Ключевые решения и компоненты: как создавалась БМ-13 «Катюша»

26
Ключевые решения и компоненты: как создавалась БМ-13 «Катюша»
Серийная установка БМ-13 на шасси ЗИС-6


Гвардейский реактивный миномет БМ-13 «Катюша», активно применявшийся в годы Великой Отечественной войны, заслуженно носит почетное звание Оружия Победы. Он показывал высокие тактико-технические характеристики и имел особые боевые возможности. Появление такого оружия стало возможным благодаря длительной и успешной работе советских специалистов, сумевших решить ряд важных технических и технологических задач.



От идеи до серии


В 1938 г. на вооружение авиации РККА были приняты первые отечественные реактивные снаряды. Тогда же появилась идея переноса подобного оружия на наземную платформу для усиления артиллерии. В июне 1938 г. Артиллерийское управление РККА направило в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) тактико-технические требования к подобному образцу.

В основу нового проекта легли имеющиеся наработки по теме авиационных ракет. На первых этапах речь шла о доработке подобных изделий с учетом новых требований. В дальнейшем исходная конструкция снарядов серьезно изменялась тем или иным образом.

На рубеже десятилетий проект перспективного гвардейского миномета дошел до стадии сборки и предварительных испытаний опытной техники. При помощи прототипов отрабатывались разные особенности конструкции снаряда и пусковой установки для него. На этом этапе были определены основные особенности облика новой техники, впоследствии остававшиеся неизменными.


Снаряд М-13 базовой модификации

Испытания и доводка конструкции продолжались до июня 1941 г. Постановление о запуске производства и начале эксплуатации новой боевой машины БМ-13 со снарядом М-13 вышло буквально накануне нападения Германии. В соответствии с этим документом была подготовлена первая экспериментальная батарея гвардейских минометов. Уже 14 июля подразделение под командованием капитана Ивана Флерова впервые открыло огонь по врагу.

В дальнейшем система БМ-13 строилась крупной серией, а также неоднократно модернизировалась. Менялись базовые шасси и дорабатывалась пусковая установка. Отдельным направлением стало обновление и улучшение реактивных снарядов. Всего за время Великой Отечественной построили и отправили на фронт более 6,8 тыс. реактивных минометов, а также миллионы снарядов для них. Кроме того, на основе идей БМ-13 было создано несколько новых образцов схожего облика.

Гвардейские реактивные минометы активно применялись на всех участках фронта. Они дополняли гаубичную артиллерию и применялись для нанесения ударов по переднему краю и ближним тылам противника. Массированный обстрел реактивными снарядами с достаточно тяжелой боевой частью наносил большой урон врагу, а также оказывал психологическое воздействие. Боевое применение БМ-13 и других образцов получило высокую оценку, что в дальнейшем поспособствовало появлению линейки новых РСЗО.


БМ-13 на шасси СТЗ-5-НАТИ

Вопрос снарядов


Ключевой составляющей проекта БМ-13 было создание реактивного снаряда. От решения этой задачи зависел результат всего проекта, и с ней успешно справились. Разработкой будущего изделия М-13 занимались в РНИИ и НИИ-6. Тот или иной вклад в общий результат внесли А.Г. Костиков, Б.М. Слонимер, В.Г. Галковский, И.И. Гвай, В.В. Аборенков и др.

Изначально за основу для будущего снаряда М-13 взяли недавно созданную авиационную ракету РС-132. При этом главной задачей стало увеличение дальности полета. Авиационный снаряд при пуске с земли летел лишь на 6 км, что посчитали недостаточным.

В результате технического поиска коллектив РНИИ и НИИ-6 нашел возможность почти вдвое увеличить массу твердого ракетного топлива в двигателе снаряда. Эту задачу решили путем увеличения длины шашек при сохранении прежнего диаметра и иных особенностей. При этом пришлось усовершенствовать технологии изготовления шашек.

Также понадобилась доработка корпуса двигателя и ракеты в целом. За счет обновленного двигателя боеприпас стал длиннее – 1,4 м против исходных 845 мм, а его масса выросла до 42,3 кг при боевой части в 22 кг. С учетом опыта испытаний и эксплуатации РС-132, новый М-13 получил более жесткий стабилизатор, повысивший точность стрельбы. Дальность пуска достигла 8,5 км.


"Катюши" на шасси "Студебекер", 1944 г.

В дальнейшем снаряд М-13 неоднократно дорабатывался. Для повышения характеристик или для сохранения производства в тяжелых условиях заменяли сорта пороха, корректировали конструкцию ракеты и т.д. В частности, был создан боеприпас улучшенной кучности М-13УК, имевший боковые сопла для раскрутки и стабилизации вращением. Также представляет интерес снаряд М-13ДД с удвоенным двигателем, обеспечившим дальность пуска ок. 11,8 км.

Способ запуска


Снаряды РС-82 и РС-132 запускались с балочной направляющей под крылом самолета-носителя. Новые боеприпасы серии М-13 должны были взлетать схожим образом. Однако разработка пусковой установки оптимального облика оказалась непростой задачей. Предлагалось несколько вариантов такого агрегата, и до серии дошел наиболее удачный.

На ранних стадиях разработки, уже летом 1938 г., И.И. Гвай предложил пусковую установку на 24 ракеты. Ее выполнили на основе базовых направляющих длиной 2,5 м, аналогичных авиационным. Направляющие размещались на общей раме и устанавливались поперек базового шасси. Такая компоновка давала большой боекомплект, обеспечивала удобство эксплуатации и спасала агрегаты автомобиля-носителя от воздействия реактивных газов. Однако имеющиеся направляющие оказались слишком короткими для обеспечения требуемой точности и кучности стрельбы.


Послевоенная модификация БМ-13НМ на шасси ЗИС-151

Позже В.Г. Галковский предложил более удачную конструкцию пусковой установки. Он использовал направляющие длиной по 5 м на общей раме и разместил их вдоль оси машины-носителя. В габаритах доступных автомобильных шасси удавалось поместить восемь направляющих. При этом каждая из них могла нести два снаряда, и общий боекомплект имел вполне приемлемые размеры.

Пусковая установка Галковского после некоторых доработок и улучшения конструкции была доведена до серии. В дальнейшем она не претерпевала значительных изменений и использовалась на всех модификациях БМ-13, обеспечивая пуски снарядов любых моделей и вариантов.

Автомобиль-носитель


С самого начала предполагалось, что перспективный реактивный миномет будет самоходным. Наилучшее сочетание боевых качеств и мобильности должно было дать автомобильное шасси. Сначала в качестве носителя пусковой установки рассматривались грузовые автомобили ЗИС-5 и ЗИС-6. На их базе были выполнены ранние опытные образцы. В дальнейшем серийное производство БМ-13 развернули с применением шасси ЗИС-6.

Впрочем, уже осенью 1941 г. пришлось искать альтернативные варианты. БМ-13 военного выпуска могли строиться на любых доступных шасси с подходящими характеристиками. К примеру, достаточно крупной серией выпускался миномет на базе гусеничного артиллерийского тягача СТЗ-5-НАТИ.


"Катюша" на базе грузовика ЗИЛ-157

Поставки иностранной техники по программе ленд-лиза улучшили ситуацию с выпуском БМ-13. Реактивные минометы стали строить на импортных шасси разных моделей. Лучше всего в этом качестве показал себя грузовик Studebaker US6. В апреле 1943 г. именно этот вариант боевой машины был обозначен как «нормализованный» – БМ-13Н. За все время на базе «Студебекера» собрали больше половины от всех установок БМ-13 на колесных шасси.

В послевоенный период реактивные минометы получили новую базу. Пусковые установки и приборы управления переносились на современные грузовики, такие как ЗИС-151 или ЗИЛ-157. За счет этого улучшалась мобильность машины, а также упрощалась эксплуатация за счет унификации с остальным автопарком армии.

Правильные решения


Разработка будущего реактивного миномета БМ-13, известного также как «Катюша», заняла несколько лет и потребовала привлечения нескольких организаций разного профиля. За время разработки конструкторы и ученые перебрали массу различных решений и сформировали оптимальный облик боевой машины, а также нашли необходимые технологии для производства системы и отдельных ее компонентов.

Результатом длительного и сложного процесса разработки, объединившего несколько сфер и отраслей, стало появление удачного и высокоэффективного образца техники. Уже в первые недели Великой Отечественной войны новые БМ-13 продемонстрировали свои основные возможности, и в дальнейшем артиллерия РККА активно использовала такие боевые машины, приближая победу.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
  2. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
    2. Комментарий был удален.
      1. Комментарий был удален.
        1. Комментарий был удален.
    3. Комментарий был удален.
  3. +6
    9 мая 2024 09:01
    У "катюш" было немало недостатков, но одно преимущество: маневренность автомобильного шасси. Такую подвижность имели только легкие орудия и танки. Тяжелые пушки тащили с/х трактора медленно и печально. А вот тогдашние РСЗО могли хотя бы встретить еще не закрепившегося врага залпами.
    1. -5
      9 мая 2024 09:38
      Можно вместо направляющих использовать трубы, вместо ракет мины и этот многоствольный миномет возить на машине ,а для стрельбы ставить его на землю, минометный способ разгона снаряда много эффективней чем ракетный из наклонной трубы , пороха для метания расходуется в несколько раз меньше
      1. +5
        9 мая 2024 10:44
        Цитата: agond
        для стрельбы ставить его на землю,

        Что сразу снизит мобильность. Опора на землю требует подготовки опорной площадки, и повышает угол наклона стрельбы.
      2. +2
        9 мая 2024 17:50
        Цитата: agond
        Можно вместо направляющих использовать трубы, вместо ракет мины и

        получим, собственно, миномет.

        Цитата: agond
        и этот многоствольный миномет

        А зачем ему быть многоствольным? У обычного 120-мм миномета скорострельность, при натасканном расчете, 15 выстрелов в минуту.
  4. -6
    9 мая 2024 09:46
    Секреты создания Катюши в своё время раскрыл писатель Голованов. Он и рассказал, как создателей этого оружия упекли в кичу, а наградили назначенцев малосвязанных с проектом.
    1. +3
      9 мая 2024 13:07
      Если бы в кичу. Клейменова и Лангемака расстреляли практически одновременно с принятием Катюши на вооружение.
      1. +4
        9 мая 2024 13:32
        Следователей НКВД тоже потом расстреляли. И даже наркома Ежова расстреляли.

        Да и учёные не были ангелами, писали доносы друг на друга. И те же Королев и Лангемак, только не всем одинаково повезло. Королева вернул из Магаданской области прокурор Вышинский. (Который, кстати, в 1917 подписал ордер на арест Ленина.)

        Таковы нравы общества, что или приходится через одного расстреливать или свою страну сами разворуют, а секреты продадут на Запад .... Ведь на деле-то этим в итоге все и закончилось.....

        И так нельзя и наоборот нельзя.... Это называется словом :"исторический тупик".... Могут только друг друга обкакать, обгадить, подставить и больше ничего.

        Читал мемуары генерала Гудериана "Воспоминания солдата". Автор такие дифирамбы поет своим коллегам и учителям, что можно подумать будто они все были достойнейшими рыцарями, а не армией убийц.

        Достойное отношение друг к другу-единственное, что открывает народу дорогу в будущее. Кто сего не имеет--на мусорную кучу !
        1. +4
          9 мая 2024 14:50
          Да и учёные не были ангелами, писали доносы друг на друга. И те же Королев и Лангемак, только не всем одинаково повезло.

          не нужно сочинять. Не писал Королев никаких доносов.
          Следователь, который вел дело Королева спокойно дожил до старости в почете и уважении, а когда его спросили, сказал, что не помнит никакого Королева.
  5. Комментарий был удален.
  6. 0
    9 мая 2024 12:39
    Почему не использовали небольшой наклон стабилизаторов для медленного кручения , как в современных "Градах" ? Именно так и устраняется несоосность тяги двигателя . Снаряд движется по небольшой спирали , а не отклоняется постоянно в какую-то одну сторону . Вроде решение-то очевидное .
    1. +2
      9 мая 2024 13:20
      Почему не использовали небольшой наклон стабилизаторов для медленного кручения , как в современных "Градах" ? Именно так и устраняется несоосность тяги двигателя . Снаряд движется по небольшой спирали , а не отклоняется постоянно в какую-то одну сторону . Вроде решение-то очевидное .

      Потому что Реактивный институт был разгромлен репрессиями, как детище Тухачевского, а Клейменова и Лангемака просто расстреляли. В результате за все время войны из этого института ничего путного больше не вышло.
      Разлет у снарядов Катюши был сотни метров даже на небольших дистанциях, и залп выглядел скорее эффектно, чем эффективно.
      А после войны сначала скопировали немецкие трубчатые пусковые, а потом американские установки , по образцу Калиопы, вот они и стали предшественниками Града, где это было реализовано...
      1. +3
        9 мая 2024 13:42
        Да никто не копировал . И это "петарды" с дальностью 1- 5 км и слабой взрывчатой начинкой . Вдобавок с глупым принципом стабилизации вращением, сжиравшим дальность . У Града весь фокус в складывающихся стабилизаторах . А трубы просто уменьшали габариты пакета . А изюминка как раз в МЕДЛЕННОМ вращении за счёт аэродинамики . Для устранения эффекта нессиметричности и несоосности достаточно . Так что ничего лучше БМ-13, а уж тем более 30-ток не было .
        1. +1
          9 мая 2024 14:47
          Тем не менее, за всю войну, в разгромленном Реактивном институте создать трубчатые направляющие не смогли. Хотя они были у немцев и союзников.
          И у Калиопы стабилизация полета была наклоном стабилизаторов
          1. -2
            9 мая 2024 16:06
            Цитата: solar
            в разгромленном Реактивном институте создать трубчатые направляющие не смогли

            Представляю, сидит целый Реактивный институт и думает: "А что это такое - трубы? Как их создать?"
            1. +2
              9 мая 2024 16:36
              А что там представлять, они трубчатые направляющие так и не создали, хотя это, по вашему, так просто было.
              Как и раскладывающиеся стабилизаторы.
              В результате институт закрыли и уже после войны совсем другие организации сделали сначала рсзо М-14 с короткими трубчатыми направляющими, а потом по американскому образцу и М-21 с трубчатыми направляющими и раскладывающимися стабилизаторами.
              Конечно, это были не прямые копии, скорее потомки немецких и американских систем. От Катюши в них не было ничего.
              1. -1
                9 мая 2024 16:41
                Цитата: solar
                А что там представлять, они трубчатые направляющие так и не создали

                Ну, тут железная логика: раз не создали - значит, не смогли.
                1. +1
                  9 мая 2024 16:42
                  Да. Не смогли в тот момент, когда это было востребовано. Немцы и американцы смогли.
                  1. 0
                    9 мая 2024 16:43
                    Цитата: solar
                    Да. Не смогли в тот момент, когда это было востребовано.

                    Осталось доказать, что кто-то с них это в то время "востребовал".
        2. +4
          9 мая 2024 16:04
          Цитата: dauria
          И это "петарды" с дальностью 1- 5 км и слабой взрывчатой начинкой .

          Если вы это про Небельверфер, то у него была особенность - мина была рассчитана не на фугасное, а на осколочное действие. Боевая часть находилась в хвосте, и при попадании взрывалась над землей, обеспечивая эффективный разлет осколков.

          Причем, если правда, что Небельверфер был изначально рассчитан на химическое оружие, то получается, что такая конструкция мины была создана именно под распыление отравляющих веществ, а под осколочную БЧ её просто доработали. Удачное стечение обстоятельств, так сказать.
          1. +1
            9 мая 2024 16:41
            Небельверфер это не единственная немецкая рсзо.
            Был и Panzerwerfer, который послужил образцом для М-14.
      2. 0
        9 мая 2024 14:04
        Вот у М-31-УК (данные 1944 года) медленное вращение за счёт стабилизаторов в 16 оборотов в сек уже было .
        1. +2
          9 мая 2024 14:29
          М-31- это снаряд 300 мм, а не Катюши. И в М-31УК стояли специальные штуцеры, которые раскручивали снаряд за счет реактивной тяги.
  7. Комментарий был удален.
  8. Комментарий был удален.
  9. Комментарий был удален.
  10. 0
    10 мая 2024 05:10
    В третий раз пишу коммент к статье. Удаляют, не понятно почему
    Решил повторить мой удаленный коммент.
    1. Статья не о чем. 152 мм гораздо лучше Катюш, но в СССР не было тягача, который мог гнать 30-40 км в час. Катюша хоть как-то его компенсировала.
    2. Главное, мы русские или смекалкой или умом берем. Поэтому использовали макаронную фабрику для производства топлива для Катюш. Но суровый тевтонский гений до этого додуматься не смог.

    За Родину, за Сталина!
    1. +1
      10 мая 2024 06:24
      А я за 2 удаленных коммента к этой статье получил бан! drinks
      1. 0
        10 мая 2024 07:13
        drinks
        Я уже на работе. Пиво уже в желудке.
        Рад общению!
        1. 0
          11 мая 2024 18:28
          Я уже на работе. Пиво уже в желудке.
          Хорошая работа в Саратовском универе. Аж завидно! drinks
  11. 0
    11 мая 2024 18:27
    был создан боеприпас улучшенной кучности М-13УК, имевший боковые сопла для раскрутки и стабилизации вращением.
    Стабилизация вращением начинается при скорости вращения несколько сотен оборотов в секунду и выше. Здесь работал принцип "проворота". когда несимметричность изготовления сопла и установки стабилизаторов осреднялись при вращении около десятка оборотов в секунду. Метод был предложен и реализован в ЦАГИ академиком С. А. Христиановичем. Кстати, во время гражданской войны он был беспризорником.