«Центурион» – новая боевая колесница для спецопераций

40
«Центурион» – новая боевая колесница для спецопераций
Одна из немногих фотографий броневика ФСБ «Центурион». Источник: telegram


Машины для особых случаев


Не иначе как секретным броневиком именуют броневики очень харизматичной внешности, которые называются «Фалькатусами». Это один самых ярких представителей бронетехники Центра специального назначения ФСБ.



У броневика очень необычная внешность, скроенная по раллийным канонам – покатый лоб и внушительные колеса с большими ходами подвески. Автор дизайна Святослав Саакян на момент создания первого прототипа броневика работал на ЗиЛе, поэтому «Фалькатус» с полным правом можно называть столичной штучкой.

По большинству параметров это был типичный MRAP (Mine Resistant Ambush Protected) с большим дорожным просветом, клиновидным днищем и противоминными сиденьями. По открытым данным, в десантном отделении размещается до 9 человек и еще пара человек в отделении управления (водитель и командир машины). Сотрудники ФСБ сидят за броней спиной друг к другу и при необходимости могут вести круговой обстрел.

Привлекает внимание экстремально большой угол наклона ветрового стекла броневика, от которого, вероятно, рикошетят даже крупнокалиберные пули. Отсюда и сравнение с древнеиспанским серповидным мечом Falcata – во внешности двух этих изделий действительно есть что-то общее.


«Фалькатус» на задании

Агрессивный дизайн, щедро сдобренный матовым черным окрасом, должен сигнализировать неприятелю однозначно и четко – перед ним суровые ребята.

Интересно, что в первоначальном варианте броневик именовался совсем не героически – «Клоп». Потом было еще более спорное имя «Каратель», пока не остановились на «Фалькатусе».

Точное количество выпущенных машин с момента старта производства в 2012 году неизвестно. О тактико-технических характеристиках броневика также можно только гадать. Известна только начинка – турбодизель ТМЗ-7Э846 мощностью 730 л. с., 12-скоростная автоматическая КПП ZF и платформа раллийного КамАЗ-4911 Extreme.

В паре с «Фалькатусом» служит в ФСБ еще один бронеавтомобиль – «Викинг». У машины гораздо более традиционный дизайн, отчего внутреннее пространство оказалось заметно больше. Броневик представляет собой защищенный вариант раллийного КамАЗа и значительно удешевленный в сравнении с «Фалькатусом».




«Гепард» для Сил специальных операций, выполненный на базе КамАЗ-4911. Энерговооруженность позволяет машине достигать 150 км/ч и более


«Викинг» замечен в СВО

У него напрочь отсутствует противоминная защита и рациональные углы наклона броневых панелей и стекол. Впрочем, о какой устойчивости к минам можно говорить в отношении автомобиля бескапотной компоновки. Не лучшим образом сказывается на живучести немалая высота машины, а также отсутствие дистанционно управляемой огневой точки. Тем не менее это не помешало использовать «Викинг» в СВО – единичные экземпляры были замечены на фронте.

На одном из парадов в 2020 году был продемонстрирован бронеавтомобиль «Гепард», представляющий собой вариант «Викинга» для Сил специальных операций. О дальнейшей судьбе броневиков специфического песочного цвета ничего не известно.

«Центурион» – брат «Фалькатуса»


В начале апреля 2024 года появилась информация о новой бронированной машине для ФСБ – «Центурион». В ряде Telegram-каналов появились достаточно качественные фотосвидетельства существования машины. Разумеется, никакого официальной информации на этот счет нет, но даже по внешнему виду машины можно сделать немало выводов.


«Центурион» для Центра специальных операций ФСБ России

«Центурион» – это бронемашина, явно построенная на базе все того же раллийного КамАЗ-4911. Об этом говорят габариты и характерные ступицы.

Обращают на себя внимание большие колесные ниши, явно рассчитанные на хороший ход подвески. И это не ради геометрической проходимости – машина заточена под высокую скорость по пересеченной местности. Что позволяет предположить наличие прежнего 730-сильного турбодизеля.

В отличие от «Викинга», новый броневик выполнен в капотном исполнении, и это заметно повышает противоминную стойкость. Форма кузова в профиль напоминает восьмигранник, что практически полностью повторяет «Фалькатус». «Центурион», в сравнении с предшественником, лишен бронеколпаков на колесах. Может быть, от них отказались из-за ограниченной подвижности (угол поворота передних колес явно пострадал), возможно, штатная система подкачки показала себя достаточно эффективно, и броня на колесах оказалась лишней.

Обращает на себя отсутствие «аэродинамического» остекления кабины. Этот эффектный, но достаточно спорный элемент явно приносил немало неприятностей на солнечном Кавказе. У «Центуриона» ветровое бронестекло имеет обратный уклон, что одновременно улучшило эргономику рабочего места и повысило пулестойкость.

Относительно уровня бронирования сказать можно немного, но машина явно облицована сменными панелями. Вероятнее всего, это керамическая броня высокой твердости – дорого, но эффективно. Не до конца понятно предназначение бронепластин, уложенных чешуей над арками задних колес. Со стороны может показаться, что за ними скрывается радиатор системы охлаждения двигателя и воздухозаборник, но «Центурион» переднемоторный автомобиль.

В качестве варианта за чешуей могут размещаться генераторы маскировочных дымов, либо там действительно установлены дополнительные радиаторы охлаждения мотора. Все-таки 730-сильный дизель сложно держать в оптимальной температуре под бронированным панцирем.




«Центурион»

Важной особенностью «Центуриона» можно назвать хорошую ситуационную осведомленность экипажа об окружающей обстановке. На крыше сразу четыре поворотные камеры и еще по паре спереди и сзади. На скулах заднего свеса также виднеется камера, направленная вперед. Дополняют историю мощные диодные прожекторы по кругу броневика.

Прежней осталась и схема размещения бойцов внутри машины. На бортах и дверях видны узкие бронестекла, а также по пять бойниц. Очень хорошо бы иметь такой машине штатные средства борьбы с БПЛА-«камикадзе». Это одна из самых актуальных и опасных угроз для техники – инженеры не могли не учитывать это при проектировании. На наличие глушилок дронов намекают небольшие бронированные короба на крыше машины ближе к корме.

Схема посадки и покидания бронемашины осталась прежней – через четыре боковые двери и заднюю двустворчатую аппарель. Находиться у кормы этого гиганта вообще опасно – табличка под дверью предупреждает об опасности быть раздавленным тяжеленным откидным сегментом.

Судя по представленным фото, «Центурион» так и не получил дистанционно-управляемый оружейный модуль на крыше. Как и на предшественниках, бойцы будут работать из очень условно защищенной позиции.

Из числа врожденных недостатков можно указать на не самую высокую геометрическую проходимость бронеавтомобиля. Несмотря на небольшие свесы, у «Центуриона» приличная база, что несколько ограничивает преодоление неровностей пересеченной местности.

Впрочем, стихия работы такой техники не подразумевает преодоление болот, лестных чащ и оврагов. Это машина для уничтожения террористов, засевших в домах. Броневик должен оперативно выдвинуться на точку, доставить десант прямо к крыльцу и при необходимости прикрыть бойцов своим телом.
40 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +4
    19 апреля 2024 04:56
    Все это конечно смотрится красиво и великолепно смотрится...но на СВО в большом количестве требуется простенькие буханки и джипы не требующие дорогостоящего ремонта дефицитными запчастями.
    12-скоростная автоматическая КПП ZF и платформа раллийного КамАЗ-4911 Extreme.

    Сломается... what в полевых условиях отремонтировать и заменить этот крутой девайс большая проблема.
    1. +8
      19 апреля 2024 05:11
      А причем тут точечный антитеррор и СВО? Вы что думаете полками клепать будут? Он как и Фалькатус - для ФСБ.
      А коробку давно делает сам камаз к слову говоря.
      1. +6
        19 апреля 2024 06:09
        Единичные экземпляры большого интереса не вызывают...если для ФСБ только. request
        Какая реальная польза этой службе от этих монструонстных машин?
        Увидишь её сразу понимаешь что это фсбшники едут...минус для скрытности их деятельности.
        1. +1
          22 апреля 2024 13:57
          Ага если едут по Москве на такой - значит где то нашли террористов и едут их мочить ?! Не поля боя техника. А для скрытого наблюдения или захвата у них есть совсем другие авто.
      2. +3
        19 апреля 2024 11:50
        Цитата: Тогилен
        точечный антитеррор

        А там хватит Тайфун-ВДВ.
        На них еще модуль прикольный есть.
        И тут о них писали.
        https://topwar.ru/202764-boevoj-modul-bm-30-d-spica-v-proizvodstve-i-jekspluatacii.html
        Оно ведь как, если у террористов автоматы\пистолеты, там и 30мм за глаза хватит.
        (есть мнение, что половина сразу сдастся после очереди из 30мм орудия фугасными снарядами, ну, если выживут)
        А если там техника, РПГ и прочее то уже армию звать надо бы.
    2. -1
      19 апреля 2024 10:55
      Леха с Андроида
      Кроме передка, есть и тыл со всяческими бандюгами, террористами и ДРГ. Не обеспечите спокойный тыл - не победите на фронте
      1. +5
        19 апреля 2024 11:48
        Для тыла нужно много относительно дешевых и технологически простых в изготовлении и ремонте машин. А эти дизайнерские изыски с хитро-мудро приклепанными бронеплитами у "Фалькатусов" и "Центурионов" больше для выставок.
        Простой пример: пуля разбила лобовое стекло, нужно менять. Как это сделать на "Центурионе"? А у 3-СТС и у Oshkosh L-ATV бронестекла блоками снаружи монтируются на корпус с помощью болтов.
    3. 0
      19 апреля 2024 12:20
      с такими мощностями ручные КПП не ставят. Какие то бывшие ЗФ делает Камаз, Каикие то Китай. Обычно на мощные машины ставят Аллисон или китайский Фастгир.
  2. +1
    19 апреля 2024 05:08
    Ступицы у него "тайфуновские".
  3. +3
    19 апреля 2024 05:27
    Наконец то эти 2 чуда первые по фото здесь. У Центуриона конструктор по имени мне все равно сколько гаек крутить для снятия колеса. Плюс наклон лобовика - уловитель всего что летит в нижнюю часть. У второго конструктор - я пилот формулы один и мне все равно что там под колесами ближе метров 50 впереди. Плюс наполовину закрытые колеса - аэродинамика в грязи рулит. Остальное даже можно не обсуждать. На раллийное шасси КАМАЗа просится это. Броню по толще и алга. И еще бы посмотреть бы где подрыв на мине на скорости 150.
    1. +1
      19 апреля 2024 10:56
      Виктор Чужой
      Лично видел, как Фалькатус носился по дороге под стольник. Красиво! Но зачем?
      1. +3
        19 апреля 2024 11:00
        Так и непонятка как там за дорогой смотреть с таким лобовым ?! Похоже на бегемота слепой но при его весе и скорости не его проблемы ?!
        1. 0
          19 апреля 2024 11:08
          Если не ошибаюсь, на нем камеры и мониторы стоят
          1. +2
            19 апреля 2024 14:03
            И как в городе ездить по камерам ?! Это же не танк в поле. Мне просто интересна посадка за рулем и вид из лобового. А учитывая бронирование-толщину стекол и наклон - что там смотреть ?! В небо ?! Все равно глупость какая-то. Это же не самолет, или хотя бы высокоскоростной поезд который по рельсам шпарит.
  4. -1
    19 апреля 2024 06:02
    Дебильное название и непонятно для чего...Ах да, защищатьтворов иипроходимцев..от ненависти народной..Чем враждебнее власть по отношению к собственному народу, тем больше вот тактх средств..А все началось с простого- стали лица прятать..И теперь спорно звучит, кто убийцы- совершие терракт илитего допустившие...то ли по халатности, то ли сознательно..
  5. +4
    19 апреля 2024 07:28
    Названия действительно сильно пафосные, но машинки достаточно интересные, и разумеется штучные. Все таки специфика указанная автором: Впрочем, стихия работы такой техники не подразумевает преодоление болот, лестных чащ и оврагов. Это машина для уничтожения террористов, засевших в домах вызывает уже ряд вопросов к данным машинам. Например подвести бойцов с этому самому дому, и вот здесь уже есть сложность, данной машине нечем прикрыть высадку, броня это хорошо, но покидать ее тоже нужно. Помню в 2000х в таких операциях использовали обычные БТР, и БПМ, и зачастую не стеснялись использовать крупный калибр установленный на технике. И это только один пример. По факту получаем что то дорого, богато но не совсем понятное, для каких конкретно целей, и как это будет использоваться, если для скоростного штурма, то лучше подойдут более маневренные багги, если для штурма лучше обычную броню с зубами, а здесь похоже конструкторы хотят что то среднее....
    1. 0
      19 апреля 2024 10:31
      Цитата: turembo
      Помню в 2000х в таких операциях использовали обычные БТР, и БПМ, и зачастую не стеснялись использовать крупный калибр установленный на технике.

      Дык... это всё техника другого ведомства. Её сначала надо отобрать у армейцев, а затем чётко объяснить экипажам - что и как делать - и постоянно контролировать их действия. smile
      Даже БТР - и то "дядины", вовановские.
      Плюс к тому БТР с его длиной и радиусом разворота в частной застройке на югах - это зачастую слон в посудной лавке.
    2. +1
      19 апреля 2024 10:58
      turembo
      Багги подойдут для только ДРГ, ну и засад с ПТУРами. Для борьбы с бандюгами, террористами и теми же ДРГ - только бронированная черепаха
  6. 0
    19 апреля 2024 08:36
    новая боевая колесница для спецопераций

    Против кого спецоперации планируются, если не секрет???
    1. +1
      19 апреля 2024 10:34
      Это для Росгвардии, не для ВС РФ, т.е. к СВО никакого отношения не имеет
    2. -1
      19 апреля 2024 10:59
      ДРГ, бандгруппы и террористы
  7. +4
    19 апреля 2024 08:52
    Проектанты пересмотрели "Безумного макса" и освободившись от опеки санитаров выдали очередной шедевр.Вот что бывает с военной техникой когда оборонкой руководят социологи и экономисты.
    Нет такого преступления, на которое не пошел бы начальник сборочного цеха,для избавления от тупых проектантов.
    Дизайн конечно разрабатывала девочка-дизинер,пассия какого нибудь функционера.
    Андрей Геннадьевич Барабанцев-явись уже на КАМАЗе и Ремдизель.
    https://yandex.ru/video/preview/11603777280932822672
  8. +1
    19 апреля 2024 09:56
    Сообщите пожалуйста когда серийный выпуск данного изделия выйдет хотя бы на 1000 шт в год. А то все показывают коллекционные экземпляры.
  9. +1
    19 апреля 2024 10:33
    Пока всей страной собираем пожертвования на "Буханки" в СВО, Росгвардия для Москвы собирается закупать "Центурионы". Вот интересно против коно они собираются применять эту технику?!
    1. 0
      19 апреля 2024 10:39
      интересно против коно они собираются применять эту технику

      предположу, будут защищать одно старое здание на охотном ряду от "ценных специалистов"
  10. 0
    19 апреля 2024 10:38
    Мне вот очень интересно - кто профинансировал разработку и изготовление этого чуда техники?
  11. +6
    19 апреля 2024 10:55
    Я смотрю заклепки снова в моде ..
    Ну ,внешне внушает - можно было бы добавить еще шипы и черепа, чтобы внушало больше.
    1. 0
      19 апреля 2024 11:46
      Цитата: Knell Wardenheart
      Ну ,внешне внушает - можно было бы добавить еще шипы и черепа, чтобы внушало больше.

      Ага. Как будто идея неотвратимости наказания воплотилась в автомобиле.
  12. 0
    19 апреля 2024 12:18
    Интересно , какой дизель там поставили? Сейчас и новый Дизель КАМАЗ анонсировали в гражданской версии 550лс( в специальных 750)..и ресурс 1млн км
  13. 0
    19 апреля 2024 20:38
    На БТРе то возить нельзя-обязательно повыеживаться? tongue
    1. 0
      20 апреля 2024 07:18
      БТР не габарит по городу ездить и ресурс не тот. Тигра в принципе достаточно. Но это же ФСБ - зачем отказываться от эксклюзива. Да и пила для бюджета не заржавеет.
    2. -1
      20 апреля 2024 22:35
      БТР - неудобная сухопутная 8-колесная лодка, созданная садистами для мазохистов-аквалангистов. Для спецгрупп ФСБ нужна нормальная удобная машина с человеческими дверьми и с нормальным удобным салоном.
  14. 0
    20 апреля 2024 07:16
    Машины для ФСБ. Основная задача быстрая доставка спецназа по дорогам. Противоминная защита не нужна - не для поле боя. Высота опять же не важна, тут скорее проще с крыши перелезть через забор или сразу на 2 этаж дома. Против этой техники только гранатомет будет работать. А не все остальное калибром выше 12,7мм. Для проламывания ворот капотник будет лучше. Остальное мелочи. И усложнять тут не надо. Меня больше прикалывает такое чудо. И для чего оно.
    1. +1
      20 апреля 2024 18:30
      Меня больше прикалывает такое чудо. И для чего оно.

      Ну это же видно что прикол от ИИ ))
      1. 0
        20 апреля 2024 18:40
        Только фото с того времени когда про ИИ не слышали еще. Журнал Грузовик-пресс 4 номер за 2018 год. А идея разработки бронебуса 2010 года. Если кому интересно ищите сами.
    2. Eug
      0
      1 июня 2024 13:20
      Для перевозки незаконных мигрантов, задержанных при проверке документов.
      1. 0
        1 июня 2024 16:41
        Ну да... в броне под прикрытием нескольких пулеметов с возможностью сцепить несколько таких бронебусов и с автономность до 2 месяцев. Идея то наша, а вот заказчики были иностранцы, хоть и после увиденного на выставке.
  15. 0
    20 апреля 2024 12:17
    Способные только на разгон своих же граждан несогласных с преступными режимами
    1. 0
      26 апреля 2024 21:28
      Цитата: AlOrg
      Способные только на разгон своих же граждан несогласных с преступными режимами

      Ой -ой, какие мы впечатлительные. Может назовёте непреступный режим у которого нет подобной техники.
  16. 0
    30 июня 2024 18:51
    Что за болезнь технику по западноГейропейски "цетурион" "фолькштурм "егерваген " "ёбрьшвальбе"неужели нет русских слов.