Мирные и военные лазерные установки

В 2020 году в России собираются запустить самую мощную в мире лазерную установку. Она будет установлена в Саровском технопарке. По словам Сергея Гаранина генерального конструктора по лазерным системам Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики, установка под индексом УФЛ-2м будет иметь 192 лазерных канала, ее площадь будет составлять примерно 2 футбольных поля, а в самой высокой точке ее высота будет сравнима с 10-этажным домом. Предполагается, что с помощью данного уникального оборудования можно будет проводить фундаментальные исследования высокотемпературной плотной плазмы, при этом на комплексе смогут работать не только российские, но и иностранные ученые.

Лазерная установка будет смонтирована на территории технопарка «Саров», который расположен недалеко от Федерального ядерного центра и города ядерщиков. Разработкой системы управления лазерной установкой займется нижегородское предприятие НИИИС им. Седакова. Помимо этого, в Саровском технопарке планируется создать национальный центр лазерных систем и технологий. В 1-м квартале 2013 года будут закончены работы по проектированию данного центра, в котором кроме фундаментальных исследований, планируется разрабатывать опытные образцы продукции и производить их серийно.

По словам Гаранина, в центре будет создано порядка 360 высокотехнологичных рабочих мест для молодых российских ученых. Первую продукцию в центре рассчитывают получить уже в конце 2014 года. Стоимость работы по строительству мощнейшей лазерной установки в технопарке «Саров» оценивается в 45 млрд. рублей (1,16 млрд. евро). Сообщается, что длина мощного лазерного комплекса будет равна 360 метрам, высота – более 30 метров, мощность – 2,8 МДж. При создании данного комплекса будут применяться лишь отечественные технологии, при этом мощность лазера превзойдет установку, которая строится международными силами во Франции (ее мощность составит около 2 МДж).
Мирные и военные лазерные установки


Построенный в Сарове лазер будет применяться для термоядерного синтеза. Лучи всех используемых лазеров будут сходиться в одной точке, где и будет проходить процесс создания плазмы. За последние 40 лет в городе Сарове была создана необходимая научная база по разработке мощных лазеров. Данное направление стало одним из профильных для образованного в 2004 году Саровского технопарка. В настоящее время на его территории общей площадью в 60 га уже развернули свое высокотехнологичное производство более 30 компаний-резидентов.

Военное применение лазеров

Стоит отметить, что лазеры волнуют не только ученых, интересуют они и военных. В свое время именно СССР являлся одним из лидеров в создании лазерного оружия, в том числе и корабельного базирования. В свое время в СССР активно работали над созданием космических лазеров, которые трудно было испытывать на земле, так как их использование связано со стационарным энергоснабжением, а для чистоты проведенных экспериментов требовалась полная автономность установки. Именно поэтому в качестве платформы для испытания будущего оружия «звездных войн» и были выбраны корабли.

Специально для этого Невским ПКБ был разработан проект 05961, который предусматривал переделку лесовоза «Восток-3» типа «Вытегралес» в носитель лазерного оружия. Переделанный корабль получил наименования «Диксон». В 1978 году корабль был перестроен от киля до клотика. Это было необходимо, потому что лазерная установка, разработанная по проекту «Айдар», обладал очень большой массой и габаритами. Помимо этого она требовала достаточно значительных затрат энергии, по этой причине в дополнение к уже установленным на «Диксоне» двигателям, на нем были смонтированы 3 турбореактивные установки от пассажирского реактивного самолета Ту-154. В результате процедуры переоборудования полное водоизмещение корабля возросло до 9,5 тысяч тонн.
Мирные и военные лазерные установки
Опытное судно "Диксон"

Свой первый выстрел лазерная установка «Айдар» произвела в 1980 году, корабль проходил испытания летом у побережья Крыма. Луч с корабля достиг мишени, расположенной на удалении в 4 км., но не смог ее поджечь, луч только нагрел мишень. Коэффициент полезного действия составил всего лишь 5%. Остальная энергия лазерного луча была поглощена морской влагой. Несмотря на это результаты испытаний были расценены как отличные, так как система проектировалась для применения в открытом космосе, где никаких испарений просто нет. После этого испытания системы были продолжены, среди прочего проводилась стрельба по радиоуправляемому катеру-мишени. С расстояния в 400 метров лазер уверено поразил мишень.

Помимо этого в Советском Союзе шли работы и по корабельному лазеру. Работы над ним начались еще до «Диксона». В 1976 году на севастопольском Севморзаводе начались работы по переделке среднего десантного корабля СДК-20, построенного по заказу ВМФ СССР в Польше в 1963 году. Данный корабль ждало радикальное переоборудование. СДК общим водоизмещением в 704 тонны предстояло переделать в первый в мире корабль, оснащенный морским лазерным оружием – специальным комплексом «Аквилон» (древнеримское название северо-восточного ветра).

Десантное судно СДК-20 переоборудовалось в опытное судно ОС-90 по спецпроекту 10030 «Форос», его разработкой занималось ЦКБ «Черноморец». Переделка предстояла серьезная, так как на корабле надо было разместить установку массой в 90 тонн. На разработку компонентов МСУ – мощной силовой установки и перестройку бывшего десантного корабля понадобилось практически 8 лет. Судно смогло войти в состав флота лишь в 1984 году. В октябре 1984 года на Феодосийском морском полигоне прошли первые испытательные стрельбы. «Аквилон» взял на сопровождение и на малой высоте успешно поразил ракету-мишень. При этом подготовка к самому выстрелу потребовала около суток. Испытания в очередной раз доказали, что влажность морской атмосферы существенно снижает КПД лазерного луча. Ученым пришлось серьезно потрудиться, для того чтобы уменьшить влияние данного фактора.
Мирные и военные лазерные установки
Опытное судно ОС-90

В дальнейшем упрощенная и уменьшенная версия «Аквилона» была установлена на малый артиллерийский корабль МАК-11 «Вьюга», относящийся к проекту 12081. Лазерный излучатель, установленный на нем, предназначался для вывода из строя органов зрения личного состава и оптико-электронных средств противодесантной обороны противника.

К сожалению, начавшаяся перестройка и последующий развал СССР практически закрыли тему разработки лазерного оружия. В 1990-е годы и ОС-90, и «Диксон» доставшиеся после раздела Черноморского флота Украины были отправлены на слом. В настоящее время, если верить сообщениям СМИ, работы по исследованию лазерного оружия в России были возобновлены. Так на ТАНТК им. Бериева ведутся работы по модернизации летающей лаборатории А-60, созданной на базе транспортного самолета Ил-76. Этот самолет до распада СССР применялся для отработки военных лазерных установок.

Американские разработки в области корабельных лазеров

В ближайшее время американский военно-морской флот может получить на вооружение боевые лазеры. Согласно докладу Исследовательской службы Конгресса США готовые для боевого применения образцы лазерного высокоэнергетического оружия будут подготовлены к эксплуатации в ближайшие годы. На первом этапе боевые лазеры смогут уничтожать летательные аппараты, ракеты и маломерные суда на расстоянии до 1,5-2 км. Постепенно радиус их поражения вырастет до 15-20 км. В свою очередь контр-адмирал Мэтью Кландер начальник Управления военно-морских исследований ВМС США не так давно уточнил: на боевых кораблях лазерное оружие появится уже через 2 года. При этом это будут не опытные модели, а прототипы боевых лазеров, на основе которых в скором времени начнется выпуск серийных образцов. По словам Мэтью Кландера, американские ученые готовы создать лазерную пушку за счет интеграции уже имеющихся технологий, которые являются достаточно совершенными, для того чтобы применяться на боевых кораблях.
Мирные и военные лазерные установки
Установка LaWS на полигоне

Американские корпорации Northrop Grumman и Raytheon специализируются на создании твердотельных лазеров. Данным компаниям удалось добиться существенных успехов. 6 апреля 2011 года опытный американский корабль (бывший эсминец Paul F. Foster типа Spruance), оснащенный лазерной пушкой компании Northrop Grumman, на испытаниях успешно поджег маленький катер, который находился на удалении в одну милю (1853 м.) от корабля. В 2012 году луч другого боевого лазера той же компании успешно поразил головную часть BQM-74 – беспилотной мишени, имитировавшей противокорабельную ракету.

В 2012 году также прошли испытания опытного образца боевого лазера, созданного компанией Raytheon, он был смонтирован на борту новейшего ракетного эсминца Dewey (DDG 105), относящегося к типу Arleigh Burke. Достаточно большую лазерную пушку LaWS – Laser Weapon System, мощностью в 33 кВт вместе с электрогенераторами в специальных контейнерах установили на вертолетной площадке эсминца. Таким образом, эсминец Dewey стал первым боевым кораблем из состава ВМС США, который был оснащен лазерным оружием, пусть и экспериментальным, при этом корабль лишился возможности принимать на своем борту вертолеты. Ранее установка LaWS испытывалась на острове Сент-Николас и на полигоне Уайт Сэндс, где успешно поражала беспилотные-аппараты мишени, о ее морских испытаниях ничего не сообщается.

В настоящее время корпорация Raytheon вместе с компаниями L-3 Communications и IPG Photonics, а также Управлением по оружию направленной энергии ВМС США и Электронно-оптическим центром штата Пенсильвания создают на базе LaWS боевую лазерную установку, которая предназначена для отражения атак маломерных судов, а также противокорабельных ракет на ближнем рубеже оброны. Сегодня прорабатывается несколько различных вариантов установки лазерной пушки, к примеру, она может монтироваться в башне шестиствольной 20-мм зенитно-артиллерийской установки Mk 15 Phalanx. Помимо этого рассматривается вариант спаренного размещения лазерной установки с данной артиллерийской установкой.
Мирные и военные лазерные установки
Установка LaWS на вертолетной площадке эсминца Dewey

В то же время корпорация Boeing для установки собственной лазерной установки готова использовать 25-мм артустановку Mk 38 Mod 2 производства компании BAE Systems. При этом ее установка на свободных электронах будет обладать больше мощностью порядка 100 кВт, а это значит, что и дальность ее стрельбы будет выше. Но, если на атомных авианосцах проблем с подачей энергии быть не должно, то на обычных кораблях они могут проявиться. Именно поэтому ВМС США активно работают над разработкой гибридной энергетической установки, предназначенной для эсминцев.

В настоящее время работы над созданием собственных боевых лазерных установок идут и в Западной Европе, Китае и Израиле. Так во Франции компании Thales и Nexter осуществляют долгосрочную программу по разработке лучевых средств поражения. На 1-м этапе они собираются создать твердотельную лазерную установку мощностью до 10 кВт, которая должна будет поражать малоразмерные цели на удалении до 5 километров. На 2-м этапе создать лазер мощностью в 100-150 кВт, для поражения объектов типа ракета, катер на удалении в 5-10 километров. К 2020 году во Франции надеются создать 300-кВт лазер, который можно будет устанавливать на кораблях класса фрегат и эсминец, для выполнения оборонительных и ударных работ с дальностью поражения в 10-15 километров.

Источники информации:
-http://vz.ru/news/2013/2/6/619194.html
-http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/1213/14159768/detail.shtml
-http://oborona.ru/includes/periodics/navy/2012/1214/14029764/detail.shtml
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. iSpoiler 11 февраля 2013 15:12
    Давно пора.
    Обалдеть про - хрен какая ракета подлетит.
    Оч надеюсь наши не ударят в грязь лицом и сделают красиво.
    За этим будущее.
    ИМХО как обычно)
    iSpoiler
    1. Громобой 11 февраля 2013 16:24
      Самой большой перспективой в области лазерного оружия считаются твердотельные лазеры, которые достаточно легки и компактны. Их можно установить на бомбардировщиках и истребителях, но мощности твердотельных лазеров достаточно лишь для поражения не очень крупных целей, таких как ракеты класса земля-воздух и воздух-воздух.
      Первая твердотельная лазерная система, предназначенная для установки на летательные аппараты, называется Hellads и ее можно установить на самолетах-бомбардировщиках. Система использует набор лазерных ячеек, суммарная импульсная мощность которых может достигать значения 150 КВт. Компания General Atomics, являющаяся разработчиком системы Hellads, создает более компактный вариант системы с одной или двумя ячейками, мощность которой составляет около 34 КВт. Такой мощности будет достаточно для противодействия приближающимся ракетам, а габариты такой системы позволят установить ее на самолет-истребитель.Компания General Atomics, работающая по заказу Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA, закончила разработку малогабаритной твердотельной лазерной системы в 2012 году. В настоящее время идет интеграция управления этой системы с другими бортовыми системами самолета, а в 2014 году в воздух поднимется первый самолет, вооруженный лазером компании General Atomics, который будет использоваться для испытательных стрельб по реальным целям.
      Система Hellads является не единственной твердотельной лазерной системой, работа над которой ведется в настоящее время. Компания Lockheed Martin, так же работающая по заказу DARPA, уже приближается к началу испытаний собственной лазерной системы Aero-Adaptive/Aero-Optic Beam Control, которая внешне походит на автоматическую башенную лазерную турель. Раньше специалисты компании Lockheed Martin не могли заставить лазер работать должным образом из-за помех, создаваемых теплом и турбулентностью потока воздуха из сопла реактивного двигателя самолета. Новая система управления лазером будет в состоянии управлять адаптивной оптикой, что сделает работу лазера не зависящей от потоков воздуха и ее можно будет устанавливать на скоростных самолетах-истребителях.
      Согласно информации от компании Lockheed Martin их лазерная система уже прошла всесторонние испытания в аэродинамической трубе. А в настоящее время идет создание опытного образца, который будет установлен на реальном самолете-истребителе для проведения боевых испытаний.http://www.dailytechinfo.org/military/4478-v-sleduyuschem-godu-samolet
      y-istrebiteli-i-bombardirovschiki-poluchat-pervye-boevye-lazernye-sistemy.html
  2. MG42 11 февраля 2013 17:08
    СЛК 1К11 «Стилет» советский лазерный танк 11к17

    http://www.militarists.ru/?p=3798
    MG42
    1. Dinver 11 февраля 2013 22:57
      Цитата: MG42

      СЛК 1К11 «Стилет» советский лазерный танк 11к17

      Лукавишь это не СЛК 1К11 «Стилет», а 1К17 «Сжатие»

      http://ru.wikipedia.org/wiki/Сжатие_(лазерный_комплекс)
      1. MG42 11 февраля 2013 23:13
        Да согласен.
        MG42
  3. Kir 11 февраля 2013 18:43
    Ну вот хоть нормальная статья по возможностям Л.А.З.Е.Р.-ов, а то некоторые пишут о появлении в следующем году установок базируемых на истребителях, если даже на таких объектах как корабли и то установки с характеристиками несопоставимыми не то что с ракетным, а даже не с навороченными арт системами, да и к моменту создания установок с радиусом действия под 20км., не факт что не создадут эффективной защиты, и если уж говорит о мощных установках то это Рентген ЛАЗЕР с термоядерной накачкой, но этот вообще судя по всему мало того что жрёт энергию, вроде ещё и габаритами страдает, так что скорее всего лазер будет использоваться по большей части в мирных целях.
    Kir
  4. darksoul 17 апреля 2013 16:59
    Советский союз активно работал в этом направлении, надеюсь наши специалисты тоже будут развивать это направление используя прежние наработки
  5. Nitarius 17 мая 2013 12:06
    Народ -успокойтесь. Лазерное оружие -это еще тот бред!я вас уверяю! Американцы на этом пилят очередной бюджет!
    Лазер какой бы он не был- при дожде или другой погоде- грошь цена ему!оптические слои атмосферы- рассеивают пучок!и мощность копеешная доходит до конечного назначения!
    Давно когда то в СССР- еще на любились с этим! все пошло коту под хвост!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня