Схема закупок и ремонта военной техники от Сергея Шойгу, и новый состав ВПК

25
На очередном селекторном совещании, в котором принял участие министр обороны Сергей Шойгу, рассматривался вопрос о том, по какому принципу в рамках Гособоронзаказа будут заключаться контракты на ремонт и обслуживание военной техники. Тема Гособоронзаказа, а точнее его уже ставших обыденными срывов, за последние несколько лет (с того момента, как было объявлено о существенном финансировании модернизации и перевооружения армии) приобрела явно болезненный оттенок. Именно этот оттенок всякий раз заставляет обращать повышенное внимание на все те решения, которые в сфере ОПК принимаются или обговариваются в качестве потенциально возможных.

Сергей Шойгу заявил, что при заключении контрактов с предприятиями ОПК необходимо полностью нивелировать риски, для чего целесообразно перейти на следующую схему: кто технику производит, тот ее впоследствии и ремонтирует. С точки зрения министра, такая схема позволит привести к тому, что риски закупок некачественной военной техники у предприятий оборонно-промышленного комплекса будут сведены к минимуму, а, стало быть, снизится нагрузка на государственную казну. Кроме того, после принятия такого решения, предприятиям ОПК будет финансово выгодно произвести полную модернизацию своего оборудования, а также весь комплекс мероприятий по повышению квалификации своих сотрудников. Другими словами, министр обороны сделал упор на то, что выпуск откровенно некачественной техники приведет к тому, что самим же выпускающим предприятиям придется идти на дополнительные расходы, чтобы свои вынужденные или невынужденные ошибки исправлять.

Такое предложение от действующего министра обороны нашло как сторонников, так и противников. Сторонники идеи Сергея Шойгу дают понять, что в предложении главы военного ведомства есть целый спектр достоинств, главным из которых является экономия бюджетных средств и повышение качества выпускаемой продукции. Экономия бюджета в этом случае может заключаться в отсутствии ряда посредников между Министерством обороны и производственным предприятием. А, как известно, чем меньше посредников в виде практически бесконтрольно работающих фирм, тем меньше шансов потерять определенный процент средств, выделяемых на ремонт военной техники.

Оппоненты же не готовы столь оптимистично воспринимать идею Сергея Шойгу. Они видят, по меньшей мере, один изъян в предложенной министром схеме. По их (оппонентов) мнению, государство в таком случае не только не выиграет по деньгам, а наоборот, окажется перед необходимостью осуществлять новые затраты. Дело в том, что оборонные предприятия, поставляющие ту или иную технику в войсковые части, часто находятся за тысячи километров от этих частей. И если, к примеру, у танка или вертолета в ходе эксплуатации выйдет из строя тот или иной блок (узел), то транспортировать технику непременно на завод-производитель будет для казны слишком накладно.
Кроме того, критики идеи Сергея Шойгу заявляют, что при нынешних условиях нестабильности рынков совершенно невозможно заключать долгосрочные контракты по ремонту военной техники с компаниями-изготовителями. Смысл в том, что вроде как никто не может наперед знать о ценах на ремонт, к примеру, танка Т-90А на ближайшие 10-15 лет.

В принципе, такую проблему можно было бы решать заключением контрактов, рассчитанных не на 10-15 лет технического обслуживания того или иного объекта военной техники, а, к примеру, на 3-5 лет. Однако, почему-то, этот вариант противники идеи министра не рассматривают.

Чтобы использовать очевидный антикоррупционный посыл Сергея Шойгу, но при этом не доводить до того, что при любом удобном и неудобном случае вышедшая из строя техника отправлялась для ремонта по адресу ее изготовителя, эксперты высказывают свои предложения. Одно из таких предложений выглядит как использование опыта СССР при производстве и ремонте техники военного назначения. Суть предложения в том, чтобы Министерство обороны закрепило за собой определенное количество ремонтных мощностей в различных регионах страны. На этих мощностях выполнялись бы работы ремонтного характера без использования услуг многочисленных посреднических контор. Это позволило бы сократить сроки проведения работ и выполнять, скажем так, ремонтный сегмент плана Гособоронзаказа без задержек, которые проявляли себя всё последнее время.

Пока в Министерстве обороны решают, по какому же пути продолжать движение, чтобы ГОЗ не был в очередной раз сорван, распоряжением №114-р Правительства РФ был объявлен новый состав Военно-промышленной комиссии. ВПК – это особый правительственный орган, который осуществляет организацию деятельности структур исполнительной власти в плане решения военно-промышленных вопросов обеспечения безопасности страны (в том числе обеспеченности войск военно-техническими средствами) и выстраивания системы правоохранительной деятельности.

Как и ожидалось, председателем ВПК остался зампред Правительства России Дмитрий Рогозин. Помимо него в ВПК входят еще 22 постоянных члена, среди которых можно выделить министра обороны Сергея Шойгу, директора Рособоронзаказа А.Потапова, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, министра внутренних дел Владимира Колокольцева, министра экономического развития А.Белоусова, министра финансов Антона Силуанов, начальника Генштаба Валерия Герасимова. Вошла в постоянные члены комиссии и министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Есть еще и 37, так сказать, непостоянных членов ВПК, среди которых - как руководитель Ростехнадзора Н.Кутьин, так и министр образования и науки Д.Ливанов. Насколько такая комиссия будет работоспособной, и насколько она позволит решать наболевшие проблемы с модернизацией российской армии, покажет, как всегда, время.
25 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    8 февраля 2013 08:30
    Моё мнение - Шойгу дело говорит. Ну а по доставке неисправной техники на ремзаводы - выручат техплощадки от МО в нескольких регионах (как было сказано выше "использование опыта СССР").

    Харэ, как грицца воровать. Пора обороной заниматься.
    1. +3
      8 февраля 2013 09:52
      "Пока в Министерстве обороны решают, по какому же пути продолжать движение, чтобы ГОЗ не был в очередной раз сорван"

      А я думаю, дело не в схемах закупок, а в отсталости ВПК, нехватки кадров и т.д.
    2. w.ebdo.g
      +9
      8 февраля 2013 10:39
      думаю, что следует пользоваться опытом не зарубежных стран, а опытом СССР.
      большинство зарубежных стран вомного раз меньше России. соответственно и логистика при ремонте совершенно другая.
      В СССР с этим справлялись без проблем. почему бы не изучить опыт прошлый и УСПЕШНЫЙ???
      зачем равняться на европу? пускай другие на нас равняются.

      так думаю.
      1. to4kavserdce
        +2
        8 февраля 2013 11:48
        Ты прав! Нахрен далеко идти???Достаточно обернуться назад и посмотреть на наших Отцов)))))))))советской закалки, все гениально и просто!!!
      2. 0
        8 февраля 2013 11:56
        Откуда это фото? Это же 72-и, да?
        1. Durant
          0
          8 февраля 2013 12:52
          И Т-72, Т-64-ки и если не ошибаюсь и Т-80 вверху справа...
          1. 0
            8 февраля 2013 16:37
            Это какое то из подразделений харьковского танкостроительного. Конкретно где проводится утилизация. Танчики на фото ждут слома на метал. Если пошукать в сети есть целая фотосессия с этого завода. Там фоток 20 не меньше было.
          2. 0
            10 февраля 2013 07:41
            Вроде только 64 и 72, красавиц 80 не видать.
      3. 0
        8 февраля 2013 16:25
        Насколкьо я вижу фотка с украинского завода ...
    3. +1
      8 февраля 2013 19:03
      Цитата: timhelmet
      кто технику производит, тот ее впоследствии и ремонтирует.

      Шойгу дело говорит - при таком раскладе производителю будет невыгодно поставлять некачественную технику - самому же с ней потом возиться.
      Еще я бы внес условие о том ,что в межремонтный период действует гарантия и если техника сломается до наступления времени очередного ремонта, то и ремонтировать ее будут бесплатно !!!
  2. +4
    8 февраля 2013 10:16
    ...и министр здравоохранения Вероника Скворцова.... А она то нахрена в этом совете? Танки на здоровье проверять будет?
    1. w.ebdo.g
      +1
      8 февраля 2013 10:47
      Женя, видимо стараются использовать людей с разносторонними знаниями и опытом.
      а вы считаете, что в армии здоровье солдата стоит не на одном уровне с качеством техники?
      ошибаетесь.
      боеспособность подразделения определяется не только количеством и качеством оружия, но и способностью личного состава к физическим и эмоциональным перегрузкам.
      а в бою, особенно ближнем, где техника не дает преимуществ - главное эмоциональная и физическая устойчивость личного состава.
      когда бойцы способны на одном духе своем не отдыхать по 3-4 суток, когда один может противостоять сотне врагов и в этом ему помогает моральная устойчивость.
      когда у командира даже 10-20 таких бойцов - это уже настоящее спецподразделение, которое можно спокойно выставлять в бой.

      так думаю.

    2. 0
      8 февраля 2013 11:24
      Денежное довольствие военным резать.
      В своём министерстве это она очень эффективно делает. Рассказывает по ящику о суперзарплатах в 30 тыс. рублей. А в реале молодые специалисты (неврологи, окулисты и проч.) по три тысячи с нового года получают. меньше, чем санитарки. И эту социальную несправедливость решили устранить, сократив выплаты последним.
  3. +2
    8 февраля 2013 10:21
    Верное направление предлагает Шойгу. А насчет отдаленности за тысячи километров...Так у нас страны дальнего зарубежья покупают технику...и не плачут по поводу отдаленности ремонта в России.
  4. +2
    8 февраля 2013 10:36
    Своевременную сервисноую поддержку можно осуществлять только при наличии всех комплектующих рядом с неисправной техникой и условий ремонта.......специалисты могут и 10000 км прилететь. Если рядом с частями есть ремонтные мастерские со складами запасных частей то все будет впорядке
  5. anchonsha
    +1
    8 февраля 2013 10:48
    Предложение Шойгу невыгодно казнокрадам, так как заведомо лишает возможности влезть в цепочку отношений между ОПК и армией разным посредническим фирмам и фирмочкам
  6. +1
    8 февраля 2013 11:29
    Схема Шойгу выглядит лучше. Проблемы с ремонтом можно решить на подобие сервисных центров автопроизводителей. Однозначно ремонтные работы будут состоять только из ремонта случайно сломавшихся деталей. большая часть ремонтных работ будет сводиться к плановому ременту и замене агрегатов, израсходовавших ресурс. Следовательно нужно помочь производителям учредить по округам сервис центры и все.
  7. 0
    8 февраля 2013 11:49
    А как же ремзаводы в разных регионах?
    На гражданке ремонтом и обслуживанием бытовухи занимаются частные мастерские, которые связаны с изготовителями запчастями и обучением.
    КБ, завод и мастерская это разные вещи.
    Заключать договора на выполнение задания на тендерной основе - вот задача комиссии.
    Я как-то против нагружать производителя.
    А клеймо военприёмки при СССР котировалось выше знака качества.
  8. luta
    0
    8 февраля 2013 14:55
    Дяди не путайте ремонт и изготовление.Другой техпроцесс и другие структуру. Ремзаводы обязаны быть.Вся суть в том что почти все заводы за время бутареточника были закрыты
  9. phantom359
    0
    8 февраля 2013 15:12
    Правильное решение у Шойгу. Брак - сам восстанавливай. При Союзе у нас постоянно доработчики с Ташкента сидели. Чуть что не так. сразу устраняли неисправность или конструктивную недоработку. Основной болячкой у нас был подшипник на Д30КП, малый ресурс, так они ( доработчики) довели его до ума.
  10. +2
    8 февраля 2013 16:32
    Ох уж кое-кто боится потерять кормушку с бюджета ... Уже и проблемму придумали - логистическую. А к примеру такой момент, что в каждом войсковом соединеии имеются ремонтные мастерские они просто нехотят рассматривать. Вполне можно укомплектовать ремзоны заводскими, гражданскими специалистами, которым будет платить завод. К примеру главные специалисты заводские, а среднего и нижнего звена местные, обученные на заводе. Сплошные достоинства и логистика несложная. К примеру вышел из строя узел - вместо отправки всего изделия на завод изготовитель демонтировали, оценили сложность, сделали сами или таки отправили, в зависимости от сложности. Если серьезный брак, то за счет бракодела и транспортировка. Если модернизация то в зависимости от заказчика - устранение дефекта за счет завода, обновление - по новому контракту от заказчика ... да че я тут распрягаюсь, это же все элементарно, только нужно воров от кормушки отлучить.
  11. spok
    0
    8 февраля 2013 18:16
    у власти вор на воре
    какой прок с этих говорилен о сердюкове и прочих
    нужны реальные дела
    вор должен сидеть в тюрьме
    как говорил Леонов :
    -Украл -тюрьма!
    -Отсидел, вышел, украл, тюрьма!
    -Романтика!
  12. -1
    8 февраля 2013 18:37
    Разрушать было легко .... а вот создать что-то путное трудно, особенно не специалистам, да еще которые не хотят советоваться со знающими людьми ... Портянки отменить - пара пустяков, а вот обуть армию покарячишся. Двести лет российская армия в портянках ходила и всех долбала в прах ... как-то в чулочках да в дурацких берцах воевать будут?
    1. 0
      9 февраля 2013 04:06
      Дело не в портянках,а в инертном мышлении.Мол деды дедов ходили и вы походите,типа покорячтесь с мое.Так армия и корячится вместо боевой подготовки глупая спесь.
  13. rubber_duck
    +2
    8 февраля 2013 19:55
    Сергей Шойгу заявил, что при заключении контрактов с предприятиями ОПК необходимо полностью нивелировать риски, для чего целесообразно перейти на следующую схему: кто технику производит, тот ее впоследствии и ремонтирует. С точки зрения министра, такая схема позволит привести к тому, что риски закупок некачественной военной техники у предприятий оборонно-промышленного комплекса будут сведены к минимуму, а, стало быть, снизится нагрузка на государственную казну. Кроме того, после принятия такого решения, предприятиям ОПК будет финансово выгодно произвести полную модернизацию своего оборудования, а также весь комплекс мероприятий по повышению квалификации своих сотрудников. Другими словами, министр обороны сделал упор на то, что выпуск откровенно некачественной техники приведет к тому, что самим же выпускающим предприятиям придется идти на дополнительные расходы, чтобы свои вынужденные или невынужденные ошибки исправлять.

    Боже мой, эти дурачки до сих пор думают, что Вооруженные силы могут если не стать рентабельными, то, по крайней мере, висеть у этого порога... Бл...ин! Рентабельной армия может быть только при захвате новых, богатых сырьем, территорий. А ремонтировать технику должен ближайший ремзавод!!! Чтобы не таскать ее по и без того задыхающимся ниткам железных дорог через неимоверные просторы. И для этого эти ремзаводы должны быть распределены по территории страны. Нету? Построить, бл...ин! А для того, чтобы не закупать некачественную технику, в проклятом тоталитарном СССР существовал институт военной приемки.

    "Финансово выгодно"?.. Автор, это замечательная фраза, отлить ее в граните, как любил говаривать наш "текущий" премьер-министр. Что такое "финансовая выгода"? Что это, блин?.. О чем это Вы вообще, вместе с главпожарным?..

    По поводу срыва госзаказа. Так там надо не "риски нивелировать", а, блин, в конце концов, добиться хоть какой-то ответственности от формально ответственных людей. Задать вопрос: почему сорван госзаказ по такой-то позиции? Деньги не переведены? Слава Богу, ничего сложного нет, сдал-принял, расписался. Чья подпись крайняя? Где деньги? Не в курсе? Отмечено! Завод не справился с заказом? Кто ответственный? Отмечено! Завод физически не мог справиться с заказом? Какая светлая голова этому заводу заказ передала? Отмечено! По итогу отмеченных расстрелять, а лучше перевешать, ибов том списке Ахмедов и Махмудов будет сверх всякой меры... Подытожу, ответственные должны эту ответственность нести! Пока этого не будет, так и будем "риски нивелировать" и "выигрывать по деньгам", а в ВС ни новой, ни отремонтированной техники не будет.
    1. СтарыйСкептик
      0
      9 февраля 2013 01:01
      А почему рмзаводы и рембазы не передать на баланс производителя? Разумеется с повешеньем виновных в срыве. Проблемы надо решать комплексно и комбинировано. Производитель имеет уверенность в завтрашнем дне, что получит и долгосрочный контракт (на весь жизненный цикл), и долгосрочный геморрой с ремонтом брака и устранением недоработок.

      Что может быть лучше, чем уверенность в завтрашнем дне? lol
      1. go
        0
        9 февраля 2013 17:26
        Только ответственностью проблему не решить, надо разработать механизм: главное, организовать всё так, чтобы производителю не выгодно выло заниматься ремонтом, чтобы он на этом не мог много зарабатывать.

        Есть такой график вероятности распределения брака принятый в промышленном производстве (извиняюсь на русском не нашёл - см. ниже), так вот больше всего выходов приходиться на начальный и конечный этап эксплуатации, поэтому на начальном этапе надо обязательно заключать договор на ГАРАНТИРОВАННОЕ обслуживание с производителем - в таком случае ему очень не выгодно будет делать брак! На среднем и конечном этапе можно в принципе обсуждать обслуживание за плату, т.к. у экспуатанта также должна быть заинтересованность соблюдать регламенты! Но конечно, это обслуживание должно быть дешевле чем на рынке, т.к. маржинальность запчастей и работ должна быть минимальной.


        В плане удалённости производителя от эксплуатанта - вполне нормальная международная практика, когда производитель на местах организует склады с наиболее востребованными запчастями также как и смены квалифицированного обслуживающего персонала.
  14. +1
    10 февраля 2013 08:12
    Вот читаю комментарии некоторых и диву даюсь - неужели в армии никто не служил?. Пишу как было в ВС СССР и РФ до недавнего времени. У каждой единицы вооружения и техники есть жизненный цикл в который входит изготовление, текущее обслуживание, текущий, средний, капитальный ремонты поставка на эксплуатацию и по новой ТР, СР, КР и как правило - утилизация. Так вот при получении новой единицы в подразделение (на примере танка) осуществлялся прием и ввод в строй образца (закрепление экипажа, выверка прицельных приспособлений, сезонное обслуживание и т.д - комплекс мероприятий большой), затем шла эксплуатация образца (как часть жизненного цикла) - на этапе эксплуатации могли возникать и проявляются различные поломки и дефекты. Всё это время (если не ошибаюсь до среднего ремонта) образец находится на гарантии. как в целом объект так и по его узлам и агрегатам. Если возникали поломки или отказы не связанные с эксплуатацией (что зачастую сложно было доказать заводчикам) то составлялась рекламация, объект выводился из эксплуатации и ждали заводчиков для устранения поломки (отказа). В случае если происходил отказ после гарантийного срока осуществлялся текущий ремонт силами ремонтных рот, батальонов на местах базирования. При более серьезных поломках проходил средний ремонт силами ремонтных батальонов и баз в рамках армии (серечь объединения), капиталка как правило проходила на БТРз в пределах округа. Вторая капиталка могла проводится на заводах изготовления. Все ремонтные органы на местах имели запас МТС для проведения необходимого ремонта. Имели специалистов и подвижные средства ремонта для организации ремонта в полевых условиях (целые заводы были на колёсах). Ремонт в армии носил название ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ! Написано что наработка образца до среднего ремонта 12 тыс км - сломался не сломался - будь добр пожаловать в ОРБ для ремонта и замены того что может выйти из строя. Межремонтные сроки прописаны в приказах и наставлениях, инструкциях по эксплуатации.
    Это очень в кратце.
    Вопрос - какого необходимо огород городить и что-то придумывать!? Завод изготовитель так или иначе принимал участие в жизненном цикле изделия и так или иначе заводчики приезжали в войска, а при приёме нового типа и по году жили в войсках пока не появлялась практика использования и эксплуатация комплекса в войсках. Зачем заводы по ремонту расформировали? Зачем ремонты передали на заводы изготовления? Для того чтобы заменить коробку КУВ 15 на Т-80 его что нужно в Нижний гнать? Когда она силами рем роты полка, бригады меняется в течении 4 часов (с перекурами)? Немцы проиграли в том числе знаете почему? Потому что весь ремонт они проводили в Германии, а наши деды в поле!
  15. saf34tewsdg
    0
    10 февраля 2013 12:21
    Представляете, оказывается, у наших властей есть полная информация про каждого из нас. А сейчас она появилась и в интернете 4url.ru/14574 Очень удивилась и испугалась,
    мои переписки, адреса, телефоны, даже нашло мое обнаженное фото, даже не представляю от куда. Радует только то, что данные можно удалить из сайта, конечно же, воспользовалась и всем советую не медлить, мало ли