Лодки из прутьев, кожи, смолы и асфальта!

27
Лодки из прутьев, кожи, смолы и асфальта!
Кадр из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы» (1966). Индейцы переправляются через реку в плетёной лодке, обтянутой кожей


«…а когда не смогла больше прятать, взяла тростниковую корзину и покрыла её смолой и дегтем. Она положила в неё младенца и поставила её среди тростника на берегу Нила.»
Книга Исхода, 2:3

Люди и культура. Тема примитивного судостроения и мореплавания, можно сказать, захватила читателей ВО. И… можно нас всех понять: Великий океан, который только в силу ошибки называется Тихим, множество островов, разделённых огромными водными пространствами – и вот там-то, как оказалось, живут люди, которым всё это нипочём, да ещё и создающие суда, обгоняющие на ходу океанские пароходы. А ещё они умели находить дороги в океане без компаса и без карт!



Впрочем, примитивное судостроение отнюдь не является прерогативой одних только лишь тихоокеанцев. В той же старушке Европе и на территории США есть немало примеров самых оригинальных способов передвижения по воде, и как раз сегодня о некоторых из них мы здесь и расскажем.

Ну а начать надо будет с детства, откуда «растут ноги» многих наших взрослых интересов и увлечений. А было так, что в 1966 году я посмотрел гэдээровский кинофильм «Сыновья Большой Медведицы» по романам Лизелотты Вельскопф-Генрих «Харка-сын вождя», «Топ и Гарри» и «Токей-Ито», и он мне просто до чрезвычайности понравился. И вот как раз там-то я впервые и увидел, что индейцы, оказывается, умели переправляться через реки в лодках-корзинах из прутьев, обтянутых дублёной кожей.


В лодке через реку переправляются женщины и медвежонок, спасённый Токей-Ито сын Большой Медведицы. Кадр из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы»

Насколько показанная в этом кинофильме сцена исторична, я тогда, естественно, не знал, но кожаную лодку запомнил. А потом уже в 1971 году мне в руки попал набор открыток «Лодки народов мира», художника Петра Павлинова, издательства «Изобразительное искусство», и там оказался рисунок очень даже похожих кожаных лодок. Там же рассказывалось, что ещё римский географ Авиен описывал тысячелетней древности кельтские суда, сшитые из твёрдой кожи, на которых они не боятся пересекать обширные водные пространства. Более того, там рассказывалось, что в Уэльсе, например, до сих пор проводятся «гонки кожаных чулок», то есть как раз вот таких лодок. Причём участвуют в них только женщины (хотя самими лодками пользуются и мужчины!), отчего им и дано было такое название.


Жители Уэльса на своих круглых лодках-кораклах

Оказывается, такие кожаные лодки, которые и сегодня можно встретить на реках Уэльса, но местами и в западной, и в юго-западной Англии, а ещё в Ирландии (в частности на реке Бойн), а также в Шотландии на реке Спей, а называют их коракл, от валлийского слова, известного с XVI века. Но самое удивительное, что очень похожие судёнышки встречаются на реках Индии и Вьетнама, а ещё в Ираке и даже в Тибете.


Тибетские лодки ку-дру или кова очень похожи на кораклы. Музей естественной истории имени Филда, Чикаго

Своей формой коракл походит на половинку скорлупки грецкого ореха. «Судно» имеет каркас из переплетённых между собой и скреплённых жгутами из ивовой коры ивовых прутьев. То есть сделан он «из всего, что под руками». Изначально обтягивался шкурами животных, которые затем намазывались смолой для водонепроницаемости. Понятно, что современные кораклы обтягивают уже тканями вроде брезента или вообще синтетической тканью, после чего брезент пропитывают битумным лаком. Отсутствие киля и вдобавок практически плоское дно равномерно распределяют собственный вес судна и груза, поэтому у коракла очень незначительная осадка — не более нескольких сантиметров, что идеально подходит для плавания по мелководным рекам и озёрам.


Эти совершенно невероятные, на наш взгляд, лодки-корзины, которые местные жители называют тунг чай, безумно ценны для своих владельцев (в основном это рыбаки в центральном Вьетнаме)

Понятно, что их конструкция и технология изготовления сильно зависят от того, для какой реки они предназначены. Так, кораклы с реки Тайви имеют плоское дно, так как плавают через пороги, которых на этой реке очень много. В Кармартене они напоминают полусферу, так как используются в водах реки Тауи, где порогов нет. Кораклы с реки Тайви делают, не применяя гвоздей: на каркас идут ивовые прутья, а оплётка по краю – из коры орешника. Кораклам Тауи, можно сказать, повезло: их каркасы скрепляют медными гвоздями.


Индийский парисал

Выгодны такие лодки тем, что мало подвержены действию течения и позволяют легко совершать манёвры, гребя всего лишь одной рукой, а другой забрасывая сеть. Можно забрасывать сеть с двух кораклов и даже… с одного, привязав (голь на выдумки хитра!) её свободным концом к дереву либо кустам на берегу.

А ещё они очень мало весят, причём настолько, что в Уэльсе даже появилась такая поговорка: «ноша человека его коракл».

Как мы уже отмечали, кораклы или нечто им подобное упоминалось уже в римских источниках I века до н. э. Но бритты использовали их и до завоевания Британии Юлием Цезарем, что доказывается находками времён бронзового века во время археологических раскопок в Далгети-Бей, в Корбридже и вблизи от Ферриби.


Такая вот «лодка-корзина»…

Кстати, вспомните вертлявую лодчонку из романе Стивенсона «Остров сокровищ», на которой Джим добрался до «Испаньолы» и захватил её. Ведь это же именно коракл и ничто другое, построенный руками Бена Ганна. Вот только в русском переводе английское слово coracle было переведено как «челн древних бриттов».


И она же на плаву. А ещё на этом фото хорошо видны её вёсла

Хотя… разве не упоминается всё тот же коракл даже в «Библии», в «Книге Исхода»? Хотя, скорее всего, в её тексте имеется в виду отнюдь не коракл, а куффа (или гуффа) – ещё одно, очень похожее на него плавсредство, появившееся на реках Тигр и Евфрат ещё около 5000 лет тому назад! Корпус гуффы представлял собой корзину из ивовых прутьев, которая промазывалась природным битумом либо асфальтом, а затем обтягивалась шкурами животных. И она точно так же не имела ни носа, ни кормы, то есть представляло собой круглое судно.


Современная гуффа

«Отец истории» Геродот об ассирийских речных судах писал:

«Теперь я перейду к рассказу о самом удивительном из всего, что есть в этой стране (кроме самого города Вавилона). Суда, на которых плавают вниз по реке в Вавилон, совершенно круглые и целиком сделаны из кожи. В Армении, которая лежит выше Ассирии, вавилоняне нарезают ивовые прутья для остова корабля. Снаружи [остов] обтягивают плотными шкурами наподобие [круглого] днища корабля. Они не расширяют кормовой части судна и не заостряют носа, но делают судно круглым, как щит. Затем набивают все судно соломой [для обертки груза] и, нагрузив, пускают плыть вниз по течению.»


Типичный коракл с реки Тайви в Менордейви. Наверное, именно такой была и лодка Бена Гана...

Однако, если в том же Вьетнаме круглые лодки широко используются и сегодня, в областях Западного Уэльса, а также в Шропшире на реке Северн они сегодня имеют в основном значение туристического объекта. В 1974 году некто Бернард Томас из Ллехрида на своём коракле даже пересёк Ла-Манш, на что ему потребовалось всего 13 с половиной часов. Сделал он это не просто так, а для того чтобы доказать, что лодки индейцев племени мандан из Северной Дакоты вполне могли происходить от… да-да, смеяться не нужно, уэльских кораклов, которые в Америку ещё в XII веке привёз принц Мадог. Так что «исторические плавания» после рейса Тура Хейердала на своём «Кон-Тики» стали поистине заразительной «болезнью» для очень многих людей!


Реплика курраха времён первого тысячелетия нашей эры на реке Грейт Уз в Бедфорде

А ещё остов из дерева и обшивку из кожи имели ирландские куррахи. Они были схожи по своей конструкции, но больше, и корпус у них был вытянутый. Они используются до настоящего времени в западной Шотландии. Более того, известный всему миру (хотя и не настолько, по сравнению с Туром Хейердалом) исследователь Тим Северин совершил даже на куррахе плавание по арктическим водам. Но об этом, как и о самих судах этого типа, мы расскажем в следующий раз…


«Святой Брендан» – «кожаная лодка» Тима Северина
27 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    18 мая 2024 04:41
    Вспомнилось. Камбоджийские кораклы))
    1. +4
      18 мая 2024 05:14
      Доброго дня, Вячеслав Олегович!
      А почему бы нам не отвлечься самоделками разных народов для преодоления водных преград. В субботний день это более занятно, чем перемывать кости американской и украинской власти.
      Жители Уэльса на своих круглых лодках-кораклах

      Три мудреца в одном тазу
      Пустились по морю в грозу.
      Будь попрочнее
      Старый таз,
      Длиннее
      Был бы мой рассказ.

      wink
      1. +4
        18 мая 2024 06:20
        Цитата: ROSS 42
        А почему бы нам не отвлечься самоделками разных народов для преодоления водных преград.

        Уважаемый Юрий Васильевич! Конечно, да. Более того, я уже сделал модель коракла из "подручного материала" и скоро поделюсь ещё и этой информацией - очень забавно получилось. Так что все тесно связано и... принесет Вам удовольствие. Мне уже принесло.
  2. +3
    18 мая 2024 05:52
    кораклы или нечто им подобное упоминалось уже в римских источниках I века до н. э.
    Юлий Цезарь, позаимствовал такие лодки у бриттов во время вторжения в Британию и использовал их для переправы во время войны с галлами. Генерал Веллингтон во время войны в Индии, так же переправлял свои войска через реки и вдоль них. Но вот вопрос: зачем валлийцы и ирландцы обтягивали свои лодки кожей, когда на этих территориях в те времена было леса даже больше, чем достаточно?
    1. +4
      18 мая 2024 06:22
      Цитата: Голландец Михель
      Но вот вопрос: зачем валлийцы и ирландцы обтягивали свои лодки кожей,

      Наверное им было лень возиться с деревом. Лень- самый главный движитель прогресса человеческого общества.
    2. +3
      18 мая 2024 08:20
      Привет Михаил, утро доброе честной компании!
      Юлий Цезарь, позаимствовал такие лодки у бриттов во время вторжения в Британию и использовал их для переправы во время войны с галлами.

      Для переправы Юлий Цезарь использовал Средиземноморские либурны которые были построены для войны с венетами. Реквизировали ли для флота вторжения суда местных племен проживающих на западном побережье Атлантики не известно. Во время внутренних операций речные лодочки возможно и применялись, но в ту эпоху в Британии на реках использовались в основном долбленые челны.
      1. +3
        18 мая 2024 08:30
        Во время внутренних операций речные лодочки возможно и применялись
        Доброго здоровья! Боюсь, источника я вам не назову, но доводилось читать, что Цезарь использовал именно лодки, обтянутые кожей, т.е. конструкцию, позаимствованную им после вторжения на остров у жителей Британии
        1. +1
          18 мая 2024 17:33
          Цитата: Голландец Михель
          Боюсь, источника я вам не назову, но доводилось читать, что Цезарь использовал именно лодки, обтянутые кожей

          Тоже читал об этом...
    3. +2
      18 мая 2024 08:36
      Но вот вопрос: зачем валлийцы и ирландцы обтягивали свои лодки кожей, когда на этих территориях в те времена было леса даже больше, чем достаточно?

      Даже викинги на начальном этапе своей экспансии кроме деревянных дакаров использовали большие лодки (деревянный каркас обтянутый шкурами).
      Видимо всё-таки процесс производства. Плетеную лодку может сплести один член семьи, остается за малым продублить, выварить, сшить шкуру и натянуть ее на корзину.
      С деревом так не пойдет. Даже спилить ствол потребуется два человека. Железное орудие труда. Про техпроцесс изготовления доски просто промолчу. В ряде случаев это завязывалось на сезон.
      По мореходности, надеюсь Вячеслав не пройдёт мимо байдар и каяков чукчей и алеутов. Беренгово море это вам далеко не Ла-Манш.
      1. +1
        18 мая 2024 17:34
        Цитата: Коте пане Коханка
        мимо байдар и каяков чукчей и алеутов.

        Угу.
  3. BAI
    +4
    18 мая 2024 10:48
    Самое распространение кожанные лодки получили у северных народов. А о них автор - ни слова
    1. +5
      18 мая 2024 15:33
      День добрый!
      самое распространение кожанные лодки получили у северных народов

      Плавсредства народов Сибири настолько разнообразны, что это тема для цикла статей. Я лично на подобное не рискну даже замахиваться.
      Сейчас попытался хоть как-то систематизировать свои знания на эту тему и поплыл. Сложно. Даже по региону у манси одно, ханты плавают на втором, ненцы применяют третьи виды лодок и судов. Причем не чураются использовать явно заимствованные у русских конструкции деревянных лодок и гибриды своих и соседских конструкций. Только на Конде я по памяти насчитал 9 видов судов. Из них 3 самобытные, а остальные встречаются на протоках Оби, Иртыша и Тобола. На Туре даже у местных только деревянные конструкции, но исходные конструкции как татарские так и русские.
      В отличие от заводского Урала, где в прудах в настоящее время эксплуатируются четыре вида плоскодонок лодок традиционной конструкции: простая плоскодонка с транцем и клинкерной обшивкой борта, сенная лодка с обоюдноострыми носом и кормой и клинкерной обшивкой борта и днища, тупоносая рыбачья и подобная ей татарская рыбачья. Обе имеют тупой нос, только татарская собирается из досок в стык на нагелях, а заводская из досок в нахлест и на гвоздях.
      Всем спасибо за классные комментарии!!!
    2. 0
      18 мая 2024 17:34
      Цитата: BAI
      А о них автор - ни слова

      Всему своё время...
  4. +2
    18 мая 2024 11:04
    Вы давно не проявляли активность как комментатор (пишите комментарии). Голосование запрещено.
  5. +5
    18 мая 2024 11:19
    Спасибо за интересную статью , Вячеслав Олегович !
    Можно сказать ,композитная лодочка :-) Судя по всему такие конструкции были известны издревле , хотя возможно что это и просто плод конвергентного инжиниринга разных народов из разных точек планеты.
    Чисто технически при отсутствии железных инструментов "долбленка" куда более трудоемка и тяжела ,помимо прочих минусов, чем вот такое изделие ,не говоря уже про нужду найти подходящий ствол - так что подобные конструкции выглядят более доступными для изготовления, нежели долбленки и более надежными,нежели плоты. Использование кожи для их конструирования также ,в общем-то,не удивительно т.к издавна старались использовать кожу для мехов ,в которых носили воду , и знали о ее водонепроницаемых кач-вах и способах доп.обработки для повышения этих качеств.
    1. +2
      18 мая 2024 17:37
      Цитата: Knell Wardenheart
      Использование кожи для их конструирования также ,в общем-то,не удивительно

      Рад, что Вам понравился материал. Но Вы еще больше удивитесь его продолжению...
  6. +2
    18 мая 2024 13:29
    Спасибо за интересную статью Вячеслав Олегович! Можно про чукотские большие умиаки еще тему открыть. На которых чукчи ходили в военные походы.
    1. +2
      18 мая 2024 17:37
      Цитата: Alex013
      про чукотские большие умиаки еще тему открыть.

      Будет... а вот когда - Бог весть!
  7. +2
    18 мая 2024 13:33
    Плетенные лодки находили широкое распространение в древности. В Библии вон Моисея отправили в плаванье на плетеной корзинке пропитанной смолой...
    1. +4
      18 мая 2024 15:41
      Плетенные лодки находили широкое распространение в древности. В Библии вон Моисея отправили в плаванье на плетеной корзинке пропитанной смолой...

      Возможно самое известное в мире плавсредство, кроме Титаника - это корзинка из под белья в которой к дворцу фараона приплыл Моисей! hi
      1. +4
        18 мая 2024 17:28
        Цитата: Коте пане Коханка
        Возможно самое известное в мире плавсредство, кроме Титаника - это корзинка из под белья

        Наверное, все же плот - самое простое в изготовлении средство и самое первое, что может прийти в голову древнему человеку. Корзинка уже будет посложнее...
        1. +1
          18 мая 2024 20:59
          Наверное, все же плот - самое простое в изготовлении средство и самое первое, что может прийти в голову древнему человеку.

          Историки считают, что самое древнее плавсредство изготовленное человеком - это ствол дерева. Плот - это как минимум два бревна.
  8. +3
    18 мая 2024 13:53
    Более того, там рассказывалось, что в Уэльсе, например, до сих пор проводятся «гонки кожаных чулок», то есть как раз вот таких лодок. Причём участвуют в них только женщины (хотя самими лодками пользуются и мужчины!), отчего им и дано было такое название.

    Гонки и фестивали действительно проводятся до сих пор. И не только в Уэльсе. Даже чемпионат мира проводится. В этом году будет в сентябре. Можно участвовать. Но ограничений по полу нет никаких. Участвовать может любой желающий.
  9. +2
    18 мая 2024 15:40
    Вячеслав Олегович, честное слово, мне снилось , что получила Вашу открытку . Специально, зашла в "Историю", чтоб проверить:"сбывается сны или нет".?
    В данном случае, только глянула на картинку и уже не сомневалась, что это Ваша статья.
    Чаще всего, я ищу эпиграф, что бы не сомневаться, в сегодня была уверена - Вячеслав Олегович
    Вячеславович Олегович, Вы, не знаете:подсобные лодки, удобные в управлении?
    Кажется, в "одноклассниках" был материал, что "безносые" лодки: чрезвычайно опасны в управлении
    1. +3
      18 мая 2024 17:41
      Цитата: lisikat2
      подсобные лодки, удобные в управлении?
      Кажется, в "одноклассниках" был материал, что "безносые" лодки: чрезвычайно опасны в управлении

      Добрый день, уважаемая Катюша! У меня друг моделист и когда я ему рассказ по коракл и свою статью, долго мне объяснял, что без киля плавать на ней невозможно. Но киля нет, а плавать - плавают - см. фото выше. И даже соревнуются... Привычка, наверное...
      1. +1
        18 мая 2024 21:14
        Но киля нет, а плавать - плавают - см. фото выше. И даже соревнуются... Привычка, наверное

        Киля нет у подновляющего числа речных лодок. В основном их роль выполняют псевдокиль или псвдостабилизаторы (шверты). На дно лодки по направлению движения прибиваются доски или рейки либо опускаются шверты. На иных конструкциях плотах, круглых челнах и плоскодонных тупоносых лодочках используются шесты либо одногребковые весла без уключин, которые позволяют нивелировать ход от точки А к точке Б. Рыбаки подобные 2х1 лодченки обожают за устойчивость.
    2. +1
      18 мая 2024 21:38
      Читать подавляющего большинства!