Весеннее обострение чувства долга. Государственного долга

30
Весеннее обострение чувства долга. Государственного долга


Посчитали, не прослезились


Коллективный Запад давно не удивляется, как США умудряются жить не по средствам, но сейчас недружественные страны, похоже, куда больше беспокоит, почему никак не удаётся загнать в долги Россию. Неслучайно иностранная пресса полностью игнорирует информацию о нашем госдолге, которая исходит от нас.



Причём некий обет молчания распространился и на так называемые «неофициальные» источники. Полная тишина царит, даже если информацию представляют главные контролёры страны – из Счётной палаты РФ.


А ведь именно из СП РФ, в последнее время явно ушедшей в тень без утверждённого председателя, при всём уважении к исполняющей обязанности Галине Изотовой, на днях напомнили, что объём госдолга России по итогам 2023 года вырос на 2,7 трлн рублей и достиг 25,6 трлн рублей. Это составляет 15 % ВВП.

В сравнении с теми же США, где давно зашкаливающий госдолг всей стране надо отрабатывать больше года – можно сказать, почти ничего. Для России, которая, по утверждениям европейских и американских политиков и прессы, «расходует триллионы на СВО», с чем никто и не спорит, поистине уникальное достижение.

И никаких манипуляций со статистикой, заметьте. Комментируя итоги анализа госдолга РФ, в аппарате аудитора Алексея Саватюгина справедливо отметили, что «долги надо уметь не только делать, но и делегировать».

Кто, кому и сколько?


Речь, как можно понять, идёт о том, что право и обязанность «занимать» всё больше переходит к регионам, банкам и компаниям, в том числе и с участием государства в капитале. При этом саму тенденцию снижения, прежде всего, внешних долгов, никто не отменяет.
Отнюдь не случайно, расчёты специалистов СП РФ из аналитической записки о годовом исполнении бюджета показали, что основной прирост долговой нагрузки на российский бюджет приходится на внутренний долг. Он по итогам 2023 года вырос на 10,8 % (2,03 трлн руб.) и составил 20,8 трлн рублей.

При этом не приходится пока говорить о существенном снижении внешней долговой нагрузки, хотя в иностранной валюте Россия теперь должна на 4,09 млрд долларов меньше. В настоящее время внешний долг РФ составляет 53,3 млрд долларов.

Тем не менее бюджетный показатель внешнего долга всё-таки вырос, причём весьма существенно. С чем это связано, объяснить не так сложно – во всём виновата девальвация рубля, которую уже вполне можно называть «очередной».

На наш взгляд, это именно так, поскольку финансовая система страны, как и граждане, адаптировались к росту курса доллара и евро с отметок в районе 70 и 80 рублей до 90–100 без каких-либо потрясений или, хуже того – паники.

Итак, в рублевом эквиваленте внешний долг России не снизился, а увеличился на 743,9 млрд рублей – до 4 782,4 млрд рублей.

Не «параллельный» экспорт – чужого долга


С точки зрения манипуляций с долгами, от которых надо по возможности избавлять федеральную казну, очень показательными, хотя и мизерными по объёму, нам представляются операции с вложениями в госдолг США. Объём таких вложений наиболее заметно сократился прошлой осенью.


В октябре Россия более чем в два раза – до 31 млн долларов сократила объём вложений в американские гособлигации. Это было отмечено после того, как в сентябре фиксировался рост до 73 млн долларов, связанный с покупками ценных бумаг гражданами и компаниями.
Похоже, кто-то располагал инсайдерской информацией о грядущей девальвации рубля, оперативно вкладываясь в валютные инструменты. При этом в ЦБ РФ с завидной регулярностью заявляли, что у Банка России нет гособлигаций США. Обратного никто – даже аудиторы СП РФ, доказать не в силах из-за полного отсутствия открытой информации.

В настоящий момент вложения в долгосрочные и краткосрочные гособлигации США остаются примерно на октябрьском уровне с существенным преобладанием долгосрочных.

На фоне суммы вложений 4,5 млрд долларов, которая фигурировала в данных американского Минфина в начале 2022 года, вполне можно говорить о том, что о российской помощи в работе ФРС с американским госдолгом можно забыть. Всерьёз и надолго.

Рано радоваться?


Остаётся с некоторой тревогой отметить, что компании, банки и регионы, в отличие от Минфина и ЦБ, сегодня не могут похвастаться ослаблением долгового бремени. Минфин успел отчитаться о росте суммарного госдолга российских регионов по итогам 2023 года на 14 %.

Не так много, но с учётом того, что темпы роста ВВП отстают от долгового показателя более чем втрое, тенденция не радует. Впрочем, в сумме регионы должны существенно меньше, чем страна в целом – 3,192 трлн рублей. Но не стоит забывать, что бюджеты регионов в сумме тоже существенно, даже очень – в разы уступают бюджету федеральному.

В связи с этим не может не внушать оптимизма предложение президента России Владимира Путина, сделанное в послании Федеральному Собранию – списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам, кроме инфраструктурных.

Судя по всему, параллельно с этим будет сведена к минимуму практика обязательного размещения облигаций федеральных займов, которые вообще-то из-за роста ставок становятся весьма привлекательными.

Впрочем, гибкая политика плавающих ставок, привязанных не к ставке ЦБ РФ, а к реальным показателям инфляции, может сбить любой спрос, даже близкий к ажиотажному. И снова, несмотря на то, что больших проблем с долгами, как и с финансами в целом, не видно даже на горизонте, буквально напрашивается идея новых «сталинских» облигаций или большого военного займа.
30 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    10 апреля 2024 06:19
    Нужен еще один банк. Та часть экономики,которая принадлежит государству,нуждается в собственном банке.ЦБ не выполняет этой миссии.Тогда можно было вводить безналичную форму расчетов."Есть ложь,есть большая ложь,а еще есть статистика."
    1. -2
      10 апреля 2024 09:44
      ЦБ не государственный банк. Он подчиняется ФРС напрямую. Наш президент всего лишь утверждает председателя ЦБ, а не назначает. А гос. банк с нужной функцией - ВТБ. Есть закон, в нём прописано про ЦБ.
      1. -1
        10 апреля 2024 21:23
        Он подчиняется ФРС напрямую.

        Ну, с какого перепугу вы взяли, что подчиняется напрямую. Не надо лгать.
        1. -2
          11 апреля 2024 11:22
          Почитайте закон о ЦБ.Если хватит разумения, то проаналируйте откуда берутся в экономике РФ деньги и кто это контролирует. И засуньте ваши претензии о лжи в портмоне. ЦБ РФ не подчиняется государству.
          1. -1
            11 апреля 2024 14:17
            Вы лучше сами почитайте, а то похоже вы не читали. А я знаю закон в совершенстве. В свое время закончил финансово-кредитный факультет и 20 лет проработал в ЦБ и ещё в Госбанке СССР и + в коммерческом банке. Кстати, Председатель ЦБ согласно закона утверждается Госдумой. Туда же представляется годовой отчет ЦБ. Госдума имеет право через счетную палату проверить ЦБ.
            1. 0
              12 апреля 2024 14:41
              Раз вы специалист, по поясните почему количество рублей приравнивается к количеству ЗВР? На каком основании? Ведь рубли внутренняя валюта, а ЗВР используются для внешних расчётов? Мы не производим ничего внутри и полностью зависит от финансовой системы запада?
              1. -2
                12 апреля 2024 15:15
                Мы не производим ничего внутри и полностью зависит от финансовой системы запада?

                Что ж ! Мы в самом деле ничего не производим? А как же мы воюем с НАТО? Не голодаем и даже экспортируем продовольствие.
                А какая у нас полная зависимость от финансовой системы запада? Может объясните.
                1. -1
                  12 апреля 2024 15:30
                  Понятно, что вы за специалист, на вопрос так и не ответили. А он ведь прост и вывод тоже прост.
                  1. 0
                    12 апреля 2024 15:37
                    Да, действительно о рублях и ЗВР не ответил. А ответ прост: рубли и ЗВР в практике не приравниваются друг к другу. Их приравнивают только некомпетентные журналисты и экономисты, не имеющие должного понимания о денежном обращении и забывшие политэкономию Карла Маркса. А ЗВР служат в основном только для балансирования международных расчетов, для исключения резких колебаний курса рубля на бирже.
                    1. -1
                      12 апреля 2024 15:49
                      Так почему не хватает рублей в экономике, если они не привязаны к ЗВР? Если не привязаны, то почему курс доллара всё время растёт?
                      1. -2
                        12 апреля 2024 16:01
                        С чего вы взяли, что в экономике не хватает рублей? Не хватает у лентяев, у убыточных предприятий, которых никто не хочет кредитовать. Остальные нормальные прибыльные предприятия кредитуются и за ними между банками идет борьба. Почему курс доллара растет? Потому что спрос на доллары на бирже не удовлетворяется размером поступающей выручки. Всё по Марксу цена зависит от спроса и предложения.
                      2. -1
                        12 апреля 2024 16:06
                        Странно. Если гос-во хочет поднять экономику, то кредитует под малый процент иначе она просто не поднимется. Так, если по вашему разумению ЦБ подчиняется государству, то зачем такая высокая ставка? Если внутри страны нет обращения долларов и они работают только на вне, то зачем заработав доллары конвертировать их в рубли, а затем обратно? Чтобы принести прибыль кому? А какие предприятия прибыльные: сырьедобывающие или производящие ТНП? Имею ввиду частные, а не государственные.
                      3. -1
                        16 апреля 2024 13:06
                        Цитата: AKuzenka
                        Странно.

                        Повышать Ваш нулевой экономический уровень , на ВО никто не будет . Учите матчасть самостоятельно . hi
                      4. -1
                        16 апреля 2024 13:10
                        Повышать Ваш нулевой экономический уровень
                        Конечно не будет. Потому и задаю "тупые" "вопросы" признанному "специалисту".
                      5. -1
                        16 апреля 2024 13:03
                        Цитата: Алексей Лантух
                        Почему курс доллара растет? Потому что спрос на доллары на бирже не удовлетворяется размером поступающей выручки. Всё по Марксу цена зависит от спроса и предложения.

                        laughing fool Выдуманное правило , денежная масса должна равняться товарной массе . Как это регулируется , избыточная денежная масса приводит к росту цены товара . Валюта является тем же товаром , что и нефть . Поэтому , все , что не может покрыть товарная масса , покрывается ростом цен на валюту . Для примера возьмем Украину , если даже товарная масса ВВП покроет только 10% расходов бюджета , то остальное покроют валютой, и чем ее больше , тем дешевле она будет в гривнах . hi
                2. -2
                  12 апреля 2024 15:33
                  Это не вы "коренная крымчанка, дочь офицера"?
      2. +1
        12 апреля 2024 13:46
        Да, вот только ВТБ год не платил купоны по субордам, оставив инвесторов с носом. Вот вам и госбанк! Ну и как они прикупили Открытие - там тоже десятки млрд потери для инвесторов.
    2. +8
      10 апреля 2024 09:56
      Цитата: Николай Малюгин
      Нужен еще один банк. Та часть экономики,которая принадлежит государству,нуждается в собственном банке.ЦБ не выполняет этой миссии.Тогда можно было вводить безналичную форму расчетов."Есть ложь,есть большая ложь,а еще есть статистика."

      Дикая, просто дичайшая дичь...
      1. Топ-10 банков по активам:
      Сбер, ВТБ, Газпром, Альфа, МКБ, НКЦ, Росколхоз, Совком, Открытие, Дом.рф
      Из них не государственные (квазигосударственные) только Совкомбанк.
      Более 80% банковского сектора под контролем (прямым или косвенным) государства.
      В бизнесе ситуация похожая. Доля государства в экономике страны порядка 60%.
      2. О какой безналичной форме расчётов вы говорите? Сейчас что, грузовики денег катаются между госконторами?
      3. ЦБ это вообще не банк. Это регулятор. С приставкой МЕГА.

      Для понимания, я более 20 лет работаю в банковской сфере и немного разбираюсь в этой кухне.
      1. 0
        10 апреля 2024 15:37
        а тинькофф куды девал начальник?))
        1. +1
          10 апреля 2024 18:40
          А он на 11-м )
          Ниже в рейтинге, конечно, ещё немало банков, но они относительно небольшие. И, повторюсь, 80% банковской системы под гос контролем.
      2. 0
        10 апреля 2024 22:10
        У нас чисто государственный коммерческий только Россельхозбанк, а остальные с участием государства. А, например, Альфа чисто частный. А ЦБ конечно банк, государственный. Он на своем балансе держит счета коммерческих банков, организует и проводит расчеты между банками.
      3. 0
        12 апреля 2024 13:49
        Поспорю: Альфа и МКБ - частные банки.так что не надо ляля.
  2. +6
    10 апреля 2024 08:28
    буквально напрашивается идея новых «сталинских» облигаций или большого военного займа.
    Ну и пусть государство у российских миллиардеров и миллионеров займет
  3. 0
    10 апреля 2024 09:15
    Военное обозрение-чувство долга.Весеннее обострение чувств.
  4. 0
    10 апреля 2024 10:18
    В октябре Россия более чем в два раза – до 31 млн долларов сократила объём вложений в американские гособлигации.

    Еще одно доказательство того ,что нами управляет отнюдь не Путин .Нас кинули на деньги и опять мы несем наши средства американцам
  5. +2
    10 апреля 2024 13:24
    Во время войны госдолг растёт у всех воюющих сторон, а сшасовские долги растут десятилетиями в мирное время – отличия принципиальнейшие!
    Долги регионов – закредитованность регионов, предприятий и населения.
    Оценка деятельности региональных руководителей зависит от выполнения плановых заданий, проектов, нацпректов и прочей обязаловки, а чтобы их выполнить надо крутиться как уж на сковородке, проводить импортозамещение, модернизацию, оптимизацию рост производительности и т.п. мероприятия через обновление производств и технологий. В убыток никто ничего делать не будет – затраты окупают повышением цен, а за этим следит антимонопольное ведомство и много других фискальных структур.
    Ценообразование зависит от кредитно-денежной и налоговой политики, на которые помимо внешних факторов накладывается множество внутренних – ключевая ставка, инфляция, зима-лето, посевная-уборочная, стоимость квт/часа, транспорт и т.п.
    Предложение президента России Владимира Путина списать две трети безнадёжной задолженности регионов по бюджетным кредитам это не от хорошей жизни, вопрос как будет компенсировать списанные долги – распродажей госсобственности, 100% продажей экспортной валютной выручки, увеличением добровольных взносов РСППевцами, оплату труда облигациями государственного займа, изобретением новых налогов или как?
  6. 0
    10 апреля 2024 15:40
    А путинских близких- авена и фридмана, запад освободил от ответственности. Может, теперь авен сможет из латвии вывезти картинную галерею, которую путинские силовики разрешили из России стащить, (украсть, контрабанда)?
    1. +1
      10 апреля 2024 20:17
      Риторический вопрос, если одна сторона систематически придумывает и вводит санкции, то должна ли возвращать долги другая сторона , и потом вводить санкции и при этом требовать возврата долгов в полном объеме ? может взаимозачет какой следует произвести.
  7. -1
    11 апреля 2024 08:55
    Это всё конечно очень здорово! Но с такой ставкой ЦБ и долги не нужны, что бы загнуть дохлые ростки промышленной экономики...
    1. +1
      11 апреля 2024 18:59
      Выбора у ЦБ особо и нет, сейчас Минфин из-за СВО закрывает дыру в бюджете печатая кучу новых денег, и если ставку опускать, то инфляция взлетит двухзначными цифрами.