Саммит Центральная Азия – ССАГПЗ. Поле для России в регионе продолжает сужаться

5
Саммит Центральная Азия – ССАГПЗ. Поле для России в регионе продолжает сужаться


Привлечение инвестиций


15 апреля в Ташкенте состоялся саммит по линии «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ)». Мероприятие проходило в министерском формате, но по сути совмещало внешнеполитический «Стратегический диалог» и инвестиционный форум. Помимо делегаций собственно от участников ССАГПЗ, присутствовала и делегация Азербайджана под руководством главы МИД Д. Байрамова.



Саммиты «Центральноазиатской пятерки» за два года стали привычным международным форматом. Пятерка – это Казахстан, Туркмения, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, которые нашли для себя весьма удобную модель для работы на международных площадках, а также хороший способ привлечения инвестиций.

Многосторонние региональные гарантии сразу от пяти участников позволяют инвесторам, как от государственных суверенных фондов (арабские страны), так и транснациональным финансовым структурам, обсуждать сразу несколько взаимосвязанных проектов, не сильно переживая о возможных трениях и стычках между странами «Группы пяти», в особенности о пограничных конфликтах.

Последнее серьезное столкновение на почве территориальной принадлежности в Ферганской долине между Киргизией и Таджикистаном пришлось на осень 2022 года и было погашено прежде всего через внутренние региональные переговоры. Влияние сторонних нейтральных сил как модераторов тут было невелико.

К этому формату Центральная Азия шла постепенно, но СВО ускорило эти интеграционные процессы, и путь от «посиделок» до формальной координации страны пробежали в итоге за тот же 2022 год. Сейчас уже «Группа пяти» действует как вполне оформленный региональный игрок, пускай у этого игрока еще нет полноценной институализации, как у ЕАЭС или ШОС.

В середине апреля мы снова видим работу «Пятерки» как третью по счету итерацию переговорных процессов в формате «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива (ССАГПЗ)».

Прошлый саммит проходил в июле 2023 года в Саудовской Аравии. Освежить его итоги можно в соответствующем материале на ВО «Саммит «Центральная Азия – Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива».

Обещания вложиться


Тогда «Группа пяти» привезла домой много «точечных» инвестиционных соглашений и обещания серьезно вложиться в региональную инфраструктуру. Больше всех в то время привлек средств Узбекистан (свыше 12 млрд долларов), но надо отметить, что Ташкент из всей пятерки и до этого работал с аравийцами больше других.

Обещания обещаниями, но аравийцы на самом деле присматриваются к новым проектам, хотя прекрасно отдают себе отчет в том, что на колоссальные ресурсы (а это два с лишним триллиона долларов) только в их суверенных фондах в мире много «ртов».

Вокруг них каждый год ходит Турция, США через разные площадки зазывают принять участие то в создании нового технологического кластера с Индией, то в проектах логистики, альтернативных китайским, вроде PGII. Евросоюз то загорается интересом, то теряет его к проекту Global Gateway.

Интересы и запросы понятны, но нужны многоступенчатые гарантии и очевидность выгод, в противном случае инвестиции аравийцев обычно имеют локальный характер и отражают скорее общеполитический вектор.

Для Центральной Азии сейчас собственно торговля и даже производство – обычно главный и традиционный предмет переговоров, начинают отходить на второй план. На первый план выходят два слова: «вода» и «энергия».

И то и другое становится дефицитом, прогнозы не самые радужные, а потребности ежегодно возрастают. И чем больше региональные игроки стараются привлечь к себе инвесторов с новыми производствами, с инициативами в области логистики, тем этот дефицит становится острее. Работают на него и растущие показатели региона по демографии.

Таким образом, за несколько последних лет «Группа» пяти пришла к довольно логичному выводу, что без полноценной (и хорошо видимой) координации денег внешние игроки в регион просто не дадут, а ситуация такова, что ревизии требуется подвергнуть проекты, которые ранее не могли быть реализованы в силу либо внутренних противоречий, либо – инерции.

Нынешний апрельский саммит показал, что «Группа пяти» не зря два года занималась ревизией и координацией – средства в инфраструктуру даже от таких сложных партнеров, как аравийские монархии, в регион начнут-таки поступать.

Вряд ли является совпадением, что результаты саммита коррелируются с итогами переговоров «Группы пяти» с Евросоюзом в нынешнем январе, а также заявлениями группы и ЕС относительно будущего саммита «ЕС – Центральная Азия», который запланирован уже на конец апреля («Подготовка к саммиту «ЕС – Центральная Азия» и проблемы российской концепции многополярности»).

Дело не в том, что финансистам ССАГПЗ нужны какие-то особые «ценные указания» от Брюсселя или даже США, а в том, что есть необходимость убедиться в твердости намерений крупных игроков включить регион в свои стратегические производственные и торговые цепочки.

Это гарантия работоспособности выделяемых Центральной Азии средств, и здесь для аравийских фондов не столь уж важно, с какой конкурирующей за регион стороны такие намерения будут подтверждены: Китая или ЕС. Первым номером тут (по крайне мере, пока) сейчас играет Брюссель.

Трансафганская железная дорога


То, что аравийцы довольно уверенно смотрят теперь на Центральную Азию, показывает то, что, с одной стороны, на саммите Катар предложил свою помощь в реализации проекта Трансафганской железной дороги, а с другой – то, что на саммит был приглашен Азербайджан.

Представители Баку находились в статусе почетных гостей мероприятия, но очевидно, что приглашение погостить было связано с вопросами вариантов будущего газового маршрута, а также усилением транскаспийской морской логистики.

Сейчас в Азербайджане реконструируется часть порта под нужды Узбекистана, «Группа пяти» также хочет увеличить пропускную способность портов Туркмении и Казахстана на кавказское направление.

Катар уже десять с лишним лет является одной из основных площадок для переговоров с движением Талибан (запрещено в РФ). Сейчас процесс признания Талибана на уровне полноценных дипломатических миссий постепенно сдвинулся с мертвой точки.

Несмотря на инциденты в апреле прошлого года, талибам все-таки удалось выстроить внутреннюю иерархию между двумя основными силовыми ветками (условно «Кандагар» и «сеть Хаккани»).

А это означает, что и Ваханский маршрут, и проход через центр и запад Афганистана обретают перспективы для строительства.

Собственно, эффективность борьбы Талибана с афганскими структурами ИГИЛ (запрещено в РФ) во многом зависела от такой координации внутри этого движения. Возможно, что это совпадение, но практически во время саммита «ЦА – ССАГПЗ» силовые структуры Талибана задержали двух граждан России таджикистанского происхождения, которые из центральных областей РФ направлялись через Афганистан в Пакистан.

Тут, конечно, талибы разом решают и ряд внешнеполитических вопросов, например, «поставить на вид» Пакистану, с новым старым правительством которого у движения крайне сложные отношения, показать свои возможности в плане разведки, продемонстрировать нулевую терпимость к «черному интернационалу» на своей территории, положить еще одну гирьку на чашу весов в плане отношений с Москвой, где имеется своя «антиталибская фракция».

Однозначно, что Катар не давал бы добро на инвестиции в такой проект, если бы не имел по своим каналам понимания возможностей и желания Талибана его обеспечить в плане безопасности. Но, помимо Талибана, Катар должен был получить определенные гарантии и от западных «партнеров».

Интерес к Трансафганской железной дороге проявляли и в Москве, ее строительство Узбекистан обсуждал с нами в конце февраля, когда со своей стороны запустил реконструкцию и расширение одного из ранее построенных участков.

Непосредственно маршрут «Термез – Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар – Карачи» чисто по товарной логистике представляет интерес для Пакистана, Китая и собственно Центральной Азии. Пока у Москвы основная цель запустить сухопутный участок через Иран в рамках МТК «Север – Юг». Однако Трансафганский маршрут расчетно выглядит более емким, а на его строительстве и эксплуатации в будущем можно получать приличные дивиденды.

В целом же переговоры по линии «ЦА – ССАГПЗ» относительно железной дороги через Афганистан отражают довольно приличные внешнеполитические изменения. По этим трассам немедленно не потекут миллиарды, но изменения очень серьезны. Ведь Иран, Пакистан, Афганистан и Центральная Азия обретают полноценную логистическую связанность.

И не просто так аравийские финансисты готовы предметно обсуждать проекты, а Евросоюз и Китай вступили там в конкуренцию. Если США обретению этой связанности мешать не собираются (а мы по Пакистану и Ирану видим, что не собираются), то перспективы это открывает существенные, и тут уже вопрос для России, как в эту торговую сеть вписать свое участие: полноценно или ограниченно.

Чтобы в эту систему войти полноценно и влиять на процессы в ней, от крупного игрока требуется дать ответ по участию в вопросе энергии и воды. Собственно, мы видим, что Китай и Евросоюз здесь предлагают участие на конкурентной основе.

ГЭС


Опять-таки, вряд ли можно назвать простым совпадением то, что одновременно с данным саммитом уже в МВФ глава Кабмина Киргизии презентовал обновленный проект по возведению ГЭС «Камбар – Ата-1» на р. Нурек.

Вообще-то, этим крупным (5,5 млрд кВт) долгостроем занималась Россия, позже Киргизия выкупила у нас активы, ресурсов (6 млрд долларов) не нашла. Но в итоге Узбекистан, Киргизия и Казахстан образовали трехсторонний консорциум, который проект перезапустил.

То, что его предлагают на рассмотрение МВФ одновременно с переговорами по линии ССАГПЗ, говорит о многом. Ведь там как раз обсуждали аравийские инвестиции в рациональное водопотребление и электрогенерацию. Саудовская Аравия до этого предоставила часть средств Таджикистану для достройки Рогунской ГЭС – тоже монструозного (330 м плотина и аж все 13 млрд кВт в год) долгостроя.

Есть, правда, еще один пласт в переговорах со структурами вроде МВФ, и дело не только в новых деньгах.

В прошлом Киргизия и Таджикистан как основные держатели ресурсов водной генерации подписались под участие в проекте CASA-1000, т. е. под экспорт электроэнергии в Афганистан и Пакистан. И дело не в том, что за энергию не платят – платят, но самой электроэнергии не хватает. Мощностей уже недостаточно, и воды еще убавилось.

В итоге CASA-1000 вроде как и важный элемент стратегии для разных игроков, но ведь эту энергию надо где-то добыть. А в самой Центральной Азии сейчас средний дефицит по воде 25–26 % в год и по электроэнергии минимум 5 млрд кВт в год. С потребностями к 2035 году еще плюс 50 % (минимум). Ну и CASA-1000 просит на себя до 1,3 млрд кВт.

Россия участвовала в реконструкции Сангудинской ГЭС (2,2 млрд кВт), которая этот проект и обеспечивает, российские компании там работают и дальше в долях. Другое дело, что на CASA-1000 уходит больше половины выработки.

Что характерно, если бы постройка Камбаратинской ГЭС-1 и Рогунской ГЭС была завершена, то речь бы шла не о дефиците энергии, а ее профиците и возможности полноценного экспорта даже с учетом сезонных колебаний.

Но два долгостроя десятилетиями оставались долгостроями, программы развития оставались программами, а мощности вводились в строй с локальными, даже не региональными объемами.

Общее экономическое пространство


Россия далеко не везде там отметилась инертным подходом, скорее наоборот, там больше вопросов к управлению именно в странах «Группы пяти». Но сейчас очевидно, что у группы полностью сменилась парадигма, и в плане ввода генерации эти страны будут работать с инвесторами ускоренными темпами.

Понятно, что страны Центральной Азии делают сейчас все, чтобы привлечь аравийские деньги. До этого в основном проекты финансировали Всемирный банк, Азиатский банк, Евразийский банк. Сейчас «Группа пяти» получает реальную возможность привлекать иные источники: инвестиционные фонды и суверенные фонды, и упускать ее не собирается.

Стоит ли России смотреть, как Центральная Азия собирает средства на генерацию и воду в новых условиях и с учетом описанных выше изменений, или включиться в этот процесс полноценно, вопрос довольно интересный. У Евразийского банка (банка ЕАЭС) давно лежит проект «Водно-энергетический комплекс Центральной Азии».

В Киргизии через него реализуется строительство ГЭС «Куланак», но это всего 100 МВт, есть участие в ТЭС в Казахстане, но это вообще областной масштаб.

Пока ЕАЭС – это работающая структура, то за действительно крупные объекты, возможно, и стоит побороться. Ведь контроль над генерацией даст возможность собирать добавленную стоимость и с товарных потоков, за которые сейчас начинают ломать копья в регионе Китай и Евросоюз.

Сами мы с нашими реалиями от себя товарные потоки там не обеспечим, газовые и нефтяные проекты в Центральной Азии имеют естественные ограничения, транзитные проекты по этим видам сырья для нас там не очевидны, скорее даже наоборот, там большую возможность к реализации имеют туркменские сырьевые кластеры.

Зато в плане генерации у России действительно есть и нужные компетенции, и технологии, а если поискать, то и достаточные финансы, да и проектирование опирается на общую научную базу. По большому счету данный ресурс у нас вообще последний, чтобы претендовать на «единое экономическое пространство».

Новые реалии политические, описанные выше, они тем и интересны, что в их условиях «Группа пяти» сторонние финансовые ресурсы в итоге на энергетику найдет, и саммиты, подобные «ЦА – ССАГПЗ», это подтверждают. Так что дальше тянуть время России не очень желательно, если «общее экономическое пространство» для нас действительно еще имеет значение.
5 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    22 апреля 2024 14:01
    России действительно есть и нужные компетенции, и технологии, а если поискать, то и достаточные финансы

    как говорилось в фильме "спортлото-82": мы не сомневаемся, что ты найдешь билет. мы сомневаемся, что потом найдем с билетом тебя! ))
    ну, зайдем мы сейчас туда. и кстати, не факт, что пустят: раз они "под колпаком у ЕС"... построим... потом санкции-шманкции, оп-ля, и наши многомиллиардные объекты "отжимают" без компенсаций, зато в пользу "спасения узбекских песчаных китов" или "на восстановление Украины"...
    сейчас, по сути, любой международный проект, кроме "Россия предоставляет технологии и специалистов, причем обязательно с поэтапной предоплатой наперед" - это запредельный риск... ((
  2. 0
    22 апреля 2024 15:33
    Проблема ведения бизнеса со странами Персидского залива заключается в том, что когда у вас есть деньги, приходят проповедники-фундаменталисты
  3. +1
    22 апреля 2024 16:18
    Даже если у нашей страны есть планы, то откуда деньги? Думаете Иран вложится? Тут же логичный вопрос - почему наш китайский брат не вложился в общий проект? Много хотим, но получим...
  4. -1
    23 апреля 2024 01:25
    they will see for themselves in the end, but there are other things russia can do now to minimize the losses and even compensate: for the losses, remember these organisms are kept alive by the advantage of relations with russia, so the opposite goes for its enemies: like an apology letter to us and chinese embassies that if they want to divide kz again, russia wont intervene and even assures their logistics for free. for the gains its the proactive approach - partners (which might extend a dilluted eaeu regime to the whole eurasian area, in a territorial way that makes this differemt from brics) and coalitions with 2+2 of the 6 main actors trying to enter the area, of which some could become partners. the 2 main ones would be obviously china and most of the middle east plus af, pk, in (not just gcc). the 2 secondary ones could be turkey (united with russia through the enmity that western "orientalist" circles have towards the participation of both in central asia, but with the reserve that turkey after erdogan might become very hostile to russia) and whoever arrives first to russia between us and weu. the sixth one, jp-sk, is dangerous since it would carry secondary interests hostile to most actors. but until then all your problems come from the same place, so don't forget to remind nato that any nuclear war will be only with them, and you will attack exclusively urban centers, not losing time with well defended strategic objectives. as someone on social media said, the best way to defeat the pentagon is to not attack them directly. and make international isolation and economic sanctions a trigger for generalized nuclear attack, since it jeopardizes the survival of the country and people.
  5. +1
    25 апреля 2024 04:39
    Ведь контроль над генерацией даст возможность собирать добавленную стоимость и с товарных потоков, за которые сейчас начинают ломать копья в регионе Китай и Евросоюз.

    Всё случится по самому плохому сценарию, на деньги из Российского бюджета построят объекты которые по тихому отойдут в частные руки кремлёвских чиновников, а позднее, когда влияние России ещё больше ослабнет эти активы отожмут местные азиатские князьки...