Против русских пока рано! Искусственный интеллект американских самолетов

62
Против русских пока рано! Искусственный интеллект американских самолетов

Удивительно для нашего времени, но военно-воздушные силы США совершили настоящий прорыв в практике воздушного боя, объявив на прошлой неделе, что их испытательный самолет X-62A, работающий на «мозге» искусственного интеллекта (ИИ), сошелся лицом к лицу с пилотируемым истребителем в имитационном воздушном бою. Бой был имитационный, да, но в реальном воздушном пространстве, а не смоделирован компьютером.

Несмотря на то, что это действительно большое достижение, остается еще много значительных препятствий для полноценной реализации такой штуки, как самолет, управляемый искусственным мозгом. Это все-таки не Сенат или Госдума, это намного сложнее. Главная сложность – это понимание искусственным интеллектом трехмерного пространства и своего расположения в нем. На сегодняшний день это главная проблема, и, если ее решить, то американские ВВС смогут воплотить в реальность воздушный бой с помощью ИИ. Да и другие автономные задачи в воздухе будут выполняться легче.



Автономные системы ИИ для управления самолетом во время воздушного боя – это фантастика, которую хотят сделать реальностью.

Испытаний в реальном времени было много, но если кратко подвести итоги, то в сентябре прошлого года испытательный самолет X-62A, представляющий собой сильно модифицированный двухместный F-16D Viper, также известный как испытательный самолет-симулятор в полете с переменной устойчивостью (VISTA), впервые сошелся в небе с пилотируемым F-16.


X-62A вел воздушный бой в полностью автономном режиме, используя программный комплекс на основе искусственного интеллекта и машинного обучения, хотя пилот все время находился в кабине в качестве меры безопасности. Все-таки самолет – это не дешевая штука.

Летные испытания проводились в рамках программы под названием Air Combat Evolution (ACE), которую возглавляет известное нам Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA), но вместе с ним в АСЕ также участвуют Военно-воздушные силы США, а также несколько частных подрядчиков и научных институтов.


Уникальный испытательный самолет X-62A с переменной стабильностью в полете (VISTA), летал в полностью автономном режиме против пилотируемого истребителя F-16 в знаковом учебном воздушном бою в сентябре 2023 года. ВВС США

В целом, устроители этого шоу остались довольны результатами. Были отработаны оборонительные маневры, наступательные, а вершиной всего стали высокоуровневые бои нос к носу, когда самолеты сближались на коротких дистанциях и больших скоростях и маневрировали, имитируя «собачью свалку».


Несмотря на более чем столетние достижения военной авиации, воздушный бой остается событием, в котором решающее значение имеют непосредственное суждение, интуиция и объемное зрение пилота. Комплекс датчиков самолета, включая радар, оптико-электронные и инфракрасные камеры, а также системы радиоэлектронной борьбы и средств поддержки, может предоставить огромное количество данных о контактах с противником. Тем не менее, их полезность неуклонно уменьшается, если не исчезает, по мере того как самолеты входят во все более плотный контакт.

Радар в носовой части самолета, например, может «видеть» только то, что находится в конусообразной области перед ним. Даже существующие системы камер с углом обзора 360 градусов имеют двухмерные ограничения и могут быть ограничены условиями окружающей среды. Информация, связанная с данными из внешних источников, может быть чрезвычайно ценной для повышения ситуационной осведомленности или даже наведения оружия, но она также имеет ограниченную точность. Внешние следы противника и дружественных истребителей могут сливаться вместе на очень близком расстоянии.

«Потерял из виду - проиграл бой» — это распространенная поговорка из обихода американских летчиков времен Второй Мировой войны, как ни странно, актуальна и сегодня. Но особенно она важна для самолета, управляемого искусственным интеллектом, которому нужна высококачественная телеметрия, чтобы знать, где он находится по отношению к самолету противника. Настоящий противник будет очень неохотно сотрудничать в предоставлении такого рода информации, а искусственный интеллект не в состоянии соперничать с человеческим мозгом в вопросах анализа поступающей информации и принятия на основе нее решений в бою.

Неудивительно, что есть серьезные предостережения к очень важному этапу автономных воздушных боев. Специалисты DARPA неоднократно рассказывали о том, как так называемые «автономные агенты», загруженные в системы миссии X-62A, поддерживали общую ситуационную осведомленность во время воздушного боя. Получалась картина, при которой алгоритмы, управляемые искусственным интеллектом, обладали полной ситуационной осведомленностью во время испытаний DARPA AlphaDogfight, которые завершились в 2020 году и передавались непосредственно в ACE. Правда, эти испытания, AlphaDogfight, проходили в полностью смоделированных условиях.

Но в DARPA понимали, что программа и смоделированное пространство – это одно, а реальность – другое. И первое никогда не заменит второго. Поэтому в итоге в полете встретились и F-16, пилотируемый человеком, и F-16, который VISTA. И основной задачей было создать «пространство наблюдения», то есть, каналы приема-передачи данных между самолетами, чтобы информацию о положении обычного самолета принималась на платформе VISTA, а затем, по мере необходимости, передавалась другим агентам в созданном пространстве наблюдения.


Агенты, или еще их называют «агенты автономии», это в первую очередь, подсистемы управления самолетом и анализа обстановки. Работа с ними идет уже давно, но пока американские инженеры не достигли такого ощутимого прогресса, чтобы можно было делать какие-то заявления. И вопросов все еще больше, чем ответов, но работа идет.

По словам работающих в программе, существует большое количество переменных, которые влияют на работу систем самолета, и для начала необходимо понять, как работает самолет с ИИ в комплексе, с пониманием всех аспектов. Слишком много существует отличий в реальной работе систем от смоделированных условий.

Разрыв между реальностью и среды симулятора порождает много проблем в среде безопасности.
С таким количеством неизвестных в этом первом воздушном бою, главный упор был сделан на обеспечении того, чтобы X-62A был способен автономно выполнять различные задачи. Причем, одной из первых задач было именно получение системами самолета максимально большого количества «съедобных» данных об окружающей обстановке.

DARPA и ВВС неоднократно подчеркивали, что основная цель ACE заключается в том, чтобы укрепить доверие к автономии в исполнении искусственного интеллекта. Разработка необходимых технологий и возможностей для автономного летательного аппарата, способного к выполнению таких маневров и задач, имеет гораздо более широкие последствия.

Есть еще и вопрос практичности. X-62A просто пока не имеет какого-либо органического набора датчиков, который дал бы ему непрерывную, так скажем, круговую ситуационную осведомленность, которая потребовалась бы для по-настоящему автономного воздушного боя.

Круговая, на 360 градусов – это не совсем правильно, самолет в полете находится в шаре трехмерного пространства, так что градусов там немного больше. И датчиков должно быть больше. И смотреть они должны дальше.

Это то, что должно быть решено, когда дело дойдет до разработки будущих автономных платформ. Массивы небольших конформных радаров, электрооптических или инфракрасных камер и других датчиков могут быть использованы для предоставления необходимых ситуационных и пространственных данных, по сути, работая вместе для создания телеметрии для создания твердой цифровой трехмерной «картины» того, что происходит непосредственно вокруг самолета во время быстро развивающегося воздушного боя.

Распределенная сеть датчиков, в том числе на отдельных дронах, работающих в кооперативном рое, а также на других выносных платформах, также может быть использована для создания более полной ситуационной картины.

То есть, уйма умной и современной электроники должна рано или поздно научиться тому, что человек делает одним поворотом головы, осматриваясь вокруг и моментально делая вывод о том, что происходит в пространстве вокруг самолета. И реагируя соответствующим образом.

Авиационная отрасль в лице коммерческой авиации, да и военная часть этой отрасли, за последние пару десятилетий добились значительного прогресса в автоматизированных возможностях «обнаружения и избегания», в том числе, когда речь идет о беспилотных платформах. Некоторые из этих технологий могут быть перенесены для решения проблемы воздушного боя, особенно в сочетании с гораздо более динамичной «думающей» основой агентов ИИ, которая извлекает выгоду из глубокого машинного обучения. Даже датчики и программные модели, используемые для беспилотных автомобилей, могут быть использованы для того, чтобы помочь лучше понять, что происходит вокруг боевого дрона, участвующего в такого рода боях. Перспектива? Да.

Здесь надо четко понимать, что простая установка чего-то вроде массива простых камер (оптических и ИК) вокруг самолета может не обеспечить требуемую трехмерную ситуационную осведомленность для надежной реализации автономных возможностей воздушного боя. Двухмерные данные не дают полной информации о положении самолета, хотя некоторые из них могут быть эмулированы в программном обеспечении с помощью машинного обучения в трехмерную систему координат. Тем не менее, трехмерные данные будут иметь наибольшую ценность для таких боевых приложений.

«Положение в пространстве миссии, в которой вы используете самолет или начально развертываете, является критической проблемой, которую мы должны решить в воздушном пространстве», — сказал подполковник Хефрон, ответственный за разработки в АСЕ. Глава ACE признал, что его программа не единственная, направленная на преодоление этих проблем, и особо остановился на отдельном проекте ВВС VENOM (Viper Experimentation and Next-Gen Operations Mode).

В общей сложности шесть F-16 модифицируются в рамках проекта VENOM для поддержки дальнейших исследований и разработок в области автономных полетов. Эти усилия также позволят проводить больше экспериментов с несколькими автономными платформами, работающими вместе.


Один из первых F-16, который будет переоборудован в автономный испытательный стенд в рамках проекта VENOM

«Самолеты VENOM — это платформы, которые будут иметь возможность чувствовать окружающую среду и делать некоторые вещи, с которыми у нас в настоящее время есть некоторые ограничения на VISTA», — сказал Хефрон. — Не сказать... что мы не будем продолжать работать над VISTA, потому что мы обязательно это сделаем. Есть определенные вещи, которые самолет X-62A способен выполнять хорошо, но которые требования не очень хорошо подходят для самолетов программы VENOM. У каждого из них есть свое уникальное место, в качестве испытательных стендов».



ACE и Project VENOM входят в число широкого спектра программ и мероприятий, которые вносят свой вклад в более широкое видение ВВС будущих автономных возможностей, в частности, программу усовершенствованных беспилотных летательных аппаратов Collaborative Combat Aircraft. Остальная часть вооруженных сил США также проявляет все больший интерес к новым и совершенствующимся автономным возможностям, и не ограничивается только воздушным пространством. Все это может иметь последствия и для сектора коммерческой авиации.

В целом, после прорывного воздушного «боя» в прошлом году явно остаются значительные проблемы, особенно когда речь идет о том, чтобы позволить истребителю, пилотируемому искусственным интеллектом, успешно сражаться с настоящим противником. Будет очень интересно посмотреть, каких этапов ACE и другие автономные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы достигнут в следующий раз, и решение этой проблемы, несомненно, будет на первом месте в их списках первоочередных дел.

Заголовок, возможно, многих уже спровоцировал на то, чтобы подумать: а причем тут мы? А простите, против кого все эти программы будущего? Против Ирана, у которого в ВВС самолеты пятидесятилетней давности? Или против КНДР, где все еще МиГ-17 и МиГ-19 в строю? В настоящее время у США два вменяемых противника, с которыми не так просто справиться: Китай и Россия. И если Китай будет брать количеством, то нам, простите, только качеством.

Однако развитие комплексов ПВО уже привело к тому, что зачастую летчик и самолет в зоне действия ПВО – потенциальные жертвы. И даже если взять статистику СВО, то большая честь летательных аппаратов по обе стороны фронта сбиты именно ПВО.

Воздушный бой сегодня это редкость, но хорошо обученный пилот стал еще более ценным ресурсом. Потому желание «посадить» в кабину мощный компьютер, который сможет проанализировать обстановку вокруг и принять решение – это нормально. Это похвально, потому что такие аппараты можно будет в будущем бросать на противника, как сегодня отправляют крылатые ракеты и «Шахеды» - не особенно считаясь с потерями.

Такая вот немного гнусная нация – воевать и побеждать хотят, но не теряя своих. Желательно – совсем. Впрочем, это уже давно известно, значит, и на перспективу стоит ждать развития этой темы. Как говорится, постоянство – признак мастерства.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    27 апреля 2024 05:08
    Цитата: Роман Скоморохов
    испытательный самолет X-62A, работающий на «мозге» искусственного интеллекта (ИИ)
    Недавно имел возможность пообщаться с ИИ, когда вызывал такси. С этим тупым цифровым созданием, которое абсолютно ничего не понимает, не понимает даже таких простейших слов, как "да" и "нет" меня чуть не хватил удар, после чего срочно пришлось лечить распоясавшиеся нервы рюмочкой ледяной водки! Если ИИ начнет управлять самолётами, то всем нам наступит сами знаете чего! wink
    1. +5
      27 апреля 2024 06:10
      На сегодняшний день ИИ - это определённый алгоритм прописанный программистами. Всё зависит от профессионализма программистов. Думать неординарно он не сможет. Короче- на каждую гайку всегда найдётся болт
      1. +7
        27 апреля 2024 09:08
        На сегодняшний день ИИ - это определённый алгоритм прописанный программистами.

        Нет. Коренное отличие ИИ- алгоритм не прописывается программистами, а создается и меняется в ходе работы самой программой.
        1. +1
          27 апреля 2024 10:15
          Условия смены программы прописывает программист. Если он не пропишет какую-нибудь ситуацию, то и ИИ не примет другого решения
          1. +8
            27 апреля 2024 11:05
            Дорогу осилит идущий и это огромный шаг в создании и самолета шестого поколения и в создании автономных БПЛА различных классов которыми будет управлять ИИ.
            Когда-то давно компьютер плохо играл в шахматы, но уже 20 лет назад уже переиграл чемпиона мира. Здесь тоже так будет и через какое-то время ИИ будет пилотировать истребитель гораздо лучше любого аса.
            1. +1
              27 апреля 2024 11:20
              Об этом всем идет речь уже минимум 15 лет. Что будут небольшие по размерам стаи реактивных бпла. Сотни размером с шахед дронов. Там уже не важно как управляется, количество перейдет в качестве.
          2. 0
            28 апреля 2024 09:45
            Условия смены программы прописывает программист.

            Нет. Эти условия формирует сама программа в процессе обучения.
            https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейронная_сеть
    2. +1
      27 апреля 2024 07:34
      Он уже управяет. Автопилот называется, более того он вроде бы взлетает и садится в автоматическом режиме. По крайней мере в хороших условиях.
    3. +4
      27 апреля 2024 07:45
      Вы не путайте прописанный деревянный алгоритм с самообучающейся структурой. Непременное свойство ИИ - самообучение. И не стоит слушать политиков и рекламщиков. У них это фишка пошла - продавать алгоритмы по цене ии
      1. +4
        27 апреля 2024 08:34
        Мне интересно- ИИ учитывал в этом "бою" наличие живого пилота в самолёте??
        Ну то есть допустим учитывает ли он возможность крутить например 100 бочек подряд (условно!) - если в кабинете есть пилот который просто вырубиться от перегрузок?
        Возможность маневрирования без человека на борту заведомо выше из-за физиологии человека.
        1. +2
          27 апреля 2024 10:13
          Если бортовой компьютер Ф16 снимает физиологические параметры летчика, то мог и учитывать. Но сомневаюсь в том, что внесение такого дополнительного обременения цифровому "летчику" сделает результат эксперимента чище. Хорошее примечание, коллега! yes
        2. 0
          27 апреля 2024 11:31
          Интересно что ИИ - самообучающаяся программа. Её скорость рекации выше, но с человеческой душой ей не тягаться, может на таран пойдешь, мошет сверху спикируруешь. Но думать она конечно быстрее будет. Хотя и нам недолго - педаль в пол, пока пока "молитесь гады" кричишь. Но штука хорошая what
    4. +7
      27 апреля 2024 07:47
      Цитата: Голландец Михель
      С этим тупым цифровым созданием, которое абсолютно ничего не понимает, не понимает даже таких простейших слов, как "да" и "нет" меня чуть не хватил удар

      Я примерно до такого же состояния дошел, когда пытался в банке выяснить причину неотправки мне PUSH-уведомлений. После почти часового порожнякового общения с роботом (с живым кожаным оператором меня так и не соединили) мне захотелось найти Сару Коннор и оплодотворить ее раза 4, чтоб уж наверняка Скайнет там в будущем четырежды окочурился.
      1. +8
        27 апреля 2024 08:27
        мне захотелось найти Сару Коннор и оплодотворить ее раза 4
        Снимаю шляпу! wink
        1. +3
          27 апреля 2024 08:30
          Цитата: Голландец Михель
          Снимаю шляпу!

          Присоединяйтесь. wink В битве со Скайнетами ставки слишком высоки.
          1. +2
            27 апреля 2024 10:07
            Полагаю, вдвоем найти Сару Коннор вам будет несколько проще. Но обязательно проверьте ее документы, уважаемый Вежливый Лось! А то получится, что нашли, да не ту...
            laughing wink hi
            1. +1
              27 апреля 2024 10:16
              Цитата: Галеон
              Но обязательно проверьте ее документы

              Ну, это обязательное условие. Опосля.
              Цитата: Галеон
              А то получится, что нашли, да не ту...

              От ошибок никто не застрахован. Будем искать дальше.
      2. +3
        27 апреля 2024 08:32
        мне захотелось найти Сару Коннор и оплодотворить ее раза 4 Фраза дня! laughing hi
      3. 0
        27 апреля 2024 17:13
        Найдите в сети рассказ "Автоматический отель" Рассказ старый. Разум вечен))
    5. 0
      27 апреля 2024 12:04
      Первым делом на ум приходит этот видос, после вашего текста)))
      https://youtu.be/gqNdCk53EOc?si=BKuo-65d2t-eaW0Z
    6. +2
      27 апреля 2024 14:15
      С этим тупым цифровым созданием, которое абсолютно ничего не понимает,
      Мне кажется что даже такой ИИ сможет легко заменить например Пескова))И генерировать шаблонные фразы.Какая экономия была бы laughing
      1. 0
        29 апреля 2024 12:03
        Мне кажется что даже такой ИИ сможет легко заменить например Пескова))И генерировать шаблонные фразы.Какая экономия была бы

        Для того, чтобы заменить Пескова, интеллект не нужен. Даже искусственный
  2. -2
    27 апреля 2024 05:38
    Почему бы в качестве ответки не придумать что то в виде летающей ПВО...
    Ну например сделать воздушный вариант С-400 или С-500...использовав в качестве платформы самолёты типа ИЛ-76 ли стратегов на худой конец с их большой грузоподьемностью.
    Высота, скорость, хороший обзор для радара и мощное вооружение позволят сбивать противника на дальних рубежах не входя в ближний бой.
    1. 0
      30 апреля 2024 16:11
      Цитата: Леха с Андроида.
      Почему бы в качестве ответки не придумать что то в виде летающей ПВО...

      Вы абсолютно правы, но ваш пост приводит всех пилотов в ярость. Абсолютно всех. Поэтому заказа на такую работу не будет, пока количество еще не сбитых пилотов не станет стремиться к нулю. Как когда то людям свой кровью пришлось доказывать, что рычаговские тройки, это геноцид и так немногочисленных наших пилотов, по сравнению с парами...
  3. +2
    27 апреля 2024 06:05
    Ну да, когда ни будь и "клонические войны" будут происходить... а пока, замахнулись на ИИ против.... а против кого?
    1. +3
      27 апреля 2024 06:27
      Как против кого ??? Против всех , кто не с ними !!! А так же для запугивание тех , кто с ними !!!
      1. +2
        27 апреля 2024 07:48
        Очередной "джин" который готов вырваться из бутылки!!!
        Всё как в самых апокалиптических фантастических романах и фильмах! am
    2. +2
      27 апреля 2024 07:54
      Цитата: rocket757
      замахнулись на ИИ против.... а против кого?

      У искусственного интеллекта антагонист - естественная тупость.
      1. 0
        27 апреля 2024 07:58
        А чья тупость главнее/важнее, тех, кто пытается использовать ИИ в своих целях или тех, кто этому противостоит?
        Тут ведь любая ошибка в целях и оценках чревата разными последствиями, неприятными в первую очередь.
        1. +1
          27 апреля 2024 08:16
          Цитата: rocket757
          А чья тупость главнее,

          Человеческой тупости нет пределов. А кто тупее, сторонники или противники ИИ, покажет только время, вернее - итоги будущих сражений или соитий человечества со Скайнетами и т.п.
          P.S. Применительно к теме ИИ, на мой взгляд, самым тупым представляется воплощение в железе и ПО интеллекта олигофрена или дебила.
          1. 0
            27 апреля 2024 08:29
            То, что норовят на именовать ИИ будет отражением того, каковы его создатели, в лучших, в худших проявлениях, черт, характеров и прочем, это вопрос, на который ответа нет и не придвидится, в обозримом будующем.
            1. -1
              27 апреля 2024 08:57
              Цитата: rocket757
              это вопрос, на который ответа нет и не придвидится, в обозримом будующем.

              Если взять отдельно взятую страну с высоким уровнем развития науки и технологий, например США, и предположить, что группа инженеров и ученых, финансируемая Демократической партией, с целью автоматизации всех процессов управления страной, создала электронную копию личности действующего ныне президента, то понятия "Гениальный де бил" и "Де бильный гений", применительно и к разработчикам и их творению становятся тождественными.
              1. +1
                27 апреля 2024 09:24
                Пути... яйцеголовых неисповедимы!!!
                Некоторые ради эксперимента, ради науки, землю сожгут к чертям!!! am
                1. +6
                  27 апреля 2024 09:29
                  Цитата: rocket757
                  Некоторые ради эксперимента, ради науки, землю сожгут к чертям!!!

                  У нас тут образовалась инициативная группа "поддержки" Сары Коннор. Присоединяйтесь. А то, говорят, что этот Скайнет там в будущем совсем распоясался. wink
                  1. 0
                    27 апреля 2024 09:35
                    Так то уже в зрелом возрасте фильм смотрел... но впечатлений набрался по самое, самое.
                    Нюансы службы, многое пришлось/удалось увидеть, узнать раньше, чем все остальные граждане СССР.
                    В общем, Сара Коннер, боец Рик рулят, как и раньше.
          2. 0
            30 апреля 2024 16:12
            Цитата: Вежливый Лось
            самым тупым представляется воплощение в железе и ПО интеллекта олигофрена или дебила.

            Для того, чтобы следовать за самолетом противника по собачьей кривой, интеллект дебила более чем достаточен. Увы.
  4. -1
    27 апреля 2024 06:25
    Статья думается не развёрнута полностью !!! Если автор рассказал про то , что имеется у них , то следовало бы рассказать и про то , что имеется для противодействия у нас !!! Например про системы РЭБ !!! Или про ЭМИ !!!
  5. 0
    27 апреля 2024 06:30
    "сьедобные данные" об окружающей обстановке ему нужны!
    А если его керосином полить, переварит?
  6. +2
    27 апреля 2024 06:33
    В целом, после прорывного воздушного «боя» в прошлом году явно остаются значительные проблемы В конце концов доведут до ума, вот и шестой или еще какое там поколение. Прогресс как ни крути, жаль что это не у нас, очень.
    1. -6
      27 апреля 2024 06:36
      Почитай про Су-57 . Писали , что его УЖЕ в беспилотном режиме испытывали wink
      1. +5
        27 апреля 2024 07:00
        Вы статью прочитайте, ИИ и беспилотный режим, да еще и с имитацией воздушного боя, это не просто "большая разница", тут "дистанция огромного размера" и да, "тыкать" незнакомым людям невежливо wink
        1. -3
          27 апреля 2024 07:45
          А Вы думаете у нас такие разработки не ведутся ? Ведутся, но не обо всем можно говорить публично.
          Вообще искусственным интеллектом сейчас занимаются все, от банков до военных нии. Я бы даже сказал что по масштабу эта тема 1 среди всех. Не зря же американцы ограничили поставки китаю самых крутых нейроускорителей. В принципе использовать нейронки сейчас может каждый, хочешь на разные боты подписывайся, хочешь на более низком уровне работай. И это то на поверхности. Да собственно любой корпоративный автоответчик тому пример. А вот до чего уже реально дошли в разработках можно только догадываться. Хотя конечно до настоящего искусственного разума еще далеко
        2. -6
          27 апреля 2024 08:00
          ¯\_(ツ)_/¯ Извиняюсь за " тыкание " . А что касается беспилотного режима , то это ни чуть не отменяет использование ИИ в НАШИХ истребителях , что подводит их к поколению 6+ !!! А мы в ЭТОМ вопросе УЖЕ начинаем опережать меринов !!! wink
  7. +6
    27 апреля 2024 06:54
    Что значит "немного гнусная нация"? Оставим в стороне "немного", поговорим о "гнусности". Сам же автор выше в статье подчёркивает нормальность и похвальность стремления снизить собственные боевые потери. Так в чём же тогда гнусность? Видимо автор счииает американцев "гнусной нацией" потому что руководство американского государства и вооружённых сил не воспринимают войну как драку "человек против человека и пусть победит лучший"? А разве кто-то, кроме авторов рыцарских ррманов, считает, что война - это подобие рыцарского турнира? Война - это решение экономических, социальных и политических проблем насильственными средствами и способами. Ничего благородного в самой войне нет. И наконец, при чём тут "нация"? Не нации принимают решения о войне и мире. Это делает государство, аппарат реализации интересов господствующих классов общества. Нация, под которой понимается некая общность населения страны, в вопросах войны и мира играет роли источника формальной поддержки решений государства и ресурсной базы для реализации планов государства. Так что если о ком и говорить, то это о социально-экономических классах, чью волю и выражает государство. И в условиях современности речь идёт даже не об отдельных государствах, а о классе буржуазии и капиталистической экономике.
    1. -8
      27 апреля 2024 07:56
      Цитата: Юрась_Беларусь
      Что значит "немного гнусная нация"?

      Нация чрезмерной гнусности.
      Гнусный
      Внушающий отвращение; омерзительный
      Подлый, бесчестный, низкий
      Очень плохой, скверный

      Вся гнусность американской (англо-саксонской группы) состоит в том, что они не ведут боевых действий с сильными противниками, способными нанести им критический ущерб. Стараясь минимизировать вред ответных действий противника они нападают стаей.
      Это «рыцари», выезжающие на схватку с конным противником на слоне...
      Это мерзавцы, бьющие исподтишка.
      Война - это не подобие рыцарского турнира. С одной стороны это захват, агрессия, с другой - защита суверенитета.
      Все войны, развязанные американцами, носят агрессивный характер.
      Именно поэтому американская нация - сгусток мерзости и гнусности.
      1. +4
        27 апреля 2024 11:21
        Имперские британцы, немцы в обеих мировых войнах, китайцы+корейцы, японцы на сильного противника не тянут?
        1. -7
          27 апреля 2024 11:56
          Цитата: Кмон
          на сильного противника не тянут?

          Что за острая привычка вычленять фразы? Читайте по губам:
          Цитата: ROSS 42
          Вся гнусность американской (англо-саксонской группы) состоит в том, что они не ведут боевых действий с сильными противниками, способными нанести им критический ущерб. Стараясь минимизировать вред ответных действий противника они нападают стаей.
      2. +2
        27 апреля 2024 16:23
        американская нация - сгусток мерзости и гнусности.
        Примечательно, что точно так же таджбеки говорят о русской нации.
        1. 0
          27 апреля 2024 18:23
          Ну так это ж коммунист. Интернационал-интернационалом, но при первой возможности использование черепомера в отношении белых европейских народов не заставит себя долго ждать)
  8. +4
    27 апреля 2024 07:28
    То есть если люди не хотят умирать значит они гнустные, а если пачками на убой то герои, патриоты, молодцы? У всех есть интересы, одни хотят их достичь безопасно и это естественно, другие видимо об этом просто не думают. обзывать такое как то очень однобоко. Я понимаю что так мозги промывали, но лучше пусть гибнут машины и достигают поставленных задач, чем гибнут люди, которым уже будет пофик чего там достигнуто.
    1. -5
      27 апреля 2024 12:01
      Цитата: Вадим С
      То есть, если люди не хотят умирать, - значит они гнустные

      Если люди не знают, как пишется: «гнусные - гнус; грустные - грусть», то рассуждать об этих понятиях они не имеют права!!!
      Дороже человеческой жизни ничего нет, и посылать на убой принявших Присягу солдат просто так, - преступление.
      1. 0
        27 апреля 2024 13:39
        Права я сам себе даю любые, кто мне запретит?
        А по теме, так одни думают как ценна каждая жизнь, а другие видимо нет, всё указывает на это! И первых автор оскорбил, потому как он из вторых. А вторые или не могут или не хотят думать как сберечь жизни, вот я о чём
        1. -1
          28 апреля 2024 03:33
          Цитата: Вадим С
          Права я сам себе даю любые, кто мне запретит?

          Да и мне никто не запретит ткнуть вас носом в вашу безграмотность и дремучесть...Вы на фени начните писать - многим это будет интересно.
  9. +6
    27 апреля 2024 07:40
    Даже существующие системы камер с углом обзора 360 градусов имеют двухмерные ограничения
    Господи, какой бред... В общем автор, явно ничего не понимая в теме, видимо прилежно скопипастил ерунду, которую Пентагон гонит для затуманивания мозгов таких вот "экспертов". Вся статья перечисляет "трудности", которых в реальности не существует.
    Единственная реальная проблема с ИИ - он здорово тупой, потому что по прежнему не интеллект, а набор предварительно вбитых в него вариантов решений типовых задач. Однако... Даже предельно тупой ИИ - это похороны пилотируемой авиации. По совершенно простой причине - перегрузки. ИИ на них наплевать.
    Управляемый компьютером самолет не сможет вести сложный воздушный бой. Но ему это совсем не надо, потому что он подловит любого воздушного аса на третьем вираже. Ибо его виражи имеют радиус гораздо меньший, чем у любого пилота, а скорость их выполнения близка к предельной для самолета. А то и равна ей. Ограничения, налагаемые на пилота его организмом, фатальны.
    Дерьмовая, на самом деле, новость...
  10. -6
    27 апреля 2024 07:40
    Потому желание «посадить» в кабину мощный компьютер, который сможет проанализировать обстановку вокруг и принять решение – это нормально.

    «Алабуга» - боевой потенциал разрабатываемой российской ракеты-«глушилки», оснащенной высокочастотным генератором большой мощности, позволит нейтрализовать противника без единого выстрела...
  11. +7
    27 апреля 2024 10:10
    Такая вот немного гнусная нация – воевать и побеждать хотят, но не теряя своих. Желательно – совсем.

    Это называется уважение к жизням солдат, Роман. Поэтому США вкладывают большие бюджеты в развитие ИИ и полевой медицины.
  12. +6
    27 апреля 2024 10:18
    Цитата: ROSS 42
    Вся гнусность американской (англо-саксонской группы) состоит в том, что они не ведут боевых действий с сильными противниками, способными нанести им критический ущерб. Стараясь минимизировать вред ответных действий противника они нападают стаей.

    И есть такие прецеденты когда американцы отказались от схватки? Вот иракская армия хилой точно не была.
  13. +6
    27 апреля 2024 11:23
    Вообще-то стремление минимизировать собственные потери - естественное и логичное поведение.
  14. +2
    27 апреля 2024 11:43
    Потенциально оч. опасное направление, но пока его "щупают" это может вызывать "хихи-хаха" и разного рода скепсис. Подобно тому как ухахатывались некоторые товарищи над метановыми многоразовыми поделками Илона Батьковича Маска . Потом,правда,может быть не так уж и смешно.

    Преимущество ИИ над человеком в том, что человек неизбежно фокусируется на части , а ИИ, уступая ему в этом (пока) может более полно обрабатывать "массив" и ,главное, куда шустрее реагировать там,где это сможет приносить победу.
    Пока на истребителях нет ЛО - может оно будет и не так смертельно. Как только рабочее ЛО появится -связка его с ИИ будет чертовски большой проблемой . Вообще говоря при широкой номенклатуре вооружений и обилии сенсоров на машине у ИИ будут значительные преимущества над "мясным пирожком" , потому что он все эти характеристики и условия будет держать в одной колоде и применять куда оперативнее, чем человек, вынужденный каждый раз перебирать карты.
    А еще ИИ куда менее страшны перегрузки - и если лепить аппарат под "железные мозги" ,то он будет конструкционно и маневренно лучше,чем для человека . И всегда будет наготове на аэродроме , бодр и свеж ,так сказать.

    Короче говоря - давайте молиться о том, чтобы наши "друзьяшки" из забугорья еще долго не смогли добиться чего-то путного на этом направлении..
    1. 0
      5 мая 2024 12:51
      А не поздно молиться, они разве не добились?
  15. +1
    27 апреля 2024 16:14
    Агенты, или еще их называют «агенты автономии», это в первую очередь, подсистемы управления самолетом и анализа обстановки.

    Подсистемы управления самолетом - это самостоятельные части самолета как системы. Самолет как система представляет собой совокупность взаимосвязанных управляемых подсистем. Управление рулевыми поверхностями, управление двигателем, управление шасси, управление механизацией крыла и т. д. - это подсистемы.
    А "агент искусственного интеллекта" - это это программа, которая может взаимодействовать со своей средой, собирать данные и использовать их для выполнения самостоятельно определяемых задач, направленных на достижение заранее определенных целей. То есть конечную цель определяет человек, , но ИИ-агент самостоятельно выбирает наиболее оптимальные действия, которые ему необходимо выполнить для достижения этой цели. Действия эти ИИ-агент выполняет через систему актуаторов, которыми в рассматриваемом случае выступают подсистемы управления самолетом.
  16. +2
    27 апреля 2024 18:50
    Цитата: ROSS 42
    Цитата: Вадим С
    То есть, если люди не хотят умирать, - значит они гнустные

    Если люди не знают, как пишется: «гнусные - гнус; грустные - грусть», то рассуждать об этих понятиях они не имеют права!!!
    Дороже человеческой жизни ничего нет, и посылать на убой принявших Присягу солдат просто так, - преступление.

    Ой охранителю нечего ответить по факту, так он на ошибки решил "соскочить".