Подводный противник. АПЛ типа "Лос-Анджелес"

121
Подводный противник. АПЛ типа "Лос-Анджелес"


История атомных киллеров типа «Лос-Анджелес» началась в 1906 году, когда в зал Иммиграционной службы острова Эллис (Нью-Джерси) вошла семья эмигрантов из Российской Империи – Авраам, Рахиль и их шестилетний сын Хаим. Малец оказался не промах – когда подрос, поступил в Военно-морскую академию и стал четырехзвездочным адмиралом ВМС США. Всего Хайман Риковер прослужил на флоте 63 года и служил бы еще, не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов (сам Риковер до конца отпирался, заявляя, что эта «ерунда» никак не влияла на его решения).

В 1979 году после крупной аварии на атомной электростанции «Три-Майл-Айлэнд» Хайман Риковер, как эксперт, был вызван в Конгресс для дачи свидетельских показаний. Вопрос звучал прозаически: «В глубине океанов движутся сто атомных субмарин ВМС США – и ни одной аварии с активной зоной реактора за 20 лет. А у тут развалилась стоящая на берегу новая АЭС. Может быть адмирал Риковер знает какое-то волшебное слово»?

Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время.

Принципы адмирала Риковера (безопасность и надежность превыше всего) легли в основу проекта «Лос-Анджелес» - самой многочисленной серии в истории атомного подводного флота, состоящей из 62 многоцелевых атомных подлодок. Назначение «Лос-Анджелесов» (или «Лосей» - прозвище лодок на советском флоте) – борьба с надводными кораблями и субмаринами противника, прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев. Скрытное минирование, разведка, специальные операции.

Если брать за основу только табличные характеристики: «скорость», «глубина погружения», «количество торпедных аппаратов», то на фоне отечественных «Тайфунов», «Антеев» и «Щук», «Лос-Анджелес» выглядит как бездарное корыто. Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной. Для сравнения, прочный корпус отечественной многоцелевой АПЛ пр. 971 «Щука-Б» разделен на шесть герметичных отсеков. А у гигантского ракетоносца проекта 941 "Акула" их вообще 19!

Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса. В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды. Для сравнения, «Щука-Б» имеет 8 носовых ТА и способна применять свое оружие во всем диапазоне рабочих глубин и скоростей.
Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!

Каноническое изоображение АПЛ типа "Лос-Анджелес"

Скорость лодки. Удивительно, но здесь у американца все не так плохо – в подводном положении «Лось» способен разгоняться до 35 узлов. Результат более чем достойный, всего на шесть узлов меньше, чем у невероятной советской «Лиры» (проект 705). И это без использования титановых корпусов и страшных реакторов с металлическим теплоносителями!

С другой стороны, высокая максимальная скорость никогда не была самым важным параметром подводной лодки – уже на 25 узлах акустики лодки перестают что-либо слышать из-за шума набегающей воды и субмарина становится «глухой», а на 30 узлах лодка грохочет так, что ее слышно на другом конце океана. Высокая скорость – полезное, но не слишком важное качество.

Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.
Причин исключительной малошумности «Лосей» было несколько:

- однокорпусная конструкция. Уменьшалась площадь смачиваемой поверхности, и, как следствие, шум от трения о воду при движении лодки.

- качество изготовления винтов. К слову, качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

- некоторые специфические моменты, такие, как рациональное размещение оборудования внутри лодки, амортизация турбин и силового оборудования. Контуры реактора имеют большую степень естественной циркуляции теплоносителя – это позволило отказаться от насосов большой производительности, а, следовательно, снизить шумность «Лос-Анджелеса».

Подлодке мало быть быстрой и скрытной – для успешного выполнения задач необходимо иметь конкретное представление об окружающей обстановке, научиться ориентироваться в толще воды, находить и опознавать надводные и подводные цели. Долгое время, единственными средствами внешнего обнаружения были перископ и гидроакустический пост с анализатором в виде уха матроса-акустика. Ну еще гирокомпас, показывающий, где же Север под этой чертовой водой.

У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты. В результате, всю носовую часть корпуса занимает сферическая антенна гидроакустической станции AN/BQS-13 диаметром 4,6 метра. Также, в состав гидроакустического комплекса подлодки входит конформная антенна бокового обзора, состоящая из 102 гидрофонов, активный высокочастотный гидролокатор для обнаружения естественных препятствий (подводных скал, ледяных полей на поверхности воды, мин и т.д.), а также двумя буксируемыми пассивными антеннами длиной 790 и 930 метров (с учетом длины троса).

Другие средства сбора информации включают в себя: аппаратуру измерения скорости звука на различных глубинах (совершенно необходимое средство для точного определения расстояния до цели), радиолокатор AN/BPS-15 и систему радиотехнической разведки AN/WLR-9 (для работы на поверхности), перископ общего обзора (тип 8) и перископ атаки (тип 15).
Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.

USS San Francisco (SSN-711) после столкновения с подводным препятствием

Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов» в некоторой степени компенсируется широким ассортиментом боеприпасов – всего на борту лодки 26 дистанционно управляемых торпед Mk.48 (калибр 533 мм, масса ≈ 1600 кг), противокорабельных ракет SUB-Гарпун, противолодочных ракетоторпед SUBROC, крылатых ракет «Томагавк» и «умных» мин «Кэптор».

Для увеличения боевой эффективности, в носовой части каждого «Лос-Анджелеса», начиная с 32-ой по счету лодки, стали устанавливать еще 12 вертикальных пусковых шахт для хранения и запуска «Томагавков». Кроме того, часть подлодок оснащены контейнером Dry Deck Shelter для хранения снаряжения боевых пловцов.
Модернизация проводилась не «для галочки», а исходя из реального боевого опыта – «Лос-Анджелесы» регулярно привлекаются для нанесения ударов по береговым целям. «Лоси» в крови по самые рога – в списках уничтоженных целей Ирак, Югославия, Афганистан, Ливия…

USS Greeneville (SSN-772) с закрепленным на её корпусе Dry Deck Shelter

Последние 23 лодки строились по измененному проекту «Улучшенный Лос-Анджелес». Субмарины этого типа были специально приспособлены для действий в высоких широтах под ледовым куполом Арктики. У лодок демонтировали рубочные рули, заменив их на убираемые рули в носовой части. Винт был заключен в профилированную кольцевую насадку, что еще больше снизило уровень шумов. Частичной модернизации подверглась радиоэлектронная «начинка» лодки.
Последняя лодка серии «Лос-Анджелес», получившая название «Шайенн», была построена в 1996 году. В то время, когда достроились последние лодки серии, первые 17 единиц, отслужив положенный срок, уже отправлялись на слом. «Лоси» до сих пор составляют основу подводного флота США, на 2013 год в строю все еще находятся 42 подлодки этого типа.

Возвращаясь к нашему изначальному разговору – что же все-таки получилось у американцев –никчемная жестяная «лохань» с заниженными характеристиками или высокоэффективный подводный боевой комплекс?

Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора. Традиции Хаймана Риковера живы до сих пор.

Что касается боевых характеристик, создателей «Лосей» можно немножко похвалить. Американцам удалось построить в целом удачный корабль с упором на важнейшие характеристики (скрытность и средства обнаружения). Лодка, несомненно, была лучшей в мире в 1976 году, но к середине 1980-х, с появлением в составе ВМФ СССР первых многоцелевых АПЛ проекта 971 «Щука-Б», американский подводный флот вновь оказался в положении «догоняющего». Осознавая некоторую ущербность «Лося» перед «Щукой-Б», в Штатах началась разработка проекта «СиВулф» - грозного подводного крейсера по цене $3 млрд. долларов за штуку (всего осилили постройку трех «СиВулфов»).

В целом, разговор о лодках типа «Лос-Анджелес» это не столько разговор о технике, сколько разговор об экипажах этих субмарин. Человек – мера всему. Именно благодаря подготовке и тщательному обслуживанию техники, американским морякам удалось за 37 лет не потерять ни одной лодки этого типа.

Post scriptum. В апреле 1984 года отставной адмирал Хайман Риковер получил на свое 84-летие классный подарок – названный в его честь 7000-тонный боевой подводный корабль типа «Лос-Анджелес».


На перископной глубине



Центральный пост





Арктические круизы американских моряков


Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

121 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. avt
    +26
    11 февраля 2013 09:33
    Интересный был дядька . Он от презедента получил полный карт бланш на все что на подплаве делается ,с отчетом лично президенту . Лично подбирал кадры с ихних лейтенантов . Всех кто лез в его дела посылал на их американский ......... А когда по его вопросам шли к президенту -тот спрашивал ,мол что Риковер сказал, услышав ответ ,отвечал дескать он сказал так что же я могу сделать .О какой уровень был ! Смогли свалить только по мелочи . И все равно памятник в полный его маленький рост поставили .
    1. +3
      11 февраля 2013 17:51
      Схема АПЛ Лос-Анжелес

      1. +5
        11 февраля 2013 19:29
        Ну не спроста малюхотная ремарочка допущена.
        Чисто с точки зрения надежности, «Лос-Анджелесы» установили до сих пор никем не побитый рекорд – за 37 лет активной эксплуатации на 62 лодках этого типа не было зафиксировано ни одной серьезной аварии с повреждением активной зоны реактора.
        У нас флот все потери с подачи "заклятых друзей" поимел.
        Крайний пример КУРСК.
        8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения
        55 км/ч=15,2 м/с скорость свободного падения почти 10 м/с. и может достигнуть 40 м/с belay
        Даже лом после вертикального падения с 15 метров чуток загибается.
        А тут труба с перегородками!!!
        В крутейшия ятаган должна была свернутся и посрывалоб половину механизмов с фундаментов.!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
        П3/14 сплошной! hi
        1. +2
          11 февраля 2013 23:57
          Какие такие потери наш флот поимел с подачи чьей-то??? вот интересно было бы узнать
          1. Ведмедь
            0
            12 февраля 2013 17:44
            Цитата: Delta
            вот интересно было бы узнать

            Считается, что К-129 погибла из-за столкновения с АПЛ ВМС США "Сордфиш", приблизительно в 700 милях к северо-западу от острова Мидуэй. Погибли 98 человек. ЦРУ подняло носовую часть подлодки в 1974 г.
            1. 0
              12 февраля 2013 17:55
              Во-первых, это никем не доказано, во-вторых Папакико сказал "ВСЕ"
              1. 0
                11 августа 2013 21:34
                Цитата: Delta
                Во-первых, это никем не доказано,

                ох уж эти мне делетанты в погоанх ВМФ!!! negative Доказано, не доказано, а что "доказано??? Что пасажирский Боинг на крейсерской скорости врезался в Пентагон и оставил в стене здания одну небольшую дырочку, ни человеческих тел воеруг, ни багажа массажиров разбросанного, ни остатков корпуса ЛА? Всё сгорело? laughing Ситуаций на тему полно!
                1. 0
                  12 августа 2013 18:31
                  Случаи, когда от самолета остаются крохотные остатки размером не более ноутбука, а тела практически отсутствуют после крушения пассажирского самолета имеют место.
    2. nnnnnn
      -1
      12 февраля 2013 13:06
      у них лейтенант это наш капитан-лейтенант
      1. 0
        12 февраля 2013 14:44
        Это с чего баня сгорела? bully Лейтенант -флота. И капитан-лейтенант. Звучит по разному.
        Наш лейтенант и энсин. НУ судьба такая у лейтенантов такая. winked
  2. +2
    11 февраля 2013 09:48
    "Лось" зашёренный галопом в скалу воткнулся... Радар и впрямь хороооооош
  3. Nechai
    +8
    11 февраля 2013 10:47
    Олег Капцов создал нужный прецендент. До сего дня, у нас в обязаловку, наряду с официальным обозначением и наименованием нашего вооружения, неприменно проводилось так называемой натовское (американское) обозначение и наименование. А Олег приводит НАШЕГО название ихней субмарины. Таких русских названий наверное МОРЕ, но о них широкому кругу ни чего посути не известно...
    О АПЛ«Лос-Анджелес» ходила такая байка, что амеры НАМЕРЕННО позволили двум нашим разведчикам "похитить" ВСЮ производственную документацию по её строительству. По объёму это с ж/д пульман. Расчёт строился на том, что русские бросившись и в этот раз копировать, угрохают средства и время. Останутся у разбитого корыта. о янки уже вскоре ожидал оч-ченно неприятный сУприз...
  4. djon3volta
    -10
    11 февраля 2013 10:54
    кто смотрел фильм Охота за «Красным октябрём»?фильм снят в 1990 году.как вы можете это объяснить??? wassat

    1. +24
      11 февраля 2013 12:11
      Не смотрите больше ни этот фильм, ни ему подобные. Подводники, поющие во весь голос гимн СССР на подлодке - это дыбилизм, который могли снять только в Голливуде. При этом не хочу сказать, что там создают только такие фильмы. В Штатах еще и прекрасные подлодки создают.
      1. djon3volta
        -3
        11 февраля 2013 12:32
        Цитата: Delta
        Не смотрите больше ни этот фильм, ни ему подобные

        давай по теме,почему в 1990 они выбрали фамилию Путин в роль КГБэшника который инспектировал секретную АПЛ???ведь это редкая фамилия,столько простых русских фамилий,а они наткнулись именно на Путина!!!ты думаешь это совпадение??? request что то больно подозрительное совпадение...
        1. +12
          11 февраля 2013 13:03
          Всё, заговор раскрыт
          1. djon3volta
            +1
            11 февраля 2013 13:29
            мне знаешь что в этом фильме понравилась,что русская АПЛ была новой разработки,а американцы отставали в разработках бесшумности и скорости.
    2. Zynaps
      +14
      11 февраля 2013 20:06
      ну что там можно комментировать? что дебилоид Клэнси, мнящий себя крупнейшим экспертом по советско-российским ВС, что режиссёриха Катька Бигелоу, зачем-то нанявшая и затем игнорировавшая все замечания отставного офицера подплава ВМФ СССР и снявшая свой высер Widowmaker в стиле "я так вижу", до сих пор не знают, что в отечественном ВМФ строго соблюдается единоначалие и замполит, как и начальник особого отдела, в походе целиком и полностью подчиняются командиру. и что в боевом походе атомохода интриги и дрязги немыслимы, как и предательство командира, которого тщательно проверяют и отбирают, прежде чем назначить на должность командира атомного подводного ракетоносца. ну не лечится это. только укол бензина в моск и последующая переработка на компост помогут экспертам обрести недостающую гармонию.
  5. +13
    11 февраля 2013 12:10
    Вот эти слова мне понравились. То чего нам сейчас не хватает Ответ престарелого адмирала был прост: никаких секретов нет, нужно всего лишь работать с людьми. Лично общаться с каждым специалистом, дураков сразу отстранять от работы с реактором и выгонять с флота. Всем высоким чинам, кто по каким-то причинам мешает готовить личный состав в соответствии с этими принципами и саботирует выполнение моих инструкций, объявлять беспощадную войну и тоже выгонять их с флота. Безжалостно «грызть» подрядчиков и инженеров. Безопасность и надежность – вот основные направления работы, иначе даже самые мощные и современные субмарины будут топиться пачками в мирное время. Вот это был спец до мозга костей. Похож на нашего Королева.
  6. +9
    11 февраля 2013 12:10
    Автору статьи плюс за довольно объективный анализ одной из основных систем вооружения "супостата". Моюжно, конечно, хихикать над аварией "лося" но это скорее говорит об уровне подготовки командира и экипажа, чем о боевых и технических качествах лодки.
    В СССР тоже был свой "Шведский Комсомолец, т.е. лодка посаженная по вине штурмана на камни у самого входа в одну и шведских шхер (что обернулось для СССР большим международным скандалом). Если же говорить о лодке, как о системе вооружения, то положительных качеств у нее много. Это и низкая шумность а значит скрытность, (что было ахиллесовой пятой многих советских АПЛ) и высочайшая надежность и широкий спектр вооружения и радиоэлектронных систем, и, что очень важно, радиационная безопасность. Поэтому у т.н. "амеров" было и есть чему поучиться в части проектирования и строительства АПЛ. Да и в части отношения к умным головам, невзирая на то какой национальности у головы лицо и ее классовую принадлежность. Смотришь, Сикорские и Риковеры творили бы на пользу своего, а не чужого дома.
    1. +7
      11 февраля 2013 17:31
      Цитата: gregor6549
      Поэтому у т.н. "амеров" было и есть чему поучиться в части проектирования и строительства АПЛ.

      Вообще закидывать шапками врагов не есть хорошо, а учиться надо всему и у всех.
      1. +1
        11 февраля 2013 19:12
        Лучше переоценить врага чем недооценить
        1. Zynaps
          +4
          11 февраля 2013 20:08
          а ещё лучше - правильно оценить супостата. во избежание перекосов.
  7. +5
    11 февраля 2013 12:22
    Статье плюс. Отличный обзор .Интересно, есть ли сейчас в штатах люди подобные Риковеру. ИМХО сомневаюсь.Сейчас разбазарят его наследство и всё? Еврейский мальчик, из России. Забавно, как талантливый человек там, так российского происхождения, Сикорский, Харламов и Давыдов(Харлей-Дэвидсон), и еще много других. Видимо есть в нашей родной земле что то такое, что делает людей особыми.
    1. +1
      12 февраля 2013 14:25
      ага тока почему то им не дали в России работать и нормально жить..
  8. +6
    11 февраля 2013 12:29
    "...не попадись на получении взятки в 67 тыс. долларов..."
    Автор, можно в студию ссылку на сие безобразие со стороны Риковера?

    "...Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной."

    ну да, а легкий корпус спасает от пробоин, ага. Просто эдакий "самозатягивающийся" бак

    "...В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу ..."

    а кто стреляет на полном ходу?

    "...Впрочем, никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу."

    а какие это "крутые" датчики сообщают подлодке подводную обстановку кроме активного тракта сонара? подлодке, чтобы получать постоянно полную подводную обстановку нужно постоянно держать включенным этот тракт, что перечеркивает скрытность подлодки. "Встречи" с подводными объектами, касание грунта - не редкость в любом флоте. Кстати, если на скорости в 30 узлов, после встречи с подводной скалой американка выжила, то как можно говорить о том, что любая пробоина станет смертельной для нее, без наличия легкого корпуса?
    1. -1
      11 февраля 2013 20:14
      Цитата: Delta
      Автор, можно в студию ссылку на сие безобразие со стороны Риковера?

      Navy Secretary John F. Lehman Jr. ordered him censured May 21 for accepting gifts from General Dynamics. while he oversaw ship construction. A Navy Ad Hoc Gratuities Board estimated the value of the gifts at $67,628 over a 16-year period.

      Цитата: Delta
      ну да, а легкий корпус спасает от пробоин, ага. Просто эдакий "самозатягивающийся" бак

      Здесь, конечно, чувствуется ирония. Впрочем, есть мнение, что легкий корпус мог самортизировать и уменьшить последствия гидродинамического удара при близком взрыве.

      Цитата: Delta
      после встречи с подводной скалой американка выжила, то как можно говорить о том, что любая пробоина станет смертельной для нее, без наличия легкого корпуса?

      Была пробита носовая оконечность. Легкий корпус не поврежден.
  9. Avenger
    +5
    11 февраля 2013 12:49
    Всего четыре торпедных аппарата, расположенные под углом к диаметральной плоскости корпуса.

    А с чего это вдруг на "Северодвинске" вдруг тоже расположили ТА под углом в диаметральной плоскости? И что с того, что аппаратов только четыре?

    В результате «Лось» не может стрелять на полном ходу – иначе торпеду попросту сломает набегающим потоком воды.

    Брехня! Очень даже может. Кстати, по вашей логике, точно так-же "набегающий поток воды" вообще не позволит выйти торпеде из носового ТА всяких там "Щук", "Антеев" и "Тайфунов" laughing

    Рабочая глубина погружения «Лос-Анджелеса» всего 250 метров. Четверть километра – неужели этого мало? Для сравнения, рабочая глубина погружения «Щуки-Б» - 500 метров, предельная – 600!

    Рабочая глубина погружения "Лос Анджелесов" - 300 м, предельная - 450м. Но не огромные глубины погружения, и не высокие скорости хода отличают совершенство подводных лодок, а её скрытность. А вот по этой характеристике американские субмарины вне конкуренции.

    Главное оружие любой субмарины – скрытность. В этом параметре заключен весь смысл существования подводного флота. Скрытность определяется в первую очередь уровнем собственных шумов подлодки. Уровень собственных шумов АПЛ типа «Лос-Анджелес» не просто соответствовал мировым стандартам. Подлодка типа «Лос-Анджелес» сама задавала мировые стандарты.

    Ну вот, наконец то и трезвая оценка появилась.

    качество изготовления винтов советских АПЛ третьего поколения тоже возросло (а их шумность уменьшилась) после детективной истории с покупкой высокоточных металлорежущих станков фирмы Toshiba. Узнав о тайной сделке между СССР и Японией, Америка закатила такой скандал, что бедная Toshiba чуть не лишилась доступа на американский рынок. Поздно! На просторы Мирового океана уже вышли «Щуки-Б» с новыми винтами.

    Ага, значит, если бы не желание японских буржуев заработать лишних пару миллионов, то самые новейшие российские лодки до сих пор ходили бы с допотопными винтами и скрежетали бы ими на весь океан! Слава жадности буржуев! Желая заработать побольше бабла они продадут своему палачу и топор, и верёвку с мылом!

    У «Лос-Анджелеса» все намного интереснее. Американские инженеры сыграли ва-банк – из носовой части лодки демонтировали все оборудование, включая торпедные аппараты.

    Это было сделано задолго до появления "лососей", - это были лодки типа "Трешер" и "Стёрджен" (кстати, вот они, как раз не могли стрелять на полных ходах, впрочем а зачем это надо? ведь всё равно на 25-30 узлах лодка сама становится глухой.), именно начиная с них на всех последующих лодках США, а вслед за ними и Британских, а тперь уже и российских (пр.885) ТА распологаются в брюхе.
    1. Diesel
      +3
      11 февраля 2013 12:58
      Цитата: Avenger
      Ага, значит, если бы не желание японских буржуев заработать лишних пару миллионов, то самые новейшие российские лодки до сих пор ходили бы с допотопными винтами и скрежетали бы ими на весь океан! Слава жадности буржуев! Желая заработать побольше бабла они продадут своему палачу и топор, и верёвку с мылом!


      П*здеж и провокация, нашли бы в другом месте или сами сделали
      1. pavlo007
        +1
        12 февраля 2013 00:21
        Да нет, увы :( Прецизионное станкостроение всегда было нашей печалью, ну а теперь то мы в этом отстали уже навсегда.
        1. +5
          12 февраля 2013 11:59
          Не надо по..ой тарахтеть. Севетское станкостроение всегда было впереди. Это я Вам говорю, как спечиалист, так как обслуживал электронику станков с ЧПУ до развала СССР. И были такие обрабатывающие центры, что супостатам и сейчас не достич того уровня. Вот маленькая хар-стика одного и них:
          - корпус - гранит (да, гранитный камень );
          - 4 шпинделя - 96 тыс. об./мин (воздушные подшипники с магнитной жидкостью);
          - линейные координатные движки на воздушной подушке (по сути эл.вдигатель развернутый в линию - плоский, не круглый)
          - почти бесшумный;
          - инструменты для обработки - кварцевое стекло;
          - точность обработки 0,001 мм
          и т.д.

          Сейчас одно плохо, это то, что всё станкостроение когда-то работало в кооперации с теперь уже суверенными государствами, но это наверстывается потихоньку.
          1. lucidlook
            +1
            12 февраля 2013 23:31
            "Основной вклад в предложение металлообрабатывающих станков на российском рынке вносил импорт. Доля импорта в 2011 г составила 82% -- 673 тыс шт. Доля производства в 2011 г составила 1% от объема предложения – 5,1 тыс шт." (источник: "Анализ рынка металлообрабатывающих станков в России в 2007-2011 гг, прогноз на 2012-2016 гг", BusinesStat - 2012г.)

            Выводы каждый может сделать сам.
            1. 0
              13 февраля 2013 00:22
              Качество импортных станков заметно снизилось, до того уровня, что был у них в 70-80 годах, им уже не дотянутся, там тоже развелось много шарашкиных контор от машиностроения, а литье заказывают в Китае, соответственно за соблюдением технологий ни кто не следит, о искусственном старении металла не кто и не вспоминает, есть жесткие сроки контракта...
        2. +1
          13 февраля 2013 00:14
          Видел эти станки на "Звездочке", абсолютно ни чем не впечатлили, как механика цеха отвечающего за их исправное состояние. И вообще в связке станок-инструмент на инструмент ложится 60% сложности изготовления, вот здесь у нас были проблемы, как и остались, Сандвик, Искар, Вальтер, пока не переплюнуть.
          1. 0
            13 февраля 2013 01:19
            Вопрос на засыпку, а какие операции они производили? Что-то я не помню, чтобы они ломались.
            1. 0
              13 февраля 2013 01:26
              Ни кто и не говорит что они ломались. Просто ничего особенного, чего не могла бы сделать Шкода например, они не делали, сейчас на чем делают? Сомневаюсь что до сих пор на них.
              1. 0
                13 февраля 2013 02:07
                Вы ушли от ответа. Так для чего они были предназначены?
          2. 0
            13 февраля 2013 01:29
            Простите, а какие операции эти станки выполняли? Что-то не припомню чтобы именно эти центры ломались.
    2. +8
      11 февраля 2013 13:20
      Цитата: Avenger
      Брехня! Очень даже может. Кстати, по вашей логике, точно так-же "набегающий поток воды" вообще не позволит выйти торпеде из носового ТА всяких там "Щук", "Антеев" и "Тайфунов

      Дело не в том, что набегающий поток не позволит выйти торпеде, а в том, что при стрельбе под углом на средних и больших скоростях произойдет перекос торпеды. У российских (советских ПЛ) торпеде сообщается начальная скорость сжатым воздухом для того, чтобы компенсировать набегающий поток. Вероятность перекоса при стрельбе по оси диаметральной плоскости минимальна. Но в любом случае стрельба ведется на низких скоростях хода ПЛ.
  10. почтальон
    0
    11 февраля 2013 12:58
    Хороший у неё челнок на горбу:




    1. djon3volta
      -1
      11 февраля 2013 13:27
      Цитата: почтальон
      Хороший у неё челнок на горбу:

      вот кстати в фильме "Охота за «Красным октябрём»" этот челнок и присутствует на американской подлодке!кароче всё ясно мне..
  11. Avenger
    +8
    11 февраля 2013 13:28
    никакие крутые датчики и гидролокаторы не помогли АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу. Один моряк погиб, еще 23 получили ранения, а шикарная антенна в носовой части оказалась разбита вдребезги.

    Всё было гораздо прозаичнее.

    Экипаж американской подводной лодки "Сан-Франциско", потерпевшей аварию 8 января текущего года, мог предотвратить столкновение с подводной скалой, в результате которого сама субмарина получила серьезные повреждения, один член экипажа погиб и около ста получили ранения. Такой вывод содержится в 124-страничном докладе комиссии ВМС США, занимавшейся расследованием обстоятельств аварии, произошедшей во время следования подлодки с базы на острове Гуам в Австралию.

    По мнению экспертов,экипаж не уделял должного внимания показаниям навигационной аппаратуры, которая с положенным упреждением зафиксировала подводное препятствие на пути "Сан-Франциско". "Даже в том случае, если столкновение было неизбежно, ущерб от него мог быть гораздо меньшим. Не говоря уж о возможности избежать гибели моряка", - говорится в докладе.

    Напомним, авария произошла 8 января 2005 года примерно в 350 милях к югу от острова Гуам. АПЛ "Сан-Франциско" врезалась в подводную скалу, которая не была нанесена на карту. В тот момент подлодка, на борту которой находились 137 человек, двигалась в подводном положении со скоростью 30 узлов (56 километров в час).

    Ядерный реактор "Сан-Франциско", машинное отделение, а также боекомплект в результате столкновения не пострадали. После аварии субмарина смогла всплыть и через два дня своим ходом дошла до базы.

    Командир подлодки Кевин Муни в дальнейшем был отстранен от командования. Еще шестеро членов экипажа подверглись дисциплинарным взысканиям.


    Как видите халатность, это национальная черта не только русских. Тут и не внимательность экипажа, и прокол командования флота не обеспечивших корабль новыми, уточнёнными картами.
    А вот расположение огромной ГАС в носу лодки спасло от гибели весь экипаж вместе с самой лодкой - она сработала как мощьный буфер, как подушка безопастности. А вот если бы подобный инцидент произошёл бы с любой лодкой советского проекта, то тут с большой долей вероятности и торпеды бы могли рвануть если бы они были в аппаратах, да и сами ТА сошли бы со своих мест и тогда гарантированное затопление 1-го отсека.

    Слабость торпедного вооружения «Лос-Анджелесов»

    Чего-чего!? Слабость торпедного вооружения!? Не смешите! На российских лодках торпедный боезапас составляет от 22 до 36 боевых тушек, так что 26 торпед это не слабо, а ещё плюс к ним 12 КР "Томагавк" на "импрувед-лос-анджелес" и "слабым" уже будет вооружение российских лодок.
    Кстати, о количестве ТА. Если на российских проектах их 8, а на американских только четыре, это не значит что "наши лучше!" Скорее наоборот - чем меньше отверстий в прочном корпусе, тем лучше для прочности самого корпуса, ИМХО конечно.

    В общем и целом статья как бы и не плохая, но тоже не без недостатков, так что ни "+" ни "-" не ставлю.
    1. +6
      11 февраля 2013 13:36
      Цитата: Avenger
      Если на российских проектах их 8, а на американских только четыре, это не значит что "наши лучше!"

      Соглашусь с Вами! Только вот беда не в том, что ПК более тяжелый приходится выполнять, а в том, что залп более чем из 4 торпед не имеет смысла так, как торпеды будут мешать друг другу и наведение их практически невозможно.
    2. +3
      11 февраля 2013 14:01
      Тут не ИМХО, тут Вы правы на 100%, ибо чем меньше отверстий, тем сильнее корпус
      1. почтальон
        0
        11 февраля 2013 16:33
        Цитата: Delta
        Тут не ИМХО, тут Вы правы на 100%, ибо чем меньше отверстий, тем сильнее корпус

        Желательно бы ещё иметь сферу и отсутствие сопрягаемых поверхностей( концентраторов напр.)
    3. Avenger711
      0
      12 февраля 2013 15:49
      "Томик" на подлодке с ТА маленько маразм...
  12. почтальон
    +11
    11 февраля 2013 13:35
    Цитата: Автор
    Однокорпусный стальной гроб, разделенный на три отсека – любая пробоина станет для него смертельной.


    ?


    Поперечные перегородки должны дать 5 отсеков,если считать балластную цистерну перед рубкой и перед носовым отсеком

    Автор забыл про разделение прочного корпуса по палубам.
    + водонепроницаемые палубы дадут Х отсеков?


    =======================================

    Характеристика подводным лодкам 971-го проекта, данная видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США:

    "Появление подводных лодок типа Д/ш/а, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось".

    По утверждению представителей ВМС США, на оперативных скоростях порядка 5-7 уз. шумность лодок типа Improved Аkula, фиксировавшаяся средствами гидроакустической разведки, была меньше шумности наиболее совершенных АПЛ ВМС США типа Improved Los-Angelos.
    По словам начальника оперативного отдела ВМС США адмирала Д. Бурда: американские корабли оказались не в состоянии сопровождать АПЛ Improved Akula на скоростях менее 6-9 узлов (контакт с новой российской лодкой состоялся весной 1995 года у восточного побережья США).
    По мнению адмирала, усовершенствованная АПЛ Akula-2 по характеристикам малошумности соответствует требованиям к лодкам 4-го поколения.
    Появление уже после окончания "холодной войны" в составе российского флота новых сверхскрытных атомоходов вызвало серьезную озабоченность в США. В 1991 году этот вопрос был поднят в конгрессе.

    К компании по борьбе с российским подводным кораблестроением подключилась и международная неправительственная экологическая организация "Гринпис", активно выступившая за запрещение подводных лодок с ядерными силовыми установками (в первую очередь, разумеется, российских, представляющих, по мнению "зеленых", наибольшую экологическую опасность).
    С целью "исключения ядерных катастроф", "Гринпис" рекомендовала правительствам западных стран поставить предоставление финансовой помощи России в зависимости от решения этого вопроса.
    1. politruk419
      +4
      11 февраля 2013 18:07
      Цитата: почтальон
      Автор забыл про разделение прочного корпуса по палубам.
      + водонепроницаемые палубы дадут Х отсеков?

      А ,разве у Лося межпалубные переборки полностью герметичны и равнопрочны "прочному корпусу" или хотя бы межотсечным переборкам?
      1. почтальон
        +1
        11 февраля 2013 18:43
        Цитата: politruk419
        А ,разве у Лося межпалубные переборки полностью герметичны

        Мне кажется да. Где то месяцев 7 назад встречал в техничке их об этом.
        И это разумно. Или?

        Цитата: politruk419
        и равнопрочны "прочному корпусу"

        ну это излишнее
        Цитата: politruk419
        хотя бы межотсечным переборкам?

        да а иначе какой смысл?
        1. politruk419
          0
          11 февраля 2013 18:48
          Познавательно. Век живи-век учись! Буду знать..... hi
          1. почтальон
            +3
            11 февраля 2013 19:07
            Цитата: politruk419
            Познавательно. Век живи-век учись! Буду знать.....

            Может быть эта схемка пригодится(для сравнения)
        2. +4
          11 февраля 2013 19:32
          Палубные настилы не равнопрочны межотсечным переборкам, при кажущемся бессмыслии смысл в этом есть. При поступлении забортной воды в отсек предписывается всплывать в надводное положение, либо на безопасную глубину. На безопасной глубине прочные настилы держат забортное давление, при необходимости можно еще подкрепить их созданием противодавления. Если делать палубные настилы равнопрочными переборкам, то это приведёт к увеличению массы конструкции за счет самого настила, усложнения конструктива наличия за счет прочных межпалубных стаканов для трубопроводов и сальников для кабельных трасс. Еще нужно представить, какими громоздкими получатся крышки люков и как их "удобно и безопасно" будет открывать и закрывать, даже при наличии на них демпфирующих устройств. А ходить нужно будет часто. Осмотр отсека 1 раз в 30 минут никто не отменял.
  13. Avenger
    +1
    11 февраля 2013 14:52
    Характеристика подводным лодкам 971-го проекта, данная видным американским военно-морским аналитиком Н. Полмаром на слушаниях в комитете по национальной безопасности палаты представителей конгресса США:

    "Появление подводных лодок типа Д/ш/а, а также других русских АПЛ 3-го поколения продемонстрировало, что советские кораблестроители ликвидировали разрыв в уровне шумности быстрее, чем ожидалось".

    Подобные доклады на слушаниях в Конгрессе делаются о одной целью - увеличение расходов на новые разработки и, само собой, закупки новых вооружений. Так что ничего удивительного что американцы не редко "признают" превосходство российского вооружения над своим.

    Цитата: Delta

    Тут не ИМХО, тут Вы правы на 100%, ибо чем меньше отверстий, тем сильнее корпус

    Кстати, имею ещё одно соображение по нашим и ихним лодкам: запас плавучести на американских 12-15 %, на российских 35-45% - это видно на разнице между подводным и надводным водоизмещением. Казалось бы: чем больше запас плавучести, тем лучше. Однако мне кажется, что всё наоборот: - с меньшим запасом плавучести при аварийном всплытии из балластных цистерн вода вытесняется значительно быстрее, поскольку её в них просто меньше. Да и экстренное погружение, если такое в современных условиях бывает, тоже происходит быстрее.
    1. +8
      11 февраля 2013 15:21
      На двухкорпусных ПЛ существует т.н. "позиционное положение" когда ЦГБ носовых и кормовых групп заполнены, а средней осушена. Это положение позволяет погружаться гораздо быстрее. Всплытие экстренное обеспечивается главным образом скоростью и подъемной силой, создаваемой на корпусе ПЛ при изменении дифферента. Больший запас плавучести в теории позволяет при получении повреждении ПК всплыть и удерживать на плаву корабль с затопленным отсеком и двумя смежными ЦГБ с одного борта.
    2. +1
      11 февраля 2013 15:22
      Тут еще надо вспомнить, что запас плавучести в практическом его применении не пригодился. ВСЕ наши лодки тонули из надводного положения. И запас плавучести не помог
      1. +2
        11 февраля 2013 15:24
        Абсолютно согласен - статистика явно не в пользу двухкорпусности...
        1. +5
          11 февраля 2013 16:41
          А в конструкции ли дело? Может следует поступить так, как сделал старик Риковер - выгнать на российский ... весь балласт с подводного флота?
          1. avt
            +4
            11 февраля 2013 17:43
            Цитата: Андрей77
            А в конструкции ли дело? Может следует поступить так, как сделал старик Риковер - выгнать на российский ... весь балласт с подводного флота?

            А вот тут согласен полностью ! Если внимательно разобрать прошлые трагедии на лодках . Бросается в глаза то что многие можно было предотвратить при грамотном и ответственном Руководстве .
            1. +2
              11 февраля 2013 19:42
              Не только в руководстве, но и в наличии соответствующей технической документации от проектанта. На погибшей К-278, больше известной как "Комсомолец" отсутствовал такой документ, как РБИТС - руководство по боевому использованию технических средств. В данном документе разработаны рекомендации по действиям личного состава экипажа в боевых и аварийных ситуациях., разработаны организационные и технические меры по борьбе с отказами технических средств и авариями, в том числе авариями оружия, ядерными авариями, пожарах, поступлениях забортной воды и прочем.
              Не обошлось и без необдуманных решений командования дивизии - отправлять в море на боевую службу слабо подготовленный второй экипаж. В книге Романова всё хорошо это описано.
              1. 0
                11 февраля 2013 19:50
                Читал. Действительно, качественная книга. Хотя некоторые скептически относятся к выводам изложенным в книге.
                1. +2
                  11 февраля 2013 19:58
                  Есть второе, дополненное издание этой книги. Там все изложено более подробно. Приведены выдержки и даты приказов по боевой подготовке дивизии в части касательно ввода в линию второго экипажа, приводятся послужные списки некоторых членов экипажа, занимающих ключевые должности. Есть даже краткие описания систем (ВВД, погружения и всплытия, СДС). Для подводников - бесценный учебник. Наш адмирал настоятельно рекомендовал иметь каждому такую книгу в качестве настольной.
                  1. 0
                    11 февраля 2013 20:05
                    Мне в особенности понравилось, что приведены выдержки из вахтеного журнала. Что-то я запамятовал - что за система СДС?
                    1. +1
                      11 февраля 2013 20:08
                      Стационарная дыхательная система. А выдержки из вахтенного журнала тоже мне понравились. Многие моменты, описанные там трудно объяснимы. Особенно задержка с объявлением аварийной тревоги.
              2. avt
                0
                11 февраля 2013 21:01
                Цитата: 955535
                Не только в руководстве, но и в наличии соответствующей технической документации от проектанта.

                Так это и есть прямая вина руководства .Все по Риковеру
              3. Misantrop
                +2
                13 февраля 2013 00:11
                Цитата: 955535
                Не обошлось и без необдуманных решений командования дивизии - отправлять в море на боевую службу слабо подготовленный второй экипаж.

                Первый экипаж к этому времени уже больше года с борта не слезал, вымотаны были до предела. А от второго экипажа, АБСОЛЮТНО не знающего корабля (в УЦ документации по конструкции просто не было) фактически оставалось около 40%. По ВСЕМ документам вызод в море экипажу с более чем 10% прикомандированного л/с ЗАПРЕЩЕН до пересдачи задач. Там было 60% (!) и никакой пересдачи. Набрали толпу с других проектов и погнали в море за орденами для гачальства... Знакомый выжил тогда, и даже потом еще служил, но ... даром купание в такой воде не проходит. Его уже давненько нет, хоть и помоложе меня был на несколько лет...
        2. Misantrop
          +2
          13 февраля 2013 00:23
          Цитата: desava
          статистика явно не в пользу двухкорпусности...
          Статистика как раз говорит о том, что Риковер 100% прав в том, что му...ков не должно быть ни на борту, ни в штабе. Тогда и с безаварийностью будет все в порядке.

          Пришлось однажды не на своем борту в море на учения выйти. Из 6 операторов АЭУ в наличии было трое (остальные трое за неделю до этого начали службу лейтенантами). А ходили под двумя бортами. Не пробовали управлять сразу двумя установками, сидя на столе между пультами? Веселое занятие lol Полторы недели мы так "фестивалили". К счастью, обошлось...
          А другой раз мне позвонили с борта одной из АПЛ 667А проекта и попросили прислать сварщика. Начали выяснять, для чего, и ... просто охренели. Заварить попросили прочный корпус. Трещина возле люка 10 отсека. Мало того, они с этой трещиной ходили на учения и погружались (после глубины 100 м ее обжимало и течь прекращалась). ИМХО Риковер бы пристрелил командование за попытку выгнать в море корабль с ТАКОЙ неисправностью
          1. Mother Russia
            0
            16 февраля 2013 06:58
            Цитата: Misantrop
            А другой раз мне позвонили с борта одной из АПЛ 667А проекта и попросили прислать сварщика. Начали выяснять, для чего, и ... просто охренели. Заварить попросили прочный корпус. Трещина возле люка 10 отсека. Мало того, они с этой трещиной ходили на учения и погружались (после глубины 100 м ее обжимало и течь прекращалась).


            Етить-колотить! И что командование? Разобралось? Я надеюсь, неисправность устранили?
      2. lucidlook
        0
        12 февраля 2013 23:39
        "Курск"?
  14. politruk419
    +12
    11 февраля 2013 15:33
    Лось, особенно "улучшенный"-грозный и опасный противник. Особенно для глухого с кормы "Батона".
    Настоящий "охотник". А самое главное это здоровая наглость ихних командиров и малая наплаванность наших экипажей.
    К тому же их много.
    Лодка вышла практически идеальной для своего времени. Как говорил мой первый командир С.М.Романив:"Маленькая и ox...вшая в атаке". При этом тихонечко, вполголоса давая команду боцману на исполнение К-132 "сумашедшего Ивана". После чего "Лошарик" быстро вращая жопой съ...ывал от греха подальше. На дворе был 1994й год.
    1. +2
      11 февраля 2013 16:50
      Лодка замечательная у них получилась, надо признать. Если брать в расчет, что на них Томагавки, классифицировать надо как ПЛАРК. Хотя создавалась как чисто торпедная...
  15. Avenger
    +1
    11 февраля 2013 16:52
    Цитата: desava
    Всплытие экстренное обеспечивается главным образом скоростью и подъемной силой, создаваемой на корпусе ПЛ при изменении дифферента.

    А если этой скорости и подъёмной силы нет? т.е. когда у лодки ход минимальный, или вообще она стопе или в дрейфе, тогда как ей экстренно всплывать, как не продувкой цистерн?



    Цитата: politruk419

    Лось, особенно "улучшенный"-грозный и опасный противник. Особенно для глухого с кормы "Батона".
    Настоящий "охотник". А самое главное это здоровая наглость ихних командиров и малая наплаванность наших экипажей.
    К тому же их много.
    Лодка вышла практически идеальной для своего времени. Как говорил мой первый командир С.М.Романив:"Маленькая и ox...вшая в атаке". При этом тихонечко, вполголоса давая команду боцману на исполнение К-132 "сумашедшего Ивана". После чего "Лошарик" быстро вращая жопой съ...ывал от греха подальше. На дворе был 1994й год.

    Вы случайно не Покровский Александр? laughing Хотя нет, не он. У Вас "на дворе был 1994 год", а Александр Покровский уволен в запас в 1991 году.
    Кстати, А. Покровский один из моих любимых писателей, а его произведения периодически перечитываю, так, для души.
    1. +1
      11 февраля 2013 17:00
      Покровский один из моих любимых писателей. По теме. Экстренное всплытие обеспечивается продувкой ЦГБ на ВСЕХ лодках ЛЮБОЙ страны мира. Автор статьи этого как-бы не знал?
    2. politruk419
      +1
      11 февраля 2013 17:01
      Нет, я не Покровский. Я Коваленко. Но Покровкого тоже почитывал.
      И в результате "почитывания" составил о нём определённое сугубо личное мнение. Не в пользу Покровского.Хотя у него острый глаз и "лёгкое перо".
      1. 0
        11 февраля 2013 17:07
        К замполитам у него зуб? ;)
        1. politruk419
          +2
          11 февраля 2013 17:21
          И не только. К подплаву тоже. Общался в Сосновом Бору с его бывшими сослуживцами. Типичный типаж химика-дисседента. Хотя и не без талантов.
      2. +1
        11 февраля 2013 17:09
        Предположу: Вы были "замом"?
        1. +1
          11 февраля 2013 17:24
          Замом был, зампотех. :) "Пиджак".
          1. IgWest
            +2
            11 февраля 2013 22:45
            У Степана Романива замом был Сергей Зебницкий - Человек с большой буквы, профессионал. О нем в 10 дивизии до сих пор помнят, кто с ним служил. С Романивым они дружили
            1. politruk419
              0
              12 февраля 2013 02:22
              Вот поглядев на Сергея Константиныча я и захотел, впервые в жизни, стать замом. Таким как он!
    3. +2
      11 февраля 2013 18:15
      Цитата: Avenger
      А если этой скорости и подъёмной силы нет? т.е. когда у лодки ход минимальный, или вообще она стопе или в дрейфе, тогда как ей экстренно всплывать, как не продувкой цистерн?

      Конечно в этом случае продуваются, а для экстреннейшего всплытия использоваться должны газогенераторы "Турмалин". Хотя о практическом применении ни разу не слыхал. Но, а согласно РБЖ первостатейно ход и дифферент на корму.
  16. politruk419
    +5
    11 февраля 2013 17:18
    Потрясающая догадливость laughing
    Вообще-то ,изначально, я был командиром группы старта. А уж затем ,спустя14 лет , пять должностей и классы-замом.( скромно надеюсь-неплохим! ). По крайней мере никого из командиров не "снял"( подставой) с должности. У меня должны быть комплексы по данному поводу?
    1. +1
      11 февраля 2013 17:24
      зачем комплексы?))))))))))))) это всего лишь должность. Просто по оборотам речи понятно стало
      1. politruk419
        0
        11 февраля 2013 17:31
        Расценю как комплимент.......
        Встречный вопрос: 25-я Ди(кая)ПЛ ТОФ?
        1. Misantrop
          0
          11 февраля 2013 19:47
          Цитата: politruk419
          25-я Ди(кая)ПЛ ТОФ?
          Я в 25-й только на стаже был. Март 83-го. А потом мы туда только лодки из нашей 13-й передавали (после среднего ремонта)
        2. nnnnnn
          0
          12 февраля 2013 13:42
          25 дивизия? экипаж?
          1. politruk419
            0
            12 февраля 2013 15:12
            Вопрос ко мне?
    2. 0
      11 февраля 2013 17:32
      Вам комплексовать не надо. Замполит у нас в части был "свой в доску". Просто многие Ваши коллеги не пользовались популярностью в частях. На ПЛ такой человек долго не прослужит - спишут в политотдел флота.
  17. Misantrop
    +6
    11 февраля 2013 17:33
    Вот чему у американцев и в самом деле стоит поучиться, так это грамотности обслуживания своих АПЛ. Есть экипаж плавающий и экипаж технический. Разница примерно как при обслуживании своего автомобиля самому и на фирменном СТО.. Отсюда и большинство проблем отечественных АПЛ.

    Кстати, данные о рабочих глубинах погружения американцев - откровенные понты. В реале глубже 100 м они хрен когда суются
    1. 0
      11 февраля 2013 18:26
      а надо ли глубже? и ходят ли наши глубже?
      1. politruk419
        +4
        11 февраля 2013 18:35
        Май 1995г. 621эк.АПКРРК ТОФ. Упражнение ГВП. Глубина 460 метров. К-132.
        Было весело и почти нестрашно. Молодой был и глупый. Верёвочку поперек поста "Гранит" натягивали.А потом при всплытии она рвалась.
      2. Misantrop
        +9
        11 февраля 2013 19:16
        Цитата: Delta
        а надо ли глубже?

        Если по Атлантике, то не обязательно. А вот если там, где мы ходили, то и 200 м не всегда будут гарантией, что на айсберг не налетишь. Ребята из нашей флотилии и на 214 м однажды нарвались... Опять же "слой скачка" обычно в этих широтах ниже 100 м глубины проходит. Так что 200 м было стандартной глубиной погружения. Ну а сказки про "зависание без хода" оставим писателям и журналистам. Отдифферентовать можно, не вопрос, вот только любое перемещение (в том числе и бойца из носа в корму (или наоборот) собьет настройки дифферента. Поэтому без крайней необходимости никто и никогда не "зависает". Дифферентуют так, чтобы лодка была немного "легкая", дают пару градусов дифферента на нос для компенсации самопроизвольного всплытия. Тогда при аварийной потере хода АПЛ будет не проваливаться, а всплывать. Ну а дуть балласт на рабочей глубине - глупость и напрасный расход запаса ВВД (который потом надо будет пополнять длительной работой компрессоров (что тоже не добавляет скрытности). Поэтому не для понтов, а в реале все всплывают ходом, дифферентом и рулями, а продуваются уже в надводном положении. Расход ВВД при этом в разы меньше.

        Что же до всплытия во льдах, - тоже больше понты для прессы. Не с их жестяными корпусами подо льды соваться lol . Фотка выше - это не лед, лед начинается от метра lol БДРМ мог ломать корпусом при всплытии до 5 м, американец при такой попытке сплющит рубку request
        1. почтальон
          0
          11 февраля 2013 21:07
          Цитата: Misantrop
          Фотка выше - это не лед, лед начинается от метра

          Ради интереса: неужели не "ломают" подрывом? Именно таран рубкой?
          Как то не эстетично....
          Логичнее было бы : зарядил в ТА ,что нить такое ,как гоVNо, которое не тонет, а всплывает , пли( или просто сжатым её).,вспляло под свод льда,задержка подрыва,отчапал на безопасное,подрыв...и всплявай в полынье.
          Как то так request
          1. +4
            11 февраля 2013 21:37
            Цитата: почтальон
            Именно таран рубкой?
            Таран рубкой - это в голливудских фильмах про К-19 и подобных. Смешно, а люди верят. На самом деле лёд ломается верхней частью ограждения рубки и не тараном, а выдавливанием. За счет предельно низкой вертикальной скорости и статического воздействия..
            Цитата: почтальон
            отчапал на безопасное,подрыв...и всплявай в полынье.

            Поиски уже готовой полыньи и позиционирование корабля для всплытия относительно полыньи могут затянуться на длительное время, а тут еще такой фейерверк.
            1. почтальон
              0
              11 февраля 2013 22:33
              Цитата: 955535
              Смешно, а люди верят.

              Я вот тоже слабо верю в динамический удар.
              ХОТЯ ПИШУТЬ:
              17 марта 1959 — американская субмарина SSN-578 «Skate», пробив рубкой слой льда, всплыла на Северном полюсе.


              Здесь похоже в полынью:

              А здесь похоже нет:





              потратил время на контакт (обещали во льдах), а тут не во льду оказалось:
              [media=http://vk.com/video3956652_162400668?hd=-1&t=]

              Цитата: 955535
              Поиски уже готовой полыньи

              не готовой, а самим "сделать" (подрыв)
              А так:
              Окно – еще неустановившийся термин, принятый для обозначения участков молодого льда, покрывающего поверхность полыней, разводий и каналов. Окно хорошо просматривается в перископ. Оно выделяется ярким пятном на более темном фоне остальной поверхности, покрытой толстым паковым льдом.

              30 июля 1958 года «Скейт» вышла в арктический поход, став второй после «Наутилуса» американской субмариной, прошедшей под Северным полюсом и первой в мире подводной лодкой, сумевшей на нём всплыть. За этот поход корабль получил награду Navy Unit Commendation.
              1. +3
                11 февраля 2013 22:39
                Устраивать подрывы, а потом искать образовавшуюся полынью дело неразумное. Найти полынью, даже сделанную с помощью подрыва крайне сложно. Лодка не автомобиль (отъехал, взорвал, подъехал). Нужно учитывать еще фактор дрейфа льда и наличие подводных течений. Еще стоит помнить, что работать приходится почти вслепую, хотя имеется несколько камер на корпусе лодки, направленных вверх. А тут еще и взрывом привлечь врага.
                1. Misantrop
                  0
                  11 февраля 2013 23:38
                  Цитата: 955535
                  работать приходится почти вслепую, хотя имеется несколько камер на корпусе лодки, направленных вверх

                  У нас системы НОК и НОР неплохо работали
            2. +2
              11 февраля 2013 22:37
              да приледнение веселое занятие )вспоминаю как на моем боевом посту надо было 2 клапана открывать срочно и при чем они были по обоим бортам ! сколько я РБ порвал сколько я раз локти( оставлял )ужас но весело )))))))))))
              1. +1
                11 февраля 2013 22:43
                45744 - знакомая в\ч, 114-я :)
                1. 0
                  11 февраля 2013 22:49
                  точно так 114 -я )))
                  1. +1
                    11 февраля 2013 22:58
                    Она же "Тула".
                    1. 0
                      11 февраля 2013 23:19
                      Она родимая ))))14 -ый пирс как мне кажется )
                      1. +1
                        11 февраля 2013 23:25
                        8-й пирс, парадный. Звери на дальних пирсах не стояли.
                      2. 0
                        11 февраля 2013 23:53
                        не знаю как раньше было но как раз на 8 пирсе звери не стояли не разу когда я служил !!!и это 14 !если б это был 8 то сзади полностью был бы виден остров и с а пролив был бы с право а тут с лева !
                      3. 0
                        12 февраля 2013 07:39
                        То что это пирс 8 - точно. Снимок сделал КДЖ в начале февраля 2006 года. Прекрасно помню этот солнечный день.
                      4. 0
                        12 февраля 2013 09:53
                        да не 8 это пирс !!память тебя подводит однозначно !!!а вот на моем фото точно 8 пирс а на твоем фото 14 пирс ! вспомни получше !
            3. почтальон
              +3
              11 февраля 2013 22:52
              Цитата: 955535
              это в голливудских фильмах про К-19 и подобных.

              То же слабо верится в динамический удар.Но пишуть:
              В книге американского журналиста Н.Полмера приведена фотография атомной подводной лодки «Сарго», всплывшей из-под арктического льда толщиной 122 см. Это свидетельствует о способности подводных лодок пробивать однолетний лед и всплывать в надледное положение или под рубку.

              30 июля 1958 года «Скейт» вышла в арктический поход, став второй после «Наутилуса» американской субмариной, прошедшей под Северным полюсом и первой в мире подводной лодкой, сумевшей на нём всплыть. За этот поход корабль получил награду Navy Unit Commendation.


              К-320 : Начали переговоры, поздравив экипаж с успешным выполнением задачи. Старший на борту – Герой Советского Союза контр-адмирал Е.Д.Чернов. Он сказал, что у них всё в порядке, всплывали в полынье в 200 милях от кромки льда, лёд в полынье был толщиной 20 см, толщина льда до кромки – 5-7 м.

              проект 613 в арктических льдах.


              Цитата: 955535
              Поиски уже готовой полыньи и позиционирование

              я вообще то имел ввиду "рукотворную" полынью.
              с советского самолета Н-169 2-3 марта 1941 г. в районе «полюса относительной недоступности» наблюдались полыньи шириной до 500 м и длиной до 18 км; изредка попадались обширные пространства чистой воды шириной до 10 км и длиной до 45 км.

              Окно – еще неустановившийся термин, принятый для обозначения участков молодого льда, покрывающего поверхность полыней, разводий и каналов. Окно хорошо просматривается в перископ. Оно выделяется ярким пятном на более темном фоне остальной поверхности, покрытой толстым паковым льдом.

              эхоледомер?

              (обещали из подо льда, но всё равно интересно)
              http://vk.com/video3956652_162400668?hd=-1&t=
              =========================================================
              Skate (SSN-578), at the North Pole, 1962./ ледок явно свежий/
              1. +1
                11 февраля 2013 22:56
                Всплытие в полынье летом.
                1. 0
                  11 февраля 2013 23:21
                  _________________
              2. Misantrop
                +2
                12 февраля 2013 00:07
                Цитата: почтальон
                Это свидетельствует о способности подводных лодок пробивать однолетний лед и всплывать в надледное положение или под рубку.

                Вот Вам фото. АПЛ США на ровном киле, вот только рубка слегка набок... lol
                Интересно, насколько ее загнет при попытке пробить лед? wassat
                1. почтальон
                  0
                  12 февраля 2013 00:37
                  Цитата: Misantrop
                  Вот Вам фото.

                  Не мне! Авторам.

                  Цитата: Misantrop
                  вот только рубка слегка набок..


                  Неужели не ясно было ДТП, вернее ПТП what
                  1. Misantrop
                    0
                    12 февраля 2013 10:40
                    Цитата: почтальон
                    Неужели не ясно было ДТП, вернее ПТП

                    Ну да, последствия столкновения с далеко не самым крупным надводным кораблем. А если учесть, что масса ледяного поля превышает массу корабля в десятки (если не в тысячи) раз, а прочность его выше, то последствия столкновения с ним представить не сложно... what
            4. politruk419
              0
              12 февраля 2013 02:30
              Экстремальные "Приколы" северян))))))) У нас на ТОФ для этого Батонами пользуются.Очень редко. На моей памяти всего пару раз.... впечатляет!!!!!!
            5. Mother Russia
              0
              16 февраля 2013 07:09
              Здравствуйте! hi
              Красотища! Повезло вам, конечно, на такой красавице служить!
              Потрясающей красоты лодки эти БДРМки! Прямо эстетическое удовольствие получаешь, когда на них смотришь.
              Какой же гениальный конструктор был Сергей Никитич Ковалёв, что заложил в своих лодках огромный модернизационный потенциал. Царствие ему Небесное.
          2. Misantrop
            0
            11 февраля 2013 23:36
            Цитата: почтальон
            Логичнее было бы : зарядил в ТА ,что нить такое ,как гоVNо

            А потом списываешь его, оформляя кучу бумаг lol Понятно, что в случае приказа на применение оружия никто долгими поисками полыньи заморачиваться не будет. Но вот в мирное время тратить на это боевые торпеды... wink
        2. 0
          11 февраля 2013 22:07
          Лично наблюдал работу системы стабилизации без хода в течение нескольких суток. Работает нормально. Даже не пришлось отменять построения боевых смен на развод. Это о "журналистских сказках" про зависание без хода. Автоматика справляется..
          1. Misantrop
            0
            11 февраля 2013 23:49
            Цитата: 955535
            Лично наблюдал работу системы стабилизации без хода в течение нескольких суток. Работает нормально.

            А это уже от настройки конкретных систем конкретного корабля зависит. У нас САУ отлично держала мощность реакторов на 2% мощности. Больше ни на одном корабле дивизии подобного не наблюдал (при менее 5% начинало раскачку с последующим падением АЗ). А по паспорту не может держать меньше 18%.
            Цитата: 955535
            Автоматика справляется..

            Не приходилось слышать, как этот режим со стороны "звучит"? Откачка из уравнительной - довольно шумное занятие. Перегон воды между дифферентовичными хоть и потише, но тоже дает довольно характерные шумы. Так что без крайней на то необходимости (проверка системы и т.п.) этим никто не занимается
            1. +1
              12 февраля 2013 13:37
              На одновальных однореакторных лодках постановка на СГБХ довольно рядовое событие - если какие нибудь протечки или парения: выход в РГРМ и устранение неисправности в режиме стабилизации без хода. На многоцелевых лодках система стабилизации автономна, почти не завязана на водоотливную, есть свои насосы системы стабилизации, ГОНы не задействованы.
        3. 0
          12 февраля 2013 00:02
          Так ведь и американцы подо льдами ходят. Причем раньше нас начали. Так что глубины у них те же
          1. Misantrop
            +1
            12 февраля 2013 00:38
            Цитата: Delta
            Так что глубины у них те же

            Это утверждение на чем-то основано? Начать раньше, сделать несколько целевых походов это одно и то же, что нести службу там постоянно? Под краем ледяного поля можно и на 50 м прокатиться, не зацепишься
  18. 0
    11 февраля 2013 17:36
    Цитата: politruk419
    давая команду боцману на исполнение К-132 "сумашедшего Ивана".

    Поподробнее можно?- это как же? winked
    1. politruk419
      +3
      11 февраля 2013 17:44
      Это очень осторожно и никуда не торопясь!!!!!. Одна линия вала вперёд, вторая назад. И плавно перекладываем КГР "на борт". Впрочем, боцману с командиром виднее. Особенно боцману. Ну а вестовым-беречь посуду!!!! laughing
      1. +3
        11 февраля 2013 20:52
        Цитата: politruk419
        И плавно перекладываем КГР "на борт".
        Может все таки вертикальный на борт? Или у вас было раздельное управление перьями КГР?
        1. politruk419
          0
          11 февраля 2013 21:08
          Спасибо за поправку. Конечно вертикальный. ОписАлся......вспоминая молодость лихую fool
          1. +2
            12 февраля 2013 00:10
            Вот же дядьки спецы! Читаешь и жалеешь, что тебе не 15 лет, а то бы зарубил бы в нос себе мечту и рванул бы... пусть тяжело и страшно, но гордости за такую службу... Спасибо за труды ратные, без язвы говорю... Благодаря ВАМ мои дети не молятся на зведно-полосатый.
            1. alex popov
              0
              12 февраля 2013 15:28
              Цитата: Ахтуба73
              Спасибо за труды ратные, без язвы говорю... Благодаря ВАМ мои дети не молятся на зведно-полосатый.

              +1. И от меня Спасибо!)
  19. +4
    11 февраля 2013 18:05
    Добавлю еще 5 копеек в копилку мнений. Говоря об американских АПЛ нужно помнить, что каждая из них имеет возможность обмена информацией в реальном масштабе времени с разветвленной автоматизированной системой наблюдения за надводной ои подводной обстановкой ВМФ США, куда входят известная система СОСУС, а также разнообразные средства обнаружения и сопровождения подводных и надводных целей установленные на кораблях, самолетах, вертолетах и спутниках (радары, сонары, гидроакустические буи, инфракрасные датчики, магнитометры и т.д.) / Это позволяет АПЛ минимизировать использование своих средств в активном режиме, а значит повысить скрытность..
    Американцами также проводятся значительные работы по динамической доразведке и корректировке координат целей, обеспечивающей возможность использования КР типа Томагавк устанавливаемых на АПЛ не только против стационарных (наземных) целей но и в качестве ПКР против надводных и подводных целей. Т.е. имея довольно старую подводную платформу американцы умудряются постоянно повышать ее боевую эффективность
    1. +3
      11 февраля 2013 18:13
      Система СОСУС работает не в он-лайн режиме, т.е. данные, записанные с ее датчиков сначала обрабатываются в центре, убираются все лишние шумы, естественный шум моря, его обитателей и прочее и уж потом только можно различить то, что нужно. В частности шумы подлодок.
      1. +2
        11 февраля 2013 18:24
        Естественно, в подобных системах первичная информация о целях сначала обрабатывается, фильтруется, группируется и т д и только потом выдается пользователям. Иначе те просто захлебнутся в потоке ложных тревог. И все эти процессы обработки выпопняются в режиме реального времени, а не в режиме онлайн. Просто масштаб реального времени для каждого уровня обработки свой.
        1. Misantrop
          +3
          11 февраля 2013 19:23
          Цитата: gregor6549
          Это позволяет АПЛ минимизировать использование своих средств в активном режиме, а значит повысить скрытность..
          ... в надводном положении laughing Под поверхность воды проходят только СДВ (с длиной полуволны порядка полутора километров). Можно передать сигнал боевого управления (разрешение на старт), но не кучу кодированных ништяков. Хочешь связь и прочие плюшки - всплывай или выпускай буксируемую или другую антенну. И при наличии нормальной спутниковой группировки скрытности при этом можно помахать ручкой lol
    2. +1
      11 февраля 2013 18:42
      "Это не мелочь, дружище Битнер!!! Это - далеко не мелочь!!!"
  20. fidji
    0
    11 февраля 2013 18:56
    прослеживается четкая аналогия с пикировщиком 2 мировой Юнкерс-87. никудышная скорость, скверная аэродинамика - но какая результативность!!!
    Видно не стоит комбинировать все самое лучшее для отличного результата.
    1. +2
      11 февраля 2013 19:20
      вряд ли такая аналогия уместна. "Лос-Анджелесы" лишены таких недостатков. Ю-87 имел успех в 40-41 годах, дальше их начали валить. "Лос-Анджелес" уж сколько лет остается эффективным оружием. НЕ непобедимым, но все-таки очень эффективным. И, что важно - сравнительно недорогим
      1. Misantrop
        0
        11 февраля 2013 19:30
        Цитата: Delta
        "Лос-Анджелес" уж сколько лет остается эффективным оружием. НЕ непобедимым, но все-таки очень эффективным. И, что важно - сравнительно недорогим

        Т.е. великолепным образцом боевой техники для мирного времени. Как, впрочем, и практически весь подводный флот США. Когда они ТОЧНО знают, что как бы они ни хамили, НИКТО их за это топить не рискнет
  21. balamut_x
    0
    11 февраля 2013 19:45
    USS Toledo SSN-769



    http://prometheus.med.utah.edu/~bwjones/2009/05/uss-toledo-ssn-769/
    1. politruk419
      +3
      11 февраля 2013 20:54
      Рулевой Гарсия (второе фото сверху) чисто наш татарин! "Казачёк"?
      И не одного "укурка" афроамериканского, что характерно....
      Да они там расисты махровые, поди!
      1. +4
        11 февраля 2013 22:11
        Кто там "мазуте" доверит управлять таким сурьёзным оборудованием? belay
        Только в обслуживающий персонал.
        Это в Фильмах у них капитаны АПЛ и CVN бывают "гуталины". soldier
        Попадают иногда в кадрах и такое.

        Кто допустил такое?
        "Джентельменов" по любому больше в их рядах. wink



        Даже на кокардах беретов указано половое и рассовое расслоение. wink
        1. +1
          11 февраля 2013 22:15
          У американцев скоро и бабы служить будут. Уже идет подготовка двух десятков кандидатов.
          1. +5
            11 февраля 2013 22:19
            Цитата: 955535
            Уже идет подготовка двух десятков кандидатов.
            Кандидатов в бабы? laughing
            1. +3
              11 февраля 2013 22:33
              Бабы настоящие, но судя по фото некоторых - страшнее ядерной угрозы. А может быть всё так и задумано?
              1. 0
                11 февраля 2013 22:59
                Некоторые любому фору дадут,но амазонки на подводной лодке,к .примеру----перебор)))
                1. +1
                  12 февраля 2013 18:21
                  На фото бабища из Новой Зеландии. У них, кстати бабы на лодках служат уже давно. Теперь я понимаю почему laughing Никто не позарится даже через пару месяцев.
      2. Avenger
        +2
        12 февраля 2013 00:59
        Цитата: politruk419

        Рулевой Гарсия (второе фото сверху) чисто наш татарин! "Казачёк"?
        И не одного "укурка" афроамериканского, что характерно....
        Да они там расисты махровые, поди

        Значит Вы не заглядывали доп эту ссылку:

        http://prometheus.med.utah.edu/~bwjones/2009/05/uss-toledo-ssn-769/

        ...их там есть
  22. 0
    11 февраля 2013 20:13
    ну, чтож ждем статью про Сиа Вульфа
  23. dmn2
    +1
    11 февраля 2013 20:48
    Цитата: djon3volta
    кто смотрел фильм Охота за «Красным октябрём»?фильм снят в 1990 году.как вы можете это объяснить???


    есть такая штука : эгрегориально-матричное управление. Если интересно - поисковик в помощь. В двух словах не объяснить.
  24. +1
    11 февраля 2013 21:13
    В америке как всегда: выходец из России и еврей. Если бы не наши евреи там где была бы эта америка? А статья хорошая, коментарии тоже отличные узнал много нового и интересного.Спасибо.
    1. +1
      11 февраля 2013 23:36
      Наши евреи ? Наши вобщето руссикие, если че ;)
      1. +1
        12 февраля 2013 00:16
        Цитата: Geisenberg
        Наши евреи ? Наши вобщето руссикие, если че ;)

        Наши евреи - это наши, живущие с нами не один век. И еще если че Россия многонациональная страна. И научитесь писать слово русские правильно, а то похоже что вы сами нерусский.
    2. 0
      12 февраля 2013 17:09
      Цитата: Курянин
      Если бы не наши евреи там где была бы эта америка?

      В этом и весь прикол.))) США - это не столько география, сколько государственный строй и люди, которые послали нафиг своих князьев, графьев и "национальных лидеров", уехали за океан и договорильсь жить по своим правилам. Получилось, надо сказать, замечательно.

      США могли образоваться где угодно - хоть в Индии, сейчас были бы "СШИ" с тем же населением и государственным строем
      1. Misantrop
        +1
        12 февраля 2013 22:09
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        государственный строй и люди, которые послали нафиг своих князьев, графьев и "национальных лидеров", уехали за океан и договорильсь жить по своим правилам. Получилось, надо сказать, замечательно.

        Ну и что мешает сделать то же самое и присоединиться к этому "празднику жизни"? Или князья не дают? wassat
  25. +2
    12 февраля 2013 22:03
    Медведей и мы встречали.
  26. lucidlook
    +1
    12 февраля 2013 23:10
    АПЛ «Сан-Франциско» - 8 января 2005 года лодка, идущая на 30 узлах (≈55 км/ч), врезалась в подводную скалу.


    По результатам похода экипаж "Подводной Скалы" представлен к государственным наградам. wink
  27. Shoma-1970
    0
    13 февраля 2013 02:24
    Чтоб ихние все корабли стали похожими, как на фото выше!!! "Миротворцы" х-ы!
  28. 0
    4 декабря 2017 20:20
    Судя по схеме у Лосей ТА в носовой части, а не с боков. Я обычно представлял, с боков под углом, это возле рубки т.е. почти в центре корпуса. А тут впереди. Это точно Лось?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»