Система ПВО Пакистана. Радиолокационные средства контроля воздушного пространства

31
Система ПВО Пакистана. Радиолокационные средства контроля воздушного пространства

Пакистан входит в элитный клуб стран, имеющих развитую, многокомпонентную, сформированную систему противовоздушной обороны, состоящую из радиолокационных средств, систем боевого управления, зенитных ракетных комплексов средней дальности и истребительной авиации. Для защиты от средств воздушного нападения, действующих на малых высотах, предназначены зенитные пулемётные и артиллерийские установки, ПЗРК и самоходные ЗРК малой дальности.

В прошлом пакистанские подразделения ПВО оснащались техникой и вооружением британского, французского и американского производства. В настоящее время основным поставщиком оружия является Китай. В то же время пакистанские военные внимательно следят за мировыми тенденциями развития средств противовоздушной обороны и стараются приобретать образцы, представляющие для них интерес, или хотя бы изучить их.



Одновременно с закупкой новых образцов в Пакистане налажен ремонт и модернизация сложной радиолокационной техники. Что позволяет содержать её в работоспособном состоянии, снизить эксплуатационные расходы и поддержать собственную экономику. В настоящее время осуществляется интенсивная модернизация ВВС и ПВО, в рамках которой приобретаются новые современные радары и совершенствуются имеющиеся.

Основным партнером в этом деле является Китай. Уровень стоящей на вооружении радиолокационной техники весьма высок. По большей части это РЛС, построенные на современной элементной базе, помимо наземных радиолокаторов, имеется 13 самолётов ДРЛО, закупленных в Швеции и КНР.

Стационарные радиолокационные станции дежурного режима


Десять лет назад на территории Пакистана было развёрнуто немногим более двадцати постоянно действующих радиолокаторов, и это в основном были РЛС американского производства.


Схема расположения стационарных радиолокационных постов на территории Пакистана

На представленной схеме видно, какие направления командование пакистанских сил ПВО считает приоритетным. Так, на границе с Афганистаном действовал всего один радарный пост.

Все пакистанские стационарные радары, большая часть мобильных радиолокаторов и самолёты ДРЛО по кабельным линиям связи и радиоканалам увязаны в централизованную систему управления и передачи данных C4 ISR.


Поступающая радиолокационная информация обрабатывается высокопроизводительными АСУ, которыми оснащены центральный и региональные КП ПВО. На основании данных, полученных со средств радиолокационной разведки, выдаются команды, транслируемые параллельно с реальной картиной воздушной обстановки на пункты управления истребительных авиаполков и наземных подразделений ПВО.

Построение централизованной пакистанской системы ПВО началось во второй половине 1960-х. На первом этапе пакистанские радиотехнические подразделения в основном оснащались техникой, произведённой в США. На основе американских стационарных РЛС AN/FPS-20 в начале 1970-х было сформировано постоянно действующее радиолокационное поле, контролирующее средние и большие высоты над значительной частью страны.


Антенный пост РЛС AN/FPS-20

Двухкоординатная станция AN/FPS-20, работающая в диапазоне частот 1 280–1 350 МГц, имела импульсную мощность 2 МВт и могла обнаруживать крупные воздушные цели на средних и больших высотах на дальности до 380 км. В паре с этим радаром часто использовался высотомер AN/FPS-6 с импульсной мощностью до 5 МВт, работающий на частотах 2 700–2 900 МГц.

К началу 1990-х станции AN/FPS-20 и AN/FPS-6, построенные на электронных лампах, изрядно устарели, их эксплуатация завершилась в XXI веке, после того как были приобретены современные радиолокаторы американского и китайского производства.

В начале 1980-х в дополнение к имеющимся радарам AN/FPS-20 и AN/FPS-6 в Пакистан поступило примерно полтора десятка РЛС AN/TPS-43G производства Northrop Grumman, которые в большинстве случаев разворачивались на стационарных постах.


Антенный пост РЛС AN/TPS-43G

Однако в случае необходимости аппаратная часть и антенный пост перевозятся двумя 5-тонными грузовиками, и станция может оперативно сменить позицию.


Трёхкоординатный радар AN/TPS-43 работает на частотах 2 900–3 100 МГц. Импульсная мощность – до 4 МВт. Скорость вращения антенны – 6 об./мин. Инструментальная дальность – до 450 км.

Через несколько лет после ввода «ограниченного контингента» в Афганистан советская и правительственная боевая авиация ДРА стали регулярно наносить удары по лагерям «вооруженной оппозиции», расположенным на территории Пакистана.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: стационарный радиолокационный пост с РЛС AN/TPS-43G, развёрнутый неподалёку от границы с Афганистаном

В связи с этим вдоль афганской границы к 1986 году было размещено шесть РЛС AN/TPS-43G. В настоящее время это направление не считается приоритетным, и в приграничном с Афганистаном районе сохранился только один стационарный радиолокационный пост.

После того, как в 1990-е США в связи с пакистанскими ядерными испытаниями ввели оружейное эмбарго, Пакистан столкнулся с дефицитом запасных частей для РЛС американского производства. Большая часть имевшихся радиолокаторов AN/TPS-43G в ходе капитального ремонта на местных предприятиях была доведена до уровня AN/TPS-43J. По мнению западных наблюдателей, помощь в этом оказал Китай.


Вслед за модернизацией основные характеристики AN/TPS-43J по сравнению с исходной моделью практически не изменились, но удалось повысить эксплуатационную надежность и продлить ресурс.

Спустя некоторое время отношения с США нормализовались, в 2004 году было закуплено шесть трёхкоординатных РЛС с АФАР AN/TPS-77. Этот радар, производимый компанией Lockheed Martin, до сих пор считается одним из лучших в своём классе. Стоимость одной станции составляет приблизительно 100 млн долларов.

Радиолокатор, работающий в частотном диапазоне 1 215–1 400 МГц, имеет инструментальную дальность до 470 км. Скорость вращения антенны: 5, 6, 10, 12 об./мин. В случае необходимости AN/TPS-77 может оперативно перебазироваться, при этом все элементы станции размещаются на шасси грузовиков повышенной проходимости. РЛС AN/TPS-77 обладает очень значительным эксплуатационным ресурсом и высокой надёжностью, благодаря модульной конструкции, имеет хорошую ремонтопригодность и высокий модернизационный потенциал.


Пакистанские станции этого типа в большинстве случаев работают стационарно, и антенна монтируется под радиопрозрачным куполом.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: РЛС AN/TPS-77 на авиабазе Масрур, в окрестностях Карачи

В настоящее время на территории Пакистана функционирует четыре стационарных РЛС AN/TPS-77. Сообщается, что по согласованию с корпораций Lockheed Martin ведётся модернизация имеющихся радаров, что позволит продлить срок эксплуатации станций и улучшить их характеристики.


РЛС AN/TPS-77 MRR

Пакистан и Китай имеют сложную историю отношений с Индией, и во многом благодаря этому являются союзниками. После того, как западные компании наладили в КНР выпуск современной электроники, и Пекин получил доступ к передовым технологиям, произошел качественный скачёк в развитии китайских радиолокаторов.

С учётом того, что со второй половины 1990-х ВВС Индии начали перевооружаться на истребители 4-го поколения, Пакистану потребовались дополнительные современные радиолокаторы. В дополнение к имеющимся РЛС AN/TPS-43 и AN/TPS-77 ориентировочно в 2015 году было закуплено несколько китайских станций JY-27A.

По мнению западных источников, радиолокатор JY-27 является функциональным аналогом российской станции 1Л119 «Небо-СВУ». Китайская РЛС работает в частотном диапазоне 240–390 MГц и способна обнаруживать средневысотные цели на дальности до 500 км. Точность определения координат на дальности 280 км составляет: 0,5° по азимуту и 500 м по дальности.


Антенный пост РЛС JY-27А

Эта китайская станция метрового диапазона способна эффективно обнаруживать «малозаметные» самолёты В-2А и F-22A, а также сопровождать высокоскоростные цели, летящие на больших высотах, в том числе и тактические баллистические ракеты.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: РЛС JY-27А рядом со списанными истребителями J-6 на авиабазе Амар

Количество имеющихся в Пакистане РЛС JY-27А неизвестно. В 2019 одна такая станция метрового диапазона была замечена на авиабазе Амар в северо-восточной части страны.

Примерно 20 лет назад в КНР был представлен радиолокационный комплекс YLC-2, конструкция антенны которого внешне очень сходна с новейшими радарами S/L-диапазонoв, такими как серия последних станций компании Thales Ground Master или израильская IAI Elta EL/M-2080. Как пишут западные источники, эта РЛС с АФАР по своим возможностям близка к французской Thales ТRS-2230 и российской 59H6-E «Противник-ГЕ». Дальность обнаружения высотных целей у последних модификаций YLC-2, по неподтверждённым данным, может достигать 450 км.

Радиолокаторы семейства YLC-2 выпускаются в буксируемом варианте, но также могут монтироваться на трёхосные грузовые автомобили с полным приводом на все колёса и размещаться стационарно.


Антенный пост РЛС YLC-2

РЛС YLC-2 способны использоваться как самостоятельно для контроля воздушной обстановки и регулирования воздушного движения, так и в зенитно-ракетных системах большой дальности. В состав радиолокационного комплекса входит аппаратура, позволяющая передавать в цифровом виде обработанную информацию на вышестоящие пункты управления.

В вооруженных силах Пакистана имеется семь китайских радиолокаторов YLC-2. С учётом того, что одновременно с закупкой этих станций был оформлен заказ на сферические обтекатели, защищающие антенны от воздействия неблагоприятных метеорологических факторов, предполагается их стационарная эксплуатация.

Мобильные радиолокационные станции


Первой пакистанской РЛС, предназначенной для обнаружения маловысотных целей, стала немецкая TMR MPDR 30/1, работающая в диапазоне частот 1,6–2 ГГц.

Элементы станции, поступившей на вооружение в конце 1970-х монтировались на грузовиках MAN 630 L2AE. Аппаратная и антенный пост стыкуется кабелями. Для обеспечения электроэнергией РЛС придаётся мобильная дизельная генераторная станция.


РЛС TMR MPDR 30/1

Антенна размером 5×1,9 м поднимается шарнирно-сочлененной мачтой с гидравлическим приводом на высоту 13 м и вращается со скоростью 15 об./мин, что позволяет отслеживать даже очень быстро летящие объекты с ЭПР 1 м². Максимальная дистанция обнаружения первой модификации составляла 30 м, высота – до 3 км.

Хотя по современным меркам РЛС TMR MPDR 30/1 считается устаревшей, военно-воздушные силы Пакистана до сих пор используют такие станции для контроля воздушной обстановки в окрестностях авиабаз.


Часть имевшихся в Пакистане станций TMR MPDR 30/1 была модернизирована силами местных специалистов до уровня MPDR-45/60/90, с дальностью обнаружения 45, 60 и 90 км соответственно. Эти РЛС монтировались на шасси грузовиков, либо размещались стационарно.

Для руководства действиями войсковой ПВО предназначены мобильные радиолокаторы Giraffe 40 производства шведской компании Erіcsson Mіcrowave Systems AB.


Все элементы станции размещены на шасси Mercedes Benz NG 2026. Антенна РЛС, работающей в частотном диапазоне 5,4–5,9 ГГц, поднимается складной мачтой на высоту до 13 м. Дальность обнаружения – до 40 км. Потолок –10 км.

В 1990-е годы парк маловысотных радаров в Пакистане был пополнен десятью РЛС китайского производства YLC-6М сантиметрового частотного диапазона.


РЛС YLC-6М способна фиксировать цели на дальности до 150 км, дистанция обнаружения вертолёта АН-64 Apache, летящего на высоте 10–15 м, составляет 30–35 км. Максимальная высота – 10 км.

В 2018 году был оформлен заказ на шесть китайских «многоцелевых радаров» YLC-18A общей стоимостью 25 млн долларов. Эти радиолокаторы в перспективе должны заменить в войсках РЛС YLC-6, которые планируется переделать в стационарный вариант и применять для управления воздушным движением.


Трёхкоординатная РЛС с АФАР излучает на частотах от 3 до 4 ГГц и способна видеть воздушные цели на дальности более 250 км. Эта станция специально создавалась для обнаружения самолётов и крылатых ракет, летящих на высоте менее 100 м. Максимальная высота обнаружения – 12 км.

Для управления действиями ЗРК HQ-16 в КНР были закуплены три мобильные РЛС IBIS 150.


Трёхкординатная станция сантиметрового диапазона с ФАР имеет дальность обнаружения до 140 км при потолке 20 км. Обеспечивается одновременное обнаружение 144 целей и автоматическое одновременное сопровождение 48 целей.

Самолёты радиолокационного дозора


После того, как в 1980-е годы самолёты и вертолёты ВВС СССР и ДРА стали регулярно пересекать пакистанскую границу, остро встал вопрос своевременного информирования о нарушении воздушного пространства и наведении перехватчиков.

Радиолокаторы AN/TPS-43G, размещённые вдоль границы с Афганистаном, плохо работали по целям, летящим на небольшой высоте, к тому же на своевременное обнаружение отрицательно влиял горный ландшафт. В сложившихся условиях могли бы помочь самолёты ДРЛО, но американцы категорически отказались продать свои E-2С Hawkeye, а других поставщиков в то время не имелось.

После вывода Советских войск из Афганистана и последовавшего за этим падением в Кабуле правительства Мохаммада Наджибуллы, угроза воздушного вторжения с этого направления снизилась, но в конце 1990-х в очередной раз обострилась обстановка на границе с Индией.

В 1996 году в Швеции компанией Ericsson Microwave Systems (сейчас Saab Electronic Systems) был создан компактный радар PS-890 Erieye, пригодный для размещения на бюджетных самолётах ДРЛО массой 11–15 т. Вес антенного блока радиолокатора составляет всего 900 кг.

Двусторонняя антенна АФАР, размещенная в «бревнообразном» обтекателе длиной 9 метров, состоит из 192 приёмо-передающих модулей. Луч с электронным сканированием обеспечивает просмотр пространства в секторе 150° с каждой стороны. РЛС, работающая в частотном диапазоне 2–4 ГГц, имеет несколько режимов работы, адаптированных для конкретных условий с разной частотой повторения импульсов и скоростью сканирования.

Инструментальная дальность обнаружения крупных высотных целей составляет 450 км. Истребитель типа F-16, летящий на средней высоте, может быть обнаружен на дальности 350 км. Объекты с небольшой ЭПР, на малых высотах на фоне земной поверхности фиксируются на дистанции от 180 км. Недостатком радиолокатора является наличие спереди и сзади самолёта непросматриваемых секторов, 30° каждый.

На первом этапе поставкам из Швеции мешали ограничения, налагаемые в связи с нарушениями прав человека в Пакистане. Разногласия в этом вопросе были устранены в 2006 году, и стороны заключили контракт, предусматривающий продажу 4 самолётов радиолокационного дозора Saab 2000 AEW & C и обучение персонала. Практическая реализация сделки началась в 2008 году после урегулирования финансовой стороны дела. По неофициальной информации, спонсором Пакистана стала Саудовская Аравия.


Самолёт ВВС Пакистана Saab 2000 AEW & C

Самолёт с максимальной взлётной массой 23 000 кг способен развивать скорость до 680 км/ч. Скорость патрулирования – 300 км/ч. Потолок – 9 400 м. Полезная нагрузка составляет 5 900 кг. Патрулирование может длиться 9 часов. Экипаж – 7 человек.

На первом этапе выдача целеуказания и наведение перехватчиков осуществлялись голосом по радио, но сейчас аппаратура самолётов ДРЛО Saab 2000 AEW & C интегрирована в автоматизированную систему C4 ISR, что существенно расширило информационную осведомлённость командования ВВС Пакистана и возможности по своевременному перехвату воздушных целей в сложных условиях горной местности.


В августе 2012 года во время нападения исламистов на авиабазу Минхас, находящуюся в 110 км северо-западней Исламабада, был уничтожен один самолёт ДРЛО и ещё один получил повреждения. Впоследствии повреждённый Saab 2000 AEW & C отправили в Швецию на завод в Линчёпинг для проведения восстановительного ремонта, и сейчас эта машина возвращена в строй. В 2016 году для восполнения потерь был закуплен ещё один самолёт. В период с 2019 по 2023 год поступило ещё 5 самолётов ДРЛО шведского производства, в результате чего действующий парк доведён до 9 единиц.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: самолёт Saab 2000 AEW & C на авиабазе Минхас

Все самолёты ВВС Пакистана Saab 2000 AEW & C сконцентрированы в 3-й эскадрилье радиолокационного дозора, базирующейся на авиабазе Минхас (в округе Атток), которая находится под управлением командования 33-го тактического авиакрыла.

При всех достоинствах Saab 2000 AEW & C шведская РЛС PS-890 Erieye не обеспечивает кругового обзора, что налагает определённые ограничения, и для предотвращения прорыва вражеских средств воздушного нападения через «мёртвые зоны» требует одновременно задействовать два самолёта ДРЛО.

В связи с этим Пакистан, являющийся крупнейшим получателем китайского оружия, заказал в КНР самолёт радиолокационного дозора, с радиотехническим комплексом, обеспечивающим круговой обзор воздушного пространства вне зависимости от его положения в пространстве и курса.

Работы по этому самолёту в Китае начались более 20 лет назад. В конце 2005 года на испытания вышел прототип Y-8P с вращающейся дискообразной антенной радиолокатора, построенный на базе военно-транспортного Y-8-200.


Китайский опытный самолёт ДРЛО Y-8P

В тестировании РЛС принимали участие пакистанские военные, по их мнению, размещение антенной системы в «классическом» вращающемся обтекателе над фюзеляжем более соответствует требованиям ВВС Пакистана.

Серийный самолёт, созданный на базе модернизированного Y-8F-600, получил наименование ZDK-03 Karakorum Eagle. Нетипичное для ВВС КНР обозначение самолёта объясняется его экспортным назначением. Таким образом компания-разработчик Electronics Technology Group Corporation в названии машины отразила, что это третий самолёт ДРЛО после KJ-2000 и KJ-200, а буквы ZDK – акроним на китайском языке, звучащий как «Зхонг Дайан Ke».


Самолёт ДРЛО ZDK-03 Karakorum Eagle

Поставленные в Пакистан ZDK-03 стали первыми китайскими самолётами ДРЛО, направленными на экспорт. При этом все ключевые компоненты БРЭО спроектированы и произведены в КНР. Вычислительный комплекс для селекции сигналов на фоне земли и скоростной обработки данных также создан в Китае из комплектующих местного производства.


Стоимость одного ZDK-03 в 2009 году составляла 278 млн долларов. Сейчас в строю четыре самолёта, приписанные к 4-й эскадрилье 32-го авиакрыла, постоянно дислоцированные на авиабазе Масрур в окрестностях Карачи. Периодически самолёты ZDK-03 проходят ремонт в КНР на предприятии корпорации CETC в городе Сиань.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: самолёты ZDK-03 на авиабазе Масрур

Наиболее заметным визуальным отличием построенного для Пакистана самолёта ДРЛО ZDK-03 от предназначенного для «внутреннего потребления» KJ-500 при одинаковом планере является тарелка радиолокатора.


Спутниковый снимок Googlе Еarth: самолёты ZDK-03, Y-9, Y-8 и KJ-500 на заводском аэродроме корпорации CETC в городе Сиань

На неподвижном обтекателе РЛС китайского самолёта ДРЛО сверху обозначены сектора просмотра излучателей АФАР и имеется характерный «волдырь» антенны спутниковой системы связи.

По лётным данным пакистанский ZDK-03 близок к китайскому KJ-500. При максимальной взлётной массе 60 700 кг самолёт развивает скорость 662 км/ч. Крейсерская скорость 550 км/ч, скорость патрулирования 470 км/ч. Время патрулирования 10 часов, дальность – около 5 000 км.

Бортовую аппаратуру ZDK-03 обслуживают шесть операторов. Характеристики радиолокатора примерно соответствуют возможностям Е-2С Hawkeye с РЛС AN/APS-145. Помимо радиолокатора и средсв связи, в состав радиотехнического комплекса входят станции радиотехнической разведки и РЭБ. Их антенны размещены в носовой и хвостовой части самолёта.

Продолжение следует…
31 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +12
    28 апреля 2024 04:34
    Сергей, как всегда на высоте! Читать приятно. Китайцы молодцы, из древнего, советского Ан-12, такую практически современную машину сделали.
    1. +14
      28 апреля 2024 07:47
      То есть самолетов ДРЛО у Пакистана больше чем у нас! Это потрясающе!
      1. +4
        28 апреля 2024 07:56
        И спасибо автору за интересную и познавательную статью!
  2. +7
    28 апреля 2024 05:13
    О пакистанских ВС вообще мало сведений. Было интересно узнать, что Пакистан имеет эшелонированную систему ПВО.
    Иногда начинают терзать смутные сомнения в выборе (в отсутствии выбора) пути развития в нашей стране, ибо из незаметных ранее стран начинают прорисовываться развитые государства и многогранные экономики, а некогда успешные страны превращаются в банановые республики...
    Нужно что-то делать, потому что незабвенный Салтыков-Щедрин говорил:
    Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют.
    1. +5
      28 апреля 2024 07:55
      Иногда начинают терзать смутные сомнения в выборе (в отсутствии выбора) пути развития в нашей стране, ибо из незаметных ранее стран начинают прорисовываться развитые государства и многогранные экономики,

      На фоне реально развитых стран они конечно отсталые, но тут вопрос другой. Если отсталые страны по некоторым позициям уже обогнали нас то в каком месте по отношению к развитым странам находимся мы?
      1. +5
        28 апреля 2024 07:57
        Цитата: ramzay21
        Если отсталые страны по некоторым позициям уже обогнали нас то в каком месте по отношению к развитым странам находимся мы?

        Именно такая мысль свербит больше всего... yes
        1. +6
          28 апреля 2024 08:03
          Именно такая мысль свербит больше всего...

          Да, слишком много неприятных открытий принесли нам последние два года и такие статьи на самом деле просто добивают. Почему наше МО если понимало что не в состоянии сделать свои самолеты ДРЛО не заказало их у тех же китайцев до СВО? Получается что к СВО либо никто не готовился, либо эту подготовку саботировало руководство МО?
          1. +6
            28 апреля 2024 13:20
            Получается что к СВО либо никто не готовился
            Как - никто не готовился?! Готовились, и еще как хорошо и замечательно!!!
            А Авиадартс, например?

            https://youtu.be/PF5Zf3wpfFk
            Вот, где настоящее мастерство! Высота, скорость, НУРСЫ и бомбы!
            А то напридумывают всяких непотребств, АВАКСов всяких, бездуховно то "бревно" какое-то над самолетом крепят, то "тарелку" - аж смотреть срамотно, не то что Президенту показать...

            Да и как не готовились, а танковый биатлон вспомните, от которого "бурный восторг на Западе"?!

            https://youtu.be/OZLJxkEpgGo
            Танки прыгали!

            А вот это, наконец: https://topwar.ru/241393-timur-i-ego-komanda.html
            Подготовка велась на всех направлениях!

            Времени просто на раскачку нет, сейчас - как и в 1999 г. - актуальны вот эти слова: "Сейчас перед Россией во весь рост встал вопрос о том, что же делать дальше. Как заставить заработать на полную мощность новые, рыночные механизмы? Каким образом можно преодолеть все еще дающий себя знать глубокий идейный и политический раскол в обществе? Какие стратегические цели могут консолидировать российский народ? Каким мы видим место нашего Отечества в мировом сообществе в XXI веке? На какие рубежи экономического, социального, культурного развития мы хотим выйти через 10, через 15 лет? В чем наши сильные и слабые стороны? Какими материальными и духовными ресурсами мы сегодня располагаем?
            ......серьезная проблема связана с той ветвью власти, к которой принадлежит правительство. Мировой опыт говорит о том, что главная опасность для прав и свобод человека, демократии в целом исходит от исполнительной власти. Конечно, законодательная власть, принимающая плохие законы, тоже вносит свою лепту. Но главное - все-таки власть исполнительная. Она организует жизнь страны, применяет законы и объективно может довольно существенно, правда не всегда намеренно, искажать их, применяя административные процедуры.
            ... Во всем мире наблюдается тенденция к усилению исполнительной власти. И потому далеко не случайно стремление общества усилить контроль над ней во избежание произвола и злоупотреблений. Вот почему лично я придаю первостепенное значение налаживанию партнерских отношений между исполнительной властью и гражданским обществом, развитию институтов и структур последнего, развертыванию активной и жесткой борьбы с коррупцией.
            ... Вот расчеты экспертов. Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, - нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год. Если сумеем в течение этих же 15 лет выдерживать темпы прироста ВВП на уровне 10% в год, то достигнем нынешнего уровня душевого производства ВВП Великобритании или Франции.
            Предположим, расчеты экспертов не совсем точны, нынешнее экономическое отставание не столь велико, а потому преодолеть его мы сможем быстрее.
            "
            Вот, все слова - истинная правда!
            Даже правда то, что многие "мы" и "нам" не то что Португалию - даже Францию обогнали, а некоторые аж до Великобритании добрались (Чубайс теперь, если кто не знал "независимый исследователь из Глазго (Великобритания)").

            PS. Разумеется, "царь хороший - бояре плохие".
            1. +1
              29 апреля 2024 10:09
              Как - никто не готовился?! Готовились, и еще как хорошо и замечательно!!!
              А Авиадартс, например?

              Грустно все это! Но правда! А вы молодец, юмортие!
              Для того чтобы достичь душевого производства ВВП на уровне современных Португалии или Испании - стран, не относящихся к лидерам мировой экономики, - нам понадобится примерно 15 лет при темпах прироста ВВП не менее 8% в год.

              Про доход на душу населения не говорят давно, там даже с учетом диких цен на сырье все грустно и лохторат не поймет. Вот то ли дело ВВП в ППС, в котором мы вдруг даже Британцев обогнали. Правда купить за 20 баксов то что стоит 100 не получается, хотя в ППС наши 20 баксов как раз 100 долларов и стоят wassat
              1. +2
                29 апреля 2024 15:36
                ПО САБЖу: собственно, ИМХО, самолеты ДРЛОиУ/РЭР/РЭБ не особенно то и нужны были для ВВС. Афганистан, Чечня, Грузия, Сирия - везде можно было обойтись без А50. Тем более, что АВАКС это очень дорого, технически сложно и надо дополнительное обучение.

                Даже в Сирии, где ударом Томагавками/Скальпами/Сторм Шедоу по авиабазе и т. п. было продемонстрировано, для чего нужна связка "АВАКС-истребитель", можно было отмахнуться.

                Только с 2024 года, когда у ВСУ появятся Ф16, понадобится как-то управлять в режиме реального времени и ударной и истребительной авиацией "с полной картиной".
                ВСУ, несомненно, попробуют атаковать наши самолеты при помощи Ф16, все эти "бей и беги", "удар с подскока"; и надо что-то делать против Ф16 в ПВО и ударных вылетах.
                Тут без А50 и А100 очень тяжело будет.
                Но в 2025 году еще тяжелее с Ф16 будет, если проблемы не решать.
                1. -3
                  29 апреля 2024 20:51
                  . Только с 2024 года, когда у ВСУ появятся Ф16, понадобится как-то управлять в режиме реального времени и ударной и истребительной авиацией "с полной картиной".

                  Кхе-кхе.
                  1. Не появятся.
                  2. Не понадобится.

                  Пока красные линии на месте, одна эскадрилья Ф-16, даже если она будет, ничего существенно не изменит. Как не изменил один батальон Абрамов. Да и если красные линии перерисуются, понадобятся годы, чтобы получить минимально адекватные ВВС.
                  1. +1
                    29 апреля 2024 23:01
                    1. Не появятся.

                    ИМХО, в части прогнозов ошибаюсь, конечно.
                    Например, мое ИМХО в нашей дискуссии о бюджетах было что до февраля ВСУ дадут деньги, а получился апрель. Но в период, измеряемый годами, пока попадаю... так что проверим к декабрю, будут ли Ф16.

                    2. Не понадобится.

                    Может быть и так, особенно если припрет. Особенно, если этих ДРЛОиУ не будет.

                    Пока красные линии на месте, одна эскадрилья Ф-16, даже если она будет, ничего существенно не изменит.

                    Предположим, что их будет 26 (хотя обещают больше).
                    Наигравшись в ПВО и ВайлдВизель, они могут попробовать в 2025 г (весной-летом) организовать новый заход на Мелитополь, но на этот раз "все как у дедов", под "воздушным зонтиком" вокруг условной деревни Работино/левобережья Днепра и далее. "Сватовское направление" бесперспективно для ВСУ, ИМХО.

                    понадобятся годы, чтобы получить минимально адекватные ВВС

                    И опять соглашусь, вообще адекватные ВС - дело не быстрое.
                    Вот только нет этих "годов" у ВСУ, поэтому будут воевать "как есть".
                    1. -1
                      30 апреля 2024 00:53
                      . Вот только нет этих "годов" у ВСУ, поэтому будут воевать "как есть".

                      Куда эти года делись? Заканчивать СВО никто особо не собирается. Зеленский походу автопродлился на 5 лет (минимум), американский проект вроде двухпартийный, так и так до 2029, ну а третья сторона СВО сами понимаете, сколько Бог отмерил.

                      Всё успеют, если, конечно, захотят.

                      Но при нынешнем раскладе Ф-16 будут использоваться для пусков КР, украинские Ту-95. Крайне сомневаюсь, что кто-то разрешит серьезные миссии с серьезными целями, не говоря уж о дать на них достаточные ресурсы.
                      1. +2
                        30 апреля 2024 04:35
                        Куда эти года делись? Заканчивать СВО никто особо не собирается. Зеленский походу автопродлился на 5 лет (минимум), американский проект вроде двухпартийный

                        Возвращаемся к теме бюджетирования: оно годичное (хотя часть сумм идет на заказы, которые исполнятся позднее), и ВСУ надо "показывать результаты". Как говорил М Милли- "все любят победителей".
                        В 2024 надо "показывать результаты", потому что до ноября иначе могут возникнуть идеи в США о том, что "надо заканчивать сейчас". В 2025 году "тоже надо", потому что в октябре опять обсуждение бюджета.
                        Да и другие страны под "гиблое дело" не будут "подписываться".
                        Нет у ВСУ "годов" надо "здесь и сейчас" давать результат.

                        Самое интересное, что этот бюджет не описывается как "для победы ВСУ", он для "непроигрыша". Отсюда, ИМХО, и требование Конгресса "плана по Украине".

                        при нынешнем раскладе Ф-16 будут использоваться для пусков КР, украинские Ту-95
                        ИМХО: для КР достаточно Су24, самих КР не так много ВСУ дают. Ф16 сначала пойдут в ПВО тыловых районов (КР, шахеды и БПЛА), потом - СЕАД, потом - ударные миссии. Ну и через полгодика полетов (когда страсти поутихнут и планы по передаче Ф16 утвердят) увидим попытки воевать с авиацией, одновременно "обрабатывая" ближайшие аэродромы ВВС РФ.
                      2. -1
                        30 апреля 2024 09:43
                        Для результатов (каких?) нужны дееспособные ВС - а до этого очень далеко. Как показала российская сторона, постулат о полном отсутствии противника - не всегда хорошая идея при военном планировании. Украинская сторона потом проверила на себе эту мысль в 2023, и как ни странно она снова подтвердилась.

                        В SEAD не верю, это задача не для одной эскадрильи. ПВО да, но в довольно узких пределах: Ф-16 не последних блоков, против КР норм, против шахид-мопедов вряд ли. Против баллистики полностью бесполезны - а за местами их базирования будет охотиться баллистика.
          2. 0
            29 апреля 2024 00:31
            Цитата: ramzay21
            Почему наше МО если понимало что не в состоянии сделать свои самолеты ДРЛО не заказало их у тех же китайцев до СВО?

            У меня подозрение , что даже с началом СВО такие мысли МО не посещали . А ведь закажи даже с началом СВО с десяток таких самолётов в Китае , уже сейчас начали бы получать такие самолёты .
            Хорошо хоть те А-50 , что должны были для Индии уйти на оснащение в Израиль , всё-таки модернизировали для ВКС и приняли решение строить А-50У на базе новых Ил-76МД90А , которые зарезервированы для новых А-100 , но которые ещё не готовы к серии . Значит не только все ещё советской постройки А-50 будут модернизированы , но какое то количество будут построены заново и общее кол-во таких самолётов составит боле-менее вразумительный парк . Всё же два А-50У в год это гораздо лучше , чем один самолёт в два года , как было до начала СВО . Но нужно больше . Хотя бы на 4 шт. в год выйти . И хотя бы с десяток самолётов ДРЛОиУ заказать в Китае под статусом "Экстренный заказ" . Значение РЛ контроля малых высот СВО показала настолько рельефно , что даже и случайные люди в МО уже надеюсь это поняли . Благо что у нас есть где такие самолёты (ДРЛОиУ) заказать .
            Не зазорно !
            Своих со временем настроим хотя бы штук 50 , от закупленных в Китае можно и отказаться будет . Но нам срочно нужно закупить такие самолёты в кол-ве хотя-бы 10-12 шт. чтобы надёжно закрыть всё западное направление вместе с уже имеющимися у ВКС .
            До конца этого года у ВКС будет 10 А-50У (сейчас их 9 шт.) . В будущем будет ещё два . А для закрытия только западного направления необходимо в два раза больше . Проблему надо срочно решать .
          3. 0
            2 мая 2024 16:09
            // заказало их у тех же китайцев до СВО //
            А кто вам их продаст? Пакистан для КНР стратегический партнер. Есть вещи, которые Китай отказался нам поставлять. В том числе современные чипы и ДРЛО, турбины, есть еще много "товарод для внутреннего потребления".
            ДРЛО делают не так много стран, нам нигде не светит. "Начинку" все равно придеться делать самим, может в элементной базе подмогут, и то не самой современной. САМОЙ современной 2/4/8 мкрн у них и самих нет.
            П.С.: Самые "крутые" литографы делают, кто бы подумал, в Нидерландах... (( вот так и "вечные наркоманы"
      2. +2
        28 апреля 2024 09:38
        . в каком месте по отношению к развитым странам находимся мы?

        В разном.

        У развитых стран свои приоритеты. Бельгия, к примеру, более развита, чем Израиль, но я бы не стал на неё ставить в военном отношении. Не говоря уж о Германии.

        Но, само собой, развитая, и даже не слишком развитая страна (Азербайджан), которая всерьез хочет получить эффективную армию и имеет доступ к современным технологиям, может добиться очень серьезных результатов. Вы видимо не задумывались над тем, как могли идти дела, если бы на месте Украины оказалась любая серьезная в военном плане страна: Марокко, к примеру, не говоря уж о ядерном 200миллионном Пакистане.
  3. +6
    28 апреля 2024 07:48
    Присоединяюсь к добрым словам о работе Сергея. Одним словом - классно!!
  4. +4
    28 апреля 2024 08:36
    Очередное спасибо Сергею, мда для меня стало открытием что у Пакистана больше самолетов ДРЛО нежели у России....
  5. +5
    28 апреля 2024 08:40
    Очередной отличный обзор от автора! Спасибо!

    После прочтения серий про самолетов ДРЛОиУ возник вопрос об их реальной ценности в бою против равноценного противника. Есть ощущение, что они что-то типа "лучший танк для несения службы в мирное время".
    1. +3
      28 апреля 2024 09:00
      . После прочтения серий про самолетов ДРЛОиУ возник вопрос об их реальной ценности в бою против равноценного противника

      Ничего сложного.

      Либо у вас есть современная система управления ВВС, и тогда вы может быть воюете с равноценным противником более-менее вничью. Либо у вас нет такой системы, и вы ему уже не равноценный противник. Вас вынесут в одни ворота.

      Подчеркну, что речь не о списочной численности самолётов ДРЛО, а именно о полноценной системе боевого управления ВВС. Просто купить десяток самолётов у китайцев - это даже не четверть дела.
  6. +4
    28 апреля 2024 09:49
    Очередная отличная статья, Сергей!
    Что касается ZDK-03, в прошлом году появились новости о том, что Пакистан выведет их все из эксплуатации.
    Разумеется, новость официально не подтверждена. Она исходит от третьих лиц и домыслов и носит справочный характер.
    1. +2
      28 апреля 2024 13:36
      https://www.republicworld.com/defence/global-defence-news/pakistan-to-retire-its-entire-chinese-zdk-03-aewc-fleet-after-just-12-years-of-service/?amp=1

      Сразу несколько источников об этом пишут.
      Вроде бы проблемы с обслуживанием и совместимостью технологий.
  7. +4
    28 апреля 2024 13:16
    Здравствуйте. Приятно и очень интересно читать такие статьи.
  8. +2
    28 апреля 2024 13:40
    hi
    Как всегда, интересная статья!
    Поставленные в Пакистан ZDK-03 стали первыми китайскими самолётами ДРЛО, направленными на экспорт.

    Несколько не особенно авторитетных источников пишут, что их вывели из эксплуатации.
    1. +1
      29 апреля 2024 09:27
      Андрей, приветствую!
      Цитата: Wildcat
      Несколько не особенно авторитетных источников пишут, что их вывели из эксплуатации.

      В 2023 году эти самолёты точно эксплуатировались (судя по спутниковым снимкам). Более того, я лично сомневаюсь, что с достаточно новыми ZDK-03 Karakorum Eagle возникли такие проблемы, что их невозможно решить и эксплуатировать эти очень востребованные самолёты. Не удивлюсь, если эти слухи распространяет компания выпускающая Saab 2000 AEW & C.
      1. +2
        29 апреля 2024 11:40
        Здравствуйте!
        Не удивлюсь, если эти слухи распространяет компания выпускающая Saab 2000 AEW & C

        Большая часть источников слухов, ИМХО, с соседями Пакистана связаны.
  9. 0
    28 апреля 2024 18:10
    дистанция обнаружения первой модификации составляла 30 м
    Очепятка, 30 Км. И скачОк, а не скачЁк. За статью - спасибо. Как и всегда - на высоте
  10. -2
    28 апреля 2024 19:57
    Там для контроля воздушного пространства достаточно солдатика на горку повыше поставить laughing -а уж если ему бинокль дать...
  11. +1
    1 мая 2024 11:37
    Статья очень информативно! Автору плюс.