Зенитный танк Kugelblitz – «Шаровая молния» вермахта

9
Зенитный танк Kugelblitz – «Шаровая молния» вермахта

В 1944 году на базе Panzer IV стали появляться разнообразные зенитные самоходные установки. Несмотря на то, что все эти ЗСУ отвечали требованиям вермахта, они обладали различными существенными недостатками, касающимися, в первую очередь, защиты экипажа, плотности и мощности огня.

Разработкой и производством очередной ЗСУ занимались компании Rheinmetall и Daimler-Benz. За основу был взят уже привычный Panzer IV, который к 1944 году стал рекордсменом по объемам производства и самым массовым немецким танком в ходе войны.



Новые машины именовали Flakpanzer IV. Броневая защита орудия была изготовлена в виде шара, к котором размещены две 30-мм авиационные пушки МК-103 с ленточным питанием. Также этот Flakpanzer именовался Kugelblitz (шаровая молния). Изначально в новую ЗСУ рассчитывали установить рейнметалловскую башню, которую разработали, чтобы устанавливать на подводных лодках 21 серии. Однако, весной 1944 эксперименты с новой башней шли не слишком удачно, вследствие чего к идее охладели все, кроме генерала Хайнца Гудериана, который отчетливо понимал, в каком положении находится немецкая авиация и что от атак штурмовиков его танковые дивизии вынуждены защищаться сами.



В итоге, уже в декабре 1944 года был представлен макет нового зенитного танка. Общая архитектура изделия оставалась прежней с шарообразной башней, способной поворачиваться вокруг своей оси. Для управления системой наведения предполагалось применять ручные приводы. По некоторым данным, также предусматривалась гидравлика.



Из-за сложностей с производством всего удалось выпустить от трех до пяти таких ЗСУ и несколько отдельных башен. Достоверно известно, что "шаровые молнии" участвовали в боях за Берлин в составе дополнительного дивизиона ПВО.

9 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -3
    8 мая 2024 11:29
    Всегда думал, что Г.Гудериан был нашим тайным агентом в тылу врага.
    Всюду топил за производство морально устаревшего Pz-IV и кунстштюк на его базе. Особенно по-глупому выглядит создание Flakpanzer IV Kugelblitz с этой закрытой башней, из которой никаких истребителей-бомбардировщиков или штурмовиков не видно, пока они тебя не поразили РС.
    Гораздо проще было перевооружить уже освоенные в производстве Wirbelwind установкой Flakvierling 103/38, смонтированной на том же лафете, что и 2 cm Flakvierling 38. А открытая рубка таких установок - не недостаток, а наоборот - на то время единственный способ своевременного обнаружения целей и управления огнём.
    1. +3
      9 мая 2024 15:53
      Всюду топил за производство морально устаревшего Pz-IV и кунстштюк на его базе.

      Это неправда. Гудериан выдвинул требования к более лёгким и массовым машинам нескольких типов, в том числе ЗСУ. Старый Pz.Kpfw.IV в них не вписывался. Однако ни VK 28.01, ни проекты Porsche и Rheinmetall не дошли даже до металла, поэтому за неимением лучшего "четвёрку" так и продолжали выпускать.
      1. 0
        11 мая 2024 16:38
        Это неправда. Гудериан выдвинул требования к более лёгким и массовым машинам нескольких типов, в том числе ЗСУ. Старый Pz.Kpfw.IV в них не вписывался. Однако ни VK 28.01, ни проекты Porsche и Rheinmetall не дошли даже до металла, поэтому за неимением лучшего "четвёрку" так и продолжали выпускать.

        Увы, это - правда, Дмитрий!
        Топил, Гейн Быстроногий, и ведь прав был, собака!
        В первую половину 1943 года без Pz-IV немцам - ни как! А вот дальше и наступила расплата. Вместо развертывания производства новых машин (а для этого немцам нужно было строить свой Танкоград где-то в предгорьях Альп ещё в 1942 г.), пошло параллельное производство очередной реинкарнации Pz-IV и новой машины Pz-V , но всё на ИМЕЮЩИХСЯ мощностях, а это - тупик! Аналогично у нас И.М.Зальцман гнал в 1942 г. Т-60 параллельно с Т-70 дабы количественные показатели застили реальную картину.
        По делу: Wirbelwind - был в 1944 г. хорошо освоен в производстве, Flakvierling 103/38 и 2-cm Flakvierling 38 взаимозаменяемы, так как имеют общий лафет. Нечего было тулить горбатого к стенке, внедряя специфичную морскую установку на самоходное танковое шасси.
        1. +1
          11 мая 2024 17:05
          Добавлю: при сравнении Flakpanzer IV Kugelblitz и гипотетическом Wirbelwind Flakvierling 103/38 следует признать, что четыре ствола - лучше двух.
    2. +1
      11 мая 2024 09:53
      Виктор Ленинградец
      Вот этот "устаревший" Т-4 был "рабочей лошадкой" вермахта и весьма опасным противником для нашего Т-34, и практически ни в чём ему не уступал. Как мне сказали танкисты, единственный плюс у Т-34 - когда танк загорался, у наших была минута, чтобы покинуть его. У немцев этой минуты не было.
      Да и была ли у немцев альтернатива Т-4? Только не говорите про Тигры и Пантеры. Во сколько раз они дороже были, чем Т-4? Неудачная и сложная шахматная ходовая, очень своеобразная пушка у Пантеры, под которую нужны были уникальные снаряды. И говорят, что ОФС для Пантеры не было.
      Так что Гудериан брал то, что было, и выжимал из него максимум.
      А Т-4 - неплохой танк, обладавший резервами для модернизации - наклонная броня, торсионная подвеска, более мощное орудие и пр. И проекты более совершенной четверки были. Но мы знаем, почему они остались только проектами. И одной из очень косвенных причин было увлечение тяжелыми танками
      1. 0
        11 мая 2024 17:00
        Вот этот "устаревший" Т-4 был "рабочей лошадкой" вермахта и весьма опасным противником для нашего Т-34, и практически ни в чём ему не уступал.

        В модификации Pz-IVG и Pz-IVН - не уступает Т-34 выпуска 1943 г. в лобовой проекции, все остальное, особенно проходимость и динамика - много хуже, не говоря о приобретённой "слепоте". А главное - максимальный выпуск почти вчетверо ниже, чем у тридцатьчетвёрки.
        А Т-4 - неплохой танк, обладавший резервами для модернизации - наклонная броня, торсионная подвеска, более мощное орудие и пр. И проекты более совершенной четверки были. Но мы знаем, почему они остались только проектами. И одной из очень косвенных причин было увлечение тяжелыми танками

        Не читайте популярную литературу. Иначе вы всё будете знать, но только по верхушкам, а дьявол - в деталях.
        Pz-IVG - последняя оправданная модификация. Далее следовали только частные улучшения, за счет потери подвижности, обзорности и надёжности. Про резервы модернизации (по факту отсутствующие) лучше всего посмотреть на судьбу Pz-IV/70(V). Боевое применение показало, что перетяжелённое шасси не позволяет свободно маневрировать на местности и танкисты дали этой установке прозвище "Утка Гудериана". А в модификация Pz-IV/70(А) попытки вести бой вне дорог приводили к поломкам подвески и авариям моторно-трансмиссионной группы. Это - лучшая иллюстрация к мечтам любителям водружать "шмальтурм" с КwK-42 на шасси Pz-IV.
        1. 0
          12 мая 2024 23:20
          А как насчет торсионной подвески, как на Т-3 и наклонной брони?
          1. 0
            13 мая 2024 07:48
            А как насчет торсионной подвески, как на Т-3 и наклонной брони?

            Ответ прост: а никак.
            Немцы отказались от единого шасси Pz-III/Pz-IV не потому, что не могли слепить нечто на базе двух машин, а потому, что то, что из этого получалось - никак ни тянуло на "победителя тридцатчетверки".
            Оставались те же проблемы плохой проходимости и маневренности, недостаточности вооружения в ближайшей перспективе, но самое главное - отсутствии возможности выпуска этой машины в сопоставимых количествах с Т-34.
            С инженерной точки зрения можно было перейти на удлинение базового шасси Pz-III с шести до семи катков в ряду и установить подбашенную коробку. Но ни трансмиссия, ни двигатель не потянули бы потяжелевшую машину. Так что особых альтернатив у немцев не было.
            На всякий случай, я поклонником Pz-V не являюсь. Считаю эту машину крайне неудачным танком-истребителем, непригодным ни для прорывов, ни для поддержки пехоты, что собственно и подтвердил ход боевых действий.
            Немцам в 1943 году нужен был танк с подвижностью чуть получше Тигра, с его уровнем защиты и 105-мм пушкой умеренной баллистики с унитарным заряжанием (например на базе SKC-32). И всё это в пределах 50 тонн. Но на существующих мощностях выпуск таких машин составил бы не более 600 шт. в месяц, что крайне мало.
  2. 0
    16 июня 2024 21:39
    Interesting arrangement for the crewed module. Now if there were a way to detect incoming large shells or rockets and an mechanism to eject the crew module before impact that could save lives.

    Such units could be very lightly armored and be on duty against fpv drones and also act as a machine gun nest and for general purpose.