Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Череп-трофей в Русских былинах: Датирующий мотив

Череп-трофей в Русских былинах:  Датирующий мотив

В русских былинах герой довольно часто обращается с телом убитого противника сколь нерационально, столь и не христиански. Тело обезглавленного врага рассекается на части и раскидывается по полю; голова же либо вздевается на копьё и победоносно привозится на княжий двор (или на заставу богатырскую(1)), либо просто увозится в качестве трофея. В последнем случае настойчиво акцентируется её сходство с сосудом для ритуального хмельного напитка, «пивным котлом»(2). Рассмотрим оба эти мотива более внимательно.

Первый (Илья Муромец, Алёша Попович) вызывает особо много ассоциаций. Сразу надо указать на те, что именно относятся к древним русам – так, у Льва Диакона, приняв родственника императора Иоанна Цимисхия, Иоанна Куркуаса, за самого императора, воины Святослава разрубают его на куски, а голову, надетую на копьё, выставляют на следующий день на башне своей крепости. При этом они кричат, что поступили «с владыкой ромеев, как с жертвенным животным»(3).

Здесь мы видим практически полное соответствие данным былины – тело врага расчленяется, голова увозится на копье и выставляется на стене. Слова же воинов Святослава раскрывают подоплеку загадочного на первый взгляд поведения былинных героев. Особо отметим, что, если речь не идет о поединке, добычей становится голова «царища» – предводителя врагов, соответствующего «владыке ромеев» у Диакона.


Более чем на век предшествующее Льву Диакону сообщение жития Георгия Амастридского упрекает русов в приверженности «древнему таврическому избиению чужеземцев»(4). Обряд племени тавров, описанный Геродотом (IV, 103), заканчивается тем, что головы принесённых в жертву пленников «прибивают к столбу», или «воткнув на длинный шест, выставляют высоко над домом». Учитывая данные былин и Льва Диакона, мы не имеем права игнорировать эту параллель. Возможно, именно этот, очень уж бросающийся в глаза, обряд и стал причиной того, что русов в греческой литературе – начиная с того же Диакона, именуют «тавроскифами» или даже попросту «таврами»(5).

Существует косвенно относящееся к нашей теме свидетельство Ибн Фадлана: по рассечению тела жертвенного животного его голова вывешивалась на кол в ограде капища(6). Это помогает нам понять смысл слов русов Льва Диакона: Иоанн Куркуас действительно разделил участь «жертвенных животных».

Этот обряд находит немало подобий у разных народов в разные времена. Жертвоприношение такого рода символически воспроизводит творение Вселенной из жертвы Первосущества. Голова, символизирующая небо, укрепляется на дереве, шесте, копье – символах axis mundi. Миф о творении-жертве мы находим у самых разных народов Евразии – от Исландии (Имир) до Китая (Пань Гу) (7). Голову жертвы укрепляли на дереве индоевропейцы-фракийцы, семиты-ассирийцы, финноугры-удмурты. Первые же следы подобных обрядов относятся ещё к раннему палеолиту (итальянская пещера Монте-Чирчео, стоянки Костёнки IV и XIII и др.)(8). Уподобление же поверженного противника жертвенному животному встречается еще в гимнах Риг Веды («жертвенным животным лежит тот, кто мнил себя мудрым» VII, 18, 8).

Однако наиболее полное соответствие обряду русов мы находим во вполне исторические времена у балтийских славян: епископа Иоанна Мекленбургского в XI веке разрубили на части, обрубки разбросали, а голову на копье принесли в языческий храм(9). Точно так же поступили в Польше со святым Войтехом (10).

Особо следует заметить, что у скандинавов в историческое время мы почти не находим следов такого рода обрядов – хотя все предпосылки для него, в виде мифа о Творении-Жертве и небе – голове Жертвы (“небом стал череп холодного турса”), существуют(11). Такая форма человеческого жертвоприношения не зафиксирована у норманнов вообще. Голова же животного на шесте появляется в источниках эпохи викингов единственный раз – в ритуале наведения порчи.

“Он взял орешниковую жердь и взобрался с ней на скалистый мыс, обращенный к материку. Эгиль взял лошадиный череп и насадил его на жердь. Потом он произнес заклятье, говоря:

- Я воздвигаю здесь эту жердь и посылаю проклятие конунгу Эйрику и жене его Гуннхильд, - он повернул лошадиный череп в сторону материка. – Я посылаю проклятие духам, которые населяют эту страну, чтобы все они блуждали без дороги и не нашли себе покоя, пока они не изгонят конунга Эйрика и Гуннхильд из Норвегии.

Потом он всадил жердь в расселину скалы и оставил её там. Он повернул лошадиный череп в сторону материка, а на жерди вырезал рунами сказанное им заклятье”(12).

Схожий обряд, и, по-видимому, со схожими целями, выполнялся много позднее в Англии (англосаксы изначально родственны скандинавам, а в эпоху викингов подвергались их сильнейшему культурному воздействию). В 1255 году тринадцать (!) браконьеров в Рокингемском лесу отрубили голову убитому оленю и насадили её на палку на одной из лужаек, после чего вставили в пасть веретено, заставив “зевать” на солнце: “С глубочайшим презрением к королю и его лесникам”. “Символика в данном случае остается непонятной”, пишут опубликовавшие этот эпизод Н. Пеннинк и П. Джонс(13), однако простое сопоставление с обрядом Эгиля вполне выявляет её смысл. Злокозненные обряды такого рода оказались очень устойчивы в среде скандинавов: на гравюре к сочинению Олауса Магнуса в 1555 году изображены колдун и ведьма, вызывающие губящий корабли шторм на море. В руках у колдуна шест с черепом животного, обращенным на гибнущие суда(14).

В славянском фольклоре манипуляции с черепом (исходно, безусловно, черепом жертвы), как способ влияния на погоду, почти не отразились. Единственный пример – плохо сохранившаяся сказка, где « у Яги есть мертвая голова: захочет Яга навести дождь – выставит ее на двор, спрячет ее – начинает светить солнце»(15). Даже здесь, невзирая на очевидную «отрицательность» оперирующего «мертвой головой» персонажа, вредоносность его действий не прослеживается.

Возможно, девиация древнего ритуала произошла в результате вытеснения у северных германцев мифа Первожертвы мифом Жертвы Одина, в результате чего господствующей формой человеческого жертвоприношения стало повешение, многократно отраженное в сагах, описании Упсальского храма Адамом Бременским и изображениях на Готландских камнях(16). Могло сыграть роль и изменение отношения к Первосуществу-Жертве. Прозаическая Младшая Эдда, в отличие от стихотворной Старшей, подчеркнуто отрицает божественность Имира, и настаивает на его «злой» природе(17).

Сложнее реконструировать семантику человеческой жертвы Тору, описанной Дудоном Квинтилианским: череп жертвы разбивается ударом бычьего ярма, а кровью из рассеченного горла окропляют головы участников обряда(18). Очевидно, однако, что и она не имеет с обрядом русов ничего общего. В то же время у балтийских славян мы встречаем его полнейшее подобие. Заметную роль «охоты за черепами» в культе язычников-славян подтверждают и археологические источники(19), и письменные («Голов желает наш Припегала», Послание епископа Адельгота (1108)(20)). Культ головы жертвы у самых разных славянских народов находит также подтверждение в данных этнографии. При этом оберегом служит голова животного на шесте, или укрепленная над оградой жилища (21). В источниках отмечена «охота за черепами» родственных славянам западных балтов, семигалов. После удачной засады на возвращавшихся из похода на эстонцев литвинов, семигалы увезли с поля боя полные сани отрубленных голов вражеских воинов и их эстонских пленных (22).

Все это лишний раз указывает на славянскую, а отнюдь не скандогерманскую природу русов.

Водружение русами отрубленной головы на стене также находит подобие в былинах – в виде оград дворов и крепостей, усаженных «головушками богатырскими». На это обратил внимание еще В. В. Чердынцев. Он, однако, писал: «В былинах этот обычай соблюдают только отрицательные персонажи»(23). Здесь с исследователем никак нельзя согласиться. Головами усажена ограда не только у дворов Маринки Кайдаловны или Соловья Разбойника (надо обратить внимание, что это хоть и злодеи, но «свои», русские), но и у такого вполне нейтрального персонажа, как Чурило Пленкович(24). Значит, нейтральным в глазах эпоса является и такой метод «украшения» жилища. Впрочем, Илья Муромец и Алеша Попович, привозящие на копьях головы-трофеи, персонажи и вовсе безусловно положительные.

Второй мотив выражен не столь ярко. Герой, добывший голову врага, удивляется ей и сравнивает с «пивным котлом». Это сравнение вообще стало устойчивым оборотом в былинах. Более того, оно присутствует и в эпосе южных славян(25). Однако в некоторых вариантах Алеша Попович высказывается вполне откровенно:

Ой еси ты, Владимир Стольнокиевский!

Буде нет у тя нынь пивна котла –

Вот тебе Тугаринова буйна голова!(26)

Столь же прям Илья Муромец:

Не сварить вам без меня пивна котла,

Привезу вам голову, вам татарскую(27).


Речь, таким образом, идет о прямом предложении изготовить из головы врага сосуд для ритуального напитка(28). Сразу следует отметить, что перед нами – сугубо индоевропейский обычай, известный со времён неолита(29). Он засвидетельствован в эддическую эпоху у скандинавов(30). По свидетельству Орозия, кельтский народ скордисков изготавливал из голов врагов пиршественные кубки(31). Индоарийской традиции известна «капала» - ритуальная чаша из человеческого черепа(32). Знаменитое свидетельство Геродота упоминает такие чаши у скифов (IV, 65). На этом фоне неясно стремление исследователей увидеть в эпизоде с болгарином Крумом, изготовившим в 811 году чашу из черепа императора Никифора I(33), какое-то «тюркское» влияние. Крум принял титул князя взамен прежнего «хан сюбиги», сидел за одним столом со славянскими старейшинами, посылал в Константинополь от своего имени славянина Драгомира(34). Другой его обряд – окропление перед боем своих воинов водой(35) – находит полнейшее подобие в русских былинах, где богатыри ритуально умываются перед битвой(36). Вообще, чаши-черепа встречаются лишь у тех тюрко-монгольских племен, в чьём этногенезе присутствует существенный индоевропейский, сармато-аланский элемент (печенеги, болгары(37)), или у тех, кто принял пришедший из Индии тантрический буддизм. Символично, что у монголов и калмыков такая чаша называется «габала» - явное заимствование из санскрита. По-видимому, своего термина для обозначения этого предмета в монгольских языках не существует.

В русском фольклоре также есть ряд упоминаний об этом обычае. В одной песне ведьма обещает молодцу: «из буйной головы ендову солью»(38), в другой – описывается, как она выполнила свою угрозу (39). В сказке же некий герой, традиционно названный Иваном, как бы берёт реванш, убивая девять ведьм, дочерей Бабы Яги, и изготовляя из их голов «чашки» (40).

На основании всего сказанного кажется обоснованным отнестись к мотиву черепа-чаши в русских былинах с полной серьезностью.

Итак, в настоящий момент можно констатировать со всей уверенностью поразительный факт: два былинных героя, один из которых носит прозвище Поповича, а другой канонизирован православной церковью, совершают действия, что называется, до последней запятой воспроизводящие наиболее архаические и одиозные обряды язычества.

Нас, однако, интересует датирующий аспект предания о черепе-трофее. Последний известный случай изготовления черепа-чаши славянами – упоминавшийся нами Крум, 811 год. Последняя человеческая жертва русов по описанному в былине обряду – 971 год, воины Святослава. Смело можно считать обе даты верхними, позднейшими хронологическими границами этих обычаев. Во всяком случае, ни один источник не говорит об этих обрядах после крещения Руси в 988 году, в особенности – в княжеско-дружинной среде, быт и нравы которой описывают былины. «В особенности» – потому, что именно эта среда стала носителем и проводником христианства на Руси. И хотя многие языческие по происхождению обычаи, продолжали бытовать долгое время и в ней, но определённо не в таких крайних формах.

Мотив черепа-трофея – впрочем, наряду с целым рядом других черт – позволяет датировать складывание былинных сюжетов временем не позднее третьей четверти Х века, а христианский элемент в них (сугубо, впрочем, поверхностный, декоративный) счесть позднейшим наслоением.




1. Былины. М., ТЕРРА-Книжный клуб, 1998, С. 114. Былины. М., Советская Россия, 1988, С. 214. Ср. также Исторические песни. Баллады. М., Современник, 1991.
2. Былины. М., Советская Россия, 1988, С. 215. Добрыня и Змей. М., Детская литература, 1976, С. 43.
3. Лев Диакон. История. М., Наука, 1988, С. 78.
4. Из «Жития Георгия Амастридского» // Откуда есть пошла Русская земля. Века VI-X. Вып. 2. М., Молодая Гвардия, 1986, С. 550.
5. Лев Диакон. Указ. соч., С. 36 и далее. См. также комментарий на С. 182.
6. Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М., Мифи-сервис, 1992, С. 46.
7. Обзор этих мифов: Серяков М. Л. «Голубиная книга» – священное сказание русского народа. М., Алетейа, 2001, СС. 148-189.
8. Констэбл Дж. Неандертальцы. М., Мир, 1978, СС. 105-107. Верещагин Н. К. Почему вымерли мамонты. Л., Наука, 1979, С. 73. Сериков Ю. Б. «Культ голов» в каменном веке Урала// Исторические истоки, опыт взаимодействия и толерантности народов Приуралья. Материалы международной научной конференции. Ижевск, 2002, СС. 173-181.
9. Гельмольд. Славянская хроника. М., 1963, С. 77.
10. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993, С 71
11. Старшая Эдда. СПб., Азбука, 2000, С. 75.
12. Исландские саги; в 2 т. – Т. 1. СПб., Летний Сад, 1999, С. 145.
13. Пеннинк Н., Джонс П. История языческой Европы. СПб., Евразия, 2000, С. 290.
14. Из рассказов о древнеисландском колдовстве и Сокрытом Народе./ Пер. с древнеисландского. М., София, 2003. Илл. на С. 67. См. также комментарий на С. 174.
15. Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре. М., Лабиринт, 2000, С 236.
16. Пеннинк Н.,Джонс П. Указ. соч., С. 213. Адам Бременский. История Гамбургской церкви// Глазырина Г. В. Исландские викингские саги о Северной Руси. М., Ладомир, 1996, С. 217. Хлевов А. А. Предвестники викингов. СПб., Евразия, 2002, рис. на С 207
17. Младшая Эдда. М., Ладомир, 1994, СС. 22-23.
18. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., Наука, 1993, С. 315.
19. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Указ. соч., СС 71-72.
20. Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., Наука, 1965, С. 41.
21. Потебня А. А. Указ. соч., С. 212. Фаминцын А. Е. Божества древних славян. СПб. Алетейя, 1995, С. 209. Русанова И. П., Тимощук Б. А. Указ. соч., С 74 и др.
22. Генрих Латвийский. Хроники Ливонии. М., Л., Изд-во АН СССР, 1938, С. 91.
23. Чердынцев В. В. Где, когда и как возникла былина? М., Эдиториал УРСС, 1998, С. 33.
24. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Былинная история. СПб., изд-во СПУ, 1997, С. 408.
25. Песни южных славян. М., Художественная литература, 1976, С. 92. Характерно, что в этом описании только одна черта сходится с описанием чудовищного врага в былинах, и это – именно уподобление головы котлу.
26. Былины. М., Советская Россия, 1988, С. 215.
27. Илья Муромец. М.-Л. Изд-во АН СССР, 1958. С 204.
28. На наш взгляд, именно чаша-череп объясняет сам обряд ритуального пития из чаши. Череп жертвы, из которого чаша и изготавливалась, как говорилось выше, ритуально отождествлялся с Небом – источником всяческих благ и вместилищем Богов. Испивавший из чаши-черепа, т. о., приобщался благодати Неба, Верхнего Мира.
29. Шилов Ю. А. Прародина ариев: история, обряды и мифы. Киев, Синто, 1993, С. 129.
30. Старшая Эдда, СС. 162, 330 и др.
31. Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, Артия, 1961. С 104.
32. Энциклопедия тантры. М., Локид-Миф, 1999, С. 232.
33. Литаврин Г. Г. Византия и славяне. СПб., Алетейя, 2001, С. 292
34. Там же, С. 337-338.5
35. Там же, С.291.
36. Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Указ. соч. С. 30.
37. Смирнов А. П. Волжские болгары.//Очерки истории СССР. III-IX вв. М., Изд-во АН СССР, 1958, С. 684. Плетнева С. А. Печенеги.// Там же. С.726.
38. 777 заговоров и заклинаний русского народа. М., Локид, 1997, С. 446.
39. Цит. по Демин В. Н. Тайны Русского народа. В поисках истоков Руси. М., Вече, 1997, С. 345.
40. Новиков Н. В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., Наука, С. 72.
Автор: Л. Р. Прозоров
Первоисточник: http://medievalrus.narod.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 41
  1. strannik595 15 февраля 2013 15:22
    тяжелый был кризис в том году.................не все кони у тавров его пережили
  2. lewerlin53rus 15 февраля 2013 15:29
    И к чему этот опус? Еще раз попрекнуть Русь в варварстве? За "цивилизованными "народами можно таких деяний нарыть, мама не горюй!
    1. heathen 15 февраля 2013 18:36
      по-моему в заключительных словах статьи чётко видно, что хотел сказать автор
      Мотив черепа-трофея – впрочем, наряду с целым рядом других черт – позволяет датировать складывание былинных сюжетов временем не позднее третьей четверти Х века, а христианский элемент в них (сугубо, впрочем, поверхностный, декоративный) счесть позднейшим наслоением.
      heathen
  3. cumastra1 15 февраля 2013 15:34
    очень интересно, спаибо.
  4. vladsolo56 15 февраля 2013 15:46
    Все это домыслы не подтвержденные фактами и археологией, так что если опираться на летописи тем более монашеские то ничего другого и не стоит ожидать.
    vladsolo56
    1. heathen 15 февраля 2013 18:52
      многочисленные свидетельства в летописях и этнокультурный материал это значит уже не факты?

      Что же до археологии, то такие ритуальные чаши, думается, были большой редкостью, потому что делались не из абы чьей головы, а только из черепов самых сильных и храбрых врагов. К тому же долгие века христианства духовенство наверняка уничтожало эту "богопротивную мерзость", где только ни находило. Вследствие этого найти такую чашу весьма проблематично.
      heathen
    2. михаил3 15 февраля 2013 21:30
      Какие факты?! Самим всемирно известным, признанным научной общественностью (идиотским сказочником,брехливым болтуном, вруном, сочинителем умственно неполноценной ерунды) Геродотом сказано! Подтверждено Львом Диаконом (чиста очевидцем). Вы только посмотрите, сколько "уважаемых" людей накостряли на основе двух этих жителей скифских степей, видевших все полностью лично, а главное - ни разу не уличенных в кропании мутнейшей бредятины "авторитетов" свои "научные" работы! Просто таки грешно сомневаться!
      Эдак вы можете договориться до того, что наши предки не звери какие мохнатые, а вовсе люди. За то ли платили и плотют всем этим "научным" исследователям?! Может наши с вами родичи и человечье мясо с утробными рыками не жрали?! Молчите! Автору этой дивной статейки грант того и гляди не дадут, не берите грех на душу! Ему ж тогда придется работать, а он никогда ... ваще никогда, это ж для быдла. А он интеллигент, то есть сочиняет про Россию "научные работы" погаже - а ему денег за это. Вон там ниже обьясняют - проклятые церковники уничтожили. А предки наши с вами истинно звери, так обком сказал...
  5. КПА 15 февраля 2013 16:14
    Статья подтвеждает прямую наследственность ведической традиции.
    1. vladsolo56 15 февраля 2013 16:20
      Если завтра кто-то напишет что древние росы были людоедами, вы наверное тоже так же напишите?
      vladsolo56
      1. КПА 15 февраля 2013 18:36
        А вы знакомы с ведической культурой,что минусы ставите?Русский язык один из родственных,половина слов на санскрите.Если уж патриот могли бы узнать о 5000 летнем наследии предков.Или догмы христианства мешают?Ему на Руси от силы тысяча лет.Насчет людских черепов не знаю,а вот животных другое дело.Поищите в сети раскопки в Манеже:несколько десятков конских голов в фундаменте!!!
        1. vladsolo56 15 февраля 2013 21:27
          Т.е. вы абсолютно согласны с автором в том что наши предки были дикарями, которые разрубали людей в жертву, отрубали головы и насаживали их на пики? я вот не верю во всю эту галиматью. Я конечно не историк, но почему-то уверен что наши предки славяне имея историю и культуру не одну тысячу лет, не стали бы заниматься той ерундой про которую тут плетет нам автор статьи. Если вам его изыскания чего-то доказывают. то для меня это бред сивой кобылы
          vladsolo56
        2. михаил3 15 февраля 2013 21:40
          Да да. На основе конских головможно такие Веды развести... кровью людской узоров разрисовать, жертвы мерзостные приплести побольше... постыдитесь, от тех людей вы пошли. Эх люди...
          1. КПА 16 февраля 2013 06:19
            Раскажите как было на самом деле.зачем популизмом заниматься?Вы что замполитом работаете?У Петра 1 полк стрельцов на стенах кремля несколько месяцев висел,а знаете как Михаила Долгорукова казнили.История изобилует такими примерами у всех народов.У священников спросите про славянские обычаи,будете удивлены.
      2. heathen 15 февраля 2013 19:02
        Ну, я скажу больше, во времена голода 30-х годов прошлого века на территории СССР были зафиксированы многочисленные случаи людоедства. И что из того? Жить все хотят.
        heathen
    2. Rebus 15 февраля 2013 21:41
      Цитата: КПА

      Статья подтвеждает прямую наследственность ведической традиции


      Ничего она не подтверждает, множество народов, далеких от ведических традиций, имели ритуалы связанные с отрубленными головами и черепами.
      Например:


      Так же индейцы центральной америки часто изображали черепа и использовали в ритуальных целях, но ни кто не может сказать, что наши предки индейцы...
      1. Rebus 15 февраля 2013 22:02
        Забыл написать про культ вуду и филиппинских охотниках за головами...
        http://www.tusoffka.net/id/27688
        1. КПА 16 февраля 2013 06:21
          Вы правы конечно,но это не значит,что я не правду написал.
  6. AKOL 15 февраля 2013 16:19
    Млин а хоть одну чашку - череп откопали где нибудь???
  7. Олег 11111 15 февраля 2013 16:33
    http://shaman.net.ua/blog/90.html
    Капала либо габала (санскр. कपाल kapāla IAST, тиб. ཏོད་པ — «череп, чаша») — сосуд, сделанный из верхней части человеческого черепа, используемый для ритуальных целей как в индуистской, так и в буддистской тантре. В Тибете они зачастую богато украшались золотом и драгоценными камнями
    Олег 11111
    1. михаил3 15 февраля 2013 21:51
      В бога, в душу, в печень,в четыре столовые ножки,в пять баллов, в шесть мушиных ножек, в семерых козлят... какая, к поганым богам, разница, из какой помойки в Тибете уродцы гадость жрали?! Речь идет о наших предках. Пущай тибетские упыри утоляют мерзость непосредственно из сортира, раз им так нравится. И тантру туда окунают почаще, проститутки обоего полу вполне... Наших то предков зачем к этой гади пристегивать?
      1. КПА 16 февраля 2013 06:28
        Ваши предки,что из молока с медом произошли?Почему наш язык зовется индоевропейским?На каком языке говорили арии?Кто такой ведун и калика?Поинтересуйтесь,почему гитлер с ламами работал и почему индусы так тепло к русским относятся.Не стыдно не знать,стыдно знать не хотеть!
        1. михаил3 17 февраля 2013 15:43
          Ах вы... интеллектуал, ага smile Читал я... так, кое что, по мелочи. Во первых, если хотите что то знать, а не предоставить свои мозги для быстрого форматирования чужому дяде - читайте букафки, напечатанные на бумаге. И делайте это, делая собственные заметки и расчеты, обязательно. Иначе вы ничего не читали... А если будете так делать, список трепачей болтологов "ученых", приведенных автором статьи будет вызывать у вас законный рвотный рефлекс.
          А во вторых... Да, индийцы к нам "тепло" отностятся. Столь тепло, что стоит только топнуть ногой на грамотного индийца - под ним лужа... Что так? Даю намек. Вот завелись в одной земле людишки... и стали они людям головы отчекрыживать, жертвы кровавые приносить, "магию" премерзостную практиковать, делать из черепов чаши, хлестать из них бурду и краем закусывать. Назвали эти гнуси свои гнусные занятия "Ведами", подвели под них толстый фундамент отвратного вранья и заручились поддержкой дураков и мерзавцев.
          А другие люди, что характерно -воины и мудрецы, не стали того терпеть. Противно им было (в отличие от этой "ведической" мрази) массовое убийство, поэтому они... ушли. Далеко ушли, осели и основали княжества. Княжества воинов и работников, гади не приемлющих. Не смейте пачкать моих предков "ведической культурой"! За эту "культуру" предки на осине вешали, бо такой культист ни жизни, ни почетной смерти от меча да топора не стоит!
          1. КПА 18 февраля 2013 13:43
            Своими утверждениями,вы только подтвердили мои доводы об общей в древности истории.Что касается морали,то я на эталон не претендую и замараным себя не считаю.Нам доступно только настоящее время.Так что свою ярость направьте на мерзость вокруг,ее в избытке,чтоб в будущем потомки не открещивались.
  8. Андрей_К 15 февраля 2013 16:42
    Есть еще народная сказка про Машу, которую злые сестры послали к ведьме за огнем.
    Маша к ведьме сходила - а у той у частокола на кольях черепа висят со светящимися глазами.
    Она на обратном пути такой череп с собой взяла, а когда домой вернулась - у черепа глаза вспыхнули и он злых сестер и испепелил.
  9. xoma58 15 февраля 2013 16:42
    Какие добрые обычаи были у наших предков. Похоже пришло времы подумать о восстановлении забытых традиций.
    1. А. Яга 15 февраля 2013 23:37
      Цитата: xoma58
      Какие добрые обычаи были у наших предков. Похоже пришло времы подумать о восстановлении забытых традиций.

      Золотые слова! yes
  10. лис 15 февраля 2013 16:56
    авор-не жуй насвай,не кури коноплю,не ешь опий-сырец и не балуйся амфитаминами,а то так торкнет,что и в себя не придёшь.почитай лучше библию-ветхий завет,успокойся...там более интересно,на счёт жертвоприношений.
  11. UrRRy 15 февраля 2013 16:57
    Вообще ведическая идея Первожертвы (создание Богом мира из самого себя, т.е. - для придания образности - "из своего тела") какбе к этой Первожертве предполагает уважительное отношение: Бог-создатель все-таки таким образом поступил...
    А вот действия по расчленению людских тел, указанные в статье - слабо соотносится с заложенном в ведическом мифе уважительном отношении к объекту этого расчленения: по статье расчленяли именно противников, врагов...Поэтому и возникают сомнения что этот обычай поступать так с врагами основан именно на мифе о Первожертве. Проще объяснить это именно "психологическим давлением" на противника - для чисто обыденной цели деморализовать врага жестокостью либо с целью мести...Да и вообще существование именно "обычая" расчленять тела и делать чаши из голов врагов - сомнительно: возможно имели место некоторые факты и поступки конкретных исторических или мифических персонажей, но именно как обычай и традиция - маловероятно...У нас некоторые полицейские людей вон бутылками шампанского и дубинками насиловали - но ведь эти факты не свидетельствуют что это является именно "обычаем" воспринимаемым, одобряемым и поддерживаемым всем обществом или даже сообществом МВД? Тем более соотносимым с некими "верованиями" и мифологией?
    UrRRy
    1. heathen 15 февраля 2013 18:28
      ну если в былинах такие чаши делает заглавный положительный персонаж и его действия как минимум не осуждаются, значит это в пределах нормы.
      heathen
  12. Geisenberg 15 февраля 2013 16:58
    Оказывается у отрезания голов есть очень древняя традиция. О как ...
  13. Jurkovs 15 февраля 2013 17:10
    Спасибо автору, узнал действительно интересный момент нашей дохристианской культуры. Однако попрекать Илью Муромца не христианским поступком не следует. Несмотря на то, что Илья Муромец реальный персонаж, в былинах это явно собирательный образ, растянутый во времени, от язычества до христианства.
    1. heathen 15 февраля 2013 19:06
      Угу. То есть те мощи якобы Ильи Муромца, что в Киевской Лавре лежат, тоже собирательные?
      heathen
  14. pav-pon1972 15 февраля 2013 17:29
    Ни чего не напишу... Перепроверю... И кто такой Прозоров Л.?
    1. heathen 15 февраля 2013 18:31
      http://ru.wikipedia.org/wiki/Прозоров,_Лев_Рудольфович
      heathen
      1. Svobodny 16 февраля 2013 06:43
        Цитата: pav-pon1972
        И кто такой Прозоров Л.?

        Википедия: "Заочно окончил исторический факультет и аспирантуру..."
        http://www.vesti.ru/doc.html?id=1029118
        Никаких выводов я делать не призываю, но определённый повод задуматься есть, учитывая весьма специфическую направленность его статей, заставляющую усомниться в его профессионализме как историка.
        Svobodny
  15. Кэптен45 15 февраля 2013 22:51
    Цитата: михаил3
    В бога, в душу, в печень,в четыре столовые ножки,в пять баллов, в шесть мушиных ножек, в семерых козлят... какая, к поганым богам, разница, из какой помойки в Тибете уродцы гадость жрали?! Речь идет о наших предках. Пущай тибетские упыри утоляют мерзость непосредственно из сортира, раз им так нравится. И тантру туда окунают почаще, проститутки обоего полу вполне... Наших то предков зачем к этой гади пристегивать?

    За Тибет могу порекомендовать вот по этой ссылке:http://veche.info/news/1141-pravda-o-vysoko-duhovnom-tibete.html, никаких древних веков,все творилось лет 60-50 назад.Вот и просвящённые высокодуховные тибетцы с ламами муху не обижающими.
  16. Хамсин 16 февраля 2013 16:52
    Доверять летописям я перестал после прочтения книги где с точки зрения логистики опровергается такое понятие как татаро монгольское иго. Просто считаем приблизительно территорию Руси, количество требуемых монголов для завоевания. Умножим минимум на два "головы") монголов - это будет минимальное количество лошадей для похода добавим объем кормов. А ГЛАВНОЕ расстояние от Монголии до Руси!!! Кочевников собрать по степи проблема а организовать поход года на три, опять же минимум. А вы говорите черепа кубки!!! Вот где обман который в школах преподают )
  17. Bosk 16 февраля 2013 19:12
    Я нехочу показать себя циником но должен сказать что в те далёкие временна фотопулемёта небыло и не предмет доказательности своих действий всякое возможно,кто работал на плэнере меня поймёт.
  18. ikrut 18 февраля 2013 01:31
    Автор затронул очень интересную, но весьма не простую тему. Затронул, к сожалению, довольно односторонее, рассказав лишь о некоторых исторических и внешних аспектах довольно серьезного явления из именно ДУХОВНОЙ жизни наших далеких предков. Литература из весьма широкого перечня, к сожалению, тоже не касается сути и первопричины описываемых явлений.
    Думаю, чтобы разобраться в проблеме, стоило бы начать с работ Менли П. Холла, а так же изучить работы Е.А.Торчинова. Тогда, думаю, многие бы вопросы и поверхностные "понимания" пропали бы.
    В рамках комментария не просто объяснить суть, назначения и механизмы воздействия на сознание человека древних мистерий и ритуалов,из которых происходят описываемые обряды жертвоприношений. Пришлось бы начинать очень издалека, с древнейших концепций сотворения мира, и закончить современными исследованиями в области импринтинга и психологии трансперсональных переживаний. Не самые простые темы для не подготовленного человека. Потому попытаюсь в нескольких фразах пояснить то, как я понял эти вопросы, вот уже несколько лет специально занимаясь изучением духовных традиций человечества, в т.ч. символической философией.
    ОБРЯД жертвоприношения и манипулирования элементами тела жертвы (врага) имеет корни в древнейших РИТУАЛАХ, которыми руководили еще жрецы (колдуны, волхвы). Сами ОБРЯДЫ - довольно "безобидны" (если не брать во внимание современный этический аспект) - т.е. практически не имеют никакого серьезного влияния на его участников. Разве, что иногда и очень кратковременное эмоциональное воздействие. Однако РИТУАЛЫ, положившие начало этим ОБРЯДАМ - очень эффективное и действенное средство в "программировании" психики человека. Превращение РИТУАЛА (средства "программирования" психики") в ОБРЯД (действо, поверхностно имитирующее обряд, но не оказывающее "программирующего" влияния на психику участников) происходило в длительный исторический период с постепенной утратой главных и важнейших элементов РИТУАЛА - времени его совершения, возраста участников, характера и места воздействия на участников. Эти элементы "ушли" вместе со жрецами, совершавшими ритуалы, оставив остальным лишь форму , а так же исторические свидетельства о невероятной действенности этих РИТУАЛОВ. Т.е. произошла постепенная подмена сути - формой, что происходило довольно часто в истории. Дети, играя в "войну" или "больницу" делают тоже самое .
    Остатки знаний РИТУАЛОВ сегодня сохранились в некоторых редких африканских племенах, у южноамериканских индейцев и еще, пожалуй, у некоторых шаманов. В т.ч. в российской Бурятии и Туве.
    Простой пример сохранившихся сегодня ритуалов - это "инициализация вОина" у некоторых африканских племен. Когда группу подростков в 13-14 лет (ИМЕННО В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД!!! - у нас это называют -"трудный возраст") уединяют в определенном месте на несколько недель. Колдун племени проводит с ними некоторые действа (в том числе нанесение физических ран и даже "членовредительство" - о них не стану писать). Когда испытуемые возвращаются из "уединения" - это уже не бывшие мальчишки - а настоящие вОины. Именно ПСИХОЛОГИЧЕСКИ. Не малое влияние на такое "программирование" оказывают в т.ч. зрелища жертвоприношения животных, фрагменты тел, кровь, нанесение ран.
    В более древние времена тогдашние жрецы применяли и человеческие жертвоприношения, для бОльшей действенности. А голова играла сакральный смысл, связанный с еще более древними мистериями, завязанными на мировоззренческие концепции.
    1. ikrut 18 февраля 2013 01:36
      Жрецы знали, когда, чем и как можно воздействовать на человека, чтобы его психика "перепрограммировалась" в нужном направлении. Жертвоприношения и "членовредительства" были главными элементами этих ритуалов. Сегодня это называется "импринтинг" и весьма серьезно изучается психологами и философами. Известно, что если утенку, сразу после рождения заменить мать-утку - например, мячем. Он , в дальнейшем, будет ходить только за этим мячем. Это происходит потому, что сразу после рождения утенок подвержен импринтингу. Через три дня такого уже не произойдет. Так же и у человека. Если ритуал выполняется не "вОвремя" и воздействет не на те органы - он не будет иметь силы. Изменение состояния сознания не произойдет.


      Но "зрители" РИТУАЛОВ этого не знали. Они лишь воочию видели волшебную мощь их действенности. Потому всячески старались воспроизводить элементы этих ритуалов , думая, что это магия или волшебство. Постепенно РИТУАЛЫ превратились в безобидные и не действенные ОБРЯДЫ. Что мы сегодня и можем наблюдать в церквях, мечетях, синагогах или у разных "сатанистов".
      Кстати, именно утрате РИТУАЛОВ современное общество во многом обязано массовым неврозам, подростковым проблемам, гомосексуальности , массовой утрате нравственности и проч. Ну и еще тому, что многие отворачиваются от церкви, подсознательно осознавая пустоту церковных ОБРЯДОВ. И наконец - т.н. "обрезание" на 8-й день имеет в своей основе именно ритуальный, а не гигиенический "аспект". ИМХО.
      1. ikrut 18 февраля 2013 01:56
        Сегодня вполне резонно любые жертвоприношения осуждаются. И это справедливо, поскольку они для нас совершенно бесполезны и даже ущербны с точки зрения эстетики и морали. Древние жрецы же не были материалистами и материалистическими моралистами. Они прекрасно понимали суть и сущность материального мира. Потому, наверное и были в конце концов изжыты своими соплеменниками - материалистами (в том числе, облаченными в сутаны и рясы), которым никак не удавалось повторять их "чудеса" и таким манером влиять на толпу. Хотя они очень точно повторяли их действия и даже позволяли себе более серьезные "манипуляции" с человеческими жизнями.
  19. Хорт 18 февраля 2013 18:15
    втыкание бошек поверженных врагов на поле боя на шесты\копья было своего рода воинским языческим обрядом, жертва богу войны.
    И ничего тут "варварского" или постыдного нету. Было другое время и другое мировоззрение.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня