Титановая «Золотая рыбка»

В 2008 году на предприятии «Севмаш» началась утилизация атомной подводной лодки К-222. На первый взгляд, это было рядовым событием. Подводные лодки, как и любая другая техника, вырабатывают свой ресурс и списываются. Далеко не всем подводным кораблям удается стать музеем, большинство режутся «на иголки». Лодка К-222, ранее носившая номер К-162, не смогла стать памятником самой себе и отправилась на слом. Так печально окончилась судьба подлодки-рекордсмена, давшей своей стране не только несколько достижений, но и ряд полезных технологий.

Титановая «Золотая рыбка»


История лодки К-162 началась в 1959 году, когда Совмин СССР выпустил постановление «О создании новой скоростной подводной лодки с новых типов энергетических установок и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок». Перед ЦКБ-16 (ныне СПМБМ «Малахит») была поставлена очень сложная задача. Требовалось создать подводную лодку, характеристики которой превосходили бы данные предыдущих субмарин, а также решить ряд технических вопросов. Основные задачи, стоявшие перед конструкторами, выглядели следующим образом. Обеспечить возможность ракетной стрельбы из подводного положения, а также добиться максимально возможной скорости подводного хода. Примечательно, что в техническом задании на новый проект присутствовал негласный запрет на использование имеющихся материалов, оборудования и вооружения. Иными словами, заказчик в лице Минобороны и Совмина желал видеть совершенно новую конструкцию, выполненную с использованием новых технологий.


Титановая «Золотая рыбка»Главным конструктором проекта, получившего индекс 661 и имя «Анчар», был назначен Н.Н. Исанин. От флота проект курировал капитан 2-го ранга Ю.Г. Ильинский. Работы по созданию новой скоростной лодки были очень и очень непростыми. То или иное участие в проекте принимали почти четыре сотни организаций: судостроители, металлурги, инженеры-электронщики и т.д. Совместными усилиями в 1960 году был подготовлен предэскизный вариант проекта 661. Примечательно, что в ходе предварительных работ прорабатывались почти два десятка основных и вспомогательных версий проекта. На этом этапе разработки активно обсуждались все нюансы конструкции и оборудования. К примеру, в качестве основного вооружения для новой подлодки предлагались новые крылатые ракеты «Аметист», старые ракеты с надводным стартом, или же доработанные торпеды с повышенной дальностью. Кроме того, основным материалом конструкции могли стать сталь, алюминий или титан. В результате анализа возможностей и перспектив каждого варианта было принято решение сделать новую лодку из титана и оснастить ее крылатыми ракетами «Аметист» с возможностью подводного старта.

Вскоре после окончания предэскизного проектирования началась подготовка полноценного «белового» проекта. В 1961-м он был утвержден, и примерно через год на Северном машиностроительном предприятии началось строительство головной подлодки. Стоит отметить, официальная закладка АПЛ К-162 состоялась только в конце 1963 года. Дело в том, что в ходе сборочных работ первых элементов конструкции проявились некоторые недочеты технического характера. На их исправление ушло дополнительное время. Да и после решения этих проблем строительство нового подводного корабля шло долго и с большими сложностями. В первую очередь, на затягивании сроков сказался недостаток титана, который был нужен не только для новой подлодки, но и для строительства некоторых самолетов и ракет. В результате лодка К-162 была спущена на воду только в декабре 1968 года.

Проект 661 подразумевал создание двухкорпусной подлодки с широким использованием в конструкции титановых деталей. Легкий корпус лодки имел круглое сечение, но его кормовая часть была выполнена по схеме «раздвоенная корма». Два обтекателя несли в себе валы двух гребных винтов, разнесенные друг от друга на пять метров. Такая схема получила неофициальное название «штаны» и после использовалась в нескольких проектах подлодок. Внутри легкого корпуса был помещен прочный, имевший оригинальную конструкцию. В носовой части субмарины он состоял из двух частично перекрывающихся горизонтальных цилиндров (сечение такой конструкции напоминает цифру 8). Каждый из них имел диаметр в пять с половиной метров, но из-за перекрывающихся сечений высота всей конструкции равнялась девяти метрам, что сходилось с диаметром цилиндрической средней и кормовой части прочного корпуса. Интересно, что «трубы» носовой части прочного корпуса считались отдельными отсеками. В верхнем цилиндре – первом отсеке лодки – поместили торпедные аппараты калибра 533 миллиметра, запас торпед, устройства заряжания и т.п. Кроме того, в первом отсеке располагался пост управления ракетами. Второй отсек вмещал в себя часть аккумуляторных батарей и гидроакустическую аппаратуру. В третьем отсеке (находился сразу после «восьмеркообразной» части прочного корпуса) находились жилые помещения и остальные аккумуляторы. Четвертый отсек предназначался для центрального поста, поста управления энергетической установкой и нескольких вспомогательных помещений. Пятый отсек был отдан под реактор, шестой – под турбины, седьмой – под турбогенераторы и распределительные щиты, а в восьмом располагались компрессоры, вспомогательное оборудование и т.п. Наконец, в корме, в девятом отсеке монтировались приводы рулей. Носовые горизонтальные рули были размещены в передней части лодки и при необходимости убирались под легкий корпус.

Титановая «Золотая рыбка»


При разработке реактора для проекта 661 рассматривались два варианта: водо-водяной и с металлическим теплоносителем (сплав свинца и висмута). В результате сравнения сложности конструкций и перспектив был выбран первый вариант. При меньшей эффективности такой реактор мог быть сделан в течение нескольких месяцев и не требовал дополнительных затрат времени и денег. В результате лодка получила два реактора с собственными паропроизводящими установками (В-5Р, 250 тонн пара в час), турбозубчатыми агрегатами ГТЗА-618 и турбогенераторами переменного тока (380 вольт, 50 герц) ОК-3 мощностью по 3000 киловатт каждый. Несмотря на использование уже освоенной водо-водяной схемы, в конструкции реакторов лодки проекта 661 было применено несколько оригинальных технических решений, повысивших эффективность работы. Наконец, довольно смелым решением стало исключение из состава энергетического оборудования резервных дизельных генераторов. На случай проблем с главной энергоустановкой подлодка оснащалась двумя группами серебряно-цинковых аккумуляторов по 152 элемента в каждой.

Новый проект высокоскоростной подводной лодки подразумевал использование новейших электронных систем. Так, навигацию в надводном и подводном положениях планировалось осуществлять при помощи всеширотной системы «Сигма-661», автоматическое управление по курсу и глубине возлагалось на комплекс «Шпат», а общекорабельные системы и устройства управлялись при помощи системы «Сигнал-661». «Ушами» новой подлодки был гидроакустический комплекс МГК-300 «Рубин». Он мог одновременно сопровождать две цели и при этом выдавать данные по ним на систему управления вооружением. Обнаружение мин осуществляла система «Радиан-1». Для визуального наблюдения за окружающей обстановкой подлодки проекта 661 планировалось оснащать перископом ПЗНС-9 со встроенным вычислителем координат. Наконец, в состав оборудования лодки включили две радиолокационные станции и систему определения государственной принадлежности «Нихром».

В первом отсеке лодок проекта 661 разместили четыре 533-мм торпедных аппарата со вспомогательной аппаратурой и боекомплектом в 12 торпед. Управление торпедной стрельбой возлагалось на комплекс «Ладога-П-661», а конструкция аппаратов позволяла производить атаку целей с глубины до 200 метров. Основным вооружением лодок проекта 661 должны были стать противокорабельные крылатые ракеты П-70 «Аметист», разработанные в ОКБ-152 под руководством В.Н. Челомея. В носовой части лодки, по бокам от «восьмерки» первых двух отсеков, размещались десять контейнеров с ракетами, по пять на борт. Ракеты предназначались для пуска из подводного положения. Для этого лодка должна была выйти на глубину в 30 метров и заполнить контейнер водой. По команде экипажа подлодки ракета выходила из контейнера при помощи стартового двигателя, а после подъема в воздух включался маршевый твердотопливный. Все ракеты можно было выпустить двумя залпами с перерывом в несколько секунд. Несмотря на сложности с разработкой и испытаниями, ракета «Аметист» стала первой в мире противокорабельной ракетой с подводным стартом. Примечательно, что контейнеры ракет располагались не вертикально, а под углом в 32,5° к основной плоскости подлодки. Дело в том, что при вертикальном старте пришлось бы усложнить систему управления ракеты для вывода ее на горизонтальную низковысотную траекторию. При наклонном старте эта задача была гораздо проще, что и повлияло на размещение ракетных контейнеров.

Титановая «Золотая рыбка»


Сложность разработки и строительства новой лодки, в конструкции которой преобладали титановые детали, привели к достаточно большой стоимости проекта. Из-за этого еще до конца сборки подлодку К-162 прозвали «Золотой рыбкой», намекая на стоимость металлического сырья. Тем не менее, в конце 1968 года субмарину спустили на воду, а немного позже начались ее испытания. В 1969 году в ходе испытаний К-162 смогла достичь подводной скорости в 42 узла (около 78 км/ч). При этом энергоустановка работала только на 80% от полной мощности. Таким образом, расчетный показатель максимальной скорости, заданный первоначальным техническим заданием, был превышен на четыре узла.

18 декабря 1970 года вошедшая в строй ВМФ СССР подлодка установила мировой рекорд скорости, который не побит до сих пор. При ручном управлении турбозубчатым агрегатом и защитой реактора удалось вывести энергетическую установку на 97% от максимальной мощности. На глубине в 100 метров это позволило лодке разогнаться до 44,7 узла (82,8 км/ч). До и после К-162 ни одна подлодка в мире не ходила с такой скоростью. При разгоне до высоких скоростей наблюдалось несколько интересных явлений. К примеру, по достижении порога в 35-36 узлов появлялся гидродинамический шум от завихрений встречного потока, обтекавшего лодку. Это неожиданное явление могло демаскировать подлодку при выполнении боевой задачи, однако его посчитали достаточной платой за высокую скорость. Кроме того, в ряде случаев подлодка могла уйти от преследования кораблями противника.

Вскоре после установления секретного рекорда у экипажа лодки К-162 появилась возможность проверить скоростной потенциал на практике. Осенью 1971 года, во время похода К-162 в Атлантический океан, пересеклись пути советской субмарины и американского авианосца «Саратога». В результате этого в бортовом журнале американского корабля появилась запись, гласившая, что в течение нескольких часов он пытался оторваться от неизвестной подлодки, но не смог сделать это даже на полном ходу, на скорости в 30 узлов. Подлодка, в свою очередь, маневрировала вокруг авианосца, но не отставала. Командир К-162 капитан 1-го ранга Ю.Ф. Голубков после этого случая отметил, что характеристики лодки позволяли выбрать наиболее удобную позицию для атаки вражеских кораблей.

Служба подлодки К-162 с перерывами на ремонт продолжалась до 1984 года, когда ее поставили на прикол. В 1978 году лодку переименовали в К-222, под этим номером она и окончила свою службу. В марте 1989 года «Золотую рыбку» исключили из боевого состава военно-морского флота, а через десять лет спустили флаг. Далее несколько лет К-222 простояла у пирса в ожидании утилизации, которая началась в 2008 году.

Титановая «Золотая рыбка»


К сожалению, подлодка К-162 или К-222 так и осталась единственным кораблем проекта 661. Одновременно с высокими ходовыми характеристиками она оказалась слишком дорогой для массового производства. Прочный титановый корпус, при всех его преимуществах, был очень сложен в изготовлении. Кроме того, к концу восьмидесятых годов устарело главное вооружение лодки – ракеты П-70 «Аметист». Также стоит отметить, что к тому же времени у потенциального противника появились новые гидроакустические системы, способные гарантированно обнаружить К-162 на достаточно больших расстояниях. Высокая шумность лодки на больших скоростях только усугубляла эту ситуацию. В свете развития противолодочной авиации у скоростной подлодки просто не оставалось шансов. Поэтому «Золотую рыбку» так и оставили в одиночестве, а затем списали.

Тем не менее, полученный при конструировании и строительстве К-162 опыт не пропал даром. Наработки по титановым конструкциям активно использовались в нескольких дальнейших проектах, а вооружение в виде ракет П-70 использовалось на подлодках проекта 670 «Скат».

По материалам сайтов:
http://deepstorm.ru/
http://atrinaflot.narod.ru/
http://vmfrussia.ru/
http://flot.com/
http://vpk.name/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 40
  1. VVooVVaa 12 февраля 2013 08:31
    А у нас сосед по даче на этой лодки служил. Но молчал как там и шо грид подписку давал.
  2. avt 12 февраля 2013 09:52
    Жаль лодку! Выдающееся конструкция !
    avt
  3. Letnab 12 февраля 2013 10:30
    у капитана Саратоги седины наверно прибавилось...! belay
    1. АлНиколаич 12 февраля 2013 10:41
      Не только седины, наверное и плешь появилась..
      А кто то в команде и штанишки стирал...
      1. Delta 12 февраля 2013 11:58
        Это наверное чертовски приятно - вероятного противника считать мальцом сопливым
      2. papik09 13 февраля 2013 08:42
        По поводу стирки штанишек. Там, наверное вся команда этим занималась laughing
        1. rasputin17 30 ноября 2016 11:32
          Цитата: papik09
          По поводу стирки штанишек. Там, наверное вся команда этим занималась laughing

          Простите канешь! Нодурак ты ! а ешо и му..д@К !!
    2. ikrut 12 февраля 2013 18:52
      Цитата: Letnab
      у капитана Саратоги седины наверно прибавилось...!

      В середине 70-х было очень много шуму со стороны скандинавов (Норвегии, Швеции) о том, что в тамошних фьордах периодически появлялась какая-то подводная лодка, которая двигалась под водой с огромной скоростью (более 70 км/ч), так, что ее не могли догнать береговые службы. Лодка легко уходила от преследования. Шведы даже ноту СССР выставляли.В газетах было. По "вражьим голосам" передавали. Но наши только делали удивленные лица. В конце концов это приписали НЛО. А в конце 80-х это "НЛО" пропало.
      Видимо делали точное картографирование фьордов на всякий случай:)))
    3. Sirocco 13 февраля 2013 04:34
      Наши не только этой субмариной прошлись по Американцам. Два советских сторожевых корабля "Беззаветный" и СКР-6 встретили коллег из 6-го флота США у выхода из пролива Босфор и пообещали составить им компанию. Те ответили, что в помощи не нуждаются. Оставлять гостей без внимания у русских людей не принято, возразила советская сторона.

      Около 11 часов утра 12 февраля командир группы доложил в штаб: "Йорктаун" и "Кэрон" идут в наши территориальные воды. Осталось 2 мили. Между советскими и американскими кораблями состоялся короткий диалог.

      "Ваш курс ведет в советские воды, что недопустимо". "Мы ничего не нарушаем. Следуем прежним курсом. Скорость та же".

      Вице-адмирал Валентин Селиванов отдал приказ приготовиться к навалу. Это не таран, а подход на скорости под небольшим углом к борту другого судна и "вежливое" его "отталкивание", с отворотом от курса.

      "Беззаветному" предстояло "навалиться" на "Йорктаун", а СКР-6 - на "Кэрон". Задача была непростой. Фильм есть на Ю Тюбе.(Как советский флот американцев в Севастополе прописал)
      1. carbofo 18 февраля 2013 16:27
        Sirocco,
        Ребята справились блестяще, к нашему удовольствию все прошло по плану и даже больше.
        Учитывая что наши корабли были изрядно меньше то такой маневр достаточно опасен.
        Тем не менее результаты повреждений крейсера от навала , однозначно удручили капитана американцев, и те решив не искушать судьбу удалились.
  4. квирит 12 февраля 2013 12:05
    интересно ! а почему не пишут о спасательных субмаринах ! на вооружений ссср помнится их было две .в начале девяностых их сначало поставили на ремонт а потом под благовидным предлогом пустили на "иголки".помню статьи на эту тему выпускались .
    1. Old_Kapitan 12 февраля 2013 13:01
      Если Вы о проекте 940 "Ленок", то только одна - БС-486 "Комсомолец Узбекистана"



      1. квирит 13 февраля 2013 18:46
        Если Вы о проекте 940 "Ленок", ДА hi . лучше вместо двух боевых субмарин ,построили две усовершенствованные типа "ЛЕНОК" .когда по тв путин на виду у всей страны порывался спустится на батискафе! к курску .а так же слыша слова "у нас достаточно спасательных средств " эти субмарины не вылезали у меня из головы .отсутствие этих субмарин в составе наших флотов преступление и предательство родины .
  5. Takashi 12 февраля 2013 12:49
    подождите, а как же Комсомолец, погибшей в Норвежском море - у него ведь тоже вроде был титановый корпус?
    1. Delta 12 февраля 2013 13:04
      Был. А кто сказал, что "Анчар" был единственным? нет, он просто раньше был, чем К-278
    2. Misantrop 12 февраля 2013 23:30
      Цитата: Takashi
      у него ведь тоже вроде был титановый корпус?
      И не только он. Проект 705 тоже был титановый. А там не одна лодка
      Misantrop
    3. carbofo 18 февраля 2013 16:28
      Takashi,
      Там был пожар, а титан от пожара не спасает.
  6. cth;fyn 12 февраля 2013 12:58
    Если утилизировали, а не пустили на музей значит было нельзя, а следовательно там было еще дофига интересного для мистера Бонда.
    1. Лопатов 12 февраля 2013 13:01
      Всё проще: титан дорог
  7. почтальон 12 февраля 2013 13:05
    Да жаль что утилизировали. И.б. как музей плавучий надо было

    удалив реактор


    почтальон
    1. Dinver 12 февраля 2013 13:50
      Цитата: почтальон
      Да жаль что утилизировали. И.б. как музей плавучий надо было

      У нее название золотая не просто так, там дефицитного титана не одна сотня тонн.
      1. почтальон 12 февраля 2013 14:03
        Цитата: Dinver

        У нее название золотая не просто так,

        Серебристый больше подходит и по цвету и по стоимости:
        Американцы называли ее «Серебряный кит», английский справочник Джейн присвоил необычной лодке необычное наименование - «Папа», по одной из букв морского международного семафора. Испытатели называли ее подводным самолетом.


        если фонить не будет м.б. памятник сделают

        Вороде бы североморцы рубку хотели сохранить для музея.
        почтальон
        1. Zubr 14 февраля 2013 02:41
          А ещё её за глаза американцы называли "Ревущая корова"....слышали её очень далеко... laughing
    2. Zubr 14 февраля 2013 02:39
      Не не надо как музей, слишком много конструктивных секретов в ней и посей день. Из технологий делать музей нельзя.
  8. Кастор_ка 12 февраля 2013 13:12
    Понимаю что содержать накладно, но, мне жаль что её утилизировали (((
  9. почтальон 12 февраля 2013 14:19
    Из воспоминаний:
    Режим максимальной скорости длился непрерывно 12 часов. Представьте себе металлический цилиндр весом 6000 т, несущейся под водой со скоростью 77 км/ ч. Во время циркуляций гидродинамическим сопротивлением вырвало рубочные двери, лючки, повредило лёгкий корпус. При скорости более 35 узлов на глубине 100 м нарастал шум, напоминающий гул самолёта. Этот внешний гидродинамический шум вмести с другими шумами создавал в центральном посту обстановку, как в дизельном отсеке при работе дизелей. Шумность здесь доходила до 100 Дб. Интересен такой факт: при перекладке вертикального руля на скорости 42 узла всего лишь на 3 градуса появился динамический крен до 32 градусов, а статический оставался равным 16-ти градусам. При развитии скорости от нуля до максимума ощущалось ускорение.
    почтальон
    1. 955535 13 февраля 2013 17:26
      На современных ПЛ умерение динамического крена крена осуществляется с помощью раздельного управления перьями носовых горизонтальных рулей.
  10. s.t.a.l.k.e.r 12 февраля 2013 19:09
    а все таки красивая лодка была! smile
    s.t.a.l.k.e.r
  11. почтальон 12 февраля 2013 19:50
    Интересная деталь для получения сплава марки 48-ОТЗВ
    (Ti–Al–V) для этой АПЛ первоначально пятиокись ванадия (V2О5 ) марки ЧДА (чистый для анализа)

    импортировалась из Финляндии, и необходимо было решение Госплана СССР на её закупку.
    Так было до тех пор пока не было организовано производство лигатур в Ленинабаде и Чорух-Дайрон
    ====================================

    А листы для прочного корпуса ПЛ исполнили на прокатном стане «Дуо 1100х4000» (единственный в России на сегодня такой) с двумя валками длиной четыре метра.
    Горячая прокатка горячекатаных личстов и плит
    толщина от 3 до 150 мм
    ширина от 500 до 3200 мм
    Разрезка листов толщиной до 40 мм(для латуней до 30 мм)




    Приводился в движение паровой машиной, пущенной в 1903 году. На нем так же катали листы для постройки легендарной «Авроры» и других крейсеров этой серии. Этот стан был снабжен огромными мазутными печами, тихоходными рольгангами и кранами. В то время как зарубежные ученые писали (а мы у них учились), что титан нужно производить в «белых перчатках», нагревать в вакуумных печах или печах с контролируемой средой (аргон), мы решились на организацию производства титана в «стальных» условиях. Это позволило организовать серийное производство крупногабаритных листов массой до четырех и поковок массой до шести тонн, полностью обеспечив потребность в металле для строительства подводной лодки.
    почтальон
    1. Delta 12 февраля 2013 20:10
      Как "Аврора"? ее ж в 1900 году уже спустили на воду
      1. почтальон 12 февраля 2013 20:49
        Цитата: Delta
        ее ж в 1900 году уже спустили на воду

        Имеется ввиду после марта 1908 году , ремонт после Цусимы,интернирования,возвращения и Либавы








        Отношением ГУКиС от 11 июня 1896 года начальник управления вице-адмирал В. П. Верховский предписал приступить к работам по постройке в Новом Адмиралтействе «крейсера водоизмещением 6630 т.»типа «Диана»
        --------------------------------------------------------------------------------
        ---------------------------------------------------------
        А может быть и при строительстве:


        Выходец из прибалтийских земель механик Фёдор Гош в 1857 году приобрёл в Петербурге участок на Выборгской стороне на правом берегу Невы и 2 сентября того же года получил разрешение на постройку завода «для приготовления железных и медных непаяных труб»

        В 1863 году предприятие приобретает купец второй гильдии К. Ф. Розенкранц. Он расширяет завод, закупает новейшее оборудование и осваивает самые современные технологии того времени.Завод "Розенкранц"

        В 1872 году завод переходит к брату Карла Эдуарду Розенкранцу.

        1880—1881 г завод акционируется. «Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц» возглавляет бельгийский консул в Санкт-Петербурге И. Шарлье.

        Среди потребителей продукции завода почти все крупные предприятия Санкт-Петербурга и европейской части России: Путиловский завод получает медные топки для паровозов, судостроительные заводы получают топки паровых машин и гребные винты для строящихся броненосных кораблей «Двенадцать апостолов», «Гангут», «Рюрик», «Сисой Великий».

        С 7 ноября 1922 года завод стал именоваться Петроградский (с 1924 года Ленинградский) государственный медеперерабатывающий завод «Красный выборжец».

        по данным журнала «Слияния и поглощения» на 2003 год, «Норильский никель» всё-таки поглотил «Красный выборжец»
        почтальон
      2. почтальон 12 февраля 2013 21:00
        Цитата: Delta
        ее ж в 1900 году уже спустили на воду

        Имеется ввиду после марта 1908 году , ремонт после Цусимы,интернирования,возвращения и Либавы








        Отношением ГУКиС от 11 июня 1896 года начальник управления вице-адмирал В. П. Верховский предписал приступить к работам по постройке в Новом Адмиралтействе «крейсера водоизмещением 6630 т.»типа «Диана»
        --------------------------------------------------------------------------------

        ---------------------------------------------------------
        А может быть и при строительстве (это ж паровая машина в 1903, а дуо ещё позже), завод то уже был и в двадцатилетней судостроительной программы России, принятой в 1881 году участвовал :


        Выходец из прибалтийских земель механик Фёдор Гош в 1857 году приобрёл в Петербурге участок на Выборгской стороне на правом берегу Невы и 2 сентября того же года получил разрешение на постройку завода «для приготовления железных и медных непаяных труб»

        В 1863 году предприятие приобретает купец второй гильдии К. Ф. Розенкранц. Он расширяет завод, закупает новейшее оборудование и осваивает самые современные технологии того времени.Завод "Розенкранц"

        В 1872 году завод переходит к брату Карла Эдуарду Розенкранцу.

        1880—1881 г завод акционируется. «Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц» возглавляет бельгийский консул в Санкт-Петербурге И. Шарлье.

        Среди потребителей продукции завода почти все крупные предприятия Санкт-Петербурга и европейской части России: Путиловский завод получает медные топки для паровозов, судостроительные заводы получают топки паровых машин и гребные винты для строящихся броненосных кораблей «Двенадцать апостолов», «Гангут», «Рюрик», «Сисой Великий».

        С 7 ноября 1922 года завод стал именоваться Петроградский (с 1924 года Ленинградский) государственный медеперерабатывающий завод «Красный выборжец».

        по данным журнала «Слияния и поглощения» на 2003 год, «Норильский никель» всё-таки поглотил «Красный выборжец»
        почтальон
  12. sso-250659 12 февраля 2013 21:43
    Кто ж позволит почти 50 000 000 руб простаивать у пирса в виде музея. Чиновники тоже "кушать" хочут. Им гордость и история Российского и Советского ВМФ денюжек в карман не положат.
  13. 955535 12 февраля 2013 22:32
    Когда К-162 тащили от борта ТАРКР "Нахимова" в свой последний путь на "Звёздочку", все корабли провожали её сигналами тифонов, как ветерана и легенду.
    Кстати, часть приборов и стоек из центрального поста К-162 установили на лодку-музей Б-396 проекта 641 Б , под названием"Новосибирский комсомолец".
  14. rapira99 12 февраля 2013 22:42
    Не помню за какой год, в "Технике молодёжи" была статья про эту лодку. Но там было сказано - что по этому проекту было построено ещё две лодки, НО, чтобы избежать больших затрат, там, где смогли заменили титан на другие материалы. Характеристики соответственно немного изменились в сторону уменьшения,однако оставались высокими.
    1. smirnov 13 февраля 2013 04:30
      Тоже что то подобное на глаза попадалось...
    2. 955535 13 февраля 2013 12:45
      По этому проекту никаких лодок построено не было. Даже с корпусами из стали.
      1. Mother Russia 16 февраля 2013 06:46
        Приветствую!
        Ник у тебя классный-"ЮД". smile
        Хорошо, что в этом году приняли его на вооружение. А то столько ждали! Слава Богу дождались! fellow
        Mother Russia
  15. Misantrop 12 февраля 2013 23:42
    На этой АПЛ отрабатывались очень многие технологии и структура построения энергетической установки. Основная силовая сеть 380 В 50 Гц с автономными турбогенераторами, обратимые преобразователи, показывающие приборы типа КД-140 и до хрена чего еще. Фактически вся структура ГЭУ 2-го поколения, оказавшаяся весьма удачной именно благодаря опыту эксплуатации этой лодки. Видел ее в Северодвинске в плавдоке, очень симпатичная была good
    Misantrop
    1. Sirocco 13 февраля 2013 07:30
      А вот проэкт "Лира"ну очень похож. -------------------http://avia.mirtesen.ru/blog/43583695671/TITANOVYIY-MECH-ROSS

      II,-KOTORYIY-MYI-POTERYALI-(AVIAKONSTRUKTORY
      1. Misantrop 13 февраля 2013 15:42
        Вот 705 в плавдоке. И в самом деле симпатяга yes Да и шустрая, как мотоцикл. Были мы на такой на практике, весьма нестандартный проект
        Misantrop
        1. Nechai 13 февраля 2013 16:02
          Цитата: Misantrop
          Вот 705 в плавдоке.

          Прозвище морской "Калашников". Степень автоматизации многим и современным субмаринам не достижимая.
          Nechai
          1. 955535 13 февраля 2013 18:10
            Степень автоматизации на современных ПЛ уже более чем высокая .
        2. Zubr 14 февраля 2013 02:53
          Лодки этого проекта шедевр. Их так и назвали автоматы. И служили на них только офицеры и мичманы. Они были натуральной головной болью флота НАТО. 41 уз. максимальная скорость под водой. Минно-торпедное вооружение.
          Что самое интересное, за всю историю существования лодок этого проекта, с ними не было ЧП. И единственная лодка, где все узлы и вооружение управлялось с центрального поста, впрочем как и весь экипаж там находился количеством 32 человека, в более поздних проектах 36-37.
          1. алекс 241 14 февраля 2013 02:56
            И когда она швартовалась,сбегались все смотреть как офицеры швартуются.
            алекс 241
    2. 955535 13 февраля 2013 12:44
      К стати, на ней не был установлен дизель-генератор в качестве резервного источника электроэнергии. Не нашлось места. Весьма необдуманно.
      1. Mother Russia 16 февраля 2013 06:50
        955535,
        Цитата: 955535
        К стати, на ней не был установлен дизель-генератор в качестве резервного источника электроэнергии. Не нашлось места. Весьма необдуманно.

        Соглашусь с вами. Тем более, что ЖМТ реактор был капризнее ВВЭР и дизель-генератор, хоть и маасенький, не помешал бы.
        Mother Russia
        1. 955535 16 февраля 2013 20:38
          Это я писал применительно к лодке проекта 661, на 705 дизель - генератор был.
  16. gregor6549 13 февраля 2013 09:42
    Немного знаком с историей создание этой лодки. В целом это был очередной "китайский скачок", т.е. попытка "догнать и обогнать супостата" за счет скорости и новейших технологий, толком не проверенных и не освоенных промышленностью. Результат закономерен. Денежки и немалые вылетели в трубу, а скачка так и не получилось. Что получилось так это стимул для супостата разработать новые средства ПЛО т.к. эта лодочка на высоких скоростях так ревела что ее можно было обнаружить гораздо раньше чем более тихоходные "нормальные" АПЛ а раз раньше обнаружить то и раньше уничтожить. Причем сама "супер дупер" лодка никого, кроме себя, услышать на большой скорости не могла.
    И вообще, техника вообще и военная в особенности не любит резких рывков. Все, что быстро делают потом годами доводят до ума в в/ч, зачастую платя за "сильно быстро делали" сотнями человеческих жизней. Особенно это касается подводных лодок и авиации
    1. Misantrop 13 февраля 2013 15:49
      Цитата: gregor6549
      В целом это был очередной "китайский скачок", т.е. попытка "догнать и обогнать супостата" за счет скорости и новейших технологий, толком не проверенных и не освоенных промышленностью. Результат закономерен.

      Иными словами, разработкой новых технологий могут заниматься ТОЛЬКО американцы с японцами? Всем остальным рекомендуется только смотреть вслед и лепить колесные пароходы. Пусть старье, зато проверенные и освоенные. Так? belay Не подскажете, каким образом можно разрабатывать и строить новую технику на старых "проверенных и освоенных" технологиях и решениях?
      Misantrop
      1. gregor6549 14 февраля 2013 15:23
        В том то и дело ,что по новизне многие технологии, разработанные в СССР иногда на годы опережали аналогичные технологии, разработанные на Западе, но поскольку их, как правило, торопились внедрять в серийное а то и в массовое производство, иногда совершенно не готовое к такой новизне, то и результаты часто оказывались совсем не те, на которые рассчитывал Заказчик.
        На Западе же производители военной техники и вооружения (а это в основном частные фирмы) стараются минимизировать свой риск и зачастую используют пусть устаревшие, но проверенные и отработанные технологии. (не всегда у них это получается, но такая тенденция имеет место быть). Тем более что Западу в этом плане легче т.к. западные страны в основном имеют доступ к комплектующим и материалам разрабатываемым и производимым друг другом на конкурентной основе, т.е. есть возможность выбора и по цене и по качеству. В СССР же такая возможность отсутствовала и предприятиям советского ОПК приходилось вариться в собственном соку. т.е. полагаться иногда на единственного и безальтернативного поставщика данного вида комплектующих или материалов, который являясь монополистом в своей области частенько плевал с высокой колокольни и на качество и на все остальное.
    2. gregor6549 14 февраля 2013 15:23
      В том то и дело ,что по новизне многие технологии, разработанные в СССР иногда на годы опережали аналогичные технологии, разработанные на Западе, но поскольку их, как правило, торопились внедрять в серийное а то и в массовое производство, иногда совершенно не готовое к такой новизне, то и результаты часто оказывались совсем не те, на которые рассчитывал Заказчик.
      На Западе же производители военной техники и вооружения (а это в основном частные фирмы) стараются минимизировать свой риск и зачастую используют пусть устаревшие, но проверенные и отработанные технологии. (не всегда у них это получается, но такая тенденция имеет место быть). Тем более что Западу в этом плане легче т.к. западные страны в основном имеют доступ к комплектующим и материалам разрабатываемым и производимым друг другом на конкурентной основе, т.е. есть возможность выбора и по цене и по качеству. В СССР же такая возможность отсутствовала и предприятиям советского ОПК приходилось вариться в собственном соку. т.е. полагаться иногда на единственного и безальтернативного поставщика данного вида комплектующих или материалов, который являясь монополистом в своей области частенько плевал с высокой колокольни и на качество и на все остальное.
  17. rapira99 13 февраля 2013 13:51
    ок вопросу о таких-же лодках, только стальных:

    К-162 Убийца Авианосцев.flv

    <iframe width="640" height="390" src="http://www.youtube.com/embed/fqvuLFEHlOs" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>
    1. 955535 13 февраля 2013 15:25
      В фильме говорится о лодках с крылатыми ракетами "Аметист" 670 проекта. Но они не ТОЧНО ТАКИЕ ЖЕ, как К-162 проекта 661. Взять хотя бы энергетику: 661 проект - двухвальная, двух реакторная, а 670 проект одновальная и однореакторная. И еще многое другое тут: http://www.deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/670/list.htm
  18. Misantrop 13 февраля 2013 15:56
    Был еще один проект титановых АПЛ с крылатыми ракетами. 945 "Барракуда".
    http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1365
    Вот про него попадалась информация, что собирались делать стальной аналог
    Misantrop
    1. 955535 13 февраля 2013 17:01
      "Барракуда" лодка многоцелевая, относится к классу больших атомных подводных лодок. Лодки проекта вооружены торпедо-ракетным комплексом, позволяющим вести стрельбу без ограничений по глубине погружения и включающим четыре 533-миллиметровых и четыре 650-миллиметровых торпедных аппарата. Боезапас составляет 40 торпед и ракет.
      Аналогом (не полным!!!) Барракуды являются лодки 971 проекта. Статьи про "Барракуды" и "Кондоры" http://www.warships.ru/Russia/Fighting_Ships/APL_945/
      http://russianarms.mybb.ru/viewtopic.php?id=1365
  19. Nechai 13 февраля 2013 16:04
    Цитата: Лопатов
    Всё проще: титан дорог

    И он, а вернее изделия из него до зарезу нужны Боингу и Аэрбасу.
    У в водимых и строящихся ныне наших АПЛ максимальные глубины прогружения стало значительно меньше. Понятное дело какой бы не был великолепный СТАЛЬНОЙ корпус с титановым он не сравняется...
    Nechai
  20. seregatara1969 17 июня 2015 22:50
    это- наша история кораблестроения!

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня