Зенитный танк Kugelblitz – «Шаровая молния» вермахта

8
Зенитный танк Kugelblitz – «Шаровая молния» вермахта

В 1944 году на базе Panzer IV стали появляться разнообразные зенитные самоходные установки. Несмотря на то, что все эти ЗСУ отвечали требованиям вермахта, они обладали различными существенными недостатками, касающимися, в первую очередь, защиты экипажа, плотности и мощности огня.

Разработкой и производством очередной ЗСУ занимались компании Rheinmetall и Daimler-Benz. За основу был взят уже привычный Panzer IV, который к 1944 году стал рекордсменом по объемам производства и самым массовым немецким танком в ходе войны.



Новые машины именовали Flakpanzer IV. Броневая защита орудия была изготовлена в виде шара, к котором размещены две 30-мм авиационные пушки МК-103 с ленточным питанием. Также этот Flakpanzer именовался Kugelblitz (шаровая молния). Изначально в новую ЗСУ рассчитывали установить рейнметалловскую башню, которую разработали, чтобы устанавливать на подводных лодках 21 серии. Однако, весной 1944 эксперименты с новой башней шли не слишком удачно, вследствие чего к идее охладели все, кроме генерала Хайнца Гудериана, который отчетливо понимал, в каком положении находится немецкая авиация и что от атак штурмовиков его танковые дивизии вынуждены защищаться сами.



В итоге, уже в декабре 1944 года был представлен макет нового зенитного танка. Общая архитектура изделия оставалась прежней с шарообразной башней, способной поворачиваться вокруг своей оси. Для управления системой наведения предполагалось применять ручные приводы. По некоторым данным, также предусматривалась гидравлика.



Из-за сложностей с производством всего удалось выпустить от трех до пяти таких ЗСУ и несколько отдельных башен. Достоверно известно, что "шаровые молнии" участвовали в боях за Берлин в составе дополнительного дивизиона ПВО.

8 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    8 мая 2024 11:29
    Всегда думал, что Г.Гудериан был нашим тайным агентом в тылу врага.
    Всюду топил за производство морально устаревшего Pz-IV и кунстштюк на его базе. Особенно по-глупому выглядит создание Flakpanzer IV Kugelblitz с этой закрытой башней, из которой никаких истребителей-бомбардировщиков или штурмовиков не видно, пока они тебя не поразили РС.
    Гораздо проще было перевооружить уже освоенные в производстве Wirbelwind установкой Flakvierling 103/38, смонтированной на том же лафете, что и 2 cm Flakvierling 38. А открытая рубка таких установок - не недостаток, а наоборот - на то время единственный способ своевременного обнаружения целей и управления огнём.
    1. +3
      9 мая 2024 15:53
      Всюду топил за производство морально устаревшего Pz-IV и кунстштюк на его базе.

      Это неправда. Гудериан выдвинул требования к более лёгким и массовым машинам нескольких типов, в том числе ЗСУ. Старый Pz.Kpfw.IV в них не вписывался. Однако ни VK 28.01, ни проекты Porsche и Rheinmetall не дошли даже до металла, поэтому за неимением лучшего "четвёрку" так и продолжали выпускать.
      1. 0
        11 мая 2024 16:38
        Это неправда. Гудериан выдвинул требования к более лёгким и массовым машинам нескольких типов, в том числе ЗСУ. Старый Pz.Kpfw.IV в них не вписывался. Однако ни VK 28.01, ни проекты Porsche и Rheinmetall не дошли даже до металла, поэтому за неимением лучшего "четвёрку" так и продолжали выпускать.

        Увы, это - правда, Дмитрий!
        Топил, Гейн Быстроногий, и ведь прав был, собака!
        В первую половину 1943 года без Pz-IV немцам - ни как! А вот дальше и наступила расплата. Вместо развертывания производства новых машин (а для этого немцам нужно было строить свой Танкоград где-то в предгорьях Альп ещё в 1942 г.), пошло параллельное производство очередной реинкарнации Pz-IV и новой машины Pz-V , но всё на ИМЕЮЩИХСЯ мощностях, а это - тупик! Аналогично у нас И.М.Зальцман гнал в 1942 г. Т-60 параллельно с Т-70 дабы количественные показатели застили реальную картину.
        По делу: Wirbelwind - был в 1944 г. хорошо освоен в производстве, Flakvierling 103/38 и 2-cm Flakvierling 38 взаимозаменяемы, так как имеют общий лафет. Нечего было тулить горбатого к стенке, внедряя специфичную морскую установку на самоходное танковое шасси.
        1. +1
          11 мая 2024 17:05
          Добавлю: при сравнении Flakpanzer IV Kugelblitz и гипотетическом Wirbelwind Flakvierling 103/38 следует признать, что четыре ствола - лучше двух.
    2. +1
      11 мая 2024 09:53
      Виктор Ленинградец
      Вот этот "устаревший" Т-4 был "рабочей лошадкой" вермахта и весьма опасным противником для нашего Т-34, и практически ни в чём ему не уступал. Как мне сказали танкисты, единственный плюс у Т-34 - когда танк загорался, у наших была минута, чтобы покинуть его. У немцев этой минуты не было.
      Да и была ли у немцев альтернатива Т-4? Только не говорите про Тигры и Пантеры. Во сколько раз они дороже были, чем Т-4? Неудачная и сложная шахматная ходовая, очень своеобразная пушка у Пантеры, под которую нужны были уникальные снаряды. И говорят, что ОФС для Пантеры не было.
      Так что Гудериан брал то, что было, и выжимал из него максимум.
      А Т-4 - неплохой танк, обладавший резервами для модернизации - наклонная броня, торсионная подвеска, более мощное орудие и пр. И проекты более совершенной четверки были. Но мы знаем, почему они остались только проектами. И одной из очень косвенных причин было увлечение тяжелыми танками
      1. 0
        11 мая 2024 17:00
        Вот этот "устаревший" Т-4 был "рабочей лошадкой" вермахта и весьма опасным противником для нашего Т-34, и практически ни в чём ему не уступал.

        В модификации Pz-IVG и Pz-IVН - не уступает Т-34 выпуска 1943 г. в лобовой проекции, все остальное, особенно проходимость и динамика - много хуже, не говоря о приобретённой "слепоте". А главное - максимальный выпуск почти вчетверо ниже, чем у тридцатьчетвёрки.
        А Т-4 - неплохой танк, обладавший резервами для модернизации - наклонная броня, торсионная подвеска, более мощное орудие и пр. И проекты более совершенной четверки были. Но мы знаем, почему они остались только проектами. И одной из очень косвенных причин было увлечение тяжелыми танками

        Не читайте популярную литературу. Иначе вы всё будете знать, но только по верхушкам, а дьявол - в деталях.
        Pz-IVG - последняя оправданная модификация. Далее следовали только частные улучшения, за счет потери подвижности, обзорности и надёжности. Про резервы модернизации (по факту отсутствующие) лучше всего посмотреть на судьбу Pz-IV/70(V). Боевое применение показало, что перетяжелённое шасси не позволяет свободно маневрировать на местности и танкисты дали этой установке прозвище "Утка Гудериана". А в модификация Pz-IV/70(А) попытки вести бой вне дорог приводили к поломкам подвески и авариям моторно-трансмиссионной группы. Это - лучшая иллюстрация к мечтам любителям водружать "шмальтурм" с КwK-42 на шасси Pz-IV.
        1. 0
          12 мая 2024 23:20
          А как насчет торсионной подвески, как на Т-3 и наклонной брони?
          1. 0
            13 мая 2024 07:48
            А как насчет торсионной подвески, как на Т-3 и наклонной брони?

            Ответ прост: а никак.
            Немцы отказались от единого шасси Pz-III/Pz-IV не потому, что не могли слепить нечто на базе двух машин, а потому, что то, что из этого получалось - никак ни тянуло на "победителя тридцатчетверки".
            Оставались те же проблемы плохой проходимости и маневренности, недостаточности вооружения в ближайшей перспективе, но самое главное - отсутствии возможности выпуска этой машины в сопоставимых количествах с Т-34.
            С инженерной точки зрения можно было перейти на удлинение базового шасси Pz-III с шести до семи катков в ряду и установить подбашенную коробку. Но ни трансмиссия, ни двигатель не потянули бы потяжелевшую машину. Так что особых альтернатив у немцев не было.
            На всякий случай, я поклонником Pz-V не являюсь. Считаю эту машину крайне неудачным танком-истребителем, непригодным ни для прорывов, ни для поддержки пехоты, что собственно и подтвердил ход боевых действий.
            Немцам в 1943 году нужен был танк с подвижностью чуть получше Тигра, с его уровнем защиты и 105-мм пушкой умеренной баллистики с унитарным заряжанием (например на базе SKC-32). И всё это в пределах 50 тонн. Но на существующих мощностях выпуск таких машин составил бы не более 600 шт. в месяц, что крайне мало.