Экспедиция к предкам. Самая главная «солнечная ладья» и её устройство

63
Экспедиция к предкам. Самая главная «солнечная ладья» и её устройство
Перевозка солнечной ладьи от подножия пирамиды Хуфу в новый музей


Слава тебе, Осирис, Бог Вечности, царь богов,
чьим именам числа нет, чьи воплощенья святы.
Ты – сокровенный образ в храмах;
душа-двойник будет всегда священной для приходящих смертных.
Гимн Осирису. Древнеегипетская «Книга мертвых»

Артефакты истории. Не так давно на ВО появилось сразу несколько статьей, посвященных кораблям Древнего Египта, и в частности «солнечным ладьям» фараонов, на которых они должны были переправляться в загробный мир. И… все эти материалы собрали множество комментариев самого различного толка. А ряд читателей попросили эту тему продолжить и развить, настолько они посчитали её интересной. Речь также зашла об архитектурных особенностях нильских судов, и эта тема также была одобрена читателями ВО к её дальнейшему продолжению.



Ну а начать на этот раз придется несколько издалека и напомнить нашим читателям, что те же самые пирамиды Египта не возникли из ничего и сразу в том виде, в каком о них обычно говорят. Первой была ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара. Причем начиналась она как традиционная прямоугольная мастаба, но её строитель Имхотеп, добавляя все больше ступеней в форме мастабы, добился того, что придал своей конструкции пирамидальную форму.

Интересно, что королевский визирь Джосера Имхотеп был не только одним из первых зарегистрированных архитекторов древних времен, но и среди своих десятков титулов он носил и титул надзирателя верфи фараона. То есть имел отношение и к судостроению!

После завершения строительства первой пирамиды египтяне продолжали оттачивать свои строительные навыки. Тем более что к концу третьей династии фараон стал единственным средоточием всей египетской жизни. Известен так называемый «Палермский камень», на котором записаны важнейшие события жизни фараонов с первой по пятую династию, поэтому он может служить полезным ориентиром для нашего обсуждения раннего Египта.

Причем на «Палермском камне» имеются записи нескольких фараонов, каждый из которых совершил несколько поездок по стране, чтобы провести перепись населения и обложить его налогом. И народ ему легко подчинялся, а все потому, что уже второй фараон объединенного Египта принял титул, сочетавший в себе имена Нехбет и Ваджет, богинь Верхнего и Нижнего Египта соответственно. Он стал ключом к поддержанию Маат, египетского восприятия истины, справедливости и порядка в обществе.

А фараон Снофру и вовсе принял титул «нетджер нефер», что буквально означало «совершенный бог», и построил сразу три пирамиды – «Ломанную», «Красную» и «пирамиду в Мейдуме».

И вот как раз «Палермский камень» содержит описание построенных им из дерева кораблей в 100 локтей и 60 лодок – в шестнадцать. Причем одна из 100-локтевых лодок получила имя «Похвала двух земель» – прямой намек на объединение Верхнего и Нижнего Египта.

Камень также сообщает, что Снофру видел «прибытие сорока кораблей из кедрового дерева», что иногда интерпретируется как «корабли, нагруженные кедровым деревом». В любом случае, это описание рассматривается многими историками как ссылка на торговлю с Ливаном или Библом, как его называли в древние времена.


Барельеф из гробницы сановника Ти в Саккара: строительство лодки

То есть это Снофру положил начало «Золотому веку пирамид» четвертой династии и строительству судов из кедровой древесины (а не акациевых плашек, отнюдь!), но именно его сын Хуфу построил Великую пирамиду в Гизе и… похоронил там, по крайней мере, две такие ладьи.

Если бы какой-нибудь провидец или попаданец из будущего смог бы предупредить Хуфу, что его могила будет разграблена сразу же после погребения, но зато его погребальные корабли останутся скрытыми от людей на целые тысячелетия, он, возможно, изменил бы план своего захоронения. Но никаких советов на будущее ему не полагалось, и все случилось так, как случилось.


«Солнечная ладья» в музее у подножия пирамиды Хуфу – весла, за которые при транспортировке мумии фараона должны были держаться его приближенные, выражая свою преданность усопшему. Естественно, сама ладья при этом шла на буксире

А случилось то, что основание пирамиды Хуфу начали очищать от песка и нашли остатки стены, которая её окружала со всех сторон. О существовании стены было известно еще до начала работ, то есть до 1954 года, и это открытие лишь подтвердило предположение о том, что стена эта первоначально простиралась вокруг всей пирамиды.

Вот только четвертая стена была построена на 5 метров ближе к основанию, чем другие, и почему так, никто не понимал. Сообразил это лишь молодой археолог по имени Камаль эль-Маллах, который пришел к выводу, что эта стена была построена ближе к пирамиде, чтобы скрыть что-то, что находилось под поверхностью плато.

По словам Маллаха, его давно интересовали ямы для лодок, связанные с другими пирамидами четвертой династии: пять пустых ям для них были найдены высеченными в скале возле Погребального храма пирамиды Хефрена, также расположенной на плато Гизы. Ямы для лодок также присутствовали и на других стоянках пирамид четвертой династии, не говоря уже о трех пустых ямах для лодок, которые уже были обнаружены вокруг основания Великой пирамиды Хуфу.


Днище «солнечной ладьи»

Рабочие Маллаха продолжили раскопки уникальной стены, проходящей вдоль южного основания Великой пирамиды и, спустившись к скале, сделали шокирующее открытие. Стена была построена на слое сжатого щебня и грязи, образующего поверхность, похожую на штукатурку. Еще более сенсационным было открытие Маллаха о том, что под поверхностью штукатурки находилась смесь цементоподобного раствора, который использовался в качестве связующего вещества египтянами Древнего царства.


Рулевые весла с лопастями большого размера, безусловно, использовались по своему назначению

Надо сказать, что Служба древностей его энтузиазма совсем не разделяла и очень неохотно дала разрешение просверлить одну дырку в одной из откопанных им из-под этого раствора плит. И 26 мая 1954 года Маллах именно это и сделал.

Обнаружилось темное пространство, в котором явно находилось нечто заслуживающее внимания. Поэтому раскопки были продолжены. Велись они осторожно, чтобы не расколоть каменные плиты, которые могли рухнуть на любое драгоценное сокровище, спрятанное под ними.

Прокопав два метра ниже поверхности, они достигли скального выступа. Теперь мы знаем, что этот выступ проходил по всей длине каждой стороны огромной ямы и служил полкой, на которую могли опираться массивные камни. Достигнув этого уступа, Маллах понял, что они уже близки к открытию.

Спустя годы, вспоминая тот день, когда он наконец-то открыл отверстие в историческую яму, Маллах написал:

«Я закрыл глаза. А затем, закрыв глаза, я почувствовал запах благовоний, очень святой, святой, святой запах. Я чувствовал запах времени… Я чувствовал запах веков… Я чувствовал запах истории. И тогда я был уверен, что лодка там».

Его предчувствие сбылось: лодка действительно была там. И не просто лодка, а лодка, которая бесспорно является самым большим и лучше всего сохранившимся образцом древнего корабля.


Рубка, в которой должна была находиться мумия фараона

Открытие Маллахом лодочной ямы спровоцировало сразу два значимых события.

Во-первых, вызвало бурю национального и даже международного интереса.

Во-вторых, вызвало к жизни очень долгий процесс консервации, поскольку древнюю древесину нужно было сохранить любой ценой.

Всего через несколько дней после того, как Маллах проделал первую дыру в яме, фотограф журнала Life просунул в нее камеру и сделал одну из первых фотографий того, что лежало захороненным на окраине пирамиды Хуфу. На переднем плане фотографии видно одно из заостренных весел корабля, лежащее на аккуратно сложенных досках. На заднем плане, в дальнем конце ямы видна куча обломков, а также пыль и мусор, разбросанные по покрывающим их тростниковым циновкам. Это была поистине историческая фотография частей корабля, так долго пролежавших под землей.


Модель ладьи Хуфу со снятой для демонстрации частью палубы, что наглядно показывает метод крепления её досок

Задача собрать их воедино выпала на долю главного реставратора Службы древностей, человека по имени Ахмед Юсеф Мустафа. Но он был вынужден ждать, пока их все не вынут из ямы, причем процесс их безопасного извлечения занял… несколько месяцев.

Вокруг ямы был возведен гигантский навес, и с помощью кранов были сняты все плиты известнякового покрытия. Однако, когда каждый из них был удален, команда поставила над ямой деревянную крышу аналогичного размера, прикрытой водонепроницаемой тканью, чтобы сохранить влагу в яме и предотвратить деформацию древесины.

Через шесть месяцев после открытия последний каменный блок был удален, но прошел еще целый год, прежде чем Ахмед Мустафа смог приступить к разборке частей корабля и подготовке их в реставрационном сарае, построенном неподалеку.

К концу июня 1955 года он смог начать кропотливый процесс каталогизации каждого предмета по мере его удаления. Он фотографировал каждый слой, делая составную фотографию слоя, чтобы точно знать, где каждый кусок был заложен людьми, которые его закопали, и по мере того, как процесс удаления продвигался, он начал замечать логическую последовательность расположения частей.

Были приняты соответствующие меры, чтобы не было потеряно ничего, что можно было бы спасти, и в результате после двух лет работ яма наконец-то опустела.

Всего в ней было обнаружено 1 224 отдельные детали, от самой большой доски и бушприта до мелких декоративных деталей, украшавших каюты.

Разложив детали в своей мастерской, Ахмед Мустафа приступил к сборке корабля, который изначально предназначался для повторной сборки уже в загробной жизни. И тут он заметил, что детали лодки несут на себе изображения четырех видов знаков и понял, что таким образом корпус судна египтяне поделили на четыре части: две левых (нос и корма) и две правых, тоже нос и корма, что значительно облегчило ему сборку этого… пазла.

Важно понимать тот факт, что до открытия корабля Хуфу о внутреннем устройстве египетских лодок и кораблей почти ничего не было известно. Геродот мимоходом упоминает тот факт, что египетские корабли не имели «внутреннего оребрения», но многие историки этот факт отвергли.

И вот, приступив к сборке судна и увидев повторяющиеся маркировки на многих отдельных его деталях, Ахмед Мустафа начал понемногу понимать, как был устроен этот корабль.

Современный метод состоит в том, чтобы начинать с внутренней части корабля, где киль используется в качестве основы для каркаса из шпангоутов, к которым затем прикрепляется обшивка. Корабль Хуфу, как и многие корабли Древнего мира, был построен совершенно иначе: строительство начинали с внешней обшивки и переходили к усиливающему каркасу без шпангоутов. Этот метод часто называют методом «сначала оболочка» или методом «соединения краев», причем оба названия следует понимать буквальным образом.

Строители начинали строительство корпуса, соединяя доски неравномерной формы вместе по их длинному краю, добиваясь формы корпуса, типичной для лодки. Доски корабля Хуфу, соединенные по краям, также являются ярким примером древней техники использования паза и шипа для соединения досок. В этом случае на длинных краях досок были сделаны прорези, и доски скреплялись вместе при помощи шипов, которые представляли собой деревянную планку, которая одинаково входила в обе прорези и не давала доскам соскальзывать.

Так или иначе, все доски были закреплены этими пазами и шипами, а между краями досок помещался тростник в качестве конопатки. Поскольку тростник расширялся при намокании, он прекрасно работал как плотный водный барьер, когда корабль находился в реке. На внутренней стороне корпуса вдоль внутреннего шва каждой кромки доски проходила деревянная опорная рейка, представляющая собой плоский с одной стороны деревянный стержень.

Затем на внутреннем крае каждой доски через равные промежутки были вырезаны v-образные отверстия. Отверстие не пробивалось полностью, и это позволило строителям еще больше укрепить соединение досок, поскольку они могли пропустить веревку через отверстия, идущие перпендикулярно кромке каждой доски, и плотно закрепить деревянные опорные рейки вдоль швов.

В описании это выглядит несколько заумно, но на фотографии хорошо видно устройство днища такого корабля и все его крепления.


Вид на внутреннюю сторону «оболочки» корабля Хуфу в музее в Гизе. Хорошо видны все особенности веревочных креплений деталей корпуса

Еще одно изображение различных методов строительства, используемых для водонепроницаемости корабля Хуфу. На практике конструкция корабля Хуфу была весьма изобретательной, потому что, как только лодку опускали в воду, древесина разбухала, а найтовы вдоль внутренней конструкции сжимались, затягивая крепления еще сильнее, и сохраняли корабль водонепроницаемым для путешествия по Нилу.

А ещё такой корабль можно было легко разобрать, перевезти по суше, а затем снова собрать для возвращения в следующий водоем.


Внутреннее устройство корабля Хуфу: доски корпуса скрепляются частично колышками (1), но, что более важно, системой канатов, продернутых через шовные отверстия (2) и не выходящих на внешнюю поверхность лодки. Длинные, тонкие полусферические рейки (3) закреплены по дуге так, что это делает конопачение ненужным. Шпангоуты (4), вставленные в корпус для его усиления, поддерживают ряд стоек (5), которые в свою очередь несут вес центральной балки или стрингера (6), проходящего по всей длине корабля. В пазы стрингера вводятся брусья или палубные бимсы (7). Боковые полки (8), аналогичные центральному стрингеру, опираются на борта и придают дополнительную жесткость конструкции корпуса

Очевидно, что даже после того, как египтяне начали строить деревянные корабли, они все еще целенаправленно стремились воссоздать стиль и форму своих первых водных судов – лодок из папируса. Корабль Хуфу является прекрасным подтверждением этому, поскольку изогнутые концы корпуса напоминают форму изогнутых связок папируса.

Это почтение папирусу мы видим не только в силуэте корабля, но и в небольших декоративных деталях бутона папируса, вырезанных на колоннах каюты корабля, или в имитации веревочных креплений папирусного тростникового плота, которые мы видим на носу корабля.

Этот корабль был построен с учетом традиций, но ни одна из них, связанная с Древним Египтом, не была важнее, чем его религиозные ритуалы.


Форма досок, из которых собирался корпус. Сейчас не проблема вырезать их из тонкого дерева лазером или на станке с ЧПУ, но вот потом каким образом собрать из них аутентичную модель длиной, скажем, 30 см, я просто не представляю, и за это дело не возьмусь!

Тогда мы должны задаться вопросами: что побудило египтян построить такой величественный корабль? И почему они использовали его только один раз, а затем закопали?

Кстати, есть доказательства его использования.

Маркировка веревок на некоторых частях деревянных деталей указывает на то, что они, вероятно, были погружены в воду на короткий период времени, что позволило древесине набухнуть, а веревкам – оставить на них свои следы.

Впрочем, все ответы на эти вопросы легко находятся, если познакомиться с «Текстами пирамид». Эти тексты были найдены внутри гробниц и саркофагов Древнего Царства, датированных V и VI династиями. Их детализация и широкое использование в гробницах, говорит о том, что эти тексты должны были существовать до того, как они были записаны, подобно тому, как устные традиции всегда приводят к письменной традиции.

Таким образом, получается, что эти религиозные концепции присутствовали в мышлении египтян и в то время, когда фараона Хуфу хоронили в Гизе. «Тексты пирамид» указывают, что небо отделено от земли водным пространством. После смерти путь фараона на небеса лежал через воду, и человеком, который доставлял его туда, был некий перевозчик.

В «Текстах пирамид» 263 упоминаются «два небесных тростниковых плота», которые «поставлены для Ра, чтобы он мог переправиться на них к горизонту». Высказывания с 300 по 311 описывают самого перевозчика и объясняют фараону, что для того, чтобы пройти на его судно, ему необходимо знать названия его частей и… все имена самого перевозчика.

Кстати, ям с кораблями при пирамиде оказалось две, но западная яма была проигнорирована.

Лишь в 1987 году радиолокационное исследование выявило наличие в западной яме второй лодки. В том же году археологи пробурили в её крыше отверстие, чтобы вставить в неё крошечную камеру и сфотографировать деревянные доски. Однако лишь совсем недавно, в 2008 году, удалось собрать более 10 миллионов долларов для начала работ по её извлечению и реставрации.

В 2011 году рабочие приступили к удалению каменного перекрытия ямы, и даже тогда потребовалось ещё два года, прежде чем лодку начали извлекать в июне 2013 года. Нужно было поднять из ямы примерно 600 фрагментов, обнаруженных при сканировании.

Так что второй корабль оказался меньше первого, поэтому эксперты ожидают, что процесс восстановления займет ещё четыре года.

Однако открытие этого второго корабля очень важно. Ведь для того, чтобы перенести Хуфу на тот свет, требовалось именно два корабля: один – дневной, а другой – для ночи…
63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    12 мая 2024 05:35
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    просверлить одну дырку
    Отверстие. Я опять придираюсь. Но статья не стала от этого хуже wink
    1. +8
      12 мая 2024 05:50
      "Служба древностей" возможно разрешило просверлить именно "дырку",а не отверстие!
      Вас ведь там не "стояло"!
      1. +2
        12 мая 2024 05:51
        просверлить именно "дырку"
        Дырки не сверлятся wink
        1. +4
          12 мая 2024 06:37
          Все так. Но если бы я написал "отверстие", то не было бы четырех лишних комментариев!
          1. +2
            12 мая 2024 07:14
            Цитата: kalibr
            Но если бы я написал "отверстие", то не было бы четырех лишних комментариев!

            Попробую-ка и я набросить что-нибудь на вентилятор и вызвать новые комментарии. Вы часто в тексте используете слово доски. Не особо силен в деревянном судостроении, но мне кажется, что термин этот не совсем удачен - на мой взгляд, слово доски более применимо к забору или перекрытию, а в случае элемента корабельной конструкции, наверное, все же вернее будет назвать это обшивкой. Доски в этом контексте, как-то уж больно режут ухо. Если я не прав в определениях, готов выслушать правильную версию...
            1. +6
              12 мая 2024 08:39
              Обшивка судна, водонепроницаемая оболочка, предназначенная для обеспечения продольной и поперечной прочности и плавучести судна. О. с. выполняется из ряда поясов (поясьёв) — стальных листов, деревянных досок и т.п.

              Про доски - ниже скан из "Морского словаря" Самойлова.
              1. +4
                12 мая 2024 10:45
                Цитата: Dekabrist
                Про доски

                Что такое доска мне хорошо известно...

                Цитата: Dekabrist
                из "Морского словаря" Самойлова

                Plank board - это всего лишь рабский перевод с убогого на лексику английского языка на язык русский слова доска. Plank board - что-то вроде бортовой или обивочной хорошо обструганной и отшлифованной планки. Но такое в русском языке звучит еще сложнее, запутаннее и еще больше режет ухо. Литературный же перевод, понятный любому носителю русского языка, начиная от далекого от технических вопросов библиотекаря и заканчивая инженером будет просто - обшивка, которая бывает усиленной и не очень, но это уже другое...

                Ну а словосочетание Plank of a ship's side, скопированное вами совершенно не подумавши, вы уж соизвольте перевести сами, только напомню, что в английском языке существуют такие слова и словосочетания, которые на язык русский перевести будет просто невозможно, например, такие как доска из Морского словаря Самойлова...
                1. +7
                  12 мая 2024 14:49
                  Ну а словосочетание Plank of a ship's side, скопированное вами

                  Извините, но Ваше ЧСВ столь велико, что заслоняет весь остальной мир. Поэтому Вы не рассмотрели, что я ничего не копировал и ничего не переводил. Я привел сканы из хорошо известного среди специалистов "Морского словаря", составленного контр-адмиралом К.И. Самойловым, профессором, преподавателем Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. Словарь издан Государственным военно-морским издательством НКМФ Союза ССР.
                  На этом фоне Ваши претензии на некое сверхзнание языка и терминологии выглядят, мягко говоря, несерьезно.
                  1. +3
                    12 мая 2024 17:31
                    Цитата: Dekabrist
                    Я привел сканы из хорошо известного среди специалистов "Морского словаря", составленного контр-адмиралом К.И. Самойловым

                    Ниже сканы тех, кто строит корабли уже несколько веков. Попрошу обратить внимание на слово planking ..
                    П. С. А как там насчет Plank of a ship's side? Google-переводчик не справляется?
            2. +6
              12 мая 2024 09:23
              Вы часто в тексте используете слово доски. Не особо силен в деревянном судостроении, но мне кажется, что термин этот не совсем удачен - на мой взгляд, слово доски более применимо к забору или перекрытию, а в случае элемента корабельной конструкции, наверное, все же вернее будет назвать это обшивкой.

              Доска - это элемент обшивки. Вместо досок может использоваться брус, бревно, полубревно, горбыль и др. Доски бывают кромленые и некромленные. Последние использовались в обшивки чусовских и камских барок.
              1. 0
                12 мая 2024 10:48
                Цитата: Коте пане Коханка
                Вместо досок может использоваться брус, бревно, полубревно, горбыль и др

                Все это и называется - обшивка, дальше уже идут детали...
                1. +8
                  12 мая 2024 15:27
                  Все это и называется - обшивка, дальше уже идут детали...

                  Так я и пишу - «доски - это элемент обшивки». hi
                2. +3
                  12 мая 2024 19:28
                  Все это и называется - обшивка

                  которая состоит из досок. Вы пытаетесь опровергнуть неопровержимое с упрямством, достойным лучшего применения. Но как бы там ни было доска (plank) - это тот элемент, из которого сосотоит обшивка (planking).
                  Чтобы подвести итог, веренемся к началу дискуссии. Ниже иллюстрация из статьи The Construction of the Khufu I Vessel (c.2566 BC): a Re‐Evaluation в журнале International Journal of Nautical Archaeology (январь 2009 года). На ней схема обшивки ((planking) из досок (plank) с соответствующим обозначением досок разных частей обшивки.
                  Могу порекомендовать еще статью Wood Boat Construction: Frames, Planking, Fasteners, etc. из журнла Wooden Boat Magazine, December 2010. Там очень доходчиво описано, что такое обшивка (planking) и что такое доска (plank). Притом все на литературном английском языке, знатоком которого Вы себя мните.
                  Приятного чтения и всего доброго.
            3. +7
              12 мая 2024 15:21
              Доски обшивки. Чего такого странного? Рейки обшивки. Когда используются рейки. Это уже сейчас. Листы обшивки. Это уже на металле.
              Никаких проблем. Обшивка - это уже понятно по смыслу. То, чем обшит набор.
              1. +2
                12 мая 2024 15:37
                Л исты обшивки. Это уже на металле.

                Угу, первый раз - в яхт-спорте зачастую используются фанера.
                …понятно по смыслу. То, чем обшит набор.

                Угу второй раз - набор не всегда обшивают. В ряде случаев как у «солнечной ладьи» обшивку «натянули» на набор. Подобным «макаром» строились почти все суда античного времени на Средиземном море. Да и в средние века подобным страдали большенство корабелов.
                Это тяжело осознать современному человеку, но факты есть факты!!!
                С искренним уважением,Влад!
                1. +5
                  12 мая 2024 15:53
                  Сколько читал, технология вставления набора в собранную обшивку всегда применялась, когда корабли шили. Веревками, ветками, кожаными шнурками. Так что скорее всего это и есть первоначальная технология. Причем у всех. Набор выставить, это надо уже какое-то подобие стапеля. А на коленке проще, как делали древние.
                  Видимо, все идет от лодок-долбленок. Их не только долбили из ствола дерева, но иногда начинали полученный короб разваливать в стороны. Потом внутри грели воду и стали разваливать еще лучше. Еще дальше стали нашивать доски сверху долбленки. А там уже логично вставить внутрь набор. Для прочности.
                  По крайней мере, так делали не так давно и в нашей стране вдали от цивилизации.
                2. +5
                  12 мая 2024 15:55
                  От вставления набора и вопрос: а как строили эти чертовы древнегреческие триремы? Хотя бы доски, чем крепили? laughing
                  Вопрос просто риторический.
          2. +4
            12 мая 2024 19:27
            . Все так. Но если бы я написал "отверстие", то не было бы четырех лишних комментариев!

            Считайте, пять!
            good drinks wassat )))
            Статью прочитала ещё днём, но мой интерес, как всегда, сместился на русский вопрос. Сейчас забежала, чтобы поблагодарить за статью -- спасибо, Вячеслав Олегович! Особенно за пирамиды.
            hi )))
            1. +5
              12 мая 2024 22:24
              Рад, что Вам понравилось. Про пирамиды так... Если ничего не изменится, и не произойдет, то уже осенью отец моей внучки поедет в Египет и снимет мне там все, что нужно. Дочь с затем тоже туда хотят, но попадут ли к пирамидам неизвестно. Но если все трое там будут, то цикл о пирамидах будет непременно.
              1. +3
                12 мая 2024 22:39
                . Но если все трое там будут, то цикл о пирамидах будет непременно.

                Заранее благодарна! В любом случае давайте этот цикл. У пирамид много-много смыслов. Камни говорят. И поют. Архитектура -- да, застывшая музыка. И хочется поразмышлять вместе со всеми, о чем поют пирамиды )))
                1. +2
                  13 мая 2024 07:12
                  Цитата: депрессант
                  о чем поют пирамиды

                  Прочитайте книгу Гая Петрония Аматуни "Если бы сфинкс заговорил". Вам понравится.
                2. +2
                  13 мая 2024 16:16
                  У пирамид много-много смыслов. Камни говорят. И поют.

                  Может где то и поют, но не пирамиды. Вблизи они впечатления не производят. И внутри тоже.
                  1. +2
                    13 мая 2024 23:56
                    . Может где то и поют, но не пирамиды.

                    В воображении.
                    Вы скучный зануда, Виктор Николаевич. Прагматик он же реалист, не способный выйти за рамки данного в ощущениях drinks wassat hi )))
                    1. +2
                      14 мая 2024 07:22
                      не способный выйти за рамки данного в ощущениях

                      Как раз наоборот. У меня была возможность ознакомиться с пирамидами намного ближе, чем обычным туристам. И ощущения - как при посещении кладбища.
                      А поющие камни я видел и слышал. В Южной Африке и Норвегии. Действительно изумительное явление.
                      1. +2
                        14 мая 2024 07:33
                        . И ощущения - как при посещении кладбища.
                        А поющие камни я видел и слышал.

                        Слегка обзавидовалась и попеняла себе.
                        Значит я, неинформированная в достаточной мере, произнесла глупость, воображая, что оно нечто умное...
                        Но, понимаете, в чем дело. Какова бы ни была огульная глупость, всегда найдутся такие условия, в которых данная глупость оказывается умностью. Вопрос в координатах "время -- место".
                      2. +2
                        14 мая 2024 07:52
                        произнесла глупость

                        Почему сразу глупость? Просто пирамиды в книгах и фильмах и пирамиды вблизи - это разные пирамиды. Фильмы и книги доступны всем. Побывать внутри пыльных мрачных погребальных камер, подышать их затхлым воздухом и ощутить весь этот тлен доступно не всем. Отсюда и разное восприятие.
                        Опять же - это чисто личные ощущения. Возможно у Вас как раз все это вызвало бы восторг.
    2. +5
      12 мая 2024 17:51
      Цитата: Голландец Михель
      Отверстие.

      Сверлили как умели. Вышла дырка.
      Но найденая лодка от этого не стала хуже. laughing
  2. +6
    12 мая 2024 05:43
    С нетерпением ждал историю именно солнечной ладьи, спасибо Вячеслав Олегович!
    1. +6
      12 мая 2024 06:38
      Цитата: Коте пане Коханка
      ждал историю

      Продолжение было обещано, уважаемый Владислав, а обещания нужно выполнять.
  3. +5
    12 мая 2024 06:03
    Статья - во good Несмотря на то, что она скорее техническая, читать очень легко и интересно!
    Пс. Не видел до этого таких подробных схем.
    1. +5
      12 мая 2024 06:36
      Несмотря на то, что она скорее техническая, читать очень легко и интересно!
      Статья лишний раз доказывает, что и лирик может доходчиво написать про физику, хотя в терминологии иногда и всплывает ложка дегтя. Но учитывая разношерстную целевую аудиторию, состоящую как из поэтов, так и из физиков, статья вполне читаема, а главное, понимаема неподготовленными читателями. От себя же, при написании подобных статей, могу предложить прилагать к ним на десерт небольшой глоссарий, с доступным, как лирикам, так и физикам толкований использованных в написании понятий
      1. +5
        12 мая 2024 09:28
        Цитата: Голландец Михель
        От себя же, при написании подобных статей, могу предложить прилагать к ним на десерт небольшой глоссарий, с доступным, как лирикам, так и физикам толкований использованных в написании понятий

        Идея хорошая для книги, но не для материалов онлайн-журналистики. Многие читать это не будут. А раз так, то работаем для большинства!
  4. +7
    12 мая 2024 09:15
    Всего через несколько дней после того, как Маллах проделал первую дыру в яме, фотограф журнала Life просунул в нее камеру и сделал одну из первых фотографий того, что лежало захороненным на окраине пирамиды Хуфу.

    Тут в текст просится эта самая фотография. К сожалению, нынешний формат сайта не позволяет нормально иллюстрировать комментарии, поэтому "фото внизу".
    1. +4
      12 мая 2024 09:27
      Самое любопытное, что номерные и буквенные обозначения имели элементы конструкции кораблей карфагенского и римского флотов, что с уверенностью дает основание предполагать о поточном методе их постройке. К слову - это за два тысячелетия до Г.Форда!!!
      1. +1
        12 мая 2024 09:54
        Самое любопытное, что номерные и буквенные обозначения имели элементы конструкции кораблей карфагенского и римского флотов, что с уверенностью дает основание предполагать о поточном методе их постройке. К слову - это за два тысячелетия до Г.Форда!!!

        Вы немного поторопились. Поточный метод и конвеерный метод, который Г. Форд разработал - это сильно разные методы.
        1. +3
          12 мая 2024 15:42
          Поточный метод и конвеерный метод, который Г. Форд разработал - это сильно разные методы.

          Виктор Николаевич - Вы зануда, можете считать оскорблением!!! С искренними почтением, Вашей эрудиции и знаниям!
          feel
          1. +1
            12 мая 2024 15:56
            Это не занудство, это профессиональная деформация. У меня последние почти десять лет профессиональной деятельности были связаны с аналитикой и составлением всяческих отчетов, планов, информационных записок и прочих бизнес-планов, где цена ошибки или некорректно изложенной мысли могла составлять цифру с очень большим количеством нулей в столь нелюбимой местными завсегдатаями американской валюте. Теперь я пенсионер, а привычка осталась.
          2. +3
            12 мая 2024 17:27
            Ну так чего греха таить, и я - зануда
            1. +2
              12 мая 2024 18:41
              Ну так чего греха таить, и я - зануда

              Не Дружище, я тебя не боюсь как ВикНика. Ты за шкварник котейку потрясёшь и все равно с забора снимешь и доброе слово скажешь, а Виктор если начинает щемить, то и на чердаке не отмяучишся. Причем хрен из тисков мартовские Фаберже спасешь - все четко и по делу!!!
      2. +5
        12 мая 2024 18:23
        Цитата: Коте пане Коханка
        номерные и буквенные обозначения имели элементы конструкции кораблей карфагенского и римского флотов, что с уверенностью дает основание предполагать о поточном методе их постройке.

        Тут возможны варианты. Вот для чего нумеруют брёвна сруба ? Чтобы собрать уже подогнанные детали после разборки. Также и с судном - могли собирать и пригонять друг к другу детали вдали от конечной сборки у воды.
    2. +8
      12 мая 2024 09:30
      Спасибо, что их поместили. Совсем забыл именно про эти фото. Написал, решил вставить потом и это "потом", конечно же, забылось.
  5. +8
    12 мая 2024 09:34
    Прокопав два метра ниже поверхности, они достигли скального выступа. Теперь мы знаем, что этот выступ проходил по всей длине каждой стороны огромной ямы и служил полкой, на которую могли опираться массивные камни. Достигнув этого уступа, Маллах понял, что они уже близки к открытию.

    По описанию представить устройство "лодочной могилы" сложно, по прилагаемой схеме проще. Кстати, на схеме показаны и "краны" - ручные полиспасты, которыми поднимали блоки. На фотографиях показан этот процесс.
  6. +7
    12 мая 2024 10:52
    построил сразу три пирамиды

    Кто бы только хоть сколько-нибудь внятно объяснил - на кой хрен Снофру понадобилось сразу ТРИ своих типа погребальных комплекса? what
    1. +7
      12 мая 2024 10:59
      Цитата: paul3390
      на кой хрен Снофру понадобилось сразу ТРИ своих типа погребальных комплекса?

      Удачное вложение в недвижимость...
    2. +5
      12 мая 2024 12:54
      Цитата: paul3390
      Кто бы только хоть сколько-нибудь внятно объяснил - на кой хрен Снофру понадобилось сразу ТРИ своих типа погребальных комплекса?

      Будет ещё один цикл о пирамидах. Но там много рисовать нужно. Поэтому придется подождать. И сколько я пока не знаю. Но цикл будет.
    3. +7
      12 мая 2024 15:23
      1. Бабки были.
      2. Ложные погребения.
      3. Сначала не понравилась первая пирамида, потом вторая.
      1. +6
        12 мая 2024 18:55
        Cmaximus
        +2
        Сегодня, 15:23
        1. Бабки были.
        2. Ложные погребения.
        3. Сначала не понравилась первая пирамида, потом вторая.

        Угу, после того как фараон высказал недовольство по результатам возведения свой третей пирамиды - воплощение бога Ра на земле скоропостижно скончалось от геморроидальных колик. Блок «случайно» упавший на правителя заменили и похоронили в первой пирамиде. Сын и внук фараона помнили судьбу отца и деда в связи с чем милостиво дозволили прикопать себя в пирамидах 2 и 3. Правнук, задвинул на традиции и попытался создать культ солнца. Когда его скормили крокодилам, он тоскливо думал, уж лучше от геморроидальных колик или кирпича на голову!!!
        1. ANB
          +2
          12 мая 2024 20:55
          . Когда его скормили крокодилам, он тоскливо думал

          Тут лучше подходит форма "скармливали", так как когда уже скормили, вряд ли он мог ещё думать. :)
          1. +3
            13 мая 2024 05:59
            Согласен, причем ошибку увидел при прочтении, но было лень править. Причина уважительная у меня была - днюха!!! Больше грызла мысль были ли в ту эпоху кирпичи? Обидно но напроч не приходило в голову.
            1. +3
              13 мая 2024 17:35
              Больше грызла мысль были ли в ту эпоху кирпичи?

              Кирпичи в ту эпоху уже были, даже обожженные - в Месопотоамии, в долине Инда. А вот в Древнем Египте почему то еще не было. Египтяне начали использовать кирпич примерно через 1000 лет после описвыаемого времени. И то сырцовый.
              1. +3
                13 мая 2024 18:58
                Спасибо Виктор Николаевич, про Месопотамию я знаю, а вот по Египту той эпохи «поплыл». hi
  7. +3
    12 мая 2024 11:01
    второй фараон объединенного Египта принял титул, сочетавший в себе имена Нехбет и Ваджет

    Могу ошибаться - но вроде имя по небти впервые известно у Семерхета, предпоследнего из I династии, да и вообще - по некоторым соображениям чуть не узурпатора.. До того - использовалось имя Хора.. Да и - кого считать вторым-то, Хора-Аха или Джера? И это если не брать в рассмотрение личности Нейтхотеп.
  8. +6
    12 мая 2024 11:44
    Вот это климат ! Столько тысячелетий - и всё целое . Там что , никакой "живности" в дереве не завелось ? Видел как-то "меч" из скифских захоронений в музее - так это ржавый порошок в золотом пустотелом "стакане" рукояти . Сохранилось только золото.
    1. +5
      12 мая 2024 12:56
      Цитата: dauria
      Вот это климат

      Сухо и жарко. Поэтому нет ни гнилостных грибков, ни микробов, ни паразитов-древоточцев.
      1. +2
        12 мая 2024 15:39
        Сухо и жарко. Поэтому нет ни гнилостных грибков, ни микробов, ни паразитов-древоточцев.
        В торфе тоже все неплохо сохраняется.
        Здравсвуйте, Вячеслав Олегович!
        1. +6
          12 мая 2024 16:43
          Цитата: 3x3zsave
          В торфе тоже все неплохо сохраняется.

          Добрый день, уважаемый Антон! И на торфе болотном стоит вся датская археология!
  9. +6
    12 мая 2024 12:29
    Здорово. Первое фото особенно красивое.
  10. +1
    13 мая 2024 08:22
    Очень интересный рассказ, и многие комментарии к нему тоже интересны.

    Спасибо Автору статьи и авторам некоторых комментариев.

    Если Древний Египет - не исток нашей цивилизации, то он очень близок к истоку.

    ИМХО, устройство общества в Египте - по тем описаниям, которые я читал - как-то понятнее устройства обществ в других древних государствах. Или описание такие, или очень логичное и понятное устройство.
    1. +3
      13 мая 2024 19:13
      ИМХО, устройство общества в Египте - по тем описаниям, которые я читал - как-то понятнее устройства обществ в других древних государствах. Или описание такие, или очень логичное и понятное устройство.

      Тут можно поспорить. Наверное самыми продвинутыми в античном мире были всё-таки Персы. По сути до краха их державы под ударами Александра Македонского они с различным успехом управляли почти двумя десятками сатрапий с различными народами, правовыми обычаями, религией и устройством. В том числе и Египтом. Рим до эпохи императором «отрыжка» обычаев, условностей и договоров. По Карфагену черт ногу сломит. Остальные со своими скелетами в шкафу или живодерной на околице! Впрочем требовать «гуманного» взгляда на действительность от человека той эпохи «смешно» надо вырезать город - вырежем, продать в рабство - без проблем. К слову голова первого царя персов Кира, как я помню закончила свое бытие в мешке с кровью. До гуманной банки со спиртом оставались еще несколько тысячелетий!!!
      1. +1
        13 мая 2024 22:30
        Ну Рим однозначно самое продвинутое античное государство, иначе бы не продержалось такой неприлично долгий срок и не послужило бы образцом для всех последующих империй.
  11. Комментарий был удален.
  12. +1
    13 мая 2024 17:22
    Цитата: kalibr
    Цитата: paul3390
    Кто бы только хоть сколько-нибудь внятно объяснил - на кой хрен Снофру понадобилось сразу ТРИ своих типа погребальных комплекса?

    Будет ещё один цикл о пирамидах. Но там много рисовать нужно. Поэтому придется подождать. И сколько я пока не знаю. Но цикл будет.

    Спасибо за статью.
  13. -3
    14 мая 2024 00:17
    Бред какой-то. А ничего что древесина даже при идеальных погодных условиях при сухом климате не хранится больше нескольких десятилетий, ну максимум, в зависимости от сорта 200-300 лет. Эти элементы "древнеегипетской" лодки, что на фото и на на экспозиции, явно не имеют отношения к эпохе фараонов.
  14. 0
    Сегодня, 08:08
    Очевидно, что даже после того, как египтяне начали строить деревянные корабли, они все еще целенаправленно стремились воссоздать стиль и форму своих первых водных судов – лодок из папируса.
    Это может быть очевидно только человеку, ни разу в жизни не придумавшему и не построившему ничего настоящего. Инженеру тут очевидно совершенно иное. А именно - этот корабль отличается совершенно чудовищной избыточной сложностью.
    Да, на нем понарисовано папирусов), но это явно сделано для "специалистов" уровня автора. А вообще то кедровники дают ровные круглые стволы. Зачем выпиливать из них эти лабиринты? Использовать чудовищно сложные системы вязок? При том такой корабль принципиально негрузоподъемен. Сколь вязки ни будь крепки, положи на них тяжелый груз, и вся конструкция этого страннючего корабля сместится, как это всегда бывает с с вязаными конструкциями.
    В общем инженеру очевидно, что кораблестроитель раньше имел дело с принципиально иными материалами, и строил явно не корабли. Он вообще похоже не имел раньше дела с водой. Хотя явно провел исследования, как положено великолепному инженеру. И пространственное мышление у него было какое то нереальное. Жаль, что эти любопытнейшие штуки никогда не исследовали настоящие ученые и специалисты...