:08
    Война является самым лучшим катализатором для развития вооружений, также она служит фактором естественного отбора, когда наиболее эффективные решения получают право на жизнь, а неудачные канут в Лету.

    Война является проверкой и для государства, и для народа, и показывает без прикрас, кто на что способен ради блага Отечества.
    1. 0
      4 апреля 2024 08:09
      Ещё летом 22г страшно страдади о"долгих согласованиях, в высоких кабинетах цу".
      "сократить цепочку, время, тп и тд приняьия решений, пока цель не уехала".-ланцет и тп.
      За 2 г вроде решили, теперь модульность.
      А нужны решимость и понимание кто мы, куда идём и что хотим построить какое государство, для чего нам победа на окраине?
      1. +2
        4 апреля 2024 08:21
        Цитата: антивирус
        А нужны решимость и понимание кто мы, куда идём и что хотим построить какое государство, для чего нам победа на окраине?

        А давайте попросим Романа Скоморохова (у него хорошо получается) опубликовать проблемную статью с опросом: «Знаете ли вы, кто мы, куда идём и какое хотим построить государство, в том числе, и на Украине?»
        То-то будет потеха...
        1. 0
          4 апреля 2024 08:27
          Я лучше романа знаю-в лондон и куршавел.
          Или в сингапур и Дубай.
          Но не в кострому и урюпинск.
  2. 0
    4 апреля 2024 05:08
    Возможно, что именно с этим связано возобновление производства фугасных авиабомб – ФАБ-3000. Правда, доставка оснащённых унифицированными модулями планирования и коррекции (УМПК) ФАБ-3000 вглубь украинской территории будет сопряжена с определёнными трудностями и рисками.

    Откуда взялось поверье, что ФАБ-3000 будут оснащаться УМПК? Кто-нибудь видел или хотя бы читал о таких УМПК-3000?
    По поводу переделки КР на БЧ повышенного могущества вопросов нет, кроме одного: почему до сих пор модернизированные ракеты не запущены в серийное производство?!!
    1. -2
      4 апреля 2024 07:30
      Цитата: Andy_nsk
      почему до сих пор модернизированные ракеты не запущены в серийное производство?!!

      Они запущены и уже активно применяются . Свидетелями тому - уничтоженные ТЭС по всей уКраине .
      Цитата: Andy_nsk
      Откуда взялось поверье, что ФАБ-3000 будут оснащаться УМПК?

      Вообще то это официальные заявления МО и Ростеха с Минпромторгом , а так же репортажи из цехов завода , где головную часть бомбы накрывают аэродинамическим обтекателем и устанавливают УМПК . Областью применения скорей всего станут кварталы городов , превращаемые ныне в крепости и укрепрайоны , подземные укрытия и высокозащищённые цели \ фортификации .
      Всё это в предверии большого наступления этим летом .
      1. 0
        4 апреля 2024 07:41
        bayard, спасибо, не успеваю отслеживать за всеми событиями.
        1. 0
          4 апреля 2024 10:59
          ФАБ-3000 с УМПК потенциально могут стереть с лица Земли любые украинские укрепления и сооружения в пределах 50–100 километров от линии боевого соприкосновения (ЛБС)
          Насколько мне известно, для 3000-й УМПК пока только разрабатывается. И "в пределах 50–100 километров от линии боевого соприкосновения (ЛБС)" - это ниочем, современные ЗРК достанут носителя на таком расстоянии с легкостью!
          1. 0
            4 апреля 2024 12:41
            например кто достанет??? на ноль что ли поставят ПВО? меньше чем 70-100 км они не подвозят пво, а это 150 - 200 км в общем итоге
      2. +3
        4 апреля 2024 10:43
        вообще то есть более реальная альтернатива ФАБ-3000 УМПК с ВВ 1400 кг
        идет модернизация ракеты 9М723 к ОТРК Искандер
        с уменьшением дальности до 150-250 км,
        НО увеличением БЧ с 480 кг до 1000-1500 кг смели гексогена и октогена
        чем не аналог по фугасному воздействию фаб-3000 (?)(!)
        зато ПВО уже точно не помеха
        1. +4
          4 апреля 2024 11:11
          Цитата: Romario_Argo
          идет модернизация ракеты 9М723 к ОТРК Искандер
          с уменьшением дальности до 150-250 км,

          Если это так , то очень здравое решение . На войне калибр таки имеет значение .
          Но ФАБ с УМПК всё же дешевле и может обеспечить куда большую массированность . Но на меньшей дальности .
          1. -1
            4 апреля 2024 11:21
            проблем с УМПК не будет т.к. габариты ФАБ-1500 и ФАБ-3000 примерно схожи
            масса в 3 тонны - больше относится к выбору носителя
            длина одинаковая 3 метра, диаметр 600 и 750 + головные обтекали
            подъемная сила УМПК будет увеличена большей длиной крыльев, за счет более длинного головного обтекателя для ФАБ-3000 и так же большей площадью хвостовое оперение с большей несущей способностью
            1. -1
              4 апреля 2024 13:34
              Цитата: Romario_Argo
              проблем с УМПК не будет т.к. габариты ФАБ-1500 и ФАБ-3000 примерно схожи

              Видимо поэтому так быстро всё и решается . Скоро увидим ФАБ-3000 с УМПК в деле .
  3. +1
    4 апреля 2024 05:12
    Кстати, в ряде случаев на КР могут устанавливаться и внешние конформные топливные баки, как это было сделано с КР Х-55/555.
    Интересно, не знал что так можно.


    Кстати, ранее мы говорили о том, что оснащение аэробаллистических ПКР Х-22
    Што?!
    1. -1
      4 апреля 2024 05:30
      Теперь это аэробаллистическая ракета. Термин сравнительно новый, но профиль полета Х-22 таким термином вполне верно характеризуется.
      1. +5
        4 апреля 2024 05:45
        Цитата: U-58
        Теперь это аэробаллистическая ракета. Термин сравнительно новый, но профиль полета Х-22 таким термином вполне верно характеризуется.

        Вы бы хоть почитали о ней что то... Что там минимум два профиля, что даже на большой высоте ракета летит не по баллистической кривой, а горизонтально на тяге двигателя.
        То что ракета пикирует с горизонтального полёта на цель не делает её аэробаллистической.
        1. +3
          4 апреля 2024 06:26
          Цитата: Владимир_2У
          То что ракета пикирует с горизонтального полёта на цель не делает её аэробаллистической.

          Зато как звучит красиво.
          А по факту ракета 70гг прошлого века .
          А назвали её аэробалистической , так вроде и "с колен встали".
        2. -2
          4 апреля 2024 15:34
          Ну Искандер примерно так и летает. Вроде ракеты бывают крылатые и баллистические, ну и это промежуточный вариант со сложной траекторией.
          1. +2
            4 апреля 2024 15:41
            Цитата: alexoff
            Ну Искандер примерно так и летает.

            Ещё один... В курсе, нет, что у "Искандера" два типа ракет? Какая из них "примерно так и летает"?
            1. -3
              4 апреля 2024 16:15
              Которая не крылатая, которая не К. Она по вашему какая?
              1. +1
                4 апреля 2024 16:17
                Цитата: alexoff
                Которая не крылатая, которая не К. Она по вашему какая?

                Она не имеющая отношения к Х-22 ни по принципу полёта, ни по профилю полёта.
                1. -3
                  4 апреля 2024 16:25
                  Ну давайте по пунктам что там принципиально в профиле полета отличается, ну кроме того что Искандер должен сам на эшелон выйти с земли?
                  1. 0
                    4 апреля 2024 18:04
                    Цитата: alexoff
                    Ну давайте по пунктам что там принципиально в профиле полета отличается, ну кроме того что Искандер должен сам на эшелон выйти с земли?

                    Какой эшелон для ОТР, что вы городите, 9М723 псевдобаллистическая ракета, у неё двигатель работает 15-20, ну 50 км на разгонном участке, всё! Далее подъём до 50-100 км по инерции и и падение с ограниченным маневрированием на цель.
                    А вот у Х-22 именно полёт на всю дальность именно в на заданной высоте от 12 до 20 км либо на 1 (одном) километре с работающим двигателем и удержанием в воздухе за счёт подъёмной силы крыльев.
                    Я искренне не понимаю, как можно быть таким недоучкой...
                    1. +1
                      4 апреля 2024 18:24
                      Какой эшелон для ОТР

                      На высоте около 50 км
                      Ракета долетает до этой высоты и переходит в горизонтальный полет до цели. Аналогично и Х-22. Работает при этом движок или нет для траектории не важно.
                      А вот у Х-22 именно полёт на всю дальность именно в на заданной высоте от 12 до 20 км либо на 1 (одном) километре с работающим двигателем и удержанием в воздухе за счёт подъёмной силы крыльев.

                      Я большей дичи не слышал, это про оникс чтоль? Х-22 всегда высотной была, Х-32 так вообще с 40 км падает на цель
                      Я искренне не понимаю, как можно быть таким недоучкой...
                      а вас на каком диваностроительном доучивали?
                      1. -2
                        5 апреля 2024 03:35
                        Цитата: alexoff
                        а вас на каком диваностроительном доучивали?


                        В средней школе и СПТУ. Правда там спецзнаний не дали, но доучили мозгами пользоваться. А вас где этому недоучили?

                        Цитата: alexoff
                        Ракета долетает до этой высоты и переходит в горизонтальный полет до цели. Аналогично и Х-22. Работает при этом движок или нет для траектории не важно.
                        Вот простейшая же вещь - при отключенном движке горизонтальный полёт невозможен. Это либо подъём по инерции, либо спуск. Но тем кто мозгами пользоваться недоучен, такие вещи походу недоступны...

                        Цитата: alexoff
                        Какой эшелон для ОТР
                        На высоте около 50 км
                        . ОТР - в этом случае псевдобаллистическая ракета. Эшелон высоты - это выбранная высота на которой осуществляется ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ полёт. При отключенном двигателе горизонтальный полёт невозможен. Вы, по своей недоученности, перепутали эшелон с максимальной высотой баллистической траектории полёта ракеты. Вот у Х-22 может быть, условно говоря, эшелон, потому что Х-22 летит на крыльях и со включенным двигателем.

                        Цитата: alexoff
                        Я большей дичи не слышал, это про оникс чтоль? Х-22 всегда высотной была
                        Потому что ваша недоученность не позволяет догадаться почитать хоть что то по предмету. Самое позднее с Х-22НА введён такой профиль.

                        Цитата: alexoff
                        Х-32 так вообще с 40 км падает на цель
                        Потому что мощность нового движка позволяет ввести такой профиль полёта. Не единственный и возможно не главный.

                        В общем назвать Х-22 псевдо или хотя бы аэробаллистической ракетой можно по ошибке, или от незнания. Но упорстововать в это можно только по недоученности...
                      2. 0
                        6 апреля 2024 10:28
                        Цитата: Владимир_2У
                        Вот простейшая же вещь - при отключенном движке горизонтальный полёт невозможен.

                        Почему же невозможен? Возможен, но с торможением. Именно так летают на большие дальности современные УР вроде AIM-120D или Р-77-1.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Потому что ваша недоученность не позволяет догадаться почитать хоть что то по предмету. Самое позднее с Х-22НА введён такой профиль.

                        У Х-22НА две траектории: верхняя и нижняя. У первой высота полета 22,5 км, у второй 12,5 км.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Потому что мощность нового движка позволяет ввести такой профиль полёта.

                        Движок у Х-32 такой же (С.5.44), тяги у него предостаточно - стартовая больше маршевой более чем в 10 раз. Дальность полета ракеты увеличилась за счет системы наведения.
                      3. 0
                        6 апреля 2024 11:00
                        Цитата: Lozovik
                        Почему же невозможен? Возможен, но с торможением.

                        Крайне непродолжителен потому что для удержания высоты нужно увеличивать угол атаки, а это означает ещё более сильное торможение, увеличение угла, превышение и срыв.

                        Цитата: Lozovik
                        Именно так летают на большие дальности современные УР вроде AIM-120D или Р-77-1.
                        Нет. Они при пуске на большие дальности набирают высоту и скорость до отключения двигателя, а потом планируют со снижением в сторону цели за счёт скорости, оперения и корпуса - классический размен высоты на скорость.
                        https://pikabu.ru/story/o_bednoy_aim120_amraam_zamolvite_slovo_ili_kakova_realnaya_dalnost_raket_vozdukh__vozdukh_10581056

                        Цитата: Lozovik
                        У Х-22НА две траектории: верхняя и нижняя. У первой высота полета 22,5 км, у второй 12,5 км.

                        Х-22Н - "активная" с новой АРГСН типа ПМГ, "пассивная" Х-22НП - с противорадиолокационной РГСН и "автономная" Х-22НА ...
                        ...Кроме вариантов полета по верхней или нижней траектории был добавлен старт с малой высоты. При этом ракета стабилизировалась на высоте около 1000 м, а на подходе к цели выполняла "горку"



                        Цитата: Lozovik
                        Движок у Х-32 такой же (С.5.44), тяги у него предостаточно - стартовая больше маршевой более чем в 10 раз. Дальность полета ракеты увеличилась за счет системы наведения.
                        В открытой печати пишут о новых двигателях. С 1966 года многое изменилось.
                        По тяге вы что то путаете:
                        камера с форсажной тягой 8460 кгс служила для разгона и выхода на максимальную скорость, после чего полет продолжался с помощью маршевой камеры с меньшей тягой 1400 кгс

                        https://missilery.info/missile/x22

                        Как система наведения может радикально - в два раза увеличить дальность? За счёт меньшей массы прирост на десяток, ну два десятка процентов, но не в два же раза. А вот за счёт нового двигателя и профиля полёта, и ещё, возможно, за счёт меньшей БЧ, уже другое дело.
                      4. 0
                        6 апреля 2024 17:30
                        Цитата: Владимир_2У
                        Крайне непродолжителен потому что для удержания высоты нужно увеличивать угол атаки, а это означает ещё более сильное торможение, увеличение угла, превышение и срыв.

                        На больших числах М с уменьшением скорости заметно выражен рост коэффициента подъемной силы.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Нет. Они при пуске на большие дальности набирают высоту и скорость до отключения двигателя, а потом планируют со снижением в сторону цели за счёт скорости, оперения и корпуса - классический размен высоты на скорость.

                        Этот ваш "классический размен" на больших числах М неэффективен - уменьшение высоты полета не дает заметного роста скорости (а в нашем случае эффективно не уменьшает интенсивность падения скорости) как на дозвуке.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Кроме вариантов полета по верхней или нижней траектории был добавлен старт с малой высоты. При этом ракета стабилизировалась на высоте около 1000 м, а на подходе к цели выполняла "горку"

                        Это не так. В варианте "Н" действительно появилась возможность низковысотного пуска (с высот 1000-8000 метров), но при этом высота полета ракеты равна 12,5 км. Около цели ракета горку не делает, а пикирует с выключенным двигателем. Пользуетесь достоверными источниками.



                        Цитата: Владимир_2У
                        В открытой печати пишут о новых двигателях. С 1966 года многое изменилось.

                        С5.44 не с 66 года выпускается. Писать можно много что, в реальности двигатель тот же, доработки минимальны.

                        Цитата: Владимир_2У
                        По тяге вы что то путаете:

                        Режим работы I - 7074 кгс
                        Режим работы III - 600 кгс
                        Если есть интерес, могу уточнить тягу остальных режимов.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Как система наведения может радикально - в два раза увеличить дальность?

                        Больше нет необходимости постановки цели на автосопровождение до пуска, поэтому дальность по точечным целям с 300-340 км увеличилась до 600 км. Для площадных целей появилась новая траектория, полет по которой был невозможен без ИНС.
                      5. 0
                        6 апреля 2024 18:42
                        Цитата: Lozovik
                        На больших числах М с уменьшением скорости заметно выражен рост коэффициента подъемной силы.

                        Однако горизонтальный полёт без тяги это всё равно не позволяет осуществлять. УР ВВ дальнего боя после выключения двигателя снижаются, больше или меньше. Маневрирование вообще, а тем более вверх резко снижает дальность применения.

                        Цитата: Lozovik
                        Этот ваш "классический размен" на больших числах М неэффективен - уменьшение высоты полета не дает заметного роста скорости
                        А причём тут рост скорости? СОХРАНЕНИЕ приемлемой скорости для поражения маневрирующей цели.

                        Цитата: Lozovik
                        Пользуетесь достоверными источниками.
                        Вот эта картинка - не источник. И даже не потому что она не пойми откуда, а потому что Ту-22М на ней указан как носитель трёх ракет. А он мог их только перебрасывать, причём скорее всего незаправленными.
                        И низковысотный профиль полёта для Х-22НА упоминается не в одном источнике. И само собой физических ограничений для этого нет.

                        Цитата: Lozovik
                        С5.44 не с 66 года выпускается.
                        Возможно, для третьего поколения Х-22 упоминается новый двигатель. Но и ваши слова что на Х-32 тот же двигатель что и на Х-22 - это просто слова.


                        Цитата: Lozovik
                        Для площадных целей появилась новая траектория, полет по которой был невозможен без ИНС.
                        Я о Х-32 это писал, с 500 до тысячи заменой только системы наведения не добиться.

                        В общем, Х-22 ни псевдо ни аэробаллистической ракетой не является, как и Х-32, несмотря на такой режим для Х-32.
                      6. 0
                        6 апреля 2024 20:25
                        Цитата: Владимир_2У
                        Однако горизонтальный полёт без тяги это всё равно не позволяет осуществлять.

                        Сможете обосновать свое утверждение с точки зрения аэродинамики?

                        Цитата: Владимир_2У
                        УР ВВ дальнего боя после выключения двигателя снижаются, больше или меньше.

                        От эксплуатантов Р-77-1: на радиокомандном участке полета ракета занимает маршевую высоту, коррекция производится по азимуту.

                        Цитата: Владимир_2У
                        А причём тут рост скорости?

                        Читайте сообщение полностью.

                        Цитата: Владимир_2У
                        СОХРАНЕНИЕ приемлемой скорости для поражения маневрирующей цели.

                        Сохранить скорость невозможно, такая ракета будет двигаться только с торможением, каким бы ни был угол тангажа.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Вот эта картинка - не источник.

                        Ну-ну, не источник laughing А что тогда источник?





                        Цитата: Владимир_2У
                        потому что Ту-22М на ней указан как носитель трёх ракет. А он мог их только перебрасывать, причём скорее всего незаправленными.

                        Три снаряженные ракеты в строевой эксплуатации транспортировать запрещено. Но во время летных испытаний с тремя и летали, и пускали.

                        Цитата: Владимир_2У
                        И низковысотный профиль полёта для Х-22НА упоминается не в одном источнике.

                        Значит так себе источники.

                        Цитата: Владимир_2У
                        И само собой физических ограничений для этого нет.

                        Скоростной напор, условия устойчивой работы головки ПМГ и аппаратуры ПСИ.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Возможно, для третьего поколения Х-22 упоминается новый двигатель.

                        Не новый, а модернизированный. В нем используется узлы от С5.33.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Но и ваши слова что на Х-32 тот же двигатель что и на Х-22 - это просто слова.

                        А какая модель по-вашему там стоит?

                        Цитата: Владимир_2У
                        Я о Х-32 это писал, с 500 до тысячи заменой только системы наведения не добиться.

                        Х-32 на 1000 км не летает.

                        Цитата: Владимир_2У
                        В общем, Х-22 ни псевдо ни аэробаллистической ракетой не является, как и Х-32, несмотря на такой режим для Х-32.

                        Единственное правильное определение - крылатая ракета.
                      7. 0
                        7 апреля 2024 05:23
                        Цитата: Lozovik
                        Сможете обосновать свое утверждение с точки зрения аэродинамики?

                        Нужно обосновывать что УР ВВ при отключенном двигателе летят снижаясь для сохранения приемлемой скорости?! Вы надеюсь не утверждаете обратное? Тут и знания элементарной физики достаточно.

                        Цитата: Lozovik
                        От эксплуатантов Р-77-1: на радиокомандном участке полета ракета занимает маршевую высоту, коррекция производится по азимуту.
                        Вот только двигатель на всём или на большей части этого участка работает. Не надо смешивать способ наведения и профиль полёта.

                        Цитата: Lozovik
                        СОХРАНЕНИЕ приемлемой скорости для поражения маневрирующей цели.
                        Сохранить скорость невозможно, такая ракета будет двигаться только с торможением, каким бы ни был угол тангажа.
                        И вот поэтому, до введения в дело ГСН, ракета и летит со снижением.


                        Цитата: Lozovik
                        Ну-ну, не источник А что тогда источник?

                        Альбом, с мизерной подробностью и насыщенностью, выполненный в 70-е годы для демонстрации людям с неизвестной степенью доступа - источник?
                        Кстати есть упоминания что Х-22, с изменениями естественно, испытывалась как аэробаллиста, с подъёмом до 80 км. Есть в вашем источнике это?


                        Цитата: Lozovik
                        Три снаряженные ракеты в строевой эксплуатации транспортировать запрещено. Но во время летных испытаний с тремя и летали, и пускали.
                        Ну вот и уровень детализации, в современных источниках это упоминается, но Ту-22М указывается как носитель одной ракеты.


                        Цитата: Lozovik
                        Значит так себе источники.
                        По времени появления, а значит и возможностью доступа к информации, а также по степени детализации мои источники принципиально превосходят ваш альбом.

                        Цитата: Lozovik
                        Скоростной напор, условия устойчивой работы головки ПМГ и аппаратуры ПСИ.
                        Это технические ограничения, решались за счёт уменьшения дальности, точности и скорости
                        - введены два дополнительных режима полета – по баллистической траектории и на высоте 1000 м с выполнением горки в районе цели (дальность и точность в таком режиме существенно понижаются), скорости горизонтального полета на высотах 1000 и 12500 м – 2160 км/ч (числа М равны 1,8 и 2,0), на высоте 22500 м – 3600 км/ч, М=3,4
                        ;
                        https://dzen.ru/a/YoMn_WW81jwtddCF


                        Цитата: Lozovik
                        Не новый, а модернизированный. В нем используется узлы от С5.33.
                        Совершенно непринципиально.

                        Цитата: Lozovik
                        А какая модель по-вашему там стоит?
                        У меня нет доступа, только открытые источники. А вы можете назвать и как то подтвердить?
                        Цитата: Lozovik
                        Х-32 на 1000 км не летает.
                        У меня нет доступа, только открытые источники, в них такая цифра. Но развитие техники этой цифре не противоречит.

                        Цитата: Lozovik
                        Единственное правильное определение - крылатая ракета.
                        Собственно с этого я и начинал.
                      8. 0
                        9 апреля 2024 18:22
                        Цитата: Владимир_2У
                        Нужно обосновывать что УР ВВ при отключенном двигателе летят снижаясь для сохранения приемлемой скорости?! Вы надеюсь не утверждаете обратное? Тут и знания элементарной физики достаточно.

                        Хотя-бы проанализируйте график коэффициента подъемной силы при постоянном угле атаки от числа М и приращения Cy от увеличения a на 1°, тогда станет ясно, достаточно знаний или нет.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Вот только двигатель на всём или на большей части этого участка работает.

                        В лучшем случае 20-30 секунд.

                        Цитата: Владимир_2У
                        И вот поэтому, до введения в дело ГСН, ракета и летит со снижением.

                        Еще раз повторяю, на сверхзвуке снижением скорость не сохранить.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Альбом, с мизерной подробностью и насыщенностью, выполненный в 70-е годы для демонстрации людям с неизвестной степенью доступа - источник?

                        Альбом от разработчика - это раз, информация в нем не противоречит реальным характеристикам - это два.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Кстати есть упоминания что Х-22, с изменениями естественно, испытывалась как аэробаллиста, с подъёмом до 80 км. Есть в вашем источнике это?

                        Опять через строчку читаете? Чёрным по белому написано "разработаны и приняты на вооружение".

                        Цитата: Владимир_2У
                        По времени появления, а значит и возможностью доступа к информации, а также по степени детализации мои источники принципиально превосходят ваш альбом.

                        Что такое программа "А", "В", "Н"? Каков принцип измерения расстояния аппаратурой ПСИ? В каких отсеках ракеты имеется система кондиционирования? Каков ресурс ракеты (в часах, количестве посадок)? Это в ваших "превосходящих по возможности доступа и степени детализации" есть?

                        Цитата: Владимир_2У
                        Это технические ограничения, решались за счёт уменьшения дальности, точности и скорости

                        Не решались, это фантазии.

                        Цитата: Владимир_2У
                        У меня нет доступа, только открытые источники. А вы можете назвать и как то подтвердить?

                        О чем тогда разговор? "Стоит что-то другое, но не знаю что."

                        Цитата: Владимир_2У
                        У меня нет доступа, только открытые источники, в них такая цифра.

                        Вот один из открытых источников, в нем другое число. Кому верить?



                        Цитата: Владимир_2У
                        Но развитие техники этой цифре не противоречит.

                        Был на сайте такой товарищ Рашнэйрфорс. Дальник, из действующих, кое-что про Х-32 рассказывал, можете поискать.
                      9. 0
                        10 апреля 2024 05:33
                        Цитата: Lozovik
                        Хотя-бы проанализируйте график коэффициента подъемной силы при постоянном угле атаки от числа М и приращения Cy от увеличения a на 1°, тогда станет ясно, достаточно знаний или нет.

                        Ничего я анализировать не буду, таких знаний у меня нет, а формулу искать и вникать не собираюсь, но я делаю вывод, что вы утверждаете что ракета УР ВВ может осуществлять горизонтальный полёт с выключенным двигателем без значительной потери скорости. Утверждаете или нет?
                        Потому что ничем иным, как замыливанием темы этот ваш "график" не является.

                        Цитата: Lozovik
                        Опять через строчку читаете? Чёрным по белому написано "разработаны и приняты на вооружение".
                        Это вы упорно пропускаете слова "ПРИЕМЛЕМАЯ скорость"


                        Цитата: Lozovik
                        От эксплуатантов Р-77-1: на радиокомандном участке полета ракета занимает маршевую высоту

                        Цитата: Lozovik
                        В лучшем случае 20-30 секунд.
                        Радиокоррекция на начальном участке траектории, ракета на полную дальность летит минимум 100 секунд, значит двигатель работает минимум 50 секунд. Но даже ваши 20-30 секунд это и есть начальный участок.

                        Цитата: Lozovik
                        Еще раз повторяю, на сверхзвуке снижением скорость не сохранить.
                        И вы ещё меня укоряете что я "через строку читаю"... Приемлемую скорость ПРИЕМЛЕМУЮ...
                        Ещё раз, вы утверждаете что ракета УР ВВ может осуществлять горизонтальный полёт с выключенным двигателем без значительной потери скорости? Утверждаете или нет?


                        Цитата: Lozovik
                        Не решались, это фантазии.

                        Цитата: Lozovik

                        О чем тогда разговор? "Стоит что-то другое, но не знаю что."

                        Суммарно, вы сами не в состоянии подтвердить...


                        Цитата: Lozovik
                        Что такое программа "А", "В", "Н"? Каков принцип измерения расстояния аппаратурой ПСИ? В каких отсеках ракеты имеется система кондиционирования? Каков ресурс ракеты (в часах, количестве посадок)? Это в ваших "превосходящих по возможности доступа и степени детализации" есть?
                        Извините, но что то не вижу вот этих умных слов в вашем альбоме. Вот как только вы предоставите скан с этой безусловно важной информацией из вашего альбома, так сразу и буду считать его суперисточником. laughing


                        Цитата: Lozovik
                        Вот один из открытых источников, в нем другое число. Кому верить?

                        Цитата: Lozovik
                        Был на сайте такой товарищ Рашнэйрфорс. Дальник, из действующих, кое-что про Х-32 рассказывал, можете поискать.
                        Вам что не даёт привести ссылку, религия, моральные убеждения? Вы вообще элементарные понятия по спору в инете имеете?
                      10. 0
                        11 апреля 2024 17:46
                        Цитата: Владимир_2У
                        Ничего я анализировать не буду, таких знаний у меня нет, а формулу искать и вникать не собираюсь, но я делаю вывод, что вы утверждаете что ракета УР ВВ может осуществлять горизонтальный полёт с выключенным двигателем без значительной потери скорости. Утверждаете или нет?
                        Потому что ничем иным, как замыливанием темы этот ваш "график" не является.

                        "Ничего не знаю, изучать не хочу, но выводы делать буду", так это называется?

                        Цитата: Владимир_2У
                        Это вы упорно пропускаете слова "ПРИЕМЛЕМАЯ скорость"

                        Это сколько в м/с? Про распологаемые перегрузки видимо спрашивать бесполезно.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Радиокоррекция на начальном участке траектории, ракета на полную дальность летит минимум 100 секунд, значит двигатель работает минимум 50 секунд. Но даже ваши 20-30 секунд это и есть начальный участок.

                        50 секунд может быть только у какого-нибудь "Метеора". У изделия 470-1Э, к примеру, двигатель работает всего 8 (восемь) секунд, а дальность пуска по рекламкам под 100 км.

                        Цитата: Владимир_2У
                        И вы ещё меня укоряете что я "через строку читаю"... Приемлемую скорость ПРИЕМЛЕМУЮ...
                        Ещё раз, вы утверждаете что ракета УР ВВ может осуществлять горизонтальный полёт с выключенным двигателем без значительной потери скорости? Утверждаете или нет?

                        Может осуществлять полет с торможением, величина nx будет зависеть от высоты. На 20 км ракета подобной формы и размеров имеет nx=-15...20 м/с², на 15 км уже -30 м/с², на 10 км -40 м/с² и т.д. Закономерность? Да!

                        Цитата: Владимир_2У
                        Суммарно, вы сами не в состоянии подтвердить...

                        Ну-ну laughing
                        Изделие 132 = Х-32.



                        Цитата: Владимир_2У
                        Извините, но что то не вижу вот этих умных слов в вашем альбоме.

                        Какую информацию несёт альбом читайте выше.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Вот как только вы предоставите скан с этой безусловно важной информацией из вашего альбома, так сразу и буду считать его суперисточником. laughing

                        А как же уровень детализации ваших источников и все такое? Раз в них есть такая суперсекретная траектория, про которую никто из эксплуатантов про неё ни сном, ни духом, то уж подобные мелочи и подавно должны быть?

                        Цитата: Владимир_2У
                        Вам что не даёт привести ссылку, религия, моральные убеждения? Вы вообще элементарные понятия по спору в инете имеете?

                        Моральные убеждения.
                      11. 0
                        12 апреля 2024 14:29
                        Цитата: Lozovik
                        "Ничего не знаю, изучать не хочу, но выводы делать буду", так это называется?

                        Это называется упорное уклонение от прямого ответа!

                        Цитата: Lozovik
                        Это сколько в м/с? Про распологаемые перегрузки видимо спрашивать бесполезно.
                        Не скажу, не считал, но приемлемую для поражения маломаневренной цели.

                        Цитата: Lozovik
                        Может осуществлять полет с торможением, величина nx будет зависеть от высоты. На 20 км ракета подобной формы и размеров имеет nx=-15...20 м/с², на 15 км уже -30 м/с², на 10 км -40 м/с² и т.д.
                        Это что, за 15 секунд горизонтального полёта потеряет 1 Мах? Так может всё таки полёт не горизонтальный? А?

                        Цитата: Lozovik
                        50 секунд может быть только у какого-нибудь "Метеора". У изделия 470-1Э, к примеру, двигатель работает всего 8 (восемь) секунд, а дальность пуска по рекламкам под 100 км.

                        Ну на 50 я конечно загнул, ну не 8 же! Хотя баллистическая и при пуске с 20 км, как пишут тогда может быть...


                        Цитата: Lozovik
                        Ну-ну
                        Изделие 132 = Х-32.

                        Ну вот теперь авторитетно.


                        Цитата: Lozovik
                        Какую информацию несёт альбом читайте выше.
                        Ну не из вашего же альбома эта схема! Ну это очевидно! НО, эта схема убедительная, так что фиг с ним, с альбомом.

                        Цитата: Lozovik
                        А как же уровень детализации ваших источников и все такое? Раз в них есть такая суперсекретная траектория, про которую никто из эксплуатантов про неё ни сном, ни духом, то уж подобные мелочи и подавно должны быть?

                        Схема, да, схема - показатель. Смиряюсь с тем, что Х-22 не имела низковысотного профиля полёта. crying
                      12. +1
                        13 апреля 2024 18:58
                        Цитата: Владимир_2У
                        Это называется упорное уклонение от прямого ответа!

                        Ответ есть буквально в первом сообщении.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Не скажу, не считал, но приемлемую для поражения маломаневренной цели.

                        Снова возвращаемся к началу laughing Для этого должна быть определённая располагаемая перегрузка, а это отношение максимально возможной подъемной силы к весу ракеты.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Это что, за 15 секунд горизонтального полёта потеряет 1 Мах? Так может всё таки полёт не горизонтальный? А?

                        Хм, как так получилось? Нет, ну конечно и такое может быть, просто как...

                        Цитата: Владимир_2У
                        Ну на 50 я конечно загнул, ну не 8 же!

                        Раньше только так было, теперь же многорежимные твердотопливные научились делать массово.

                        Цитата: Владимир_2У
                        Ну не из вашего же альбома эта схема! Ну это очевидно!

                        Она относится к другой теме обсуждения, информацию по траекториям полета ни подтверждает, ни опровергает.
  4. 0
    4 апреля 2024 07:32
    Больше ракет хороших и разных - всё для украины!
  5. 0
    4 апреля 2024 08:28
    Есть две мысли по поводу статьи:
    1. Гибкие (эластичные) топливные баки на КР. Т.е. бч относительно просто добавляется/снижается в войсках непосредственно перед запуском.
    2. По поводу возобновления ФАБ-3000 - т.к. методика использования в принципе понятна, может имеет смысл быстро переработать конструкцию с целью придания более аэродинамической формы, интегрирования умпк в конструкцию и возможности установки тт ускорителей, скажем на основе с-8/с-13 без бч?
    1. +1
      4 апреля 2024 11:23
      ФАБ-3000 - методика использования в принципе понятна

      Счастливый человек! laughing
      имеет смысл быстро переработать конструкцию с целью придания более аэродинамической формы, интегрирования умпк в конструкцию и возможности установки тт ускорителей

      Так дела не делаются! Над провести тендер, запустить НИОКР, выпустить на испытания "неимеющиеаналогов" опытные образцы... и обеспечить НУЖНЫХ людей верным доходом лет на 10-15.
      Сарказм, если что.
    2. 0
      4 апреля 2024 15:59
      возможности установки тт ускорителей, скажем на основе с-8/с-13 без бч?
      шутите? Там от смерча нужны ускорители, штуки четыре, чтоб заметное ускорение этому батону придать
  6. 0
    4 апреля 2024 09:09
    Конформные топливные баки это хорошо. А конформные допзаряды для увеличения могущества БЧ почему не придумали???
    И самый главный вопрос.
    Почему на высокоточных ракетах не применяют лидирующий кумулятивный заряд. Скорость к КР вполне позволяет. Заряд даже можно делать на телескопической ферме и в последний момент отодвигать от основного заряда. Правильно подобранный "фокус" воронки позволит пробивать толстые слоя бетона так чтоб основной заряд взрывался уже внутри.
    Для небольших боеприпасов типа гранатометных выстрелов это давно реализованно. Почему нет информации о подобных БЧ для "длинной руки"???
  7. 0
    4 апреля 2024 09:20
    Можно еще и запускать с кабрирования под большим углом атаки- + к дальности 15-20 км.
    1. +1
      4 апреля 2024 11:27
      ТОЛЬКО если не аэродинамика как у кирпича. Поэтому о ФАБ-3000 М-54 забудьте.
      1. -1
        4 апреля 2024 15:01
        А это не аэродинамика, а баллистика. Свободнопадающие бомбы тоже запускают с кабрирования, значительно увеличивая дальность (про точность - не говорю).
  8. 0
    4 апреля 2024 12:32
    В рекламных фильмах про Томогавк показывали его опцию с 2мя БЧ и возможностью бомбить 1ну цель и, потом, лететь к 2ой цели...
  9. 0
    4 апреля 2024 12:45
    По поводу ракет - есть рациональное зерно (как ни странно). Действительно, обладая изначально подходящей для полета/планирования аэродинамической формой, у ракет в общем и целом больше перспектив в качестве эффективного дальнобойного ударного средства, чем у бомба+крылышки. Но естественно никто знать не знал и предполагать не догадывался, что придется их применять в таких количествах на протяжении такого времени. А при этом ракета - изделие недешевое, использует ценные материалы, накладывает специфические требования к производству. И если уж и имеет смысл несколько редуцировать/корректировать параметры, то уж на мое ИМХО не в целях замены могуществом дальности, а в целях удешевления/ускорения производства (т. е. условно "делаем из 1 ракеты если не 2, то хотя бы 1,3-1,5, но похуже"). Так оно мне думается в перспективе на события лучше повлияет (более массовые налеты, больше долетит до целей). В общем нужна этакая "мобилизационная ракета", "Т-72 с дизелем вместо Т-80 с ГТД". Упрощенный стальной корпус (дальность упадет, да), снижение в конструкции требований при изготовлении к второстепенным параметрам (упаковка/маркировка/транспортировка/хранение/экологичность/вторпереработка и т. д.), максимальное внедрение дешевых стандартных деталей и материалов из гражданского оборота на сколько это возможно, упрощенная приемка и т. д. Такого рода модификации сейчас "ко двору". В общем нужно смотреть на секрет успеха ФПВ-дронов с Алика, а не "Малыша" с "Толстяком".
  10. +1
    4 апреля 2024 13:46
    Давно такой вариант ракеты Х-101 просился. Амеры в конце 1980-х часть своих ракет AGM-86B (400 из 1400) переделали в вариант AGM-86С, заменили 130 кг ядерную БЧ W-80 на 900-килограммовую ОФ БЧ, ну и понятно со снижением дальности с 2800 км до 800 км. Потом в войне в заливе использовали эти ракеты. Конечно 5500 км дальности Х-101 это избыток, зачем столько керосина возить впустую, если его можно заменить на ВВ.
  11. -3
    4 апреля 2024 14:50
    Модульность конструкции , это зло , трата денег . Наш корабль построенный по модульному потоплен или серьезно поврежден , что делать с модулями, в чермет ? Нужна ракета с бч массой 800 кг , вот ее и делайте . В войсках возится с перестановкой бч никто не будет , нужны и специалисты и места для хранения этих модулей.
  12. 0
    4 апреля 2024 18:11
    Может разумнее использовать тактические ракеты-с соответствующей дальностью-а не уродовать стратегические?
    1. -1
      10 апреля 2024 11:12
      Она и есть не ядерная КР....Если можно доставить 1тн вместо 0,5 , то зачем отказываться?
  13. -1
    4 апреля 2024 18:14
    (ВКС) Российской Федерации (РФ) применили крылатую ракету (КР) Х-101, несущую боевую часть (БЧ) массой около 800 килограмм, что почти в два раза больше массы штатной БЧ.

    Ну надо же на третий год войны сподобились и додумались. А что мешало это сделать раньше и повысить почти в два раза эффективность этих дорогущих стратегических ракет. Сколько их за это время было потрачено с прежней БЧ. Кстати и калибры также нужно переделать. Зачем им для украины 2500 км дальности.
  14. 0
    4 апреля 2024 20:40
    Рискую получить кучу минусов, но скажу, что думаю по поводу всех этих не имеющих аналогов "иксов" - им не место в решении тактических и оперативно- тактических задач СВО. Крылатая ракета заведомо превосходит по дальности всё, чем мы располагаем на линии боевого соприкосновения, а её заряд (в конвенциальном снаряжении) не достаточен для поражения серьёзных сооружений.
    Нам нужны сверхбомбы в исполнении УМПК, но не в виде полугаражных эрзацев, а в виде планеров высокого аэродинамического качества, в которые заключается такая бомба (разумеется без стабилизатора), являясь при этом основной несущей конструкции. Оснащённая небольшим пульсирующим реактивным двигателем и конформным топливным баком такая машина способна перекрыть всю территорию Украины, а в перспективе Польши, Румынии, Финляндии, Прибалтики и всех прочих, кто просится на войну.
    При этом данное оружие значительно превосходит любую крылатую ракету по поражающему действию, но значительно дешевле и может выпускаться массово.
    А крылатые ракеты оставьте для Великобритании, Франции, Испании и прочих, кто думаетт, что они в глубоком тылу в будущем европейском замесе.
  15. +1
    4 апреля 2024 20:56
    Разумеется, речь идёт о замене БЧ непосредственно в войсках

    Вот этого я-бы делать точно не стал. Надежнее сделать два варианта на заводе, чем колхозить на месте: с тяжелой БЧ + уменьшенная дальность и наоборот. Тем более, что сейчас наиболее востребован первый вариант.
  16. 0
    Вчера, 15:34
    Пора бы старые пкр,кр применять на Украине. Что им без дела лежать и стареть. Потом ещё тратиться на утилизацию.