Судьба Волжской Булгарии

31
Судьба Волжской Булгарии
И. Айдаров. Падение Великого Булгара


В предыдущей статье было рассказано о завершении знаменитого западного похода туменов Субэдэя и Джэбэ, поражении казавшихся непобедимыми монголов на берегах Волги и возвращении остатков этого корпуса к Чингисхану. А что же было потом?



Монгольское завоевание Волжской Булгарии


Уже через 6 лет (в 1229 году) – после избрания великим ханом Угэдэя и назначения правителем улуса Джучи Батыя, 30-тысячная монгольская армия снова вторглась на территорию Булгарии и ее вассалов. Здесь монголы встретили упорное сопротивление, и полностью покорить эти земли им удалось лишь в 1236 году. На последнем этапе войны армию вторжения возглавил Субэдэй, который с 1229 по 1232 год воевал в Западном Китае. Но и он, согласно «Сокровенному сказанию монголов»,

«встречал сильное сопротивление со стороны тех народов и городов, завоевание которых ему было поручено еще при Чингисхане».

В результате в 1234 году Угэдэй вынужден был издать указ о мобилизации сил по всей империи – последней в истории этой страны:

«Старшего сына обязаны послать на войну как те великие князья-царевичи, которые управляют уделами, так и те, которые таковых в своем ведении не имеют. Нойоны-темники, тысячники, сотники и десятники, а также люди всех состояний, обязаны точно так же выслать на войну старшего из своих сыновей. Равным образом старших сыновей отправят на войну и царевны, и зятья».

В новом походе должны были принять участие младший сын Чингизхана Кулькан, сыновья великого хана Угеэдэя Гуюк и Кадан, его племянники Бату, Орду, Шибан и Тангут (сыновья Джучи), Менгу и Бучек (сыновья Тулуя), Бури и Байдар (сыновья Чагатая), а также Субэдэй-багатур и Бурундай-батыр (будущий триумфатор в битве на реке Сить, в которой погиб Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович).

Номинальным главнокомандующим был назначен Бату-хан, однако реальная власть над войском была в руках Субэдэя. Решающее наступление началось в конце лета 1236 года. Пали главные города Волжской Булгарии – Булгар и Биляр. Большинство булгарских аристократов после этого признали власть монголов и прекратили сопротивление. По некоторым данным, именно умеющие воевать в лесной местности булгары сыграли решающую роль в окружении и разгроме армии Юрия Всеволодовича на Сити.

Упоминавшийся в предыдущей статье мордовский князь Пургас принял последний бой в 30 км от современной Пензы, в крепости, которая называлась то ли Буркас, то ли Серня – сейчас на ее месте находится Золотаревское городище, здесь найдены останки примерно 2 тысяч человек.

Другой мордовский князь – Пуреш, перешел на сторону монголов и принял участие в Западном походе Бату-хана. Судя по всему, монголы использовали их в качестве «пушечного мяса». Матфей Парижский, ссылаясь на показания пленных татар, писал о монгольской армии:

«Впереди идут племена морданов. Они уничтожают всех людей без разбору. Ни один из них не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьет человека».

Финал был печальным: понеся огромные потери, 8 апреля 1241 года мордовцы отказались принять участие в знаменитой битве при Легнице, которая состоялась на следующий день.

Субэдэй приказал Пурешу отвести его войско в тыл, якобы на отдых, передав оружие отрядам, вставшим на их место, ночью мокшанский князь, его сын Атямас и все мордовцы были перебиты. Согласно популярному преданию, дочь Пуреша Нарчатка (Нарчат), узнав о гибели отца и брата, в 1242 году подняла восстание, жестоко подавленное монголами.


Памятник близ села Наровчат

Некоторые считают, что именно тогда (а не в 1236 году) погибла осажденная татарами крепость Серня (Буркас), на месте которой находится Золотаревское городище.
Волжская Булгария стала одним из ордынских улусов. До основания Сарая Бату столицей Джучидов был город Булгар, в котором, согласно Карамзину, помимо волжских булгар жили

«вотяки, черемисы, мордва, ушедшие из областей Ростовских во время крещения земли Русской».

Появление Казанского царства


В 1395 году булгарские города на Волге подверглись разорению войсками Тамерлана, что привело к длительному периоду упадка этих земель. В 1438 году золотоордынский хан Улу-Мухаммед («Большой Мухаммед») – хан Золотой Орды и Крыма, потерпев поражение от Кучук-Мухамеда («Меньшой или Малый Мухаммед»), основал на месте Волжской Булгарии и чувашской земли новое государство, занявшее территорию от Вятки до Волги и от Оки до Камы и устья реки Белой. В «Казанском летописце» можно прочитать:

«И обрете (Улу-Мухаммед) место на Волге, на самой украине руской, на сей стране Камы реки, концем прилежаху к Болгарской земли, другим же концем к Вятке и к Перме».


Улу-Мухаммед на миниатюре Лицевого свода во время похода на Муром

Границы Казанского царства на юге достигали современного Волгограда, на севере – проходили по реке Пижма (от ее устья до устья реки Воя), по реке Вятка до верховий Камы, на западе границей служили берега Волги и Суры, на востоке Казанское царство граничило с Ногайской Ордой. При этом подданные казанских царей были не кочевниками, а земледельцами. Светский русский писатель XVI века Иван Пересветов писал:

«А слыхивал я про эту землицу, про царство Казанское, от многих воинов, которые в этом Казанском царстве бывали, что говорят они про нее и сравнивают ее с райской землей по большому плодородию».


Казанское царство на карте

Впрочем, некоторые считают, что подлинным основателем этого государства стал старший сын Улу-Мухаммеда Махмуд (Мамотяк), который, согласно Воскресенской летописи:

«Взял городъ Казань, вотчича казанского князя Либея убилъ, а самъ селъ въ Казани царствовати».

О том же сообщает и Никоновская летопись:

«Царь Мамутяк пришед из Курмыша, Казань взял, а казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти казанское».

То есть здесь старший сын Улу-Мухаммеда предстает в роли Вещего Олега – как и знаменитый князь, он убивает правителя Казани на том основании, что тот не является членом правящей династии.


Мамутяк отправляет рать на Москву

Так или иначе, столицей государства, основанного то ли Улу-Мухаммедом, то ли его сыном, стал город Казань, который, как полагают, был одной из приграничных крепостей Волжской Булгарии. Несмотря на отпразднованное в 2005 году «тысячелетие», в историческом источнике в первый раз Казань упоминается лишь в 1391 году. По этому городу новое государство стали называть Казанским царством (ханством). За время его существования, помимо мелких пограничных стычек и набегов, зафиксировано 11 больших войн с Российским государством, 6 из них были начаты казанцами, 5 – русскими.

Первый поход казанцев против Русских земель состоялся в 1439 году, Московская и Тверская летописи сообщают, что Москву ханским войскам взять не удалось, но они изрядно пограбили окрестности. А в 1444 году казанцами был захвачен Нижний Новгород. При попытке отвоевать этот стратегически важный город, 7 июля 1445 года войска Василия II были разгромлены армией уже упоминавшегося сына Улу-Мухаммеда – Махмуда. Помимо прочих, в плен попали Великий князь и его двоюродный брат Михаил Верейский. Разграблению тогда подвергся и Суздаль.

По своим последствиям это было одно из самых страшных и унизительных поражений Русских войск от татар. Сумма, запрошенная за освобождение Великого князя, была так велика, что в государстве не нашлось денег на выкуп других пленных, которые в результате были проданы на невольничьих рынках.


Василий II клянется на распятии о выплате выкупа, миниатюра Лицевого свода

В народе даже пошли слухи, что Великий князь уступил казанскому царю Москву.

Василию II пришлось дать согласие на строительство мечетей в русских городах и передать казанским царевичам Касиму и Якубу «на кормление» Городец Мещерский, который стал называться Царевичевым городком – а потом за ним закрепилось название Касимов. За все это Великого князя прилюдно упрекал его соперник – Дмитрий Шемяка, который потом приказал ослепить Василия II (и в историю этот князь вошел под прозвищем «Темный»).

Карамзин писал, что в Казанском царстве жили «пять народов: Мордва, Чуваши, Вотяки (в Арской области), Черемисы и Башкирцы». А также о том, что «Моголы» и «Болгары» «составили один народ, коего остатки именуются ныне Татарами Казанскими». Однако монгольской (татарской) в этом государстве была лишь правящая династия Чингизидов. Царей (ханов) на Руси часто называли именно казанскими, их подданных – казанцами или казанскими татарами. Так, в Воскресенской летописи под 1478 годом сообщается:

«В лето 6986 (1478 г.), тое зимы, егда бысть князь велики в Новогороде, приде царь Казанский безвестно на Вятку и множество полону поимал людей по селом».

А вот летописное сообщение о набеге 1537 года:

«Стали вести приходить, что собирается казанский царь Сафа-Гирей с многими людьми с казанцами и иными ордами, с крымцами и ногаями, а помышляет идти на костромские места и на галичские».

В 1469 году русские сумели взять реванш за поражения 1444–1445 гг., а в 1487 году армия Ивана III и вовсе взяла Казань штурмом, на трон в ней сел промосковский хан Мухаммед-Эмин.


Миниатюра Лицевого свода, иллюстрирующая захват Казани Иваном III в 1487 г.

Текст внизу этой миниатюры гласит:

«И взяли город Казань июля в 9-й день, и царя Казанского Алегама пленили с его матерью и с царицей, двумя братьями и сестрой, и с его князьями, и привели их в Москву».

После этой победы Иван III стал именовать себя следующим образом: «Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных» (например, в договорной грамоте с римским императором Максимилианом).

Обратите внимание: Иван III называет себя пока Болгарским князем, и это символический титул – без территорий, а землей бывшей Волжской Булгарии владели казанские цари-чингизиды.

В 1521 году к власти в Казани пришел Сахиб Герай – родной брат крымского хана Менгли Герая: казанцы и совершили совместный поход против Русских земель, соединив свои войска под Коломной и вынудив Василия III вначале прятаться в стоге сена, а потом бежать в Волоколамск.

В 1532 году Василию III удалось посадить на Казанский престол промосковски настроенного хана Джан-Али. Но в 1535 году ставленник Василия умер, и к власти в Казани снова пришёл представитель крымской династии – Сафа-Гирей.

Выступавшие союзниками Крымского ханства казанские Гиреи (Гераи) были принципиальными противниками Московского государства, и в 1521–1547 гг. зафиксировано около 40 набегов на Русские земли. Количество русских рабов на территории этого ханства доходило до 100 тысяч человек. Когда по условиям мирного договора, заключённого после Второго похода Ивана Грозного, казанцы обязались их освободить, только в одном Свияжске было выделено продовольствие 60 тысячам возвращающимся на родину человек.

Окончательно решил проблему Казанской угрозы Иван IV, совершивший против этого ханства три похода и присоединивший его к Русским землям в 1552 году. Кстати, вместе с Русскими войсками на Казань ходили также татарские отряды из Касимовского ханства, которое уже находилось в вассальной зависимости от Москвы.


П. Коровин. Взятие Казани


Н. Рерих. Покорение Казани (эскиз панно для Казанского вокзала в Москве)

Обитатели завоёванных земель исповедовали ислам, что не помешало православному христианину Ивану IV объявить себя Казанским царем. Этот титул потом перешел к Годуновым и Романовым.

Последним казанским царем был Николай II, причем данный титул идет шестым по счету. Сохранил этот монарх и присвоенный Иваном III титул «князь Болгарский». А вот хивинским ханом и бухарским эмиром Николай II не был – эти государства имели статус протекторатов Российской империи, и до 1920 года там правили собственные династии.

Казанцы


Но вернемся на берега Волги. Казанские «татары» часто называли себя просто мусульманами. Кстати, именно так – мусульманами, в социалистической Югославии официально именовали исповедовавших ислам бошняков.

Другое самоназвание подданных казанских царей – «казанлы», то есть казанцы. Можно, кстати, вспомнить и выражение «сирота казанская», которое, по наиболее достоверной версии (выдвинута В. Далем), появилось после захвата Казани Иваном Грозным – так называли себя в челобитных к этому царю знатные люди ханства. Их мнимая «бедность» была иронически обыграна: «сирота казанская» – «сирота казанная», то есть притворная. А затем эти два выражения объединились – и именно в первом варианте. Уточним, что слово «сирота» в то время – это производное от «сиръ» и означало «бедный, убогий человек», не обязательно одинокий или оставшийся без родительского попечения. До XV века оно часто использовалось в качестве самоназвания русских крестьян.

Надо отметить, что на Руси прекрасно знали, что в Казани, Астрахани, Сарае, Крыму или в Сибири живут разные народы, которые даже говорят на разных языках и лишь с трудом понимают друг друга. Казанцы, например, говорили на тюркском языке алтайской семьи кипчакской подгруппы – «близкородственными» являются кумыкский, балкарский, казахский, башкирский, киргизский языки.

А крымчаки говорили на языке огузской подгруппы, который ближе к турецкому, гагаузскому, туркменскому, азербайджанскому и саларскому. А были ещё «ногайские татары» (ногайцы), «горные татары» (карачаевцы и балкарцы), «енисейские татары» (хакасы), «липкинские татары» (польско-литовские, белорусские), «добруджанские татары» и так далее. Современные азербайджанцы были известны, как «кавказские татары», и Мариэтта Шагинян использовала это «определение» даже в 1935 году – в фэнтезийном революционном романе «Месс-Менд».

В общем, можно смело утверждать, что слово «татары» в Русских землях в те времена фактически было синонимом мусульман: казанские мусульмане, крымские мусульмане и так далее.

Если говорить конкретно о казанских «татарах», то мы помним, что, согласно Карамзину, в Казанском царстве исконно жили люди 5 племен. После присоединения Казани к Российскому государству появились многочисленные поселенцы из русских областей.

В Российской империи мало обращали внимания на национальность – гораздо большее значение имела принадлежность к какой-то религиозной конфессии. Понятия «православный» и «русский» были практически синонимами: крестившись по православному обряду, мусульмане, католики, протестанты или иудеи сразу же становились русскими.

Татарский мурза Солохмир, приняв православие, моментально превратился в рязанского боярина Ивана Мирославича, женился на сестре знаменитого князя Олега Ивановича, Анастасии, стал основателем дворянских родов Апраксиных, Ратаевых, Крюковых, Шишкиных, Чеботаревых и некоторых других.

Астраханский царевич Муртаза-Али, крестившись, стал московским боярином Михаилом Кайбуловичнем, женился на Агафье Ивановне Шереметевой (правнучка хана Большой Орды Ахмата), в 1572 году возглавил Боярскую думу.

А помните ответ Николая I де Кюстину?

«Вот этот мой приближенный – поляк, вот немец. Вон стоят два генерала – они грузины. Этот придворный – татарин, вот финн, а там крещеный еврей… все вместе они и есть русские».

После завоевания Казанского царства Иваном Грозным «татарами» там стали называть всех мусульман, а «русскими» – всех православных христиан. Это разделение не по национальному, а именно по религиозному принципу существует до сих пор, хотя отличить современного казанского татарина от казанского русского практически невозможно.

Похожая ситуация, кстати, была на Балканах, где православные христиане стали сербами и черногорцами, католики – хорватами, мусульмане – бошняками. А дети от смешанных браков во времена правления Тито называли себя югославами.

Но вернемся к казанским татарам.

В настоящее время при исследовании их генотипа выяснилось, что они имеют много общего с обитателями Восточной Европы и Средиземноморья. Что касается «вклада» в этногенез населения этой республики выходцев из Центральной Азии, то в разных районах он составляет от 1 % до 6 %.

Любопытно, что после революции «Совет волжских булгарских мусульман», в котором было много сторонников и последователей Бахаутдина Ваисова (члены партии «Фиркаи Наджия»), просил Москву назвать новую автономию именно Булгарской Советской республикой – и это название нравилось Ленину.

А вот лидеры местных коммунистов настаивали на названии Татаро-Башкирская автономная республика – и их поддержал Сталин: он не хотел появления в составе РСФСР слишком большого национального образования. Его план сработал: башкиры не пожелали быть на вторых ролях после татар и потребовали создания собственной республики. Ленин и его сторонники оказались в меньшинстве и подчинились партийной дисциплине.

В результате 27 мая 1920 было издано постановление (декрет) СНК и ВЦИК об образовании Автономной Татарской Социалистической Советской Республики, которая с 5 декабря 1963 года стала Татарской АССР. С 7 февраля 1992 года она называется Республикой Татарстан. Хотя, конечно же, правильно было бы эту республику назвать Казанской, либо Волжско-Болгарской.
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    17 апреля 2024 05:40
    Статья была бы полной и содержательной, если бы Автор уделил внимания булгарам. Кто они такие, откуда появились и что это за государство за такое, Волжская Булгария
    1. +10
      17 апреля 2024 06:31
      Это продолжение трёх статей о западном походе туменов Субэдэя и Джэбэ. Если рассказывать о появлении государства Волжская Булгария, пришлось бы возвращаться слишком далеко назад. Хотя тема, конечно, интересная, возможно потом еще напишу об этом - до первой первой встречи волжских булгар с монголами и "Бараньей битвы".
      1. +3
        17 апреля 2024 08:25
        Если рассказывать о появлении государства Волжская Булгария, пришлось бы возвращаться слишком далеко назад
        Для общего представления хватило бы и одного абзаца
        1. +2
          17 апреля 2024 14:53
          Итак, из сохранившихся письменных источников булгар, например надгробий каменных понятно, что булгары говорили на раннем чувашском языке, а вот половецкий язык как раз таки больше татаро-башкирский язык. Носители современного чувашского языка отлично понимают надписи на булгарском.
          Носители татаро-башкирского языка прекрасно понимают письменные источники на половецком языке.
          Из это- хватит казанских татар называть булгарами, это не так.
          1. +4
            17 апреля 2024 15:41
            Так и говорится, что на территории Казанского царства или ханства жили представители 5 коренных этносов, один из которых как раз чуваши. Но правители и аристократы были пришельцами, и потому их язык - тюркский алтайской семьи кипчакской подгруппы - и стал официальным. А современные "казанские татары" - сплав местных племён и некоторого количества колонистов. К другим "татарам", например, к крымским (которые сформировались на иной этнической основе), не имеют никакого отношения.
            1. +3
              18 апреля 2024 06:51
              Если вернутся в тему, то хорошо бы Автор не говорил, что Хромой Тимур (Тамерлан) разорил Казань, отношение поволжского-уральского населения, что выразилось в эпосах и других источниках, а так же современном отношении этих народов - Хромой Тимур это герой, который уничтожил власть монголов и освободил эти народы от гнета Орды. Очень странно, почему это не отражено у современных историков, но именно разгром Тимуром Тохтамыша фактически привел к освобождению Руси от Ига. Хромец буквально срыл с лица земли главные города Орды. Потому в памяти в памяти поволжских народов, Тимур все- таки положительный герой.
          2. +4
            17 апреля 2024 16:26
            Цитата: Гражданский
            из письменных источников булгар, например надгробий каменных понятно, что булгары говорили на раннем чувашском языке

            Это современные чуваши говорят на языке, имеющим булгарские, а вернее, хазарские корни...

            Цитата: Гражданский
            Из это- хватит казанских татар называть булгарами, это не так

            Если вы такое скажете казанским татарам, то они вас побьют! Казанские татары - самые настоящие наследники булгар...
            1. ANB
              +2
              17 апреля 2024 23:37
              . Если вы такое скажете казанским татарам, то они вас побьют!

              Не побьют. В Татарстане было много споров в 90е кто же они, татары или булгары. Татары все таки победили.
              Ну и казанские татары сильно отличаются от татар из других районов.
              1. +3
                18 апреля 2024 08:56
                Цитата: ANB
                В Татарстане было много споров в 90е кто же они, татары или булгары. Татары все таки победили

                Когда были булгары, татар не было. Сейчас есть татары - нет булгар. Современные казанские татары - прямые наследники Волжской Булгарии...
              2. +4
                18 апреля 2024 08:59
                В Татарстане было много споров в 90е кто же они, татары или булгары. Татары все таки победили.

                Это, как раз естественно: булгары проиграли, а все хотят быть потомками победителей. Однако на самом деле, казанские татары - потомки народов, завоеванных Субэдэем и Батыем.
                То же самое казахи - там потомки завоеванных племен через одного считают, что их предком был сам Чингис - даже не какой-то темник или мурза. Однако малочисленные монголы находились на самом верху "пищевой цепочки", а предки казахов были их слугами и конюхами.
    2. +5
      17 апреля 2024 09:33
      Его основал один из сыновей кан (не хана) Кубрата, кан Котраг. Остальные пришли в Восточную Римскую империю (два сына независимо друг от друга, Аспарух и Кубер), один в Италии(Алцек) и один остался на месте Старой Великой Болгарии(Батбаян).
      1. +4
        17 апреля 2024 11:06
        Его основал один из сыновей
        Я много о ней знаю. Но есть читатели, которые этого не знают. Они либо ничего не поймут, либо полезут за информацией на другие сайты
    3. 0
      20 апреля 2024 09:01
      И почему татары башкир не любят....
    4. +2
      26 апреля 2024 10:25
      Михель,буду краток.Была Великая Булгария.Под натиском хазар один род ушел на Волгу,основав Волжскую Булгарию. Второй(хан Аспарух) ушел в нынешнюю Болгарию,где в союзе с местными славянами образовал Болгарское ханство Вроде(неточно) был и третий род,который прикрывал отход соплеменников.И часть которого ушла в Северную Македонию.Так что чуваши,казанские татары,болгары,возможно и балкарцы, родственные народы.
      Автору ПЛЮС.
      1. +1
        26 апреля 2024 11:40
        Так что чуваши,казанские татары,болгары,возможно и балкарцы, родственные народы
        Сюда ещё можно добавить карачаевцев и, возможно, кумыков
  2. +10
    17 апреля 2024 06:06
    Прочитал с удовольствием, спасибо большое!
    С уважением, Коте!
    1. +6
      17 апреля 2024 12:32
      Поддержу. Статья понравилась. Почему-то считал волжских булгар в большей степени "наследниками" половцев - кипчаков, а завоеватели-монголы и так-вовсе были в представлении были почти полностью ассимилированы кипчаками.
      Что-то разложилось по полочкам по прочтении - это замечательно.
  3. +4
    17 апреля 2024 06:53
    Читал отчет какого то служителя церкви, о процессе крещения местных народов. Оч интересно, местами смешно, местами грустно. Но видимо материал удалили, не могу теперь его найти.
    1. 0
      20 апреля 2024 09:09
      Крещение татар столкнулось с трудностями бюрократического толка.. попы разъезжали по селам, крестили народ и выдавали докУМент что крещён... И списки делали, кого крестили....но на выезде из Татарии, сии попы со списками исчезали.
      В итоге власти плюнули на это крещение и оставили все как есть
  4. +6
    17 апреля 2024 09:01
    Статья очень интересная, автору плюс. В Рязанской области, на востоке, в Кадомском районе есть т.н. Пургасово городище. Считается, что Пургас был эрзя, Пуреш мокша. Враждовали друг с другом. Пуреш примкнул к монголам, т.к. воевал постоянно с Рязанью
  5. vet
    +4
    17 апреля 2024 09:17
    «Совет волжских булгарских мусульман», в котором было много сторонников и последователей Бахаутдина Ваисова (члены партии «Фиркаи Наджия»), просил Москву назвать новую автономию именно Булгарской Советской республикой – и это название нравилось Ленину.

    Он родился на Волге в Симбирске, учился в Казанском университете - видимо, знал, что за татары живут в Казани и окрестностях.
  6. vet
    +3
    17 апреля 2024 09:21
    современного казанского татарина от казанского русского практически невозможно.

    В прошлом году меня просто поразили две женщины - экскурсоводы - лет 50, светловолосые, чисто славянской внешности, на чистом русском языке они рассказывали о важности возрождения татарской культуры и о том, как хорошо, что на государственные должности в Татарстане принимают только людей, в совершенстве знающих татарский язык. То есть, в Татарстане идет прямая и безнаказанная дискриминация русскоязычного населения - такая наглая, какой не было даже на Украине в постсоветское десятилетие. О чем думают в Кремле - ждут Казанского "майдана"?
    1. 0
      22 апреля 2024 16:25
      А вы забыли про Чечню? Иль боитесь про это что-либо сказать? Там-то картинка в квадрате может и в кубе
  7. 0
    17 апреля 2024 11:14
    В результате в 1234 году Угэдэй вынужден был издать указ о мобилизации сил по всей империи
    Ух как !! И в каком же виде "был" указ ? В устном или в письменном ?
    1. +3
      17 апреля 2024 15:43
      Орали громко, слышно издалека было, а там свои крикуны подхватывали
    2. vet
      0
      19 апреля 2024 08:53
      Честно говоря не понял Вашего вопроса. Вы сомневаетесь в том, что дети Чингисхана издавали какие-то указы в своих государствах и доводили их до сведения подданных? А как же они тогда ими управляли?
      1. -3
        20 апреля 2024 02:01
        Понятия не имею. Но если лично вы уверены, что существовал Чингисхан, что у него были дети и что эти дети издавали указы - то будьте так добры покажите фотокопию хотя бы одного изданного ими указа.
  8. +5
    17 апреля 2024 12:23
    Спасибо за цикл автору.
    Все-таки после всяких древлян, кривичей и вятичей, Волжская Булгария наряду с Москвой и Новгородом основание будущего русского государства, и первый опыт веротерпимого строительства, ассимиляции и вовлечения на любые уровни управления.
  9. vet
    +4
    17 апреля 2024 13:08
    Вот этот мой приближенный – поляк, вот немец. Вон стоят два генерала – они грузины. Этот придворный – татарин, вот финн, а там крещеный еврей… все вместе они и есть русские

    Помню, читал где-то, что грузин Багратион заваливал Александра I жалобами, что ему- русскому человеку, от "немца" Барклая де Толли житья нет. smile
  10. +2
    18 апреля 2024 00:35
    Информативная и хорошо написанная статья. Автору удалось объяснить текучесть/гибкость идентичности людей в имперские времена, когда ваша религия часто определяла ваш язык и/или этническую принадлежность.
  11. 0
    24 апреля 2024 17:36
    Спасибо автору за познавательную, интересную статью.