Наземные беспилотники намерены изменить характер СВО

43
Наземные беспилотники намерены изменить характер СВО
Сергей Шойгу на презентации пока безымянной беспилотной платформы


С неба на землю


Революция в небе, похоже, совершилась – FPV-дроны и прочая братия всерьез и надолго оккупировали воздух. Для этого хватило двух лет спецоперации. Дальнейший прогресс летающих убийц и разведчиков будет, скорее, эволюционным. Из значимых прорывов ожидается лишь широкое внедрение искусственного интеллекта. Революцию ждут в деле борьбы с «птичками» – и кто оформит технологию быстрее, тот и станет царем горы в прямом смысле этого слова.



Совсем по-иному развиваются наземные робототехнические комплексы.

К слову, называть колесные и гусеничные платформы робототехническими не совсем корректно – уровень автономности у подобной техники еще ниже, чем у БПЛА. В силу разных причин, главная из которых – неготовность программного обеспечения и технологического уровня. Заставить летающую машину работать автономно гораздо проще, чем обучить тому же самому наземную платформу.


Эвакуация раненых бойцов – одна из ключевых специальностей наземных беспилотников

В последние месяцы в зоне проведения специальной военной операции все чаще стали появляться наземные транспортные и боевые платформы. Это стало своеобразным ответом на распространение FPV-дронов. Пехотинцу на определенных участках фронта смертельно опасно появляться на открытом пространстве – вездесущие дроны оставляют мало шансов выжить. Поэтому одну из ключевых задач на поле боя – транспортную – делегируют беспилотным платформам. Теоретически ничего критически сложного в создании наземных беспилотников нет.

В России давно и успешно работают народные умельцы в рамках различных соревнований и конкурсов – «РобоФинист», Кубок РТК, Робофест и прочие. Конечно, сравнивать в лоб боевые платформы с гражданско-спортивными поделками нельзя, но принципы очень схожи. Как и аппаратная база. Еще больше компетенций в области строительства наземных дронов у профильных технических вузов – например, у МГТУ им. Н. Э. Баумана. При необходимости сборку дистанционно управляемых тележек могут организовать действительно в массовых масштабах.

Помимо ответа на FPV-угрозу, наземные дистанционно управляемые машины, соответствуют реалиям позиционного противостояния в СВО. Обе стороны конфликта возводят сейчас настолько плотную линию обороны, что порой даже прохождение через свои фортификационные рубежи сопрягается с немалой опасностью. Главную из угроз представляют простреливаемые противником минные поля.

Здесь без тележки, которая может подкатить к окопам противника АГС и хотя бы ПКМ, никак не обойтись. Причем тележка должна быть не одна, а несколько десятков – только тогда можно говорить о реальной боевой эффективности наземных дронов. Как и танки, в атаку они должны идти массово, а не единичными экземплярами.

Роботы против роботов


Сразу стоит оговориться, что речь в материале пойдет только про отечественные наземные беспилотные системы – о вражеской технике разговор отдельный. ВСУ обладает очень разношерстной компанией натовских машин, вдобавок к которым стройными рядами идут местные самоделки.




Пример самодельной транспортной платформы от 87-го стрелкового полка.

В российском сегменте фронта типичен пример 87-го отдельного стрелкового полка, который участвовал в освобождении Авдеевки. Бойцы своими силами соорудили вполне работоспособную гусеничную платформу для доставки воды, боеприпасов и продовольствия на передний край обороны. Прочность и энерговооруженность изделия оказалась достаточной и для эвакуации раненого бойца. Только на одном видеофрагменте наши военнослужащие запечатлели пару попаданий FPV-дрона в непосредственной близости от платформы.

И ничего – машина продолжила движение, записав на свой счет пару камикадзе неонацистов. Видео датируется концом прошлого года. Резонный вопрос – в Министерстве обороны заинтересовались столь удачным опытом фронтового технического творчества?

Вероятнее всего, никак не отреагировали, и на то есть причины. Например, наземный робототехнический комплекс БРГ-1. В сентябре прошлого года разработчики прокомментировали появление платформы на фронте так:

«На данный момент в зоне СВО применяется один наземный робототехнический комплекс БРГ-1, изделие было поставлено два месяца назад. Комплекс используется как для эвакуации раненых, так и для доставки грузов.

Платформа создана одним из российских научно-производственных объединений совместно с благотворительным фондом «Народный фронт». Аналогов комплекса в зоне СВО на сегодняшний день нет».

ТТХ машины: максимальная скорость – до 15 км/ч, дальность работы – до 700 м от оператора (до 5 км с использованием дрона-ретранслятора), грузоподъемность – до 250 кг. Как утверждают разработчики из НПО «Грань», машина заменяет собой группу из 4-х человек эвакуационной группы.

[
Тяжелый беспилотник «Уран-9»

В другой лиге играют тяжелые беспилотные платформы «Уран-9». Техника появилась еще до СВО и по многим параметрам не соответствует требованиям фронта. Машина просто обвешана оружием – 30-мм пушка 2А72, ПТУР «Атака» и сразу дюжина реактивных огнеметов «Шмель». Все бы ничего, но масса 12 тонн и высокая стоимость машины не позволяют широко внедрять подобную технику.

Сейчас в войсках нужна массовая машина, то есть недорогая, как в изготовлении, так и в эксплуатации. Впрочем, о каких эксплуатационных расходах может идти речь, если срок службы наземных платформ исчисляется считанными неделями. В лучшем случае парой месяцев.




Разведывательная версия наземного дрона от «Призрака»

Кстати, об ударных колесных и гусеничных беспилотниках.

Ввиду острой нехватки подобной техники в войсках, умельцы в рембатах мастерят кто во что горазд. Под Мелитополем прошли испытания беспилотного наземного аппарата (БНА), который является аналогом FPV-дронов.

Разработчик с позывным «Призрак» справедливо указывает на явные преимущества наземных камикадзе: большая грузоподъемность, машину можно вернуть домой в случае изменения боевой задачи, а также нет необходимости в долгом и дорогостоящем обучении оператора. Любой, кто в детстве играл с дистанционно управляемой машинкой, легко освоит машину «Призрака».

Судя по открытой информации, у «Призрака» целое прифронтовое робототехническое ателье. На заказ его команда готова изготовить как миниатюрные разведчики, так и вполне габаритные платформы, предназначенные для доставки раненых на точки эвакуации.


Судя по всему, эти малыши навели хорошего шороха в стане врага

Не так давно в информационном пространстве СВО промелькнула новость об использовании на фронте гусеничных носителей гранатометов АГС. Ладные с виду машинки попали в объективы вражеских наблюдателей и сразу наделали много шума.

Бандеровцы, само собой, поспешили объявить о никчемности изделия, а отечественные комментаторы – едва ли не о наступлении эры роботов в спецоперации. Машина действительно интересная и, похоже, выполнена в наиболее оптимальном форм-факторе.

Учитывая небольшие размеры платформы, умение вести огонь прямой наводкой вряд ли понадобится в бою, отсюда и АГС на борту. Тактика применения проста до безобразия – при поддержке дрона-корректировщика подойти на дистанцию эффективного выстрела и быстро отработать весь боекомплект. Если попадания по врагу случились удачные, то и погибнуть смертью храбрых роботов не стыдно.








Есть надежда на скорое появление этих неказистых на первый взгляд машин на фронте. Сергей Шойгу одобрил.

Буквально на днях министру обороны Шойгу продемонстрировали крайне интересную разработку – универсальную платформу, сочетающую в себе транспортер боекомплекта, продовольствия, эвакуационную и ударную машину с двумя АГС. Министр встретил инициативу положительно и потребовал скорейшей постановки в серийное производство. Среди пожеланий Шойгу также была установка крупнокалиберного пулемета для поддержки штурмовых действий.

Появление большого разнообразия дистанционно управляемых платформ одновременно радует и удручает. Радует, так как у бойцов окажется еще один инструмент для сохранения жизни и здоровья, как в атаке, так и в обороне. Большое разнообразие – это, прежде всего, низкая степень унификации образцов. У БПЛА в этом смысле попроще – отдельные узлы в той или иной степени взаимозаменяемые.

Да и стоимость FPV-камикадзе несравненно ниже, чем добротной тележки для эвакуации раненых с переднего края. В случае чего, копеечным дроном можно и пренебречь. С дорогостоящей боевой платформой такой фокус не пройдет. Запчасти на ремонт и обслуживание разношерстной братии найти будет не всегда возможно.










Недавняя презентация предсерийных образцов беспилотной колесной и гусеничной техники министру Шойгу показала векторы развития отечественного ВПК в этом секторе.

Говорить о грядущей революции наземных дронов на фронте пока преждевременно. Но необходимо понимать одно – при должном уровне насыщенности войск беспилотными изделиями ситуация на линии соприкосновения способна серьезно измениться в нашу пользу.

Главное сейчас не потерять время и не отдать инициативу в руки противника. Как это уже было в истории с FPV.
43 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    22 апреля 2024 04:21
    А при чём тут шойгу?
    Или скоро какие-то выборы?
    1. +9
      22 апреля 2024 09:27
      Необучаемость и саботаж руководства МО и жадность хозяев ВПК уже привели к господству вражеских БПЛА на многих участках фронта, что стало результатом созданных противником сотен отдельных рот БПЛА и обеспечением их всем необходимым от связи и транспортных средств до необходимых БПЛА.
      Что мешало Шойгу организовать сотни рот БПЛА у нас? Есть тысячи выпускаемых ежегодно наших автомобилей Нива, есть возможность закупить в Китае средства связи, тепловизоры, БПЛА и их комплектующие, есть опытные операторы БПЛА и люди способные организовать подразделения БПЛА. Но у нас на тысячу км фронта только одна бригада БПЛА!
      Их наземных средств войскам нужны тысячи недорогих транспортеров вроде электротележек ТЭТЭ Филатова а не несколько очередных вундервафель за огромные деньги на выставках для связанных с руководством МО компаний.
      Сегодня из-за действий БПЛА противника все снабжение передка от вывоза раненых до подвоза боеприпасов за несколько км до ЛБС идет на руках, одного раненого несут четыре человека, которые являются хорошей мишенью для операторов дронов. А один человек с тележкой ТЭТЭ может вывести раненого а на обратном пути доставить 150 кг груза! Эти тележки хорошо показали себя на передке, но их выпуск ограничен поступлениями пожертвований а ведь они спасли бы тысячи жизней наших парней.
      Организация сотен отдельных рот и организация выпуска электротележек спасли бы тысячи жизней наших бойцов, значительно увеличили бы боевые возможности наших подразделений и в наступлении и в обороне за относительно небольшие деньги но до сих пор саботируются руководством МО.
      1. +1
        22 апреля 2024 12:27
        господству вражеских БПЛА на многих участках фронта, что стало результатом созданных противником сотен отдельных рот БПЛА и обеспечением их всем необходимым от связи и транспортных средств до необходимых БПЛА.


        Только не должно быть иллюзий, что это обеспечивается стараниями украинского ВПК. Все их техническое обеспечение БПЛА идет готовым из Европы.
        1. +1
          23 апреля 2024 06:36
          У них руководство более гибкое.
      2. -1
        30 апреля 2024 00:16
        Необучаемость и саботаж руководства МО и жадность хозяев ВПК уже привели к господству вражеских БПЛА на многих участках фронта, что стало результатом созданных противником сотен отдельных рот БПЛА и обеспечением их всем необходимым от связи и транспортных средств до необходимых БПЛА.
        На этом ресурсе ещё пару лет назад эксперты всех уровней поносили на чём свет стоит БПЛА и всё что с ними связано. Как только появлялась статья, где проскакивало, хоть что-то связанное с БПЛА, сразу поднималась волна отборного мнения в комментариях начиная с умственных способностей автора статьи, заканчивая ошибок в его ДНК коде. Ну а если загловок статьи содержал то самое беспилотное слово, то автору прилетало на сухари по полной. Что забылось? Нечего на зеркало пенять, коли у самих рожи кривые и косые.

        Что мешало Шойгу организовать сотни рот БПЛА у нас?
        Как? Точнее - КАК??? Объясните мне, как министр обороны заставит производителей микроэлектроники перестать жевать сопли и переходить на более тонкие технологические нормы? Приказом по какой в/ч? Даже в Штатах военные чуть ли не целиком сидят на гражданских процессорах и что там ещё есть в компьютерах.

        есть возможность закупить в Китае средства связи, тепловизоры
        Мы уже словили прилёт от такой политики, когда закупали телпаки у французов. Сильно помогают французские теплаки?
    2. +1
      22 апреля 2024 09:57
      Новые выборы начинаются сразу после окончания предыдущих. Чем раньше ты начнешь появляться, тем лучше wassat
    3. +3
      22 апреля 2024 16:56
      А при чём тут шойгу?


      А он при государьимператоре. Мало? laughing
      1. +2
        23 апреля 2024 13:22
        Мне особливо "зашло" лицо генерал-лейтенанта на первом фото в статье. Прямо такое учтиво-подобостастное личико, такие лоснящиеся щёчки, прямо как у голубого воришки Александра Яковлевича из "12 стульев". laughing
        1. +2
          23 апреля 2024 17:21
          Есть такое. Точно подметили. Вылитый Альхен, laughing
        2. +1
          23 апреля 2024 18:47
          Мне особливо "зашло" лицо генерал-лейтенанта

          Это только одно лицо, а вот если лицезреть совещания собираемых шойгу генералов и адмиралов в центре управления, то там подобных лиц множество. Зрелище еще то. Но впечатление почему то остается удручающим.
  2. +7
    22 апреля 2024 04:25
    Как я посмотрю, некоторых гигантомания не отпускает.
    1. +1
      22 апреля 2024 07:35
      Цитата: Владимир_2У
      некоторых гигантомания не отпускает.

      Есть альтернатива !
      1. +2
        22 апреля 2024 16:59
        Как в детской страшилке -- "гроб на колёсиках".

        Привет, Володя!))
        1. +1
          25 апреля 2024 13:17
          Привет,Костя ! А тот "катафалк",на который Шойгу засматривался,лучше будет ? what
          P.S. Пропадаю на даче ...не всегда есть интернет-связь,не всегда имеется возможность ответить ! hi
          1. +1
            25 апреля 2024 18:36
            Я тоже в деревни. Скучища... drinks
  3. +2
    22 апреля 2024 04:51
    Да уж... what в засадах такие штуки пригодились бы.
    Подпустили противника пальнули боекомплект... сменили позицию снова ждемс и так до бесконечности.
    Причём таких роботов надо в комбинации с БПЛА использовать.
    Если продолжить эту мысль дальше то можно дойти до той ситуации что всю черновую работу по организации и ведении боевых действий поручить компьютерным программам проработанными людьми с боевым опытом и под их управлением.
    Будущее войны я думаю будет развиваться в этом направлении чтобы не терять людей.
  4. +1
    22 апреля 2024 04:52
    Беспилотники являются на сегодняшний день важным дополнением к управляемой технике. И поэтому, мне кажется, надо это направление развивать. Во всех средах, воздушной, наземной, морской.
  5. +2
    22 апреля 2024 05:45
    Абсолютно согласен с автором в том, что будущее за пилотными и без экипажами машинами. на поле боя человеку сейчас не место, потому что выжить там практически невозможно. И кто первый наладит массово дешёвый выпуск таких машин тот и победит. И в дальнейшем будет побеждать.
    Самое главное, что именно Россия имеет оставшийся от союза опыт выпуска массового дешёвого вооружения
    1. +1
      22 апреля 2024 07:23
      Всё уже придумано до Шойгу !...........................................................................................................
      1. +3
        22 апреля 2024 09:04
        Прям Звезда смерти. Наверное стоит как танк
  6. +2
    22 апреля 2024 06:03
    [quote][/quote] Чего только не придумают, не предлогают, что б изменить все и сразу, на СВО...
    Кое что и правда пойдёт и будет нормально "работать", большая часть требует дальнейшего совершенствования и приоодно/нужно будет, потом.
    В общем... всему свое время и место!
    1. 0
      22 апреля 2024 13:29
      Цитату между скобок ставьте.
  7. +2
    22 апреля 2024 07:01
    Эвакуационные машины вызывают большие сомнения. Особенно та лодочка, как туда забраться раненому бойцу и не перевернется ли она на первом ухабе. Да и машина, как мишень, весьма приметная. Шойгу рулит.
    1. 0
      30 апреля 2024 00:27
      Эвакуационные машины вызывают большие сомнения. Особенно та лодочка, как туда забраться раненому бойцу и не перевернется ли она на первом ухабе. Да и машина, как мишень, весьма приметная. Шойгу рулит.
      Он как и мы имеет дело с тем, что придумают наши умники из всевозможных и невозможных НИИ с КБ. Не Шойгу стоит за чертёжными досками, не Герасимов занимается прочностными расчётами и не Канашенков решает как будет выглядеть окончательная компановка. То что конструкторская школа больших предприятий МО осталась в прошлом веке видно прекрасно. Как с этим быть, очень трудно сказать. Но другого просто нет из того что можно быстро поставить в серию на предприятии, где окончательная доводка осуществляется напильниками и мощными гидравлическими домкратами (привет вертолётостроение)
  8. +1
    22 апреля 2024 07:26
    Про Ураны слышал от недалеко от них сидящих, что проект провалился, программной части считай нет, они виснут, теряют связь и ещё куча недостатков, а деньги вбуханы громадные. Может сейчас сделают что то более практичное
    1. 0
      23 апреля 2024 00:55
      for the moment, the best bet for russia would be automatic stations on vehicles; still too early for main guns, but more than possible for ifv guns or heavy machine guns. even more remote is a rotary cannon, but a station could turn a 70 years old heavy mg/light artillery into a technological miracle. on a frontline where everything can be hacked, the answer is to coordinate people (at all technological levels, from gunners to rcw operators) and autonomize machines, either as AI or as individualization, with minimum input from another node, more suggestions like readings and less automatic commands. or better aiming for old towed artillery, as humanly possible, since they are also dangerous without this - in the 1980s, americans connected theirs to a command panel looking like a zx 80, after receiving the coordinates. this can be done today within an afternoon spent at a flea market and another one calibrating the weapons; or attach them to a cheap unconnected mobile phone instead, acting as ballistic calculator.
      1. 0
        23 апреля 2024 07:31
        Что ты там балакаешь басурманин, здесь русский язык в почёте а не твоя саксонщина! Модератор, как здесь пишут на вражеском языке?
  9. +2
    22 апреля 2024 08:03
    Когда я читаю такие статья, мне хочется спросить:"А вы как 8 лет Минских готовились?" Нам же тут запутинцы орут постоянно, что 8 лет русских убивать разрешили, потому что армия была не готова! А оказывается она и сейчас не готова. Только, только начали что то делать.
  10. +1
    22 апреля 2024 08:18
    Кто-то здесь выступает "А где же был раньше Шойгу..."?
    Почему опаздываем с автономными БМ на поле боя?


    А почему меня заминусовали?
    Я говорил об этом полгода назад: 17 сентября 2023 в теме
    https://topwar.ru/226037-svet-v-konce-tonnelja-otechestvennye-tankovye-dvigateli.html


    Перспективное направление - танк под управлением искусственного интеллекта.
    1. -2
      22 апреля 2024 12:33
      Перспективное направление - танк под управлением искусственного интеллекта.

      Сильно дорого,а время жизни 5 минут на открытом пространстве.
      1. +2
        22 апреля 2024 12:58
        Дорого потерять экипаж. А танк даже после попадания ПТУРа
        зачастую можно восстановить, если боекомплект не рванул.
        Но в любом случае, танки нужны. Без них сегодня не обойтись.
        1. -1
          22 апреля 2024 14:16
          Дорого потерять экипаж. А танк даже после попадания ПТУРа
          зачастую можно восстановить, если боекомплект не рванул.
          Но в любом случае, танки нужны. Без них сегодня не обойтись.


          Тогда это уже не классический танк . Отпадет необходимость во внутреннем пространстве минимум. Конструкция вообще примет значительные изменения. Предположительно в результате естественного отбора на практике может получиться очень дешевый камикадзе не подлежащий ремонту, но способный за счет массовости прорвать оборону противника. Но как не крути он получится дороже, уязвимей и менее эфективный чем воздушный дрон.
  11. +3
    22 апреля 2024 09:02
    Помнится, до СВО таких боевых дронов пиарилась куча. Разных размеров и огневой мощи.
    После 24го.... тишина. только разминирование показывали по ТВ "Уранами" (а ведь изначально боевой дрон)
    И вот опять...
    посмотрим, будет хоть чтото реального...
    1. 0
      22 апреля 2024 13:35
      Реально хотя бы дробовиков завезли неограниченно против дронов врага, ведь есть же гражданские "вепрь, бекас, сайга и другие", укры читал закупаются турецкими, скоро появятся на передке, а у нас "мо" только ходит и осматривает не пойми что.
  12. 0
    22 апреля 2024 10:46
    Наземные роботы также гибнут и будут гибнуть от БПЛА. Пока не появится БПЛА-перехватчик и/или массовый программируемый снаряд и/или массовый КАЗ для БТ.
  13. +5
    22 апреля 2024 11:07
    Евич обкатывал не так давно эвакуационную платформу, на мой взгляд почти идеальная т.к приземистая и ёмкая .
    По вооруженным платформам имхо надо делать их в меньших габаритах и в кач-ве расходного материала. Изделия размерности приближающемся к "Оке" уже будут жалеть и они будут сложнее маскироваться , в случае обнаружения их также успешно скорее всего вынесут БПЛА . Так что имхо - малые конструкции размером с полторы-две газонокосилки , с устанавливаемым модульным вооружением - вероятнее всего также предельно бюджетным автоматом ,РПГ, ПТУРом - устанавливаемым на образец непосредственно уже на месте,под задачу.
  14. +4
    22 апреля 2024 12:48
    Шел третий год войны. Эффект от дешевых дронов на дешевых гражданских комплектующих всем очевиден. Казалось бы, поставь на низкопрофильную сварную раму 4-6 мотор-колес формата фетбайка, пак аккумов и силовых контроллеров с алика, добавь коммерческую систему ДУ, возможно, доработав естественно, прямо от ФПВ дрона, и готова массовая и предельно дешевая платформа-мул, которой можно было-бы уже вчера насытить войска. Стоило бы это так-же смехотворно мало, как и массовое внедрение летающих легких дронов, и эффект был-бы столь же заметный, пусть даже и не в боевой работе, а в ее транспортном обеспечении. Но нет, будем и дальше годами мучительно пилить многотонные огромные сараи, а после не поставлять их в войска, потому что они будут слишком дорогими для по сути одноразовой, вы реалиях СВО, системы.
  15. 0
    22 апреля 2024 16:18
    Очень хочется верить, что эти новинки действительно скоро появятся в зоне СВО, а не останутся единичными экземплярами на выставках и презентациях! soldier hi
  16. -2
    22 апреля 2024 19:51
    Ладно летающий беспилотник-он, хоть, перемещаться быстро и далеко может и уничтожить его сложно-а эта ползучая хрень-нахрен нужна? tongue
  17. 0
    22 апреля 2024 20:49
    Любую задачу на фронте надо попытаться переложить на беспилотники. Поэтому беспилотников надо много и разных. Танцуйте не от фантазий, а от задач. Смотрите, что делают солдаты в реале и освобождайте их от этого труда, а не ублажайте своё эго. Впрочем, лучше хоть что-то, чем ничего.
    Но вот то, что предлагается непосредственно на передовую, никуда не годно. Явно шойгу голливудских фильмов пересмотрел, все идеи оттуда.
    Прежде всего, масштаб имеет значение. И потому гусеничные микротранспортёры хороши только для наливных полов выставочных залов. Для беспилотников до трёх тонн лучше колёса от МТЗ. Задние. И экскаваторный манипулятор на гидравлике, если местность совсем непроходима или надо аппарат через окоп или ров какой перетолкнуть.
    Гусеницы следует рассматривать начиная с размера ДТ-54 и пяти тонн полного веса.
    Представленные же игрушки на гусеницах говорят только об иллюзиях и заблуждениях дилетанта-заказчика.
    .
    Для передовой к беспилотникам два основных требования. Беспилотник должен быть опасным настолько, чтобы враг хотел его уничтожить, был вынужден уничтожить. И второе. Беспилотник должен стоить дешевле, чем врагу обходится его уничтожение.
    .
    Представленные беспилотники слишком дороги, чтобы стать массовыми. И маломощные. Надо не юродствовать с карликовыми недотанкетками, а автоматизировать существующие танки, пушки и РСЗО для стрельбы с закрытых позиций.
    И не надо гнать на поле боя убожища с мотором. Туда надо носимых солдатом боевых роботов, которые высунул из окопа и оставил. А те уж пусть ведут бой.
    Впрочем, убожище с мотором тоже может быть применено. Но только для доставки к передовой боеприпасов и лёгких одноразовых пусковых установок...
    А если уж вам действительно надо автономный беспилотник на поле боя, то, повторюсь, берите настоящий танк.
    .
    В целом снобизм и самоуверенность МО зашкаливает. Столько возможностей они пропускают только из-за своего ограниченного кругозора и самоуверенности. И сколько дури заставляют делать конструкторов из-за своей некомпетентности.
    1. 0
      30 апреля 2024 00:33
      У нас промышленность физически не может ничего из озвученного выпускать в массовом количестве. Мы "просрали все полимеры" (поищите первоисточник этого мема, там очень много ответов).
      И не забывайте, что в во всех этих проектирующих и выдумывающих конторах сидят невероятные снобы, которые лучше всех на свете знают чего и сколько надо бойцу наполе боя.
  18. 0
    23 апреля 2024 18:27
    наземные транспортные и боевые платформы. Это стало своеобразным ответом на распространение FPV-дронов.

    Лажа какая-то...
    Вы стоимость FPV-дрона и наземной платформы знаете?
    Совсем недавно видео было как укро-дроны разнесли "землеходов"...
    Пока не будет эффективного средства против FPV-дронов, все это пустая трата денег...
  19. 0
    29 апреля 2024 23:57
    Наземные беспилотники намерены изменить характер СВО
    Уже изменили. Кое в чём кардинально.