Заградительные аэростаты: на страже объектов промышленности и топливно-энергетического комплекса

44
Заградительные аэростаты: на страже объектов промышленности и топливно-энергетического комплекса

В связи с отсутствием реальных успехов на поле боя интенсивность ударов, наносимых украинскими крылатыми ракетами и БПЛА-камикадзе, будет только возрастать – об этом мы говорили в декабре минувшего года. Теперь реальность этого прогноза мы можем наглядно оценить на практике – достаточно сравнить то, сколько средств воздушного нападения (СВН) наши средства противовоздушной обороны (ПВО) сбивали в декабре 2023 года, а сколько в конце марта – начале апреля 2024 года.

Увеличилось не только количество украинских СВН, но и их номенклатура. Противник атакует не только и не столько военные объекты, сколько объекты промышленности, инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса. Атаки всё чаще стали осуществляться на объекты, расположенные в глубине территории Российской Федерации (РФ), на большем удалении от линии боевого соприкосновения (ЛБС) и границ с Украиной.



Имеется информация о появлении у вооружённых сил Украины (ВСУ) беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) камикадзе с дальностью до 2500 километров, а по некоторым сведениям – и до 3300 километров, поиск целей на территории России и планирование нанесения удара осуществляется с помощью инфраструктуры разведки, управления и связи США и других стран НАТО.

Значительное увеличение количества СВН всех типов, в первую очередь низколетящих БПЛА-камикадзе большой дальности, не позволит обеспечить противовоздушную оборону всех типов военных и промышленных объектов. Однако у нас имеется опыт почти вековой давности, полученный во времена Второй мировой войны (ВМВ) – Великой Отечественной войны (ВОВ), который просто необходимо использовать в наше время.

Заградительные аэростаты ВМВ/ВОВ


Уже в годы Второй мировой войны авиация стала грозной силой, с которой приходилось считаться. По сравнению с нашим временем количество самолётов различных типов, выпускавшихся промышленными предприятиями воюющих сторон и принимающими участие в боевых действиях, было больше на один, а по ряду позиций и на два порядка. Однако отсутствие в те времена высокоточного оружия в крупносерийном производстве (в небольших количествах высокоточное оружие уже существовало) вынуждало самолёты воюющих сторон приближаться непосредственно к цели для осуществления бомбометания или пуска неуправляемых ракет. Появились в то время и крылатые ракеты (КР), впрочем, низкая точность наведения делала их скорее оружием устрашения.


«Поля» заградительных аэростатов

Учитывая интенсивность налётов на города и промышленные объекты, истребительная авиация и средства ПВО того времени – зенитная артиллерия, не могли обеспечить гарантированное прикрытие защищаемых объектов, в связи с чем потребовались дополнительные меры.

Одним из решений стало применение заградительных аэростатов, наполненных водородом, закреплённых на металлических тросах на высоте порядка 2000-4500 метров. Между несколькими аэростатами также могли натягиваться тросы, образующие что-то типа сети. При попадании в трос самолёт могло буквально разрезать на несколько частей.

К примеру, Московский фронт ПВО, организованный постановлением ГКО СССР от 5 апреля 1942 года, располагал 1060 заградительными аэростатами. В Ленинграде заградительные аэростаты изготавливались и развёртывались даже в блокаду, в том числе обеспечивалось производство водорода для их заполнения. В Лондоне аэростаты обеспечили поражение до 4 % немецких крылатых ракет ФАУ-1.


Заградительные аэростаты над кораблями с десантом

Может показаться, что общие потери противника от заградительных аэростатов были невелики, однако они заставляли противника отклоняться от курса, снижали точность бомбометания, «подставляли» бомбардировщики противника под огонь зенитной артиллерии и истребителей. Доходило до того, что бомбардировщики стали оснащать устройствами захвата тросов с пиротехническими зарядами для их перерезания.

Сбитые противником аэростаты быстро ремонтировались и вновь поднимались в воздух. Периодически, примерно раз в месяц, аэростаты требовалось перезаправлять из-за утечки водорода.

Особенности применения низколетящих СВН


В первую очередь необходимо понимать, что основную угрозу для нас сейчас представляют низколетящие СВН, маршрут которых прокладывается западными кураторами Украины с учётом рельефа местности, месторасположения радиолокационных станций (РЛС) и зенитных ракетных комплексов (ЗРК). В случае, если противник поднимет высоту полёта БПЛА-камикадзе, то они станут лёгкой добычей российских ЗРК.

Применение БПЛА-камикадзе на большой высоте, порядка 4-5 километров, имеет смысл только в том случае, если нападающий способен запускать больше БПЛА-камикадзе, чем может сбивать обороняющийся, тем самым истощая его ПВО. Количество украинских БПЛА-камикадзе в настоящее время недостаточно для того, чтобы перегрузить российскую противовоздушную оборону, точнее, они могут попытаться это сделать, но нечасто и на ограниченном удалении от линии ЛБС и границ Украины.


Украинский БПЛА-камикадзе большой дальности AQ 400 Scythe с дальностью полёта до 750 километров

Поскольку в настоящее время Украина не может себе позволить действительно массированное применение БПЛА-камикадзе, то её удары носят скорее террористический характер и осуществляются в расчёте на то, что хотя бы малой части БПЛА-камикадзе удастся «просочиться» сквозь барьеры российских средств ПВО.

Тем не менее даже ограниченное количество украинских БПЛА-камикадзе наносит чувствительный вред российским объектам промышленности и топливно-энергетического комплекса, в связи с чем целесообразно рассмотреть возможность развёртывания заградительных аэростатов, выполненных на современном технологическом уровне, с учётом характеристик и тактики применения украинских БПЛА-камикадзе.

Заградительные аэростаты 2024


Как мы говорили выше, применение украинских БПЛА-камикадзе в глубине российской территории возможно только при осуществлении ими полётов на малой и сверхмалой высоте, с использованием рельефа местности, естественных и искусственных возвышенностей – просек в лесу, русел рек, вырубок вдоль автодорог и т. д. Как только украинские БПЛА наберут высоту, то с высокой вероятностью они будут обнаружены и уничтожены российскими средствами ПВО.

Таким образом, применение заградительных аэростатов можно рассматривать в рамках двух направлений. Первое – это перекрытие возможных маршрутов маловысотного пролёта БПЛА-камикадзе. Второе – непосредственная защита объектов, которые потенциально могут подвергнуться атаке и чьё разрушение может привести к существенным последствиям.

Соответственно, выполнение работ в рамках первого направления может выполняться только государственными или частными структурами, по заданию и под контролем МО РФ, с учётом 3D-карт рельефа местности, а также месторасположения РЛС и ЗРК, таким образом, чтобы вынудить БПЛА-камикадзе противника набрать высоту и подставиться под наши зенитные ракеты (или бесполезно погибнуть, разбившись о развёрнутые заграждения).

В свою очередь, выполнение работ по второму направлению, непосредственному прикрытию объектов заградительными аэростатами, может осуществляться непосредственно собственниками указанных объектов, по согласованию с определёнными службами (например, с учётом обеспечения безопасности воздушного движения, чтобы какой-нибудь санитарный вертолёт не влетел).


Схемы размещения и крепления советских заградительных аэростатов

Учитывая то, что нам не требуется бороться с высотными целями, высота подъёма заградительных аэростатов может составлять порядка 300-500 метров, а для заградительных аэростатов, осуществляющих непосредственное прикрытие объектов, и того менее. Как следствие, размеры аэростатов могут быть меньше, чем тех, что применялись во времена ВМВ/ВОВ, а выпускаться они могут значительно большей серией.

Если заградительные аэростаты времён ВМВ/ВОВ несли металлические тросы, способные разрезать бомбардировщик или штурмовик, то наша цель – это достаточно лёгкие БПЛА-камикадзе, изготовленные из пластика, дерева или композитных материалов, реже из тонкого металла, движущиеся со скоростью менее 200 километров в час, то есть для их повреждения-разрушения может быть достаточно тросов-сетей, выполненных из композитных волокон.

Сами аэростаты также могут быть выполнены из современных материалов, более лёгких и способных дольше удерживать газ-наполнитель, в качестве которого может использоваться смесь гелия и водорода (15 % водорода и 85 % гелия), флегматизированный водород – смеси водорода с инертными газами или фреонами (с перемешиванием смеси для исключения возможности её расслоения). Может быть использован и чистый водород, без смеси с воздухом он безопасен, а для контроля изменения состава смеси (диффузии водорода и кислорода) могут быть установлены специальные датчики.

Таким образом, мы получим заградительные аэростаты, размещённые на высоте 100-500 метров, с подвешенными под ними сетями из композитных материалов с ячейками, с шагом 1х1 м или даже 0,5х0,5 м. Возможно, что размещать их целесообразно в два ряда, а сети между ними даже в два или в три ряда.


Заградительные аэростаты над Лондоном

Да, безусловно, такое решение будет стоить денег, но вряд ли больше, чем разрушенная ректификационная колонна на нефтеперерабатывающем заводе или убытки от её простоя и ремонта. То же самое можно сказать и о множестве других объектов промышленности, а также топливно-энергетического комплекса.

Выводы


Применение заградительных аэростатов для защиты объектов промышленности и топливно-энергетического комплекса от атак украинских БПЛА-камикадзе, прошедших рубежи противовоздушной обороны, позволит минимизировать или даже исключить последствия от их ударов.

Заградительные аэростаты – это проверенное временем решение, которое применялось ещё во времена ВМВ/ВОВ, изготовление и развёртывание заградительных аэростатов осуществлялось даже в блокадном Ленинграде.

Важно то, что заградительные аэростаты не являются комплексами вооружений, их развёртывание гражданскими структурами с организационной точки зрения может быть значительно проще и быстрее, чем развёртывание каких-либо активных средств противодействия БПЛА-камикадзе противника. Таким образом, промышленные предприятия, холдинги и иные государственные и коммерческие структуры могут уже сейчас приступить к повышению защищённости принадлежащих им объектов.
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 апреля 2024 05:10
    Интересно, из тех многочисленных безумных идей, которыми фонтанирует г-н Митрофанов, хоть что нибудь на практике реализовано?
    1. +5
      15 апреля 2024 05:40
      Если посмотреть на то как отражали серьезную атаку БПЛА на Израиль то мы легко увидим что большую часть Шахедов сбили самолеты США и Израиля, которые наводили самолеты ДРЛО. И без всяких там аэростатов. Отсюда вывод. Нам нужно что-то что сможет выполнять функции самолетов ДРЛО, которые нынешние власти не сделали за 24 года после 90-х. Лучше всего конечно поставить панели АФАР на бизнес джеты и другие самолеты и сделать мобилизационный вариант самолета ДРЛО. Можно конечно и на аэростаты поставить панели АФАР и наладить освещение воздушной обстановки и выдачу ЦУ и таким образом сделать адекватную систему ПВО, какой она должна быть.
      А то что предлагает автор это последний рубеж обороны а не ее основа. И это больше жест отчаяния и беспомощности нынешней власти.
      1. 0
        15 апреля 2024 09:08
        Совсем не последний рубеж, а может быть составной частью системы. Например, аэростатами можно закрывать промзону со стороны города. Огонь зенитных систем в сторону города нежелателен и может привести к повреждениям и даже жертвам среди мирного населения.
        1. +3
          15 апреля 2024 10:51
          Аэростаты в Великую Отечественную были бы мало эффективным средством без других компонентов системы ПВО. А на дворе 2024 год, у нас есть малогабаритные антенны, есть тепловизоры, есть самолеты ДРЛО, есть ракеты воздух-воздух, есть различные ЗРК, единственное чего нет так это грамотных руководителей способных из всего этого построить систему.
          Посмотрите на массовую атаку БПЛА Израиля и как большую часть Шахидов сбили ВВС США над Ираком без всяких дирижаблей и прочей ерунды. Неплохо было бы понять КАК они это сделали и ЧЕМ и применить все это у нас.

          Что касается немедленных мер, то можно предпринять следующие шаги.
          У нас нет аэростатов но есть метеозонды, есть малогабаритные радары способные обнаруживать БПЛА и другие воздушные цели, есть возможность приобрести оборудование для создания защищенной военной цифровой связи. Если все это соединить и наладить обнаружение воздушных целей пересекающих или подлетающих к границе или ЛБС а так же наладить мгновенный обмен информацией с подразделениями ПВО, то получим работающую систему обнаружения воздушных целей.
          У нас есть возможность приобрести много тепловизоров, есть вертолеты, есть пулеметы. Если все это соединить вместе то значительно усилим наше ПВО.
          У нас есть опять же возможность приобретать тепловизоры, есть пикапы УАЗ и Нива, есть пулеметы в крайнем случае Максима и есть куча людей прошедших армию. Если соединить все это и интегрировать в систему ПВО, то получим много мобильных точек ПВО против БПЛА, что так же усилит наши возможности ПВО против БПЛА.

          Так же у нас есть несколько летающих Ту-204/214, есть несколько десятков этих самолетов на хранении, есть мощности по выпуску этих самолетов, есть специалисты способные создавать самолеты ДРЛО, есть АФАР. Если соединить все это то через какое-то время мы получим более дешевый и массовый самолет ДРЛО чем А-50У и тем более А-100. И если у нас быдет достаточное количество самолетов ДРЛО, чтобы обеспечить их нахождение в нужных районах в режиме 24/7, то никакие шары будут не нужны.
          1. +3
            15 апреля 2024 13:28
            единственное чего нет так это грамотных руководителей способных из всего этого построить систему.

            На 99% уверен, что это осознанный саботаж сверху, а не неумение. Тут ответственные не в курсе что ангары есть, прям вот вообще принципиально делать ничего не хотят. Ведь тогда уважаемые партнёры могут решить, что мы начинаем, и тогда могут начать они. Отрубят для начала все айфоны, огорчат сотни тысяч жён и детей важных людей, страшный удар по стране!
            1. 0
              17 апреля 2024 17:18
              Цитата: alexoff
              На 99% уверен, что это осознанный саботаж сверху, а не неумение.

              Вместо веры я предпочитаю знание.С рассказами про веру лучше в ..... церковь.
              1. 0
                17 апреля 2024 17:40
                Ну то есть вы реально думаете, что есть хоть одна логическая неполитическая причина не строить ангары даже для фронтовой авиации?
          2. 0
            15 апреля 2024 13:40
            Цитата: ramzay21
            как большую часть Шахидов сбили ВВС США над Ираком без всяких дирижаблей и прочей ерунды

            Да, складывается впечатление, что наши ВВС от задач ПВО страны уклоняются всеми возможными способами. Хотя, вроде бы, и самолеты для этого есть - стареньких МиГ-29 для патрулирования и сбивания летающих газонокосилок вполне хватило бы.
            1. 0
              16 апреля 2024 09:18
              Хотя, вроде бы, и самолеты для этого есть - стареньких МиГ-29 для патрулирования и сбивания летающих газонокосилок вполне хватило бы.

              Сбивать их могут и вертолеты, даже обычные Ми-8, если на него поставить пару хотя бы ПК и выдать тепловизоры экипажу и стрелкам.
              Но главная задача это ОБНАРУЖИТЬ цели а для этого нужно победить ограничения радиогоризонта, усложненные рельефом местности и единственный способ это решить это поднять антенну как можно выше.
              1. 0
                16 апреля 2024 12:56
                Цитата: ramzay21
                Сбивать их могут и вертолеты, даже обычные Ми-8, если на него поставить пару хотя бы ПК и выдать тепловизоры экипажу и стрелкам.

                У вертолетов скорость сравнима с беспилотниками. То есть, на каждый беспилотник потребуется примерно по одному вертолету. Сбив один, за другими вертолету уже не угнаться.

                А за крылатой ракетой вертолет не угонится в принципе.

                Цитата: ramzay21
                единственный способ это решить это поднять антенну как можно выше.

                У МиГ-29 такая антенна есть. Он и сам может обнаруживать цели в режиме патрулирования. Не идеальное решение, но за неимением лучшего это хоть что-то
                1. 0
                  16 апреля 2024 13:59
                  У вертолетов скорость сравнима с беспилотниками.

                  Это не так. Ми-8 могут разгонятся до 250 км/ч, Ми-17 до 280, Ми-24 вообще до 335 км\ч а Герани-2 летят со скоростью 150-170. Поэтому получив ЦУ по целям Ми-8/17 может догнать цель и выровняв скорость вести прицельный огонь до полного уничтожения цели, после чего заниматься уничтожением второй цели и разница в скорости от 80 до 130 км/ч у Ми-8 и у Ми-17 позволяет это вполне. А Ми-24 с 30 мм авиапушкой так вообще идеальный боец с БПЛА. Но им всем нужно цели обнаружить и получить ЦУ а без антенн в воздухе этого не сделать никак.
                  У МиГ-29 такая антенна есть. Он и сам может обнаруживать цели в режиме патрулирования.

                  Комплекс БРЭО МиГ-29 не в состоянии обнаружить такую малозаметную цель как БПЛА на значительной дистанции, поэтому керосина в режиме патрулирования он сожжёт много а результата может не быть вообще. Вы думаете почему американцы имея гораздо более совершенные радары на Ф-35 продолжают патрулировать и обнаруживать цели самолетами ДРЛО?
                  Цель надо для начала обнаружить а уже затем наводить на нее самолеты и вертолеты. А обнаруживать нам летящие на низкой высоте БПЛА и КР не чем.
                  Да для уничтожения обнаруженных БПЛА привлекать МиГ-29 было бы разумно, но и вертолеты по этим целям работать могут.
                  1. 0
                    16 апреля 2024 14:41
                    Цитата: ramzay21
                    Это не так. Ми-8 могут разгонятся до 250 км/ч, Ми-17 до 280, Ми-24 вообще до 335 км\ч а Герани-2 летят со скоростью 150-170.

                    Да, но "герани" летят в разных направлениях. Пока он гнался за одной "геранью", вторая успела улететь на двадцать километров в сторону. Пока гнался за второй - третья ушла на сто километров в другую сторону. Всё, её уже не догнать даже на максимальном газу.

                    Цитата: ramzay21
                    Вы думаете почему американцы имея гораздо более совершенные радары на Ф-35 продолжают патрулировать и обнаруживать цели самолетами ДРЛО?

                    Я двумя руками за самолеты ДРЛО. Но их нет - реально, а не в теории. А пока их нет - я предлагаю использовать хотя бы то, что есть уже сейчас. Как бы оно ни было несовершенно.
                    1. -1
                      16 апреля 2024 20:39
                      Да, но "герани" летят в разных направлениях. Пока он гнался за одной "геранью", вторая успела улететь на двадцать километров в сторону.

                      Пока что укры атакуют одиночными БПЛА в лучшем случае несколькими, это раз. БПЛА летят со стороны ВСУ, а значит направление у них одно, они конечно могут разделится, но не на 20 групп, но и вертолеты по одному не летают и если один вертолет будет преследовать одну группу БПЛА, следующую одним курсом, то он сможет уничтожить их все.
                      Я двумя руками за самолеты ДРЛО. Но их нет - реально, а не в теории

                      А в реале задача в том чтобы поднять антенну максимально высоко над землёй и метеозонды самый дешевый и быстрый вариант это сделать. Второй по скорости вариант это оснастить полотнами АФАР БПЛА типа Орлан/Иноходец, и это нужно начинать делать так как так получается тактический БПЛА ДРЛО.
      2. +2
        15 апреля 2024 10:47
        Ну не стоит забывать, что Израиль в состоянии войны уже много лет и его площадь сильно меньше, чем Россия. Что позволяет гораздо лучше контролировать воздушное пространство.
        Это если даже не считать поддержку США
        1. Комментарий был удален.
        2. +3
          15 апреля 2024 13:19
          По Израилю и прилетает сильнее, со многих сторон. Но он применяет активную оборону, охотясь за вражескими высокопоставленными лицами, производствами и т.д. А не ждёт, что США попросят Иран не стрелять по Израилю чтоб цены на нефть не повышались
          1. -2
            15 апреля 2024 14:39
            Израиль просто воюет а мы как известно еще не начинали. Потому у врага до сих пор мосты через Днепр стоят целые, хотя все средства для их разрушения есть.
            1. 0
              15 апреля 2024 15:55
              Да что там мосты, за время сво ни один украинский чиновник не пострадал! И все генералы живы-здоровы, никого старше полковника не трогаем
      3. 0
        15 апреля 2024 12:36
        нам нужно что-то, что что сможет выполнять функции самолëтов ДРЛО

        А может лучше не "что то" а просто сами самолëты ДРЛО производить?
        Вот у нас будут придумывать что угодно, лишь бы не делать то что нужно. Ни лëгких ДРЛО среднего звена на основе двухдвигательный турбопропов у нас нет. Ни больших, на основе широкофюзеляжных самолëтов, так же нет. Ладно свои самолëты не производяться. Но хотя бы возьмите самолëты из запаса, или перекупите часть самолëтов что в руках авиакомпаний. Як-42, хорошая основа для лëгких ДРЛО (как те, что строяться на основе бизнесс джета).
        1. 0
          16 апреля 2024 10:00
          А может лучше не "что то" а просто сами самолëты ДРЛО производить?

          Самолеты ДРЛО производить надо, но это во первых очень долго а во вторых никто в руководстве страны не может принять такого решения толи от необучаемости толи из-за сознательного саботажа.
          А так есть готовые самолеты Ту-204/214, в том числе летающие в том же СЛО Россия, причем простых Ту-204/214 там аж 5 штук и ничего не стоит взять оттуда пару самолетов для перестройки одного в самолет ДРЛО а другого в самолет ПЛО аналогичный американскому Посейдону. Ту-204/214 самолет отличный, может патрулировать без дозаправки около 10 часов, два его двигателя точно такие как на новом Ил-76 и керосина едят в два раза меньше, самолет выпускается в Казани.
          Если применить современные технологии и построить самолет с полотнами АФАР вместо гриба и поставить современное оборудование, то в него влезет вся аппаратура и по своим характеристикам он значительно опередит А-50У и не будет уступать А-100, только будет гораздо дешевле и более массовым, потому как есть несколько десятков уже построенных Т-204\214 на хранении, нет очереди из военных как на новый Ил-76, и его выпуск наращивается.
          Однако на это уйдут годы даже при грамотном руководстве а обнаруживать надо уже сейчас и поэтому да вариант с метеозондом самый быстроосуществимый.

          Есть еще вариант поставить полотна АФАР на БПЛА Иноходец/Орион вместо его стандартного оборудования и сделать тактический БПЛА ДРЛО, способный висеть в воздухе 24 часа. Но на это опять же надо время и скорее всего нужно строительство нового завода. Хотя такие БПЛА ДРЛО нам очень нужны и четыре таких БПЛА смогут обеспечить освещение воздушной обстановки в режиме 24/7 в полосе длиной в 300 км!
          1. 0
            17 апреля 2024 14:06
            Вы собираетесь картонные МАЛОЗАМЕТНЫЕ МАЛОВЫСОТНЫЕ НИЗКОСКОРОСТНЫЕ БПЛА обнаружить с помощью АФАР на самолете ДРЛО? Идея интересная. Попробуем проанализировать.

            1. Почему этих самолетов мало? Ответ прост. Очень сложная аппаратура и запредельная стоимость.
            2. Низкоскоростной картонный беспилотник с керамикой для МАЛЕНЬКОГО двигателя отличить на малой высоте от объекта на земле средствами быстролетящего и (сравнительно) высотного самолета ДРЛО, наверное, можно, да вот только аппаратура для этого нужна суперсложная и, скорее всего, не существующая в настоящее время.
            Локатор желательно иметь неподвижный (я не сказал * не перемещаемый*).
            3. Зачем применяют АФАР? Определить расстояние и направление на цель. Штука сложная и дорогая, энергозатратная. Кроме того, чем меньше заметность цели, тем меньше толку от АФАР.

            Если излучатель сигнала неподвижен и на высоте, скажем, 500м, то высота БПЛА, составляющая, допустим, 20м, будет не более 4% от высоты излучателя. Т.е. с хорошей точностью можно считать, что БПЛА перемещается по земле. Привязанные к координатам местные объекты на земле по информации от трех приемников дадут место БПЛА. Алгоритмы селекции подвижных целей давно разработаны.

            Т.е. модульность аппаратуры на дешевых привязных аэростатах, ее простота, компактность, низкое энергопотребление - вот преимущества аэростатной сетки над своей территорией. Плюс на тех же аэростатах легко разместить чувствительные МИКРОФОНЫ, так как радиолокационную малозаметность. БПЛА никто не отменял. Возможно, что звуколокация БПЛА будет гораздо эффективнее радиолокации!
            Опять-таки никто не отменил эффект воздействия троса аэростата на летательный аппарат.

            Таким образом сеть привязных аэростатов над своей территорией дает сравнительно дешевый и эффективный инструмент для борьбы с маловысотными и малозаметными целями.
      4. +1
        17 апреля 2024 17:37
        Цитата: ramzay21
        Можно конечно и на аэростаты поставить панели АФАР и наладить освещение воздушной обстановки и выдачу ЦУ

        Думаю, это наиболее оптимальное предложение. "....Два года назад аэростаты поднимались на высоту 17 км. Продолжительность их барражирования составляла около месяца. Планируется увеличить её до года. В подвеске аэростатов будут расположены ретрансляционные системы, а также системы радиолокационного мониторинга для ПРО. Их радиовидимость на высоте 40 км достигает 900 км, они не имеют «мёртвых зон» (Статья журнала ВКС, №2 (87) октябрь 2016)...."...Для нужд системы ПВО Северной Америки NORAD разрабатывались огромные 70-метровые беспилотные дирижабли ДРЛО, которые должны были висеть по 30 суток на высоте до 24 километров и обнаруживать летящие российские ракеты на дальности до 740 км. В ходе испытаний выяснилось, что при кажущейся архаичности конструкции подобные аппараты чрезвычайно живучи и не падают камнем при попадании в них. Напротив, они плавно опускаются благодаря тому, что внутри разделены на сегменты и заполнены не водородом, а гелием...". Так что работа по разработке аэростатных систем идет и у нас, и в других странах. Весь вопрос в технических возможностях наших РЛС по выявлению БПЛА малого и среднего класса и возможностях промышленности наладить их серийное производство.
  2. +4
    15 апреля 2024 05:12
    «Поля» заградительных аэростатов
    Поразило количество аэростатов. Грандиозно !
    1. -1
      15 апреля 2024 05:43
      Поразило количество аэростатов. Грандиозно !

      Пусть это и бессмысленно, зато какой потенциал для распилов.... fellow
      1. +2
        15 апреля 2024 06:01
        Цитата: Tucan
        Пусть это и бессмысленно,

        В нынешних реалиях таки да....Меня поразил масштаб заграждений и мизер эффекта от их применения. hi
  3. BAI
    +3
    15 апреля 2024 06:14
    Сколькт этих аэростатов оторвется? Сколько оторванных окажется на пути гражданских самолетов? Сколько гражданских самолетов в результате упадет?
    Посмотрите Флайтрадар в Европе, сколько там самолетов. И туда унесет РОССИЙСКИЙ аэростат с тросом. Что будет?
    1. +3
      15 апреля 2024 07:22
      Цитата: BAI
      Сколькт этих аэростатов оторвется? Сколько оторванных окажется на пути гражданских самолетов? Сколько гражданских самолетов в результате упадет?
      Посмотрите Флайтрадар в Европе, сколько там самолетов. И туда унесет РОССИЙСКИЙ аэростат с тросом. Что будет?

      Нормальная и работоспособная для объектового прикрытия идея, особенно с учётом современных материалов. А обрывов не стоит пугаться, во первых аэростаты привязаны не только к земле, но и друг к другу, а во вторых есть аварийные клапаны выпуска газовой смеси...
    2. -2
      15 апреля 2024 08:26
      Сколькт этих аэростатов оторвется? Сколько оторванных окажется на пути гражданских самолетов? Сколько гражданских самолетов в результате упадет?

      Во первых наша власть не в состоянии выпускать аэростаты не то что в тех количествах что и сталинский СССР, но и 5% от того количества.
      Во вторых в том виде что предлагает использовать аэростаты автор они бесполезны. Польза от них будет если на него установить панель АФАР и ретранслятор и повесить за сотню км от границы или ЛБС.
      В третьих никакой опасности для гражданских самолетов они не представляют, если будут размещены там где сегодня аэропорты закрыты, просто потому что очень быстро взлетят выше чем 10 тысяч метров.
      Посмотрите Флайтрадар в Европе, сколько там самолетов. И туда унесет РОССИЙСКИЙ аэростат с тросом. Что будет?

      Ничего не будет! Ветра в Северном полушарии дуют с Запада на Восток и все эти аэростаты будут взлетать и падать на нашей территории.
      1. 0
        15 апреля 2024 13:50
        Цитата: ramzay21
        Во первых наша власть не в состоянии выпускать аэростаты не то что в тех количествах что и сталинский СССР, но и 5% от того количества.

        Ну, это, в общем, неправда. Эти аэростаты будут меньше тех, времен ВОВ, и делать их можно из полимерных пленок, которые производятся в немалых количествах. Можно отдавать производство на подряды частникам - накроят-наклеят их очень быстро.
    3. +1
      15 апреля 2024 13:45
      Цитата: BAI
      Сколькт этих аэростатов оторвется? Сколько оторванных окажется на пути гражданских самолетов? Сколько гражданских самолетов в результате упадет?

      Это всё решается несложно. В случае отрыва срабатывает автоматический клапан выпуска газа, и аэростат плавно приземляется. В войну даже делали парашюты для тросов - чтобы в случае отрыва троса от аэростата трос не падал, как стальная плеть, а плавненько опускался.
  4. -6
    15 апреля 2024 08:58
    Это какое-то безумие. Что ни статья, то хоть святых выноси...
  5. +3
    15 апреля 2024 09:32
    Не, идея, то нормальная, сетиивроде для этого уже начали делать


    Смотрю по комментам, ххлам идея совсем не нравится.
  6. +1
    15 апреля 2024 12:02
    Куб из сетки по углам аэростаты, итого 5 проекций прикрыты от меллочевки, а более крупные кр уже забота пво. Технически возможно но для не очень больших обьектов ибо вес сетки особенно сверху давить будет .
  7. +1
    15 апреля 2024 12:25
    Многие комментаторы просто в упор не видят объем затрат на предлагаемые ими варианты решения проблемы эффективной обороны от маловысотных и МАЛОЗАМЕТНЫХ средств воздушного нападения. Предположим, аэростаты.
    1. Дешевы, висят сколько угодно долго на заданной или необходимой высоте.
    2.Могут быть снабжены высокочувствительными МИКРОФОНАМИ с малогабаритными и маломощными передатчиками звука на мощный обрабатывающий сервер на ЗЕМЛЕ .
    3. Не нужны АФАР, компьютер и прочие причиндалы, требующие в совокупе много энергии. Достаточно один аэростат сделать повыше, и на него повесить простенький излучатель сигнала, а на другой аэростат на меньшей высоте повесить простенький приемник отраженных сигналов. На защищаемой территории НА ЗЕМЛЕ разместить пластиковые металлизированные отражатели с с известными координатами. Для привязки отраженных сигналов от подвижных целей. Приемник сигналов связать с мощным сервером на ЗЕМЛЕ. При такой модульности аппаратуры на аэростатах стоимость ее и энергопотребление будут невелики.

    Таким образом, идеи уважаемого автора о применении аэростатов очень даже привлекательно выглядят. Сеть аэростатов над своей территорией позволит для разборок с маловысотными низкоскоростными целями задействовать вертолеты, это дешево. Элементы этой сети (аэростаты и серверы) легко перемещать, сводя к нулю данные разведки противника. А если аэростаты будут отрываться и улетать в сторону Гейропы, то это их проблемы. Нам что с того?
  8. -2
    15 апреля 2024 16:34
    "Былые цивилизации"-для автора-это про вторую мировую войну? laughing А с дронами бороться проще простого-пропустил дрон командир участка ПВО-к стенке tongue
  9. +2
    15 апреля 2024 16:41
    На первом месте стоит система обнаружения. Обсуждать средства защиты нет смысла, если нет системы обнаружения и отслеживания. Система обнаружения должна быть дешевая, промышленность РФ может выпускать изделия прямо сейчас, т.е. всё своё есть. Изделие должно устанавливаться на месте просто и быстро.
    Предлагаю вдоль опасных направлений ставить вышки, на которых будут стоять локаторы. В качестве вышки ставить опоры линии электро передачи (ЛЭП). Пример, самая высокая опора ЛЭП высотой 197 м расположена в городе Балаково. Опоры ЛЭП выпускаются серийно. Вышки, высотой 50 метров установить через каждые 40 км. Локаторы надо брать готовые, корабельные. На каждую вышку ЛЭП ставить два локатора. Внизу в вагончиках аппаратура, генератор, служба обеспечения. Установленные по периметру 20 вышек, через 40 км, высотой 50 м перекрывают 800 км.
    С моей точки зрения это самый дешевый и быстрый вариант решения проблемы обнаружения БПЛА.
    1. 0
      15 апреля 2024 17:17
      С моей точки зрения это самый дешевый и быстрый вариант решения проблемы обнаружения БПЛА.
      А если учесть, что вышки уже стоят, это вышки сотовых баз. То осталось сделать только приемники.
      1. +1
        15 апреля 2024 20:30
        Можно использовать телерадио вышки, например Останкинскую. Здесь вопрос стоит, чтобы было просто, быстро, дёшево и все необходимые комплектующие серийно выпускались в РФ. Одна ЛЭП с фундаментом ставится за неделю, десять бригад за одну неделю поставят 10 опор ЛЭП, ещё одна неделя уйдёт на монтаж антенн и подключение. Имеется выбор готовых РЛС, можно ставить сухопутные и корабельные. Т.е. всего за один месяц можно закрыть периметр длиной 880 км.
    2. 0
      15 апреля 2024 17:27
      Вышки могут быть атакованы дронами. Интереснее смотрится вариант с подвижными дирижаблями, перекрывающие всю границу.
      1. 0
        15 апреля 2024 20:08
        То что знаю. Вопрос о необходимости НИОКР стратосферного дирижабля ДРЛОиУ был поднят на уровень Минпромторга в 2012 году. Ответ, нет необходимости. В то время приоритет отдавался работе над А-100, который начался в 2000 году. Стратосферный дирижабль ДРЛОиУ сейчас бы очень помог в СВО, т.к. с высоты 30 км просматривается 1000 км. Это сложное изделие потребует лет 5 работы. Средства обнаружения и слежения нужны сейчас, идёт война.
        1. +1
          15 апреля 2024 20:43
          Цитата: Vlad Gor
          т.к. с высоты 30 км просматривается 1000 км

          Это бесполезно. Малозаметную цель, типа беспилотника или "Сторм шэдоу", на таком расстоянии радар просто не обнаружит, ни с какой высоты. Лучше не гнаться за супервысотами и супердальностями, а брать числом - побольше простых и дешевых аэростатов, дирижаблей, беспилотников, небольших самолетов и т.п. носителей РЛС.
    3. 0
      16 апреля 2024 02:04
      ///////////////////////////////
      Для обнаружения маломерных низколетящих дронов электромагнитная пеленгация практически бесполезна. Как дополнительное средство пеленгации целей в ближней зоне необходимо создавать систему акустической пеленгации (микрофонами). Их можно устанавливать на поверхности, можно поднимать на шар-пилотах на привязи. Подобная система в десятки раз дешевле чем на электромагнитном принципе, которые пытаются создавать для таких условий. При всех изобретательских ухищрениях они мало помогают из-за значительного затухания ЭМ волн вблизи земли, растительности и малой отражательной поверхности цели. Непонятно, кто у нас отвечает за внедрение новинок в этой области. На форумах много дельных предложений имеется, но мало делается теми, кто обязан их осуществлять, даже элементарных. В редких видео с фронтов, видим, как сами умельцы в кустарных условиях реализуют новинки не дожидаясь пока раскачаются "темнилы". Если нынешнюю военную тягомотину планируют и дальше, то необходимость ускорения внедрения предложений самоочевидна. В первую очередь это позволит сохранить жизни людей. Не стоит обольщаться потерям 1/5, тем более чушь - 1/10. Можно сравнить по официальным цифрам обмена тел погибших бойцов- как правило, 1/3. В довесок, китайский рой дронов в лесу: https://disk.yandex.ru/i/k-eabszwRspfBQ
  10. 0
    15 апреля 2024 16:42
    Как раз по теме аэростатов, если кто не смотрел.

  11. 0
    15 апреля 2024 17:30
    Наиболее приемлемым, не дорогим и безальтернативным способом борьбы с БПЛА является применение пары малых дежурных беспилотных вертолетов, между которыми закреплена прочная, легкая нейлоновая сеть высотой, наверное, не менее 20 м, длиной до 300 м и ячеей (400х400) мм. Беспилотные вертолеты дежурят на земле, в зоне возможных трасс пролета БПЛА. При получении информации о подлете группы БПЛА, даже левее или правее до 20 км, пара с сетью поднимается и летит на перехват. Современные СРЦ и иные средства и способы, вплоть до смартфонов с программным обеспечением, способны увидеть пролет БПЛА и своевременно сообщить в пункт управления сетевой защитой. Т.Е. пара беспилотных вертолетов с натянутой между ними легкой и прочной сетью может перехватывать БПЛА на фронте до 40 км.
  12. -2
    15 апреля 2024 21:39
    Несусветная дурь. Вообще нечего обсуждать. Автор просто баклан. fool