Не время торговать – российский оружейный экспорт падает

54
Не время торговать – российский оружейный экспорт падает


SIPRI, как всегда, все знает


Как бы ни драматизировали мировую военную нестабильность, но до времен разгара холодной войны еще далеко. Для сравнения: с 1973 по 1987 год на планете тратили на 30–40 процентов больше на оружие, чем в промежуток 2017–2022. Впрочем, все еще впереди, но очевидно, что столь резкой скачек затрат неосуществим. Для этого просто не хватит существующих производственных мощностей. Прежде всего, на Западе, который после распада Советского Союза медленно, но верно сокращал свой ВПК.

Агентство SIPRI или Стокгольмский международный институт исследований проблем мира в очередном ежегоднике опубликовал несколько депрессивную картину российского экспорта. Сразу стоит оговориться, что все данные, которыми располагает институт, являются косвенными – Россия не раскрывает истинные объемы продажи оружия за рубеж. Лучше всех по этому поводу выразился глава «Ростеха» Сергей Чемезов еще в 2021 году:



«Мы эти данные, как и другие страны, например Китай, не публикуем – они закрытые. Откуда они их берут? Просто из пальца высасывают».

Но когда нет иных сравнительных данных, приходится довольствоваться информацией SIPRI. Тем более что глава государства обозначил объемы российского оружейного экспорта в 2023 году многозначительными «миллиардами долларов».

Впрочем, SIPRI не располагают пока данными о продажах России за прошлый год – статисты подсчитали только за 2019–2022 гг. И оптимизма здесь немного. В сравнении с предыдущими зачетными тремя годами падение экспорта вооружений составило внушительные 53 процента. Не менее стремительно снизилось число стран-покупателей оружия из России: в 2019 году – 31 государство, в 2022 – 14, а в 2023 – всего 12.

Если освободившееся место займут американцы, то позже отцепить их от наших старых покупателей будет непросто. Серьезные поставки вооружений связаны с включением потребителей в американский комплекс услуг – сервисы GPS, глобальные системы передачи данных и разведки. Если в условной Индии втянутся в подобные истории, то с возвращением будет сложно.

Самым удивительным итогом анализа SIPRI стало даже не падение экспорта России, а её смещение со второй строчки Францией. Неужели Макрон сумел так раскрутить оборонную промышленность, что она скакнула на вторую строчку?

Конечно, нет – это временное явление. Приличный рост французского экспорта связан, прежде всего, с продажами шести подлодок и двадцати шести Rafale Индии. Попытались было сунуться в Казахстан со своими самолетами, но Астана пока остановилась на Су-30СМ.


Разумеется, основной причиной пике оружейного экспорта из России стали нужды спецоперации, но не только они. Страна интенсивно вооружается – на подходе Московский и Ленинградский военные округа, которые требует самого современного вооружения. Если что, воевать им придется не с ВСУ, а самим блоком НАТО.

Осторожный оптимизм разрешается


Несмотря на пессимизм числовых выкладок шведских аналитиков, рвать волосы на голове не стоит. Сначала вспомним историю.

Каким образом оружие той или иной державы становилось конкурентоспособно на рынке?

Правильно, после войны или иной заварушки. Советский оружейный бизнес никогда бы не стал одним из крупнейших в мире, если бы не Великая Отечественная война. В её горниле родилась выдающаяся оружейная школа, плодами которой мы пользуемся до сих пор.

Но много ли СССР экспортировал военной техники в 1941–1945 годы?

Правильно, практически ничего.

Американцам в мировой войне повезло вдвойне. Во-первых, они смогли раздуть ВПК до состояния, когда оружия хватало и себе, и союзникам. Во-вторых, Америку никто не бомбил, и не было необходимости в восстановлении промышленности после мировой бойни. Но именно после войны американское оружие стало востребованным, как никогда ранее.

Вспомните, кому нужны были довоенные поделки оборонной промышленности США?

Что-то подобное, хотя и в гораздо меньших масштабах, сейчас происходит с российской оборонной промышленностью. Как бы это цинично ни звучало, но спецоперация является своеобразной рекламной кампанией российского оружия. Чрезвычайно дорогостоящей кампанией, но очень эффективной.

После победы оружейный экспорт России неизбежно вырастет по нескольким причинам.

Первая – целые группы вооружений, которые успешно апробировались на фронте, станут востребованы на мировых рынках.

Вторая – стоимость оружия снизится из-за организации поточного производства, что добавит привлекательности для заказчиков. Сейчас в отечественный ВПК вкладываются гигантские ресурсы, многие образцы техники становятся на конвейер, итоговая стоимость изделий за счет массовости неизменно снижается. Если удастся сохранить хотя бы часть такой динамики в послевоенное время, мало кто сможет в мире составить в мире конкуренцию русскому оружию.

Приоритеты у покупателей вряд ли принципиально изменятся, но на некоторые образцы обратят особое внимание. Системы ПВО, традиционно выдающиеся в России, за последние пару лет подтвердили высокий уровень и после СВО не останутся без заказов.

Аналогичным образом расхватают, как горячие пирожки, системы РЭБ, если, конечно, Россия вознамерится их продавать. Сейчас «рэбманы» Российской Армии столкнулись с беспрецедентным по своей мощи врагом в лице НАТО и накопили бесценный опыт. Ни у кого такого нет, и в обозримом будущем не будет.

Фронты СВО стали отличным полигоном для беспилотных систем различного класса и назначения. Например, они показали бесполезность всяких «Байрактаров» против современной ПВО и подсветили очевидную неуязвимость FPV-дронов. Пока дроны-«камикадзе» условно считаются неуязвимыми, но как только российские инженеры найдут лекарство от FPV, рыночный эффект будет невообразимым.

Пожалуй, именно средства борьбы с дешевыми беспилотниками и станут новым Клондайком в мире оружейного бизнеса. И, конечно, не останутся без поклонников знаменитые УМПК (управляемые модули планирования и коррекции), вносящие весомый вклад в продвижение Армии России на запад.

Не стоит списывать со счетов и танки, но которых ставили крест всего пару лет. Как ни крути, но для пехоты нет ничего страшнее работающего по ним танка. В отличие от гаубиц и минометов, после танкового «выхода» нет никакой возможности и времени укрыться от снаряда. И точность прямой наводки несоизмеримо выше работы по площадям остальной артиллерии. Это несколько отличается от традиционной стези танков, но новые условия диктуют новые требования. Отечественных танкостроителей ждет ренессанс, хотя вряд ли он будет связан с машинами семейства «Армата».

Не исключено, что «Рособоронэкспорт» сумеет выделить часть вооружений для поставок за рубеж еще до завершения СВО. Такое возможно при выходе промышленности на фазу плато и при 100-процентном насыщении фронта. Надеемся, что об этом мы узнаем не от вездесущих аналитиков SIPRI.

России сейчас объективно не до наращивания экспорта вооружений. Мало того, если бы потоки не сократились за последние два года, это можно было назвать настоящим кощунством. «Все для фронта! Все для Победы!» А покупатели подождут.

Рынки никуда не испарятся, а наоборот, только разогреются. Достаточно посмотреть на количество горячих точек на планете, чтобы понять масштабы оружейного бизнеса в настоящем и будущем. Техника made in Russia займет здесь достойное место, и никакая Франция не удержится на второй строчке.
54 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    13 апреля 2024 04:06
    Реквием по России преждевременен. Пора бы понять, отчего же, мать их ети, сложилось такое корявое производство и куда делись производственные мощности, и откуда возьмутся высококвалифицированные кадры...Налогами экономику не поднять, а ВВП - не показатель успешности...Именно поэтому, если удастся исправить ошибки, положение:
    Техника made in Russia займет здесь достойное место, и никакая Франция не удержится на второй строчке.

    будет верно.
    1. +2
      13 апреля 2024 06:14
      Все вооружение производимое Россией , сейчас идет в нашу армию, о каком оружейном экспорте может сейчас идти речь? Нам надо победить окраину с западными спонсорами сначала и от покупателей оружия тогда отбоя не будет!
      1. 0
        13 апреля 2024 10:42
        Цитата: vasyliy1
        Все вооружение производимое Россией , сейчас идет в нашу армию, о каком оружейном экспорте может сейчас идти речь?


        Поддержу, сейчас весь ВПК России должен работать на нужды СВО.... все новые контракты для зарубежных партнеров должны выполняться после окончания операции, а те что были заключены и выполнялись тоже отодвинуты по времени...штрафы/пени тут не должны играть никакой роли т.к. у нас есть приоритеты.
        1. Комментарий был удален.
        2. 0
          15 апреля 2024 15:14
          Aleksandr21. (Александр). 13 апреля 2024 10:42. Новый. ваше - "...все новые контракты для зарубежных партнеров должны выполняться после окончания операции, а те что были заключены и выполнялись тоже отодвинуты по времени...штрафы/пени тут не должны играть никакой роли ..."
          С первой частью сагласен на 100 %.Пока врйна только на себя работаем. good
          Но. есть вариант.. кто помогал нам и в случае если им( кто помогал нам и особенно по периметру РФ) КЕРДЫК от "США и ..." . Рассмотреть вопрос частичного необходимого ИМ ( например ПВО - Иран. Сев. Корея)лицензионного производства у НИХ. Чем то поделиться с Ираном.
          с Северной Кореей и далее.
          Вопрос если (не дай Бог) на месте уже перечисленных окажутся союзники нато(США и ...). Как может измениться ситуация!? recourse belay feel
          hi
          По поводу " ... штафов и пени..." в любом договре есть статья о форс- мажоре...
          Справочно:

          Договор обязательно должен содержать пункт (раздел) о форс-мажорных обстоятельствах и освобождении от ответственности по их причине. Если он в документе отсутствует, шансов решить проблему с контрагентом ничтожно мало.
          ...Форс-мажор упоминается в статье 401 ГК РФ. Ее название сразу определяет возможные границы толкования, которое в этой ситуации уместно. Основания ответственности за нарушение обязательства.
          hi
    2. +1
      13 апреля 2024 14:30
      Хотелось бы отметить, что произошло существенное опустошение оружейных запасов у многих стран.
      Советское оружие, которое нами было создано, теперь во многом самими же и уничтожено... Плюс много натовского сгорело в этой войне.

      Так что спрос будет. Главное - чтобы проданное вновь не обратилось против нас!
      Как говаривал Николас Кейдж в фильме "Оружейный барон": "Первая заповедь торговца оружием - не быть убитым из своего же товара". hi
      1. +3
        13 апреля 2024 14:40
        Цитата: RealPilot
        Хотелось бы отметить, что произошло существенное опустошение оружейных запасов у многих стран.

        И что с того толку? Вы считаете, что экономика Европы не в состоянии обеспечить себе производство нужной компоненты? Да элементарно.
        А то, что Россия занялась коммерциализацией вооружения, не делает её сильнее и не сплачивает вокруг неё братьев по оружию.
        Некоторые дошли до того, что просто отказались от старых связей, предпочтя финансовую безопасность и экономическую свободу санкциям...
  2. +10
    13 апреля 2024 04:38
    Вспомните, кому нужны были довоенные поделки оборонной промышленности США?

    Автор проявляет безграмотность и невежество. Пример Т-34 развитие концепции танка Кристи США. Американские самолёты экспортировались в Европу сотнями в 30х годах.
    Но много ли СССР экспортировал военной техники в 1941–1945 годы?
    Это комментировать вообще себя не уважать.
    Ceterum censeo Washingtago delendam esse
    1. +5
      13 апреля 2024 05:04
      Автор проявляет безграмотность и невежество.
      Это бесспорно, но выпускающая редакция куда смотрит?! request
      1. +5
        13 апреля 2024 12:16
        В комментариях феерической истории Ф-35 предположили, что автор (не Федоров, другой) на зарплате в АПшечке с задачей дебилизации военно-патриотического так сказать кружка. С одной стороны, подобная щедрость АП маловероятна, но с другой стороны дебилизация налицо.

        Так сложилось, что пару дней назад смотрел треды после выхода "Записей и выписок". То есть в России, которая реально существовала, в которой большинство из нас жило, в интернете обсуждали деятельность Михаила Леоновича Гаспарова с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым. И тот и другой были нашими современниками.

        А сейчас мы обсуждаем вот это. А наш современник - Дмитрий Анатольевич Медведев, трэш-блоггер.
    2. +7
      13 апреля 2024 07:16
      Автору плюс, однозначно.
      Цитата: Master2030
      Автор проявляет безграмотность и невежество. Пример Т-34 развитие концепции танка Кристи США.

      1. Танк Кристи так и не был принят на вооружение США. Посмотрите на фото, оно говорит лучше всего.
      СССР закупил несколько танков M1931 (по другим источникам, M1928) и использовал их при разработке БТ-2, БТ-5, БТ-7 и Т-34. Просто тогда все увлекались колесными танками. Поэтому одним из предшественников Т-34 был А-20.
      2. Немецкая тройка был хорошим танком в первый год войны и пусть за минусуют, он был по совокупности характеристик, включая надежность и тд. был лучше Т-34.
      Начальник АБТУ Яков Федоренко по результатам изучения Т-III докладывал председателю Комитета Обороны Климу Ворошилову:

      «Танк обладает удачным сочетанием подвижности и броневой защиты при небольшой боевой массе – ок. 20 т. Это подкреплено хорошим обзором с рабочих мест членов экипажа… Необходимо внести в конструкцию наших новых танков наиболее удачные решения немецкого танка Т-III, как то:

      конструкцию эвакуационных люков;
      схему охлаждения двигателя;
      конструкцию КПП;
      схему питания с размещением двигателя и топливного бака за герметичной выгородкой от команды;
      командирскую наблюдательную башенку;
      размещение радиостанции в корпусе».


      У Т-34 было полно детских болезней. Наши купили перед войной несколько троек и были впечатлены им, особенно торсионной подвеской. Но перед войной создать новую версию Т-34 не успели. Так появился Т-44. А затем на его основе Т-54 и Т-55. Они до сих пор воюют.
      Цитата: Master2030
      Автор проявляет безграмотность и невежество.

      Про американские самолеты в 30-х годах написать?
      1. +3
        13 апреля 2024 12:17
        Цитата: bya965
        Немецкая тройка был хорошим танком в первый год войны и пусть за минусуют, он был по совокупности характеристик, включая надежность и тд. был лучше Т-34.
        Т-3 надо сравнивать с Т-50, Т-34 другая категория.
        Цитата: bya965
        Но перед войной создать новую версию Т-34 не успели.
        Создать успели (Т-34М), а вот запустить в производство - нет.
        1. +1
          15 апреля 2024 01:17
          Если сравнивать по массе и вооружению обе машины в разряде средних. По защищённости 34 лучше,но все эти преимущества нивелировались отвратительными условиями работы экипажа и приводило к потерям. Никакой обзор,отсутствие связи и т.д. Изжили болячки на 85м и то не все. И почему с Т-50? Это лёгкий танк. Сравнивать его с трешкой нельзя ни как. Проигрывает по всем позициям.
          1. 0
            15 апреля 2024 19:58
            Цитата: Essex62
            И почему с Т-50? Это лёгкий танк. Сравнивать его с трешкой нельзя ни как.
            Потому что и Т-3 и Т-50 делались как танк блицкрига, дальние броски, погром тылов и т.д. Т-3 - 15.5 т, Т-50 - 13.8, разница невелика.
            Цитата: Essex62
            По защищённости 34 лучше
            До декабря 41 защищенность одинаковая: ПТ-пушки в лоб не брали, потом наши сообразили надпиливать снаряды сорокопяток и они перестали раскалываться на броне без пробития.
            1. +1
              15 апреля 2024 20:03
              Всё таки мы сравниваем позднюю тройку с усиленным бронированием и 5см пушкой,длиной 60 калибров. Если первые трёхи,то да, вполне с Т-50 можно сравнить. hi Но это совсем другие ,по характеристикам ,танки.
      2. 0
        13 апреля 2024 18:00
        Конечно пишите. Только не сравнивайте Брюстер Буффало с Ме 109F
        Ceterum censeo Washingtago delendam esse
      3. +2
        13 апреля 2024 18:33
        В царской России авиастроения не было, за исключением единиц, а авиадвигатели не производились совсемь. То же самое и с автостроением и тракторостроением, что первоначально было базой танкостроения. Так что тут и спорить не о чем. Нужно было перенимать опыт готовить квалифицированные кадры. Чудо, что все таки кое что сделали.
      4. -1
        15 апреля 2024 09:40
        Цитата: bya965
        "Немецкая тройка был хорошим танком в первый год войны и пусть за минусуют, он был по совокупности характеристик, включая надежность и тд. был лучше Т-34."
        Зачем утверждать очевидную глупость. Согласно договора с Германией в Советский Союз были поставлены образцы немецкой техники, в том числе и Т- 3. Были проведены сравнительные испытания тройки с новыми советскими танками. По выводам комиссии Т - 3 превосходил Т - 34 исключительно в количестве приборов наблюдения и не значительно в скорости, но только на дорогах с твердым покрытием. Ваши выводы очень похожи на выводы человека переигравшего в компьютерные игры
        1. +2
          15 апреля 2024 20:12
          Информационная осведомленность экипажа в бою иногда стоит дороже толщины брони. Ходовые возможности тройки,по российским дорогам, наглядно продемонстрировали многочисленные прорывы на оперативную глубину,со скоростными маршами и последующими огромными котлами. Сравнивать просто два танка,без отрыва от всего комплекса БД не правильно.
          Решение не делать копию трёхи конечно верное, Т-34 более технологичен и груб,а вот свой Мессер мы просто построить не могли. Это к тому,что все образцы СССР получил.
    3. +3
      13 апреля 2024 10:59
      Цитата: Master2030
      Пример Т-34 развитие концепции танка Кристи США.

      Вообще-то сами американцы этим танком не заинтересовались.
      Да и мы купили не танк, а по сути ходовой макет.
    4. +4
      13 апреля 2024 12:14
      Цитата: Master2030
      Пример Т-34 развитие концепции танка Кристи США.
      Нет. Вы с БТ спутали. На Т-34 от Кристи осталась одна подвеска.
    5. +2
      13 апреля 2024 15:03
      Цитата: Master2030
      Американские самолёты экспортировались в Европу сотнями в 30х годах.

      Довоенные практически не экспортировались. Те, что в Европу влетели, являются самолетами "новой волны".
  3. +1
    13 апреля 2024 04:56
    «Все для фронта! Все для Победы!» А покупатели подождут.
    Это то да... Да и покупатели feel так и норовят по команде из США что нибудь сплавить на Украину, сегодня наше старье, а завтра?.... request
    1. +3
      13 апреля 2024 08:20
      что нибудь сплавить на Украину, сегодня наше старье
      Для этого старья ,Россия не может предложить запчасти и специалистов для техобслуживания.А на Украине видимо,что-то еще и осталось.Вот и собирают, с миру по нитке.
  4. +8
    13 апреля 2024 04:59
    Есть несколько факторов, которые влияют на экспорт оружия:
    1. Санкции и политическое давление. Никто из крупных покупателей не хочет под них попадать. Пример: Египет, который в конце концов закупил Рафали.
    2. Появление на рынке новых игроков. Не только, например, Китай, который продает все, от истребителей до подлодок, но и Индия, которая, например, продает противотанковые ракетные комплексы recourse Konkurs request в Армению.
    3. Собственно, а что и кому продавать? Платежеспособные покупатели типа Индии и Китая либо сами начали делать неплохие аналоги, либо в их конкурсах производители из РФ не выигрывают, по понятным причинам.

    Остаются Казахстаны всякие, и то, в части не занятой нацпроизводителями и Китаем.
    Ну и не пустовать же любимой еще с СССР нише "продажа оружия странам, которые за него платят братской любовью и боротьбой с гегемоном". Потом приедут для списания долгов - деревца посадят...


    Серьезные поставки вооружений связаны с включением потребителей в американский комплекс услуг – сервисы GPS, глобальные системы передачи данных и разведки.
    OMG. Это как? Купи Р8 Посейдон и получи подписку на данные ЦРУ и АНБ?

    Аналогичным образом расхватают, как горячие пирожки, системы РЭБ, если, конечно, Россия вознамерится их продавать. Сейчас «рэбманы» Российской Армии столкнулись с беспрецедентным по своей мощи врагом в лице НАТО и накопили бесценный опыт. Ни у кого такого нет, и в обозримом будущем не будет.
    Казалось бы, 3 год идет СВО и секта "РЭБ всемогущего им. комплекса "Хибины", явленного эсминцу Дональд Кук" должна была как-то рассосаться. Но нет, еще секта "фунциклирует".

    Пожалуй, именно средства борьбы с дешевыми беспилотниками и станут новым Клондайком в мире оружейного бизнеса.
    Не Клондайк, но лазеры, дроны-антидроны, КАЗ и главное - МЗА с АХЕАД уже предлагаются на продажу. РФ среди продавцов нет.

    Что-то подобное, хотя и в гораздо меньших масштабах, сейчас происходит с российской оборонной промышленностью. Как бы это цинично ни звучало, но спецоперация является своеобразной рекламной кампанией российского оружия. Чрезвычайно дорогостоящей кампанией, но очень эффективной.
    Тут бы автору надо как-то объясниться. Чай, не о торговле Сникерсами пишет, - цинизма даже для меня многовато.
    1. +8
      13 апреля 2024 12:32
      Пустые фантазии.

      Российская военка под санкциями, и видимо останется под ними навсегда. То есть купить Т-90 с французским тепловизором уже не получится. Для любителей чего угодно только не американского есть много игроков второго ряда: Израиль, Франция, Турция, ЮКорея и много других. Если вы в списочке мировых злодеев, и вам нужна целиком не НАТОвская экосистема, то РФ тянуть свою экосистему целиком очевидно НЕ может. А вот КНР может, так что злодеям туда.

      Что касается роли СВО, то что СВО реально сделала - пропылесосила в глобальном масштабе советские запасы. То есть стран, которые ориентируются на советские запасы и соответственно привязаны к советским стандартам, всё меньше и меньше.

      С другой стороны, китайцы тоже охотно играют с НАТОвскими калибрами и совместимостью. Так что переход к стандартам НАТО как единому глобальному стандарту вооружения резко ускорился.

      Советская военка идёт вслед за советской космонавтикой. И без того зажилась, между нами говоря. Халявные нефтяные деньги держали её на плаву лишних 20 лет.
  5. -9
    13 апреля 2024 05:53
    на Западе, который после распада Советского Союза медленно, но верно сокращал свой ВПК
    Здесь не совсем так. Советский Союз, а вернее, Россия сокращала свой ВПК, а на Западе наоборот, его увеличивали. Особенно в США, где больше всех кукарекают о мире и прогрессе
  6. +1
    13 апреля 2024 06:27
    щас победим и всё встанет на экспорт
    1. +2
      13 апреля 2024 09:31
      Так уж и ВСЕ?...Я бы в первую очередь "экспортировал"незаменимых "специалистов"...Только кому они нужны..
  7. +6
    13 апреля 2024 07:27
    К любой технике нужны запчасти и специалисты,которые эту технику обслуживают,в том числе и военную.А что бы производить запчасти,нужны предприятия и естественно специалисты.Много ли отремонтировано техники,которая поставляется в другие страны?Например,Индия,взяла в аренду подводную лодку,"отматросила" и вернула назад.А почему?А ее обслуживать надо было,а обслуживание предоставить не смогли.
    Но много ли СССР экспортировал военной техники в 1941–1945 годы?
    Совсем дикий пассаж.Но вот из истории.Когда СССР поставлял перед войной в Республиканскую Испанию вооружение,там же было налажено обеспечение техники запчастями,налажено их производство.Танки Т-26,которые достались франкистам,находились на вооружении Испании до начала 50-х годов.Так же ремонт и ТО советской техники были налажены в Китае, в 30-е годы,когда оказывали помощь гоминдановскому Китаю.
  8. +4
    13 апреля 2024 08:23
    Техника made in Russia займет здесь достойное место, и никакая Франция не удержится на второй строчке.
    Франция поставляет дорогие экземпляры - подлодки и самолеты. Дронами и средствами РЭБ их навряд ли потеснишь. И СВО тут пока никак не помогает.
  9. -6
    13 апреля 2024 10:42
    Оружие сейчас самим надо. Когда война закончится - наверстаем. Реклама делается отличная, тогда как у конкурентов - антиреклама.
  10. +7
    13 апреля 2024 11:07
    После победы оружейный экспорт России неизбежно вырастет по нескольким причинам.
    Первая – целые группы вооружений, которые успешно апробировались на фронте, станут востребованы на мировых рынках.
    Вторая – стоимость оружия снизится из-за организации поточного производства, что добавит привлекательности для заказчиков.


    До СВО более половины экспорта в стоимостном выражении занимали боевые самолеты. Уже два года наши самолеты не пересекают линию фронта, украинская авиация не уничтожена, что не может служить рекламой нашей авиации, скорее наоборот. До начала массового применения КАБов в конце прошлого года, ВКС были практически бесполезны (по соотношении стоимости результатов), вертолеты также оказались ограничено эффективными.
    Значительную статью экспорта составляли корабли, действия ЧФ послужат антирекламой.
    Российские ПВО хорошо работают по самолетам, но но сих пор не может полностью защитить Белгород от БПЛА, что также врят ли будет способствовать росту продаж, особенно с учетом того, что к концу десятилетия несколько стран примут на вооружение лазерные ПВО.

    Успешно себя показали танки, ланцеты и и герани, но их стоимость не слишком велика. Также неплохо себя показали ракеты воздушного базирования, но для их приобретения необходимо иметь/ закупить российские самолеты.

    Таким образом, вероятнее всего объем продаж на международном рынке полностью восстановить не получится и чем дольше продолжается СВО, тем больше будут потери.
    Кроме того, после окончания СВО военные расходы бюджета неизбежно снизятся до прежнего уровня: с 8 до 4 % ВВП, а значит ВПК ждут непростые времена.
    1. +4
      13 апреля 2024 12:40
      .Таким образом, вероятнее всего объем продаж на международном рынке полностью восстановить не получится и чем дольше продолжается СВО,

      СВО закончится, санкции на военку останутся. Это навсегда.
      Успешно себя показали танки, ланцеты и и герани,

      Не показали. К тому же ланцет переделка израильского дрона, а герань иранского. Ничто не мешает покупать оригиналы, а не контрафакт.
      неплохо себя показали ракеты воздушного базирования, но для их приобретения необходимо иметь/ закупить российские самолеты.

      Ракеты с дальностью 300+км подпадают под ИТАР, их так просто не купить и не продать. Крылатых ракет малой дальности на рынке завались.
  11. -2
    13 апреля 2024 13:21
    Сам вопрос продаж. Зачем продавать оружие? За что понятно.-За деньги,точнее за валюту. Но будет ли она нужна нам после победы? Каков будет наш новый мир?
    Вопрос зачем остается. Что важнее - валюта или передача оружия и новых технологий( ибо старье никому не нужно) как минимум конкурентам на нашем шарике,а как максимум потенциальным противникам? Чем воюют на украине и откуда это взялось мы сейчас видим.
    Нельзя исключать возможность конфликта с кем бы то ни было.
  12. -1
    13 апреля 2024 13:37
    России предлагают продавать оружие, которым против нее будут воевать в последующих войнах ?
  13. +1
    13 апреля 2024 13:42
    Ну оптимизм это,конечно, хорошо. Но наверное нам стоит уже сейчас прорабатывать методы обхода экстерриториальных санкций с потенц.покупателями -потому что даже если наше оружие будет мега шикарным и дешевым, но Американцы набьют руку "банить" покупающих что-либо у нас ,то покупателей будет немного. Когда есть что продавать -это хорошо, но когда есть сама возможность это делать - это все-таки решает больше. Стоит больше работать через архитектуру БРИКС и ШОС ,заключать двусторонние торговые и финансовые соглашения с потенциально важными для нас рынками , уходить от доллара и западных фин.мониторингов.
    1. +1
      13 апреля 2024 14:22
      Цитата: Knell Wardenheart
      Стоит больше работать через архитектуру БРИКС и ШОС, заключать двусторонние торговые и финансовые соглашения с потенциально важными для нас рынками , уходить от доллара и западных фин.мониторингов.

      Смотрим:
      БРИКС (сокращение от Brazil, Russia, India, China, South Africa) — межгосударственное объединение, союз девяти государств:
      - Бразилии;
      - России;
      - Индии;
      - КНР;
      - Южной Африки;
      - ОАЭ;
      - Ирана;
      - Египта;
      - Эфиопии.

      Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — международная организация, основанная 15 июня 2001 года лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана и Узбекистана.

      Если в БРИКС кто-то будет заинтересован в поставках вооружения, то только при достаточном количестве (в ед. учёта) вооружения за доступную цену...Какой при этом навар останется российским буржуям?
      Что касается ШОС, то здесь даже фантазии не хватит разобраться с поставками...
      * * *
      И что интересно, РБ нет ни в одном союзе...
  14. +2
    13 апреля 2024 15:01
    Вспомните, кому нужны были довоенные поделки оборонной промышленности США?

    Боинг П-26 в середине 30-х закупила Аргентина. В 1942(!) Аргентина еще раз обратилась к США с просьбой продать еще 12 бортов. На фото П-26...
    1. +2
      14 апреля 2024 23:45
      Боинг П-26 в указанный срок купила не Аргентина (она их никогда не покупала), а Гватемала списанных из американской армии в количестве 7 штук в качестве учебных (хотя использовали с оружием), последние списали в 1956 году.
      В Штатах в это время был запрет на продажу истребителей в Латинскую Америку.
      Сам самолет выпустили в 1932- 1936 году в количестве 151 штуки.
      Использовался на Филиппинах и в Китае в небольшом количестве. На момент вступления Штатов в войну в американской армии они были только на Филиппинах, участвовали в боях с Японией, сбили несколько японских самолетов, включая несколько Зиро.
      1. 0
        14 апреля 2024 23:50
        Да, перепутал. А есть доказательства, что они сбили японцев, тем более Зеро ?
        1. +2
          14 апреля 2024 23:55
          15 августа 1937 года восемь самолетов 281 из 3-й группы преследования 17-й эскадрильи националистических ВВС Китая , базирующейся на аэродроме Чуюн , атаковали восемь из двадцати средних бомбардировщиков Mitsubishi G3M Nell из авиагруппы Кисаразу, атакующих Нанкин. Четыре китайских истребителя сбили три из четырнадцати уничтоженных в тот день японских бомбардировщиков, не понеся никаких потерь, а остальные одиннадцать истребили китайские Hawk II , Hawk III и Fiat CR.32 . [8] Последующие бои между китайскими пилотами 281 и японскими военно-морскими самолетами Mitsubishi A5M стали первыми воздушными боями и поражениями между цельнометаллическими истребителями-монопланами. [9] [10] В число китайско-американских пилотов-добровольцев, присоединившихся к ВВС Китая в середине 1930-х годов, входят асы Джон «Баффало» Хуан и Джон Вонг Пан-ян , оба из которых успешно сражались с японцами в 281-м дивизионе. Джон Вонг Пан -ян совершил два совместных убийства над A5M 22 сентября 1937 года и одиночное убийство над A5M 12 октября 1937 года над Нанкином , находясь на своем Боинге 281. [11] [12] [13]

          прошу прощения за корявый машинный перевод.
          Это до 1941 года.
          А вот это- уже в 1941, на тот момент самолет безнадежно устарел, понятно.
          К декабрю 1941 года истребительная авиация США на Филиппинах насчитывала 28 P-26, 12 из которых находились на вооружении 6-й эскадрильи преследования филиппинской армейской авиации. [14] Капитан Хесус А. Вильямор и его эскадрилья P-26 вступили в бой с японскими истребителями Mitsubishi A6M Zero над полями Заблана и Батангас , и, несмотря на превосходство, Вилламор и его эскадрилья сбили четыре самолета, один бомбардировщик Mitsubishi G3M и три самолета Zero, два из которых были уничтожены Вилламором. [15] За эти действия Вилламор был награжден Крестом за выдающиеся заслуги и кластером дубовых листьев . [16] [17]

          https://en.wikipedia.org/wiki/Boeing_P-26_Peashooter
          1. +1
            14 апреля 2024 23:58
            Благодарю. Да, да, короткий коммент.
  15. 0
    13 апреля 2024 18:34
    Вспомните, кому нужны были довоенные поделки оборонной промышленности США?

    зачем думать над содержанием когда можно придумать хлёсткую фразу и надув щёки подбрасывать чепчик.

    ну начнём с хайтека того времени флота, зря советские специалисты там паслись..?
    может со стрелковкой был затык? или арта уж очень отсталая ? и самолёты тоже плохие ?
    1. 0
      15 апреля 2024 18:51
      Цитата: george.old
      может со стрелковкой был затык?

      Наши закупали ?
      Цитата: george.old
      или арта уж очень отсталая ?

      Наши закупали ?
      Цитата: george.old
      и самолёты тоже плохие ?

      Наши закупали ? Только Дакоту.
      А какие танки закупили мы в США ? Только про Кристи не упоминайте, танков Кристи Армия США на вооружение не принимала, да и вообще, имя Кристи действовало на американских военных как красная тряпка на быка.
      Цитата: george.old
      ну начнём с хайтека того времени флота, зря советские специалисты там паслись..?

      А по флотской части что мы закупили ?
      1. 0
        15 апреля 2024 21:12
        А по флотской части что мы закупили ?

        а нам хотели продавать ?
        штатовское ограничение, ничего технически новее 1928 г.
        а так сотрудничество через Амторг с фирмой Гибс пример что и тогда бабло расходовали абы как.
        с самолётами, а попытки купить лицензию на Б-17 ? а штатовские двигатели авионика, добавки в бензин ...
        1. 0
          15 апреля 2024 21:30
          Цитата: george.old
          а попытки купить лицензию на Б-17

          Когда, где, кто ?
          Цитата: george.old
          штатовские двигатели

          Когда, где, кто ?
          1. 0
            16 апреля 2024 02:20
            Когда, где, кто ?

            а как М-25 назывался в девичестве ?
            на Б-17 пытались купить вроде с 1937 и Боинг был согласен и госдеп, но тут нарисовалась зимняя война и "моральное эмбарго"

            и это
            Когда, где, кто ?

            если лень искать самому, то "утром деньги вечером стулья"
            пролетарии и совслужащие ведь слуг не имеют ;)
            1. 0
              16 апреля 2024 20:03
              Цитата: george.old
              а как М-25 назывался в девичестве ?

              Да, про Райт забыл.
              Цитата: george.old
              на Б-17 пытались купить вроде с 1937

              Не верю. Имея Пе-8 покупать Б-17...Где выпускать-то, на каком заводе ?
              Цитата: george.old
              если лень искать самому, то "утром деньги вечером стулья"
              пролетарии и совслужащие ведь слуг не имеют ;)

              Смотрите, не перетрудитесь.
              1. 0
                16 апреля 2024 22:22
                Да, про Райт забыл.

                а винты, авионика, станки
                а этот http://war-russia.info/index.php/nomenklatura-vooruzhenij/345-aviatsiya/blizhnie-frontovye-bombarbirovshchiki/1528-opytnyj-razvedchik-r-10-khai-5-1936g-2
                [quoteНе верю. Имея Пе-8 покупать Б-17...Где выпускать-то, на каком заводе ?][/quote]
                тоже не уверен, но ...
                меня больше удивляет что госдеп не возражал.
                ну и Пе-8 выпускали поштучно, а здесь если лицензия с технологией серийного производства + станки, то может быть....
                Смотрите, не перетрудитесь.

                лошадь в колхозе работала больше всех но так и не стала председателем.....
                были бы мы постоянными опонетами то порыскал бы, а так я выбрал перф к покупке и забраковал стремянку.
                1. 0
                  16 апреля 2024 22:33
                  Вы же утверждали, что ничего не продавали ? Или это были не Вы ?
                  Никому в голову не пришло купить лицензию на Крепость по одной причине-не было завода для нее. Раз. Далее, когда зашли думки о Б-17, Крепости серийной еще не было, была предсерийная модель YB-17, да и та в количестве пары десятков. Речь шла о "купить-посмотреть", а это совсем другая песня. Из всех лицензий в США были куплены только на Каталину и Дакоту. И то только из-за отсутствия своих образцов.
                  были бы мы постоянными опонетами то порыскал бы,

                  Вы напоминаете не к ночи будь помянутого персонажа Карбайна, у которого была любимая отписка-Ищите в интернете.
                  П.С. Председателем Вы точно не станете.
                  П.П.С. Я очень рад, что Вы купили перфоратор, я лично считаю, что эта штука должна быть у каждого нерукoжoпoгo мужика еще с совершеннолетия.
  16. +2
    13 апреля 2024 20:45
    Агитка. Фу.
    А в реале - экономисты приводят цифры ,что год из года, на рынок воорружений приходит Китай и потихоньку замещает именно Россию.
    Вроде , даже Сербия купила Китайсукую ПВО - аналоги наших С- .... ,а не наши комплексы.
  17. -1
    14 апреля 2024 11:50
    «Все для фронта! Все для Победы!» А победитель получает всё в том числе оружейный мировой экспорт.
  18. 0
    15 апреля 2024 14:25
    Тут, как сказать...
    Во первых, война это реальная реклама нашей техники.
    Во вторых, это резкий скачек в модернизации и создании новых образцов техники.
  19. 0
    17 апреля 2024 08:27
    Цитата: Aleksandr21
    Цитата: vasyliy1
    Все вооружение производимое Россией , сейчас идет в нашу армию, о каком оружейном экспорте может сейчас идти речь?


    Поддержу, сейчас весь ВПК России должен работать на нужды СВО.... все новые контракты для зарубежных партнеров должны выполняться после окончания операции, а те что были заключены и выполнялись тоже отодвинуты по времени...штрафы/пени тут не должны играть никакой роли т.к. у нас есть приоритеты.

    В общем то, как всегда и во все времена было. Кроме того, на мой взгляд, есть смысл несколько пересмотреть политику в области торговли вооружением. Надо понимать, что сегодняшний конфликт явно не последний и все проданное в любую Тмутаракань оружие в любой момент может быть использовано против России.