Российский боевой ледокол «Иван Папанин» выходит на испытания

22
Российский боевой ледокол «Иван Папанин» выходит на испытания
Патрульный корабль "Иван Папанин" и его экипаж


Продолжается строительство универсальных патрульных кораблей пр. 23550 «Арктика» / «Ермак» для военно-морского флота и пограничной службы. Уже два вымпела этого типа спущены на воду и проходят необходимые процедуры и мероприятия. Головной корабль серии, «Иван Папанин», предназначенный для ВМФ, недавно принял штатный экипаж и сейчас готовится к выходу на испытания. Ожидается, что его сдадут заказчику в конце текущего года.



Корабли для флота


Напомним, что пр. 23550 с шифром «Арктика» был разработан в первой половине десятых годов в ЦМКБ «Алмаз», имеющем большой опыт в области военного и гражданского судостроения. Проект получил одобрение министерства обороны, и в мае 2016 г. появился контракт на строительство двух новых кораблей. Постройку доверили предприятию «Адмиралтейские верфи» (г. Санкт-Петербург). Согласно первоначальным планам, оба вымпела должны были поступить на службу в течение первой половины десятых годов.

Головной патрульный корабль под именем «Иван Папанин» был заложен 19 апреля 2017 г., и строительство на стапеле заняло более двух лет. В октябре 2019 г. корабль спустили на воду для достройки у причала. В связи с новизной проекта, технической сложностью и иными обстоятельствами на достройку понадобилось еще несколько лет. Сборка конструкций и установка оборудования и механизмов завершились лишь в недавнем прошлом.

Как сообщают Минобороны, «Адмиралтейская верфь» и Объединенная судостроительная корпорация, сейчас «Иван Папанин» находится на стадии подготовки к заводским ходовым испытаниям. Первый выход корабля в море запланирован на лето.

16 апреля сообщили о еще одном важном событии. На корабль заселился штатный экипаж. Ранее военные моряки прошли подготовку в Объединенном учебном центре ВМФ (г. Санкт-Петербург), и теперь прибыли на корабль. Они приняли матчасть у заводских специалистов, осваивают ее и участвуют в подготовке к будущим испытаниям.


"Иван Папанин" во время спуска на воду, 2019 г.

Дальнейшие планы официально пока не раскрывались. Однако ожидается, что заводские и государственные испытания головного корабля пр. 23550 займут несколько месяцев и продлятся до осени или зимы. Благодаря этому «Иван Папанин» будет принят заказчиком до конца текущего года. Затем его ждет переход к месту постоянного базирования, и в 2025 г. корабль начнет службу в составе Северного флота.

В ноябре 2019 г. «Адмиралтейские верфи» заложили второй патрульный корабль типа «Арктика» – «Николай Зубов». Этот заказ пока находится на стадии строительства в цеху. Текущие работы приближаются к своему завершению, и ожидается, что корпус будет спущен на воду в 3 квартале 2024 г. Предполагается, что опыт строительства головного корабля поможет ускорить работы по следующему. В результате достройка и испытания второго вымпела займет не более полутора лет, и его могут передать заказчику до конца 2025 г. Насколько реалистичны такие оценки, пока неизвестно.

«Ермаки» береговой охраны


В октябре 2019 г. на церемонии спуска на воду «Ивана Папанина» было объявлено о будущем строительстве двух новых кораблей пр. 23550. Их заказчиком стал не ВМФ, а Береговая охрана Пограничной службы Федеральной службы безопасности. В связи с этим корабли классифицированы как пограничные сторожевики. Заказ на постройку двух вымпелов получил Выборгский судостроительный завод.

Первый сторожевой корабль типа «Ермак» заложили в июле 2020 г.; он получил имя «Пурга». Чуть более двух лет продолжалось строительство в цеху. В октябре 2022-го готовый корпус спустили на воду и поставили к причальной стенке для достройки. О завершении этого этапа и о подготовке испытаний пока не сообщалось. Тем не менее, в конце прошлого года сообщалось, что «Пурга» будет принята заказчиком до конца 2024 г.

В декабре прошлого года в Выборге состоялась закладка второго корабля для БОХР. Новый сторожевик назвали «Дзержинским» – это имя с 1934 г. носили несколько кораблей флота погранвойск / погранслужбы. Последний из них, известный как «Дзержинский» III поколения, служил с 1984 г. и был выведен из боевого состава в апреле 2023 г. ввиду морального устаревания. Точные планы строительства четвертого «Дзержинского» пока неизвестны. Предполагается, что он начнет службу не ранее 2027-28 гг.


Закладка корабля "Николай Зубов", ноябрь 2019 г.

На общей платформе


Проект 23550 в обеих его версиях предусматривает строительство патрульного / сторожевого корабля, способного действовать в северных широтах и в акваториях, покрытых льдом. В связи с наличием таких возможностей строящиеся корабли нередко именуют боевыми ледоколами. Два варианта этого проекта имеют общие корпусные конструкции, но отличаются радиоэлектронным оснащением и вооружением – ВМФ и ПС ФСБ имеют разные задачи и требования.

Корабли пр. 23550 имеют корпус характерных ледокольных обводов с усиленной носовой частью и днищем. Ледовый класс – Arc7. Корабль способен преодолевать льды толщиной до 1,7 м. На корпусе располагается высокая надстройка с мостиком и мачтой для антенных устройств. Общая длина корабля – 114,5 м при ширине менее 20 м. Полное водоизмещение – 8500 т.

В проекте используется т.н. единая электроэнергетическая система (ЕЭЭС). Ее основой являются четыре дизель-генератора 28-9ДГ мощностью по 3,5 МВт. За движение отвечают два ходовых электродвигателя мощностью по 6,3 МВт (8600 л.с.) Также ЕЭЭС обеспечивает энергоснабжение всех бортовых систем и оборудования. На чистой воде корабль способен развивать скорость 18 узлов. Экономическая скорость 10 узлов обеспечивает дальность плавания 10 тыс. морских миль.

Корабли обеих модификаций оснащаются грузовым оборудованием в виде пары 28-т кранов и лебедки с усилием 80 т. На борту могут помещаться поисково-спасательный вертолет и катера.

Штатный экипаж корабля составляет 60 чел. Имеется возможность размещения еще нескольких десятков человек. Для экипажа предусмотрены комфортные бытовые условия. Матросы и старшины размещаются в четырехместных помещения, мичманы и офицеры заселяются по двое, а командному составу выделены одноместные каюты. Жилые помещения имеют все необходимое оснащение, в т.ч. санитарный блок. На борту имеются кают-компания, столовая, зона отдыха и спортзал.

Патрульные корабли типа «Арктика» для ВМФ имеют полноценные боевые возможности. Они получают артиллерийскую установку АК-176МА с 76-мм орудием, пулеметы «Корд» и ПЗРК актуальных моделей. Кроме того, корабль может нести контейнерную пусковую установку с ракетами «Уран» или «Калибр». В зависимости от списка установленного вооружения, корабль способен осуществлять патрулирование и бороться с нарушителями либо наносить удары по кораблям и береговым целям.


Проектный облик корабля пр. 23550

Пограничный сторожевик «Ермак» имеет более простой комплекс вооружений. Он так же несет 76-мм артиллерийскую установку, которую дополняют два 30-мм автомата АК-630 и пулеметные установки. Для защиты от нападения с воздуха предусмотрены ПЗРК. При всем этом, корабль для БОХР не имеет ударного ракетного вооружения.

На северных рубежах


Патрульные / сторожевые корабли с функциями ледоколов создавались для службы на северном направлении. В связи с этим два корабля типа «Арктика» будут переданы КСФ. Планы по развертыванию «Ермаков» пока не раскрывались, но понятно, в каких регионах они будут базироваться. Совместными усилиями корабли флота и БОХР должны будут защищать северные рубежи страны, территориальные воды и исключительную экономическую зону.

В первую очередь, новым кораблям предстоит вести патрулирование и выявлять различные угрозы, а также реагировать на них. Для поиска и обнаружения корабли имеют полный набор радиоэлектронного оборудования, а бороться с нарушителями позволят различные вооружения. При этом пограничные «Ермаки» будут применять только ствольные системы, а военные «Арктики» опционально получат ракеты.

Боевые ледоколы также должны будут взаимодействовать с гражданским флотом. Они смогут прокладывать путь для судов и караванов, а также, при необходимости, защищать их от возможных угроз. За счет соответствующего оборудования корабли пр. 23550 смогут принимать участие в поисково-спасательных операциях и оказывать помощь пострадавшим, в т.ч. в сложных метеоусловиях.

Патрульные и сторожевые корабли нового проекта не будут многочисленными – пока планируется постройка только четырех единиц, и о возможности увеличении серии пока не сообщалось. Однако и в таком количестве они станут важным дополнением для корабельного состава КСФ и БОХР. Они дадут флоту и погранслужбе новые важные возможности и упростят решение ряда боевых и иных задач.

Следует помнить, что весь потенциал нового проекта в двух версиях будет реализован только в отдаленном будущем. Головной корабль пр. 23550 пока только готовится к испытаниям, а три остальных корпуса находятся на разных стадиях строительства. ВМФ получит оба желаемых корабля лишь к концу 2025 г., а ПС ФСБ – еще позже. Тем не менее, результат программы строительства полностью оправдает все ожидание.
22 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    26 апреля 2024 07:44
    Опять строят калоши невооруженные.А если завтра конфликт.У проекта есть запас по водоизмещению почему его не доработают с установкой ЗРК Тор и пулеметными модулями разработанными для сухопутной техники?
    А за наклонные стенки надстройки надо проектантов ставить к стенке-зачем занимать лишнее палубное пространство и получать неудобные внутренние помещения?
    Похоже девочки -дизайнеры добрались и до флота.
    1. +3
      26 апреля 2024 08:07
      Опять строят калоши невооруженные...почему его не доработают с установкой ЗРК...

      Видимо наши адмиралы угрозу с воздуха перестали воспринимать как угрозу, вот и заказывают корабли без ЗРК... К чему это приведет при нападении с воздуха каждый офицер и матрос на корабле прекрасно знает.
      P.S.
      Немного истории.
      Теплоход "Армения" из Севастополя с ранеными не имел никакого вооружения, был беззащитным, и был потоплен фашистской авиацией.
      Наши корабли без ЗРК и защиты от воздушного нападения может ждать та же участь. А то, что враг не дремлет, показывает вступление Финляндии и Швеции в НАТО и усиление НАТО на северном фланге.
      1. +1
        26 апреля 2024 08:19
        Цитата: Правдодел
        вступление Финляндии и Швеции в НАТО и усиление НАТО на северном фланге.

        А где именно будут базироваться эти патрульные ледоколы?
      2. +1
        26 апреля 2024 08:27
        Ага. "Москву" атаковали Ю-87, вытащенные из загашников фашистами. Наверное, счетверённых пулемётов "максим" в качестве зенитных установок не хватило на корабле.
      3. +2
        26 апреля 2024 08:33
        Теплоход "Армения" из Севастополя с ранеными не имел никакого вооружения, был беззащитным

        Теплоход Армения был вооружен и шел под охраной нашей авиации.
        1. +1
          26 апреля 2024 11:43
          Теплоход Армения был вооружен и шел под охраной нашей авиации.

          Для справки
          1. Теплоход «Армения» был построен как пассажирское судно для Черного моря. Во время ВОВ был госпитальным судном, перевозил раненых и военные грузы. Какое вооружение кроме пулеметов могло быть установлено на таком судне???? Если у вас есть данные по иному вооружению "Армении", сообщите, пожалуйста их здесь.
          2. Сообщите, пожалуйста, о какой нашей авиации в 1941 г. идет речь. Особенно об авиации в Крыму в 1941 г., которая могла охранять наши транспорты.
          Для справки
          К полудню 22 июня 1941 г. ВВС РККА потеряли 1200 самолетов, из них 800 - на земле, из них 528 были разрушены на аэродромах Западного фронта, этот же фронт потерял 22 июня 210 самолетов непосредственно в бою.
          В 1941 г. во время ВОВ было абсолютное превосходство Германии над СССР по самолетам. Наши войска не прикрывались с воздуха. Отсюда также такие огромные потери.
          Авиации отсутствовала даже для прикрытия военных кораблей, не говоря уже о гражданских судах, поэтому снабжение Севастополя осуществлялось либо ночью, либо подводными лодками.
          1. +4
            26 апреля 2024 14:49
            Опять двадцать пять.
            Уже ведь публиковали здесь цикл статей.
            Ну да ладно:
            1) на судне стояли 3 универсальные "сорокапятки" 21-К и 2 зенитных ДШК. Кстати, одна из "сорокапяток" отлично видна на фото "Армении", когда её нашли.
            2) судно сопровождали 2 истребителя И-153 от 32 авиаполка (л-т Феоктистов и мл. л-т Степанов), атаку они прозевали из-за низкой облачности.
          2. +1
            27 апреля 2024 01:42
            Какое вооружение кроме пулеметов могло быть установлено на таком судне????

            Орудия 21К.
            "На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1.150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости. Подкрепления для "Армении" выполняются по чертежу № 3. Артпогреба запроектированы на 1.420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную".

            Дело № 1431, РГАВМФ

            2. Сообщите, пожалуйста, о какой нашей авиации в 1941 г. идет речь.

            Морской истребительной. Армению прикрывали три истребителя И-153 32-го иап ВВС ЧФ.
            В 08.05 соответствующий приказ был получен в штабе 62-й авиабригады:

            «Командиру 62-й авиационной бригады. Начальник штаба флота приказал 4 истребителям прикрыть теплоход «Армения» находящийся в Ялте в течение сего дня. Прикрытие нести на якорной стоянке и на ходу в море на радиус действия».

            Соответствующее распоряжение было передано в 4-ю эскадрилью полка. В 09.00 звено И-153 в составе старший лейтенант Феоктистов (ведущий), младший лейтенант Яковенко, младший лейтенант Степанов (позывной звена – «Нева-3») поднялось в воздух. В 09.20 они были над Ялтой, но там «Армении» уже не было. Самолёты пошли по курсу теплохода, нашли его и начали прикрытие.

            Летчики стали свидетелями трагедии.
            На расстоянии 15 миль от Ялты по курсу 140 наблюдал зенитный огонь с левого борта корабля. Увидел бомбардировщик Ю-88, пикировавший на теплоход. Атаковал его с хвоста в момент, когда он сбросил две бомбы по теплоходу. Попал в носовую часть. Теплоход загорелся и носом пошёл в воду. После пяти минут преследования Ю-88, возвратился на место происшествия, увидел щепки, сторожевой катер, сопровождавший теплоход. Теплохода больше не видел».


            Кроме этого Армению сопровождали сторожевые катера СКА-0122 и СКА-051.
            https://warspot.ru/21101-chetyre-dnya-i-tri-nochi-armenii-gibel-transporta
      4. +3
        26 апреля 2024 11:11
        Эти ледоколы прекрасно справятся с задачей разгона британских траулеров тресколовов в Баренцевом море, если у них не будет украинских катеров-камикадзе. Зато спортзал есть на борту. good Отмиралы-самотопы из ОСК тратят деньги на всё что угодно, кроме строительства боевых кораблей и военно-морского флота в целом. Одни ивановы командуют. am Сталина на них нет. am
    2. 0
      26 апреля 2024 08:14
      what Что за жизнь, вокруг одни адмиралы и не одного слесаря-гинеколога... recourse
    3. 0
      30 апреля 2024 00:32
      [quote=Dozorny severa] Опять строят калоши невооруженные.[/queot] таки да yes [quote=Dozorny severa] А если завтра конфликт. [/queot] то они знают, что не их детям на них служить !! no
      мне вот интересно другое, если - [quote] В проекте используется т.н. единая электроэнергетическая система (ЕЭЭС). Ее основой являются четыре дизель-генератора 28-9ДГ мощностью по 3,5 МВт. За движение отвечают два ходовых электродвигателя мощностью по 6,3 МВт (8600 л.с.) [/quote]
      вот если эта ГЭУ полностью отработана и является отечественной (!), то что мешает (учитывая проблемы с дизелями и их выпуском для ВМФ), применить её например для строительства корветов ПЛО/ОВР, например на проектах "Гепард", 11661 (11664 /5) ... ?!! request
      1. 0
        1 мая 2024 17:13
        Низкая удельная мощность вот что мешает.
  2. 0
    26 апреля 2024 08:39
    Корабль "на злобу дня", как говорили в советское время.
    Появились задачи борьбы с пиратами на лодках- строятся 22160.
    Появился волевой приказ сверху сделать Севморпуть главной мировой артерией морской торговли - нужно строить боевые ледоколы. То что уже понятно, что Севморпуть ей не станет- значения не имеет, решение строить уже принято. "Злоба дня" прошла, а заказ остался:((
    И как СССР обходился без массового производства боевых ледоколов? Север вроде тот же самый....
    1. +3
      26 апреля 2024 11:25
      Цитата: solar
      И как СССР обходился без массового производства боевых ледоколов?

      В СССР все ледоколы были боевыми!
    2. 0
      26 апреля 2024 16:06
      Цитата: solar
      И как СССР обходился без массового производства боевых ледоколов? Север вроде тот же самый....

      Хе-хе-хе... весь прикол в том, что ВМФ СССР как раз заказал боевые ледоколы - пр. 97АП. После чего довольно быстро снял с них всё вооружение и начал использовать как обычные ЛЕД.
      Теперь ВМФ РФ решил устроить забег по граблям.
  3. 0
    26 апреля 2024 08:47
    Просто интересно, для каких задач строили эту консервную банку? Для охраны морских путей? А кто туда, простите, полезет кроме ракетоносной авиации и АПЛ? Против обеих типов вооружения эта посудина абсолютно бесполезна.
  4. +1
    26 апреля 2024 12:58
    На месте досмотровых катеров должны находится заправленные топливом собачьи упряжки.
  5. +2
    26 апреля 2024 16:03
    Патрульные корабли типа «Арктика» для ВМФ имеют полноценные боевые возможности. Они получают артиллерийскую установку АК-176МА с 76-мм орудием, пулеметы «Корд» и ПЗРК актуальных моделей. Кроме того, корабль может нести контейнерную пусковую установку с ракетами «Уран» или «Калибр».

    В переводе на нормальный язык - патрульный ледокол идентичен по вооружению недоброй памяти патрульнику пр. 22160. То есть - очередной "голубь мира".

    Предыдущие патрульные ледоколы, заказанные ещё ВМФ СССР, уже через пару лет лишились всего вооружения и были переклассифицированы в ЛЕД без приставки "патрульный".
  6. -2
    27 апреля 2024 15:15
    Патрульный корабль со скоростью 18 узлов на чистой воде ? Это что, шутка ? Парусник может быстрее. Да любой браконьер на яхте с японским мотором от него не спеша уйдет, как от стоячего. А вчякий раз стрелять не будешь. Да порой и расстояние не позволит.
    1. +1
      27 апреля 2024 23:31
      Яхта через льды???? Вы хоть читали статью???
  7. 0
    28 апреля 2024 21:09
    Исходя из нынешних реалий СВО, очень серьёзной ограниченности, данных кораблей, по манёвру во льдах, вызывает серьёзную озабоченность защита кораблей, данного проекта от авиации, дронов всех модификаций и ракет "воздух - поверхность"....
  8. 0
    2 мая 2024 19:42
    Какой он "боевой"?-ледокол как ледокол-только флотский-а подобное оружие на любой транспортник поставить можно-причем-самый мелкий