МАЗ-543: по стопам легенды

26
МАЗ-543: по стопам легенды
МАЗ-543


МАЗ военного назначения


Мировую известность автомобильной конструкторской школе СССР принесли немало машин, но особое место среди них занимают тяжеловозы из Минска. В первую очередь, конечно, МАЗ-535, о котором уже шла речь на страницах «Военного обозрения». Машина у минчан получилась насколько уникальной, настолько и прорывной для отечественной промышленности – ничего подобного в СССР ранее не производили.




МАЗ-535 – представитель первого поколения минских тяжеловозов

МАЗ-535/537, пусть и не лишённый фундаментальных недостатков (например, дефорсированный танковый двигатель с соответствующим ресурсом), получился славным. Спустя всего 11 лет после окончания войны и без привлечения иностранных специалистов в Минске разработали тяжеловоз с уникальной трансмиссией, в состав которой входили гидротрансформатор, планетарная 3-ступенчатая коробка передач, 2-ступенчатая раздаточная, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы и планетарные колесные редукторы. Забегая вперёд, скажем, что в современной России утеряны все компетенции для постройки подобной техники, и армия находится в тотальной зависимости от Республики Беларусь. Фактический дублёр Минского автозавода – Курганский завод колесных тягачей – задушили собственными руками в 2011 году.


Борис Львович Шапошник

У каждого отечественного автомобиля есть отец-конструктор или, по-другому, идейный вдохновитель, без которого серийная машина не состоялась бы. Армейские УАЗы обязаны своим рождением Алексею Винокурову, «Нива» Петру Прусову, КамАЗ появился на свет благодаря сразу трём конструкторам – Александру Сетранову, Всеволоду Вязьмину и Георгию Фесту. Не стал исключением и МАЗ военного назначения, отцом которого по праву считается Борис Шапошник.

О Борисе Львовиче Шапошнике точнее всего выразились в «Истории Московского автозавода имени И. А. Лихачева»:

«…одаренный человек, как бы родившийся со счетной линейкой в руках. Все его решения отличались тщательностью обоснования, новизной и смелостью замысла.»

Конструкторскую карьеру Борис Львович начал ещё до войны на Московском автозаводе. В послужном списке инженера вездеходы ЗИС-23 и ЗИС-24, газогенераторный ЗИС-21, автобус ЗИС-16 и представительский ЗИС-101А. Именно здесь выпускник МВТУ им. Н. Э. Баумана по специальности «инженер-механик по спецавтомобилям» набил руку в проектировании первых полноприводных машин. В дальнейшем эта работа стала делом всей его жизни, превратившись в целое семейство сверхтяжелых минских тяжеловозов, которые до сих составляют костяк Российской Армии. Но перед этим Шапошник отправляется в Ульяновск, где в годы войны налаживает выпуск грузовика ЗИС-5В. Осенью 1945 года он уже в Сибири, где едва не запустил в серию новые автомобили марки «НАЗ» (Новосибирский автомобильный завод). Но предприятию не суждено было состояться, а Шапошника в 1949 году срочно отправили в Минск:

«Перевести с Новосибирского автомобильного завода личный состав главного конструктора и экспериментального цеха во главе с главным конструктором тов. Шапошником Б. Л. на Минский автомобильный завод.»

Оставим историю становления производства колесной техники в Белорусской ССР для другого обзора, а пока сконцентрируемся на главном герое – МАЗ-543.

Второе поколение


После нескольких лет армейской эксплуатации гиганта МАЗ-535/537 пришло понимание, что именно многоосная колесная схема лучше всего подходит для монтажа ракетных пусковых установок и прочего тяжелого оборудования. Гусеничной технике в Советском Союзе отныне вход в сегмент техники стратегического назначения был закрыт. Но и тягачи 535-й серии плохо подходили для ракетной стези – прежде всего, из-за компоновочных ограничений. Например, оперативно-тактическую ракету 9М76 комплекса «Темп-С» просто некуда было укладывать на МАЗ-535. Она не помещалась на шасси по длине, а если и помещалась, то торчала высоко в небо, заметно повышая центр тяжести комплекса. Надо было удлинить колесную базу и разделить кабину посередине для того, чтобы главному изделию удобнее лежалось. Так в конце 50-х – начале 60-х годов появилась концепция МАЗ-543 с характерными двумя фонарями остекления кабины, навсегда ставшая визитной карточкой РВСН, ПВО, реактивной артиллерии и многих других родов войск. Машину первого поколения МАЗ-535/537 со временем передали на производство в Курган, освободив минчан для нового проекта.


Назвать МАЗ-543 революционным нельзя – во многом он базировался на узлах и компонентах тягача первого поколения. Но были и нетривиальные решения. Например, кабина из стеклопластика, которую пришлось придумывать с чистого листа – нигде ранее ничего подобного в СССР не производили. На помощь пришли инженеры из МВТУ им. Баумана, а для нового изделия в экспериментальном цехе организовали специальный производственный участок.

Первые шесть опытных шасси МАЗ-543 были построены в Минске в 1962 году. Машины оснащались 525-сильным дизелем Д12А, ведущим свою родословную от танкового В-2 и выпускающийся на барнаульском «Трансмаше». Отдельно стоит остановиться на более совершенной конструкции 543-й машины относительно предшественника. Так, МАЗ-535 имел снаряжённую массу в 19,4 тонны и брал на борт всего-то 7000 килограмм. МАЗ-543 был потяжелее – 20,35 тонн, но и грузоподъёмность составляла впечатляющие 19,1 тонны. Добиться такого соотношения позволили высоколегированные стали в конструкции и усиленная клёпано-сварная рама повышенной упругости, выполненная из тонкого низколегированного стального листа. Практически без изменений на новую машину перекочевала со старой независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическими амортизаторами телескопического типа двухстороннего действия.

На ритмичное производство МАЗ-543 автозавод вышел только к 1965 году, когда в годовой план внесли сразу 81 экземпляр вездехода. Одновременно снижали объёмы выпуска прежней 537-й машины с параллельным переносом производства в Курган. К слову, стеклопластиковые кабины в итоге решено было производить не в Минске, а в цехе нестандартного оборудования в Осиповичах Могилёвской области.

Дебют для широкой публики МАЗ-543 справил 7 ноября 1965 года на параде в Москве, когда появился в качестве носителя ракетного комплекса 9К72 «Эльбрус». Случилось это спустя всего несколько месяцев после начала серийного производства гиганта.

МАЗ-543 – это, вероятнее всего, первый автомобиль Специального конструкторского бюро МАЗа, который получил и сугубо мирную профессию. Речь об интенсивной разработке Западно-Сибирского и Прикаспийского нефтегазовых комплексов, для которых требовалась специфическая колесная техника. Сложно представить, каким образом Мингазпром смог выбить себе квоты на машины армейского предназначения, но заводчане не просто организовали выпуск гражданских вездеходов, но разработали спецверсию МАЗ-543П. Отличалась машина платформой на раме, предназначенной для монтажа спецоборудования, а также отсутствием светомаскировки. В общей сложности народному хозяйству отгрузили до 2 тысяч грузовиков, которые позже получили уважительное прозвище «Ураган». Выпуск МАЗ-543П в один прекрасный момент едва не накрылся медным тазом – пришлось вмешиваться Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину, после чего в ежемесячные планы выпуска в обязательном порядке включались машины с индексом «П». Каждый год минчане выпускали по 200 шасси МАЗ-543 различного назначения и около одной трети уходило гражданским заказчикам. В 60-х годах была разработана связка из опытного тягача МАЗ-544 с полуприцепами МАЗ-5246 и МАЗ-939, а также появился первый модернизированный вариант базовой машины – МАЗ-543А. В 1966 году в новой версии машины изменили моторный отсек, увеличили его монтажную площадку, на которой разместили оборудование боевого управления ракетного комплекса. Следующее серьёзное усовершенствование заслуженный вездеход получил только в 1976 году, когда в серию пустили версию МАЗ-543М.


МАЗ-543М

Изделие отличает отсутствие второй кабины и смещение моторного отсека вперёд и вправо. Это позволило увеличить полезную площадь шасси для размещения более габаритных конструкций. Например, боевого отделения и 12 направляющих системы залпового огня 9К58 «Смерч», 130-мм орудий «Берег» или ракет комплекса С-300П. Вообще, МАЗ-543М стал настоящей рабочей лошадкой войск ПВО – на базе тягача монтировались системы С-300ПМУ-1, С-300ПМУ-2 и С-400 «Триумф». Нашёл себя МАЗ с одной левой кабиной в качестве свиты подвижных ракетных комплексов «Темп-2С», «Пионер», «Тополь» и «Тополь-М». На МАЗ-543М монтировали мобильные командные пункты, машины обнаружения целей, связи, обороны и охраны, столовые и электростанции и многое другое.

Дальнейшая судьба серии МАЗ-543 связана с колесными машинами третьего поколения ОКР «Оплот», более известных как МАЗ-79111. Появились они на свет в начале 70-х годов, и это уже немного другая история…
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    17 апреля 2024 05:55
    Дальнейшая судьба серии
    Если бы не нынешний президент, то никакой дальнейшей судьбы у МАЗа бы не было. Как не было бы ее и у Белоруссии, если бы она пошла по стопам дерьмократических реформ
    1. +3
      17 апреля 2024 09:02
      Так КЗКТ при нынешнем президенте и умер. Какая у Вас интересная логика.
      И не надо говорить о том, что рулил всем наш ястреб Дмитрий "Вы держитесь" Анатольевич.
      1. +5
        17 апреля 2024 09:20
        Так КЗКТ при нынешнем президенте и умер
        Я имею в виду белорусского президента wink
    2. +1
      17 апреля 2024 10:30
      Цитата: Голландец Михель
      Если бы не нынешний президент, то никакой дальнейшей судьбы у МАЗа бы не было. Как не было бы ее и у Белоруссии, если бы она пошла по стопам дерьмократических реформ

      Очень просто не идти по пути реформ, если в любой момент можно попросить денег у РФ - и она их даст.
      ... начиная с 2000 года по 2010 год, уровень ежегодной финансовой поддержки Белоруссии или выпадающих доходов РФ в наших экономических отношениях находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до 2-3 миллиардов, а сейчас это уже 5-6 миллиардов в год
      © М.Бабич
      Причём возвращать эти деньги не обязательно - всегда можно заявить о недопустимости давления на суверенное государство.
      1. +5
        17 апреля 2024 10:59
        Очень просто не идти по пути реформ
        Мы прошли этот путь реформ в 90-е годы. Вы для Белоруссии тоже такие "реформы" хотите? Тихановская, сидящая в эмиграции и не умеющая связать двух слов, давно заглядывается на президентское кресло. В вашем городе есть белорусские магазины? В моем есть! И там продается продукция отличного качества
        можно попросить денег у РФ - и она их даст
        Это плата за хорошее соседство. Так любимые вами американцы, те вообще платят всему миру за дружбу. Такова политика
        1. +1
          18 апреля 2024 10:31
          Цитата: Голландец Михель
          В вашем городе есть белорусские магазины? В моем есть! И там продается продукция отличного качества

          Ага - произведённая, например, в Ленобласти. smile
          Цитата: Голландец Михель
          Мы прошли этот путь реформ в 90-е годы. Вы для Белоруссии тоже такие "реформы" хотите?

          Я хочу, чтобы государство, сидящее на российской денежной игле, поддерживало Россию. А не виляло, как маркитантская лодка, и не устраивало шоу обиженки каждый раз, как ему напоминают о деньгах - всё, я суверенное, я уйду на Запад. Причём сразу после этого опять просило денег у России.
          Суверенное государство живёт на свои. Или хотя бы возвращает долги.
          Цитата: Голландец Михель
          Это плата за хорошее соседство. Так любимые вами американцы, те вообще платят всему миру за дружбу.

          За дружбу - да, платят.
          Но вот интересно, сколько бы продержался на американской денежной игле президент какого-нибудь государства, заявивший, например, что братский Талибан воюет за независимость? Или возлагавший руками своего министра иностранных дел венок к монументу борцам с американскими оккупантами? Или пообещавший, что в США будет полыхать так, что до Владивостока Сан-Франциско будет тяжело?
          А также отказавшийся продать США один из своих заводов, сыпавший угрозами в адрес чиновников США и арестовавший американского предпринимателя. И вообще постоянно угрожающий уйти к другому спонсору. wink
  2. +1
    17 апреля 2024 06:28
    Данного красавца, еще советской сборки, переодически виду на дорогах - таскает САУ (Мста и Акации) на завод из войсковых частей и баз хранения. В последнее время машины в зимнем камуфляже.
  3. 0
    17 апреля 2024 06:36
    Я служил в дивизионе,вооруженном 9К72 "Эльбрус" еще в 90х, В Беларуси. После нулевых их списали и бригада полностью перешла на "Точки-У".
  4. +8
    17 апреля 2024 06:39
    Ещё раз к вопросу о типа "советских галошах"....
    1. -4
      17 апреля 2024 10:32
      Цитата: paul3390
      Ещё раз к вопросу о типа "советских галошах"....

      И с каких пор МАЗ-543 стал товарами народного потребления? wink
      1. +1
        17 апреля 2024 16:17
        И с каких пор МАЗ-543 стал товарами народного потребления?

        А давайте я вам как itишник вопрос задам, вот в 80-х годах СССР выпускал широкую линейку ПК полностью собственного производство ( до последнего винтика и конденсатора ) по мощностям не уступающие западным , при свидетеле "галош" есть хоть один ПК полностью российского производства, либо хотя бы процессор для ЭВМ по мощностям аналогичный топовым процессорам иностранного производства, которые хотя бы изготовлены на иностранном литографическом оборудование, но на территории РФ ?
        1. -1
          17 апреля 2024 20:31
          80-х годах СССР выпускал широкую линейку ПК полностью собственного производство

          Ну, это если игнорировать тот факт, что процессоры (и сопутствующая "логика") этих отечественных ПК были "передраны" с зарубежных оригиналов.
          Хотя, да, их, таки выпускали на отечественных предприятиях - в этом Вы правы.
          То же относится к периферии. Орловский завод УВМ на рубеже 80-90х выпускал линейку матричных и струйных принтеров, которые были аналогами зарубежных моделей. Сейчас же не найти принтер российской марки (пусть даже отверточной сборки из "забугорных" комплектующих)
          1. -1
            18 апреля 2024 15:58
            Я так понимаю в it вы несильны, и знаете о ПК СССР только с ютюба, повторяя как мантру идею о копировании, хотя там и у СССР копирования, и современные китайские процессоры и видеокарты копирования, все копирования ))
            Ну даже если взять вашу концепцию, вы понимаете что деградировали с уровня производство копированием, до уровня крупноузловой сборки.... Т.е по сути с развитой технической державы до уровня стран Африки

            Ну, Правительство РФ давно уже грозится перевести все госконторы на компьютеры с процессорами семейства "Байкал" wink Назвать эти процессоры "топовыми", конечно, затруднительно, но их, вроде бы, выпускают серийно. Во всяком случае, несколько раз в год их в новостях IT упоминают.


            Простите, вы мне подобными заявлениями напоминаете
            Россия планирует создать постоянную базу на Луне и отработать транспортную схему для доставки на Землю гелия-3. Об этом 25 января сообщил глава РКК "Энергия" Николай Севастьянов на открывшихся 30-х Королевских чтениях.

            "Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3", - сказал он.Важную роль в создании лунной базы, по мнению господина Севастьянова, будет играть МКС, которая к 2009 г. должна "разрастись" до 12 отсеков и превратиться в международный космопорт. Экипаж станции к тому времени будет состоять из 6 человек, которым и предстоит монтировать на орбите конструкции будущей базы. Доставлять космонавтов и грузы на орбиту будет новый многоразовый корабль "Клипер", чей ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г.

            Пилотируемый "Клипер" и разработанный в "Энергии" межорбитальный буксир "Паром" образуют единый многоразовый транспортно-грузовой космический комплекс, который будет обслуживать промышленное освоение Луны. Благодаря новой транспортной системе Россия сможет также оказывать коммерческие услуги по доставке в космос различных, в том числе и крупногабаритных грузов.
          2. 0
            18 апреля 2024 21:35
            Сейчас же не найти принтер российской марки (пусть даже отверточной сборки из "забугорных" комплектующих)

            Катюша. Если в Яндексе забанены, ссылка:
            https://katusha-it.ru
            1. 0
              20 апреля 2024 19:23
              Спасибо, буду знать drinks Видимо, пока что, очень редкий "зверь", раз на Озоне и Wildberries не продается.
        2. 0
          17 апреля 2024 20:40
          есть хоть один ПК полностью российского производства, либо хотя бы процессор для ЭВМ по мощностям аналогичный топовым процессорам иностранного производства, которые хотя бы изготовлены на иностранном литографическом оборудование, но на территории РФ ?

          Ну, Правительство РФ давно уже грозится перевести все госконторы на компьютеры с процессорами семейства "Байкал" wink Назвать эти процессоры "топовыми", конечно, затруднительно, но их, вроде бы, выпускают серийно. Во всяком случае, несколько раз в год их в новостях IT упоминают.
  5. +4
    17 апреля 2024 09:48
    МАЗы (МЗКТ) и сейчас идут с каким то родственником дизеля В2. Часть рынка у МЗКТ забрал БАЗ (С400 и тягачи всякие). Камаз(танковые тягачи и Панцирь). Но полноценного конкурента пока нет.
  6. -2
    17 апреля 2024 09:53
    Кольнули слова о "тотальной зависимости" от Беларуси. Что мешало объединить автопромы двух государств? Сейчас бы было уже не один белорусский завод по производству тягачец, а ещё один-два завода по их производству в России.
    1. +3
      17 апреля 2024 10:14
      Что мешало объединить автопромы двух государств?

      Была же попытка создать МАЗ-КАМАЗ путем обмена акций 50 на 50, но не получилось. В Белоруссии собственник государство, а там куча собственников, каждый со своими интересами.
      1. +5
        17 апреля 2024 16:52
        Точно такая ситуация произошла и с ТАПОиЧ.Где то в 2006-7 годах ОАК предложило руководству Узбекистана создать совместное предприятие на базе ТАПОиЧ посредством обмена пакетами акций по цене 50% стоимости обьединения. В то время кризис ещё не затронул это предприятие ,маячил контракт с КНР на 38 бортов,выполнялись заказы для Индии,Азербайджана.Но такие условия не устроили Узбекистан ,было предложено выкупить 50% акций за живые деньги, был проведён международный аудит предприятия и озвучена реальная цена в 130 лимонов $,что ,в свою очередь не устроило ОАК.Потом накрылся китайский заказ ,в чем огульно обвинили ТАПОиЧ.В результате имеем ,то что имеем: производство самолётов в Узбекистане почило в бозе ,а Авиастар выпускает единичные экземпляры модернизированного,оцифрованного Ил76.
  7. +1
    17 апреля 2024 12:12
    Цитата: Alexey RA
    Цитата: Голландец Михель
    Если бы не нынешний президент, то никакой дальнейшей судьбы у МАЗа бы не было. Как не было бы ее и у Белоруссии, если бы она пошла по стопам дерьмократических реформ

    Очень просто не идти по пути реформ, если в любой момент можно попросить денег у РФ - и она их даст.
    ... начиная с 2000 года по 2010 год, уровень ежегодной финансовой поддержки Белоруссии или выпадающих доходов РФ в наших экономических отношениях находился в диапазоне от сотен миллионов долларов до 2-3 миллиардов, а сейчас это уже 5-6 миллиардов в год
    © М.Бабич
    Причём возвращать эти деньги не обязательно - всегда можно заявить о недопустимости давления на суверенное государство.

    Это Вы слова несостоявшегося посла РФ в Белоруссии процитировали, которого пинками выгнал Лукашенко из Минска? bully
  8. -3
    17 апреля 2024 13:23
    В смысле компетенции утраченные? БЗКТ работает
    1. 0
      18 апреля 2024 11:00
      У МЗКТ и БЗКТ - размерности разные...БАЗ заменил танковые шасси и шасси под ПВО системы С400,500,350 и другие вспомогательные системы. Но Искандер и крупнее - не заместил. Думаю, что тут где то нет компетенций, а где-то производительности БАЗ не хватает...АлмазАнтей его загружает по полной.
      1. -1
        18 апреля 2024 20:04
        Лет больше десятка назад Татру продавали. Ну в смысле фирму.
        Вот тогда нужно было ее выкупать вместе со всей документацией. Перевозить куда нибудь на Урал. И работать.
        1. 0
          18 апреля 2024 21:00
          Татру нужно было ещё в СЭВ при СССР покупать у чехов лицензию и строить завод. Основной клиент все равно СССР был. В Казахстане под конец СССР построили завод по дизелям с воздушным охлаждением Дойц ...и про...
          1. 0
            18 апреля 2024 22:23
            Увы. Много чего про....
            И даже когда уже было понятно что про... но все равно были шансы все равно стояли смотрели молча.
            А Татровская "Хребтовая рама" в таких гигантах как описанный тут Маз вполне могла найти применение. И тогда еще поколение инженеров было которое это могли сделать.
            Эх. Абидна. Да.