Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единиц

Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единицВ период с 2025 г. и далее российский перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) и американский F-35 станут безальтернативными продуктами на мировом рынке современных многофункциональных истребителей.

К этому моменту абсолютное большинство стран, которые уделяют должное внимание развитию боевой авиации, полностью удовлетворят свои потребности в закупке истребителей поколений 4, 4+ и 4++, и перед ними встанет вопрос о закупке самолетов пятого поколения для замены устаревших машин четвертого поколения первых партий, которые были поставлены в 1990-х годах.

F-22 «Рэптор» стал первым истребителем пятого поколения, принятым на вооружение. Первый F-22A, разработка которого продолжалась около 20 лет, поступил на вооружение ВВС США в 2004 г. Первоначально американские ВВС планировали закупить 381 самолет F-22. В декабре 2004 г. по решению министра обороны США это количество было сокращено до 180 ед. В 2005 г. ВВС удалось добиться увеличения объема заказа до 183 машин. Несмотря на усилия руководства американских ВВС продолжить закупку F-22, Пентагон в апреле 2009 г. приняло решение остановить программу. В конце 2009 г. после продолжительной дискуссии в Конгрессе программа дальнейших закупок F-22 »Рэптор» была аннулирована ввиду ее высокой стоимости. По ранее заключенным контрактам производство истребителей продлится до начала 2012 г., после чего сборочная линия F-22 на мощностях компании «Локхид Мартин» должна быть закрыта.


Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единиц

F-22

Тем не менее, некоторый шанс на получение разрешения на экспорт F-22 и сохранение производственной линии по их сборке остается. В этом случае заказчиками F-22 могут стать, вероятно, Израиль, Япония, Южная Корея, а также Саудовская Аравия. Другие же страны едва ли смогут позволить себе закупать истребители стоимостью около $250 млн. за штуку.

Поэтому основная конкурентная борьба после 2025 г. развернется между российским ПАК ФА и американским F-35 «Лайтнинг-2».

Определенным преимуществом F-35 является, то, что он раньше российского истребителя выходит на мировой рынок. Однако данное преимущество нивелируется тем, что многие государства, имеющие солидные парки истребительной авиации, в период до 2025 г. будут продолжать активно закупать истребители поколения 4+ и 4++, а поставки F-35 в период до 2025 г. ограничатся только теми странами, которые являются участниками данной программы. При этом далеко не факт, что все они приобретут в дальнейшем именно F-35, либо закупят их в тех объемах, которые были заявлены первоначально. Это связано как с удорожанием данной программы, так и ее существенным отставанием от утвержденного графика.

Генеральным подрядчиком программы F-35 является «Локхид Мартин», которая реализует ее совместно с компаниями «Нортроп Грумман» и «БАе системз». Партнерами США в работах по F-35 на этапе разработки и демонстрации этой машины являются 8 стран – Великобритания, Нидерланды, Италия, Турция, Канада, Дания, Норвегия и Австралия. Сингапур и Израиль включились в нее как участники, не разделяющие риски.

Очевидной слабостью программы F-35 является то, что все другие участники, заинтересованные в закупках этих самолетов, смогут их приобретать только через механизм сбыта военной техники зарубежным странам по программе FMS (Foreign Military Sales), которая не предусматривает офсетных соглашений или привлечения иностранной промышленности, что крайне не выгодно тем государствам, которые делают акцент на развитие национального авиапрома.

Первоначальный расчет строился на том, что страны-партнеры могут приобрести 722 истребителя F-35: Австралия – до 100, Канада – 60, Дания – 48, Италия – 131, Нидерланды – 85, Норвегия – 48, Турция – 100 и Великобритания – 150 (90 для ВВС и 60 для ВМС). Потребности двух нерискразделяющих партнеров – Сингапура и Израиля, были определены в 100 и 75 ед. соответственно. То есть всего 897 ед., а с учетом заказа ВВС, ВМС и КМП США – 3340 ед.

С учетом возможных продаж F-35 другим заказчикам, к 2045-2050 гг. общее количество произведенных самолетов прогнозировалось в объеме 4500 ед. Однако уже сейчас в связи с удорожанием внесены существенные коррективы в объем закупок в меньшую сторону, прежде всего, со стороны самих США.

Среди потенциальных заказчиков, которые не являются участниками программы F-35, следует отметить Испанию, которая высказала намерение закупить F-35B. Тайвань также проявил интерес к закупке в перспективе истребителей F-35B.F-35 рассматривается как потенциальный кандидат на победу в тендерах ВВС Японии (до 100 ед.) и Южной Кореи (60 ед.).

Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единицСу-35

На текущий момент это весь перечень «ближайших» возможных заказчиков F-35, хотя «Локхид Мартин» ведет переговоры с рядом других стран, в том числе, в азиатском и ближневосточном регионах.

С учетом проблем, которые могут возникнуть у ряда потенциальных заказчиков истребителей F-35, компания «Боинг» разработала опытный образец истребителя F-15SE «Сайлент игл», в конструкции которого используются технологии самолетов пятого поколения, включая снижающее радиолокационную заметность покрытие, конформное расположение систем вооружения, цифровое БРЭО, а также V-образное хвостовое оперение.

«Боинг» оценивает потенциальный рынок для самолета F-15SE в 190 машин. Первый самолет может быть поставлен инозаказчику в 2012 г.

Перспективная версия предназначена, прежде всего, для международного рынка. «Боинг» намерен предложить F-15SE Японии, Южной Корее, Сингапуру, Израилю и Саудовской Аравии, которые в настоящее время уже эксплуатируют парк F-15. «Боинг» также надеется, что заинтересованность в закупке нового F-15SE выскажут ВВС тех стран, которые планировали приобрести истребитель пятого поколения F-35 «Лайтнинг-2», но в связи со значительным ростом его стоимости не могут себе позволить такую закупку.

В то же время, перспективы F-15SE ограничены по времени. Он может составить конкуренцию другим производителям только на переходной период, то есть до 2025 г., когда большинство стран полностью удовлетворят свои потребности в истребителях четвертого поколения.

На этот переходной период компания «Сухой», согласно разработанной долговременной стратегии, основную ставку делает на продвижение истребителя Су-35.

Су-35 – это глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения 4++. В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над зарубежными истребителями аналогичного класса.

При сохранении аэродинамического облика, характерного для самолетов семейства Су-27/30, истребитель Су-35 представляет собой качественно новую машину. В частности, он имеет сниженную радиолокационную заметность, новый комплекс авионики на базе информационно-управляющей системы, новый бортовой радиолокатор с фазированной антенной решеткой с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей при большей дальности их обнаружения.

На Су-35 установлен двигатель 117С с управляемым вектором тяги. Этот двигатель создан в результате глубокой модернизации АЛ-31Ф и имеет тягу 14,5 т, что на 2 т превышает показатели базового образца. Двигатель 117С является прототипом двигателя пятого поколения (1-го этапа).

С самолетом Су-35 компания «Сухой» связывает свое ближайшее будущее на мировом рынке истребителей. Эта машина должна занять место между многофункциональным истребителем Су-30МК и перспективным авиационным комплексом 5-го поколения.

Истребители Су-35 позволят компании «Сухой» сохранить конкурентоспособность до выхода на рынок ПАК ФА. Основной объем экспортных поставок Су-35 придется на период 2012-2022 гг.

С точки зрения успешного продвижения на рынок немаловажен и тот факт, что возможна адаптация Су-35 под оружие западного производства.

Поставки Су-35 на экспорт планируются в страны Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. В числе возможных заказчиков Су-35 рассматриваются такие страны как Ливия, Венесуэла, Бразилия, Алжир, Сирия, Египет и, возможно, Китай. ВВС России, в свою очередь, планируют сформировать 2-3 полка истребителей Су-35. Общая производственная программа Су-35 оценивается в 200 машин, в том числе около 140 ед. – на экспорт.

Одновременно с завершением поставок Су-35 на рынок начнутся поступать ПАК ФА (ориентировочно с 2020 г.).

Заявленные технические характеристики ПАК ФА соответствуют самому совершенному на сегодняшний день американскому истребителю F-22, задачей которого является обеспечение превосходства в воздухе.

Малозаметность ПАК ФА будет обеспечивать его конструкция. Кроме того, использование специальных покрытий и материалов, поглощающих и не отражающих сигналы РЛС, сделает истребитель практически незаметным для радаров противника.

Самолеты F-16C/E, F-15C/E и F/A-18A-F не смогут адекватно противостоять ПАК ФА. Что касается

F-35, то он уже сейчас испытывает сложности в противодействии Су-35. При дальнейшем планируемом снижении ЭПР на ПАК ФА, истребитель F-35 будет испытывать еще большие проблемы в воздушном бою с российской машиной пятого поколения.

Согласно прогнозам, в рамках производственной программы, рассчитанной на период всего производственного цикла, то есть ориентировочно до 2055 г., будет изготовлено не менее 1000 ед. ПАК ФА. Ожидаемый заказ ВВС РФ составит от 200 до 250 машин. При благоприятном экономическом сценарии развития страны эта цифра может возрасти до 400-450 машин.

Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единиц

F-35

ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОЦЕНКА ЗАКУПОК ПАК ФА ПО СТРАНАМ

В настоящее время единственным зарубежным участником программы ПАК ФА является Индия, которая планирует иметь в боевом составе своих ВВС не менее 250 истребителей пятого поколения.

Исходя из прогноза обновления парка истребителей четвертого поколения, потребностей в закупках новой авиационной техники с учетом имеющихся приоритетов в военно-техническом сотрудничестве, а также перспектив строительства национальных ВВС, ЦАМТО относит к числу потенциальных покупателей ПАК ФА следующие страны: Алжир (возможна закупка 24-36 истребителей пятого поколения в период 2025-2030 гг.), Аргентина (12-24 ед. в 2035-2040 гг.), Бразилия (24-36 ед. в 2030-2035 гг.), Венесуэла (24-36 ед. в 2027-2032 гг.), Вьетнам (12-24 в 2030-2035 гг.), Египет (12-24 ед. в 2040-2045 гг.), Индонезия (6-12 ед. в 2028-2032 гг.), Иран (36-48 ед. в 2035-2040 гг.), Казахстан (12-24 ед. в 2025-2035 гг.), Китай (около 100 ед. в 2025-2035 гг.), Ливия (12-24 ед. в 2025-2030 гг.), Малайзия (12-24 ед. в 2035-2040 гг.), Сирия (12-24 ед. в 2025-2030 гг.).

В зависимости от развития международной ситуации и возникновения новых очагов напряженности в различных регионах мира, сроки поставок, их объемы и география могут быть скорректированы. В целом объем потенциальных экспортных заказов на ПАК ФА, с учетом Индии, может составить 548-686 истребителей.

География экспорта ПАК ФА может быть значительно шире, чем это представлено в таблице, в частности, за счет других стран СНГ, помимо Казахстана.

Рынок истребителей пятого поколения: объем экспортных поставок ПАК ФА может превысить 600 единиц


Также следует учесть, что в первой половине ХХI веке целый ряд государств, столкнувшись с растущей конкуренцией со стороны США и желая сохранить самостоятельность в проводимой политике, будут вынуждены искать партнеров по кооперации в производстве высокотехнологичных систем вооружений. В этой связи эксперты ЦАМТО не исключают, что в перспективе ряд западноевропейских стран и, прежде всего, Франция, а также, возможно, Германия, проявят практический интерес к партнерству с Россией в разработке истребителя пятого поколения. Самостоятельно, с нуля, реализовать на основе собственных усилий аналогичную программу они не смогут, а покупать F-35, как это делают в настоящее время другие страны, не захотят, чтобы не попасть в технологическую, и, как следствие, в политическую зависимость от США.

Производственная программа по F-35 завершится ориентировочно к 2045-2050 гг., ПАК ФА – к 2055 г. С этого момента и вплоть до окончания ХXI века США и Россия сосредоточатся на поэтапной модернизации имеющихся в строю истребителей пятого поколения. Одновременно в этот период начнется переход на многофункциональные авиационные комплексы шестого поколения, которые уже будут беспилотными.

Полный переход на беспилотные боевые системы неизбежен, однако реально он начнется не ранее 2050-х гг. и коснется только ведущих мировых держав. Постепенный переход на беспилотную авиацию во второй половине XXI века будет обусловлен как техническим совершенствованием боевых авиационных комплексов, так и чисто физиологическими ограничениями возможностей летчиков по управлению истребителями. Полная замена пилотируемых самолетов на беспилотные боевые комплексы в ведущих странах мира ожидается приблизительно к концу XXI века, то есть к моменту списания последних пилотируемых истребителей пятого поколения.
Первоисточник: http://oborona.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 3
  1. dred 28 ноября 2011 18:19
    По хоже ПАК ФА лидирует.
    dred
  2. Gonoriy 18 августа 2012 17:18
    Интересно кто победит в этой гонке.НаверноеПАК ФА.Он значительно дешевле.
  3. igor36 9 января 2013 08:23
    Кто победит может быть ясно только после большого количества воздушных боев между ними, и упаси нас бог чтобы пришлось это проверить таким образом.... Пусть лучше будут оружием устрашения

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня