О ваку больших и маленьких: каноэ Полинезии и Новой Зеландии

28
О ваку больших и маленьких: каноэ Полинезии и Новой Зеландии
Кадр из кинофильма «Двадцать тысяч лье под водой» (1954) – туземцы Соломоновых островов преследуют Нед Ленда и Конселя


Каждый должен ловить.
Наполняйте все ваши каноэ,
Наполняйте их до верха
И делите добычу между всеми.

Полинезийская песня

Люди и культура. В кинофильме «Двадцать тысяч лье под водой», снятом в 1954 году, есть эпизод, где туземцы Соломоновых островов гонятся за Недом Лендом и Конселем на пирогах, а те едва успевают от них уйти и спрятаться на «Наутилусе». Обращает на себя внимание та легкость, с которой туземцы выносят свои лодки на берег, и та скорость, с которой они на них плывут. Все это говорит о высокой культуре судостроения, развитой на островах Тихого океана, просторы которого никогда не являлись преградой для обитателей его островов.



Некоторое время тому назад здесь на ВО мы уже размещали материал, посвященный полинезийским судам и их моделям. Нашим читателям данная тема пришлась по душе, и они пожелали её продолжения. Сегодня мы выполняем их просьбу и продолжаем наше знакомство с судами полинезийских островов, а также их моделями, которые выставлены в Морском музее Новой Зеландии в Окленде.


Да, таким аборигенам в руки лучше не попадать! Кадр из кинофильма «Двадцать тысяч лье под водой»

Ну а стартовать, опять-таки, следует с того, что вся Полинезия началась с именно с плавания на каноэ.

Более трех тысяч лет назад необитаемые острова Самоа и Тонга были открыты древними предками сегодняшних полинезийцев, причем с собой на эти острова они привезли растения, животные и язык, зародившийся в Юго-Восточной Азии. Прибыв, вероятно, несколькими небольшими группами и живя в изоляции на протяжении многих веков, они приобрели отличительные физические и культурные черты, а сами острова Самоа и Тонга стали колыбелью Полинезии и центром нынешней Западной Полинезии.

Более двух тысяч лет назад полинезийцы, исследовавшие восточное направление, открыли остров Таити и Маркизские острова. Из этих «центров распространения» путешественники достигли Гавайев на севере, острова Пасхи на востоке и Новой Зеландии на юго-западе.

До того, как европейцы начали освоение Тихого океана, Восточная Полинезия была уже вся исследована и заселена. Но вот что интересно: поскольку освоение и заселение Восточной Полинезии происходило из одних и тех же центров, конструкция каноэ повсюду должна была быть практически одинаковой. Но оказалось, что это не так.

В течение многих столетий архаичная форма «материнского каноэ» превратилась в конструкции, которые стали своеобразным маркером для каждой группы островов, что стало следствием местных ветров, лесных ресурсов и специфики мореплавания.

Когда сюда прибыли европейцы, они обнаружили явные различия в конструкции каноэ одной группы островов от другой. Так, европейский путешественник Схоутен в 1619 году видел в водах Тонги только двойные каноэ тонгиаки. Но в 1773 году, когда туда прибыла экспедиция Кука, двойные каноэ от тех, что были раньше, сильно отличались. Но ещё больше они стали отличаться пять лет спустя, когда Кук снова посетил эти острова.


Археологи из Оклендского университета нашли на побережье Новой Зеландии большую часть восточно-полинезийского парусного каноэ, датируемого примерно 1400 годом нашей эры. На нем даже резьба видна – морская черепаха!


Реконструкция найденного каноэ

От чего зависело сходство и различие в конструкции этих судов?

В первую очередь, конечно же, от материала. Корпуса выдалбливались из бревен везде, где была в наличии древесина подходящего размера. Глубину корпуса можно было увеличить, добавив один или два ряда досок, закрепленных над верхними краями корпуса (планширями). На атоллах, где для изготовления корпусов древесные стволы больших размеров отсутствовали, использовались пироги, построенные из досок. У них был киль, часто составной, и шпангоуты для крепления обшивки.


Модель каноэ-катамарана луалуа, рыболовного каноэ острова Токелау, укомплектованного шестью веслами и удочкой. Как и у настоящего луалуа, каждый из двух корпусов состоит из трех секций, связанных натуральными волокнами. Так что секционное строительство судов тоже придумали не европейцы! Ракушки каури украшают корму и нос. Шест с прикрепленным к нему крючком вставляется в крепление на палубе. Предполагаемой добычей были скумбрия, тунец и акулы. Морской музей Окленда, Новая Зеландия


У каждого региона Тихого океана был свой тип ваку – каноэ, на котором плавали его аборигены. Вот, например, как выглядело ваку с территории Папуа Новой Гвинеи. Вид справа. Морской музей Окленда, Новая Зеландия


Это же судно. Вид спереди

Там, где основным режимом плавания была гребля, а парус – вспомогательным, предпочтение отдавалось корпусам с круглым дном из-за их маневренности; но там, где основным двигателем служил парус, корпуса были более глубокими или имели большой v-образный развал относительно киля. Такие корпуса были менее маневренными, но зато на них можно было совершать дальние плавания.

Отметим, что чечевицеобразный v-образный корпус с выпуклыми сторонами наружу был прочнее, чем v-образный корпус с плоскими сторонами, поскольку он увеличивал его прочность против воздействия волн. Продольные изгибы ниже ватерлинии плавно перетекают от носа к корме, создавая пологий переход в носовую часть и столь же пологий в корму – особенности, необходимые для «мягкого» хода и максимальной скорости корпуса. Для достижения максимальной скорости все изгибы корпуса максимально сглаживались, чтобы на них не было участков, которые могли бы вызвать турбулентность.


Вака с Маршалловых островов. Морской музей Окленда, Новая Зеландия

Поскольку двойные каноэ скрепляются веревочными ремнями, корпуса необходимо собирать довольно близко друг к другу, ближе, чем корпуса у современных катамаранов. Это сужает пространство, через которое должна проходить вода между корпусами. Чтобы избежать чрезмерной турбулентности между корпусами, объем кормовой части миделя делали больше за счет большей глубины корпуса, а не за счет увеличения его ширины – очень простое, эффективное и оригинальное решение, до которого еще надо было додуматься!


Вака ту'уа с Маркизских островов. Вид справа. Морской музей Окленда, Новая Зеландия


Вака ту'уа. Вид слева

Паруса обычно выделывались из циновок, сделанных из пандана, за исключением Новой Зеландии, где пандан не рос и был заменен льном. Паруса вырезались из длинных рулонов циновки, сплетенных двойным плетением, с клетчатым узором по краям для прочности. Парус был построен путем наложения краев этих полос и сшивания их сметочным швом. Внешние края паруса подшивались веревкой. Веревки свивали из кокосового волокна.


Пахи – парусное каноэ с острововТуамоту. Каноэ такого типа не производилось с начала XX века. Но существует несколько документальных источников, подробно описывающих пахи. Европейские источники XVIII века утверждают, что жители архипелага Туамоту пользовались большим уважением за свои навыки в строительстве каноэ и даже строили каноэ на Таити и Райатеа. Корпуса пахи имели кили, а борта были сделаны из коротких досок? тщательно подогнанных друг к другу и сшитых вместе кокосовым волокном. Корпуса были разного размера и соединялись рядом поперечин, поддерживавших палубу. В них были открытые люки, так что внутри можно было хранить провизию и укрываться от непогоды. На палубе располагался длинный навес с изогнутой крышей, покрытый листьями пандануса, с небольшим квадратным входом в середине укрытия. Паруса были прикреплены к двум мачтам одинаковой высоты, каждая из которых поддерживалась ещё одним шестом, стоящим под углом к палубе. На каждом столбе была лестница, позволяющая расправлять паруса и обслуживать такелаж. Свободные края парусов были прикреплены к загнутому вверх гику. Вершины мачт были раздвоенными, к ним прикреплялись вымпелы-указатели направления ветра. Морской музей Окленда, Новая Зеландия


Каноэ пахи. Вид слева

Для большого каноэ, на котором не было лебедок, было выгоднее использовать два паруса, нежели один большой. Фок должен быть больше. И это же придает большую устойчивость судну, которое, будучи скреплено ремнями, будет уже, чем современное многокорпусное судно.


Вака с атолла Капингамаранги, Микронезия. Корпус также сшит из отдельных досок. Морской музей Окленда, Новая Зеландия

Интересно, что доски палубы располагались с зазорами, через которые свободно проходили набегающие волны. Иначе сильные волны могли бы разрушить настил, то есть и здесь «конструкторы» полинезийских судов поступили очень мудро.


Пирога (ваку) охотников за головами Соломоновых островов, 1909 г.

Укрытие от ветра должно было легко перемещаться по палубе, что также предусмотрели создатели полинезийских каноэ.


Пирога охотников за головами и «дом для пирог» в Рубиане, 1889 г.

Очень интересный тип каноэ – вака – получил распространение в Новой Зеландии.

Согласно верованиям маори – её коренных обитателей, их предки именно на таких каноэ прибыли сюда со свой мифической родины Гаваики. Однако новозеландские вака имели ряд важных отличий от судов других островов. Прежде всего, суда маорийев однокорпусные. Ввиду обилия древесины на островах эти каноэ сооружались из выдолбленных древесных стволов большой длины, но с обшивкой из досок от носа до кормы. Длина больших маорийских каноэ могла составлять от 60 до 80 футов, но встречались и 100-футовые корпуса, то есть они могли иметь длину 30 метров и более!


Большое маорийское каноэ


Его модель. Морской музей Окленда, Новая Зеландия


Каноэ маорийцев вака-тауа. Музей Тухура Отаго, город Данидин, Новая Зеландия

Маорийцы применяли несколько разновидностей вака.

Вака-тауа – каноэ военного назначения, длина которых колебалась от 9 до 30 м в длину, вместимостью до 100 человек. Эти каноэ обычно богато украшали резным орнаментом, из-за чего процесс изготовления был очень продолжительным по времени. Маори очень тщательно подходили к выбору дерева, которое шло под строительство такого каноэ: брались в расчёт место, где оно росло, место, куда оно упадёт, процесс его перемещения; кроме того, срубив дерево, проводили особые церемонии, чтобы не рассердить бога Тане.

Вака-тете или же вака-пакоко – разновидность вака, служившая для перевозки людей и продуктов по рекам и в прибрежных морских водах.

Имелось даже отдельное название вака-пахи для каноэ, использовавшегося для плавания к далеким островам.


Небольшая резная пирога маори. Морской музей Окленда, Новая Зеландия
28 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    10 мая 2024 05:21
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    основным двигателем служил парус
    Прошу не считать это за придирку, но парус все же является не двигателем, а движетелем. Теперь по теме. А какие инструменты навигации существовали у полинезийцев? Надо полагать, что компаса и навигационных карт у них ещё не существовало, как не существовало и письменности, которая бы фиксировала для следующих поколений характер океана в разные времена года
    1. +10
      10 мая 2024 06:53
      Цитата: Голландец Михель
      как не существовало и письменности, которая бы фиксировала для следующих поколений характер океана в разные времена года

      У людей бронзового века письменности тоже не было, сначала, но это не мешало им нисколько. Относительно навигации... будем считать это Вашим вопросом, который потребует изучения темы и со временем нового материала.
      1. +1
        10 мая 2024 08:33
        У людей бронзового века письменности тоже не было, сначала, но это не мешало им нисколько
        Не мешало охотиться на себеподобных и заводить детей, а вот развиваться дальше мешало
      2. +2
        10 мая 2024 19:01
        Вячеслав Олегович спасибо за статью! good Решили с супругой посмотреть 20000 лье 1954 года, фильм замечательный! hi
        1. +4
          10 мая 2024 20:16
          Мне он тоже понравился, куда больше, чем все его последующие версии.
          1. 0
            11 мая 2024 02:24
            Но наш 1975 года, гораздо круче!! Рекомендую к просмотру)
            1. +1
              11 мая 2024 06:05
              Цитата: Alien From
              Но наш 1975 года, гораздо круче!!

              Спасибо. Но тоже видел. Я их практически все просмотрел...
    2. +10
      10 мая 2024 07:29
      Прежде всего память. Юноши сидели в тн "мужских домах", где крыша-небо, стропила-румбы ( у полинезийцев их было 16 ), центральный столб, стены - всё это служило наглядным пособием. И заучивали положения ок 200 светил в различное время суток и года. Наизусть должны были указать любую известную звезду или направление внутри этого дома.
      Потом учились в море. Учились компенсировать снос, ориентиры, звезды , не видимые в этой части полушария. Для более точной навигации обращали внимание на птиц, растения в воде, форму и направление волн, запах и цвет воды, облака над островами, отражение воды в лагунах низких атоллов на облаках и тд.
      Непростая наука.
      Карты примитивные у них были, и простейшая астролябия из тыквы
      1. +5
        10 мая 2024 08:35
        Наизусть должны были указать любую известную звезду
        Прямо как мы в школе зубрили таблицу умножения wink
    3. +9
      10 мая 2024 07:55
      Карты были в виде прутьев с ракушками. Но степень соображения неграмотных дикарей по части навигации и мореплавания поражало европейцев. Есть исторический анекдот. Когда англичане спросили, как они нашли тот остров, куда им надо было доплыть, полинезийцы ответили просто: "А чего его искать? Он тут всегда был".
      1. +4
        10 мая 2024 08:18
        Цитата: MCmaximus
        "А чего его искать? Он тут всегда был"

        Меня всегда веселила непосредственность дикарей. Например вопрос, почему нельзя попасть стрелой в Луну?
        1. +6
          10 мая 2024 13:49
          Меня всегда веселила непосредственность дикарей

          Много с ними общались?
          1. +6
            10 мая 2024 16:18
            Цитата: Dekabrist
            Много с ними общались?

            Например сейчас, отвечая на комментарии...
            1. +6
              10 мая 2024 18:03
              Например сейчас

              Это да. Тут они статдами бродят.
    4. +1
      11 мая 2024 19:35
      У них была своеобразная система навигации, но, тем не менее, она приводила к нужному результату. Прежде всего, в зонах устойчивых ветров (даже сезонных) курс относительно ветра служил прекрасным ориентиром. Они знали точки восхода и захода множества звезд, характер волнения тоже весьма серьезная подсказка. Была у них и картография. Своеобразная, но была. Из прутиков, камешков и ракушек. Про это есть несколько книг. Очень интересных.
  2. +8
    10 мая 2024 05:22
    Шикарный материал, спасибо Вячеслав Олегович!
    Камрадам хорошего дня!!!
    1. +7
      10 мая 2024 06:54
      Рад, что Вас понравилось.
  3. +5
    10 мая 2024 07:48
    служил парус

    Полотняный парус, используемый на кораблях европейцев, при необходимости можно было спустить. А как поступали полинезийцы с парусом из жесткой циновки, когда надо его было спустить, например, во время стоянки или сильного ветра? Спасибо...
    1. +1
      11 мая 2024 22:06
      Ну, не настолько она жесткая... Вариантов несколько. От полной уборки мачт (благо здесь не требуется "развесистого" такелажа) до простенькой системы рифления. Вообще паруса типа "клешня краба" удобны в использовании и, на удивление, обладают весьма приличным аэродинамическим качеством. А всего-то: два рейка и кусок ткани, образующие равнобедренный треугольник....
  4. +6
    10 мая 2024 07:52
    Поскольку двойные каноэ скрепляются веревочными ремнями, корпуса необходимо собирать довольно близко друг к другу, ближе, чем корпуса у современных катамаранов. Это сужает пространство, через которое должна проходить вода между корпусами. Чтобы избежать чрезмерной турбулентности между корпусами, объем кормовой части миделя делали больше за счет большей глубины корпуса, а не за счет увеличения его ширины – очень простое, эффективное и оригинальное решение, до которого еще надо было додуматься![i][/i]

    Написано увлекательно, но совершенно непонятно. Объем кормовой части от миделя увеличивался за счет увеличения осадки (по-простому глубины). А не за счет ширины. Должно быть как-то так. Есть ощущение неудачного перевода без понимания смысла. Но опять же: насколько там можно уменьшить ширину корпуса, чтобы снизить волновую интерференцию? Да, почти никак. Просто полинезийцы понимали, что паруса-парусами, а на веслах двигаться тоже надо. А тут ширину не увеличишь. Да, еще при этом сложно обеспечить прочность. Скорее волновую интерференцию снижали просто натурной настройкой ширины катамарана. Посмотрел, увидел, что ширину надо увеличить-уменьшить. вытащил на берег и переделал.
    1. Комментарий был удален.
      1. +4
        10 мая 2024 10:14
        Да и про смещение ширины в нос тоже понятно. Все же те катамараны и проа быстроходны. А корпуса узкие. Они зарываются в волну. Вот и сделали шире их в носу. По части мореходства те папуасы не д у раки
        1. 0
          11 мая 2024 21:41
          Проа судно своеобразное. Аутригер всегда находится с наветренной стороны. Поэтому обводы носа и кормы должны быть симметричны - после поворота они меняются местами (поворот - это смена галса).
          Вообще, в статье масса неточностей и недомолвок. Разные суда имеют различное назначение, соответственно требования к ним различны и сравнивать их надо бы поаккуратнее, что ли... Понятно, что тема неисчерпаема и в узкие рамки всё не впихнешь, но всё же....
          1. 0
            12 мая 2024 05:49
            Ну, да. Проа быстроходные. Но смещать там никуда и ничего не надо. Они должны быть симметричными. Начал мысль одним, а закончил другим))).
          2. 0
            12 мая 2024 06:06
            Вообще, способ удержания на курсе полинезийских судов весьма остроумен. В отличии от арабских и европейских, где используется поворачиваемый руль, здесь применяется рулевое весло, установленное параллельно диаметральной плоскости, а курс относительно ветра устанавливается глубиной погружения этого весла. Тем самым регулируется положение центра бокового сопротивления относительно центра парусности и судно устойчиво идет на самоуправлении. Разумеется, изменение ветра требует изменения настроек.
  5. +10
    10 мая 2024 14:36
    Пирога охотников за головами и «дом для пирог» в Рубиане, 1889 г.

    Вы, Вячеслав Олегович, вторглись в очень специфическую тематику. С одной стороны, учитывая катастрофическое состояние контента сегодняшнего сайта, это не может не радовать, особенно с учетом обещанного "Продолжение следует". С другой стороны, учитывая специфику вопроса, было бы весьма полезно редактирование статей перед публикацией "третьей стороной", чтобы избежать "шероховатостей" и ошибок.
    Как пример - иллюстрация с "пирогой охотников". На ней действительно судно "охотников за головами". Только меланезийское. И называется томако. А тема Вашей сегодняшней статьи - вака - судно полинезийцев. У полинезийцев боевые каноэ назывались вака тауа. В конструкции томако и вака тауа есть принципиальные различия. Поэтому на строительство томако уходило до трех лет, а строители вака тауа укладывались в один год.
    Соответственно иллюстрация
    Пирога (ваку) охотников за головами Соломоновых островов, 1909 г.

    это не ваку - это томако.
    1. +10
      10 мая 2024 16:52
      Цитата: Dekabrist
      Как пример - иллюстрация с "пирогой охотников". На ней действительно судно "охотников за головами". Только меланезийское. И называется томако. А тема Вашей сегодняшней статьи - вака - судно полинезийцев. У полинезийцев боевые каноэ назывались вака тауа. В конструкции томако и вака тауа есть принципиальные различия. Поэтому на строительство томако уходило до трех лет, а строители вака тауа укладывались в один год.
      Соответственно иллюстрация
      Пирога (ваку) охотников за головами Соломоновых островов, 1909 г.

      это не ваку - это томако.

      Я не минуты не сомневался, что обязательно найдется кто-то, кто выправит эту неточность и расцветит комментарии своим эрудированным сообщением. Когда есть такие комментаторы даже ошибаться приятно.
  6. -1
    11 мая 2024 06:13
    Цитата: Голландец Михель
    Цитата: Вячеслав Шпаковский
    основным двигателем служил парус
    Прошу не считать это за придирку, но парус все же является не двигателем, а движетелем. Теперь по теме. А какие инструменты навигации существовали у полинезийцев? Надо полагать, что компаса и навигационных карт у них ещё не существовало, как не существовало и письменности, которая бы фиксировала для следующих поколений характер океана в разные времена года

    Здравствуйте. По звёздам осуществляли навигацию.
  7. +1
    11 мая 2024 06:14
    Цитата: kalibr
    Рад, что Вас понравилось.

    Спасибо за статью.