Тяжелый танк ИС-1. Малосерийный, но важный

39
Тяжелый танк ИС-1. Малосерийный, но важный
Опытный танк КВ-13


В 1943 г. на вооружение РККА поступил новейший тяжелый танк ИС-1. Изначально он создавался в качестве глубокой модернизации поздних машин серии КВ и должен был иметь соответствующую конструкцию. Однако дальнейшее развитие проекта привлекло к появлению и накоплению разнообразных отличий, в результате чего ИС-1 мог считаться совершенно новой разработкой. Кроме того, эта машина стала первой в новом семействе тяжелых танков с повышенными характеристиками.



В порядке модернизации


На рубеже 1942-43 гг. Специальное КБ Челябинского Кировского завода во главе с Ж.Я. Котиным занималось проектом КВ-13. Очередной танк серии «Климент Ворошилов» отличался от предшественников рядом радикальных нововведений и фактически был совершенно новой машиной. Кроме того, уже на этом этапе впервые появилось новое обозначение серии тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин»). К концу января 1943 г. успели изготовить и вывести на испытания первые опытные образцы КВ-13.

В этот период РККА впервые столкнулась с новыми немецкими тяжелыми танками PzKpfw VI Tiger, и такая угроза требовала реакции. Уже в феврале 1943 г. Главное бронетанковое управление РККА выступило с предложением о разработке собственного тяжелого танка, защищенного от снарядов 88-мм немецких пушек. Для ускорения работ за основу для него предложили взять два строящихся прототипа КВ-13. Кроме того, к новому проекту перешло и название ИС.

В течение нескольких следующих недель заказчик требовал представить на испытания два опытных танка. Изделие с рабочим обозначением ИС-1 или «Объект 233» должно было получить 76-мм пушку Ф-34, а на ИС-2 («Объект 234») следовало установить 122-мм гаубицу У-11. Два прототипа были достроены уже 8 марта, и в течение нескольких следующих дней их последовательно вывели на предварительные испытания. Полноценная проверка техники прошла в марте-апреле.


Танки "Объект 234" (ИС-2) и "Объект 233" (ИС-1), апрель 1943 г.

В ходе испытаний танки «233» и «234» в целом подтвердили расчетные характеристики и продемонстрировали потенциал нового вооружения. В то же время, были выявлены недочеты конструкции для дальнейшего исправления. Кроме того, ЧКЗ при участии ряда организаций приступил к подготовке производства новых бронемашин.

Крупное обновление



На стадии разработки и испытаний опытной техники корректировались требования к новому танку и изменялся его облик. В частности, перепроектировали лобовую часть корпуса, доведя ее максимальную толщину до 120 мм. Проводившиеся в той период испытания трофейной немецкой техники подтвердили правильность таких мер и соответствие актуальным угрозам.

5 мая 1943 г. состоялось заседание Государственного комитета обороны, на котором обсудили результаты испытаний трофейного немецкого «Тигра». По итогам заседания приняли постановление об усилении артиллерийского вооружения отечественных танков и САУ. В соответствии с этим документом, к середине июня промышленность должна была изготовить опытные танки ИС и КВ-1С с новым оружием в виде 85-мм пушки с зенитной баллистикой.

Исполняя постановление ГКО, в СКБ ЧКЗ приступили к доработке существующего проекта ИС. Оказалось, что орудие нового типа требует увеличить диаметр погона, для чего придется удлинить корпус. Также требовалась башня увеличенного размера, в которой можно было разместить орудие С-31 разработки Главного артиллерийского КБ или Д-5Т от завода №9.

Такой вариант тяжелого танка назвали «Объектом 237» или ИС-3 – как третий прототип новой серии. Также в документах фигурировало название ИС-85, указывавшее на калибр вооружения.

Разработка и строительство двух опытных танков ИС-3 / ИС-85 продолжались до конца июня. В начале июля на испытания вывели первый из них, а в середине месяца на полигон отправился второй. В ходе испытаний лучше себя показал ИС-3 с пушкой Д-5Т, и его допустили к государственным испытаниям. Также на следующий этап проверки допустили модернизированный танк КВ с аналогичным вооружением.


"Объект 233" с пушкой Ф-34

В серии и на вооружении


Государственные испытания тяжелых танков КВ и ИС с пушкой Д-5Т провели 2-8 августа. Сразу после их завершения вышло постановление ГКО о запуске производства КВ-85. Аналогичный документ, запускавший производство ИС-85 / ИС-1, появился в первых числах сентября. Впрочем, к этому времени ЧКЗ не успел подготовить производство, и ему разрешили продолжать выпуск КВ с Д-5Т. Кроме того, тем же постановлением запустили разработку следующего танка «Иосиф Сталин» с 122-мм орудием. Впоследствии этот объект получил индекс ИС-2.

Подготовка производства нового танка ИС-1 потребовала больше времени, чем изначально планировалось. Из-за этого первые машины нового типа в количестве 2 ед. вышли из сборочного цеха в октябре 1943 г. Впрочем, вскоре набрали необходимый темп, и до конца года собрали более 60 танков. В январе 1944-го сдали заказчику еще одну партию из 40 ед.

Разработка объекта ИС-2 не заняла много времени, и его удалось поставить в серию уже в ноябре 1943 г. Следующие месяцы ушли на отладку производства и выход на требуемые темпы. В связи с успехом этих работ, в начале 1944 г. было принято решение о завершении выпуска изделий ИС-1 в пользу более совершенных ИС-2 с орудием иного калибра. Вскоре после этого было свернуто и производство пушек Д-5Т.

Танки ИС-1 поступили в несколько соединений РККА и достаточно активно применялись на разных участках фронта. Эксплуатация показала положительные качества новой конструкции, но принципиальные преимущества перед тяжелыми танками противника продемонстрировать не удалось. Подобные выводы, сделанные по итогам эксплуатации, подтвердили необходимость перехода к производству танка ИС-2 с более мощным орудием.


Опытный "Объект" 237" / ИС-1 / ИС-85

Последние эпизоды боевого применения ИС-1 относятся к осени 1944 г. 1-й гвардейский танковый полк использовал эту технику в Восточно-Карпатской операции. В дальнейшем оставшиеся машины вывели в резерв и заменили более новыми ИС-2. При этом от ИС-1 не отказались. Порядка полусотни таких танков оставалось в частях, как минимум, до 1950 г.

Новые решения


С точки зрения общей архитектуры тяжелый танк ИС-1 в серийном облике принципиально не отличался от КВ-13, на основе которого создавался. Также сохранили некоторые технические решения и элементы конструкции. При этом не обошлось без нововведений разного масштаба, которые определили уровень тактико-технических характеристик и боевых качеств.

Корпус ИС-1 имел дифференцированное бронирование и состоял из литой лобовой детали и набора катаных листов. Погон большего диаметра потребовал увеличить подбашенную коробку и изменить форму лобовой детали, а также изменить расположение внутренних агрегатов. Лоб корпуса имел толщину 100-120 мм, за счет чего обеспечивался требуемый заказчиком уровень защиты. Кроме того, длина корпуса в сравнении с КВ-13 увеличилась на 420 мм. Башню разработали специально для нового танка. Ее литое бронирование имело толщину до 100 мм и по уровню защиты было похоже на корпус.

Силовая установка и трансмиссия не претерпели принципиальных изменений, но были перестроены с применением актуальных агрегатов. Танк ИС-1 получил двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с. с обновленной механической трансмиссией. Ходовую часть от КВ-13 перекомпоновали и дополнили шестой парой опорных катков с торсионной подвеской. Опорная поверхность гусеницы при этом выросла на 575 мм. При всем этом, рост боевой массы до 44 т привел к сокращению удельной мощности и соответствующему ухудшению ходовых качеств.

Принципиальным нововведением «Объекта 237» стало орудие Д-5Т. Это была пушка калибром 85 мм с нарезным стволом длиной 51,6 клб. Использовался вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Пушка размещалась на цапфах и имела приводы тонкой горизонтальной наводки, а также механизм вертикального наведения в пределах от -5° до +25°.


Серийный ИС-2 в Восточной Пруссии, январь 1945 г.

Боекомплект орудия включал 59 унитарных выстрелов со снарядами четырех типов. Для поражения бронетехники предлагались тупоголовый бронебойно-трассирующий снаряд БР-365, остроголовый бронебойно-трассирующий БР-365К и подкалиберный катушечного типа БР-365П. Бронебойно-трассирующие снаряды имели начальную скорость до 800 м/с и с дистанции 500 м пробивали не менее 100-110 мм брони. Более легкий БР-365П имел скорость 1050 м/с и на той же дальности пробивал 140 мм брони. Также имелся осколочный снаряд О-365 с 741 г взрывчатого вещества.

Набор средств управления огнем в целом был стандартным для советских танков того времени. Наводчик располагал телескопическим прицелом 10Т-15 и перископическим ПТ4-15 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Командир и наводчик имели несколько перископов для наблюдения. Также экипаж имел танковое переговорное устройство на 4 пользователей. Для внешней связи предусматривались радиостанции 10Р, 10РК-26 либо 71-ТК.

Переходное звено


Тяжелый танк ИС-1 создавался на основе опыта предыдущих проектов серии КВ и с использованием новых решений и компонентов, в первую очередь вооружения. Он показал, какими путями может идти развитие существующей конструкции, и какие результаты при этом можно получить. С точки зрения техники, проект был удачным и справился с поставленными задачами.

Одновременно с этим проект ИС-1 показал принципиальную возможность дальнейшего развития существующей линейки тяжелых танков, и РККА воспользовалась ею. Был создан танк ИС-2 с более высокими боевыми характеристиками, и надобность в ИС-1 отпала. ИС-2 строился большой серией, активно применялся на всех фронтах и стал основой для всех последующих советских проектов тяжелых танков, вплоть до последнего в этом классе Т-10М.

Первый «Иосиф Сталин» находился в серии всего несколько месяцев, и за это время РККА передали только 107 танков. Они не получили широкого распространения и не оставили заметного следа в боевом пути армии. Тем не менее, ИС-1 стал своего рода переходным звеном от одного семейства тяжелой техники к другому – и именно в этом заключается его историческая роль.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    10 мая 2024 05:16
    А чем отличался ИС-1 от ИС-2 кроме пушки? Да и назывались они изначально ИС-85 и ИС-122.
    1. +2
      10 мая 2024 05:40
      Цитата: mark1
      А чем отличался ИС-1 от ИС-2 кроме пушки?
      А разве установки принципиально более мощного орудия недостаточно, что бы дать танку даже не другое наименование, а другой индекс?
      1. +5
        10 мая 2024 08:14
        Формально достаточно, но я про "переходное звено" из одного семейства в другое. Переходным звеном был КВ-85 и не пошедший в серию КВ-122.
        1. 0
          10 мая 2024 08:28
          Цитата: mark1
          Переходным звеном был КВ-85 и не пошедший в серию КВ-122.

          Пожалуй что и нет. Этим звеном между КВ и ИС был КВ-13. Конечно 5 катков не 6, но решил наклон бортов верхней части корпуса и примыкание лобовой детали непосредственно к погону башни, а не количество катков, как я понимаю.
          1. +1
            10 мая 2024 08:36
            Звено что то с чем то связывает, что связывает средний КВ-13 с тяжёлым КВ-1 кроме названия ?
            1. +3
              10 мая 2024 09:33
              Цитата: mark1
              Звено что то с чем то связывает, что связывает средний КВ-13 с тяжёлым КВ-1 кроме названия ?
              А что может быть переходного в танке, на который просто установили чужую башню? Я про КВ-85, ведь башню ему приделали от ИС-1, а не наоборот, уж не говоря о КВ-122...
              1. +1
                10 мая 2024 09:52
                Именно башня, другого промышленность на тот момент не могла производить
                1. +1
                  10 мая 2024 10:08
                  Цитата: mark1
                  Именно башня, другого промышленность на тот момент не могла производить

                  Так это означает "вынужденное решение", а не "переходное звено".
                  1. 0
                    10 мая 2024 10:27
                    Ну - каким бы не было решение а получилось переходное звено smile
                    1. +1
                      10 мая 2024 11:53
                      Там все сложно.

                      У танков на КВ-шной базе в 43-м году во весь рост стояли две проблемы:
                      1. Установка более мощной артсистемы требовала новой башни с более широким погоном. Это грандиозная история и по сути новый танк. А старая артсистема уже явно не справлялась.
                      2. Борьба с весом КВ-1, которая выразилась в КВ-1С, вступила в противоречие с необходимостью усиления бронирования. Пришлось идти обратно к 50 тоннам, плюс что-то выдумывать с лобовыми деталями, потому что просто повесить на морду танка кусок крейсера, как сделали англичане с Черчиллем, было невозможно.

                      Разговор требуется долгий и довольно специальный. Возможно, кто-то из авторов ВО и мог бы расписать все сложности бывших ленинградцев, но давайте не будем требовать этого от г-на Рябова.
                      1. +2
                        10 мая 2024 14:28
                        Тем более, у Барятинского всё есть уже
  2. +14
    10 мая 2024 05:17
    Удивительные времена были - без интернета, нейросетей и компьютеров за считанные недели проектировали и изготавливали образцы нового вооружения как ответ на действия врага, недельные испытания, доработки и запуск в серию.
    1. +6
      10 мая 2024 05:29
      Удивительные времена были - без интернета, нейросетей и компьютеров за считанные недели проектировали и изготавливали образцы нового вооружения
      Учёные и инженеры полагались больше на свою голову и накопленные знания и опыт. Плюс мотивация
      1. +5
        10 мая 2024 06:03
        Сейчас знаний определенно больше, тогда танкам еще 30 лет не было, конструкторам приходилось с нуля все изобретать, а сейчас всё можно найти и скачать, изучить зарубежный опыт при помощи гугл-переводчика. Но что-то не помогает...
        1. +3
          10 мая 2024 08:50
          сейчас всё можно найти и скачать, изучить зарубежный опыт
          Подобный опыт вы никогда и нигде не скачаете. Все это хранится под усиленной охраной и в несгораемых сейфах wink
          1. +1
            10 мая 2024 20:39
            Свой опыт нормально скачивается, а чужой можно по разному получить. Довольно многое там публикуется, но с упущенными деталями. Что-то могут привезти специально обученные люди.
        2. +4
          10 мая 2024 18:47
          Цитата: alexoff
          Сейчас знаний определенно больше, тогда танкам еще 30 лет не было, конструкторам приходилось с нуля все изобретать, а сейчас всё можно найти и скачать

          Знания и компетенции это не одно и то же. Картинки и чертежи есть, а людей понимающих как это делать уже не осталось. Потому древний Ил-76 уже почти 18 лет в серию запустить не можем. В штучных количествах, как китайцы авианосцы, строим.
        3. 0
          11 мая 2024 22:04
          Тогда.


          Мозги в башнях вычищяли для опытных осмотров, изучения.
          И мужики без рук прикуривали и причесывались самостоятельно.
          Это не 15% радости в карман
    2. +8
      10 мая 2024 09:33
      Все эти компьютеры, интернет, нейросети и даже САПР с 3Д моделированием - в большинстве случаев (точно больше 50%) - скорее вред, чем польза.
      Но увы, других вариантов не осталось...
      Характерный пример, с которым практически каждый сталкивался, кто немного постарше.
      Автомобили доСАПРовского проектирования и сегодняшние.
      Нужно заменить лампочку в фаре.
      "Те" автомобили - заменил и все. Сегодняшние - нужно разобрать полмашины.
      А если не лампочка, а влезть под капот - совсем "финиш".
      Тогда было так же 3Д моделирование, но жесткими носителями - то есть макеты того или иного уровня проработки.
      Подкапотное пространство моделировалось и ручками проверялось, как все будет обслуживаться.
      То есть авто делались, конечно, для зарабатывания денег производителями, но в то же время для людей.
      Сейчас - только для зарабатывания, на людей давно не обращают внимания.
      1. +7
        10 мая 2024 10:14
        нужно разобрать полмашины.
        Сейчас подразумевается, что заниматься этим будет квалифицированный персонал,а не сам автовладелец.
        1. +4
          10 мая 2024 11:38
          Это ничего не меняет. Так же нужно снимать бампер, только не владельцу, а персоналу.
        2. +3
          10 мая 2024 12:40
          Цитата: Болторез
          Сейчас подразумевается, что заниматься этим будет квалифицированный персонал,а не сам автовладелец.

          Сейчас уже движки одноразовые - дешевле контрактный поставть, чем ремонтировать. Тем более те, что с полностью алюминиевым БЦ. стерается кремний и туды его... не загильзовать - цугун и аллюминий имеет разный коэффициент расширения теплового.
          1. +3
            10 мая 2024 12:42
            Cейчас и копить полжизни на машину не надо.
            1. +4
              10 мая 2024 12:46
              Ну вот поэтому я свой цивик никому не отдаю и ковыряюсь сам, а что-то в чем не разбираюсь - читаю и смотрю что как и только под моим наблюдением. Поэтому тьфу тьфу тьфу - никаких серьезных проблем. 5дверка космолет 2008 good feel
            2. +2
              10 мая 2024 20:08
              Цитата: Болторез
              Cейчас и копить полжизни на машину не надо.

              А разве именно по полжизни копили ?
            3. 0
              Вчера, 16:29
              И сколько вы лет сейчас планируете копить например на китайский кроссовер за 4-5 лямов при средней з.п. в 50 т. р.
      2. +2
        10 мая 2024 14:00
        Сами ответили на свой вопрос. Машина ходит гарантийный срок, потом зарабатывают деньги сервисы
        1. +1
          10 мая 2024 15:10
          Я вопрос не задавал - просто констатировал факт. Что современные разработчики давно уже просто придаток к САПРу.
          Во многих областях техники - не только автомобили, но и авиация (полюбопытствуйте истории с Боингом) и даже в относительно простой теме, такой как вагоны.
          1. +4
            10 мая 2024 16:36
            Boeing это просто раздутая тема.
            Соринка в глазу по сравнению с отечественной авиацией.
            Почитайте, что творилось на ИЛьюшине, когда за 8 лет 5 директоров сменилось. В итоге разворовано полтриллиона, а выхода нет.
            Боинг производит 1000++ абортов в год. А ИЛ 1-2, плюс ремонт.
            П. С. : Боинг и Айрбас меняют модельный ряд через 5-7 лет, ИЛ-76 как летал 40 лет, так и летает. И будет.
            Я работал (умею) Автокад 3Д и Компас 3Д и поверьте, это лучше, чем кульман, на чем рисовал в институте.
            А буржуазная НАТИА была ещё 25 лет назад.
      3. 0
        Вчера, 13:46
        Поставьте рядом ВАЗ 2101 и современную "Весту". У инженеров "копейки" не было задач по вопросу безопасности, экологии, материалоёмкости. Старая машина - это топливо, металл, чуть электрики. И современная - электроника, дизайн, десятки сортов одного только пластика. И в "копейке" хватает странных решений по обслуживанию и ремонту.
        Да, у меня на Ягуаре надо скинуть бампер для замены лампочки. Вот только на 2106 я их чуть не каждый месяц менял. А тут один раз снял, поменял и забыл на годы.
    3. +2
      10 мая 2024 18:47
      Ничего удивительного. Просто ряд технчиеских решений уже обкатали на других танках. Например, подковообразный радиатор появился на опытном лёгком танке Т-50 Кировского завода. С КВ-13 в сумме провозились не один месяц. 8-скоростную коробку передач обкатали на КВ-1С, и так далее. Из этого всего ИС-1 и получился.
      1. 0
        10 мая 2024 20:42
        Да сейчас тоже не с нуля делается всё, там количество цилиндров увеличить, здесь брони добавить, пушку удлинить на полметра...
      2. 0
        12 мая 2024 09:41
        8-скоростную коробку передач обкатали на КВ-1С

        Не совсем, Дмитрий!
        Её прототип прошёл испытания на КВ-220 и шасси КВ-3. То, что она не пошла в серию на КВ-1 обр. 1941 г. - клякса в биографии Ж.Я. Котина. Не ладил он с автором - Н.Ф. Шашмуриным, вот и появилась она на КВ-1С с опозданием в полтора года. Причём с этой коробкой 50 с лишним тонн КВ-1 (а вовсе не 47,5 т - результаты взвешивания машин при отгрузке зимой-весной 1942 г.) - были вовсе не критичны. Так что и тонкошкурый КВ-1С по-факту был шагом в сторону, а не вперёд.
        1. 0
          15 мая 2024 01:18
          Её прототип прошёл испытания на КВ-220 и шасси КВ-3.

          Там стояли коробки передач на пять скоростей. Юрий Пашолок выкладывал чертежи, там гадать нечего. Да, коробки похожи на более позднюю 8-скоростную, но не более того.

          Вот коробка КВ-220. Шестерни скользящие. Четыре скорости включаются а-ля ранние Т-34, пятая включается муфтой у пары конических шестерней:
          https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEhvXt9rDfx1-WetxNlkzWi2pzQd0UGywImp8sxezgjlbYIE8L82uSn9f2-tbVQvRzN5e8Lw-1r3e7uyHhq3iRjlaQ-tC30gPx7t8vKy_LSKmF10v4W9s0ZsL8vwadSwQIE1_zdfgJq0uBVg/s1600/gearbox-1.jpg

          Вот коробка КВ-3, очень похожая:
          https://blogger.googleusercontent.com/img/b/R29vZ2xl/AVvXsEj8c2YZ8XqvKklCj2kpY-nDLtg014TNw8QZlI3UUXPQi76disDoYcnEpBW103JvVrHdbkCghOg5npueDIuzQjvBUvzRFBke3XkMLG2f-2lf2mrB7ZFctzYMJ3gvbUG77AApurSz-IOBToaD/s1600/gearbox-2.jpg

          А вот КВ-1С. Во-первых, ввели шестерни постоянного зацепления, теперь они включались муфтами. Во-вторых, муфту у конической пары переделали так, что теперь она включала две передачи, став демультипликатором. Отсюда 2*4=8 скоростей.
          https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/1937051/pub_629f49b068864912a0b59ada_62a25392e107962ef03f79e6/scale_2400
          1. 0
            15 мая 2024 06:04
            Спасибо, Дмитрий!
            Вот подвела старика память. Я эту историю лет 40 назад слышал от наших "танкистов" (КБ "Кировского завода"), а проверить не удосужился.
        2. +1
          Вчера, 13:48
          КВаС и был КВ с ухудшенным (облегченным), в угоду повышения надёжности, бронированием. Паллиативное решение.
  3. +5
    10 мая 2024 05:33
    А зачем в статье об ИС-1 последнее фото ИС-2 45-го года, с прямой ВЛД? Он мало похож на ИС-1. Причем удивительное дело, оно даже подписано правильно.
  4. +2
    10 мая 2024 12:38
    Танк ИС-1 получил ... с обновленной механической трансмиссией.

    Очень куцо про шашмуринскую коробку, которая спасла тяжёлые танки. Сперва встала на КВ-1С.
    Пушка размещалась на цапфах и имела приводы тонкой горизонтальной наводки

    Это как?
  5. Комментарий был удален.
    1. +4
      11 мая 2024 00:01
      Скажем, как-то скомкано и неподготовленному читателю не понятно. Где ИС-1 объект 233, где ИС -2 объект 234, где ИС-1 объект 237, где ИС-2 объект 240. Собственно, ИС-1 объект 233 начинается в 42 г. с КВ-13. После того как за КВ-1 по шапке получили, у которого недостатки конструкции наложились на низкое качество изготовления. А так все написано еще более 20 лет назад. Хотя мифы продолжают беспокоить читателя, типа поставить в серию КВ-122 с пушкой Д-25, т.е. КВ-85 с башней от ИС-2.
      https://vk.com/id331792792
      https://vk.com/doc331792792_673237505?hash=wEIMrZuxQl6so9b8BZNtZvuHztq8JHR0JDEJTtO19cT&dl=bofbhHuyq9SlhgWBlgaBNfdTIilBYfljIyE8PCPsDhs
      Хотя нет предела совершенству, по конструкции сейчас еще материал есть. Кому интересно спрашивайте.