Часословы: средневековый гибрид календаря и молитвенника

44
Часословы: средневековый гибрид календаря и молитвенника
Жан Пуайе «Мученичество святого Адриана» (фрагмент). Миниатюра из Часослова Генриха VIII. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк


Потому говорю вам:
все, чего ни будете просить
в молитве, верьте,
что получите, –
и будет вам.
Евангелие от Марка,11:24

Литература Средневековья. Наш рассказ о литературе Средних веков не будет, разумеется, полным без упоминания о таких иллюминированных рукописях этого времени, как часословы. Часослов – это христианский молитвенник, которым пользовались для того, чтобы молиться в соответствующее время, то есть по часам. Отсюда и его название.



В Средние века часословы стали широко распространенным видом литературы, а своим художественным оформлением превзошли даже многие другие книги того времени. Понятно, что, как и любой другой манускрипт, каждый рукописный часослов по-своему уникален, хотя большинство из них содержат очень похожий набор религиозных текстов и молитв. Оформление многих из них сугубо утилитарно и ограничивается лишь заглавными буквами в начале текстов.

Однако известны и часословы, сделанные по заказу знатных персон, оформленные чрезвычайно роскошно и содержащие миниатюры размером со всю страницу. На иллюстрациях, которыми их украшали, изображались как живописные сцены сельской жизни, так и изображения, иллюстрирующие тексты из Библии.

Часословы обычно писали на латыни, но в то же время многие из них, особенно часословы XV века, могли быть полностью или частично написаны на народных языках той или иной европейской страны.

До нашего времени сохранились десятки тысяч часословов, то есть книги эти были чрезвычайно популярны.


Миниатюра из Часослова Генриха VIII. Тот же художник. «Благовещение»


Ноябрь. «Часослов Генриха VIII».На полях листа часослова изображены святые, чья память чтится в ноябре. Смерть в виде скелета ко Дню всех усопших. А ещё в ноябре свиней пасли в дубовых лесах, как раз в ноябре сбрасывавших желуди…

Типичный часослов – это сокращенная по объему форма церковной книги, которая содержит Богослужение, читавшееся в монастырях, но разработанный для мирян, желавших в своей мирской жизни приблизиться к монашеству, то есть обращаться с молитвами к Господу строго по часам.


Череп в зеркале и порхающие вокруг него бабочки. Миниатюра из часослова королевы Хуаны Безумной (1486–1506). Британская Библиотека

Обычный часослов содержал календарь церковных праздников, выдержки из четырех Евангелий, Малую службу Пресвятой Девы Марии, семь покаянных псалмов, службу по усопшим и много чего еще. И при этом страницы заказных часословов для сильных мира сего всегда богато украшались миниатюрами. Изображались времена годы и занятия каждого соответствующего месяца, сцены из Писания, декоративные виньетки и заставки.

Свое происхождение часословы ведут от такой книги, как Псалтирь, которую монахи и монахини должны были постоянно читать и знать наизусть. К XII веку эта книга (о которой мы обязательно еще расскажем) превратилась в требник с еженедельным расписанием псалмов, молитв, гимнов и чтений, которые менялись в зависимости от сезона. Со временем подборка текстов была урезана, подана мирянам в объемах гораздо меньших, нежели у монахов, и стала называться часословом.

Во второй половине XIII века часословы стали популярны как личные молитвенники для мужчин и женщин светского образа жизни, однако не забывавших о её духовной составляющей. При этом многие часословы были изготовлены для женщин. Иногда их специально заказывали к свадьбе и дарили в качестве свадебного подарка, который муж делал своей невесте.

Ценность таких книг была исключительно велика, поэтому они передавались по наследству и записывались в описях выморочного имущества и в завещаниях. До XV века большинство часословов выполнялось на пергаменте, сделанном из шкур животных, что ещё больше поднимало их цену. В то же время просто оформленные и написанные на бумаге часословы становились все более и более доступными не только знати, но и городскому населению.

Причем самый ранний сохранившийся английский экземпляр такого часослова был, по-видимому, написан для женщины-мирянки, жившей в Оксфорде или поблизости от него где-то в 1240 году. Он меньше современного карманного издания в мягкой обложке и украшен крупными инициалами, но миниатюр размером со страницу в нем нет.

К XV веку собственные часословы появились даже у слуг. Так, в судебном деле от 1500 года одна бедная женщина обвинялась в краже такой книги у… домашней прислуги.

Однако славу средневековым часословам доставили совсем другие манускрипты, например, такие, как «Часослов Жана де Монтобана», изготовленный примерно в 1430–1440 гг. и находящийся сегодня в городе Ренне, в библиотеке Ренн Метрополь, Музее Бретани. В нем 258 страниц и 254 миниатюры, из которых 37 занимают целую страницу.


Страница из «Часослова Жана де Монтобана», где можно увидеть много всего интересного

Так, в правом верхнем углу, в вечности Бога до сотворения мира, проходят дебаты о четырех кардинальных добродетелях (Благоразумии, Умеренности, Стойкости духа и Справедливости, представленных женщинами в высоких головных уборах) по случаю сотворения мира и человека. При этом обсуждение происходит в присутствии «Троицы Псалтири» (то есть Бога Отца и Бога Сына, сидящих бок о бок, здесь повернутых друг к другу, с Голубем между ними, который есть Дух Святой).

Ниже, в правом нижнем углу – сотворение Адама, причем Господь изображен с крестоцветным нимбом, без бороды и очень юной внешностью, подобной Христовой. Далее следует сотворение Евы… Адам при этом, кажется, бодрствует и с любопытством наблюдает за происходящим, хотя и лежит во весь рост на земле.

Внизу слева показан эпизод Преображения Христа, рассказанный тремя евангелистами (Мф. 17:1–9; Марка 9:2–9; Луки 9:28–36), и с тремя апостолами, Петром, Иаковом и Иоанном, в качестве свидетелей, в правой нижней части миниатюры, в то время как вверху изображены два небесных свидетеля: Моисей слева и Илия справа. Христос стоит в центре, а над ним Бог Отец, выпускающий Голубя Святого Духа.

Наконец, выше все двенадцать апостолов преклоняют колени, а святой Петр слева впереди несет на плече два ключа, символизирующих его роль главы апостольской коллегии. Справа к нему обращен апостол Павел с мечом. Апостолы величественно окружают Бога Отца, которого венчают тройной короной два из восьми огненных ангелов, собравшихся вокруг него и над ним.

Эта тройная корона, до сих пор называемая «Трицарством», впервые появилась в западном искусстве около 1300 года во время короткого понтификата Бонифация VIII. Этот символ, предназначенный исключительно для папы римского, является эмблемой его тройственной власти.

Бог восседает на радуге, облаченный в роскошные одежды, поддерживая своими вытянутыми руками горизонтальную перекладину креста, на котором изображен распятый Христос с тремя гвоздями и обильно текущей кровью. Голубь Святого Духа образует связующее звено между этим Престолом Благодати и Преображением. А вокруг всего этого целые заросли самых разных цветов…


Оригинальные инициалы из «Часослова Карла Ангулемского»

«Часослов Карла Ангулемского» был заказан Карлом Орлеанским, графом Ангулема и отцом короля Франции Франциска I, в 1482–1485 гг. в Париже Робине Тестару и Жану Бурдишону. Рукопись состоит из 230 листов и содержит 38 миниатюр, включая 7 больших, а также бордюры, инициалы, орнаменты и поля. Текст – латынь на пергаменте.

После Карла Ангулемского этим часословом владел Жан Бальденс, парижский юрист и библиофил; затем манускрипт попал в коллекцию Жана-Батиста Кольбера и, наконец, оказался в Национальной библиотеке Франции, где хранится и сегодня.


Христос в ожидании распятия. «Часослов Карла Ангулемского»

Оригинальность этого часослова делает его одним из самых необычных представителей семейства часословов. Введение в книгу элементов светского характера, жанровых сцен, мифологических или чисто рыцарских подчеркивает ее оригинальность по сравнению с каноническими образцами этой категории манускриптов.


Несение креста. «Часослов Карла Ангулемского»

На рубеже Средневековья и Нового времени был создан и «Часослов Генриха VIII», иллюстрированный Жаном Пойе в Туре. Его 400 страниц содержат 55 полностраничных миниатюр. Находится он в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке. Считается одной из самых известных работ Жана Пойе.

Для оформления манускрипта были использованы невероятно дорогие пигменты Angelico Blue и Tyrian Purple. Поэтому подобную книгу мог иметь лишь исключительно богатый и влиятельный человек того времени, каковым Генрих VIII и являлся.


Требник королевы Изабеллы I: гербы католических монархов и брачные гербы ее детей

Требник (по сути тот же часослов) королевы Кастилии Изабеллы. Иллюминированная рукопись конца XV века, в настоящее время хранящаяся в Британской библиотеке, Лондон. Королева получила рукопись незадолго до 1497 года от своего посла Франсиско де Рохаса в ознаменование двойного брака ее детей и детей императора Максимилиана Австрийского и герцогини Марии Бургундской. Всего в нем 523 листа и 170 миниатюр. Считается одним из наиболее богато украшенных требников, которые сохранились.


Требник королевы Изабеллы I. Календарная страница – январь. Сразу видно, что на дворе очень холодно. Бесплатная библиотека Филадельфии

«Часослов Людовика XII Французского» был создан прекрасным иллюстратором Жаном Бурдишоном, вот только этому манускрипту очень не повезло. В 1700 году он был разорван на множество фрагментов, так что сегодня страницы с его миниатюрами находятся в Музее Гетти (3), Бесплатной библиотеке Филадельфии (4 страницы календаря), Британской библиотеке (3, плюс большинство страниц текста), а также по одной в каждой: Национальной библиотеке Шотландии, Музее Мармоттана в Париже, Городском музее и художественной галерее Бристоля, Музее Виктории и Альберта, Лувре и частной коллекции в Лондоне. Все, кроме одного, листы удалось соединить только лишь в 2005 году для выставки в Музее Гетти и Музее Виктории и Альберта.


Купание Вирсавии. Миниатюра из «Часослова Людовика XII Французского». Миниатюра иллюстрирует момент из Ветхого Завета, описанный во Второй Книге Царств: царь Давид видит, как Вирсавия купается, и, будучи очарован ее прелестями, вступает с ней в плотскую связь. Ну а для того, чтобы жениться на Вирсавии и этим самым покрыть свой грех, он отправляет ее мужа Урию на войну, приказав своим военачальникам бросить его на верную смерть. Музей Гетти

Совершенно уникальный для Средневековья феномен – это так называемые «Черные часословы», получившие своё название от цвета своих страниц. Одна из немногих сохранившихся рукописных книг с чёрными страницами была создана около 1475 года в Брюгге художником из окружения Виллема Вреланта. Вероятно, она была выполнена по заказу одного из придворных герцога Бургундии. В настоящее время находится в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке.


«Чёрный часослов» из Брюгге – это одна из семи сохранившихся рукописей, страницы которых в результате сложного процесса окрашивались с помощью сажи или растворами соединений меди и железа. Все известные манускрипты с чёрными страницами происходят из фламандских мастерских и датируются второй половиной XV века

«Чёрный часослов» из Брюгге имеет 121 лист с текстом, 14 миниатюр размером в полную страницу, 15 крупных и множество небольших инициалов и 138 декоративных бордюров. Текст выполнен золотыми и серебряными чернилами, фон инициалов – изумрудно-зелёный. При иллюминировании рукописи использовались сусальное золото и свинцовые белила. Бордюры выписаны золотом по синему фону.

Чёрный фон страниц выгодно подчёркивает в целом весьма ограниченную цветовую гамму художественного оформления. При этом яркий декор на черном фоне явно создает ощущение чего-то страшного, какой-то угрозы...

Интересно, что книга довольно хорошо сохранилась, хотя в некоторых местах наблюдается шелушение чёрной краски.

Автор – анонимный миниатюрист «Чёрного часослова», стиль которого явно указывает, что он входил в круг Виллема Вреланта, одного из ведущих мастеров книжной миниатюры, работавших в Брюгге, так и остался для нас безымянным, но зато получил имя «Мастера Чёрного часослова». О других манускриптах, выполненных этим мастером, ничего не известно.

Для кого был изготовлен «Чёрный часослов», тоже неизвестно. В книге нет изображения герба её владельца, и можно только лишь предполагать, что заказчиком рукописи мог быть один из придворных герцога Карла Смелого. Есть и еще шесть похожих часословов, в частности это «Чёрный часослов Карла Смелого» (Австрийская национальная библиотека, Вена) и «Часослов Марии Бургундской», который хранится в этой же библиотеке.

Ну а какой часослов на сегодня самый известный?

Тут двух мнений даже и быть не может. Ну, конечно, «Великолепный часослов герцога Беррийского» или «Роскошный часослов герцога Беррийского», всемирно прославившийся циклом своих иллюстраций «Времена года», который состоит из 12 миниатюр с изображением развлечений знати или крестьянских работ на фоне средневековых замков.

Заказал его герцог Жан Беррийский братьям миниатюристам Полю, Жану и Эрману Лимбургам в 1410–1411 годах, причем манускрипт так и остался незавершённым из-за смерти всех трёх художников и самого заказчика в 1416 году. Календарная часть к нему была добавлена анонимным мастером в 1440–1450-х годах. Затем в 1485–1486 годах над ним по указу Карла I Савойского работал художник Жан Коломб, но и некоторые листы за его авторством остались незавершёнными.

Манускрипт хранится в замке Шантийи (музей Конде), поскольку по завещанию его покойного владельца, передавшего его государству, он никогда не должен покидать его пределов. В часослове 206 листов (412 страниц), которые сгруппированы в пять частей, 66 из них имеют иллюстрации размером во всю полосу, 65 представляют собой миниатюры небольшого формата.

Информации они содержат ну просто… море.

Вот, например, иллюстрация с обменом подарками при дворе герцога Беррийского во время встречи Нового года. Сам герцог сидит во главе стола в синей одежде. В толпе гостей Лимбурги, как считается, изобразили самих себя (двое в красных тюрбанах и перед ними один в белом). Маленькая собачка ходит по столу и, видимо, играет роль ходячей салфетки. В тимпане миниатюры (её верхняя часть) изображены созвездия Козерог и Водолей.

Впрочем, есть и такое мнение, что на этой миниатюре изображено нечто совсем другое. Не празднование наступления Нового года, а пир по случаю завершения переговоров с англичанами в замке Жиак 6 января 1414 года, которые проводились как раз герцогом Беррийским.


Миниатюра «Январь» или «Встреча Нового года у герцога Беррийского»


Миниатюра «Февраль». «Великолепный часослов герцога Беррийского». Интересно, что на первый взгляд зима довольно снежная и холодная...


Но вот на этом увеличенном фрагменте этой миниатюры очень хорошо видно, что художники почему-то на двух участниках этой сцены почему-то не нарисовали нижнего белья. Мы видим, что они все втроем греются возле пылающего очага (вместе с кошкой), вот только у двух персонажей – юноши и девушки, под верхней одеждой почему-то ничего нет? Неужели, имея такое хозяйство, они были настолько бедны, что не могли себе позволить даже этого?
44 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    28 апреля 2024 06:47
    Спасибо, Вячеслав Олегович!

    Пастьба свиней в дубовых лесах приглянулась.
    1. +8
      28 апреля 2024 07:32
      Доброе утро . Это в настоящее время , время массового откорма свиней , их кормят отходами зерна . А раньше желуди собирали для них , ну или пасли в дубовых лесах . И сейчас еще в Испании широко распространено , свиней откармливают в дубовых лесах . Говорят ( я не пробывал) , вкус мяса изумительный . Затем солят и сушат окорока на воздухе . Не коптят . Хамон зовется , если не ошибаюсь .
      1. +3
        28 апреля 2024 07:34
        Насколько понимаю, - и у нас так было. Только широколиственных лесов существенно меньше. Не разгуляешься.
      2. +3
        28 апреля 2024 08:24
        Цитата: Кузнец 55
        А раньше желуди собирали для них , ну или пасли в дубовых лесах

        Приходилось читать, что в Древнем Риме для улучшения вкуса мяса, их перед забоем поили вином...
      3. +1
        29 апреля 2024 08:04
        Цитата: Кузнец 55
        Хамон зовется

        Я ел! Вкусно, но он жестковат...
    2. +6
      28 апреля 2024 07:43
      . Спасибо, Вячеслав Олегович!

      Присоединяюсь к благодарности Мастеру и... ох, как не спится в выходной -- да, Сергей? )))
      Доброе утро всем добрым людям!
      Вот эта миниатюра -- череп в зеркале.
      По убеждению католической церкви, человек рождается грешным и потому всю свою жизнь до самого конца должен искупать заранее навешенные на него все грехи человечества. Что-то вроде коллективной ответственности. Потому необходимо совершать как можно больше добрых дел, что приводит к очищению, следовательно, к спасению души. Очистился полностью -- попадешь в рай, частично -- дорога тебе в чистилище, а много несмытых грехов за тобой осталось -- идёшь прямо в ад. Потому, глядя в зеркало, ты должен видеть не только своё реальное отражение, но и череп той, что приходит за каждым, и рано или поздно поставит тебя перед Страшным Судом.
      Помни о смерти! Ты не вечен. Спеши творить добро!
      1. +5
        28 апреля 2024 08:01
        Людмила Яковлевна, здравствуйте!

        Просто очень люблю утренние часы. А понедельник, как известно, начинается в субботу. Даже в Вербное Воскресенье.
        1. +7
          28 апреля 2024 10:54
          . Даже в Вербное Воскресенье.

          Так сегодня Вербное? Как же я далека от церковных праздников! Это при моей-то абсолютной убеждённости в существовании Создателя.
          Поздравляю всех, для кого Вербное Воскресенье -- значимый праздник!
          Видимо, нам нужен собственный Часослов. Иногда мне кажется, что в этом что-то есть.
          1. +3
            28 апреля 2024 11:35
            Очень хорошая мысль, Людмила Яковлевна!

            Заведите. А картинки сейчас легко находятся. Или даже создаются.
          2. +4
            28 апреля 2024 11:56
            Для вчерашнего Часослова.

            Время дождя.
      2. +5
        28 апреля 2024 13:47
        По убеждению католической церкви, человек рождается грешным и потому всю свою жизнь до самого конца должен искупать заранее навешенные на него все грехи человечества.

        Извините за откровенность, Людмила Яковлевна, но теолог из Вас, как из Самсонова историк, которого, судя по всему, Вы перечитали.
        Понятие первородного греха, то есть греховная порча, поразившая человеческое естество вследствие грехопадения прародителей, выражаемая в том, что все их потомки (исключение — Господь Иисус Христос) рождаются поврежденными по душе и по телу, со склонностью ко злу и которая передаётся преемственно, наследственным путём, присуща всем без исключения христианским конфессиям в разных толкованиях сути этого самого греха, в том числе и православию.
        Освобождение от власти первородного греха происходит в Таинстве Крещения – духовном рождении. Некрещёный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Этот момент прекрасно отражен у О'Генри
        Дело не в дороге, которую мы выбираем, – то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
        1. +3
          28 апреля 2024 15:57
          . Некрещёный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить

          Добрый день, Виктор Николаевич!
          Мне довелось встречать мнение -- кстати, очень давно, согласно которому в православии человек при крещении освобождается от греха, но чтобы после смерти попасть в рай, не должен совершать зла. Похоже, что-то подобное проскальзывает и в католицизме. Праведник не тот, кто делает добро, а тот, кто не делает зла. Но тогда вообще ничего нельзя делать. Потому что любой добрый поступок может иметь оборотную сторону. По-видимому, именно такое рассуждение ставит некоторых в тупик и вынуждает принять монашеский сан. Это чтобы исключить контакт с людской средой, среди которой вообще нельзя жить без поступков. Раньше так и вообще люди в леса уходили и становились святыми старцами. Вот как с этим быть?
          1. +2
            28 апреля 2024 17:29
            Людмила Яковлевна, чтобы обсуждать квалифицированно такие вопросы, надо иметь за плечами, как минимум, докторантуру духовной академии.
            Однако на мой непрофессиональный взгляд, Ваша мысль
            Праведник не тот, кто делает добро, а тот, кто не делает зла.

            ошибочна, так как прямо противоречит заповедям библейских патриархов, в частности, Иакова
            Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех

            Послание Иакова 4:17
            1. +3
              28 апреля 2024 18:18
              . Послание Иакова 4:17

              А Вы уверены, что каждый человек знает, что такое ИСТИННОЕ добро? Вы уверены, что своим добром не приносите зла? Приведите любой пример!
              1. +4
                28 апреля 2024 18:43
                А Вы уверены, что каждый человек знает, что такое ИСТИННОЕ добро? Вы уверены, что своим добром не приносите зла?

                Я же не Иаков, Людмила Яковлевна. Это допотопные патриархи были образцами благочестия и хранителями обетования. Они, как имевшие возможность непосредственного общения с Богом, очевидно могли бы ответить на Ваш вопрос.
                Проблема осмысления добра и зла относится к вечным вопросам философии от Сократа до Лиотара. И никто пока не дал однозначного ответа.
              2. +2
                28 апреля 2024 18:48
                Мэм, вы все правильно написали об истории чистилища и рая. Разница лишь в том, что те, кого католическая церковь уже объявила святыми, уже присутствуют на небесах. А те, кто находится в чистилище, должны отбыть срок, чтобы очиститься перед попаданием на небеса. Итак, если вы хотите, вы можете совершить мессу, молитвы и подарки за вашего умершего близкого человека или члена семьи, чтобы они могли перейти из чистилища в рай. Или дождаться Святого Года Милосердия, чтобы попросить для них индульгенций.
                1. -2
                  28 апреля 2024 19:10
                  [quote=Semovente7534]Мэм.. о как ... ты американец ? или егэшник ? кто так с нашими девушками так разговаривает ? прокол...
                  1. +3
                    28 апреля 2024 19:16
                    Я правда не понимаю, что ты хочешь мне сказать? Я ответил мэм, потому что она женщина, или я ошибаюсь? Постарайтесь переписать точнее, потому что, возможно, автоматический переводчик плохо переводит ваш смысл.
                    1. -1
                      28 апреля 2024 19:23
                      у нас так не принято. обращайтесь : девушка, женщина, девочка,девица,милая,дорогая,гражданочка,соседушка,красавица,барышня... М. Задорнов, был прав... у нас очень сложный язык, у вас- информация как у роботов, у нас- гамма чувств и эмоций.
                      1. +1
                        28 апреля 2024 20:29
                        Я до сих пор не понимаю, что ты хочешь, чтобы я понял? Мне ты кажешься больше роботом, в отличие от меня и остальных. Ты единственный, кто может создать проблемы на религиозную тему. Надеюсь, что в следующий раз я поговорю с вами о более серьёзном и конкретном контенте.
  2. +2
    28 апреля 2024 10:39
    Христос в ожидании распятия. «Часослов Карла Ангулемского»

    Чем занимается мужчина в красном в левом нижнем углу? Сверлит деревяшку чтобы гвоздь лучше входил или шуруп завинчивает?
    1. -3
      28 апреля 2024 19:25
      Цитата: Не_боец
      Христос в ожидании распятия. «Часослов Карла Ангулемского»

      Чем занимается мужчина в красном в левом нижнем углу? Сверлит деревяшку чтобы гвоздь лучше входил или шуруп завинчивает?

      зачем я посмотрел..ну твою ж дивизию...я давно подозревал что со Шпаковским не ладно..но чтоб настолько...
      1. +3
        29 апреля 2024 08:08
        Цитата: Аэродромный
        что со Шпаковским не ладно..но чтоб настолько...

        Конкретизируйте! Полунамеки мне непонятны.
  3. +1
    28 апреля 2024 11:23
    А вообще статья Вячеслава Олеговича начинается феерически -- с миниатюры "Мученичество святого Адриана". Но многим людям непонятно, почему у Адриана такой отрешенный вид, в то время как ему выпускают кишки -- разве ему не больно?! Разве его лицо не должно быть искажено смертной мукой?!?..
    На самом деле у каждой эпохи свои мученики, и от эпохи зависит, как человека мучают. А не реагируют мученики потому, что нравственная убежденность в своей правоте вгоняет их в состояние, исключающее боль. У врачей наверняка есть определение этому состоянию.
    И вот, глядя на миниатюру, я вспомнила генерала Карбышева. Он был выдающимся инженером, и несколько лет фашисты убеждали его подключиться к разработкам оружия. Однажды, не выдержав, генерала вывели на мороз, дальше вы знаете... Но дело в том, что на муку вывели не гордого генерала, каким он предстает на памятнике, а изможденного, еле волочащего ноги старика, которого к мученической смерти вела его совесть...
    Мне интересно, канонизирован ли Генерал нашей церковью и может ли в часослове, ежели такой имеется, найтись миниатюра со сценой его гибели.
    1. +7
      28 апреля 2024 16:35
      и несколько лет фашисты убеждали его подключиться к разработкам оружия
      Карбышев не занимался разработками оружия. Он был инженером-фортификатором.
      Здравствуйте, Людмила Яковлевна!
      1. +1
        28 апреля 2024 17:15
        . Он был инженером-фортификатором.

        Ну, хорошую фортификацию тоже в какой-то степени можно считать защитным оружием wassat )))
        Утром полотно комментариев -- чистое, будто вылиняло до белизны . Зайдешь, посмотришь -- никого! Всё на огороде, пашут и сеют. И эдак расслабленно начинаешь плести чушь из уже перепутанных памятью сведений.
        Здравствуйте, Антон! Рада Вас видеть )))
        1. +5
          28 апреля 2024 17:35
          Зайдешь, посмотришь -- никого! Всё на огороде, пашут и сеют.
          А вечером:
          1. +3
            28 апреля 2024 18:25
            . А вечером:

            А вечером картинка не открылась! Достала лупу... Там собакен? А я ведь пошутила. Неужели докапываетесь до истины лопатой? Ну надо же, какие времена!
    2. +3
      28 апреля 2024 17:31
      Карбышева прочили вместо Власова. А наблюдая умиротворенные лица мучеников, всегда вспоминаю Гашека.
      ... а неизвестные римские солдаты усердно распиливали его пополам. В зад ему кто-то вонзил зубья пилы, но при этом вид у него был такой, словно он хотел сказать, "что это вы, господа, со мной делаете, и как я собственно, докатился до жизни такой? " laughing
      По памяти.
  4. +5
    28 апреля 2024 12:01
    вот только у двух персонажей – юноши и девушки, под верхней одеждой почему-то ничего нет? Неужели, имея такое хозяйство, они были настолько бедны, что не могли себе позволить даже этого?
    Оно сохнет чуть выше.
  5. +6
    28 апреля 2024 12:40
    Отличная статья о средневековых часословах; Лично мне понравился новогодний или январский образ герцога Беррийского и особенность черных книг. Даже если все изображения красивые и особенные. Будучи итальянцем, я только что посмотрел документальный фильм о золотой книге Джангалеаццо Висконти, в которой также есть несколько красивых рисунков и изображений.
  6. +6
    28 апреля 2024 13:33
    Часослов – это христианский молитвенник, которым пользовались для того, чтобы молиться в соответствующее время, то есть по часам.

    В определении часослова, Вячеслав Олегович, Вы несколько заблуждаетесь. Часослов содержит молитвы для чтецов и певчих суточного богослужебного круга, то есть цикла регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток. Часы, в данном случае, это не 1/24 часть суток, а название служб суточного богослужебного круга - малая вечерня, вечерня, лития, повечерие, полунощница, утреня, первый час, междучасие, третий час, литургия.
    1. +5
      28 апреля 2024 17:21
      . Вячеслав Олегович, Вы несколько заблуждаетесь.

      Виктор Николаевич, Вы в профиле значитесь как Авторитет. Мм-м... Строгий Цензор -- вот! Как появляетесь, у меня поджилки начинают трястись: где напортачила?!? wassat )))
      1. +2
        28 апреля 2024 17:32
        Я, честно говоря, так и не понял, как этот "авторитет" определяется. Скажу откровенно, в инженерных войсках и транспорте, где я "авторитет", мои знания, в моем понимании, далеко не "авторитетные".
        1. +8
          28 апреля 2024 18:05
          Я, честно говоря, так и не понял, как этот "авторитет" определяется.
          Мой вариант - от балды.
  7. +6
    28 апреля 2024 17:58
    Жан Пуайе «Мученичество святого Адриана» (фрагмент). Миниатюра из Часослова Генриха VIII. Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк
    Жан Пуайе был явно незнаком с историей раннего христианства. Адриану не отрубали ноги, а раздробили коленные суставы. Кстати, на втором плане миниатюры мы видим его супругу Наталию Никодемийскую. Добрейшей души женщина была! От великой веры, сомневаясь в крепости оной у казнимого супруга, попросила раздробить ему еще и локтевой сустав. Спустя некоторое время, померла от душевных переживаний. Почитается одной из главных "бескровных" мучениц.
    1. +6
      28 апреля 2024 18:29
      . От великой веры, сомневаясь в крепости оной у казнимого супруга, попросила раздробить ему еще и локтевой сустав

      Прочитанным потрясена.
      Пойду курить.
    2. +3
      29 апреля 2024 08:12
      Цитата: 3x3zsave
      попросила раздробить ему еще и локтевой сустав.

      Какая добрая женщина!
  8. +4
    28 апреля 2024 18:49
    В смятеньи покурила.
    И мысль пришла: "Сократ мне друг, но истина дороже!"
    У Адриана и жены истины были -- разные! И разно понимаемо добро.
  9. +6
    28 апреля 2024 19:44
    Спасибо автору!
    Вот в который раз благодарю тех, кто комментирует публикацию. Мнения, зачастую, даже более интересны прочтением.
  10. 0
    29 апреля 2024 17:29
    Жаль автор не раскрыл наши, православные часословы где раскрыта суть и предназначение часослова а не это латинское непотребство с голыми бабами. Часослов это в первую очередь перечень ежедневных служб по часам. Товарищи мусульмане в этом плане заимствовали часослов для своих ежедневных 5 кратных намазов по часам в зависимости от положения солнца.
    1. 0
      30 апреля 2024 21:43
      латинское непотребство с голыми бабами

      Непотребство - это Ваш комментарий.
  11. +1
    1 мая 2024 11:23
    Да, холодно! Герцог Беррийский на пиру сидит в меховой шапке. И все вокруг - в длинных одеяниях, под которыми наверняка ещё несколько слоёв одежды. Помещение огромное - не протопить, тем более каминами.
    1. 0
      1 мая 2024 22:32
      Цитата: Роман Ефремов
      И все вокруг - в длинных одеяниях, под которыми наверняка ещё несколько слоёв одежды. .

      А ещё у двоих какие-то интересные штуки висят на поясных сумках. Если это обслуга, то это м.б. штопор или перечница какая-то ..