Прибыльная утилизация

Процесс уничтожения устаревших снарядов может стать экономически выгодным

В конце прошедшего года Минобороны России объявило о прекращении утилизации боеприпасов методом подрыва. Этот способ, который точнее нужно было называть уничтожением, часто приводил к человеческим жертвам, большим экологическим и экономическим потерям и его уже давно следовало запретить. Только за минувшие семь лет из-за чрезвычайных ситуаций на военных складах экономический ущерб превысил 11 миллиардов рублей. Свой вклад в решение данной проблемы внесла Российская академия ракетных и артиллерийских наук (РАРАН). С 2013 года для избавления от непригодных, но все еще опасных снарядов будут использованы методики и производственные мощности специализированных предприятий. При этом актуальными стали вопросы реализации возвратного потенциала запаса боеприпасов.


До начала действия в России процедур акционирования комплекс предприятий отрасли боеприпасов и спецхимии составлял единый организм, включавший в себя как собственные, так и субъекты других секторов народного хозяйства: металлургического, лесоперерабатывающего, целлюлозно-бумажного, химического и микроэлектронного. Одним словом – практически все направления человеческого знания сошлись в этом, казалось бы, простом изделии.

С 1933 года отечественная промышленность и Министерство обороны по совместно отработанной технологии обеспечивают Вооруженные Силы вначале Советского Союза, а теперь России этим массовым классом вооружения.

Все запасы боеприпасов рассредоточены практически без изменений с 1990 года по всей российской территории. Накопившийся во второй половине прошлого века арсенал по своему объему остается весьма внушительным. В местах хранения содержится свыше 200 тысяч вагонов непригодных боеприпасов (более четырех миллионов тонн взрывчатых веществ).

Регламент хранения

По действующим правилам боеприпасы должны содержаться в специальных заглубленных и обвалованных хранилищах или на площадках открытого хранения. Их транспортирование оговорено строгим регламентом.


Пользуясь имеющимися статистическими материалами, результатами испытаний, а также практических стрельб более чем за сорокалетний период функционирования системы контроля состояния запасов, можно спрогнозировать объемы выхода боеприпасов за пределы гарантийного периода хранения и срок технической пригодности.

В идеале эти мероприятия, равно как бережное и хозяйское отношение к государственной собственности при погрузочно-разгрузочных работах в рамках плановой утилизации, должны обеспечить надежность боевого применения боеприпасов на уровне 0,99998. Это не эфемерно-расчетная величина, а жесткая статистическая цифра, которая достигнута в СССР на рубеже 1989–1990 годов путем конструкторско-технологических усилий, скрупулезной реализации мониторинга технического состояния государственного запаса боеприпасов (ГЗБ) в специализированных лабораториях Минобороны, дислоцированных в различных климатических зонах.

При этом следует подчеркнуть, что от условий хранения боезапаса в решающей степени зависит его пригодность к боевому применению.

Опасный утиль

К великому сожалению, можно констатировать, что в настоящее время ГЗБ не хранится по хрестоматийным правилам. Допускаемые нарушения не позволяют рассчитывать на пригодность боеприпасов к стрельбе и тем более что они обеспечат заложенную конструкторами и технологами надежность действий при выстреле и у цели.

Можно отметить ряд основных причин необходимости экстренной утилизации накопленного опасного арсенала, требующих принятия организационно-технического решения на уровне государства.

Сегодня основу государственного запаса составляют боеприпасы, изготовленные до 1991 года. Гарантийные сроки их хранения – 10–12 лет (для патронов стрелкового оружия – 25 лет). Пополнения за счет нового производства последние 20 лет практически не осуществлялось – ежегодно менее одного процента от общего наличия.

Основную часть запасов составляют боеприпасы со сроком хранения от 11 до 25 лет (49 процентов) и от 26 до 35 лет (38 процентов), старше 35 лет – девять процентов и только четыре процента произведены менее 10 лет назад.

Из общего объема доля современного арсенала крайне низкая и достигает в части наземной артиллерии пять процентов, патроны к стрелковому оружию – 15 процентов, а по остальным типам современные боеприпасы отсутствуют вообще.

В связи с выводом войск из сопредельных государств и общим сокращением ВС РФ войсковые запасы боеприпасов были размещены на арсеналах и базах с нарушением норм безопасности – имеющиеся площади хранения перегружены в 1,4–1,9 раза. Работы на этих объектах по утилизации элементов устаревших снарядов производятся неквалифицированным личным составом. При этом в стране имеются незагруженные производственно-технологические мощности и обученный персонал в отрасли боеприпасов и спецхимии.

В то же время госзапас прогрессивно стареет. В случае непринятия эффективных организационно-технических мер содержащийся в местах хранения ГЗБ в большей своей части утрачивает критичность как инженерно-техническая система и прежде всего по вопросам взрыво- и пожаробезопасности. Кроме того, застройка городов привела к опасной близости жилых кварталов к местам хранения боеприпасов.

Все перечисленные факторы способствуют увеличению вероятности возникновения техногенных катастроф, в которых может пострадать гражданское население.

Возвратный потенциал

При достижении боеприпасами установленных показателей технической пригодности для дальнейшего их использования должно быть принято одно из следующих организационно-технических решений:

  • отправка боеприпасов в ремонт на арсеналы и базы Минобороны или на отраслевые предприятия;
  • замена комплектующих элементов с истекшими сроками службы новыми или полученными от разделки других (перекомплектация);
  • списание опасных в обращении единиц с целью последующей утилизации или уничтожения.

    Этот порядок в любом случае носит затратный характер, так как требует включения проводимых работ в задание гособоронзаказа или в перечень мероприятий ФЦП «Промышленная утилизация…»

    Представляется целесообразным для большей экономической эффективности и оперативности пересмотреть существующую схему в целях более активного использования возвратного потенциала ГЗБ.

    В феврале 2010 года на «круглом столе» РАРАН было отмечено, что решение данной проблемы является многосторонней задачей, неразрывно связанной с тремя направлениями работ:

  • поддержанием должного состояния хранимого в Минобороны России арсенала, предназначенного для обеспечения обороноспособности страны;
  • промышленной утилизацией в целях освобождения оборонного ведомства от ненужных боеприпасов и коммерческой загрузки отраслевых предприятий;
  • реструктуризацией запасов, нацеленной на сокращение мест хранения и нормативное их размещение.

    ГЗБ также имеет значительный модернизационный потенциал, который пока недостаточно широко используется. Предприятиями отрасли боеприпасов и спецхимии, РАРАН за последние годы разработан целый ряд инновационных технологий, позволяющих на базе существующих конструкций усовершенствовать боеприпасы и более чем в два раза повысить их характеристики. Имеющие перспективу боевого применения калибры и боеприпасы управляемого вооружения могут быть использованы в дальнейшем.

    Опыт промышленности

    Часть ГЗБ никогда не будет востребована для применения по прямому назначению. Это прежде всего обусловлено тем, что ряд средств поражения и боеприпасов к ним являются устаревшими и не включены в табель к штатам частей и соединений ВС РФ.

    Все они подлежат промышленной утилизации. Опыт подобной деятельности показывает, что отраслевые предприятия в состоянии обеспечить утилизацию более 250 тысяч тонн боеприпасов в год. При этом расснаряжение ракет и боеприпасов может дать для использования в народном хозяйстве ежегодно не менее 150 тысяч тонн черного металла, 20 тысяч тонн цветного и 30 тысяч тонн взрывчатых веществ и порохов, а дефицит бюджетных средств можно восполнить передачей исполнителям полученных в результате этих работ вторичных ресурсов для их глубокой переработки с последующей продажей.

    Ассоциированными членами РАРАН разработаны технологии глубокой переработки высвобождаемых при утилизации боеприпасов вторичных ресурсов и созданы промышленные автоматизированные линии изготовления новых материалов и изделий из них. Отработана технология промышленного получения наноуглерода и его производных из утилизированных взрывчатых материалов.

    В настоящее время РАРАН активно участвует в реализации мероприятий ФЦП «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011–2015 годы и на период до 2020 года», государственным заказчиком-координатором которой является Минобороны.

    Военно-промышленной комиссией (ВПК) при правительстве России принято решение об объединении всех работ в этой сфере в комплекс по реализации возвратного потенциала государственного запаса боеприпасов, предназначенный для решения многофакторной задачи: обновления запаса боеприпасов с одновременным повышением его боевой эффективности, поддержания неядерного потенциала в боеготовом состоянии, высвобождения мест хранения от устаревшего и излишнего арсенала, его утилизации. Конечной целью этих действий является снижение бюджетных расходов государства.

    Во исполнение решения ВПК от 8 апреля 2009 года РАРАН проведен предварительный технико-экономический расчет по реализации возвратного потенциала ГЗБ, который подтвердил, что наибольшую удельную стоимость составляют металлоемкие элементы – корпус снаряда и гильза: от 80,5 до 92,3 процента. В случае повторного использования (переснаряжения) корпусов снарядов и гильз поставка обновленных модернизированных выстрелов будет обходиться государственному заказчику на 66–78 процентов дешевле.

    В России нормативно-правовая база для организации и проведения работ по реализации возвратного потенциала боеприпасов включает два федеральных закона (№ 135-ФЗ от 29 июля 1998 года и № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года) и два постановления правительства РФ (№ 682 от 12 ноября 2003 года и № 783 от 17 ноября 2007 года).

    Государственная задача

    Проблема возвратного потенциала является межведомственной, масштабной и комплексной организационно-технической задачей, к исполнению которой потребуется привлечь значительное количество предприятий промышленности, полигонов, НИИ и конструкторских бюро. Отношения между этими организациями должны быть эффективно оформлены на долговременной контрактной основе и сопровождаться авторитетным контролем со стороны федеральных органов исполнительной власти.

    Качественная и всесторонняя проработка РАРАН вопросов организации мероприятий возвратного потенциала ГЗБ обусловлена тем, что она обладает высоким научным потенциалом и фактически является крупной научной ассоциацией, имея в своем составе, помимо трехсот членов академии, авторитетных ученых, конструкторов и разработчиков современного оружия, более ста научных и производственных организаций различных силовых ведомств, ОПК и высшей школы в качестве ассоциированных членов.

    В сложившихся условиях РАРАН может осуществлять координацию работы предприятий ОПК, исключая параллелизм и дублирование, и обеспечивать оперативную связь между заказывающими департаментами Минобороны России и другими силовыми ведомствами на всех этапах жизненного цикла образцов вооружения и военной техники, что в немалой степени способствовало бы безусловному выполнению гособоронзаказа, Государственной программы вооружения и сбалансированному развитию оборонно-промышленного комплекса.

    РАРАН может взять на себя роль объективного эксперта, системного интегратора и координатора комплексных исследований, направленных на решение инновационных задач военно-технической политики, в том числе в вопросах организации мероприятий возвратного потенциала ГЗБ. Кроме того, РАРАН в рамках имеющегося соглашения с Российской академией наук может обеспечить выполнение работ по внедрению результатов фундаментальных исследований в прикладные работы по сокращению накопленных запасов путем их модернизации, уничтожения или промышленной утилизации.

    По своим организационно-техническим параметрам реализация возвратного потенциала ГЗБ рассматривается как составная часть задачи создания государственного запаса боеприпасов и постоянного поддержания неядерного потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации в боеготовом состоянии.
  • Автор:
    Владимир Михеев, Владимир Железняк
    Ctrl Enter

    Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

    19 комментариев
    Информация

    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
    Уже зарегистрированы? Войти