Авиация войск противовоздушной обороны и авиабаза Саваслейка



Истребительная авиация за годы войны стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Летными экипажами было совершено около 170 тысяч самолетовылетов и уничтожено в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов.


25 октября 1996 г. приказом главнокомандующего Войсками ПВО №300 день 22 января был объявлен годовым праздником авиации ПВО.
Авиация ПВО – один из основных и наиболее манёвренных родов войск ПВО России. В разные годы на вооружении авиационных частей ПВО стояли такие легендарные самолеты, как МиГ-1, МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7 и многие другие. Сегодня основными истребителями, стоящими на вооружении авиации ПВО являются самолеты МиГ-31 и Су-27 различных модификаций.
На протяжении своей истории авиация ПВО несколько раз передавалась из состава Войск ПВО страны Военно-воздушным силам и обратно. В 1998 г., после объединения ВВС и Войск ПВО в единый вид, авиация ПВО как род войск перестала существовать. Но остались истребительные авиационные базы, которые сегодня продолжают эффективно решать задачи по противовоздушной обороне нашей страны.

Сейчас этот праздник формально не существует, потому как в 1998 году ВВС поглотила в себя ПВО. День ВВС отмечается 12 августа. В этом году будет отмечаться 101 годовщина данного мероприятия.

В этом репортаже я хочу рассказать о том месте, где начинается авиация ПВО – о месте, где переучивают летчиков на МиГ-31 – о филиале 4-й ордена Ленина Краснознамённого Центра боевого применения и переучивания лётного состава ВВС имени В. П. Чкалова.

Авиабаза «Саваслейка». Прошлое и настоящее…

Гарнизон авиабазы Саваслейка находится на территории Кулебакинского района, Нижегородской области в 340 км от Москвы.
Время в пути на автотранспорте составляет летом 4 часа, зимой примерно 5. Местные жители используют также общественный транспорт (ночные поезда на отрезке Навашино-Москва (Казанский вокзал).

С течением времени происходило создание и переформирование соединений, расположенных на территории гарнизона. Ниже опишу основные из них:

54 гвардейский Краснознаменный Керченский истребительный авиаполк.

В 1941-1945 года лётчики полка совершили 7254 боевых вылета, в 604 одиночных и групповых боях сбили 205 и повредили 70 самолетов противника. 8 летчиков части были удостоены звания Героев Советского Союза. В послевоенный период полк выполнял задачи по защите воздушных границ нашей страны.

148 Краснознаменный Центр боевого применения и переучивания личного состава.

За годы ВОВ укомплектовано, подготовлено и отправлено на фронт более 100 авиаполков и отдельных авиаэскадрилий, перебазировано на фронтовые аэродромы более 6000 истребителей, переучено около 1500 лётчиков и 6000 военнослужащих ИТС.

350 Отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (ОБС и РТО).


Формирование части производилось в августе 1950 года 56 истребительным авиакорпусом ПВО за счет частей авиакорпуса. 17.02.1950 года присвоено наименование части – «39 управление стационарного аэродрома (в/ч 65393)». 23 ноября 1950 года часть вошла в состав Учебного Краснознаменного центра слепой ночной подготовки и боевого применения истребителей войск ПВО страны (в/ч 23599). 04.04.1981 года присвоено действительное наименование «350 отдельный батальон связи и радиотехнического обеспечения (в/ч 65393)».

3551 Авиационно-техническая база.

1 марта 1954 года на основании директивы ГШ СА от 18.01.1954 года, на базе 843 и 850 отдельных авиационно-технических батальонов на аэродроме Саваслейка была сформирована авиационно-техническая база 1-го разряда (в/ч 36797). Формирование базы производил полковник Порхун И.Л., и закончил его 5 мая 1954 года. База непосредственно выполняет задачи материально-технического обеспечения полка управления Центра, а также жизнедеятельности гарнизона.

725 Центр Боевого Управления.

В/ч 33114 создана на основании директивы МО РФ от 14.01.1993 года и ГШ войск ПВО от 06.07.1993 года с определением дня части 1 июля (в/ч 3311). Сформирована из в/ч 03034 и 23599«Ц». Личный состав ЦБУ авиации умело выполняет поставленные задачи, невзирая на погодные условия, при этом обеспечивая автоматизированное управление боевыми действиями ИАП, радиолокационное обеспечение полетов и перелетов в дальней зоне.

3958 гвардейская Керченская Краснознаменная авиационная база.

Во исполнение директивы Министра обороны РФ от 05.07.2002 года №Д-030 и директивы ГШ ВВС от 29.07.2002 года №665/2/0450 в целях совершенствования организационно-штатной структуры 4 Центра боевого применения и переучивания личного состава (ВВС) в соответствии с решаемыми задачами 1 сентября 2002 года сформирована 3958 авиационная база. Указом Президента РФ от 26 марта 2005 года №348 3958 авиационной базе переданы почетные наименования, Боевое знамя и государственные награды расформированного 54 гвардейского истребительного авиационного Керченского Краснознаменного полка и переименована в 3958 гвардейскую Керченскую Краснознаменную авиационную базу.

На аэродроме в разное время базировались следующие типы самолетов: И-15бис, И-16, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Як-15, МиГ-15, Як-17, МиГ-17, Як-25, МиГ-19, Су-9, Як-28, Су-11, Ту-128, Су-15, МиГ-25, МиГ-23, МиГ-31, Су-27, Су-30. Вертолеты: Ми-4 и Ми-8.

30 июня 1940 года в пос. Сейма (гор. Володарск Горьковской области) сформирован 166 резервный ИАП ВВС Московского Военного Округа.


1941-1945 года – переучивается лётный состав ВВС и ВМФ на самолеты ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7. Подготовлено к боевым действиям 106 авиаполков. Переучено 1003 лётчика, 5959 инженеров и техников. Перегнано на фронт 4199 самолетов.





1946-1955 года – происходит освоение реактивных самолетов: Як-15, Ла-15, МиГ-9, Як-17, МиГ-15, МиГ-17, Як-25, МиГ-19.


20 февраля 1947 года полк преобразован в Краснознаменный Учебно-методический Центр ВВС.


28 февраля 1950 года Центр преобразован в Краснознаменный Центр авиации ПВО страны.

Авиация войск противовоздушной обороны и авиабаза Саваслейка


21 октября 1973 года в гарнизоне открыт уникальный музей Краснознаменного центра авиации ПВО страны. В музее находятся несколько тысяч интереснейших фотографий, информационные архивы, лётные книжки лётчиков, вымпелы, награды, служивших в гарнизоне и другие экспонаты.


В 1985 году в центре переучивания первыми освоили изделие Т-10 (Су-27) генерал-майор авиации Анисимов О.В., полковники Нагорный В.И., Максимов И.М. В это время очень часто приезжал лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачев, который был первопроходцем по освоению этого самолете.
В 1993 году экипажи (п-к Шмаков С.М., п/п-к Чуркин М.Н., п-к Патракеев Г.В., п/п-к Казаченко А.Н.) 148 ЦБП и ПЛС впервые в авиации ПВО произведи дозаправку в воздухе самолета МиГ-31.


В 1994 году лётчики (п-к Карапетян М.К., п-к Зверев А.В., п/п-к Жихарев С.И.) 148 ЦБП и ПЛС впервые в авиации ПВО произвели дозаправку в воздухе самолёта Су-27.


9 мая 1995 года лётчики 148 ЦБП и ПЛС авиации ПВО приняли участие в воздушном параде на самолетах Су-27 и МиГ-31 в честь 50-ти летия Победы в городе Москва над поклонной горой.


С 5 по 9 августа 1996 года американская делегация ВВС США, возглавляемая командующим 11 воздушной армией США генерал-лейтенантом Лоренз Боуз посетила с дружественным визитом гарнизон Саваслейка.

В настоящее время на аэродроме базируются МиГ-31БС и МиГ-31БМ. Постепенно происходит перевооружение на модернизированные МиГ-31БМ. Это связано с тем, что здесь проходят обучение лётчики, штурманы и ИТС в/ч, где уже базируются либо планируется в ближайшее время переход самолетов на модификацию БМ. Отличия очень велики и касаются эргономики в кабине, появления зеркал заднего вида у летчика, многофункциональных дисплеев у лётчика и штурмана, обновленного БРЭО.

Кстати, именно гарнизон в Саваслейке получил первый МиГ-31БМ – это был самолет б/н 91 синий и произошло это в 2008 году. На текущий момент гарнизон имеет 5 модернизированных самолетов б/н с 91 по 95 синий соответственно.

Помимо всего прочего медленно, но верно идет модернизация служб аэродрома. Например, Стартовый Командный Пункт полностью обновлен. Теперь диспетчер старта имеет просторный и светлый кунг с отличным обзором ВПП и лётного поля, хорошо отапливаемый, да и с точки зрения оборудования, оснащенный очень хорошо. Даже метеостанция установлена последнего поколения. Оборудование отечественное, но современное. Это не может не радовать.

Автор выражает благодарность за помощь в написании статьи Управлению Пресс-Службы и Информации Минобороны РФ.

А теперь несколько фотографий:

1. На исполнительном.



2.



3. Проверка выхода двигателей на режим Полный Форсаж после снегопада...



4.



5. тормозные парашюты



6. Посадка МиГ-31БМ



7. Взлёт МиГ-31БМ



8. Две зеленые ракеты - начало полетов



9.



10. Подготовка к вылету



11. Машины обеспечения



12. ЦЗТ



13. Выравнивание.



14. Деревня и Самолёт.



15. Освобождение полосы



16. ЛТУ и уход на перехват целей на режиме Форсаж Полный



17. Фонарь и убранная штанга дозаправки.

Первоисточник:
http://militarygod.livejournal.com/
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

73 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти