Проект безэкипажных катеров для инженерных войск

19
Проект безэкипажных катеров для инженерных войск
Многоцелевой безэкипажный катер "Визир" от Кингисеппского машиностроительного завода. Фото КМЗ


В недавнем прошлом отечественная оборонная промышленность плотно занялась разработкой перспективных безэкипажных катеров и подводных аппаратов ударного назначения. Такую технику предлагается использовать для уничтожения кораблей и береговой инфраструктуры противника. Недавно стало известно о работах по созданию новой линейки ударных безэкипажных систем, которая будет включать изделия разными возможностями и характеристиками.



Перспективное направление


Разработка безэкипажных катеров и малых подлодок началась в нашей стране достаточно давно, и в дальнейшем был представлен целый ряд таких образцов. В последнее время работы в этом направлении ускорились. Его развитию способствуют события текущей Спецоперации, наработанный опыт и анализ действий противника.

Об очередных работах в сфере безэкипажного флота стало известно в начале апреля. Тогда председатель военно-научного комитета инженерных войск российской армии Максим Кривошеев рассказал изданию «Известия» о ведущейся разработке целого ряда беспилотных систем инженерного назначения разных классов. В частности, создаются инженерные средства надводного базирования, предназначенные для поражения различных объектов береговой инфраструктуры.

25 апреля «Известия» опубликовали новую информацию на эту тему. Источники издания в министерстве обороны подтвердили факт разработки новых морских беспилотников, причем речь идет о целом семействе изделий. Точный состав такой линейки не сообщается. Из раскрытых данных следует, что в нее войдут как надводные катера, вероятно, погружающиеся, так и подводные аппараты.

Источник «Известий» рассказал, что новые безэкипажные системы должны будут работать в разных акваториях – на реках и озерах, а также в прибрежной зоне морей. В качестве целей для такой техники рассматривается береговая инфраструктура и гидротехнические сооружения. Катера и подлодки будут поражать мосты, понтонные переправы, плотины, в т.ч. гидроэлектростанций, и т.д.


Мачта "Визира" с радиоэлектронным оборудованием, а также боевой модуль. Фото КМЗ

Основные технические особенности новых проектов остаются неизвестными. При этом утверждается, что аппараты нового семейства будут отличаться друг от друга ходовыми характеристиками и массой боевой нагрузки. Принципы работы систем управления не раскрываются, хотя упоминается возможность самостоятельного изменения глубины хода в зависимости от разных факторов.

По словам источника, часть изделий нового семейства находится в высокой степени готовности и вскоре должна выйти на испытания. Прочие пока остаются на стадии проектирования. Все текущие работы должны завершиться в обозримом будущем, и после этого техника поступит на вооружение. Примечательно, что новые морские безэкипажные средства получат инженерные войска, а не флот.

Секреты семейства


Пока информации о новом семействе безэкипажных инженерных / ударных средств крайне мало. Фактически раскрыты только его существование и предназначение. Тем не менее, на основе опубликованной информации можно сделать некоторые предположения и выводы технического и иного характера.

В первую очередь, представляет интерес предназначение новых безэкипажных систем. Они разрабатываются не для флота, как следовало бы ожидать, а для инженерных войск. На вооружении инженерных частей имеется плавающая техника разных типов, но ударные катера без экипажа у них пока отсутствуют. Также войска имеют различные инженерные боеприпасы для разрушения тех или иных сооружений или препятствий, но все они используются на суше, а не на воде.

В качестве целей для нового семейства безэкипажных аппаратов рассматриваются мосты, плотины и т.д. Подобные сооружения отличаются высокой прочностью, и для их разрушения требуется мощное воздействие. Из этого следует, что аппараты перспективного семейства должны нести фугасную либо кумулятивную боевую часть массой в сотни килограммов.


Украинский безэкипажный катер, обнауженный в Крыму в 2022 г. Фото Telegram / "Рыбарь"

Размеры и масса боевой части определяют габариты и водоизмещение ее носителя. Для размещения БЧ массой в несколько центнеров требуется надводная платформа в размерах типичного маломерного катера. Подводный аппарат с аналогичной нагрузкой так же должен иметь длину до нескольких метров и соответствующее водоизмещение.

Современные безэкипажные морские системы разных типов имеют автономное или дистанционное управление, в зависимости от требований заказчика и предполагаемой тактической роли. Какие системы контроля получают новые отечественные комплексы, неизвестно. При этом, судя по раскрытым данным, предусматривается автоматизация, как минимум, некоторых процессов. Возможно, для получения максимальных результатов разрабатываются и полностью автономные системы управления.

Для надводного катера с инженерным зарядом оптимальным является двигатель внутреннего сгорания с гребным винтом или водометным движителем. Такая силовая установка даст высокие характеристики скорости и дальности хода. В случае с подводным аппаратом более выгодной может быть электрическая энергоустановка. Она ограничит скоростные характеристики, но позволит получить высокую дальность плавания и скрытность.

Важно, что разрабатывается не один катер или подводный аппарат, а целое семейство. По всей видимости, эти образцы морской техники будут унифицированы по тем или иным агрегатам, системам управления и т.д. При этом предусматриваются и различия в конструкции, связанные с применением разных БЧ, необходимостью обеспечения разных ходовых характеристик и т.д.

Для практических задач


Сообщается, что новые безэкипажные средства будут использоваться в качестве самоходных инженерных зарядов для разрушение различных береговых объектов, в т.ч. сложных и прочных. В целом нетрудно представить, в каких операциях может применяться такая техника, и какие положительные эффекты она даст.


Отражение атаки украинских катеров; работают пулеметчики. Фото Минобороны РФ

В первую очередь, катера и подводные аппараты могут применяться вместе с другим оружием в массированных ударах по инфраструктуре противника. Сейчас с этой целью используются БПЛА, крылатые и баллистические ракеты наземного, морского и воздушного базирования. Ничто принципиально не мешает дополнить эти вооружения надводными или подводными беспилотниками – при наличии подходящих береговых целей. В то же время, привлечение инженерных войск к дальним ударам будет необычной мерой.

Безэкипажные катера могут помочь при организации переправ или при высадке десанта. В обоих случаях инженерные части выделяют силы и средства для изучения противоположного берега. Отдельные подразделения такого рода изучают участок высадки, расчищают заграждения и обезвреживают взрывные устройства. В определенных ситуациях безэкипажный катер с инженерным зарядом способен внести большой вклад в подготовку берега к высадке / переправе. С помощью такой техники можно уничтожить заграждения или расчистить площадку для дальнейших действий.

Вероятно, могут быть и другие способы применения беспилотных морских систем, учитывающие цели, задачи и специфику инженерных войск и их роль в операциях на водах. Очевидно, что грамотная организация таких мероприятий позволит получить от катеров и подводных аппаратов максимальный результат.

Расширенные возможности


Таким образом, Минобороны решило расширить круг технических и боевых средств инженерных войск, а также дать им совершенно новые возможности. Для этого ведется разработка сразу нескольких новых безэкипажных систем с определенным сходством и своими собственными особенностями. Как сообщается, некоторые из таких изделий вскоре смогут выйти на испытания.

Состав нового семейства техники и сроки завершения работ по нему пока не уточняются. Однако даже доступная информация показывает, что этот проект имеет большое значение для инженерных войск. Благодаря ряду новых образцов техники они смогут расширить свои возможности на воде, решать новые задачи или показывать повышенную эффективность при выполнении прежнего круга обязанностей. Впрочем, для получения всех таких результатов сначала необходимо завершить перспективный проект.
19 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    30 апреля 2024 04:00
    Позиционировать БЭКи подобием флота? Глупее ничего не придумано...Естественно, если в стратегии метаться от авианосцев и подводных ракетоносцев к БЭКам, имеющим эффективность в обороне или вблизи нахождения от флота противника, то, конечно же да!!!
    Ну, а, допустим, умные головы изобретут оружие, обеспечивающее «выжигание» электронной начинки всего, что находится на определённом участке акватории...
    * * *
    Дорога ложка к обеду! А у нас всё норовят по чужому образцу...Своё придумать весьма затруднительно...Голова другими, более важными мыслями заполнена.
    1. WIS
      +7
      30 апреля 2024 04:07
      Только одного слова из заголовка статьи достаточно к вашему комментарию, чтобы "вывести формулу":
      Проект = очередной распил денежных средств hi
      1. +1
        30 апреля 2024 13:09
        Криворучко. Кривошеев. Что за говорящие фамилии? Почему у нас нет в ВПК Самоделкиных, Пряморуковых, Ученовых, Кулибиных, Черепановых?
        Задорнова на них нет.
        Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт. (С) капитан Врунгель.
  2. +7
    30 апреля 2024 05:35
    Раньше я про некоторые "задумки" хiхлов писал: "Что крестьяне, то и обезьяне", а вот тут ситуация обратная. Водные безэкипажники нужно развивать, но необрандеры - это средство против недоразвитого противника...
    1. +12
      30 апреля 2024 08:33
      «Ты на что намекаешь? Я тебя спрашиваю — ты на что, царская морда, намекаешь?!» ©
      А так-то да,только это нужно было делать еще вчера..
    2. -2
      30 апреля 2024 13:12
      Эти необрандеры вполне могли бы блокировать всё побережье Украины и топить всё подряд.
      Что мешает объявить побережье Украины зоной закрытой для судоходства, и топить все суда-нарушители БЭКами? Правильно. Отсутствие БЭК. Одни проекты.
      1. +2
        30 апреля 2024 13:30
        Цитата: Бородач
        Что мешает объявить побережье Украины зоной закрытой для судоходства, и топить все суда-нарушители БЭКами? Правильно. Отсутствие БЭК. Одни проекты.

        Смешно читать такое... А что мешает топить эти суда торпедами и хреновой тучей ПКР?! Отсутствие БЭКов ? А может что то ещё?
      2. +1
        1 мая 2024 16:07
        Эти необрандеры вполне могли бы блокировать всё побережье Украины и топить всё подряд.


        Блокировать побережье Украины и топить всё подряд можно и нужно было имеющимися у ЧФ средствами.

        Через месяц-полтора активных боевых действий все порты, пристани и базы Украины должны были превратиться в руины через которые невозможно принимать вооружения от НАТО, в том числе и безэкипажные катера....
        Стремление кремля сохранить в целости активы российских олигархов на Украине ведёт к жертвам и потерям кораблей Черноморского Флота...
  3. +4
    30 апреля 2024 08:59
    Доедет то колесо до казани? - - - если в мозги с ии вбить темзу и тауэр-то такие нужны нам. Ежели прибрежные, то зачем они нам?
  4. +5
    30 апреля 2024 09:29
    В принципе верно.
    Поставить малоколиберку - будут охранять свои корабли.
    Аналог миноносцев 1МВ ,отганявших чужие миноносцы.

    поставить миномен или ракеты - будут наносить удары по берегу. Порту например. Аналог торпедных и бронекатеров 2 МВ.

    ну и набить взрывчаткой по немогу...

    только оприсание странное ,путанное - "инженерных войск". Фу
  5. +5
    30 апреля 2024 09:30
    Характеристики неизвестны, сроки не известны, но они очень хорошие
  6. +4
    30 апреля 2024 10:58
    Я не понимаю, почему нашему флоту не применить уже готовое решение? Начать уничтожать морские дроны FVP-дронами. Скорость у FVP значительно выше, стоят дешевле, а уничтожить способны и танк. Надо сделать на каждом корабле запас в 20 FVP и научить нескольких членов команды управлять ими.
    1. +3
      30 апреля 2024 12:01
      Это минимум шесть дополнительных человек экипажа - по два на вахту.
      1. +4
        30 апреля 2024 12:04
        Цитата: Простой
        Это минимум шесть дополнительных человек экипажа - по два на вахту.

        Для этого вовсе не нужны отдельные кадры. Обучить можно и тех же, что в момент атаки из пулеметов "строчат". Привлечение к управлению FVP нужно лишь в момент атаки, которую итак отражают все, кто могут. Так что Ваш аргумент отвергаю, простите.
  7. +5
    30 апреля 2024 12:02
    Только если спускаться по Днепру и подрывать мосты, отрезая снабжение противнику, но пока эти изделия появятся у потребителя, не только СВО закончится но и военная наука сделает пару шагов вперёд.
  8. 0
    1 мая 2024 11:23
    Мало своего РСЗО у каждого рода или вида ВС (как минимум, вспоминаются общевойсковые, инженеры, химики, моряки), давайте ещё теперь каждому из них сделаем свой флот.
  9. 0
    1 мая 2024 12:50
    Лучше поздно, чем никогда. Коммерческая структура (учредитель КМЗ - частное лицо) занимается оборонзаказами. Плохо или хорошо это, покажет время.
    1. -1
      1 мая 2024 17:42
      Цитата: Alex013
      Лучше поздно, чем никогда. Коммерческая структура (учредитель КМЗ - частное лицо) занимается оборонзаказами. Плохо или хорошо это, покажет время.

      Ничего необычного. В годы ВОВ коммерческие структуры занимались выпуском стрелкового оружия, ППШ в частности. А ППС сразу проектировался так, чтобы сделать его можно было даже в небольшой слесарной мастерской.
  10. 0
    4 мая 2024 08:13
    Разработка безэкипажных катеров и малых подлодок началась в нашей стране достаточно давно, и в дальнейшем был представлен целый ряд таких образцов. В последнее время работы в этом направлении ускорились.
    Т.е. ускорились работы в разработке и представлении образцов. Запускать же в производство никто не торопится. Ну-ну.