Русский характер: чёрное и белое

Окончание. Начало здесь.


Доктор психологических наук, профессор, заведующая отделом этносоциологии и этнопсихологии Института этнологии и антропологии РАН Надежда Лебедева в статье «Русский национальный характер», построенной на материалах книги «Эмиграция и репатриация в России» (В. А. Ионцев, Н. М. Лебедева, М. В. Назаров, А. В. Окороков. М.: Попечительство о нуждах Российских репатриантов, 2001), замечая, что понятие «национальный характер» в психологии не считается «научным», видимо, потому, что с трудом поддаётся измерению, ведёт речь о том, что смысловая ячейка для указанного понятия присутствует в сознании каждого народа. В своей статье Н. Лебедева рассматривает некоторые проблемы русского характера, опираясь как на мнения писателей и философов, так и на современные данные этнической и кросс-культурной психологии. Как существенные отмечены автором те важнейшие черты характера, что выявили Л. П. Карсавин и А. И. Солженицын.

Русский характер: чёрное и белое



Историк и философ Л. П. Карсавин отмечал, что важнейший аспект русского духа — его религиозность, причём у русского православия выделяется серьёзный недостаток — пассивность, бездейственность: «Уверенность в будущем обожении обеспложивает настоящее». Причём ежели «русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему».

Писатель А. И. Солженицын обнаружил в чертах русского характера следующее: долготерпение, поддерживаемое телесной и духовной выносливостью; неразвитое правосознание («хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили») и отчуждение народа от политики; отсутствие стремлений к власти вплоть до презрения последней, отношения к ней как к чему-то грязному и греховному; постоянная жажда чуда, из которого проистекает ничтожная способность к объединению сил и к самоорганизации, и порождается покорность судьбе.

За XX столетие, считает Н. Лебедева, русский национальный характер в своих основах мало изменился: в нём «всё та же жажда чуда и страстная готовность послужить идее всеобщего блага». Сохранилось и главное: чем наполнить эту потребность в великой, мессианской идее. Русский человек на малое не согласен, пишет без иронии автор.

«…Именно на этой идее — жертвенного служения миру, спасения мира, — ярче всего раскрывался русский национальный характер, поднимаясь до высот духовного подвига и самоотречения. На этой черте национального характера страшно и почти органично паразитировал великий соблазн ХХ века — коммунистический тоталитаризм, унесший не только жизни лучших русских (и всех российских) людей, но и запутавший умы и опустошивший души на многие десятилетия. Так, что и сейчас многие в России мечтают о его реставрации».


Однако сегодня уже нет времени на ошибки, считает Н. Лебедева, быть или не быть — вот новый русский вопрос.

«Для нас сейчас главное — быть или не быть? Познать свои этнокультурные особенности во всей их гамме и полноте, принять, полюбить и заставить работать на важные и долговременные цели, или шарахаться от показанного в кривом чужом зеркале искажённого собственного облика в страхе и презрении, завидовать другим, богатым и успешным странам, отправлять своих детей на Запад, доживая свои годы в нищете и унынии, да в бесконечных сепаратистских войнах с пассионарными иноэтничными областями, бегущими от дряхлого и бессильного русского центра?»


Из иностранных авторов Н. Лебедева приводит полярные мнения англичанина С. Грэхема и немца В. Гена. Первый писал: «Я люблю Россию. Она для меня в некотором смысле есть нечто большее, чем моя родная страна. Иногда мне кажется, что я счастливый принц, нашедший Спящую Красавицу».

А вот второй в книге «De moribus Ruthenorum» утверждает, что русские — народ без совести, чести и самодеятельности. Лирика Пушкина — бездушное подражание. Русские не способны охватывать целое — как в практической жизни, так и в художественном творчестве; оттого их литература — бездарна.

Д. Ланкур-Лаферьер в работе «Рабская душа России» пишет: «Я готов аргументировать утверждение, что традиционное смирение и саморазрушение, конституирующее рабский менталитет русских, является формой мазохизма. Сказать, что русская душа — рабская значит сказать, что русские имеют склонность к нанесению вреда самим себе, к разрушению и унижению себя, принесению бессмысленных жертв, то есть к такому поведению, которое на Западе характеризуется как мазохизм в клиническом смысле этого слова». Исследователь утверждает, что соответственно и русская культура — культура нравственного мазохизма, в центре которого находится личность, которая действует (сознательно или бессознательно) против собственных интересов. Это определение «патологии» русского характера Н. Лебедева находит главным, определяющим с точки зрения западного человека. Наряду с этим отмечается и «бессмысленная жертвенность». Здесь, пишет исследовательница, — корневое несходство и непонимание Западом русской культуры.

Западный учёный может ощущать красоту этого «нравственного мазохизма», но понять её он не в состоянии.

Тут нужно добавить, что сама эта невозможность понять вызывает раздражение и озлобление. Отсюда и русская водка, и пресловутые балалайка с гармошкой, и медведи, и коммунистическая военная угроза, и мифы о свинстве и жестокости русской нации, и сочинения о бесконечном тоталитаризме, присущим в России что царям, что Ленину, что Сталину, что Ельцину, что Путину — западные люди разницы не делают, потому что не видят её и видеть не желают.

Понять другую цивилизацию очень сложно. Ошибка может быть даже на уровне жеста. За тот взмах руки, что в Европе считается дружелюбным приветствием, в Африке могут отрубить голову. (За исследованием обычаев я отсылаю читателя к Фрэзеру).

Несколько лет назад интервью «Аргументам и фактам» дал Родион Нахапетов, на тот момент проживший в США 15 лет. На вопрос корреспондентки о причине малопривлекательности русских персонажей в американских фильмах он ответил очень точно:

«Американцы не пытаются точно передать русский характер потому, что они его просто не знают. Однажды сложившийся стереотип так и кочует из фильма в фильм. Для американцев русский кто? Мафиози, жестокий и без моральных принципов. Хотя сейчас они изображают так же и арабов, и китайцев. Им главное — построить действие, и чем проще при этом будут характеры, тем меньше придётся объяснять зрителю, меньше нюансов придумывать в сюжете, а больше упирать на зрелищность — машины бьются, дома в воздух взлетают…»


Таким образом, во-первых, ставка в Голливуде делается на тех зрителей, кто не испытывает горя от ума; во-вторых, американцы объективно признают, что глубин русского характера им не постичь — и посему на эту высокую цель и не замахиваются. Это слишком долго и не рентабельно.

Но одно дело — киношное «упрощение» русского характера и духовных ценностей, и совсем иное — их сознательное низведение и растаптывание. Здесь не только прямое нежелание понимать русского человека, но и агрессия, которая в некоторых случаях подбирается очень близко к построению очередной человеконенавистнической или расистской теории. Ведь «завести» нынешнего обитателя мира очень просто: есть Интернет.

Андрей Борцов приводит такой пример «наглого передёргивания»:

«Правда России — это ложь. Русские склонны ко лжи и лицемерию. Вся жизнь в России от начала и до конца пропитана ложью, и ложь воспринимается русскими как нечто само собой разумеющееся. Некоторые виды лжи таковой даже не считаются».


Надо полностью согласиться с критиком: это передёргивание. Можно и добавить: как раз эти слова и есть полная ложь. Чистая, абсолютная ложь, не имеющая под собой ни грамма знаний о русском характере.

То, что чёрное может стать для русского человека белым, — это факт. То, что русские могут вести себя подобно персонажам Оруэлла (и вели себя так до появления в 1948 году романа «1984»), — правда. Но, во-первых, «ложь» тут совершенно иного толка, о чём автор злобного высказывания (происходящий, судя по гиперссылке, из Канады) понятия не имеет. Во-вторых, автор упускает из виду тяжёлую, труднейшую историю России и СССР.

В книге А. А. Ивина «Введение в философию истории» приводятся высказывания большевика Г. Л. Пятакова (взятые из статьи Н. Валентинова «Разговор с Пятаковым в Париже», «Слово», 1989, №1), исключённого в 1927 году из партии и просящего восстановить его в ней. Причина просьбы была в том, что Пятаков, которого можно без натяжки назвать ортодоксальным большевиком, видел в партии правду — такую правду, которая правда несмотря на неправду. Старый большевик Пятаков вернулся в СССР — и в 1937 г. был расстрелян.

«Я согласен, — говорит Пятаков, — что небольшевики и вообще категория обыкновенных людей не могут сделать мгновенного измерения, переворота, ампутации своих убеждений. Но настоящие большевики-коммунисты — люди особого закала, особой породы, не имеющей себе исторических подобий. Мы ни на кого не похожи. Мы партия, состоящая из людей, делающих невозможное возможным; проникаясь мыслью о насилии, мы направляем его на самих себя, и, если партия того требует, если для нее это нужно или важно, актом воли сумеем в 24 часа выкинуть из мозга идеи, с которыми носились годами. Вам это абсолютно непонятно, вы не в состоянии выйти из вашего узенького «я» и подчиниться суровой дисциплине коллектива. А настоящий большевик это может сделать. Личность его не замкнута пределами «я», а расплывается в коллективе, именуемом партией».


Пятаков утверждает, пишет Ивин, что он изменил взгляды, он не лжёт, а говорит правду.

«Согласие с партией не должно выражаться только во внешнем проявлении. Подавляя свои убеждения, выбрасывая их, нужно в кратчайший срок перестроиться так, чтобы внутренне, всем мозгом, всем существом быть согласным с тем или иным решением, постановлением партии. Легко ли насильственное выкидывание из головы того, что вчера ещё считал правым, а сегодня, чтобы быть в полном согласии с партией, считаю ложным? Разумеется, нет. Тем не менее, насилием над самим собою нужный результат достигается».


На приводимое тут же возражение, что партия может ошибаться и что нельзя, чтобы быть в согласии с нею, считать белое чёрным, Пятаков отвечает:

«Да, я буду считать чёрным то, что считал и что могло мне казаться белым, так как для меня нет жизни вне партии, вне согласия с нею… Чтобы быть в партии, участвовать в её рядах в грядущих мировых событиях — я должен отдать ей без остатка самого себя, слиться с нею, чтобы во мне не было ни одной частицы, не принадлежащей партии, с нею не согласованной. И еще раз скажу, если партия для её побед, для осуществления ее целей потребует белое считать чёрным, я это приму и сделаю это моим убеждением» (Ивин А. А. Введение в философию истории. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 65-66. См. этот же материал в книге И. Шафаревича «Социализм как явление мировой истории» (в сб.: Шафаревич И. Р. Есть ли у России будущее? М.: Советский писатель, 1991. С. 278-279).


«…за год до… расстрела, — пишет далее Ивин, — (Пятаков просит) …предоставить ему «любую форму реабилитации» и, в частности, внесённое им от себя предложение «разрешить ему лично расстрелять всех приговорённых к расстрелу по процессу, в том числе и свою бывшую жену».

Этот пример очень точно — и страшно — иллюстрирует русского человека, попавшего в тиски не системы, но собственных убеждений. Не прав будет тот «аналитик» или «исследователь», что заявит здесь о неизлечимой русской лжи. Лжи нет и в помине. Мы наблюдаем явление чистой правды. Дошедшей до абсурда, почти до отрицания личности, — но рождённой всё же от убеждения, от идеи (скорее, от субъективного идеализма), а не от желания солгать или спасти свою жизнь. Тот, кто возвращался из-за границы в Советский Союз, знал, на что шёл. Кстати, Оруэлл, создавая свой антиутопический роман, изображал в нём будущее не СССР, а США.

Хотя, конечно, иностранцы, знакомые с народной культурой, могут судить о национальном характере по анекдотам. Канадец может объявить весь народ лживым, услышав анекдот про Петьку и Василия Ивановича (которые, разумеется, в его понимании предстанут в образах тех национальных героев, кому русские бросятся истово подражать).

Перескажу один анекдот.

Как-то встретил Петька Чапаева на вокзале. Тот вышел из лондонского поезда — в смокинге, при саквояже из крокодиловой кожи, с тросточкой слоновой кости. Кебмен привёз обоих в роскошный отель. Петька начинает распаковывать вещи Василия Ивановича, глянь — а в саквояже фунты стерлингов: много, целые пачки.

«Откуда столько денег, Василий Иванович?» — «В карты выиграл, — говорит в ответ Чапай. — Прихожу в казино, сел в «очко» играть. Господин напротив с тремя картами вдруг говорит: «Двадцать одно!» — Что делать?.. Я — ему: «Ну-ка, покажи карты!» — Он отвечает: «Мы тут все джентльмены, верим на слово!» — Понял я его. А раз такое дело, мне масть и пошла…»

Или вот анекдот про отношение русского мужчины к женщине — точнее, к жене.

Встретились однажды американка, француженка и русская. Американка говорит: «Я своему мужу после свадьбы заявила: «Я тебе готовить не буду!» День мужа нет, второй. На третий приносит он домой микроволновку — и сам готовит. Красота!»

Француженка рассказывает свою историю: «Я тоже своему сказала, что стирать ему не стану. День его нет, второй. Наконец, на третий день притаскивает он домой стиральную машину — и стирать начинает. Здорово, а?»

Тут вступает в разговор русская: «И я своему сказала, что ни готовить, ни стирать, ни убирать — не буду. День его не вижу, второй, третий… На четвёртый правый глаз стал немного видеть…»

По подобным анекдотам, а также пословицам и сказкам, можно сделать вывод не только о русской лживости и жестокости, но и о природной лени. Об этом писали и говорили со сцены столько раз, что рассматривать этот подвид русофобии смысла нет. Достаточно привести одну поговорку: «Дурака работа любит». И ответить ей другой поговоркой: «Терпение и труд всё перетрут».

Беда западного «аналитика», зациклившегося на русофобии, в том, что одну часть поговорок он знает, а вторую — нет. Вопрос тут лишь в том, желает он судить однобоко, или всё же готов принять цельную картину. Которая к тому же вырисовывается отнюдь не только из пословиц и тем паче анекдотов.

Из сетевого дневника русской эмигрантки становится вполне понятно, что, к примеру, рядовые американцы вовсе не брызжут злобой в адрес русских. Lola Getty, бывшая россиянка, а ныне жительница Калифорнии, пишет, что американцы думают о русских женщинах как о красавицах, вынужденных быть «невестами по каталогу».

Русский характер в Америке считается воинственным и несколько угрюмым: «…чуть что, сразу в драку». Также американцы находят, что русские люди всегда ждут подвоха и оттого никак не могут расслабиться. Наконец, русские пьют водку, иногда заедая её икрой.

Это, пожалуй, квинтэссенция бытового, довольно нейтрального, мнения американцев о русском характере.

«…впечатление о русских у американцев не то чтобы положительное, но какое-то нейтральное и даже старомодное, как будто «железный занавес» упал не 20 лет назад, а два года, — пишет Лола. — И знают они по-прежнему очень и очень мало…»


Вот это «очень мало» — ключевое. Лишь бы эту малость признавали!

В заключение надо заметить, что многие иностранцы, знакомые с русскими людьми, знающие русский язык, изучавшие русскую культуру, не позволяют себе выпадов о «лжи», «вечном беспробудном пьянстве» или «исторической жестокости».

Китаец Сун Яньвэй (Даляньский политехнический университет), изучивший работы Соловьёва, Верещагина, Даля и других авторов, в том числе современных, выделил типичные положительные черты характера русского народа.

На первое место он поставил трудолюбие и одарённость. По мнению китайца, русский народ — это большой труженик, он обогатил мир великими достижениями культуры. Пословицы и поговорки на эту тему? Пожалуйста: «Счастье и труд рядом живут», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и другие. Причём русский народ очень ценит труд: «Золото познаётся в огне, а человек в труде», «Талант без труда не стоит и гроша». Русские доходят до трудоголизма: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без дела жить — только небо коптить». Зависть русским труженикам чужда: «Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда».

На втором месте среди глубинных свойств русского народа — свободолюбие. История России есть летопись борьбы народа за свободу и независимость. Русскому сердцу ближе слово «воля», говорит китайский автор. Оно понимается как независимость, свобода в проявлении чувств и в совершении поступков. Это не свобода как осознанная необходимость, т. е. возможность проявления человеком своей воли на основе осознания закона.

Русскому народу присущи сила воли, мужество и смелость. Обладая свободолюбивым характером, этот народ одерживал победы над захватчиками. Добивался он и больших успехов в мирном строительстве.

Останавливается товарищ Сун Яньвэй и на таком качестве, как доброта. Он приводит целый список: гуманность, склонность к покаянию, сердечность, душевная мягкость.

За добротой следуют терпение и стойкость. Русские, по мнению автора, обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности и лишения. Это одна из самых характерных особенностей русского народа, ставшая «легендарной».

Иностранец не мог пройти мимо таких черт, как гостеприимство, щедрость и широта натуры русских людей. «Хоть не богат, а гостям рад», «Коли есть что в печи, всё на стол мечи!»

Наконец, в отличие от многих запальчивых критиков русского сердца, как с Востока, так и с Запада, китаец рассказывает о русской отзывчивости. Он говорит, что отзывчивость и умение понимать другого человека, способность интегрироваться с культурой других народов — одна из отличительных черт русских людей. Именно этническая терпимость наряду с исключительной способностью к сопереживанию и пониманию других народов позволили русской нации создать невиданную империю. Сун Яньвэй повторяет за Соловьёвым: «…истинное единство народов есть не однородность, а всенародность…»

Вероятно, последнее много легче понять восточному человеку, нежели западному. Запад, особенно США, нивелирует человека до ограниченного потребительского механизма, одновременно переваривая его в плавильном котле наций. Распространяя огнём и мечом так называемую демократию по всей планете, жители Запада гребут всех под одну гребёнку, добиваясь той самой «однородности», Соловьёву не симпатичной. Вместо народа — электорат, вместо воли и характера — конституция и декларация, вместо правды — закон, вместо дружбы — «партнёрство». Нет, мы не говорим, что это в корне плохо и что на Западе все сплошь лжецы и носители двойных стандартов. Мы говорим: мы это не очень понимаем. И нам это не очень нравится. Более того, мы заявляем: оно ваше, и нам оно не нужно. Оставьте его себе.

Нельзя научить одну цивилизацию стать другой, основываясь на принципе: эти люди не такие, как мы, и нужно их переделать, внушить им наши, «истинные» ценности, невзирая на то, что они эти ценности не приемлют — то ли в силу отсталости, то ли в силу природной глупости или лени. Ибо то, что философ Фукуяма объявил в 1992 году «концом истории», сегодня больше похоже на начало новой эры, в которой западной демократии с её агрессивным геополитическим тезисом «начальник всегда прав» места попросту не найдётся.

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 33
  1. dmitreach 12 февраля 2013 08:15
    фото к статье - стоп кадр из фильма "Судьба человека".
    1. Александр романов 12 февраля 2013 08:30

      Понять другую цивилизацию очень сложно.

      А что и зачем мне понимать к примеру западную цивилизацию,достаточно посмотреть ,что они тварят в мире.бесконечные воины,жажда наживы. Тоже самое может сделать и западный обыватель,если конечно включит мозги.
      Мы не бомбим,не любим демократию,терпеть не можем извращенцев-потому мы плохие,но самое главное и важное -мы с ними разные и это хорошо.
      1. Александр романов 12 февраля 2013 08:52
        Олег,не большое замечание.Ты настолько расширил,что оставить всеобъемлющий комент не возможно. Вроде все компактно,но оставляя комент,все равно упускаешь главное request
  2. апро 12 февраля 2013 08:43
    Хотелось бы сделать такое замечание из моих наблюдений одно из черт русских это противостояние государству на основе общины или коллектива как-бы общество это одно а государство совсем другое,в понимании русского верхняя власть всегда супротив народа .Основная причина этого -управление в России всё время экстремальное благодоря климату растояниям и разнообразию народонаселения и соседям.
  3. Че 12 февраля 2013 08:54
    Нет, мы не говорим, что это в корне плохо и что на Западе все сплошь лжецы и носители двойных стандартов. Мы говорим: мы это не очень понимаем. И нам это не очень нравится. Более того, мы заявляем: оно ваше, и нам оно не нужно. Оставьте его себе.
    Ну правильно всё, зачем навязывать кому то свой образ жизни, надо принимать нас такими какие мы есть. Да и любой народ тоже. Тогда может и наступит золотой век.
    Че
  4. ytqnhfk 12 февраля 2013 08:54
    В горе и в радости будь человеком и когда что то кому то говоришь или делаешь примерь на себя это поможет понять насколько правильно поступаешь!ну и последнее но не по значимости в душе нужно жить и поступать с богом !
    ytqnhfk
  5. borisst64 12 февраля 2013 08:55
    Я не понимаю КАК можно изучать народ по каким то книгам и документам, тем более по анекдотам. Приезжайте, поживите с нами, поработайте на заводе, в поле, попразднуйте Новый Год, сходите на рыбалку, охоту. Вот тогда можно делать выводы, хотя и тогда они будут не полными.
    borisst64
    1. Волхов 12 февраля 2013 18:15
      Смешней всего пример Пятакова как русского - почему не Свердлов с Троцким?
      Реально народ атомизирован и успешно растворяется, никаких общих структур - аристократии, науки, армии, образования нет, как и общей цели.
      Волхов
  6. Заполярец 12 февраля 2013 09:03
    Судя по написаннному этот китаец Сунь Яньвэй более русский чем некоторые русские
  7. Владимирец 12 февраля 2013 10:01
    «русский усомнится в абсолютном идеале, то он может дойти до крайнего скотоподобия или равнодушия ко всему»
    К сожалению, всё это мы наблюдаем с 90-х годов и пока не найдём новой национальной идеи так и будем болтаться как ... в проруби.
  8. Magadan 12 февраля 2013 11:12
    Хотел минуснуть, потом гляжу Чувакин написал, рука не поднялась.
    Олег, Православие никоим образом не воспитывает бездействие и пассивность. Лень и равнодушие - это грех! Откуда вообще берется весь этот бред в бошках этих, приведенных в статье философов?
    Александр Невский чтоли был пассивен и бездейственен в ожидании какого-то "обожения"? Или Суворов? Или Ушаков? Или Донской? Или Ломоносов? Или может казаки наши (туда принимали любой нации, но тольк если Православный)?
    Мы может все войны выиграли и до Тихого океана дошли благодаря лени, равнодушию и бездействию? Чушь полная, одним словом.
    Являясь горячим поклонником Ваших статей, эту я дальше первых абзацев по указанной мною причине читать не стал, уж звиняйте
    1. лис 12 февраля 2013 12:52
      Цитата: Magadan
      Хотел минуснуть,

      вот ещё,где "великий " солженицын-дальше читать не стал...не авторитет для меня предатели.
      1. Дядька 12 февраля 2013 15:53
        Цитата: лис
        не авторитет для меня предатели.
        Судя по этой реплике Вы не читали Солженицына и говорите с чужих слов.
  9. СКС 12 февраля 2013 11:20
    как иностранец может понять русскую душу? по мне так, никак...! порой сам себя не понимаю...разумом говорит, что лучше для меня и семьи было бы жить в Москве, а душа и сердце не принимает это и требует возвращения к малой Родине, к Отчиму дому! так и мечусь.
    сам Русский! и вот пойми её, душу нашу....
    извините если кого насмешил!
    СКС
  10. predator.3 12 февраля 2013 11:38
    Наконец, русские пьют водку, иногда заедая её икрой.


    Не только Русские, могем и без икры ! drinks
    predator.3
    1. Цой жив 12 февраля 2013 11:47
      Цитата: predator.3
      Не только Русские, могем и без икры !

      Соблазнительно, чёрт побери! good
      Цой жив
    2. Александр романов 12 февраля 2013 13:23
      Цитата: predator.3

      Не только Русские, могем и без икры

      Меня аж передернуло от такой закуси,так сегодня только бомжи пьют
      1. Дядька 12 февраля 2013 15:55
        Цитата: Александр романов
        Меня аж передернуло от такой закуси,так сегодня только бомжи пьют
        А Вы на дату газеты обратите внимание, какой нормальный человек читает сегодня "Правду"? А какой нормальный читал большевистские газеты за едой, не боясь испортить пищеварения?
    3. мамба 12 февраля 2013 13:49
      Цитата: predator.3
      Наконец, русские пьют водку, иногда заедая её икрой.

      Вот примерно так и описывала застолье в день Победы у русских ветеранов войны президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, давая интервью телеканалу LNT: «Конечно, мы не переубедим, не изменим сознание тех пожилых россиян, которые 9 мая будут класть воблу на газету, пить водку и распевать частушки, а также вспоминать, как они геройски завоевали Балтию».
      Тем не менее, будучи радикальной националисткой, она осталась практичной женщиной, и единственная из прибалтийских президентов приехала в тот 2005 год в Москву на празднование Дня Победы.
      мамба
  11. Чёный 12 февраля 2013 13:46
    Цитата: borisst64
    Я не понимаю КАК можно изучать народ по каким то книгам и документам, тем более по анекдотам. Приезжайте, поживите с нами, поработайте на заводе, в поле, попразднуйте Новый Год, сходите на рыбалку, охоту. Вот тогда можно делать выводы, хотя и тогда они будут не полными.


    Абсолютно верно!!!! Судить о народе по художественной литературе, по отзывам, по публикациям в газетах и по художественным фильмам- все равно как оценивать женщину по фотографии. Это равно относится и к нам, и к ним.
  12. РДР 12 февраля 2013 13:54
    Все эти западные "философы" просто завидуют нам.
    Ну немогут они жить ДУШОЙ у них там другой орган
  13. Забво 12 февраля 2013 15:12
    эта невозможность понять

    чтобы русских понять , чувства надо включать...
    «Счастье и труд рядом живут», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и другие. Причём русский народ очень ценит труд: «Золото познаётся в огне, а человек в труде», «Талант без труда не стоит и гроша». Русские доходят до трудоголизма: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Без дела жить — только небо коптить».

    я тоже в жизни часто использую русские пословицы..помогает
  14. vorobey 12 февраля 2013 16:29
    ин ересное продолжение получилось Олег спасибо. За суетой чуть все не пропустил.

    Олег или я невнимательно читал или действительно одна маленькая деталь упущена всеми. Я даже внимание Генриха один раз обратил на это.

    - Невероятное тщеславие русских.хоть маленький, но титул, хоть не высокий но статус. Да и здесь это порой видно.

    Русский характер в Америке считается воинственным и несколько угрюмым: «…чуть что, сразу в драку».
    О да это есть особенно молодежь. В морду плюнешь сразу драться лезут.

    Сегодня в банке подслушал разговор. Как раз получилось в тему к содержанию.

    Мужик делился впечатлением от поездки в америку и европу, много ездить приходится. говорит отношение к русским кардинально меняется в европе говорит если группа русская теперь бросают всех и впервую очередь к русским - чаевые побогаче, проблем так же как с остальными, а воруют кстати в гостинице меньше чем даже европейцы или американцы.
    От американок мужик в шоке, говорит если в штатах встретил на улице кого либо более или менее прилично одетым - это кто то из приезжих. женщины как лохудры (его слово специально запомнил). помоему большего унижения для женщины чем сказать про нее - не мытые волосы - я придумать не могу- это опять же его фраза. Дальше они отошли я уже ничего не услышал, но суть вот она выше.

    Тут вступает в разговор русская: «И я своему сказала, что ни готовить, ни стирать, ни убирать — не буду. День его не вижу, второй, третий… На четвёртый правый глаз стал немного видеть…»

    Ну женщину бьет как правило слабый мужчина. Сильный просто не позволит себе так опуститься. а насчет готовки и уборки это верно. Я не умею ни мыть посуду, ни пользоваться стиральной машиной и пылесосом, Жена меня избаловала, а я и не припятствую, хотя сыновья помогают ей. Домохозяйка - адская работа поэтому приходится компенсировать. А готовить я люблю - просто женщина не умеет по природе с мясом обращаться и не только шашлык имеется ввиду.

    «Дурака работа любит»
    Это верно. Иметь три работы и вечно мечтать выспаться и отдохнуть, а на второй день новогодних праздников уже метаться по дому от того что руки чешутся без работы. Хотя бывает и так что целый день могу пролежать на диване и смотреть любимые фильмы.

    «Правда России — это ложь. Русские склонны ко лжи и лицемерию. Вся жизнь в России от начала и до конца пропитана ложью, и ложь воспринимается русскими как нечто само собой разумеющееся. Некоторые виды лжи таковой даже не считаются».

    Золотые слова. Ни дать ни взять. Лгу дома постоянно.
    Санечка ты устал - Нет.
    У тебя что то болит? -Нет (иначе заипет таблетками, врачами . постельным режимом)
    У тебя в заначке деньги есть?- Нет. (Иначе в самый нужный момент их там не окажется).

    Пардон убежал. Олег вернусь закончу сравнение со своим характером. Мне уже самому интересно русский я по системе стереотипов или все же не русский.
    1. vorobey 12 февраля 2013 17:12
      Итак продолжим. извините не попорядку.

      «Рабская душа России» пишет: «Я готов аргументировать утверждение, что традиционное смирение и саморазрушение, конституирующее рабский менталитет русских, является формой мазохизма. Сказать, что русская душа — рабская значит сказать, что русские имеют склонность к нанесению вреда самим себе, к разрушению и унижению себя, принесению бессмысленных жертв, то есть к такому поведению, которое на Западе характеризуется как мазохизм в клиническом смысле этого слова».
      Это я уже где то слышал. Точно у Бисмарка это было. Мысли и воспоминания, том 1 стр 165.
    2. евген 14 февраля 2013 16:57
      У меня еще прикольнее.Сижу дома,жду подругу с работы.Жрать приготовил,посуду вчерашнюю вымыл,автомат молотит.Привозят мою радость!Главбух на одной фирме..На четвереньках заходит,и в сапогах спать ложится.Мне даже смешно.Но каково бабам,что мужиков так каждый день встречают.Пять лет прожили.Теперь за ум взялась.Кстати,если кто думает,что типа они деньги больше меня получала,ошибаетесь.Просто у меня график такой.А насчет вранья про таблетки реально.Всегда болею самостоятельно.
    3. carbofo 18 февраля 2013 16:50
      vorobey,
      Про работу 100% , даже когда делать нечего, обязательно чем нибудь занят.
  15. IRBIS 12 февраля 2013 16:49
    Мы трудолюбивые, но любим и полениться. Мы недоверчивы, но верим в доброго "царя". Мы отличаемся долготерпением, но скоры на расправу. Мы любим выпить, но принимаем трезвые решения. Мы добрые и не злопамятные, но страшны в ярости и периодически напоминаем об этом. Это все мы - русские. Мы воевали, практически, со всеми "соседями", но они так и поняли одного. Русских лучше не трогать! И не надо нам пытаться что-либо навязать - у нас на это аллергия...
    1. vorobey 12 февраля 2013 17:17
      IRBIS,

      Ну ,за краткость. good
      1. IRBIS 12 февраля 2013 18:45
        Привет, Саня! Дорожу твоей оценкой, спасибо!
    2. Sandov 14 февраля 2013 20:53
      Цитата: IRBIS
      И не надо нам пытаться что-либо навязать - у нас на это аллергия...

      Поэтому нас запад взялся активно гнобить и уничтожать явно и неявно.
  16. михаил3 12 февраля 2013 17:54
    Все эти исследователи не подойдут к постижению русского характера и на мегаметр, никогда. И наши и иностранные бесконечно далеки от понимания, потому что изо всех сил не позволяют себе видеть в нашем характере самое главное. Почему? Потому что у них этого самого главного либо вовсе нету, либо в таких крохах...
    Русский характер, русская доброта, долготерпение, то что кажется исследователям пассивностью, даже "пренебрежение законами"... все это основано на силе. Центральная часть русского характера - огромная, всепобеждающая сила. Именно она проявляется всем, так удивляющим, пугающим и оставляющим в отропи набором наших качеств...
  17. cumastra1 12 февраля 2013 17:56
    Люди везде люди. Независимо от национальности.Все любит вкусно поесть и сладко поспать. Другой вопрос стоит ли лезть со своим уставом в чужой монастырь? Нам водка нравится, а французам -вино, и не нравится мороз. Нам сало нравится, а немцам - колбаса, и не нравится мороз. Нам черный хлеб нравится, а полякам - французская булка, и не нравится мороз. И так везде блин.
  18. ннкфрщк 12 февраля 2013 18:27
    Обращаясь к автору, хотел бы сказать:

    Уважаемый Олег!
    Вы написали в вашей статье
    "Писатель А. И. Солженицын обнаружил в чертах русского характера" -
    - то есть, ссылаетесь на него как на некоего авторитета. Замечу, что Солженицын, одно время громогласно заявлявший о "120-ти миллионов (позже - 66 миллионов) убитых ГУЛАГом советских гражданах", является авторитетом только для врунов и среди врунов.
    Это авторитет для либерастов, для белоленточников, но я не представляю, что этот лгунишка может быть авторитетом для вас!
    ннкфрщк
    1. евген 14 февраля 2013 09:45
      Согласен.Помер Максим,и хрен с ним...
  19. sso-250659 12 февраля 2013 22:31
    Мужики, ну грех на убогих обижаться, я имею в виду демотолилиберастов, у них же окромя задниц спасать нечего. Души-то нет, а коли нет души то и нас им не понять. Никогда!
  20. fenix57 13 февраля 2013 06:48
    [b]Где это сказано:"РУССКИЕ ДОЛГО ЗАПРЯГАЮТ, НО БЫСТРО ЕДУТ[/b]". - "...Русские, по мнению автора, обладают безграничным терпением, удивительной способностью переносить трудности и лишения. Это одна из самых характерных особенностей русского народа..." Запад, особенно США, нивелирует человека -ПРИХОДИТЕ...
    fenix57
  21. Эдгар 13 февраля 2013 20:21
    положительных качеств много. осталось научится самим свою судьбу определять - а не позволять это делать всяким "царькам" да "князькам"
    Эдгар
    1. ytqnhfk 14 февраля 2013 04:36
      царьки и князьки в у вас так как государства с наши области и смотрите за своими они вам кредов и на ваших правнуков набрали а платить увы вам нечем!
      ytqnhfk

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня