Военное сотрудничество Италии и СССР в 1933-1934 годах: укрепление партнёрства перед угрозой усиливающейся Германии

17
Военное сотрудничество Италии и СССР в 1933-1934 годах: укрепление партнёрства перед угрозой усиливающейся Германии

В историографии достаточно распространено мнение о том, что союз фашистской Италии и нацистской Германии был предопределён, однако на самом деле это не совсем так. Несмотря на то, что Муссолини приветствовал завоевание власти национал-социалистами, идти им навстречу он явно не спешил, и было бы неверно утверждать, что Италия изначально была нацелена на достижение союза с Германией.

Американский историк Джозеф Калвитт Кларк в своей примечательной работе «Россия и Италия против Гитлера: большевистско-фашистское сближение 1930-х годов» (Russia and Italy Against Hitler: The Bolshevik-Fascist Rapprochment of the 1930s) отмечает, что приход Гитлера к власти и рост экономической и военной мощи Германии, мягко говоря, расстроили европейскую государственную систему и угрожали изменить тот баланс сил, который был достигнут в Европе в межвоенный период [1].



И в Москве, и в Риме осознавали опасность ситуации, поскольку для Москвы приход нацистов к власти ознаменовал собой начало упадка связей с Германией (которые являлись важным элементом во внешней политике СССР), а для Рима перемены угрожали Австрии, региону Альто-Адидже и устремлениям Италии на Балканах. Гитлер и нацизм были не единственными катализаторами улучшения связей между Москвой и Римом, но они сыграли решающую роль [1].

1933 и 1934 годы вообще были критическими для европейской дипломатии, поскольку государственные деятели пытались понять, что именно представляет собой Гитлер и как лучше всего вести себя с ним и возрождающейся Германией. Сближение Италии и Советского Союза в этом последовавшем хаосе дипломатических инициатив представляет особенный интерес, поэтому на нём стоит остановиться подробнее. В первую очередь будет рассмотрен вопрос о военных и дипломатических контактах двух стран.

Внешняя политика Италии и СССР: причины сближения



Говоря о политике фашистской Италии в 1920-е годы, известный исследователь итальянского фашизма Р. Де Феличе отмечает, что итальянская политика в эти годы была в целом по-своему осторожной и разумной, что объясняет суждение, высказанное много лет спустя, например, американским госсекретарём Стимсоном:

«Муссолини был в те годы во внешней политике ответственным и полезным лидером, не более агрессивным в своем национализме, чем многие демократические государственные деятели [4].»

«Хотя можно спорить о том, носила ли эта политика лишь преходящий характер, навязанный международной ситуацией и внутренним положением Италии, и была ли она функциональной для фашистской политической системы или отвечала только личной политической стратегии Муссолини, не подлежит сомнению, что Муссолини исключал возможность конфликта в Европе, чтобы добиться локальных успехов во имя ревизионизма [4]»,

— пишет Де Фличе. То есть Муссолини, несмотря на ревизионистскую риторику, пытался сохранить связи с версальской системой и придать Италии роль великой державы.

Исследователь фашистской военной политики Л. Чева считает, что вплоть до 1934 г. итальянское военное командование не имело подготовленных планов большой войны, военное планирование ограничивалось уровнем отдельных вооружённых сил. Более того, первая конкретная документация относительно военного планирования, которая имеет отношение к сентябрю-октябрю 1934 г., в связи с австро-германским кризисом, предусматривала участие в войне против Германии на стороне Франции и Великобритании [2].

В 1920-х годах Италия сконцентрировалась на отношениях с Дунайской и Балканской Европой, Турцией и Советской Россией. В первые месяцы 1924 г. Италия признала новый советский режим и заключила два соглашения с Югославией и Чехословакией, из-за чего в политических кругах Италии стали поговаривать об оси Рим — Белград — Москва. Целью той политики являлось не только использование СССР в качестве противовеса Великобритании, но и усиление итальянских позиций в отношении Франции, инициировавшей Малую Антанту [2].

С целью достижения своих целей Италия стремилась втянуть СССР в европейские дела. Как отмечает историк В. И. Михайленко, Муссолини с конца 1925 г. отводил СССР важную роль в своей политике ревизии Версальских договоров [2]. В свою очередь, советская дипломатия проявляла заинтересованность в сохранении Италии в числе тех стран, которые оказывали сопротивление Германии.

2 сентября 1933 г. был подписан советско-итальянский договор о дружбе, ненападении и нейтралитете. Сближение Италии и СССР происходило на основе близости позиций в предотвращении аншлюса Австрии. Советское правительство стремилось показать беспочвенность итальянских возражений против Восточного пакта, исходя из посылки, что злобой дня является предотвращение германской опасности [2].

Австрийская проблема серьёзно обострила итало-германские отношения – дошло даже до того, что, когда в июле 1934 года австрийские нацисты попытались совершить государственный переворот, в ходе которого был смертельно ранен австрийский канцлер Э. Дольфус – личный друг дуче, разъярённый Муссолини ответил на это концентрацией итальянских войск вблизи австрийской границы и заявил о своей решимости сохранить независимость Австрийской республики [5].

Советские руководители пытались опровергнуть подозрения фашистского руководства в том, что Восточный пакт направлен против Италии. Они высказывались против установления какой-либо связи между Восточным пактом, с одной стороны, и Средиземноморским пактом, Малой Антантой, с другой.

В 1934 году советский полпред в Италии В. Потёмкин в своём докладе писал:

«Сейчас менее, чем когда-либо, Муссолини расположен ссориться с нами. Сильнее, чем раньше, говорит в нем недоверие к национал-социалистической Германии [2].»

Военные контакты СССР и Италии в 1930-1934 годах



Началом военно-технического сотрудничества СССР и Италии можно считать заход 8 августа 1924 г. сторожевого судна морпогранохраны ОГПУ «Воровский» в порт Неаполя. В ответ в 1925 г. Ленинград с дружественным визитом посетили три итальянских эсминца — «Пантера», «Тигр» и «Лев». А уже в следующем году, в рамках договорённостей между правительствами СССР и Италии о проведении военных учений, в Чёрное море вошли 4 эсминца королевского флота.

Впоследствии контакты продолжались – здесь стоит отметить и первый перелёт крупной итальянской эскадрильи в СССР под командованием Итало Бальбо, который состоялся в 1929 году, и неоднократные визиты советских делегаций в Рим. В конце 1920-х и начале 1930-х гг. в Италии постоянно работало несколько советских авиационных миссий, посещавших различные авиационные итальянские заводы с целью ознакомления с достижениями итальянских конструкторов и заключения договоров по поставкам самолётов и авиационного оборудования [7].

В 1930-е годы, в связи со сближением Италии и СССР, эти контакты стали более интенсивными. Особую роль Советский Союз отводил техническому сотрудничеству с Италией, которая в указанный период являлась непризнанным лидером в области создания военно-морской техники и вооружения. В августе 1930 года, находясь на отдыхе в Сочи, И. В. Сталин, встречаясь с начальником морских сил (МС) Р. А. Муклевичем, указал на необходимость немедленной отправки группы морских специалистов в Италию для ознакомления с достижениями в технике и тактике итальянского флота. На этой же встрече обсуждался вопрос о заказе крейсера итальянской постройки [6].

В 1930 и в 1931 годах советские специалисты не раз посещали Италию. После этих визитов Муклевич писал в докладе:

«И действительно у итальянцев морская техника весьма высока. Как в кораблестроении, так и морском вооружении они ушли далеко вперед. На фоне итальянских достижений особенно бросается в глаза наша отсталость по торпедам, зенитной артиллерии, специальным снарядам и приборам управления огнем» [6].

По итогу было принято решение начать закупку вооружений у Италии. Именно с итальянскими фирмами, производящими продукцию военно-морского назначения, наиболее плодотворно, многопланово и всесторонне взаимодействовали государственные и военные органы СССР. В результате этого сотрудничества Советский Союз приобрёл образцы новинок морской зенитной артиллерии, дальномеров, перископов, торпед. Также была получена помощь в строительстве крейсеров и эсминцев [6].

Итало-советское экономическое соглашение от 6 мая 1933 г. способствовало дальнейшему развитию коммерческих отношений между двумя государствами и расчистило путь для политических переговоров. Эти переговоры завершились Пактом о дружбе, нейтралитете и ненападении от 2 сентября 1933 года.

При его подписании советский дипломат В. Потёмкин кратко подчеркнул важность пакта не только для его подписантов, но и для мира в Европе. В ответ Муссолини уверенно заявил, что пакт представляет собой «логическое развитие политики дружбы» [1]. Отмечая подписание пакта 2 сентября, советские газеты радовались данному факту и отмечали, что итальянский фашизм отличается от немецкого нацизма, и заверяли читателей, что идеология не должна мешать растущей дружбе между Римом и Москвой [3].


В преддверии визита в Рим комиссара иностранных дел Максима Литвинова, который состоялся в декабре 1933 года, три советских корабля, крейсер «Красный Кавказ» и эсминцы «Петровский» и «Шаумян» 17 октября покинули Севастополь, чтобы прибыть в Неаполь тринадцатью днями позднее. Советская пресса подчёркивала, что военно-морской визит продемонстрировал прочную дружбу, существующую между итальянскими и советскими военными и гражданскими властями [3].

В Берлине относились к подобным манёврам с некоторой озабоченностью, поскольку подписание данного пакта и сопутствующие военные контакты обострили противодействие Рима нацистским планам в отношении Австрии.

Летом 1934 года, как раз в то время, когда нацистские провокации в Австрии набирали обороты, три советских военных самолёта посетили Италию в качестве ответа на перелёт Итало Бальбо в Одессу. Самолёты вылетели из Киева 6 августа и вылетели в Рим через Одессу, Стамбул и Афины. На борту находились тридцать девять человек, в том числе высокопоставленные военные деятели и техники гражданской авиации [3].

8 августа Муссолини вместе с генералом Джузеппе Валле и заместителем государственного секретаря Фульвио Сувичем принял советскую миссию во дворце Венеция. После того как дуче похвалил русскую авиацию, представители советской миссии трижды прокричали «ура» [3].

Осенью 1934 года Москва и Рим даже обменялись наблюдателями на своих ежегодных военных манёврах. Надеясь заключить контракты на поставку в СССР товаров военного назначения, итальянцы водили представителей советской миссии по различным военным и промышленным объектам. В свою очередь, итальянские военные эксперты наблюдали за манёврами вокруг Минска с 6 по 10 сентября – прогресс РККА произвёл впечатление на итальянскую делегацию.

В целом, для Рима контакты с Советским Союзом были важны как с экономической, так и с политической точки зрения, поскольку Италия хотела склонить Гитлера к умеренности и, в частности, препятствовать аншлюсу. В свою очередь, Советский Союз нуждался в военных товарах, оборудовании, кораблях и т. д., а также стремился к тому, чтобы Италия не сблизилась с Германией.

Заключение


Подводя итоги, следует отметить, что военные контакты, консультации и техническое сотрудничество ощутимо продвинули вперёд итало-советское политическое сближение 1933-1934 годов. Кажущаяся несовместимость и даже враждебный характер идеологий, по-видимому, должны были помешать взаимовыгодным отношениям, однако и Италия, и СССР, как справедливо отмечает Джозеф Калвитт Кларк, преодолели этот недостаток, идеологические разногласия не препятствовали сближению [1].

Политики по-разному оценивали советско-итальянский пакт: одни рассматривали его как направленный против французской гегемонии в этом регионе и полагали, что при посредничестве Италии он мог бы послужить средством советско-германского сближения, другие, напротив, видели в нём предзнаменование будущего итало-советско-французского сотрудничества против Германии.

Кларк считает, что Италия могла сыграть важную роль в формировании зарождающейся коалиции коллективной безопасности, призванной удержать усиливающуюся Германию. Примерно до 1936 года это была единственная держава, обладавшая как волей, так и средствами остановить германский экспансионизм на его пути путём прямой политической и военной интервенции в Австрию против аншлюса [3].

Однако эта ветхая конструкция рухнула после 1935 года, когда Италия начала войну в Эфиопии – несмотря на достигнутую победу (по сути являвшуюся пирровой), её политическое положение ухудшилась, а пространство для манёвра уменьшилось. Итало-советские отношения при этом несколько ухудшились (хотя объёмы торговых оборотов остались прежними), однако окончательно они испортились, когда Италия и СССР поддержали разные стороны конфликта в Гражданской войне в Испании.

Тем не менее Италия как до подписания «Стального пакта», так и некоторое время после его подписания пыталась вести политику лавирования, ведя переговоры с Лондоном и Парижем и не закрывая дверь для контактов с СССР. Как справедливо указывает историк В. Михайленко, для фашистского руководства заключение «Стального пакта» не предопределило выбор союзника в большой войне, что доказало объявление политики non belligeranza («невоюющей стороны»). Окончательный выбор союзника зависел от того, какую великую державу или блок держав Муссолини оценит как будущего победителя в войне [2].

Использованная литература:
[1]. J. Calvitt Clarke III. Russia and Italy Against Hitler: The Bolshevik-Fascist Rapprochement of the 1930s. Westport, CT: Greenwood Press, 1991.
[2]. Михайленко, В. И. «Параллельная» стратегия Муссолини: Внешняя политика фашистской Италии (1922-1940) : в 3 т. / В. И. Михайленко. – Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2013
[3]. J. Calvitt Clarke III. Italo-Soviet military relations in 1933 and 1934: manifestation of cordiality. Paper Presented to the Duquesne History Forum. Pittsburgh, PA. October 27, 1988
[4]. De Felice R. Mussolini il duce. Gli anni del consenso, 1929-1936. - Torino : Einaudi, 1996.
[5]. Свечникова С. В. Итало-германские отношения в 1936-1939 гг. : идеология и практика.
[6]. Федулов С. В. Военно-техническое сотрудничество СССР и Италии по созданию морской техники и вооружения в 1930-е годы. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: Научно-теоретический и прикладной журнал: Scientific-Theoretical and Applied Journal N. 3 (41) Часть 2 /2014. С. 202 - 206.
[7]. Дьяконова П.Г. Переговоры о закупках самолетов фирмы «FIAT» и испытания трофейных самолетов CR.32 в СССР // Исторический журнал: научные исследования. – 2019. – № 3.
17 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    22 апреля 2024 04:41
    Да, интересные были времена...
    С нами итальянцы ещё и в частном порядке сотрудничали, Нобиле например и близко коммунистом не был, а дирижабли с советскими конструкторами в СССР строил. Опять же Бартини.
    С немцами такого не было, насколько знаю. "Кама" - чисто утилитарное мероприятие, быстро свёрнутое по приходу нацистов, а то и раньше.
    1. +3
      22 апреля 2024 05:20
      С немцами такого не было, насколько знаю.

      Было, например - тяжелый крейсер «Петропавловск», истребители фирмы Хенкель и др. СССР по максиму пытался насытить себя технологиями в обмен на ресурсы.
      Всем доброго дня, Коте!
      1. +1
        22 апреля 2024 05:25
        Цитата: Коте пане Коханка
        Было, например - тяжелый крейсер «Петропавловск», истребители фирмы Хенкель и др. СССР по максиму пытался насытить себя технологиями в обмен на ресурсы.

        Вы вообще то куплю-продажу, причём под давлением, не немецким к счастью, с добровольным и вполне доброжелательным сотрудничеством не путайте. Сходные персоналии с Нобиле и Бартини у немцев были?
        1. +2
          22 апреля 2024 06:05
          Сходные персоналии с Нобиле и Бартини у немцев были?
          Когда Риббентроп после встречи со Сталиным в Кремле возвратился в Берлин, то заявил Гитлеру, что во время пребывания в Москве, у него было такое ощущение, что он побывал в кругу старых и добрых партийных товарищей. wink wink
          Но оговорюсь, что Риббентроп был всего лишь политик. Но политики прокладывают путь для экономических, научных и культурных взаимоотношений
          1. +2
            22 апреля 2024 06:12
            Цитата: Голландец Михель
            то заявил Гитлеру, что во время пребывания в Москве, у него было такое ощущение, что он побывал в кругу старых и добрых партийных товарищей.

            С учётом того, каким кублом была НСДАП - это звучит оччень двусмысленно, Эрнст Рём не даст соврать. wink
      2. +2
        22 апреля 2024 11:40
        Это были покупки "почти готовых" изделий!
        У итальянцев покупали проекты с полной доккументацией для производства!
        У Веймарской Респубблики купили "а-ля зенитные автоматы", но произвестих их так и не смогли!
        Как и сами тевтонцы...
      3. +1
        22 апреля 2024 20:33
        Было, например - тяжелый крейсер «Петропавловск», истребители фирмы Хенкель и др. СССР по максиму пытался насытить себя технологиями в обмен на ресурсы.
        Владислав, какие технологии - недоделанный тяжёлый крейсер менее чем за год до войны? Он только отвлекал производственные мощности. Где технологии внедрять? Образцы самолётов действительно закупили (как Мессершмита так и Хенкеля) чтобы срочно их продуть в ЦАГИ в только что введённой натурной аэродинамической трубе Т-101. Авиадвигатели они нам так и не продали.
        1. 0
          23 апреля 2024 14:38
          Думаю не все так категорично. Например, приобретение и последующее копирование подводной лодки серии С, достаточно успешное технологическое заимствование.
          1. 0
            23 апреля 2024 15:18
            Например, приобретение и последующее копирование подводной лодки серии С, достаточно успешное технологическое заимствование.
            Я не про поставки середины 30-х, я про никому не нужный недоделанный тяжёлый крейсер накануне войны.
    2. 0
      22 апреля 2024 20:26
      Нобиле например и близко коммунистом не был, а дирижабли с советскими конструкторами в СССР строил. Опять же Бартини.
      Умберто Нобиле был в опале на родине после катастрофы своего дирижабля, а Бартини вообще был политэмигрантом-коммунистом.
      1. 0
        23 апреля 2024 08:27
        Цитата: Авиатор_
        Умберто Нобиле был в опале на родине после катастрофы своего дирижабля, а Бартини вообще был политэмигрантом-коммунистом.

        Что мешало Нобиле в других странах работать? Дирижабли тогда много где строили... А Бвртини так вообще показатель привлекательности СССР. Немцев конструкторов и при этом коммунистов думаю не единицы в Германии были, однако ж в СССР они никак не отметились.
        1. +1
          23 апреля 2024 15:14
          Что мешало Нобиле в других странах работать? Дирижабли тогда много где строили...
          Значит, плохо просили. А у нас - хорошо.
          Немцев конструкторов и при этом коммунистов думаю не единицы в Германии были, однако ж в СССР они никак не отметились.
          Ну, конструкторов-коммунистов у немцев как-то не очень заметно было. А массовый исход немцев в СССР (скорее, евреев и полукровок) был из Германии после 1933 года, когда их начали притеснять на государственном уровне, чем дальше, тем сильнее. А про авторитет СССР сталинского времени могу сказать следующее. Когда я учился в МФТИ в середине 70-х, наш декан, профессор Лев Алексеевич Симонов (он был в комиссии по приёму ДнепроГЭСа), рассказывал нам, что часть турбин была ленинградскими, а часть - шведскими. Определение их КПД в договоре было прописано технически неоднозначно, а недобор или перебор в 1% мог привести к штрафу или к премии в 20 000 золотых руб. Шведы прямо указали на эту неоднозначность, чем себе в убыток сэкономили нашей стране средства.
          1. 0
            23 апреля 2024 17:04
            Цитата: Авиатор_
            Ну, конструкторов-коммунистов у немцев как-то не очень заметно было.

            Немного странно, не находите, в стране с немалым числом коммунистов не нашлось конструкторов-коммунистов? Лично я думаю что немцы, даже коммунисты, не особо хорошо к русским относились, итальянцы явно получше...
            1. +2
              23 апреля 2024 19:57
              Немного странно, не находите, в стране с немалым числом коммунистов не нашлось конструкторов-коммунистов?
              Ничего странного. В Италии вообще всего один нашёлся. Да и в Германии штурмовики Рэма с ними крепко воевали, пока сами стали ненужными, выполнив грязную работу.
  2. +2
    22 апреля 2024 05:56
    Несмотря на то, что Муссолини приветствовал завоевание власти национал-социалистами
    Все не так! Наоборот, Муссолини считал германский национал-социализм варварской пародией на культивируемый им фашизм в Италии, а в 1934 году, когда Италия и Германия вели спор за влияние в Австрии, Муссолини даже мобилизовал свою армию, готовясь двинуть ее для защиты Австрии от гитлеровского вторжения. Муссолини часто называл Гитлера "опасным идиотом", "дегенеративной тварью" и "болтливым монахом". Он считал, что германцы, это варвары, такие же, какими они были во времена Тацита и Реформации и что они погубят на корню идею фашизма.

    Недовольство у итальянского вождя вызывало и то, что нацисты ничего не придумав свое, просто скопировали введённое им "римское" партийное приветствие, а политическую систему, установившуюся в Германии он называл дикой, варварской и способной только на грабеж и убийство.
  3. +5
    22 апреля 2024 08:31
    Хм,автор,а почему Вы не пишите о том ,что Восточный пакт,являлся всего лишь проектом,который так и не состоялся?Особой роли на мировой арене договор о дружбе, ненападении и нейтралитете между СССР и королевством Италия не сыграл. Да, СССР тесно сотрудничал с Италией во время индустриализации в военно-промышленном секторе. В СССР работали итальянские специалисты,как приглашенные - У.Нобиле, так и направленные компартией Италии,Р.Бартини,П.Джибелли тому пример,Были закуплены лицензии на производство подводных лодок - тип "Д", а "тип К" - получен советской разведкой при помощи итальянских коммунистов, эсминцев -"серия №7", проекты "20", "35", "48", корабельных орудий и торпед - 45-36АН, 45-36АВА, тип 53-38. Итальянские технологии послужили основой для советского флота. А если сравнивать внешнюю политику СССР того времени,с сегодняшней,то она далеко не в пользу России.СССР,находясь во вражеском окружении коллективного Запада,при помощи того же Запада,используя существующие противоречия,между капиталистическими странами,совершил индустриальный рывок.А итальянские фашисты , были и не фашисты совсем,а согласно ваших предыдущих утверждений,всего лишь революционными консерваторами smile Как режимы в Прибалтике,Венгрии,Румынии,Португалии,Испании после переворота и гражданской войныsmile А.Ильин,так же являлся революционным консерватором,ну , не будут же в демократической России,фашисту памятник ставить? smile
  4. +7
    22 апреля 2024 12:52
    Как итальянец говорю, что было бы интересно рассказать о конференции в Стрезе, состоявшейся в Италии в 1935 году, на которой министры Италии, Франции и Англии пытались остановить новую нацистскую Германию, но по разным причинам это не удалось из-за разногласий. . между тремя странами. Обсуждались пересмотр некоторых положений Версальского договора, Австрии, перевооружение Германии и воинская повинность. Пишут, что англичане были самыми мягкими по отношению к Германии, а Италия и Франция были немного жестче.