Абсолютная иллюзия реального полета. Именно ее формирует новый российский тренажер фирмы «МиГ»

Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» впервые представила в Индии на авиакосмическом салоне «Аэро Индия-2013» в городе Бангалоре свою новую разработку, обеспечивающую объемную визуализацию закабинного пространства боевого самолета. Она носит название «Комплекс реального видения» и может быть составной частью специализированного тренажера боевого применения СТБП-29, предназначенного для подготовки пилотов различных модификаций истребителей МиГ-29.

Известно, что пилотам палубных самолетов приходится решать задачи повышенной сложности. Прежде всего речь идет о посадке на ограниченную по размерам палубу авианосца, а также маневрировании на ней.

Отработка таких задач на реальном корабле – сложное, дорогое и небезопасное дело. Естественно, что все учатся на тренажере, однако это не всегда возможно. Дело в том, что абсолютное большинство тренажеров формируют «плоскую» картину окружающей обстановки. В результате пилот не может точно оценивать расстояние до объектов, что является критически важным для отработки сложных маневров в воздухе.


Кстати, такие сложные маневры требуются не только морским летчикам. В перспективе все боевые самолеты ВВС Индии будут оснащены системами дозаправки в воздухе. При ее выполнении летчикам также необходимо точное ощущение дистанции до заправочного конуса или штанги. Аналогичная потребность возникает и при отработке полетов в плотных группах.

Абсолютная иллюзия реального полета. Именно ее формирует новый российский тренажер фирмы «МиГ»Специалисты российской самолетостроительной корпорации «МиГ» сделали попытку расширить возможности систем визуализации и представить пилоту объемное изображение закабинного пространства.

О том, что это удалось, свидетельствует центральный экспонат РСК «МиГ» на выставке «Аэро Индия-2013». Это Комплекс реального видения, который создает стереоскопическое изображение воздушной обстановки и подстилающей поверхности с использованием управляемых компьютерами проекторов и специальных очков.

В составе комплекса – кабина самолета, рабочее место инструктора, мощная компьютерная система, объединенная с проекторами. Пилот работает в специальных очках, без которых, как в 3D кинотеатрах, картина не выглядит объемной. Стереоскопический эффект отчетливо ощущается на расстоянии от 0,1 до 100 метров, что актуально при дозаправке в воздухе, посадке на палубу, полетах в группе.

Специалисты РСК «МиГ» подчеркивают, что экспонат является одновременно и тренажером, и исследовательским стендом, на котором решаются реальные задачи проектирования различных систем самолета.

Комплекс ориентирован на все самолеты семейства МиГ-29, однако на выставке был представлен вариант, ориентированный на корабельный истребитель МиГ-29К/КУБ. Сосредоточивая внимание на этой машине, разработчики комплекса понимали, что полеты с палубы авианосца в ближайшее время придется осваивать и индийским, и российским строевым летчикам.

РСК «МиГ» работала над Комплексом реального видения в течение ряда лет, сотрудничая с Московским авиационным институтом – ведущим отраслевым учебным заведением России. Экспериментальный образец комплекса был впервые показан в 2011 году. В тот период он позволял исследовать и отрабатывать только дозаправку в воздухе. Тем не менее его исключительно высоко оценили многие пилоты, отмечая, что система трехмерной визуализации является прекрасным инструментом для отработки задач пилотирования при полетах на малых дистанциях, таких как пилотирование в плотном строю и дозаправка в воздухе. Трехмерное изображение позволяет летчику точно прочувствовать условия полета и расстояния. Данный инструмент был бы очень полезен для обучения летчиков выполнению подобных задач.

На выставке «Аэро Индия-2013» корпорация «МиГ» показывает комплекс уже как промышленный образец, способный имитировать практически все сложные режимы полета на истребителе МиГ-29К/КУБ.

Летчики-испытатели РСК «МиГ» дали позитивные отзывы о новом комплексе. Среди них, в частности, шеф-пилот компании Михаил Беляев. Именно его экипаж в июле 2012 года впервые в истории посадил МиГ-29КУБ на авианосец «Викрамадитья».

Резюме тех, кто опробовал комплекс, звучит так: «Мы испытали полную иллюзию реального полета». Один из полетавших сказал: «Выполняя виртуальную дозаправку, я поймал себя на мысли, что мне хочется высунуть руку из кабины и потрогать заправочный конус».

Генерал ВВС Индии оставил такую запись в журнале посетителей на стенде РСК «МиГ»: «Тренажер очень дружелюбный и дает реальное ощущение окружающего мира. Это прекрасная платформа для тренировки пилотов».

А вот еще одна запись пилота ВВС Индии: «Летал на 26 типах самолетов. Впечатление от полета на симуляторе МиГ-29К – восторг. Это очень хороший тренажер».

Директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Фомин отметил: «Это вещь уникальная и мы как бы бьем в точку, считая, что такой тренажер будет очень востребован».

Справка «ВПК»

Комплекс реального видения, воспроизводящий стереоэффект на расстоянии от глаза летчика от 0,1 до 100 метров, обеспечивает необходимую глубину изображения при выполнении дозаправки в воздухе, полетов строем, рулении по палубе ТАКР и ВПП, а также создает визуальное ощущение высоты при посадке с выравниванием на ВПП.

Комплекс реального видения обладает следующими методическими возможностями исследования динамики полета самолета и управления процессом обучения экипажей самолета:

  • формирование, выбор и редактирование задания для проведения исследований или обучения экипажа;
  • задание условий выполнения полета: время суток, метеоусловия, ветровые возмущения, состояние ВПП и палубы ТАКР;
  • проведение комплексных исследований по выбору пилотажных характеристик и параметров системы управления;
  • руководство и контроль действий экипажа в полете при выполнении задания;
  • многократная отработка отдельных задач и элементов полета;
  • охранение записей полетов для разбора действий экипажа;
  • ведение базы данных для анализа и контроля уровня тренированности экипажей.

    Состав моделирующего комплекса:

  • кабина комплекса;
  • вспомогательная кабина комплекса;
  • система визуализации;
  • вычислительный комплекс;
  • рабочее место инженера-исследователя (инструктора);
  • программно-математическое обеспечение.

    Назначение Комплекса реального видения

    Моделирование и исследование режимов точного пилотирования, таких как дозаправка, полет строем, посадка, рулежка по палубе ТАКР.

    Обучение и подготовка летного состава в наземных условиях к решению комплекса задач, связанных с режимами точного пилотирования:

  • руление по РД, ВПП и палубе ТАКР, разбег, взлет и набор высоты в дневных и ночных условиях с визуальной видимостью ВПП и палубы ТАКР,
  • прилегающей местности, линии горизонта и средств ночного старта самолета типа МиГ-29К;
  • выполнение дозаправки от танкеров типа МиГ-29К и Ил-78 визуально в любое время суток в простых и сложных метеоусловиях с учетом ветровых
  • воздействий (турбулентность, постоянный и градиентный ветер, сдвиг ветра);
  • выполнение предпосадочного маневра, захода на посадку и посадки на ВПП и палубу ТАКР визуально днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях;
  • отработка действий при выполнении полета в составе группы.
  • Автор: Михаил Ходаренок


    Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

    CtrlEnter
    Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
    Читайте также
    Комментарии 9
    1. dmitreach 14 февраля 2013 10:00
      вот оно как ... михалыч....
      3D кинотеатр в ВВС... laughing давно пора, штука полезная.
      1. USNik 14 февраля 2013 12:04
        Эх, на таком бы в LockOn полетать recourse ...
        USNik
        1. Igorboss16 14 февраля 2013 12:43
          до такого разработчикам DCS ещё ну очень далеко
          Igorboss16
    2. р_у_с_с_к_и_й 14 февраля 2013 11:44
      Не радует только то, что всё лучшее представляем Индии, а в собственные войска, не?
    3. TSOOBER 14 февраля 2013 12:17
      Тренажер вещь нужная и полезная, вот только вопрос, когда в войска МИГи поступать начнут 35 е, а то у 29 ки ресурс не вечен (реально -какбы только тренажеры и не остались в войсках)
    4. Avenger711 14 февраля 2013 15:13
      А мультиплеер будет?
      Avenger711
    5. Kir 14 февраля 2013 16:55
      Честно Рад за наших!!!, вот только есть один вопрос тренажёр то сам обладает трёхмерностью-типа "Спрут", как в своё время не то делали не то сделали для подготовки экипажей по програме "Буран", если так то супер, может кто в курсе этого?
      Kir
    6. ikrut 14 февраля 2013 17:40
      Молодцы ребята. Думаю, очень нужная штука. И особо радует, что разработка отечественная. Значит двигаемся все-таки.
    7. CAPILATUS 14 февраля 2013 18:50
      Есть такой симулятор-компьютерная игра "Ил-2". Очень популярен был 7-8 лет назад. Я как то подсел на него капитально, уж очень физика полете симулировалась хорошо там на истребителях 2-мировой войны. До этого летал в реале только на Ан-12 и 24. Потом уже катаясь с инструктором на маленьком спортивном учебно-тренировочном самолетике Аэростар поймал себя на мысли, что уже в первом вылете чувствую себя очень уверенно и чтение приборов даже в незнакомой кабине быстрое и вообще, единственное что перегрузки добавились, даже позволил себе (с разрешения инструктора конечно) заложить парочку хороших виражей и боевой разворот.
      Это я к чему - любой симулятор это вещь незаменимая. А такой суперский и продвинутый симулятор просто обязан стоять во всех войсковых частях. И дело не в том, что он поможет съэкономить тысячи тонн топлива, а дело в том, что такой симулятор просто поможет пилоту выжить в какой-то нештатной ситуации, ведь симулировать подобное можно только на таком вот тренажере. Молодцы Россияне - МОЛОДЦЫ! Главное теперь, чтобы такая продукция не только в виде экспонатов использовалось.
    8. SunScorpion 15 февраля 2013 02:01
      Классная штука. Как говорится: ....И колбасы побольше и сыра побольше и можно без хлеба... Дело за малым - наладить поток в части.

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
    Картина дня