Проект безэкипажного судна NOMARS Defiant от DARPA

1
Проект безэкипажного судна NOMARS Defiant от DARPA
Проектный облик судна NOMARS Defiant. Графика DARPA


С 2020 г. агентство перспективных разработок Пентагона DARPA в сотрудничестве с коммерческими подрядчиками работает над перспективным безэкипажным судном NOMARS. Разработку экспериментального судна поручили компании Serco Inc., и она уже дошла до строительства опытного образца. К концу текущего года первое судно нового типа собираются спустить на воду и отправить на ходовые испытания для подтверждения технических характеристик и автономных возможностей.



Без необходимости в человеке


Агентство DARPA запустило программу NOMARS (No Manning Required Ship – «Судно без необходимости в экипаже») осенью 2020 г. В течение некоторого времени осуществлялся сбор заявок от потенциальных участников, и в октябре стартовала конкурсная часть программы. Контракты на проведение работ получили несколько коммерческих компаний с опытом работы в сфере судостроения и компьютерных систем.

Первый этап программы разделили на два направления. В рамках научно-исследовательской работы Phase 1 Track A требовалось создать конструкцию судна без рабочих мест для экипажа и с максимальным использованием доступных объемов. Такие работы поручили компаниям Serco Inc., Autonomous Surface Vehicles и Gibbs & Cox. Направление Track B предусматривало проработку новых систем управления и диагностики с максимальной автономностью, способных обеспечивать работу судна при полном отсутствии человека. Разработку этих систем вели компании Barnstorm Research Corporation и TDI Technologies.

На проведение обеих НИР давалось около полутора лет. После этого DARPA собиралось оценить предварительные проекты всех компаний и выбрать наиболее удачные для дальнейшей реализации. По известным данным, в рамках «Фазы-2» оба направления, A и B собирались объединить и воплотить в металле в виде одного судна.


Ранний вариант облика NOMARS Defiant. Графика Serco Inc.

В августе 2022 г. стали известны победители конкурсной части проекта NOMARS. Наиболее удачную концепцию судна без экипажа и возможности его размещения предложила компания Serco. Более того, она предложила несколько вариантов реализации такого проекта в разном водоизмещении и с отличающимися функциями. Во второй НИР лучшие результаты показала Beier Integrated Systems.

Вскоре «Серко» получила контракт на выполнение «Фазы-2». Этот этап программы предусматривал разработку полноценного проекта для последующей постройки опытного судна. На проведение этих работ отводилось 8 месяцев и выделялось 68,5 млн долл. По условиям контракта от DARPA, компания Serco Inc. становилась головным разработчиком судна NOMARS и интегратором проекта. При этом Beier Integrated Systems должна была предоставить новую электронику. Также к работам привлекли целый ряд субподрядчиков из сферы судостроения, электроники и т.д.

На стадии строительства


Проект безэкипажного судна от Serco и других компаний получил рабочее название Defiant («Дерзкий»). Разработка заняла больше времени чем изначально планировалось и завершилась только к началу осени 2023 г. После этого началась подготовка к строительству опытного образца и поиск подрядчика для этого.

В октябре прошлого года головной исполнитель выдал компании Nichols Brothers Boat Builders (шт. Вашингтон) заказ на строительство судна-прототипа. Вскоре состоялась закладка «Дерзкого» и начались соответствующие работы. По известным данным, постройка судна продолжается до сих пор, но текущая стадия работ остается неизвестной. Сроки завершения строительства до недавнего времени тоже оставались неизвестными.

В начале апреля Военно-морская лига США провела очередную конференцию Sea Air Space, в ходе которой военная промышленность и структуры Пентагона показали свои последние разработки. Одним из участников выставки стала компания Serco со своими проектами безэкипажных судов. Она впервые показала макет будущего судна с вооружением и целевым оборудованием, а также раскрыла свои планы.


Макет судна Defiant с ракетным комплексом, показанный на недавней выставке. Фото The Warzone / twz.com

Компания-разработчик сообщила, что строительство «Дерзкого» продолжается, и его собираются завершить до конца текущего года. Ходовые испытания начнутся в январе 2025 г. График этих мероприятий уточнять не стали, но ранее упоминалось, что на заводские испытания дается три месяца. После этого начнутся полномасштабные проверки с отработкой всех основных функций и возможностей. Как долго они продлятся, Serco и DARPA сообщить не могут.

На выставке Sea Air Space также показали новый концепт. На основе технологий проекта Defiant предлагается построить более крупный безэкипажный боевой корабль с рабочим названием Dauntless («Бесстрашный»). За счет большего размера предлагается изменить состав оборудования и увеличить боекомплект.

Технический облик


Проект NOMARS Defiant предусматривает строительство среднего судна или большого катера, способного работать автономно и без присутствия на борту человека. Точные размеры и водоизмещение такого судна пока не названы. При этом макет с недавней выставки позволяет предположить, что его длина превысит 50 м. Водоизмещение, согласно сообщениям прошлого, будет на уровне 200-210 т.

Конструкция судна разрабатывалась с нуля с учетом особых требований DARPA. Так, корпус имеет минимально необходимые размеры, а внутренние агрегаты и механизмы размещены максимально плотно. Объемы для размещения людей, рабочих мест и проходов отсутствуют. При этом должен предусматриваться простой доступ к агрегатам для обслуживания.

Корпус такой конструкции имеет уменьшенную высоту, снижающую заметность. Палуба выполнена максимально большой и предусматривает установку различных средств. Вместо надстройки используется А-образная мачта с необходимыми радиотехническими системами.


Наклонная пусковая установка ADLS. Фото BAE Systems

Тип энергетической установки неизвестен. По всей видимости, применяются дизельные двигатели или дизель-электрическая система. Такие двигатели позволят иметь высокие ходовые характеристики. Внутри безэкипажного корпуса удастся поместить топливные баки повышенной емкости, за счет которых будет достигаться большая продолжительность плавания и автономность. При этом точные ходовые характеристики не сообщаются.

Из сообщений DARPA и разработчиков следует, что NOMARS Defiant получит совершенно новую электронику. На борту судна будут радиолокационные и иные средства освещения обстановки, автопилот с возможностью автономной работы или выполнения команд оператора, а также средства управления целевым оборудованием. Для улучшения эксплуатационных характеристик разрабатывалась автоматическая система контроля и диагностики. При этом все функции бортовой аппаратуры остаются неизвестными ввиду чувствительности темы.

Безэкипажное судно NOMARS разрабатывается в качестве многоцелевой платформы для размещения различного оснащения и решения разных задач. На палубе предусматриваются места для монтажа стандартных контейнеров или иных агрегатов с необходимыми приборами. Это могут быть средства разведки или вооружение. Так, боевой потенциал изделия Defiant недавно показали при помощи макета для выставки.

Модель судна получила два агрегата разного назначения. Перед мачтой разместили универсальную пусковую установку для ракет Adaptable Deck Launching System от BAE Systems. Это изделие является функциональным аналогом вертикальной установки Mk 41, но отличается размещением на палубе и наклонным расположением ячеек для ракет. Предусматривается совместимость с боеприпасами разных типов и назначения.


Концепт боевого безэкипажного корабля Serco Dauntless. Фото The Warzone / twz.com

На корме «Дерзкого» установили стандартный 40-футовый контейнер, условно вмещающий некую целевую аппаратуру. В таком форм-факторе могут быть выполнены различные комплексы разведки, беспилотные системы и т.д. По сути, эта нагрузка зависит только от пожеланий и потребностей заказчика.

Перспективные технологии


К настоящему времени военно-промышленный комплекс США разработал целый ряд проектов безэкипажных судов и катеров разных размеров и различного назначения. Часть таких изделий дошла до испытаний и подтвердила расчетные характеристики. Сейчас речь идет о продолжении доводки отдельных образцов, об их будущем принятии на вооружение и эксплуатации в составе надводных сил ВМС.

В рамках нынешнего проекта NOMARS агентство DARPA и его подрядчики продолжают развивать существующие идеи и концепции, а также прорабатывают новые концепции. Так, центральной идеей программы является создание конструкции судна, изначально не предусматривающей нахождение на борту человека. Судя по текущей стадии работ, эту идею удалось реализовать в виде проекта, и сейчас выполняют в металле.

Отказ от объемов для размещения вспомогательного экипажа на полноразмерном судне представляет интерес с технической точки зрения. Как сообщается, за счет этого удалось оптимизировать компоновку корпуса и получить иные преимущества. Кроме того, внедрение такого решения может указывать на уровень развития технологий автономного управления. По всей видимости, в DARPA полагают, что современные автопилоты способны самостоятельно и полностью справляться со всеми ставящимися задачами и не нуждаются в помощи человека.

Впрочем, весь потенциал такой концепции удастся определить только в ходе полномасштабных испытаний с решением различных задач, в т.ч. с применением специального оснащения и нагрузки. Опытное судно NOMARS Defiant пока находится на стапеле, и его строительство завершится только в конце года. Испытания собираются начать в будущем январе, и лишь через несколько месяцев после этого можно будет делать первые выводы.
1 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -2
    17 апреля 2024 16:32
    Детский сад-главное в дроне система управления-а ее на любое подходящее корыто можно поставить-и разрабатывать нечего-а далеко ли уплывет эта 200 тонная хрень, которую пускать то только можно в пруду-где волн нет?