По морям вокруг Земли: пироги Тихого океана

26
По морям вокруг Земли: пироги Тихого океана
Каноэ Соломоновых островов, украшенное инкрустациями из перламутра морских раковин. Работа Френсиса Пиммеля


«Свои длинные черные военные лодки,
остроносые,
резные и инкрустированные перламутром,
они втащили на берег у плантации Мериндж.»
Дж. Лондон «Джерри-островитянин»

Рассказы о кораблях и их моделях. В детстве мне просто ужасно нравилась книга Джека Лондона «Джерри-островитянин». И особенно почему-то нравились те места, где речь шла о туземных пирогах и томагавках, инкрустированных перламутром. Наверное, это происходило потому, что я хорошо знал, что это красиво, поскольку в доме была китайская шкатулка из черного лака, с рельефными фигурками из слоновой кости и врезанными в лак инкрустациями из перламутра. Вот и пироги с Соломоновых островов мне представлялись похожими на нашу шкатулку – то есть такими же чёрными, блестящими и с бликующими на солнце вставками из кусочков перламутра. Однако так ли это было на самом деле, я не мог узнать на протяжении… практически 60 лет.



И вот только совсем недавно, мне можно сказать ну просто очень повезло Позднее я узнал, что это было не совсем так, но любовь к перламутру осталась навсегда. Более того, сохранилось и желание сделать модель такой пироги, но… Как можно сделать то, чего ты никогда не видел, так можно запросто и пойти туда, не знаю куда!

И вот тут, практически в 70 лет мне наконец-то удивительным образом повезло: попал на сайт моделиста с Гавайских островов Френсиса Пиммеля, который тоже дед и тоже занимается тем, что на досуге мастерит модели полинезийских судов, которых на Тихом океане, как оказалось, довольно большое количество. И вот среди сделанных им моделей как раз и оказалась пирога с Соломоновых островов с корпусом, инкрустированным перламутром от раковин.

Думаю, что смогу её повторить, и она займет почетное место в моей коллекции исторических суденышек, но пока что я лишь заказал перламутр с острова Бали – модель для самого себя просто обязана иметь «аромат далеких островов». Сделаю – обязательно об этом напишу, ну а пока я предлагаю познакомиться с моделями Френсиса Пиммеля и оценить их должным образом. И не только их, но и тех отважных мореплавателей, которые их в свое время построили, и имели мужество избороздить на них весь великий Тихий океан!


Френсис Пиммель за работой над очередной моделью. Как видите, они у него совсем не маленькие. С одной стороны такие большие модели делать легче, чем маленькие. Даже старикам очки тут не потребуются! Но с другой – это же «музейный экземпляр». В наших «хрущевках» и «брежневках» такие модели просто невозможны


Фиджийское каноэ «Камакау», которое является одним из лучших типов каноэ с выносным балансиром, из когда-либо созданных


То же каноэ. Вид с противоположной стороны


Помост этого каноэ


Малайская летучая проа. Подветренная сторона модели каноэ «Чаморро» (Гуам), построенного 12 декабря 2016 г.

Летописец Магеллана Пигафетта, который видел некоторые из этих судов в 1521 году на Гуаме или в Роте, сравнил их «с гондолами Фюзине, но более узкими» и заметил, что некоторые из них были выкрашены в черный цвет, а другие в красный.

Сегодня, спустя столетия, по всей Полинезии множество энтузиастов строят копии древних парусных судов и отправляются на них в плавания. Так что перед нами модель «нового старого судна полинезийцев». «Летучая проа» – такое названии вот такие пироги получили из-за быстроты, с которой они мчались по волнам, причем известны случаи, когда они обгоняли знаменитые чайные клипперы.


Корпус у проа был выдолблен из древесного ствола, поэтому был очень узким. Оригинальным было и крепление мачты


Двухкорпусное каноэ с островов Кука

Эта модель показывает, как должны были выглядеть двухкорпусные каноэ с архипелага Кука с острова Мангайя. Об этих каноэ имеется очень мало сведений, но мы знаем, что островитяне использовали тот же тип корпуса, что и на пирогах с аутригером. Они просто брали две пироги и соединяли их между собой, чтобы получить судно с двойным корпусом.

Интересно отметить, что двухкорпусные каноэ архипелага Кука имели много общего с каноэ с Гавайских и Маркизских островов, а также Новой Зеландии. Эта модель является копией модели, которая выставлена в музее Новой Зеландиит Те Папа Тонгарева. По мнению её создателя, это единственная модель каноэ с двойным корпусом на островах Кука, когда-либо изготовленная с такой точностью и деталировкой.


Двухкорпусное каноэ с островов Кука. Вид спереди


То же самое каноэ – вид сзади


Двухкорпусное каноэ хокулеа с парусами типа «клешни краба»

Хокулеа – одно из самых замечательных изобретений полинезийцев. О путешествиях на хокулеа написаны целые тома. По всему миру демонстрировались документальные фильмы, рассказывавшие о мореходных качествах этого замечательного судна, и даже написаны песни, восхвалявшие его красоту.

Первый новодел хокулеа был построен ещё в 1974 году после предложения Полинезийского общества путешествий сделать копию древнего полинезийского каноэ и совершить путешествие туда и обратно с Гавайских островов на Таити. Целью путешествия было исследование полинезийской безинструментальной навигации.

За годы, прошедшие с момента своего первого и очень успешного путешествия в 1976 году, «Хокулеа» и его команда, состоящая из опытных штурманов и моряков, много раз пересекали Тихий океан.


Нос модели каноэ хокулеа


Корма

Конструкция судна была основана на графических реконструкциях покойного Герберта Кавайнуи Кейна, который был большим знатоком полинезийских морских каноэ. Его книга «Путешественники» содержит замечательную подборку изображений полинезийских каноэ.

Некоторые модели каноэ Френсис как раз и сделал на основе этих иллюстраций. Причем каждая его модель представляет собой настоящее произведение искусства, а делает он их на заказ из местного дерева. В частности, масштабные модели «Хокулеа» доступны в следующих размерах: 30,5 см, 61 см и 91,5 см. Понятно, что размер модели влияет на уровень детализации, что является основным фактором, определяющим её цену. Другими словами, стоимость 36-дюймовой модели не равна стоимости 12-дюймовой модели, умноженной на 3!


Модель каноэ хокулеа в помещении «Бэнк оф Гавайи» в Гонолулу


Носовая часть каноэ с Соломоновых островов, украшенная резьбой и инкрустацией перламутром

О красоте каноэ Соломоновых островов, которые вызывали восхищение всех путешественников, мореплавателей и исследователей с тех пор, как острова впервые посетили белые люди, писал и британский натуралист сэр Чарльз Моррис Вудфорд. Среди сотен различных каноэ Океании выделяется каноэ Томако в форме полумесяца, построенное из досок, с его тонкими линиями и очаровательными выступающими вверх носом и кормой, украшенными перламутром и перьями.

В черный цвет красились боевые каноэ охотников за головами с Соломоновых островов, которым в повести Джека Лондона «Джерри-островитянин» как раз и попался бедняга Ван Хорн.


Большая двухкорпусная пирога с Маркизских островов


Эта же пирога. Вид на поперечные брусья, скрепляющие оба корпуса


Резные фигурки на корме. Кто они? Духи предков?


Каноэ с выносными балансирами с архипелага Тикопия. Модель тикопского каноэ с острова Анута


Самоанское каноэ под парусом

Корпуса самоанских каноэ отличаются поразительной элегантностью. По мнению экспертов, они имеют идеальную гидродинамическую форму. Нос принимает профилированную форму головы акулы, а корма заканчивается элегантным хвостом.

Самоанцы были превосходными плотниками, и говорят, что они первыми разработали метод изготовления каноэ из досок со скрытым ременным соединением досок. Самоанцы также украшали свои каноэ скульптурами и перламутром от раковин.


Модель знаменитого таитянского «Типаэруа». Корпуса этого каноэ вырезаны не так, как у большинства океанических судов полинезийцев, а сделаны из досок – техника весьма и весьма сложная


Доски обшивки, из которых был сшит корпус таитянских судов


Очень странные, но, несомненно, что-то означавшие для таитян, украшения на кормовых оконечностях

В общем, и Френсис Пиммел, как мы видим, молодец и большой мастер, и прежние жители Полинезии были умельцами не из последних. Суметь освоить острова Тихого океана, разделенными тысячемильными просторами океанских вод – это надо было не просто уметь, но и обладать совершенно определенно большими талантами во многих областях.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 апреля 2024 08:22
    Вячеслав Олегович, большое спасибо за подобранные в материале интереснейшие фотографии! Благодаря Вашему материалу утро у меня удалось, не смотря не то, что в Архангельск пришёл ледоход. Ведь как обычно бывает у моря Белого, через день-два после прихода ледохода, небо плотно закрыло облаками, дождь, ветерок с востока до котей пронизывает при +2. А на "В.о." такие разнообразные суда жителей островов Тихого океана!
    1. +6
      30 апреля 2024 10:14
      Цитата: Тестов
      в Архангельск пришёл ледоход

      У меня вчера всю ночь на даче шел ливень и утром пришлось уехать. Такая была сырость. Но зато всю землю напитала вода. Налились все бочки. Посажены все теплицы. И цветут тюльпаны. Так что у меня тоже хорошее настроение - от Ваших слов и цветов, что меня окружают.
      1. +5
        30 апреля 2024 10:15
        И ещё бегают вот такие крупные ящерицы. Их можно погладить по спинке... А на кошку они шипят и она их боится!
        1. +6
          30 апреля 2024 11:36
          А у меня весь двор в останках ящериц, которых поймала и не доела Чуча)))
          1. +4
            30 апреля 2024 12:33
            Цитата: Старший матрос
            оторых поймала и не доела Чуча)))

            +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
        2. +2
          30 апреля 2024 22:43
          Конечно шипят. На фото чудный самец прыткой ящерицы в брачном наряде. Ему БЫ сейчас даму сердца встретить! От которой он готов отогнать другого самца, вступив с ним в схватку, провести бросок, схватив соперника зубами за голову и бросить его на лопатки, а тут - огромная кошка. Вот была БЫ самка размером меньше кошки, он БЫ себя показал....У меня на даче живут только скромно окрашенные коричнево-серые живородящие ящерицы. Холодно прытким ящерицам в тайге под Северодвинском.
  2. +5
    30 апреля 2024 08:39
    Хокулеа это имя собственное, а не отдельный тип каноэ. По названию звезды.
    У них был хороший сайт, где можно было в течении многих лет следить за путешествиями лодки онлайн. Втч и вокруг света good
    1. +3
      30 апреля 2024 13:23
      Хокулеа это имя собственное, а не отдельный тип каноэ.

      А тип такого каноэ - waʻa kaulua
  3. +5
    30 апреля 2024 09:17
    Каноэ Соломоновых островов, украшенное инкрустациями из перламутра морских раковин.

    Это не просто каноэ - это tomako - боевое каноэ. Использовалось в рейдах за рабами или для охоты за головами.
    Думаю, что смогу её повторить, и она займет почетное место в моей коллекции исторических суденышек, но пока что я лишь заказал перламутр с острова Бали – модель для самого себя просто обязана иметь «аромат далеких островов».

    Думаю, что повторить ее будет задачей непростой. Кстати, перламутр надо было заказывать аутентичный, с Соломоновых островов. Да и дерево тоже, например - хлебное. А то боевое каноэ из Меланезии из березы или сосны "аромата далеких островов" иметь не будет. Но не это главное. Главное - конструкция, которая довольно сложная и украшения, которые еще сложнее. Там ведь не просто орнамент, там каждая линия имеет свое символическое значение, да еще и с региональными особенностями.
    А уж носовые украшения - nguzunguzu, kesoko, Tiolo - это вообще целая наука. Там одна неправильная линия - и все, роковые последствия для лодки и, соответственно, ее экипажа, обеспечены. Ну и для нерадивого моделиста, само собой.
    На фотографии - носовая скульптура - Нгузу Нгузу. На аукционах такая скульптура стоит до 150 000 долларов.
    1. +6
      30 апреля 2024 09:37
      Еще несколько фотографий томако.
      На первой - парная фигурка кесоко, которая устанавливалась на вершине носовой части. На втройй - правильная установка носовой скульптуры - Нгузу Нгузу. На третьей - конструкция томако "изнутри".
      1. +1
        30 апреля 2024 15:20
        Цитата: Dekabrist
        На второй - правильная установка носовой скульптуры - Нгузу Нгузу.

        как же они к берегу причаливали ? request
        1. +2
          30 апреля 2024 16:38
          Цитата: cpls22
          как же они к берегу причаливали ?

          Там же везде коралловый песок. Песчаные откосы. Вытягивали их на берег за нос.
          1. 0
            30 апреля 2024 17:05
            Цитата: kalibr

            Там же везде коралловый песок. Песчаные откосы. Вытягивали их на берег за нос.

            Мне эта скульптура кажется хрупковатой для использования в качестве рукоятки , за которую могли бы втягивать. Возможно, только приподнимали при сохранении хода, но тут многое прояснило бы устройство крепления этих скульптур на нос каноэ, насколько оно надёжно..
            1. +5
              30 апреля 2024 17:41
              Мне эта скульптура кажется хрупковатой для использования в качестве рукоятки , за которую могли бы втягивать.

              Каноэ на берег не вытягивали, а выносили. Смотрите с третьей минуты.
              1. +2
                30 апреля 2024 17:47
                Цитата: Dekabrist

                Каноэ на берег не вытягивали, а выносили.

                А , теперь понятно. Спасибо. Скульптура там максимум для привязи , если на буксире тянуть. А так - чисто символические, сакральные функции.
          2. +3
            30 апреля 2024 17:21
            Там же везде коралловый песок.

            Песок там, в основном, вулканический. Соломоновы острова - вулканические.
            А типичный пляж Соломоновых островов - на фотографии.
            1. +3
              30 апреля 2024 17:25
              Ну, судя по фото, где причалить я бы нашел.
        2. +4
          30 апреля 2024 17:10
          как же они к берегу причаливали ?

          А вот так, как на фотографии.
    2. +5
      30 апреля 2024 10:06
      Цитата: Dekabrist
      Ну и для нерадивого моделиста, само собой.

      Я думаю, что моих неточностей никто не заметит. Из россиян... А "соломонцы"... они будут рады уже тому, что где-то в России, среди льдов и медведей кто-то вообще знает про их историю, пироги и сделал модель одной из них. А название "томако" не стал давать специально. Будет еще один материал на эту же тему и там будет рассказано о многом, что не попало в этот материал. Но Вы нашли прекрасные фото - спасибо. Правда, насчет пироги из статьи я хочу попросить помощи Френсиса Пиммеля. Ну, и перламутр с Бали тоже сойдет. Все равно он же "оттуда".
      1. +4
        30 апреля 2024 17:29
        где-то в России, среди льдов и медведей

        Вот уж не думал, что Пенза расположена среди льдов и медведей. Как же Вы на дачу ездите - на оленях и с ружьем?
        Я на Соломоновых островах не бывал, но бывал рядом - на Новой Гвинее. Там есть много вполне образованных людей.
        1. +3
          30 апреля 2024 19:52
          Цитата: Dekabrist
          на Новой Гвинее.

          !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  4. +5
    30 апреля 2024 09:19
    Суметь освоить острова Тихого океана, разделенными тысячемильными просторами океанских вод – это надо было не просто уметь, но и обладать совершенно определенно большими талантами во многих областях.

    От себя добавлю только одно - все это без единого гвоздя! Судостроители Полинезии не знали железа!!!
    Вячеславу спасибо, камрадам доброго утра!
    1. +4
      1 мая 2024 05:16
      hi
      От себя добавлю только одно - все это без единого гвоздя!

      Строители в одном уголке нашей планеты ухитрялись не то что лодки - даже гаражи строить без единого гвоздя и даже рубля!

      Иногда зоркий глаз строителя видел, что если "застолбить место" среди строящихся гаражей, то через некоторое время у гаража сами собой возникнут боковые и задняя стена...
      А иногда зоркий глаз строителя замечал целых два гаража, скрывающиеся до поры до времени в ничейном вагоне-холодильнике...

      Вот только ворота и иногда крыша гаража требовала ритуальных бдений вокруг емкостей из светлого металла, называемых в тех местах "канистра" и "молочный бидон". Черпая в установленном порядке волшебную жидкость, строители вызывали кудесника, который из ничейного уголка и листа железа делал ворота или перекрывал ничейными рельсами/плитами крышу гаража.

      Сейчас такое искусство народного промысла уже почти утеряно... да и обычай, когда мужчины этого ловкого народа по достижении 18 лет периодически выделялись из семьи в мужскую общину "гаражей", тоже уже не соблюдается...
  5. 0
    30 апреля 2024 16:39
    . В наших «хрущевках» и «брежневках» такие модели просто невозможны


    Для крупных моделей под открытым небом подойдёт дача - там нет дефицита ни места ни материала - можно пустить в дело опил и обрезь деревьев ветки и прочее.
  6. +2
    1 мая 2024 09:18
    Спасибо за интересную статью! Каноэ полинезийцев обладали лучшими мореходными качествами, чем у жителей Соломоновых островов и других меланезийцев. И расстояния преодолевали значительно большие. Каноэ меланезийцев - инструмент для набегов на соседние острова, должны вместить побольше воинов и взять на обратном пути побольше добычи)
  7. 0
    3 мая 2024 17:34
    Малайская летучая проа. Подветренная сторона модели каноэ «Чаморро» (Гуам), построенного 12 декабря 2016 г.

    У Проа балансир находится всегда на наветренном борту.