Underwater adversary. Los Angeles-class submarine

Underwater adversary. Los Angeles-class submarine


History Atomic killers of the Los Angeles type began in 1906, when the family of immigrants from the Russian Empire — Abraham, Rachel, and their six-year-old son, Haim — entered the hall of the Immigration Service of Ellis Island (New Jersey). Malets was not a blunder - when he grew up, he entered the Naval Academy and became a four-star admiral of the US Navy. All in all, Hyman Rickover served in the 63 fleet of the year and would have served more if he didn’t fall for receiving a bribe in 67 thousand dollars (Rickover himself completely unlocked, stating that this “nonsense” had no effect on his decisions).


In 1979, after a major accident at the Three Mile Island nuclear power plant, Hyman Ricover, as an expert, was called to Congress to testify. The question sounded prosaic: “One hundred US Navy nuclear submarines are moving in the depths of the oceans - and not a single accident with the reactor core in 20 years. And here a new nuclear power plant standing on the shore collapsed. Maybe Admiral Rickover knows some magic word? ”

The answer of the aged admiral was simple: there are no secrets, you just need to work with people. Personally communicate with each specialist, immediately remove fools from work with the reactor and expel them from the fleet. To all high ranks who for some reason interfere with preparing personnel in accordance with these principles and sabotaging the fulfillment of my instructions, declare a merciless war and also expel them from the fleet. Ruthlessly "gnaw" contractors and engineers. Safety and reliability - these are the main areas of work, otherwise even the most powerful and modern submarines will be burnt with bundles in peacetime.

The principles of Admiral Rickover (safety and reliability above all) formed the basis of the Los Angeles project - the most numerous series in the history of the nuclear submarine fleet, consisting of 62 multipurpose nuclear submarines. The purpose of "Los Angeles" (or "Moose" - the nickname of the boats in the Soviet fleet) - the fight against surface ships and submarines of the enemy, covering aircraft carrier groups and areas of deployment of strategic submarine rocket carriers. Covert mining, intelligence, special operations.

If we take only table characteristics for the basis: “speed”, “depth of immersion”, “number of torpedo tubes”, then against the background of domestic “Typhoons”, “Anteyev” and “Schuk”, “Los Angeles” looks like a mediocre trough. A single-body steel coffin, divided into three sections - any hole will be fatal for him. For comparison, the robust hull of the domestic multi-purpose submarine of the 971 Ave. Pike-B is divided into six sealed compartments. And the giant rocket carrier of the 941 Shark project has 19 at all!

Only four torpedo tubes located at an angle to the median plane of the hull. As a result, the "Elk" can not shoot at full speed - otherwise the torpedo will simply be broken by the oncoming flow of water. For comparison, "Pike-B" has 8 nasal TA and is able to apply its weapon over the entire range of working depths and speeds.
The working depth of the Los Angeles dive is just 250 meters. A quarter of a kilometer - is this really not enough? For comparison, the working depth of the “Pike-B” is 500 meters, the maximum depth is 600!

Canonical image of Los Angeles-type submarine

The speed of the boat. Surprisingly, here at the American everything is not so bad - in the submerged position “Elk” is able to accelerate to 35 nodes. The result is more than worthy, only six knots less than the incredible Soviet "Lyra" (705 project). And this is without the use of titanium housings and terrible reactors with metal coolants!

On the other hand, a high maximum speed has never been the most important parameter of a submarine — on the 25 nodes, the boat’s acoustics no longer hear anything because of the noise of the incoming water and the submarine becomes “deaf”, and on the 30 nodes the boat rumbles so that heard at the other end of the ocean. High speed is a useful, but not too important quality.

The main weapon of any submarine is stealth. This parameter contains the entire meaning of the existence of the submarine fleet. Stealth is determined primarily by the level of submarine's own noise. The noise level of Los Angeles-class submarines has not just met world standards. The Los Angeles submarine itself set world standards.
There were several reasons for the extremely low noise of the Elks:

- single body design. The area of ​​the wetted surface decreased, and, as a result, the noise from friction against water when the boat was moving.

- quality of manufacture of screws. By the way, the quality of manufacture of propellers of the third-generation Soviet nuclear submarines also increased (and their noise level decreased) after a detective story with the purchase of high-precision metal-cutting machines from Toshiba. Having learned about a secret deal between the USSR and Japan, America threw such a scandal that poor Toshiba almost lost access to the American market. Late! On the expanses of the oceans already out "Pike-B" with new screws.

- Some specific points, such as the rational placement of equipment inside the boat, the depreciation of turbines and power equipment. The contours of the reactor have a greater degree of natural circulation of the coolant - this made it possible to abandon pumps of high productivity, and, consequently, reduce the noise of "Los Angeles".


It is not enough for a submarine to be fast and secretive - to successfully complete tasks it is necessary to have a concrete understanding of the environment, to learn to navigate in the water column, to find and identify surface and underwater targets. For a long time, the only means of external detection were a periscope and sonar post with an analyzer in the form of a sailor's ear-acoustics. Well, still a gyrocompass, showing where the North is under this damn water.

Los Angeles is much more interesting. American engineers played all in - all equipment was dismantled from the bow of the boat, including torpedo tubes. As a result, the spherical antenna of the AN / BQS-13 hydroacoustic station with a diameter of 4,6 meter occupies the entire nose of the case. Also, the submarine hydroacoustic complex includes a side-view conformal antenna consisting of 102 hydrophones, an active high-frequency sonar for detecting natural obstacles (underwater rocks, ice fields on the surface of the water, mines, etc.), as well as two towed passive antennas of length 790 and 930 meters (taking into account the length of the cable).

Other means of collecting information include: an instrument for measuring the speed of sound at different depths (an absolutely necessary means for accurately determining the distance to a target), AN / BPS-15 radar and AN / WLR-9 electronic reconnaissance system (for working on the surface), periscope general overview (type 8) and periscope attacks (type 15).
However, no cool sensors and sonars helped the San Francisco submarine - 8 January 2005, the boat going on 30 nodes (≈ 55 km / h) crashed into an underwater cliff. One sailor died, another 23 was injured, and a smart antenna in the bow was broken to pieces.

USS San Francisco (SSN-711) after colliding with an underwater obstacle

The weakness of the Los Angeles torpedo armament is to some extent compensated by a wide range of ammunition — all aboard the 26 remote-controlled torpedoes Mk.48 (533 caliber mm, ≈ 1600 kg), anti-ship missiles SUB-Harpoon, anti-submarine rocket sheds-hingedboard, Sent-missile pedal Sted-pedal Sted-Apedactors, SARD-Squeezed Chart SPS, S-Garpun missiles, anti-ship missiles, SDP-Garpun, anti-submarine missiles, Sed-pedal Sted-pedal Sted-Apedactors, Sent-Ghats, anti-ship missiles, SDP-Garpun, anti-submarine rocket sheds-hingedboard, Sent-rocket sheds, and all anti-ship missiles. Tomahawk and Captor smart mines.

To increase combat effectiveness, in the bow of each Los Angeles, starting with 32, boats began to install 12 vertical launch shafts for storing and launching Tomahawks. In addition, part of the submarines are equipped with a Dry Deck Shelter container for storing equipment for combat swimmers.
The modernization was carried out not “for show”, but on the basis of real combat experience - “Los Angeles” is regularly involved in attacking coastal targets. Blood “elks” are on the horns - in the lists of destroyed targets Iraq, Yugoslavia, Afghanistan, Libya ...

USS Greeneville (SSN-772) with Dry Deck Shelter fixed on its body

The latest 23 boats were built according to the redesigned Los Angeles Improved Project. Submarines of this type were specially adapted for operations in high latitudes under the ice dome of the Arctic. The boats have removed the rudder steering wheels, replacing them with retractable rudders in the bow. Screw was enclosed in a profiled annular nozzle, which further reduced the noise level. The electronic "stuffing" of the boat has undergone a partial modernization.
The last boat in the Los Angeles series, called the Cheyenne, was built in 1996 year. At that time, when the last boats of the series were completed, the first 17 units, having served a fixed period, were already sent for scrapping. “Elks” still form the basis of the US submarine fleet, 2013 submarines of this type are still in the ranks of the 42 for a year.

Returning to our initial conversation - what did the Americans do after all — a tin-shaped tin pot with lowered characteristics or a highly efficient underwater combat complex?

Purely from the point of view of reliability, Los Angeles has set a record that nobody has yet broken - over the 37 years of active operation on this type of 62 boats, no serious accidents were recorded with core damage to the reactor. Traditions of Hyman Rickover are still alive.

As for the combat characteristics, the creators of the "Moose" can be a little praise. The Americans managed to build a generally successful ship with an emphasis on the most important characteristics (stealth and means of detection). The boat was undoubtedly the best in the world in the 1976 year, but by the middle of the 1980-x, with the appearance of the first 971 “Schuka-B” 3 multi-purpose submarine of the USSR Navy, the American submarine fleet again found itself in the “catch-up” position. Realizing some of the inferiority of the “Elk” in front of the “Shchuka-B”, the development of the project “SeaWolf” began in the States - a formidable submarine cruiser at a price of $ XNUMX billion dollars apiece (the construction of three “SeaWolfs” was mastered).

In general, a conversation about Los Angeles-type boats is not so much a conversation about technology, as a conversation about the crews of these submarines. Man is the measure of everything. Thanks to the training and thorough maintenance of equipment, the American sailors managed in 37 years not to lose a single boat of this type.

Post scriptum. In April, 1984, a retired Admiral Hyman Rickover, received a cool present for his 84 anniversary - a Los Angeles-type 7000-ton battle submarine named after him.


At the periscope depth



Central post





Arctic cruises american sailors


Author:
Oleg Kaptsov
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

121 comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Подводный противник. АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Подводный противник. АПЛ типа "Лос-Анджелес"


История атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).


В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.

Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.

Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!

Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!

Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!

С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.

Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:

- однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.

- качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

- некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».


Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.

У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).

Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.

USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием

Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…

USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter

Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.

Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?

Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).

В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.

Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».


На перископной глубине



Центральный пост





Арктические круизы американских моряков


Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти