Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохи

Евгений Пепеляев – ас № 1 реактивной эпохиПодвиги советских летчиков в небе Кореи полвека были засекречены

4 января 2013 года на 95-м году жизни скончался лучший летчик-истребитель реактивной эпохи Евгений Пепеляев. За 11 месяцев боевых действий во время Корейской войны он сбил в воздушных боях 19 американских самолетов. Это количество побед, подтвержденное зарубежными исследователями. Официально ему зачислено 20 побед. Больше за последние 65 лет не сбил никто, хотя активные схватки ВВС происходили в небе Вьетнама, Ближнего Востока, Азии.

ДОРОГА В НЕБО


Евгений Георгиевич Пепеляев родился 18 марта 1918 года в рабочем бараке на золотых приисках Бодайбо. Трудное сибирское детство закалило характер, а увлечение охотой научило принимать быстрые решения, уметь скрадывать зверя и выбирать момент для точного выстрела. Эти качества очень пригодились будущему летчику-истребителю.

Примером Евгению был старший брат Константин – военный летчик, погибший в 1941 году в воздушном бою над озером Ильмень. Это под его влиянием младший брат поступил в аэроклуб, а в 1938 году закончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. Освоил полеты на самолете И-16, получил звание младшего лейтенанта. Служить отправился на Дальний Восток в Белогорск. И там случилась встреча, определившая карьеру молодого летчика на всю оставшуюся жизнь. В учебном бою он подчистую переиграл будущего маршала авиации Евгения Савицкого, тогда еще капитана, замкомполка. Самолюбивый и злопамятный Савицкий, продвигавший в званиях и должностях партнеров по преферансу, всю жизнь изощренно тормозил карьеру аса № 1 реактивной эпохи. Поэтому Евгений Пепеляев 30 лет проходил в звании полковника, а пенсию получил как командир эскадрильи, а не дивизии.

В Великую Отечественную Пепеляеву удалось побывать на боевой стажировке в ноябре 1943 года на Белорусском фронте. Но на передовой воцарилось затишье, и за 10 вылетов не случилось ни одного столкновения с противником. Летом 1945-го замкомандира 300-го истребительного авиационного полка (иап) совершил около 20 боевых вылетов в ходе войны с Японией. И впоследствии был назначен командиром полка.

В декабре 1947 года окончил Высшие летно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава, где вместе с ним учились 76 Героев Советского Союза, был направлен на должность комполка, но оказался назначен лишь заместителем командира 196-го иап в подмосковном Волосове.

В начале 1948 года вышло правительственное постановление о борьбе с аварийностью в ВВС, строго каравшее командиров. Результатом стало сокращение полетов и упрощение учебных заданий. И это совпало с переучиванием на новую реактивную технику. Евгений Пепеляев писал в воспоминаниях: «По опыту боевой подготовки 196-го авиаполка я могу твердо сказать, что летный состав за период 1946–1950 годов в боевой подготовке деградировал». При этом сам Пепеляев совершал полеты по программе испытаний самолетов Як-15 и Ла-15. Следующим реактивным самолетом стал в мае 1950 года легендарный МиГ-15, которым Евгений Пепеляев овладел очень быстро и сам стал учить других летчиков.

В октябре 1950 года при посадке у МиГ-15 Пепеляева оказались убраны шасси. Поскольку соответствующего индикатора не существовало, он этого не заметил и приземлился «на пузо». Самолет сгорел. Результатом стали строгое взыскание с денежными вычетами, назначение командиром 196-го гв. иап, на шасси конструкторы поставили лампочки, а в инструкцию для летчиков внесли изменения.

Полк входил в состав 34-й авиадивизии под командованием Трижды Героя Ивана Кожедуба, предназначенной для действий в Корее. Командиры полков сами отбирали добровольцев, 90% которых имели боевой опыт Великой Отечественной.

Справедливости ради следует сказать, что войну развязал лидер Северной Кореи Ким Ир Сен. Южанам было нанесено тяжелое поражение, но тут вмешались американцы и их союзники под флагом ООН. И теперь тяжкое поражение понес Север. Его судьба висела на волоске. В процесс вмешался Китай, направивший воевать миллион добровольцев. И Советский Союз, поделившийся оружием и специалистами.

Это была первая война реактивной эры. В ней реактивная техника массированно применялась всеми сторонами, к чему США оказались совершенно не готовы. После почти безнаказанных бомбардировок японских и немецких городов они ожидали столь же легкого похода на Корею. Не получилось.

Для Советского Союза и КНР было жизненно важно сохранить КНДР – буферную зону со сферой военного влияния США. С этой точки зрения советские летчики воевали за геостратегические интересы своей Родины. В конечном счете граница между двумя Кореями установилась по 38-й параллели, там же, что и до войны.

МИГИ ИДУТ В АТАКУ

Полк прибыл на аэродром возле города Дунфын в Северном Китае под новый 1951 год. Всех переодели в своеобразную китайскую военную форму с хромовыми сапогами красного цвета. Летчики собирали привезенные в контейнерах самолеты, облетывали их, готовились к боевым действиям. Огромную роль сыграл в этом сам Евгений Пепеляев. Он начинал с индивидуальной подготовки каждого из своих 30 летчиков, затем учил их взаимодействовать в группе. За три месяца все пилоты полка были подготовлены по нормативам 2-го класса, а почти треть вполне соответствовала 1-му классу. Это стало основой будущих побед. Боевые показатели 196-го полка поразительны: 108 сбитых самолетов противника, а свои потери – 10 самолетов и четыре летчика.

Задачи в войне Евгений Пепеляев формулировал так: «Мои летчики и я прекрасно понимали, что мы воюем не за свое Отечество, не за своих близких, а защищаем наших друзей-товарищей, выполняя приказ командования, своего правительства. Поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Не призывал жертвовать собой ради уничтожения самолетов противника, но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих товарищей, а главное – не дать бомбить обороняемые объекты, вытеснить противника боями из своего района. Тактика наших воздушных боев была больше оборонительной, чем наступательной. Я ставил задачу – после войны всем вернуться домой с победой».

1 апреля 1951 года полк в составе 30 МиГ-15 прибыл к месту базирования на аэродроме Аньдун вблизи границы КНДР. Основной боевой задачей дивизии Ивана Кожедуба было прикрытие от ударов с воздуха гидроэлектростанции и железнодорожного моста на реке Ялуцзян в районе Гисю (КНДР) и основных коммуникаций снабжения китайских добровольцев и войск КНДР в междуречье Ялуцзян и Ансю.

В первых боях проявились некоторые недостатки МиГ-15 с двигателем РД-45. Советский истребитель успешно сражался со штурмовиками F-80 и F-84, с палубными истребителями F9F «Пантера». Но в бою против истребителей F-86 «Сейбр» ему не хватало мощности двигателя. Схватки с ними были трудным делом и не всегда заканчивались победой советских летчиков. Поэтому Пепеляев сразу начал бомбардировать начальство требованиями перевооружить полк на более современные МиГ-15 бис с двигателем ВК-1. Впрочем, руководство и само понимало необходимость такой замены. Она произошла уже в конце апреля.

У командира полка много забот, тем более на новом месте базирования. Поэтому Евгению Пепеляеву редко удавалось летать самому. Первый воздушный бой состоялся у него лишь 20 мая 1951 года. Летчики 196-го полка двумя восьмерками вылетели на помощь 20 истребителям 18-го гв. иап, которые сошлись с почти 40 «Сейбрами». Первую восьмерку вел Евгений Пепеляев и с ходу бросил ее в бой с 12 самолетами противника. Зайдя в хвост одному из F-86, он с расстояния 500–600 м поразил его пушечной очередью.

По результатам дешифровки пленки кинофотопулеметов (КФП) Пепеляеву была засчитана победа. Однако, как было установлено позднее, американскому пилоту удалось дотянуть до базы и сесть. Но самолет был списан. Так что победа засчитана вполне законно.

НА ПРЕДЕЛЕ СИЛ

В августе американское командование, сосредоточив более тысячи самолетов, приступило к операции «Стрэнгл» («Удушение») с целью прекратить движение транспорта на территории КНДР, прервав снабжение китайских и северокорейских войск. Начались массированные атаки на коммуникации. Для их отражения приходилось поднимать в воздух целую авиадивизию, а то и две. В воздушных боях иногда сходились более 100 самолетов.

6 октября полковник Пепеляев сбил два F-86A. Американский летчик Билл Гаррет, попавший под огонь его пушек, позднее описал этот бой. Он пытался уйти на подбитой машине: «Береговая линия приближалась быстро, но до нее все еще оставалось несколько миль. Тогда я увидел, что Желтое море было в период отлива… Здесь была огромная полоса береговой грязи, довольно гладкой на вид и мягкой, и подходила для вынужденной посадки».

Истребитель плюхнулся в ил. Билл Гаррет выгреб в открытое море на резиновой лодке из спасательного комплекта, и его вскоре подобрала амфибия поисково-спасательной службы. А советским специалистам достался практически целехонький «Сейбр» с действующей авионикой. Вскоре он был доставлен в Москву и послужил развитию советской авиации. Это была уже пятая победа Евгения Пепеляева, то есть он заслужил звание аса.

Больше всего побед Евгений Георгиевич одержал в ноябре 1951 года. К этому времени он приобрел серьезный боевой опыт, отлично изучил тактические приемы противника, его слабые и сильные стороны. А главное – он отлично знал свой МиГ-15бис, выполнял на нем любые фигуры высшего пилотажа и отлично стрелял по воздушным целям. И еще один немаловажный фактор – здоровье. Он выдерживал едва ли не запредельные перегрузки, хотя не имел противоперегрузочного костюма, какие надевали американские летчики.

8 ноября были одержаны две победы. Необходимо отметить, что боекомплект авиационной пушки Н-37Д составляет 40 снарядов и отстреливается за 9,5 сек. Время отстрела боекомплекта пушек НС-23КМ – 8 сек. Пушек НР-23КМ – 5,6 сек. Надо суметь сблизиться с маневрирующим противником, поймать в прицел и одной короткой очередью поразить. Тогда останутся снаряды на еще одну такую очередь в 3–5 сек., чтобы в одном бою сбить два самолета. Пепеляев стрелял очередями в одну секунду и никогда не расходовал боекомплект полностью. На такое способен только настоящий ас. Впрочем, в тот день Пепеляев победил в двух боевых вылетах с разницей в два часа.

А вот 28 ноября он в одном бою сбил подряд F-86E и F-86A. Кроме того, по одному самолету уничтожил 27 и 29 ноября. Итого: четыре победы за три дня. А 1 декабря сбил 15-й по счету самолет – F-80 «Шутинг Стар». Пилот выбросился с парашютом и попал в плен.

В начале 1952 года полк, находившийся в Корее уже 12 месяцев, сражался на пределе сил. У истребителей тяжелая работа. Полеты и воздушные бои на высотах 7–9 тыс. м, перегрузки на виражах, нервное напряжение. Не удивительно, что из-за перепадов давления постоянно болели уши, шла носом кровь, болел позвоночник, ломало все тело. Летали на обезболивающих уколах. И выбывали из строя – по состоянию здоровья все больше летчиков медики не допускали к полетам. В январе вылетать могли максимум две восьмерки МиГов. В бой их всегда вел командир полка.

11 января 1952 года 196-й полк провел последние воздушные бои. В этот день Евгений Пепеляев «срубил» 19-й самолет противника. А 1 февраля дивизия отбыла на Родину. Закончились 414 дней командировки на войну. Полк Пепеляева имел больше всех побед и самые малые потери среди истребительных полков. Сам Евгений Георгиевич выполнил 109 боевых вылетов, в 38 воздушных боях одержал 19 побед. Это по подсчетам зарубежных историков авиации, работавших с архивами и анализировавшими воспоминания летчиков США и других стран. Официально на его счету 20 побед. В других источниках называют 23 победы. Пепеляев признавался, что дважды отдавал пленки кинофотопулеметов, фиксировавшие попадание, своему ведомому Александру Рыжкову, который его прикрывал и не имел возможности атаковать противника, при этом рисковал гораздо больше. Рыжков погиб в декабре 1951 года. На его счету три лично сбитых самолета и три в группе.

Подсчет велся на основании пленок КФП. В скоротечном бою на высоких скоростях зачастую пилот не видел, попал он в самолет врага или нет. Бывало, что американцам засчитывали семь сбитых МиГов, когда, по советским данным, был потерян всего один самолет. Если янки считали, что МиГ получил сильные повреждения, записывали 0,5 победы. Такими половинками набирали приличный счет.

Евгений Пепеляев считал, что не все победы, записанные на его счет и на счет других летчиков, достоверны. С уверенностью говорил о своих 10–11 победах. Настоящие герои всегда скромны.
Автор: Виктор Мясников
Первоисточник: http://nvo.ng.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 19
  1. zavesa01 16 февраля 2013 10:28
    Ну почему всегда вспоминаем о человеке после смерти ?
    zavesa01
    1. Octavian avgust 16 февраля 2013 11:39
      Чтобы обесмертить себя нужно умереть! Дьявольский закон жизни.
      Octavian avgust
    2. phantom359 16 февраля 2013 22:27
      zavesa01,Кто хотел, тот помнил и знал человека и при жизни.
      phantom359
      1. Дядя Сережа 18 февраля 2013 08:37
        Цитата: phantom359
        Кто хотел, тот помнил и знал человека и при жизни.

        Да, Евгения Георгиевича действительно знали. С начала 90-х годов информация о наших "корейских" героях стала просачиваться и мы впервые услышали фамилии Пепеляева, Сутягина, Охая, Берелидзе и многих других наших пилотов.

        Светлая память Евгению Георгиевичу.
        Дядя Сережа
  2. bulvas 16 февраля 2013 10:51
    Наверное, потому, что задвигали
  3. avt 16 февраля 2013 11:26
    Все таки мало у нас знают о ГЕРОЯХ той ,,скрытой"войны .В последнее время стали открывать странички истории ,хотелось бы по больше .Они этого достойны!! А ведь еще было дело и до войны в 1937 и гоминьдановцам помогали против японцев ! статье+
    avt
  4. Yuri11076 16 февраля 2013 11:34
    Цитата: zavesa01
    Ну почему всегда вспоминаем о человеке после смерти ?

    А у нас всегда так... Вечная память!!!
  5. smprofi 16 февраля 2013 14:38









    на 2' 59'' — Евгений Георгиевич

    smprofi
    1. АлНиколаич 16 февраля 2013 15:14
      Спасибо за выложенные фотографии, отлично дополняют статью! good
      1. smprofi 16 февраля 2013 17:01
        да на здоровье
        только если бы авторы постов не ленились бы, то и дополнять было бы нечем. только комментировать
        smprofi
  6. datur 16 февраля 2013 17:10
    пример их побед- один их генерал сказал(амеры бежали от китайцев)- я не вижу отступающие войска- я вижу войска наступающие в другом направлении!!! hi yes laughing
  7. nok01 16 февраля 2013 17:13
    Кстати, я где-то читал, что Кожедуб Иван Никитович тоже любил иногда посидеть за штурвалом, не официально так сказать laughing и настрелял порядка 20-ти самолетов противника!
    nok01
  8. Prosto Vovochka 16 февраля 2013 17:30
    блин для всех технически безграмотных писак :- " ФКП" это НЕ фотокино пулемет, а ФОТОКОНТРОЛЬНЫЙ ПРИБОР. Из-за такого толкования, "фотокино пулемет" абревиатуры. я дважды сдавал зачет по авиационному оборудованию и в итоге препод мне так пятерку и не поставил хотя на все дополнительные вопросы при повторной сдаче я ответил по полной. Обидно, однако, хотя и было это в 1977-м.
    Prosto Vovochka
  9. майор1976 16 февраля 2013 18:35
    Читал прижизненные воспоминания Пепеляева в журнале "Солдат Удачи"!Только благодаря ему СССР получил практически неповрежденный образец "Сейбра",и благодаря ему и таким как он героям янки перестали проводить ковровые бомбардировки на Б29!И ведь летали наши летчики без компрессионных костюмов-на пределе человеческих возможностей!И не просто летали-воевали лучше и "приземляли" десятками хваленых янки!
    Ведь были люди которые не на страх а на совесть выполняли долг и приказ!Вечная память Великому асу нашей Родины и пусть земля будет ему пухом!
    майор1976
    1. smprofi 16 февраля 2013 20:55
      книга есть: Евгений Георгиевич Пепеляев, «Миги» против «Сейбров»
      можно качнуть, например, здесь: http://www.mobipocket.ru/modules.php?name=Books&go=view_book&bid=559
      smprofi
  10. super-vitek 16 февраля 2013 20:15
    Отличный пилот ,заслуженный асс!!!Хорошая статья,а на счёт того что вспоминаем только после смерти не согласен.О Евгении Георгиевиче и передачи снимали,и писали другое дело что не достаточно.На примерах и достижениях таких людей должны вырастать новые поколения.Судьбы этих людей не просто биография на бумаге,это руководство к действию,пример для подражания!Слава героям!
  11. Владимирец 16 февраля 2013 21:29
    Такие лётчики с боевым опытом воздушных боев против заклятых друзей и сейчас бы сильно пригодились.
    1. phantom359 16 февраля 2013 22:29
      Владимирец, Однозначно.
      phantom359
  12. voronov 16 февраля 2013 22:38
    Отличный материал!!!
  13. Cheloveck 17 февраля 2013 04:15
    Почти незамеченным оказалось главное...
    Он начинал с индивидуальной подготовки каждого из своих 30 летчиков, затем учил их взаимодействовать в группе. За три месяца все пилоты полка были подготовлены по нормативам 2-го класса, а почти треть вполне соответствовала 1-му классу. Это стало основой будущих побед.

    Все бы командиры такие были, реально, а не на бумаге.
    Cheloveck

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня