Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129

Hs 129 – немецкий двухмоторный одноместный штурмовик времен Второй мировой войны, созданный компанией Хеншель (Henschel). Данный самолет использовался в основном в боевых операциях на Восточном фронте с 1942 по 1945 годы. Всего Люфтваффе получило около 865 самолетов данного типа, еще какая-то часть машин была поставлена Румынии. Можно сказать, что Хеншель Hs-129 был единственным самолетом Второй мировой войны, основной задачей которого была борьба с бронетехникой противника.

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129


В 1937 году командование Люфтваффе предложило компаниям «Фокке-Вульф», «Блом и Фосс» и «Хеншель» принять участие в конкурсе на создание нового самолета непосредственной поддержки сухопутных войск. Новый штурмовик должен был заменить своего предшественника полутороплан Hs 123. Согласно подготовленному техзаданию, которое составлялось с учетом опыта боев в Испании, предполагалось разработать маневренный, небольшой, хорошо бронированный самолет с мощным вооружением, который для обеспечения большей живучести должен был оснащаться 2-мя двигателями. Из представленных для постройки опытных образцов выбор был остановлен на проектах компаний «Хеншель» и «Фокке-Вульф». Испытания, которые проводились в 1939 году, выявили преимущества самолета разработки компании «Хеншель». В результате штурмовик Hs 129 созданный главным конструктора Ф. Николаусом в 1940 году был запущен в серийное производство под индексом Hs 129A.


Однако уже с поступлением первых серийных штурмовиков в боевые части пилоты быстро выявили его недостатки, в частности слабое бронирование, недостаточную мощность авиационных двигателей, очень плохой обзор из кабины пилота, что делало невозможным использование группового полета из-за опасности столкновения машин в воздухе. Компания «Хеншель» была вынуждена срочно вносить в конструкцию своего самолета необходимые изменения, и уже в сентябре 1941 года было начато производство новой модификации штурмовика Hs 129B, который и стал наиболее массовой моделью и основой штурмовой авиации Люфтваффе.

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129
Загрузка боекомплекта немецкого штурмовика Хеншель Hs 129

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129
Оружейники заряжают 30-мм пушку MK 103 штурмовика Хеншель Hs-129


Штурмовик Hs 129В представлял собой двухмоторный одноместный свободнонесущий моноплан, обладающий низкорасположенным крылом. Фюзеляж самолета – полумонокок цельнометаллической конструкции, имеет трапециевидное сечение с гладкой работающей обшивкой. Фюзеляж штурмовика состоял из 3-х основных частей, которые были состыкованы между собой: носовой, центральной и хвостовой.

Наибольший интерес представляла носовая часть фюзеляжа, в которой находилась кабина летчика. Кабина пилота представляет собой цельный бронированный короб, который был сварен из листов стали толщиной в 6 мм. Все используемые листы были плоскими, за исключением верхнего листа, которому была придана обтекаемая форма. На боковых поверхностях бронекороба имелось 2 желоба, предназначенных для проведения стволов авиационных пушек.

Для того чтобы придать носовой части фюзеляжа машины обтекаемую форму, с боков и снизу она была прикрыта дюралюминиевыми обтекателями (съемные). По сравнению с другим известным самолетом-штурмовиком Второй мировой войны – Ил-2, у которого самой конструкции бронекапсулы была придана обтекаемая форма, обтекатели Hs 129 можно было рассматривать как лишний и достаточно обременительный для самолета балласт.

Носовая часть крепилась к центральной при помощи болтов, к центральной части фюзеляжа был пристыкован также центроплан крыла. Соединение фюзеляжа с центропланом было выполнена при помощи 2-х силовых нервюр, которые переходили в боковины фюзеляжа. В центральной части фюзеляжа находилось стрелково-пушечное вооружение и топливный бак емкостью в 200 литров. Хвостовая часть фюзеляжа штурмовика, которая несла вертикальное и горизонтальное оперение, был выполнена отъемной. Ее крепление к центральной части производилось по всему контуру при помощи болтов.

Конструкция, использованной на самолете бронекапсулы, отражала многолетний опыт компании «Хеншель» по изготовлению разнообразной бронетехники для нужд сухопутных войск, именно это производство для компании являлось основным. Главный конструктор самолета Николаус и его команда хотели обеспечить пилоту хороший обзор из кабины вниз-вперед при помощи небольших смотровых приборов по типу танковых. При этом при их применении накладывалось достаточно жесткое ограничение – расстояние между остеклением и глазами пилота не должно было быть больше 30 см.

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129
Обер-лейтенант Рудольф-Хайнц Руффер (Rudolf-Heinz Ruffer) из 4-го штафеля SchG I возле своего штурмовика Хеншель Hs 129b-2. Руффер за время боeв на Курской дуге уничтожил 20 советских танков, а всего их на его счету 72


Требования о размещении головы летчика близко к лобовому остеклению фонаря кабины привели к тому, что ноги летчика необходимо было «протянуть» в носовую часть, а желание максимально облегчить вес бронекапсулы – к низкому расположению кресла пилота. Ширина верхней части капсулы определялась лишь шириной плеч пилота – «абы пролез». Приборная доска была исключительно мала и на ней не нашлось места для установки приборов контроля двигателей, которые были вынесены на внутренние стороны мотогондол. При этом маленькие размеры сдвижного сегмента фонаря кабины очень сильно затрудняли обзор в стороны, из-за чего у пилотов возникали проблемы при полете строем и рулежке по ВПП. Об обзоре задней полусферы речи вообще не велось.

Плохой обзор с места пилота так и остался платой за сравнительно хорошую его защищенность. Прозрачная часть фонаря кабины была изготовлена из бронестекла толщиной в 75 мм. Позади летчика была установлена бронеперегородка толщиной в 6 мм. При этом низкое расположение кресла пилота в кабине являлось причиной применения очень короткой ручки управления, которая не нравилась пилотам.

Силовая установка штурмовика состояла из 2-х моторов, расположенных на специальных рамах под крылом самолета. Первоначально на штурмовике устанавливали два 12-цилиндровых двигателя Ag-410A жидкостного охлаждения производства компании «Аргус». Однако их мощности в 465 л.с. было явно недостаточно. По этой причине, когда вермахт захватил в побежденной Франции достаточное количество двигателей GR-14 французской фирмы «Гном-Рон», которые обладали большей мощностью, они сразу же были использованы для оснащения штурмовиков Hs-129 в модификации B. Двигатели GR-14 были звездообразными двухрядными 14-цилиндровыми и развивали мощность в 700 л.с. Двигатели оснащались трехлопастными винтами «Ратье», которые имели металлические лопасти диаметром в 2,6 метра. Нижние «полуцилиндры» капотов двигателей производились из штампованных листов стали толщиной в 5 мм. Броня такой же толщины прикрывала маслорадиаторы, которые были смонтированы под корневыми частями консолей.

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129


Запас горючего самолета равнялся 610 литрам и находился в 3-х протектированных баках, из которых один емкостью в 200 литров был расположен в центральной части фюзеляжа самолета, а еще 2 бака емкостью по 205 литров в крыле с левой и правой стороны фюзеляжа. Центральный бензобак оснащался центробежной мотопомпой, которая служила для перекачивания топлива.

Стандартное вооружение штурмовика Hs-129B включало в себя 2х7,92-мм пулемета MG-17 и 2х15-20 мм пушки MG-151. Пулеметы находились в центральной части крыла вблизи бортов фюзеляжа, а пушки располагались по бортам фюзеляжа в специальных гнездах над крылом и были прикрыты обтекателями. Боезапас каждой пушки – 250 снарядов, пулеметов – 1000 патронов. Помимо этого самолет мог нести различное подвесное вооружение, в том числе 30-мм, 37-мм и даже 75-мм пушки. Управление стрельбой и перезарядка пушек были полностью электрическими. Управление стрельбой пулеметов было электрическим, перезарядка электропневматическая. Управление оружием было сосредоточено на рукоятке управления штурмовиком, имеющийся на ручке переключатель позволял вести стрельбу из всего оружия одновременно или отдельно из пулеметов или пушек.

О том насколько пилотам Hs-129 «нравился» штурмовик можно судит по следующему высказыванию одного из летчиков. «Летные характеристики штурмовика были настолько плохими, что я обеспечил себя кошмарами по ночам на долгие годы вперед! Управление рулями требовало от пилота очень больших физических усилий, по этой причине даже немного скорректировать прицел в процессе атаки получалось далеко не всегда. Коротка ручка управления самолетом почти никак не учитывала анатомическое строение летчика. Сложной была и посадка. Помимо тяжелого управления, штурмовик отличался неустойчивостью относительно всех 3-х осей во время полета в турбулентной атмосфере. Фактически у Hs-129 имеется лишь 1 плюс – это высокая вероятность, что пилот останется жив в результате жесткой посадки машины на брюхо – конструкция бронекапсулы достаточно прочна».

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129
Проверка двигателей немецкого самолета-штурмовика Хеншель Hs 129. Достаточно редкая машина (выпущено 865 самолетов), использовалась в основном на Восточном фронте с 1942 по 1945 год


Изготовление штурмовиков Hs-129 было остановлено в сентябре 1944 года. До этого времени Люфтваффе успели получить около 870 самолетов. В условиях господства в воздухе немецкой авиации этот хорошо вооруженный и бронированный штурмовик мог оказывать существенное влияние на ход боевых действий. Но его производство велось очень медленно, так что достаточная партия из 411 штурмовиков была произведена только в 1943 году, когда советская авиация уже полностью оправилась от нанесенных ей потерь.

Основными недостатками штурмовика Hs-129В были низкая скорость и отсутствие защиты от истребительных атак с задней полусферы, из-за чего самолет становился легкой добычей советских летчиков-истребителей. Несмотря на это самолет применялся немцами до начала 1945 года, некоторое количество штурмовиков находилось также на вооружении ВВС Румынии и успело повоевать как против советских, так и против немецких войск.

Немецкий «летающий танк» – штурмовик Henschel Hs 129
Советский офицер поздравляет командира зенитной батареи, сбившей румынский штурмовик немецкого производства Hs-129B-2 лейтенанта Мунтяну (Munteanu), Номер 327 (W. Номер 141263). Перед «Крестом Михая» на фюзеляже нанесена фраза «HAI FETITO» («Давай, девчонка»). А под номером на хвосте, вероятно, личная эмблема Мунтяну — череп и наклоненая кость


Летно-технические характеристики Hs.129b-2

Размеры: размах крыла – 14,2 м., длина – 9,75 м., высота – 3,25 м.
Площадь крыла – 28,9 кв. м.
Масса самолета нормальная взлетная – 4310 кг., максимальная взлетная – 5250 кг.
Запас топлива – 610 л.
Тип двигателя – 2 ПД Gnome-Rhоne 14М 4/5, мощностью 700 л.с. каждый
Максимальная скорость – 320 км/ч.
Крейсерская скорость – 265 км/ч.
Практическая дальность – 560 км.
Практический потолок – 7500 м.
Экипаж – 1 человек.
Вооружение: стандартное: 2х20-мм пушки MG-151/20, 2х7,92-мм пулемета MG-17. Подвесное до 4-х 50-кг бомб или до 96х2-кг осколочных бомб, 1х30-мм пушка МК-101 или 4х7,92-мм пулемета MG-17.

Источники информации:
-http://aviacija.dljavseh.ru/Samolety/Henschel_Hs_129.html
-http://vspomniv.ru/technics/125.htm
-http://www.airwar.ru/enc/aww2/hs129.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 33
  1. tomket 14 февраля 2013 08:40
    для пятитонного штурмовика суммарная мощность двигателя в 1400л,с, явно маловата ,Вообще гарантированно успешно он мог применяться только против танков т-26, в книге Драбкина "я дрался на т-34" часто проскальзывают воспоминания как обстреливались т-34 и шерманы,потери были только если экипажи нахожились в не танков,опытные экипажи танков разворачивались к атакующим самолетам лобовой броней ,а в дневнике Руделя вообще описывается как экипаж ИС_2 всыпал ему из зенитного пулемета так,что тот загремел в госпиталь после вылета.
  2. Сахалинец 14 февраля 2013 08:52
    По сравнению с истребителями и бомберами, штурмовик у немцев получился на редкость посредственный.
    Кстати пушка 75-мм на самолете это просто вундер-вафля, прицельно стрелять из такой мандулы на летящем со скоростью 400-500 км/ч самолете это даже не смешно.
    1. Axel 14 февраля 2013 10:58
      Цитата: Сахалинец
      По сравнению с истребителями и бомберами, штурмовик у немцев получился на редкость посредственный.

      Лада "Калина" посредственна машина получилась , а штурмовик для того времени был даже очень хорош
      Axel
      1. tomket 14 февраля 2013 13:44
        калина ничем от гетца не отличается,ни шумкой ни пластиком ни динамикой,а то что владельцы новых иномарок вынуждены ездить на то диллера из за гарантии -это и обуславливает их кажущуюся надежность.
      2. Vadivak 14 февраля 2013 14:52
        Цитата: Axel
        Лада "Калина" посредственна машина получилась , а штурмовик для того времени был даже очень хорош


        Немецкий «летающий танк» хоть бы не позорились, как на паровозном заводе самолет ни строй паровоз и получится.

        Возможность пикирования отсутствует, обзор назад и оборонительное вооружение у этого паровоза нет, а следовательно эта наглая выдумка немецких гениев была заранее обречена В этой связи показателен бой, проведенный И. Кожедубом в мае 1944-го над Яссами. Возвращаясь с задания во главе четверки истребителей, он заметил над линией фронта девять Хеншелей под прикрытием четырех Фокке-Вульфов (к тому времени немцы уже не рисковали применять штурмовики без истребительного эскорта). Несмотря на то что горючего и патронов оставалось в обрез, он решил атаковать. Приказав ведомым связать боем прикрытие, Кожедуб с двух заходов, как говорится в легкую сбил два Хеншеля Затем советские истребители спокойно вышли из боя и на последних литрах бензина вернулись на аэродром. А было бы топливо все бы там остались.
        1. лис 14 февраля 2013 21:20
          Цитата: Vadivak
          Возможность пикирования отсутствует

          вот это неправда!пикировал он очень хорошо...вплоть до встречи с землёй.
      3. Сахалинец 14 февраля 2013 15:15
        Цитата: Axel
        а штурмовик для того времени был даже очень хорош


        Раскажите о достоинствах этой победы конструкторской мысли.
        1. Vadivak 14 февраля 2013 15:48
          Цитата: Сахалинец
          Раскажите о достоинствах этой победы конструкторской мысли.


          Умел летать
      4. Dest.956 21 февраля 2013 10:02
        Вчера приехал дед к нам в сервис на "посредственной Калине". Так вот на одометре у нее 408000.Двигатель НИ РАЗУ не ремонтировался!Про Хеншели дед тоже слышал.Так то.
        Dest.956
      5. Алекс 13 октября 2013 21:19
        Цитата: Axel
        Лада "Калина" посредственна машина получилась , а штурмовик для того времени был даже очень хорош

        Ну разве что с "калиной" сравнивать lol
    2. Vadivak 14 февраля 2013 15:31
      Цитата: Сахалинец
      рицельно стрелять из такой мандулы на летящем со скоростью 400-500 км/ч самолете это даже не смешно.


      это чудо больше 320 выжать не могло, а его норма (крейсерская) 270 кстати самолетов с 37-ми-лиметровой противотанковой пушке ВК 3,7 было 10 штук и воевали они только на полигонах у штурмовика с 75-мм пушками, максимальная скорость была 250 км час то есть он едва держался в воздухе О боевом применении этих монстров немцы ничего не пишут, а значит писать, скорее всего, не о чем
    3. Iraclius 14 февраля 2013 15:34
      Сахалинец, я буду более прямолинеен и скажу коротко - машина говно! Мало того, что без трофейных движков эта хреновина так бы и осталась на земле, потому-что ни один нормальный лётчик в ЭТО (129А) бы не залез. Ну, если только под дулом пистолета. lol
      Далее - немцы сделали упор на штурмовку бронетехники с использованием ствольной артиллерии. Поскольку конкретно этот самолёт отличался отвратительной управляемостью и наведение на цель стволов было очень проблематичным.
      75-мм так и остались мечтой - при залпе самолёт клевал носом и норовил сорваться в штопор. Ни о какой прицельной стрельбе речи не шло в принципе.

      ***
      tomket, спасибо за Руделя. Не знал про этот факт, надо будет почитать. Удивительно, в противостоянии танка и штурмовика победил первый! good
  3. лехатормоз 14 февраля 2013 09:06
    ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ СКОРОСТЬ- летающая мишень для истребителя.
    лехатормоз
  4. Nester 14 февраля 2013 09:16
    Ширина кабины на уровне плеч пилота всего 60см. Это где же таких субтильных летчиков они находили? Плюс ко всему короткая РУС (которую летчики прозвали "половой член"), на которой усилия при выходе из пикирования были "на грани физических возможностей". А на цель нужно еще довернуть. В общем летчику точно не позавидуешь. Поэтому 72 уничтоженных Руффером танка, 30мм. пушкой, кажутся мне не совсем правдой.
    1. tomket 14 февраля 2013 13:41
      в авиации и космонавтике была обширная статья по поводу процента попадания в наши танки на полигонах ,так вот попадание в танк типа т-34 обычно было боооольшой случайностью ,обычно боезапас быстрее заканчивался
    2. Vadivak 14 февраля 2013 15:01
      Цитата: Nester
      Ширина кабины на уровне плеч пилота всего 60см.


      Крайне тесная и узкая бронекабина, в которой пилот ощущал себя скованным по рукам и ногам. У некоторых полеты на Хеншеле вызывали чувство клаустрофобии, граничащее с психическими расстройствами. Кроме невыносимой тесноты, испытатели отмечали никудышный боковой обзор и чрезмерные нагрузки на органах управления, затруднявшие пилотирование и сильно утомлявшие пилота. В ответ на все претензии Николаус бодро заявил, что штурмовик не предназначен для длительных полетов, а 30-40 минут можно и потерпеть.
    3. Алекс 13 октября 2013 21:29
      Цитата: Nester (1)
      Поэтому 72 уничтоженных Руффером танка, 30мм. пушкой, кажутся мне не совсем правдой.

      Ну почему, какие-нибуть Т-60 или Т-70 сверху вполне могли подвернуться. Немцы же ведь особенно в уточнениях уличены не были, так что, чем черт не шутит, может и не силь наврал. А вот другие танки так вряд-ли...
  5. avt 14 февраля 2013 09:26
    Да ,слабая машина получилась на наше счастье . Гораздо более удачное решение у них было - одна из модофикаций F-190 ,эдакий истребитель бомбардировщик .
    avt
  6. bazilio 14 февраля 2013 10:13
    С этим самолетом все справедливо- посредственный самолет, поэтому он так скажем остался в тени. При слове люфтваффе у многих сразу возникнет образ 109-ого мессера, хенкель 111, юнкерс 88, фоккер 190 ну и конечно же штука Ю87, но никак не Хеншель 129. Благо конечно что у фашистов небыло эфективных штурмовиков против бронетехники. Лаптежник, он же штука, как штурмовик был более удачным, хоть и создавали его как пекировщика.
  7. Takashi 14 февраля 2013 13:13
    на фотографиях очень похож на советский Пегас - так и не пущенный в серийное производство.
    1. Vadivak 14 февраля 2013 15:19
      Цитата: Takashi
      на фотографиях очень похож на советский Пегас


      Я конечно извиняюсь, но тогда и на Як-2 (если на него воткнуть к гримеру два швецова) . Пегас это вообще уникальный аппарат в смысле спроектирован из дерева и простой стали, имел деревянные колеса и деревянные моторамы. возможность изготовления 100 самолетов в день (при наличии движков М-11 стоял на У-2)

      Программу закрыли слишком грандиозной она представлялась : 15 тысяч самолетов, столько же летчиков, да еще 30 тысяч авиамоторов - эти цифры не всякий разум мог переварить безболезненно.
      1. алекс 241 15 февраля 2013 00:54
        ................................................................................
        .
        алекс 241
        1. gizz 13 октября 2013 22:06
          Комментатор просто образец хомяка
  8. tomket 14 февраля 2013 13:39
    Хеншель к середине войны явно стал сдавать позиции в области конструирования самолетов,выдавать такое количество посредственной техники ,посредственность которой явно видна на этапе проэктирования(двигатель гном-рон,узкая кабина и прочее прочее...) а потом еще и воплощать их в металле , тут явно попахивает вредительством германскому народу)))))
    1. Vadivak 14 февраля 2013 16:55
      Цитата: tomket
      двигатель гном-рон,


      Их просто девать некуда было, французы -то на рейх пахали всем колхозом да и довоенный задел имелся
  9. Kars 14 февраля 2013 13:49
    _____________________
    1. Kars 14 февраля 2013 13:50
      Есть хорошая монография.
  10. ymNIK1970 14 февраля 2013 15:19
    Так вот откуда уши тандерболда торчат. Ай-да американцы! Китайцы оказываются просто наивные дети belay
  11. Snoop 14 февраля 2013 18:44
    Неудачный самолет. По-моему, это у Кожедуба было - называли его "Пародия на штурмовик".
  12. wasjasibirjac 14 февраля 2013 19:54
    самолет пригодный только для действий в условиях абсолютного господства в воздухе - полное отсутствие оборонительного вооружения. на тот же Ил-2 поставили кабину воздушного стрелка. а здесь и думать невозможно. вооружени только пушечное, ни РСов, ни бомб, хорошо что такой сделали.
  13. Bosk 14 февраля 2013 22:06
    Жаль что наши Су-8 в серию непустили ...два движка М-71ф по 2200л.с, масса брони-1680кг,бомбы 600-1400(в пергруз),при полётном весе до 13380кг(пергруз) и вся эта махина летела у земли 485км. в ч., а на высоте 4600м.-550км.в ч., и ко всему этому под фюзеляжем батарея четырёх пушек 37мм или же 45мм,в консолях четыре Шкасса,один УБТ в задней сфере и один Шкасс в нижнем люке....это жесть а не машина. Для 44-го года это непросто штурмовик...это штурмовищщще!
  14. AlexMH 14 февраля 2013 22:07
    Странно, что немцы запустили столь неудачный самолет в массовое производство. Ненадежные и маломощные моторы, тесная кабина с отвратительным обзором, отсутствие заднего стрелка, слабое вооружение (разговоры пилотов о десятках уничтоженных танков - явная ложь, потому что с 37 и 75-мм пушками он еле летал, да и со штатным вооружением пикировать практически не мог, а 30-мм пушка могла подбить (но не уничтожить) Т-34 только сзади и сверху, т.е. с пикирования. Собственно, пушки Ил-2 тоже плохо подходили для борьбы с танками, но его вооружали РС-ами и ПТАБами, В условиях отсутствия господства в воздухе (т.е. с 43 года) даже "Штука" имела большие шансы на выживание, т.к. была маневреннее и имела заднего стрелка, да и кое-какую броню. Фактически пилоты этих самолетов были смертниками, особенно учитывая нелюбовь немецких истребителей к ближнему прикрытию своих бомбардировщиков. Да, и на кой ему два мотора, если на одном он все равно не летел, а медленно падал?
    AlexMH
  15. GOLUBENKO 15 февраля 2013 00:49
    "Летающий утюг", как не крути, против Ил-2 этот Не-129 даже сравнивать нетоллерантно к немцам. Сбивали Хеншели советские истребители много, часто и с удовольствием. soldier
    1. Vadivak 15 февраля 2013 08:25
      Цитата: GOLUBENKO
      против Ил-2 этот Не-129 даже сравнивать нетоллерантно

      На Ил-2 опытный летчик, а такие имелись, мог вести бой с истребителями противника


      "Немец совершенно обнаглел. Высокая скорость сейчас была для него помехой, и он выпустил шасси, чтобы уменьшить ее. Это почемуто взбесило меня. Ну, думаю, гад, я тебе не котенок.

      Резко развернул машину в сторону самолета противника, взял ручку на себя. "Мессер" в этот момент оказался прямо передо мной в прицеле. Я нажал на гашетки. Вижу, как пули вонзаются в истребитель. Кажется, проходит целая вечность. Истребитель задымил, свалился на крыло и пошел к земле...

      И мой самолет оказался в штопорном положении. Коекак выровнял машину, набрал скорость, снизился... Повреждены руль поворота и глубины, пробиты пулей водомаслорадиаторы.

      С трудом дотянул до аэродрома" (Бегельдинов Т. Я. Илы атакуют. АлмаАта, Казахстан)

      Лейтенант К.Рябов и воздушный стрелок Н.Павлов из 190-го шап 214-й шад выполнили 142 боевых самолето-вылетов, отбивая атаки немецуих истребителей сбили 4 самолета. Западный фронт, 1943г.
  16. redwar6 25 марта 2013 21:45
    Сильная машина,правда выстрел из 7,5 сбивал примерно 50 км скорости,но машина хуже от этого не становилась.
    redwar6

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня