Ислам и запрещенный в РФ ИГИЛ – почему невозможен знак равенства. Послесловие к трагедии в «Крокус Сити Холле»

21
Ислам и запрещенный в РФ ИГИЛ – почему невозможен знак равенства. Послесловие к трагедии в «Крокус Сити Холле»


Симулякр против халифата


При анализе трагедии в «Крокус Сити Холле» не раз упоминалось запрещенное в России ИГИЛ, взявшее на себя ответственность за злодеяние.



К сожалению, у далеких от религии людей подобное отождествление может вызвать ассоциацию с исламом.

Да и сами террористы свой анклав называют халифатом, объявив о его создании десять лет назад – 29 июля 2014 года, в первый день священного в исламе Рамадана, что в контексте дальнейшего кровавого пути ИГИЛ, в том числе и относительно мусульман, выглядит оскалом шайтана.

Игиловцы не только убивают мусульман, но и уничтожают их культурное наследие, не говоря уже о представителях иных конфессий и их памятниках. Соответственно, к ним вполне применим термин Л. Н. Гумилева: антисистема.


Иерусалим – центр традиционных конфессий, которым следует объединить усилия в противостоянии терроризму

Но если игиловцы – не мусульмане, то откуда взялась их идеология и что лежит в ее основе? И каковы их различия с халифатом?

Для ответа перенесемся в VII столетие, когда на руинах вчера еще могущественной державы Сасанидов и значительной части ромейских земель халифат и образовался.

Одним из знакомых событий в процессе его складывания стало падение Иерусалима в 637 году, бывшего в тот период частью империи Ромеев.

Согласно преданию, почитающийся праведным в исламе халиф Умар (634–644) вошел в город один и лично принялся убирать мусор на месте некогда возведенного Соломоном храма и где ныне высится купол Аль-Аксы.

Представить себе за подобным занятием игиловского «халифа» аль-Багдади (2014–2019) попросту невозможно, ибо человек с деструктивным мышлением не способен созидать.

Тогда же жители Иерусалима во главе с патриархом Софронием заключили договор с халифом. Его текст приведен в труде жившего на рубеже VIII–IX вв. историка Ат-Табари, а также на страницах ряда научных работ, в частности – выдающегося арабиста О. Г. Большакова.

Небольшой отрывок:

Вот те гарантии неприкосновенности (аман), которые раб Аллаха Умар дал жителям Илии. Он дал им гарантию неприкосновенности им самим, их состояниям, их церквам и их крестам, их больным и здоровым и всей их общине. Поистине, в их церквах не будут селиться и не будут они разрушены, не будут умалены они, ни их ограды, ни их кресты, ни их достояние, и не будут притеснять их за их веру и не нанесут вреда никому из них.

Сравните: живущих в Ираке христиан-ассирийцев террористы подвергли преследованиям, в частности изгнав насельников из монастыря Мар Бехнам, разрушив его.


Уродливая гримаса постмодерна

Где здесь декларировавшееся аль-Багдади возвращение к истокам ислама, в рамках которых и согласно Мединской конституции 622 года мусульмане, христиане и иудеи составляли единую умму.

Позволю себе небольшое отступление от темы – хронологическое, но не концептуальное. Ибо все традиционные общества обладают схожей парадигмой мышления.

Вообще, аналогии рассматриваемых событий с иными, даже принципиально далекими эпохами, нередко уместны.

Я в этом плане люблю ссылаться на «Речение Ипувера» – памятник о потрясших Древнее царство Египта бедах и датированный примерно XVIII веком до Р. Х., а впечатление, будто он посвящен, скажем, происходившему в России 1917 года.

Отступление первое


Поэтому перенесемся буквально на минуту в Россию начала XVII века. Смута. Григорий Отрепьев выдает себя за царевича Дмитрия.

Народ отнюдь, вопреки пушкинскому «Годунову», не безмолвствует. Поддерживает. Законный же, в его представлении, царь на троне. Рюрикович.

Проходит менее года и тот же народ жестоко расправляется даже не с Отрепьевым, а с его трупом.

Причина: Григорий, следуя народным представлениям, играл в царя, что в условиях сакрального восприятия власти последнего выглядело величайшим кощунством, достойным смерти и последующего поругания останков.

Так и ИГИЛ, в контексте восприятия традиционным исламским обществом именно играет в халифат, следовательно – кощунствует и даже богохульствует.

Соответственно, неуместно отождествление подлинного халифата с его нынешним симулякром и уродливой гримасой постмодерна.

Об этом же пишет и историк-востоковед С. А. Французов:

устраиваемые ее (ИГИЛ – Прим. авт.) адептами «шоу» с усекновением голов пленникам, по-видимому, отмечены чудовищной гримасой постмодерна.

Да и не зловещий ли оскал шайтана: взять на себя ответственность за преступление, совершенное в Рамадан.

С почтением к людям Писания


Возвращаемся в VII век.

Первые халифы относились с почтением к людям Писания и не отличались избыточной, выходящей за рамки военной необходимости жестокостью.

Кстати, именно в сторону Иерусалима поначалу обращал свой взор во время намаза Мохаммед.

Больше того: принявший ислам английский ученый Мартин Лингс приводит в своей работе отрывок из предания:

После завоевания Мекки Пророк обнаружил в Каабе изображения Авраама, Марии и Иисуса (мир им) наряду со многими другими картинами и статуями многочисленных языческих божеств. Он уничтожил все языческие, но не дал разрушить Авраама, Марию и Иисуса:

«Кроме иконы Девы Марии с младенцем Иисусом и картины с изображением старца, называемого Авраамом, стены внутри Каабы были покрыты изображениями языческих божеств. Положив руку на икону, Пророк сказал Усману проследить, чтобы все остальные картины, кроме Авраама, были стерты.

Вряд ли в застланном потоками невинной крови воображении аль-Багдади подобный поступок способен был уместиться.

ИГИЛ: в поисках истоков


Умар пал от руки перса-раба в 644. Умма выбрала халифом зятя Мохаммеда, Усмана – человека пожилого и благочестивого, редактора Корана, что вновь не бьется с утверждения аль-Багдади о возвращении ИГИЛ к истокам ислама.

Ибо кодификацию священной для мусульман книги можно рассматривать в рамках просвещенческого проекта, чего не скажешь об игиловцах. Их деятельность коррелирует разве что с пропагандой.

Но, увы, Усман был не чужд непотизма: понаставил родственников на ключевые посты. А те давай тратить казенные средства для личного обогащения, что трудно представить при суровом Умаре, следовавшим идеалам социальной справедливости – в контексте раннесредневекового исламского их понимания.

Так, прибыв под стены Иерусалима, халиф увидел своих, покидавших за несколько лет до того Медину бедно одетых воинов, облаченными в шелка и дорогие доспехи. Возмущенный, он кинул в них камень, а потом стал швыряться песком, дабы внешний вид воинов напоминал прежний.

При Усмане это стало анахронизмом. Но еще живых сподвижников Мохаммеда возмущала алчность родственников халифа.

В конце концов из Египта в Медину прибыла делегация с претензиями на злоупотребления ставленников Усмана, пообещавшего разобраться. Однако, когда делегация возвращалась домой, то перехватила письмо с печатью халифа, в котором наместнику Египта предписывалось арестовать жалобщиков.

Те тут же вернулись в Медину. Выяснилось, что письмо состряпал секретарь Усмана, которого, впрочем, халиф отказался выдать. Тогда египтяне взяли штурмом дом Усмана, а его самого убили. Так впервые мусульмане пролили кровь мусульман.

Умма избрала халифом Али – двоюродного брата и зятя Мохаммеда. Но против выступил наместник Сирии Муавия ибн Абу Суфьян.

Началась первая гражданская война в халифате. Ее судьбу решила Сиффинская битва 657 года. Победа склонялась на сторону Али.

Однако в решающий момент к его войскам подъехали некоторые воины Муавии с водруженными на остриях копий свитками Корана и предложением решить дело миром.

Али согласился, что вызвало возмущение части войска, полагавшей необходимым разбить мятежников и потому отколовшейся от халифа. Она составила секту хариджитов. Один из ее адептов позже убил Али, проложив основавшему династию Омейядов Муавии дорогу к власти.

Но хариджиты не сложили оружия, подняв в течение столетия 35 восстаний против халифата. И мусульманами они признавали только своих сторонников.

ИГИЛ следует той же стратегии, контрастирующей с отношением к иноверцам в самом халифате, когда христиане и иудеи, как «люди Писания» (ахль аль-китаб), были не только под защитой, но и инкорпорировались в интеллектуальную и политическую элиту.

Так, христианский святой Иоанн Дамаскин, равно как и его отец с дедом, занимал должность великого логофета при Омейядах.

Да и в Коране сказано:

Ты, несомненно, найдешь, что самые близкие по любви к мусульманам те, которые говорят: «Мы христиане!

Какие же игиловцы мусульмане, когда пропускают подобные слова из своей священной книги мимо ушей.

Для подлинного же халифата они вовсе не были пустыми: в раннее Средневековье исламский мир стал интеллектуальным центром Ближнего Востока и Средиземноморья.

В одной библиотеке Багдада, позже монголами уничтоженной, книг было больше, нежели во всей тогда еще переживавшей «Темные века» Европе.

И представить себе халифов или их подданных, крушащих памятники месопотамской культуры, как это делали упыри их ИГИЛ, попросту невозможно. Речь именно о продиктованном мировоззрением отношении, а не аффектом на поле битвы или в стенах только что взятого штурмом города.

Или взять столицу основанного Омейядами халифата – Кордову: по уровню грамотности, включая женщин, она занимала первое место в Европе.


Возведенная в VIII веке соборная мечеть Кордовы – памятник исламского зодчества

Статус же женщины в ИГИЛ принципиально иной. И грамотность, в том числе и подлинно религиозная, ей вовсе ни к чему.

Я позволю себе привести на сей счет пространную, но важную цитату из работы К. А. Кахиевой:

В июле 2018 года был зачитан доклад Королевского колледжа Лондона, в котором отмечались новые положения женщин в ИГ, в связи с меняющимися взглядами внутри организации по поводу слабого пола, который должен взять оружие в руки. Напомним, ранее женщинам не позволяли участвовать в полноценных боевых действиях. Причиной тому служили ИГИЛовские законы шариата, по которым воинская подготовка предоставлялась женщинам для того, чтобы от их рук погибали только кафиры.

Вывод данного доклада был заключен в то, что опасность, которую представляют женщины, может быть намного больше, чем предполагают официальные данные. «Мы считаем, что некоторые женщины могут теперь представлять особую угрозу безопасности, основанную на нескольких факторах», – говорится в докладе.

Среди таких факторов – выполнение функции охраны безопасности и соответствующая подготовка, которую некоторые женщины прошли на территориях, подконтрольных ИГИЛ, и возможность передавать эти навыки, в том числе своим детям, или применять их в других местах.

Кроме того, нарративы внутри самого Исламского государства, связанные с ролями женщин, тоже развивались, расширяя условия, при которых женщин можно попросить взять в руки оружие.

Касательно веротерпимости мусульман интересен пример в лице халифа аль-Мамуна (813–833).

Ему, по словам историка Р. А. Салимовской, посвящена уникальная в арабо-христианской литературе молитва за мусульманского правителя.

А в житии Феодора Эдесского аль-Мамун принял христианство с именем Иоанн и стал мучеником – согласно данному памятнику агиографической литературы халиф объявил народу о своем крещении и был растерзан возмущенной толпой.

Понятно, что это вымысел, а вот устроенный при дворе халифа диспут между православным и мусульманским богословом – реальность, неосуществимая при аль-Багдади.

Разумеется, было бы несправедливо утверждать, будто порою христиане не испытывали притеснения со стороны мусульман. Испытывали. Но надо понимать, что иной раз вспыхивавшие гонения приходились на кризис халифата и распространялись не только на христиан, но и на самих адептов ислама, отличного от господствовавшего течения.

Так было при суннитском халифе аль-Мутаваккиле (847–861), притеснявшим и христиан, и шиитов, и представителей философско-богословского направления мысли – мутазилитов. И разрушениям подвигались не только христианские святыни, но и шиитские. Однако все это не носило повсеместный и долгий характер.

Правление же аль-Мутаваккиля пришлось на период смены правящей элиты в халифате – с арабской на менее образованную – тюркскую. Состоявшая из последних гвардия свергла и убила халифа.

Фатализм, фанатизм, искаженное понимание джихада


В этой связи неудивительно распространение радикальных взглядов хариджитов среди самой необразованной части населения халифата – североафриканских берберов, что только роднит последних с игиловцами, опору которых составляют также непросвещенные массы.

Что лежало в основе учения хариджитов?

Фатализм, фанатизм, искаженное понимание джихада, как борьбы с «неверными» и не разделяющими взглядов хариджитов мусульманами, каковых большинство.

Такие особенности вероучения хариджитов – пишет религиовед Е. В. Зарубина –истолковываются и заостряются (а порой и искажаются) современными радикалами от ислама с целью идеологического обоснования терроризма. Вероучение хариджитов объективно содержит в себе возможность такой трактовки, которая превращает его в мощнейшее идеологическое оружие в руках террористов.

К традиционному и интеллектуальному исламу, в основе которого – многовековая культура, когда слова «мусульманин» и «философ», как пишет, если не ошибаюсь, выдающийся медиевист Франко Кардини, были синонимами, ИГИЛ не имеет отношения.

Однако не только малограмотностью обусловлено пополнение его рядов. Если говорить о военной верхушке, то здесь террористы должные отвесить низкий поклон американцам, поправшим нормы международного права и оккупировавшим Ирак, оставив не удел значительную массу офицеров бывшей саддамской армии.

Последним, кроме как в ИГИЛ, и податься оказалось некуда. Причем в массе своей, думается, это люди религиозно индифферентные, поскольку большинство из них ранее состояло в светской БААС.

Об их мотивации говорил и С. Лавров:

Сейчас самые эффективные боевики в ИГИЛ – это бывшие офицеры армии Саддама Хусейна, это всеми признается, которых просто выкинули на улицу и которым не на что было жить. Я их не оправдываю, но они пошли в ИГИЛ отнюдь не по зову сердца, а просто по финансовой нужде.

Кроме того,

успеху исламистского бума – пишут А. В. Федорченко, А. В. Крылов – в том числе в форме создания ИГ, в немалой степени способствовал кризис светских идеологий (прежде всего, западного либерализма и коммунизма), побудивший широкие мусульманские массы обратиться к более близким им по духу, по менталитету сугубо религиозным ценностям.

Обратите внимание: кризис в халифате привел к смене элит: как я уже выше написал – с культурной арабской на менее образованную тюркскую.

То же самое и сегодня: кризис светской государственности в ближневосточных странах позволяет ИГИЛ инкорпорировать в свои ряды малообразованных адептов.

Отступление второе


По поводу кризиса светской идеологии и либерализма – и да, и нет. Кризис кризисом, но давайте вспомним «Конец истории» Ф. Фукуямы, по мысли которого в мире восторжествовал либерализм, так как люди более не готовы жертвовать собой ради идеи.


Так прав ли Фукуяма?

Последующие, начиная с 11 сентября 2001 года, события на первый взгляд опровергли выводы Фукуямы. Но он писал не о сиюминутной победе либерализма, а о его торжестве в исторической перспективе.

И вот мы видим граждан, которые не прочь убивать просто за деньги, без всякой идеи, и при этом не готовы умирать, в отличие, скажем, от террористов на Дубровке, с фразой одного из них:

Мы хотим умереть больше, чем вы жить.

Подобная сентенция менее всего ассоциируется с кадрами допросов схваченных в брянском лесу обвиняемых.

Не есть ли в данном стереотипе поведения – повод задуматься над правотой Фукуямы? Быть может, мы вступаем в эпоху, когда людей попытаются массово убивать просто за деньги, что мы и наблюдали в «Крокус Сити Холле».

Устроившие там бойню, по оценке специалистов – Президента ассоциации ветерана «Альфы» С. А. Гончарова, в частности – профессионалами не были.

И, думаю, непрофессионалы сейчас активно пополняют и ряды самого ИГИЛ. Причину верно назвали А. В. Федорченко и А. В. Крылов:

У мусульман стран Ближнего Востока и Северной Африки объективно проявляется ощущение проигрыша соседним цивилизациям, которые успешно приспосабливаются к конкуренции в новом глобальном мире, осознание несправедливости политики внешнего мира, особенно Запада. На этих чувствах играют местные элиты, не желающие идти на системные реформы. Этот синдром приобретает агрессивный характер.

И таких недовольных террористам проще использовать в качестве пушечного мяса, предварительно накачав психотропными веществами, нежели посредством длительного обучения делать из них хорошо подготовленных и религиозно мотивированных бойцов.

Причем некоторые недовольные действительно мечтают о халифате, как царстве справедливости, но в силу низкого уровня образования имеют весьма искаженные о нем представления, оттого и разрушают древние памятники архитектуры и убивают, в том числе и мусульман.

Еще, по словам А. В. Федорченко и А. В. Крылова:

Основная задача «Исламского государства» – вести по приказу Всевышнего джихад против всех неверных.

Но идея джихада как войны с «неверными» нашла массовое применение только в виде реакции на Крестовые походы.

Подытоживая: представители традиционных конфессий должны объединиться для противостояния террору как антисистеме и своего рода антицивилизации, в том числе и путем просвещения – не религиозной пропаганды, а именно знакомства с подлинными основами мировых религий.

Использованная литература:
Старости А. Н. Идеологические истоки ИГИЛ, практики адаптации и методы информационного противодействия радикалам
Французов С. А. Полифония ислама. Лики исламского модернизма
Зарубина Е. В. О религиозной компоненте исламского фундаментализма
Рачинский В. П. Структура вооруженных сил и идеология исламского государства Ирака и Леванта
Салимовская А. Р. Образ халифа аль-Мамуна и его трансформация в памятниках средневековой арабо-христианской культуры
Федорченко А. В., Крылов А. В. Феномен Исламского государства
Кахиева К. А. Роль женщин в террористической организации ИГИЛ
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +16
    10 апреля 2024 05:29
    Да никто у нас с обычными мусульманами не борется, верит человек, да ради бога. А вот неконтролируемая миграция возмущает, возмущает неравенство, возмущают диаспоры, и поведение отдельных личностей. Когда извините в центре Москвы стреляют из автоматов в воздух, мне говорят, традиции будьте терпимы. Зато если я выйду и начну стрелять в воздух, меня тут же хлопнут. Я устал от хамского поведения, я устал от того что в моей стране можно подойти и ударить девушку на пробежке просто потому что она не по корану одета, я устал от того что государство защищает их, а не меня,я устал от того что эти люди уже начинают меня учить жить в своей стране, я устал что в моей стране можно убить добрую сотню моих соотечественников, а в ответ услышать: ну извините Россия не для русских, и все.. За державу обидно, за страну... А вы еще говорите мне быть терпимее.....
  2. +8
    10 апреля 2024 06:43
    Если вкратце автор хочет доказать,что ИГИЛ и применяемые им террористические методы никакого отношения к исламу не имеют-предположим это так,но проблема в том,что такие же методы применяют и многие другие исламские течения.Не буддистские,не христианские,а именно исламские. Так что сказать,что проблема не связана с исламом-ошибка.
    Теперь по выводам автора, с ними все совсем плохо. Начнем с того,что терроризм это метод, способ действия, а не идея. Для примера,человек любит девушку и хочет ее покорить с помощью подарков. Подарки это его метод . Можно ли бороться против подарков ? Нет это абсурдно, если перед нами стоит такая задача, бороться нужно против человека.
    Бороться против способа действия бессмысленно априори. Поэтому лозунг "борьбы с терроризмом" придуманный западными политтехнологами в начале 90-х это абсолютная ложь и манипуляция.Чем больше мы "боремся с терроризмом" и чем больше денег на это тратим,тем больше его возникает и тем менее безопасной и удобной становиться жизнь.
    Если мы хотим победить этот метод используемый для достижения каких-то целей нужно ликвидировать условия при которых люди к такому методу прибегают. Терроризм это социальная болезнь,нужно изменить сами условия жизни людей и тогда им не нужно будет прибегать к таким методам и использовать такие методы в государственной политике.
    Бороться же с терроризмом путем религиозных проповедей от "традиционных конфессий" это все равно ,что бороться против прорыва дамбы в Орске путем чтения молебна.
    1. +1
      10 апреля 2024 08:16
      Чем больше мы "боремся с терроризмом" и чем больше денег на это тратим,тем больше его возникает и тем менее безопасной и удобной становиться жизнь.
      Терроризм,прежде всего,это бизнес.И хороший бизнес.Бизнес,основанный на страхе.
    2. +2
      10 апреля 2024 11:18
      "Если вкратце автор хочет доказать,что ИГИЛ и применяемые им террористические методы никакого отношения к исламу" Я доказываю, что не имеет отношения к халифату первых веков, к истокам которого апеллируют игиловцы. К нему - не имеет. И я постарался свою точку зрения аргументировать.
  3. +6
    10 апреля 2024 06:44
    Всё это конечно интересно.Но после арестов непосредственно причастных к теракту и их пособников так и не появилось информации кто стоял за этими событиями.Не выбрасывается информация о новых доказательствах, о бармалеевском следе ,об украинском.Но промелькнула в сети информация о проведенном соц.опросе среди мигрантов,который показал,что 65% опрошенных готовы с оружием в руках готовы отстаивать свою самоидентичность.
  4. +2
    10 апреля 2024 06:46
    Причем тут ислам, ИГИЛ...
    Есть люди, выросшие и воспитанные в ранне-средневековом, племенном (и не европейском средневековом) обществе. Неграмотные. С соответствующим менталететом, где драка, смерть, убийство - является элементом повседневной жизни.
    Они могут быть шибко религиозные любой веры - могут нет, как исполнители в Крокусе.
    Их интеграция в современное общество требует десяток тысяч человеко-часов всяких социальных работников индивидуально - с целью обучения и (пере) воспитания. С 50/50 шансами на успех.
    В нашей стране такие индивидуумы являются в подавляющем большинстве мусульманами.
    Вот завезут первые 10 тысяч негров - будут и другие.
    Тратить на их адаптацию деньги - никто не собирается. Проще население опустить до их образовательного уровня.

    И обьеденятся надо не для борьбы с терроризмом. А для борьбы с привозом таких застрявших в первом веке нашей эры деятелей. Терроризм - это то, что в то время было просто жизнью.
    А особенно - с эррозией страны этими "новыми россиянами" в юстиции, полиции и на любых руководящих должностях.
    Менталитет не исправишь. Взятки - это просто способ жизни в первом веке.
  5. +8
    10 апреля 2024 06:48
    Всё это конечно интересно. Но статья больше смахивает на оправдание мерзкого поведения так называемых мусульман на территории России.
    Обычно у россиянину, далёкому от любой религии все эти течения не интересны. Ибо на Руси из окон веков бить принято было не по паспорту или религиозной принадлежности, а по мрюорде. По этому вся эта шваль понаехавшая должна быть вышвырнута за границы России и пусть там сами разбираются кто из них хороший, а кто плохой.
    1. -2
      10 апреля 2024 11:21
      "о статья больше смахивает на оправдание мерзкого поведения так называемых мусульман на территории России." Я писал не об этом, умышленно обходя положение дел в мусульманских странах более позднего период истории.
  6. +6
    10 апреля 2024 07:05
    Проходит менее года и тот же народ жестоко расправляется даже не с Отрепьевым, а с его трупом.

    Причина: Григорий, следуя народным представлениям, играл в царя, что в условиях сакрального восприятия власти последнего выглядело величайшим кощунством, достойным смерти и последующего поругания останков.

    Так и ИГИЛ, в контексте восприятия традиционным исламским обществом именно играет в халифат, следовательно – кощунствует и даже богохульствует.

    Статья очень интересная, но сравнение русского народа времён Смуты с нынешним игилом(запрещённой в РФ организацией) это перебор.
    1. -1
      10 апреля 2024 11:22
      Речь шла о восприятии традиционным обществом власти. Оно в общем везде одинаковое.
  7. +6
    10 апреля 2024 07:25
    Маленькая ремарка.
    Прежде чем рассуждать про гримасы постмодернизма и запрещенные в РФ террористические организации.
    Режет "слух" цитата:
    Его текст приведен в труде жившего на рубеже VIII–IX вв. историка Ат-Табари, а также на страницах ряда научных работ, в частности – выдающегося арабиста О. Г. Большакова.

    Методологически и по-русски так нельзя писать.

    Ат-Табари - автор исторического источника.
    Большаков О.Г. - современный исследователь.
    А то получается, что этот текст где то хранится или хранился, а его мог нам предоставить и Ат-Табари и Большаков.
    Повторюсь, методологическая ошибка, если уж хотелось зачем то дать ссылку на Большакова, то пишем: Большаков в своей работе "История Халифата. Эпоха великих завоеваний", во 2 томе, приводит цитату из Ат-Табари.
    Отсюда и передергивание исторических фактов.
    Халиф Умар не просто мусор подметал, странно право зачем ему это? А начал расчищать площадку под мечеть Масджис ал-Акса, к чему присоединилась и свита. Существенная разница.
    Вся приведенные ситуации, о "миролюбии" того же Умара, вырваны из исторического контекста: у арабов просто не было сил завоевывать только силой территорию Сирии и Палестины, вот и были вынуждены идти на мирные договора.
    А вот против огнепоклонников в Ираке действовали точно также как "запрещенная организация" против современных последователей зороастризма.
    hi
    1. 0
      10 апреля 2024 11:29
      Я специально в статье подчеркнул, что убирание мусора "согласно преданию". Здесь добавлю: довольно позднему. Но то что Иерусалим не подвергся разграблению - точно. Про миролюбие Умара я не писал. И в данном случае согласен с Веллером: любое государство миролюбивое только если ему в войне ничего не светит. И, да, упрек в передергивании не очень понятен.
  8. +1
    10 апреля 2024 07:56
    Большое спасибо Автору, очень интересно и убедительно. Боюсь, убедительно не для всех.
  9. +6
    10 апреля 2024 08:24
    Религия-это всего лишь инструмент манипуляции сознанием людей.Причем,любая религия.
    К Вере она не имеет никакого отношения.
  10. +2
    10 апреля 2024 08:39
    Игиловцы не только убивают мусульман...

    Что мусульмане, что христиане, к сожалению, прекрасно убивали и убивают друг друга, что между конфессиями, что в рамкой свой конфессии. Полно примеров. А вражда внутри одной религии бывает еще более жёсткой, чем при борьбе с другой.
  11. +5
    10 апреля 2024 09:14
    Ну-да, ну-да... Нужно признать религией мира, а то.... Ага. Автор моргните три раза если Вас взяли в заложники. laughing
  12. +2
    10 апреля 2024 13:23
    Автор рассуждает политически сознательно и нравственно безукоризненно , однако надо понимать,что есть такое понятие как "зона риска". Например ,если вы курите или вы пассивный курильщик - у вас возрастает риск рака легких. Вроде как оно может и само собой случиться , даж в идеальных условиях, также и обратное - можно пыхать как паровоз и не будет ничего . Однако статистическая вероятность создает эту самую "зону риска", повышая в этой зоне вероятность плохого поворота вещей. Ну или другой пример - безопасный cекс. Можно грешить сколько угодно предаваясь БПС ,но статистическая вероятность подхватить чего-нибудь весёленькое будет возрастать - и неважно насколько вы будете в данном случае уверены что все пучком и уши торчком - вероятности на это наплевать. Она будет расти себе - может пересечётесь с ней,может нет.

    Также и тут - базара 0 , конечно же стоит разделять правильную,каноничную религиозность,которая типа за всё хорошее,мир жвачку и хороводы с улыбками , и плохих лопатобородых дядек ,которым нравится углубляться в средневековые натурные реконструкции. Но вообще говоря всё это есть зона риска -и от этого никуда не деться. Возможно не в этих волшебных и высокодуховных странах, но конкретно в нашей среде .
    "Хорошее" и "плохое" сосуществует в единой зоне риска -и имя этой зоне риска называется религиозно чуждая среда насыщенная приезжими.
    Соприкасание с этой средой повышает вероятность нехороших вещей - этого ведь автор не отрицает ?
    Разделение на "добро" и "зло" работает тем эффективнее, чем физически ощутимее эта граница - а в данном случае мы имеем дело со смесью , и доказывая что значительная часть этой смеси безвредна и дело лишь "в маленьких деталях" автор чистит карму но не изменяет ничего - даже небольшая доля метилового спирта в воде делает ее крайне деструктивной для здоровья.
    Даже небольшое присутствие любителей резать во имя веры среди тех,в чьей среде они могут эффективно замаскироваться - делает ВСЮ эту среду потенциально опасной.
    1. +1
      10 апреля 2024 14:17
      "...конечно же стоит разделять правильную,каноничную религиозность,которая типа за всё хорошее,мир жвачку и хороводы с улыбками ,..."
      Радикальный от не радикального отличается тем, что радикальный хочет резать глотки неверным, а не радикальный хочет, чтобы это делал радикальный. hi
      1. 0
        11 апреля 2024 07:43
        "Радикальный от не радикального отличается тем, что радикальный хочет резать глотки неверным, а не радикальный хочет, чтобы это делал радикальный. hi"по вашей теории - так это НЕ радикальное христианство Европы хочет - чтоб радикальные христиане Израиля долбали больницу с мусульманами?
  13. +3
    11 апреля 2024 15:47
    Не хочу ввязываться в трясину спора, но пусть поборники чистого Ислама приведут пример христианской террористической организации, которая действовала бы последние 30 лет и ставила своей целью уничтожение мусульман.
  14. 0
    14 апреля 2024 22:10
    Знак равенства между "истинно верующими" и "террористами", использующими религию для идейного декорирования своих далеко не благостных начинаний, ставить действительно нельзя. Но увы, слишком многие реакционные течения часто прикрываются вполне благонамеренными, понятными простонародью устремлениями, которые на самом деле просто камуфлируют их преступную сущность. А религия для этого, как правило, подходит как нельзя лучше, часто привлекая под знамена таких движений неграмотных и доверчивых простолюдинов. ИГИЛ же - классический образец такого проявления.