«Ангара-А5» на Восточном: задел на большое будущее

80
«Ангара-А5» на Восточном: задел на большое будущее
Старт "Анрагы-А5" с Восточного, 11 апреля 2024 г.


11 апреля состоялся первый запуск перспективной ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» с космодрома Восточный. Пуск прошел успешно, и полезная нагрузка ракеты в расчетное время была доставлена на заданную орбиту. Прошедшее мероприятие имеет особое значение для российской космонавтики. Оно показывает готовность ракеты и новой стартовой площадки к полноценной эксплуатации, а также определяет пути развития отрасли на долгий срок.



Первый запуск


Как сообщала госкорпорация «Роскосмос», ракета «Ангара-А5» для первого запуска с Восточного была построена в конце прошлого года. В последней декаде декабря ПО «Полет» (г. Омск) из состава Государственного космического научно-производственного центра им. М.В. Хруничева отправило изделие в разобранном виде на космодром. В январе на Восточном приняли ракету и начали подготовку к будущему запуску. В те же сроки ракетно-космическая корпорация «Энергия» отправила на космодром разгонный блок 14С48 «Орион».

Сборка ракеты и установка полезной нагрузки, испытания и прочие мероприятия заняли несколько месяцев. 26 марта «Ангару-А5» вывезли из цеха и установили на стартовом комплексе, после чего начался новый этап подготовки к полету. В течение следующих двух недель осуществлялась проверка систем и агрегатов, заправка и т.д.

Изначально старт ракеты был запланирован на полдень 9 апреля. Последние приготовления шли в соответствии с планом, но за две минуты до пуска автоматика сообщила о неполадках и отменила дальнейшие процедуры. Вскоре в «Роскосмосе» рассказали, что произошел сбой в системе наддува бака окислителя в центральном блоке-модуле ракеты. Специалисты занялись исправлением этой проблемы, а запуск перенесли на сутки.


10 апреля вторая попытка пуска тоже не удалась. Непосредственно перед стартом автоматика заметила неполадки в системе контроля запуска одного из двигателей. Во избежание нежелательных последствий запуск был прерван. Полет «Ангары-А5» вновь перенесли на сутки в связи с необходимостью исправления выявленного недочета.

Наконец, 11 апреля в 12:00 по московскому времени ракета-носитель, пройдя все процедуры и автоматические проверки, включила двигатели и оторвалась от стартового стола. За несколько следующих минут «Ангара-А5» набрала необходимую высоту и скорость, прошла по заданной траектории и вывела на расчетную орбиту полезную нагрузку. Пуск и полет прошли без замечаний и признаны успешными.

В качестве испытательной полезной нагрузки на ракете использовался разгонный блок «Орион» с весовым имитатором космического аппарата, а также малый спутник «Гагаринец». Последний отделился от ракеты на низкой орбите, а «Орион» продолжил полет. В 19:50 «Роскосмос» сообщил, что разгонный блок с испытательной нагрузкой успешно вышел в расчетную точку геостационарной орбиты; нагрузка при этом не отделялась. В ближайшее время, чтобы не создавать помехи космической деятельности, «Орион» с тестовым грузом перейдет на орбиту хранения.

Подтверждено практикой


Запуск 11 апреля осуществлялся в рамках летно-конструкторских испытаний ракетного комплекса «Амур», состоящего из ракеты «Ангара-А5» и разгонного блока «Орион». Несмотря на все задержки и два переноса, он состоялся и признан успешным. При этом в ходе подготовки к запуску и во время полета имел место целый ряд важных задач, и их успешное решение способствует дальнейшему развитию программ «Ангара» и «Амур», а также положительно влияет на перспективы ракетно-космической отрасли.


Изделие «Ангара-А5» для недавнего полета было изготовлено омским ПО «Полет». Это предприятие освоило производство ракет семейства «Ангара» только во второй половине десятых годов, и к настоящему времени успело построить лишь три носителя тяжелого класса. В ходе постройки очередной ракеты специалисты «Полета» смогли проверить производственную линию и дополнить имеющийся опыт. Подобные результаты нынешних работ помогут серийному строительству ракет в будущем.

Проверку прошла вся новая инфраструктура космодрома Восточный. Монтажно-испытательный комплекс и его персонал подтвердили компетенции в сфере сборки ракеты-носителя и установки полезной нагрузки. Проверен вновь построенный стартовый комплекс и связанные с ним объекты обеспечения. Если и имели место какие-либо затруднения, то с ними справились и получили необходимый опыт, полезный для дальнейшей работы.

К сожалению, запуск «Ангары-А5» пришлось дважды перенести из-за неправильной работы отдельных систем. Впрочем, исправление недочетов не заняло много времени. Кроме того, эти инциденты помогли выявить новые потенциальные источники проблем. По итогам проведенных работ конструкция ракеты и ее агрегатов будет улучшена для исключения подобных ситуаций в будущем. Такие результаты работ полностью оправдывают переносы старта.

После исправления всех недочетов, «Ангара-А5» успешно вывела на заданную орбиту разгонный блок «Орион» и подтвердила свои характеристики при старте с нового космодрома. Затем свой потенциал продемонстрировал и разгонный блок, за несколько часов доставивший свой груз на геостационарную орбиту. При этом собраны данные о работе всех систем, на основании которых могут сделать выводы о необходимости дальнейшего совершенствования «Ангары» или «Ориона».


Глобальные последствия


Ракетно-космический комплекс на основе ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5» продолжает проходить летно-конструкторские испытания, демонстрирует свой потенциал, а также помогает выявлять и исправлять недочеты проекта. Все эти мероприятия приближают момент запуска полноценной эксплуатации новой ракеты и нового стартового комплекса. Кроме того, текущие работы самым серьезным образом повлияют на дальнейшее развитие отечественной космонавтики.

Главный результат проекта «Ангара-А5» – появление новой ракеты-носителя тяжелого класса. Пока эту нишу занимает изделие «Протон», но его эксплуатация будет завершена в ближайшее время. Две ракеты имеют близкие характеристики грузоподъемности, и появление тяжелой «Ангары» позволит нашей ракетно-космической отрасли сохранить требуемые возможности по выводу тяжелых грузов.

«Ангара-А5» имеет ряд важных преимуществ перед «Протоном». В первую очередь, это новизна конструкции. Официально проект «Ангара» стартовал в 1995 г., но активные работы начались позже. Первый старт ракеты нового семейства состоялся в 2014 г. Новый носитель построен с применением современных технологий и материалов, а также с учетом опыта эксплуатации более старой техники. Кроме того, он создавался с нуля и без ограничений, характерных для проектов модернизации имеющихся изделий.

При требуемых характеристиках, «Ангара-А5» проще и дешевле «Протона» в эксплуатации. Так, на всех ступенях новой ракеты в качестве топлива используется керосин, а окислителем служит жидкий кислород. Двигатели «Протона» используют несимметричный диметилгидразин и тетраоксид азота, отличающиеся опасностью и требующие особых мер. Отказ от такой топливной пары позволяет упростить наземную инфраструктуру ракетного комплекса и удешевить эксплуатацию. Также обеспечивается унификация по топливу с другими современными носителями.


Ракета на стадии сборки, март 2024 г.

После завершения летно-конструкторских испытаний «Ангара-А5» будет привлечена к реальным проектам. С ее помощью планируется отправлять на орбиту блоки будущей орбитальной станции РОС. Также предполагается применение в пилотируемых миссиях, в т.ч. в наиболее сложных. В отличие от «Протона», новая ракета сможет поднимать тяжелые космические корабли с экипажем на борту.

Ранее ракеты «Ангара» стартовали с космодрома Плесецк, имеющего свои особенности и ограничения. Теперь начата эксплуатация стартового комплекса на Восточном. Этот объект имеет более выгодное географическое положение и позволяет получить лучшие результаты в контексте запусков. Кроме того, Восточный находится на территории России, и его эксплуатация не зависит от третьих стран. Все это дает новые важные возможности.

Следует напомнить, что ключевой особенностью проекта «Ангара» является модульная архитектура ракет. Носители с разными характеристиками собираются из унифицированных модулей в том или ином количестве. За счет этого возможно строительство ракет разной конфигурации с отличающейся грузоподъемностью, и в перспективе такие изделия смогут заменить не только «Протон», но и иные носители.

Задел на будущее


Таким образом, отечественная промышленность успешно разработала и довела до испытаний новую ракету-носитель тяжелого класса и уже проверяет ее на новой площадке. Все необходимые испытания и сопутствующие мероприятия могут занять еще несколько лет, после чего «Ангара-А5» поступит в полноценную эксплуатацию. В дальнейшем в строй встанут и другие изделия перспективного семейства.

Предполагается, что новая ракета «Ангара-А5» будет занимать нишу тяжелого носителя в течение нескольких следующих десятилетий. Это означает, что от нее прямо зависит реализация как уже запланированных программ разного рода, так и будущих многообещающих проектов. Соответственно, недавний запуск новой ракеты с космодрома Восточный является важнейшим событием в истории отечественной космонавтики, и его значение уже сейчас трудно переоценить.
80 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    13 апреля 2024 05:13
    Запуск "Ангары" с Восточного - мы еще в космической гонке, пусть и не лидеры, как США и Китай, но заложены основы на ближайшие десятилетия. И второе, независимость от советского "багажа" в виде космодрома Байконур. Сегодня Токаев который хочет дружить со всеми, завтра может придти к власти на 100% прозападный политик. Там Китай под боком, полностью не даст Западу доминировать, но на отдельные прозападные программы типа "Байконур в аренду России не давать", может и закрыть глаза.
    Еще в статье не написали важного. За любой "Ангарой" стоит работа УАЗиков" :)
    1. -1
      13 апреля 2024 09:04
      Запуск "Ангары" с Восточного - мы еще в космической гонке


      А с кем вы гоняетесь, простите? Конечно, импортозамещенный Зенит это лучше, чем его отсутствие, но гонка запусков сейчас проходит в других местах.

      Да и гоняется по сути одна фирма сама с собой.
    2. -1
      14 апреля 2024 18:43
      Запуск "Ангары" с Восточного - мы еще в космической гонке...

      Ну да, по запускам ракет опережаем ЕС и Индию, по исследовательской космонавтике уступаем ЕС, Японии и уже той же Индии.
      Что касается Ангары -- это неудачная по концепции российская ракета. Универсальность не состоялась -- Ангары-3 и Ангары-7 не будет. Ракета сложная и дорогая, по сравнению с тем же Протоном. Устарела еще вчера. Но другого у нас нет и не предвидится. Поэтому радуемся, но тихо :)
      1. KCA
        -1
        15 апреля 2024 09:28
        Первые 4-ре А5, может, и дороже,но у Ангары огромный потенциал к снижению стоимости - модульность, можно собрать из двух ступеней, из трёх, из трёх с двумя двигательными модулями по бокам не стали делать, ибо получался конкурент Союзу-5, так что Ангара-3 не будет, будет А2.1 и А5, с пятью двигателями по бокам
        1. 0
          28 апреля 2024 00:12
          У Фалкона 9 этот "потенциал" реализован гораздо проще - посадка на сушу и/или заправка меньшего количества топлива.
      2. 0
        15 апреля 2024 09:34
        Универсальность не состоялась -- Ангары-3 и Ангары-7 не будет

        Ангару 7 могут заменить водородной третьей ступенью на А-5. Нишу Ангары-3 пока что перекрывает Союз. Ангара нужна была именно на замену Протонам, при чем не для гонок а для того что бы сохранить возможность запускать ракеты этого класса, при чем со своей территории.

        Устарела? по сравнению с чем кем?
        1. 0
          15 апреля 2024 16:39
          alexmach Хорошо, а что тогда заменит А-7 с водородной третьей ступенью? И Союз НЕ ПЕРКРЫВАЕТ А-3 -- грузоподъемность в два (почти) раза ниже. Вот Союз-5 перекрывает, но его нет. Надо было бы делать С-5 в первую очередь, и к нему уже крепить боковухи помельче. Но "универсальностью" запудрили мозги кому-то в руководстве страны и получилась А-5 с сомнительной возможностью наращивания грузоподъемности. Это ж очевидно.
          1. 0
            15 апреля 2024 17:32
            Надо было бы делать С-5 в первую очередь, и к нему уже крепить боковухи помельче

            Так вроде же делают потихоньку. Разве нет?
            Но "универсальностью" запудрили мозги кому-то в руководстве страны и получилась А-5 с сомнительной возможностью наращивания грузоподъемности. Это ж очевидно.

            Совсем не очевидно вообще-то.
            Вы на что жалуетесь, что сделали только А-5 а не сделали А-3 и А-7? А возможно ли такое что ещё не все упущенно, и на теж де универсальных компонентах и их доделают?
            А-5 как я понимаю нужна была срочно на замену "Протону" и для космодрома "Восточный". Да и те же самые возвращаемые ступени для Ангары делать в принцие концептуально оправданно в отличии от того же Протона.

            Ну и как бы вы видели идеал развития космонавтики?
            1. 0
              15 апреля 2024 18:56
              alexmach Да я не то чтобы жалуюсь, просто не считаю Ангару каким бы то ни было прогрессом. А с учетом 30 лет возни -- это явный регресс. В идеале нужно было взять за основу конструкцию того же Протона и переразмерить его под керосин и РД-190. А не городить конструктор "лего" из мелких блоков, с нуля. Вышло бы и дешевле и мощнее. Ну или "плясать" от Зенита, навесив по необходимости 2-4 легких боковушки. НО! Так уж устроен госзаказ, что выгоднее (для заинтересованных лиц, а не для государства) сделать дорого и долго, чем дешево и быстро.
            2. 0
              17 апреля 2024 08:10
              Цитата: alexmach
              А возможно ли такое что ещё не все упущенно, и на теж де универсальных компонентах и их доделают?

              Чтобы что-то доделать, надо что-то делать. А от этих конфигураций просто отказались, их исключили из проекта. В результате получилось что да, вся модульность и конфигурируемость — это просто переусложнение конструкции на ровном месте.
              1. 0
                17 апреля 2024 10:05
                Насколько я понимаю все космические ракеты модульные в той или иной степени. Те же упомянутые Протоны модульные да ещё и унифицированные с УР-100, хотя кроме самих Протонов никахи других конфигураций сечас не производится.

                А от этих конфигураций просто отказались, их исключили из проекта.

                Ну допустим сегодня исключили а завтра вернули? Не понимаю почему Вы считаете что такого не может быть. Технических припятствий для этого насколько я понимаю нет.

                Кроме того мне не совсем очевидно а насколько вообще дорого обошлась эта модульность.
            3. 0
              28 апреля 2024 00:14
              Чтобы сделать "возвращаемые" ступени, нужно иметь хотя бы теоретическое место, куда их можно было бы посадить. Местоположение космодрома не позволит садиться на воду. Их некуда сажать. А сделать можно, это да
              1. 0
                29 апреля 2024 12:46
                На концепте возвращаемых боковушек Ангары было раскладное крыло. Возможно с таким крылом ступень сможет упланировать до суши и до ближайшей подходящей для посадки полосы...
  2. Комментарий был удален.
    1. +5
      13 апреля 2024 06:01
      Куда там Маску до Кирилла Рябова.
    2. +10
      13 апреля 2024 06:28
      Цитата: Army General
      А Маск так не хвастается.

      Хотите сказать, что у него нет рекламы?
      1. 0
        28 апреля 2024 00:20
        Смысл рекламироваться? Конкурентов-то нету.

        Только что посадил первую ступень в 300-й раз. Ну вот сообщение в Твиттере. А ведь это достижение, которое никто не сможет повторить даже близко. Ангара А5 слетала 3-й раз, так хороводы водили неделю. А тут пустячок какой, подумаешь 300-й раз
        1. 0
          28 апреля 2024 06:38
          Цитата: Гиперштейн
          Только что посадил первую ступень в 300-й раз

          Ну это не одна первая ступень, а 300 в общей сложности. кроме того у многоразового использования этих ступеней есть один ньанс - каждый раз они съедают полезную нагрузку, которую можно вывести в космос, из-за чего собственно с ними никто и не связывался все это время.
    3. +1
      13 апреля 2024 16:12
      Ага, это не Маск рассказывал про миллион человек на Марсе? не, не он?
    4. +1
      13 апреля 2024 21:27
      Да Вы что.
      У Маска рекламный бюджет побольше чем весь бюджет Роскосмоса на эту Ангару, я думаю.
      Маск как раз и получает финансирование и стал известен как раз из-за того, что "хвастается".
      Разумеется, говорить о том, что бюджет НАСА перетекает плавно в бюджет Маска и технологии НАСА были задаром отданы Маску - ну про это нельзя говорить. Иначе можно опозорить светлый гений суперинженера.
      На самом деле Маск очень талантливый организатор. Есть хороший нюх на то, что будет пользоваться спросом. И он чертовски удачлив. Гремучая смесь в общем.
      Но в общем-то всё ему дали США. Технологии, разрешения, финансирование, всё.
      И да, на этом он забубенил офигенный стартап и поднялся.
      Молодец, вопросов нет.

      Но говорить, что "Маск не хвастается" нельзя. Как раз на этом он и поднимается постоянно.
      1. +1
        14 апреля 2024 18:53
        Цитата: Denis812
        Но в общем-то всё ему дали США. Технологии, разрешения, финансирование, всё...

        нет, не всё. У Маска и свои технологии есть, и их = большинство. А то что гос-во вкладывает в перспективный и нужный ему самому бизнес -- это нормально. В отличие от некоторых...
      2. +1
        15 апреля 2024 08:42
        Я не заметил что у НАСА есть технология возвращаемых ступеней. Или кислород-керосиновый движок с ценником в 800 тыс и возможностью повторного запуска. Не заметил я у них и метановых двигателей с возможностью повторного запуска.
  3. -4
    13 апреля 2024 06:40
    Всех интересует перспектива Байконура. На сколько в дальнейшем целесообразно зависит от прихоти киргизов?
    1. +9
      13 апреля 2024 07:15
      Не киргизов, а казахов. А вообще без разницы. Все на одно лицо wassat
      1. +6
        13 апреля 2024 10:04
        В царской России ни о каких казахах не слыхали. Этих теперешних называли киргиз-кайсаками. А самоназвания этой народности я не знаю - русскоязычные в казахии называли местных калбитами.
        1. +9
          13 апреля 2024 10:29
          Я помню с детства всегда их калбитами называли
      2. 0
        13 апреля 2024 10:11
        Они сами толком не определились чьи потомки, завтра казахами назову, не суть, но в одном согласен, разницы нет, в вопросе главное место, а ответа не услышал.
        1. 0
          14 апреля 2024 13:22
          Могут сказать еще и уйгурами, как первый президент Назарбаев.
      3. 0
        14 апреля 2024 18:57
        Цитата: Сергей250455
        Не киргизов, а казахов. А вообще без разницы. Все на одно лицо

        Так и есть. Это как русские и украинцы, деление в основном территориальное.
  4. +1
    13 апреля 2024 07:16
    Будущее наше пока в густом тумане, но если "Ангара - 5" (начало работ в 1995) , близкая по грузоподьемности к "Протону" (разработка 1961-1967)--это "на несколько десятилетий вперед"- - то не завидное у нашей страны будущее. Даже при всем оптимизме автора.
    1. +9
      13 апреля 2024 09:03
      Цитата: иван2022
      "Ангара - 5" (начало работ в 1995) , близкая по грузоподьемности к "Протону" (разработка 1961-1967)

      Напомню: Горьковский автозавод начал свою работу с выпуска полуторок ГАЗ-АА в 1932 году. В настоящее время выпускает "Газели" такой же грузоподъемности. Следуя Вашей логике - зачем, делали бы и дальше ГАЗ-АА? Еще раз внимательно перечитайте статью.
      1. +8
        13 апреля 2024 09:38
        В настоящее время выпускает "Газели" такой же грузоподъемности

        )))
        Новейшая американская ракета Вулкан имеет тягу первой метановой ступени порядка 500 тонн. Это треть тяги одной боковушки Шаттла и 2/3 тяги одного из пяти движков первой ступени Сатурна.

        Деграднули, получается.
        1. -1
          14 апреля 2024 13:28
          Янки, после смерти конструктора, натурализованный немец по происхождению - Вернер фон Браун, больше не смогли повторить создать движка типа Сатурна.
          Только Илон Маск пытается воссоздать движка Брауна типа "Сатурна".
          1. +1
            14 апреля 2024 13:45
            Это конечно офигительные новости, но Браун не занимался двигателями вовсе, как и Королев. А двигатели спэйс икс не имеют с Ф1 ничего общего. В смысле вообще ничего общего.
          2. 0
            14 апреля 2024 15:14
            Вы хотели сказать, натурализованный американец немецкого происхождения?)
          3. 0
            14 апреля 2024 19:06
            Только Илон Маск пытается воссоздать движка Брауна типа "Сатурна".

            Нет. Это разные движки. К сатурновским по тяге и размерам ближе всего RS-68 от "Дельты", тоже 1970-х годов создания, только не керосиновый, а водородный.
          4. 0
            15 апреля 2024 08:56
            F-1 (и E-1) созданы в Рокетдайн. Раньше лунной программы. И да, это частная компания
    2. +1
      13 апреля 2024 09:57
      А в данной схеме ни чего прорывного уже не изобретешь, все было изобретено в 60-х годах, что у нас что в америке. Просто совершенствется технологически. А вот когда в качестве рабочего тела будут пары металла разгоняемые электромагнитным полем с запиткой от термоядерного реактора то это будет прорыв.
  5. +14
    13 апреля 2024 08:56
    Ангара концептуально устарела после начала коммерческий эксплуатации Falcon 9 с многоразовой первой ступенью и возвращаемым обтекателем. Сегодня ночью они установили новый рекорд - 20-я успешная посадка одной и той же первой ступени. Falcon на сегодняшний день самая надежная ракета в мире по продолжительности серии безаварийных запусков.
    С начала года в мире состоялось 73 запуска:
    -США: 41 (56%)
    -Китай: 12 (17%)
    -Россия: 6 (8%)
    -Новая Зеландия: 4 (5%)
    -Япония: 3 (4%)
    -Индия: 2 (3%)
    -Иран: 2 (3%).

    При этом еще в 2019 из 103 запусков первое место занимал Китай: 34, Россия: 25, США: 21.
    1. +10
      13 апреля 2024 09:21
      При этом еще в 2019 из 103 запусков первое место занимал Китай: 34, Россия: 25, США: 21.


      Это лукавые цифры. В штатах летали девятки, дважды Хэви, дельты (один раз хэви) и атласы. У китайцев в основном ракеты среднего и лёгкого класса. По нагрузке Штаты уже лидировали.

      Ну и плюс виден по цифрам огромный рост количества запусков: за 1 квартал запущено почти только же, сколько за год 5 лет назад. Этот рост дают низкоорбитальные спутниковые группировки, то есть прежде всего опять же Маск.

      Да, Ангара концептуально устарела, но тем не менее это лучше, чем ничего. Бустер впервые приземлился больше 8 лет назад, а второго Фалкона пока не видно (кроме старшипа, кхе-кхе). Некоторые вообще с тех пор без ракет остались, причем без всех сразу - вон, у Ариана спросите.
      1. +2
        13 апреля 2024 09:41
        Да, Ангара концептуально устарела, но тем не менее это лучше, чем ничего. Бустер впервые приземлился больше 8 лет назад, а второго Фалкона пока не видно (кроме старшипа, кхе-кхе).


        Протон это не ничего, хотя понятно, что многоразые ракеты на двигателях с гептилом разрабатывать нет смысла, а на Ангаре с кислород-керосиновыми двигателями это потенциально возможно, вопрос в том, смогут ли.
        По Вашей классификации вторым Фалконом я бы назвал Хэви.
        Девятка - первое успешное приземление в 2015
        Хэви - 2018.
        В этом году первый успешный орбитальный запуск Старшипа, надеюсь научатся сажать и году к 2026 доведут до коммерческой эксплуатации. Наши рынок коммерческих запусков все равно не вернут, а так хоть будет возможность посмотреть на космическую станцию на Луне, а может и на начало колонизации Марса.
        1. +3
          13 апреля 2024 10:01
          Ну, Марс я по-прежнему воспринимаю как некоторую шизу. Про рынок для Роскосмоса забыли, рынок и геополитика не сочетаются. Поговаривают, что российскую космонавтику тянут в колодец уже не ракеты - они пока есть - а нагрузки, в смысле их отсутствие. Ангара все разы запускала макеты, вот первый раз кубсат. Один кубсат на ракете тяжёлого класса.

          Забавно, что как раз сейчас Безос скупает все запуски, которые видит. Так что мог бы купить и десяток запусков Ангары. Но снявши голову - по волосам не плачут, как говорится.

          На счёт старшипа давайте пока не преувеличивать. По поводу варианта с Гавайами ещё можно спорить по поводу его орбитальности, с отсылкой к Гагарину (хотя я к примеру готов согласиться, что пуск Гагарина тоже не был орбитальным). Но пуск в Индийский океан орбитальным точно не был, причем запрет на орбитальную скорость прямо оговаривался. Пока Маск не научится доставлять Старшип до воды одним куском с точностью плюс-минус остановка, хотя бы остановка поезда, орбитальный пуск такой махины ему не разрешат.
        2. +2
          13 апреля 2024 12:27
          Под Марс нам надо целый ворох всего - это как минимум 1 марсоход ,который там покатается с годок по местам,где мы захотели-бы станцию. А это уже горизонт минимум в 5 лет - пока сделают, пока долетит,пока наработает там,пока переварят. Да и марсохода у нас нет.
          На Марс без супертяжа коммерчески реально запускать только АМС и марсоходы, пока нет супертяжа про Марс можно забыть и про Луну можно сказать тоже. Конечно да, можно в 2 запуска и тяжелыми ракетами отправлять на Луну корабли с человечками , но я боюсь даже представить в какие деньги и кол-во пусков встало бы создание базы при исп-е той же "Ангары". Тут нужно более мощное решение - которого нет в данный момент. Вроде как проектировали но заморозили.
          В нашем случае "проектировали" это лет 10 до металла минимум . То есть завтра если будет готов проект супертяжа то через 10 лет будет первый полет примерно. Пока суть да дело до реальных успехов это еще +3-4 года . То есть это все рубеж концы 2030х-начала 2040х, по самым оптимистичным оценкам. Марс и того дальше т.к по Марсу надо нарабатывать, у нас нет опыта марсоходов, если не считать ПРОПов ,которые чисто технически побывали на поверхности во времена царя гороха.

          Можно сказать Марсианскую гонку мы уже безнадежно упустили , в Лунной еще может быть что-то успеем застолбить, главное не тормозить ..
        3. 0
          13 апреля 2024 20:03
          Цитата: Иван Северский
          а на Ангаре с кислород-керосиновыми двигателями это потенциально возможно
          Нет, керосин надо убирать: он зашлаковывает движок.
          1. +1
            14 апреля 2024 13:38
            Нет, керосин надо убирать: он зашлаковывает движок.

            Тогда вопрос: чем тогда заменить топливом на ракетном движке? Метаном или водородом???
            Водородом мы прошли - это "Энергия", которая вывела на орбиту "Буран".
            Метаном - он еще в разработке, неизвестно, когда доведут до ума.
            1. -1
              14 апреля 2024 13:47
              Водород - очень геморройно и дорого, хотя и максимально эффективно. Метан наверное подойдет. То, что он еще в разработке не страшно: нам пока нечего запускать в таких количествах, чтобы требовались многоразовые ракеты. По деньгам - не уверен, что наши многоразовые ракеты выйдут дешевле обычных (наши обычные были очень дешевы).
            2. KCA
              +1
              15 апреля 2024 09:36
              Водород немножко агрессивен и разрушает не только пластиковые и резиновые прокладки, но и металл, сомневаюсь что водород-кислородные баки и двигатели можно использовать повторно
              1. 0
                15 апреля 2024 09:50
                Поэтому я и написал, что технологию с водородом мы прошли. Остаётся запасной вариант - метан. Когда оно будет доведён до ума - неведомо. request
                1. KCA
                  +1
                  15 апреля 2024 10:03
                  Огневые испытания РД-191М уже были, через пару лет на Ангару А5 поставят
                  1. 0
                    15 апреля 2024 11:01
                    А про этого нового типа двигателя я как-то выпустил из поля зрения.
                    Ну раз так, что теперь ждем пробный бросок с этим движком на метане для Ангары-5, да не только ей, но и другие модификации.
                    Благодарю, за уточнение! hi
          2. 0
            17 апреля 2024 08:04
            Цитата: bk0010
            Нет, керосин надо убирать: он зашлаковывает движок.

            Двадцатая посадка одной ступени Falcon 9 показывает, что не так-то уж и зашлаковывает. А всё потому что в ракетах используется не просто керосин, а RP-1 (на Западе) или нафтил (в РФ). Из него удалены фракции, которые образуют нагар, причём в нафтиле их по стандарту положено даже меньше, чем в RP-1 (на котором летают Фэлконы).
    2. +4
      13 апреля 2024 14:08
      А колесо или нож концептуально не устарели? Основная работа выполняется с использованием надежных отлаженных технологий. Ангара А5 - это "рабочая лошадка" в тяжелом классе для России на ближайшее время. Лет через 10, возможно, появится метановая многоразовая в этом классе. России сейчас не до рекордов, надо свои задачи решать, стараясь не отстать критично в ключевых технологиях.
      1. 0
        15 апреля 2024 08:59
        Через 10? Кхм, Ангару 29 лет разрабатывают. И вот очередной тестовый пуск
        1. 0
          15 апреля 2024 11:07
          Посмотрим. Союз-СПГ пока планируют запустить в 2030 году. На ее базе и создание сверхтяжелой РН рассматривают. По метановому двигателю работы пока идут, два прототипа (РД-0162, РД-0177) работают. С системой возвращения, возможно, придется повозиться. Но в любом случае, я уверен, тему не бросят.
  6. 0
    13 апреля 2024 09:54
    Помню как тут смеялись над Маском после успешного полета Дракона, мол Маск повторил то, что Россия сделала в 1961 году.
    Поэтому всем тем кто рассказывает про значительный успех и прорыв в российской космонавтике хочу напомнить, что Ангара сделала то, что Флаконовская девятка сделала уже больше 200 раз))
    1. +1
      13 апреля 2024 10:37
      Вы немного отстали )
      Фэлкон 9 совершил уже 323 запуска (из них 320 успешных, один частично успешный), Фэлкон Хэви 9 запусков, все успешные. Помню трансляции первых приземлений Девяток всегда смотрел. Теперь только Хэви и Старшип продолжаю смотреть, остальное уже рутина.
      1. +3
        13 апреля 2024 11:45
        . Фэлкон 9 совершил уже 323 запуска (из них 320 успешных, один частично успешный)


        Арифметика. 323 запуска, одна авария с потерей нагрузки, один частичный успех (основная нагрузка улетела, но по причине недолива скорости и корректировки орбиты второй ступени НАСА запретила выводить вторичную нагрузку из-за риска её столкновения с МКС). Так что 321 успех. Если намек на пуск на Зумы в океан, то этот пуск считается успешным с точки зрения работы ракеты.
      2. 0
        15 апреля 2024 09:00
        Скоро 300-я посадка первой ступени. В начале мая
  7. +4
    13 апреля 2024 09:54
    Будущее за кольцевыми, двух ступенчатыми, приземляемыми РН, в которых сборки разгонных блоков первой ступени, по типу "Ангара", соединены единой рамой в кольцо, в котором используется работа открытого теплового ракетного двигателя (ОРТД), инициируемого эжекцией атмосферного воздуха в защемление кольцевой зоны горения факелов РД (кольцевой сборки РН). Только так можно вывести на орбиту сверх массивную нагрузку.(патент в открытом доступе)
    1. 0
      14 апреля 2024 16:07
      Цитата: 89824024836
      Будущее за кольцевыми, двух ступенчатыми, приземляемыми РН, в которых сборки разгонных блоков первой ступени, по типу "Ангара", соединены единой рамой в кольцо, в котором используется работа открытого теплового ракетного двигателя (ОРТД), инициируемого эжекцией атмосферного воздуха в защемление кольцевой зоны горения факелов РД (кольцевой сборки РН). Только так можно вывести на орбиту сверх массивную нагрузку.(патент в открытом доступе)
      Эти кольцевые РН похожи на прямоточный воздушно-реактивный двигатель первой ступени РН с эжекторным увеличителем тяги. Кстати в упомянутое кольцо можно вставить сверхпроводящий магнит. И получится магнитогидродинамический реактивный двигатель с магнитным соплом. Особо хорош для использования на высотах 50..100км, т.к. позволяет увеличить полезную нагрузку РН за счет уменьшения массы бортового окислителя и увеличения скорости истечения реактивной струи путём повышения температуры тороможения реактивной струи и ликвидации проблем с перегревом тонких стенок сопла Лаваля ракетного двигателя. Эти стенки при пусках Фалькон-9 светятся белым светом. Температура стенок сопла на грани размягчения металла из которого онии сделаны.
      1. 0
        20 апреля 2024 23:49
        Предлагаемый вид кольцевой приземляемой гиперозвуковой первой ступени РН, в которой используется эжекция атмосферного воздуха в защемление кольцевой зоны горения факелов РД (кольцевой сборки РН):
  8. +2
    13 апреля 2024 10:50
    Молодцы ребята, всё сделали правильно. Не нужна спешка и горячка. Четкие действия, отработанные сценарии нештатных ситуаций без авантюризма и прочих глупостей. Умнички. Вот теперь можно выдохнуть и похвалить себя. А Борисову на будущее наука - никогда впредь не заниматься словоблудием, пока поставленная задача не будет завершена. Любые комментарии с опережением событий это предзнаменование провала.
  9. +2
    13 апреля 2024 13:47
    А ведь была у нас "Энергия". До 100 тон на околоземную орбиту и до 32-34 тонн на окололунную. Но , благодаря "эффективному менеджменту" технологии , типа, потеряли ... То, что перешли на более безопасное топливо, это конечно большой плюс. Но вот до масс-характеристик ещё далеко...
    1. +2
      13 апреля 2024 14:17
      Цитата: Док1272
      . То, что перешли на более безопасное топливо, это конечно большой плюс.
      У «Энергии» первая ступень работала на кислороде-керосине, вторая на кислороде-водороде - на сегодняшний момент - это идеальная подборка компонентов топлива
      1. +2
        13 апреля 2024 14:22
        Не знал. Хм, тогда чего велосипед изобретают? Наверняка какие-то схемы, материалы остались. Использовать , то что известно, и разрабатывать снова, что утеряно. На мой непрофессиональный взгляд , это же и проще и дешевле. Или как всегда ; мы создаём трудности , а потом мужественно их преодолеваем?
        1. 0
          15 апреля 2024 08:57
          . Не знал. Хм, тогда чего велосипед изобретают?

          В смысле не знали? Вы не знали, что все королевские ракеты керосиновые?
          1. 0
            24 апреля 2024 10:23
            Подробности про Энергию не знал. Я не специалист, далёк от этого. Читал только, что оф.признано , что "технологии утеряны". И не мог понять как и почему. Ведь все хранится, как минимум в архивах.
      2. 0
        15 апреля 2024 09:16
        .на сегодняшний момент - это идеальная подборка компонентов топлива

        Трудно сказать. Энергия вообще странная ракета.

        Сфероконически ТТбустеры выводят из плотных слоев атмосферы, керосиновый или метановый блок забрасывают на баллистическую траекторию, водородный блок разводит на орбиты. На практике Маск доказал, что все это можно делать одним и тем же двигателем, соответственно на одной и той же топливной паре. Теряя в массовом совершенстве, но выигрывая в экономике. Для вывода одной и той же нагрузки ракета, которая в два раза дешевле, выиграет у ракеты, которая в два раза легче. Вес ракеты вообще никого не интересует.
    2. 0
      14 апреля 2024 13:42
      благодаря "эффективному менеджменту" технологии , типа, потеряли ...

      Ничего подобного, данная технология сохранилась, но овчинка слишком дорога...
      Упс, меня опередили:
      У «Энергии» первая ступень работала на кислороде-керосине, вторая на кислороде-водороде - на сегодняшний момент - это идеальная подборка компонентов топлива

      Вот и вам ответ, на "потерю" технологии.
  10. +1
    13 апреля 2024 14:07
    В своё время у нас в пилотируемой космонавтике на смену ракетоносителю «Союзу» должен был прийти ракетоноситель «Зенит». Но с распадом Союза эта тема заглохла (РН «Зенит» разработка КБ "Южное"). Сейчас по этой схеме (с двигателем РД-171) создаются ракетоносители «Союз-5» (он же «Иртыш»). Но вот о том, что бы он пришёл на смену нашей рабочей лошадке "Союз" что то не слыхать. А жаль.
    Да и многоразовый космический корабль «Заря» то же, незаслужено забыт...
    1. +1
      13 апреля 2024 16:08
      Так Союз-5 и не планируется заменой Союзу-2. Если 2-й могут пускать со всех доступных космодромов (имея в виду разные модели), то 5-й пока ориентирован исключительно на Байконур. Со старта Зенита, который передан во владение казахам и должен быть ими модернизирован. И будет это сделано или нет - один Аллах знает. А учитывая состояние работ и у нас, перспективы Союз-5 очень туманные.
  11. +1
    13 апреля 2024 14:16
    «Орион» с тестовым грузом перейдет на орбиту хранения.

    Интересный прикуп там может быть.
    А может и не быть. Пусть теперь "партнёры" по игре головы ломают.
  12. -1
    13 апреля 2024 18:03
    А почему не с Байконура пускают-ведь чем ближе к экватору-тем менее затратный пуск?
    1. +2
      13 апреля 2024 19:57
      Байконур - это собственность Казахстана под арендой РФ, и вдруг случись чего - РФ потеряет пилотируемую программу как таковую на несколько лет, ибо с Восточного ещё лет 10 людей пускать не от куда будет, да и не на чем.
      1. 0
        13 апреля 2024 19:58
        Когда и если что то случится-это в будущем-а пока чего не пускать-грузоподъемность не поднять?
        1. +2
          13 апреля 2024 20:07
          Зачем строить новый стартовый стол на Байконуре, если РФ всё равно придётся оттуда уходить? Вопрос лишь в том когда это случится. Если бы построили стартовый стол на Байконуре, то от Восточного вообще смысла не было бы.
  13. -2
    13 апреля 2024 19:58
    Отказ от такой топливной пары позволяет упростить наземную инфраструктуру ракетного комплекса и удешевить эксплуатацию.
    Тяжелая Ангара сильно дороже Протона
  14. +4
    13 апреля 2024 20:01
    Молодцы,конечно.Главное, сделали патриотическую ракету,которая будет запускать исключительно российские грузы.Но чуть чуть опоздала в разработке Ангара(хоть и разработали ее очень быстро ,всего то за 32 года,(1992-2024),не то что летающую до сих пор в виде" Союза -2 " ракету Р-7, которую разрабатывали аж Целых 3(три) года1954-57)и Протон ,который разрабатывался долгих 6 лет 1961-67гг, а потом Ничего нового ни в СССР,ни в РФ разработано не было,Энергия не в счет)Потому что тот же Falcon 9 уже запускает груз примерно в 2 раза дешевле Ангары по расчетам специалистов,а Starship вообще в 15-20 раз будет дешевле.И увы,не будут поэтому жадные буржуины и прочие приравненные к ним пользоваться Ангарой никогда ,даже теоретически.Так что сами ,только сами,только и исключительно свое,русское( ну ещё белорусское) Ведь мы же богатые,не то что будущие американские космические голодранцы. Плачь,нищий И.Маск!
  15. +2
    13 апреля 2024 21:07
    Поздравляю Всех специалистов, поинимавших участие в этой многолетней программе! Желаю дальнейших успехов!
  16. 0
    13 апреля 2024 22:37
    Цитата: Негритенок
    Это лукавые цифры. В штатах летали девятки, дважды Хэви, дельты (один раз хэви) и атласы. У китайцев в основном ракеты среднего и лёгкого класса. По нагрузке Штаты уже лидировали.

    Правильно!

    Если и сравнивать, то по классам, по массе выводимой, на определённую орбиту нагрузке.

    А то получается как в анекдоте про суп из капусты и котлеты из говядины.
    Притянули бы ещё за уши запуски аэростатов в стратосферу.
    Тут мы (Россия), по мнению либерахов-надомников, и всяких евнухов от политики, вообще отстали на тыячелетия))
  17. 0
    15 апреля 2024 00:19
    С 1992 го года по 2012 в КБ Макеева велась работа над многоразовой ракетой "Корона".Полезная нагрузка до 7 тонн при выводе на орбиту 200 км. В 2012 году разработка свёрнута в связи с отсутствием финансирования.
    Вот такое вот - "Как тебе это Илон Маск"?