БПЛА ULTRA с повышенной продолжительностью и дальностью полета

21 207 26
БПЛА ULTRA с повышенной продолжительностью и дальностью полета
Подготовка БПЛА ULTRA к вылету, 7 мая 2024 г.


Стало известно, что военно-воздушные силы США начали полноценную эксплуатацию нового беспилотного летательного аппарата ULTRA, разработанного Исследовательской лабораторией ВВС и компанией Dzyne Technologies. Этот беспилотник отличается от другой техники своего класса рекордными показателями продолжительности и дальности полета. Он может находиться в воздухе до 80 ч, что дает ему особые возможности при ведении мониторинга и разведки.



На неназванном аэродроме


7 мая пресс-служба ВВС США опубликовала набор любопытных фотографий, показывающих эксплуатацию новейшей техники. Снимки были сделаны ранее в тот же день на неназванной авиабазе в зоне ответственности Центрального командования вооруженных сил. При этом по отдельным деталям можно было определить, что речь шла о базе Аль-Дафра в ОАЭ.

В объектив попал процесс подготовки к вылету новейшего разведывательного БПЛА типа ULTRA. Специалисты осуществляли различные манипуляции, проверяли аппаратуру и т.д. Кроме того, фотограф не упустил возможность сделать эффектные кадры беспилотника на фоне ночного неба.


После подготовки, запечатленной на фотоснимках, БПЛА ULTRA выполнил вылет и направился в зону выполнения разведывательной миссии. Куда он летал, какие объекты снимал и что помог узнать, по понятным причинам, не сообщается. В то же время, в сообщении ВВС не забыли упомянуть особые летные характеристики нового БПЛА, а также обеспеченный ими рост разведывательного потенциала.

Фотографии с авиабазы в ОАЭ представляют особый интерес. Дело в том, что они впервые демонстрируют беспилотник ULTRA в строевой части и на аэродроме развертывания. Из этого следует, что новейший БПЛА прошел все необходимые испытания и получил рекомендацию к развертыванию в войсках. Возможно, пока беспилотник находится только на стадии опытной эксплуатации, но и в этом случае можно говорить об успехе проекта.

В ходе нынешнего развертывания и эксплуатации на базе Аль-Дафра БПЛА «Ультра» должен показать себя с лучшей стороны и подтвердить расчетные характеристики. Если это произойдет, то начнется полноценное серийное производство и распределение техники между частями ВВС.


Проверка радиоэлектронной аппаратуры

Большая продолжительность полета


В середине прошлого десятилетия ВВС сформировали новую концепцию разведывательного БПЛА. Учитывая опыт эксплуатации существующих беспилотников, они предложили разработать новый образец, отличающийся упрощенной конструкцией и повышенной продолжительностью полета. Для более эффективного мониторинга и разведки он должен был непрерывно находиться в воздухе до 2-3 суток.

Новой концепцией предсказуемо заинтересовалось Командование сил спецопераций, и дальнейшие работы велись при его участии. С целью реализации новых идей, в начале второй половины десятых годов Исследовательская лаборатория ВВС (AFRL) запустила две перспективные программы. Первая получила название LEAP (Long-Endurance Aircraft Program – «Программа разработки летательного аппарата большой продолжительности полета»), а следующую обозначили как ULTRA (Unmanned Long-endurance Tactical Reconnaissance Aircraft – «Тактический разведывательный БПЛА большой продолжительности полета»).

Реализацию идей и концепций в металле доверили компании Dzyne Technologies из Калифорнии. К концу десятилетия она построила и вывела на испытания опытные БПЛА LEAP. Для упрощения разработки и сборки, их выполнили на базе одного из существующих легких гражданских самолетов. В дальнейшем такая техника дошла, как минимум, до войсковых испытаний. Не позднее 2020 г. начались реальные разведывательные вылеты в Ираке. В июле того же года один из LEAP был потерян по техническим причинам.


В декабре 2019 г. AFRL впервые открыто сообщила о ходе испытаний беспилотника ULTRA LEAP. Поводом для открытой публикации стал рекорд – опытный БПЛА совершил полет продолжительностью 2,5 суток. К сообщению прилагалось художественное изображение некого беспилотника характерного облика, ранее не фигурировавшего в публикуемых материалах.

Позже стало известно, что на рисунке был изображен БПЛА ULTRA, разработанный AFRL и Dzyne Technologies. В 2021-22 гг. ВВС и исполнители проекта несколько раз публиковали фотографии беспилотника и раскрывали информацию о нем. Упоминалась часть характеристик, основные рабочие возможности и т.д. Из таких публикаций можно было понять, что «Ультра» остается на стадии летных испытаний, но подробности таких мероприятий не приводились.

Недавние новости от ВВС показали, что произошло с проектом ULTRA за прошедшее время. Опытная техника справилась с испытаниями и подтвердила расчетные характеристики. Благодаря этому беспилотник попал в одну из строевых частей ВВС. Теперь можно ожидать, что перспективный БПЛА продвинется дальше и пополнит беспилотный воздушный флот США. Техника этого типа сможет поступить на вооружение ВВС и ССО, дав им новые возможности в сфере разведки и наблюдения.

Проще и дольше


Главной задачей проекта ULTRA являлось максимально возможное увеличение дальности и продолжительности полета БПЛА при сохранении прочих характеристик и стоимости на приемлемом уровне. Решением вновь стало использование готовой основы – на этот раз применили безмоторный планер одной из коммерческих моделей. Его оснастили набором нового оборудования, обеспечивающим дистанционное управление и ведение разведки.


БПЛА «Ультра» имеет обтекаемый фюзеляж переменного сечения, характерный для спортивных планеров. В утолщенной носовой части размещается все основное оборудование; там же находятся ниши для уборки основных стоек шасси. Беспилотник получил прямое высокорасположенное крыло большого удлинения с загнутыми вверх законцовками. Хвостовое оперение – Т-образное, с рулями высоты и направления. Масса и габариты БПЛА пока остаются неизвестными.

Летательный аппарат оснастили силовой установкой неизвестного типа с двухлопастным тянущим воздушным винтом. По всей видимости, используется двигатель внутреннего сгорания. Внутри планера размещены топливные баки высокой емкости. Аэродинамический облик БПЛА указывает на ограниченные скорости полета при высокой экономичности. Благодаря этому достигается продолжительность полета порядка 80 ч.

ULTRA оснащается всеми необходимыми средствами управления и связи. Автопилот способен самостоятельно следовать по заданному маршруту или выполнять команды удаленного оператора. Способ связи со станцией управления и радиус действия с сохранением двусторонней связи не сообщаются.

Проект предусматривает выполнение только разведывательных задач. Для этого под фюзеляжем подвешивается оптико-электронная станция с требуемыми характеристиками. Полезная нагрузка БПЛА – 400 фунтов (ок. 180 кг). Возможно, в будущем ULTRA получит не только оптику, но и радиотехнические средства разведки, такие как РЛС бокового обзора, станция радиоэлектронной разведки и т.д. Нельзя исключать и появление беспилотника-ретранслятора, который будет обеспечивать работу других авиационных систем.


БПЛА ULTRA LEAP в облике 2019 г.

Применение каких-либо вооружений не предусматривается, как минимум, на текущем этапе. Грузоподъемность в 180 кг попросту не позволит дополнить ОЭС для поиска целей достаточным количеством типовых боеприпасов. Кроме того, вызывает вопросы сама концепция БПЛА, способного летать несколько суток и наносить единичные удары.

Новые возможности


Таким образом, после нескольких лет исследований, конструкторских работ и испытаний ВВС США получили желаемый БПЛА с повышенной продолжительностью и дальностью полета. Изделие ULTRA способно оставаться в воздухе более трех суток, ведя наблюдение и передавая данные. С точки зрения разведывательных возможностей этот беспилотник в разы превосходит все прочие изделия, состоящие на вооружении США.

К настоящему времени БПЛА ULTRA от AFRL и Dzyne Technologies дошел до эксплуатации в строевой части и даже развернут на заморской авиабазе. За счет этого ВВС планируют накопить опыт реальной эксплуатации и сделать выводы. Если нынешние полеты и миссии будут успешными, то «Ультра» в будущем станет полноправной частью существующего беспилотного воздушного флота.
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    14 мая 2024 04:42
    После подготовки, запечатленной на фотоснимках, БПЛА ULTRA выполнил вылет и направился в зону выполнения разведывательной миссии. Куда он летал, какие объекты снимал и что помог узнать, по понятным причинам, не сообщается.

    Если нельзя опровергнуть, то нужно доказывать или молча согласиться.
    Есть в России нечто подобное или мы довольствуемся «Орионами», которых известное ведомство должно было «напечатать» минимум 200 штук?
    Из отчёта НПК СПП за 2014 год стало известно, что СПП разрабатывает оптико-электронную станцию для БПЛА «Орион», серийное производство запланировано в 2017 году (30 изделий ежегодно).

    Да и хрен с ним...Мы посмотрели на параде, какая техника у нас имеется...
    1. +3
      14 мая 2024 05:02
      Цитата: ROSS 42
      «Орион», серийное производство запланировано в 2017 году (30 изделий ежегодно).

      Вот для того , чтобы реже вспоминать полезный овощ , на МО теперь новый министр поставлен . Во всяком случае так декларируется .
      1. +1
        14 мая 2024 05:08
        Цитата: bayard
        Вот для того , чтобы реже вспоминать полезный овощ , на МО теперь новый министр поставлен .

        Возможно, это будет лучший министр...Был же Дмитрий Фёдорович Устинов МО, хотя бы сугубо гражданским человеком.
        1. +1
          14 мая 2024 07:02
          Все это важно для географии США- контроль больших участков моря с высоты.
          Меж тем, для РФ это не актуально, для России важно не отставать в малых и средних БПЛА, например:
          1. Вчера на одном из военных тг-каналах я увидел реализацию одной из моих идей, а именно стационарных 3д "минных" полей из бпла, когда они занимали куб пространства размером 300х300х300 (примерно), на земле были штанги заряжающих устройств, куда бпла опускались для зарядки по мере необходимости, а место в "облаке" занимал заряженный дрон. Они держат участок пространства под контролем. Любое проникновение вызовет направленный подрыв ближайшего дрона. Все бпла работают в единой сети. Так же могут самостоятельно (либо по команде) перекрыть нужный участок неба (пространства).
          2. Все технологии в наличие уже с 00 годов в гражданском секторе.
          1. +5
            14 мая 2024 07:11
            Цитата: Гражданский
            Меж тем, для РФ это не актуально, для России важно не отставать в малых и средних БПЛА, например:

            А что для России актуально? А-50У - анахронизм, который забыли из чего делать...А-100 - «ноу-хау», до которого тямом не доросли...
            А нас всё, чего не умеют делать, становится неактуальным, второстепенным...
            yes
            1. 0
              14 мая 2024 10:33
              Цитата: ROSS 42
              Цитата: Гражданский
              Меж тем, для РФ это не актуально, для России важно не отставать в малых и средних БПЛА, например:

              А что для России актуально? А-50У - анахронизм, который забыли из чего делать...А-100 - «ноу-хау», до которого тямом не доросли...
              А нас всё, чего не умеют делать, становится неактуальным, второстепенным...
              yes

              Ну это лозунги с литаниями... с ними согласен, но я про конкретный момент и то, что уж срочно надо и об отсутствии ресурсов для объятия необъятного.
          2. +1
            14 мая 2024 09:24
            У России огромные пространства,где нет РЛС,вдоль Северного морского пути,надо как-то контролировать сушу и море,вот базы и строят.А БПЛА 48 часов в воздухе нужен,как воздух.
            1. 0
              2 июня 2024 22:40
              Просто "голый" БПЛА там не нужен от слова вообще, нужен с хорошей станцией обнаружения, которую на подобный БПЛА не впихнешь из-за массогабаритных ограничений, еще наверняка нужны ретрансляционные станции, пункты для операторов БПЛА, с ангарами для хранения и ремонта техники, техникой и емкостями для заправки и хранения топлива... А также жилые комплексы и все это ранее перечисленное с учетом температурных колебаний до -40...-50 градусов цельсия... Около 4-5 месяцев в году это еще более-менее будет работать, остальное время в очень экстремальных условиях как для людей, так и для техники...
        2. +1
          14 мая 2024 07:06
          По всей видимости, используется двигатель внутреннего сгорания. Внутри планера размещены топливные баки
          А каким ещё может быть двигатель, кроме как ДВС, если в планер установлены топливные баки? wink
          1. +1
            14 мая 2024 17:44
            кроме как ДВС, если в планер установлены топливные баки?

            Иногда и ТРД махонькие ставят , если планирование -основной режим . Заберутся повыше и выключают. Но это скорей экзотика .
            Вот вопрос- винт складной , похоже . Как у "немца" Stemme s12 . Там выбросить двух мужиков , заменив на топливо - как раз и выйдет 80 часов .
            1. 0
              14 мая 2024 18:03
              Да американцы ,похоже, его и взяли за основу . Или "десятку "
              У нас его Конюхову спонсоры у немцев купили . Опять собирался куда-то .
              1. 0
                14 мая 2024 18:39
                Французский БПЛА Safran Patroller на основе мотопланера Stemme ASP S15.
                1. 0
                  14 мая 2024 19:26
                  Ну есть у этих немцев одна "заноза" . Движок был за кабиной . Вал проходил к винту низом через кабину с двумя людьми . И получается бяка - если просто выкинуть людей ,кресла , приборы , парашюты . то сильно изменится центровка . И тупо бак с топливом на это место не поставишь - уменьшение топлива по мере расхода опять сместит центровку назад. Поглядеть бы , как они вывернулись .
                  1. 0
                    15 мая 2024 07:36
                    Может быть удлинили фюзеляж.
                    1. 0
                      15 мая 2024 11:27
                      Может быть удлинили фюзеляж.

                      Наверное, так и есть . Носовую часть переделали . Движок вперёд перенесли . За ним сразу часть РЭО , АО и потом уже баки с топливом в районе ЦТ .
                      1. 0
                        15 мая 2024 14:19
                        Кстати, переделка обычной пилотируемой техники в военные БПЛА видимо удобно.
                        Есть ещё, например беспилотный вертолет.
        3. 0
          14 мая 2024 09:22
          Время ВОВ он был Народный комиссар вооружения СССР очень ответственный пост.
          За невыполнение указов т.Сталина,сразу на Колыму,если не расстрел.
          А затем был Министр вооружения СССР и Министр оборонной промышленности СССР.
          У него был огромный опыт работы с ВПК.
          1. 0
            14 мая 2024 15:42
            Цитата: dragon772
            За невыполнение указов т.Сталина,сразу на Колыму,если не расстрел.
            Нет. Ознакомьтесь, например, с историей создания КПВ. Сколько Берия не прыгал, наладили выпуск только после войны. А появись он лет на 10 раньше, насыть им войска в качестве средства ПВО, Ю-87 не смогли бы безнаказанно бомбить в 1941.
            1. +1
              14 мая 2024 16:19
              ДШК занял его место.И по Ю-87 также неплохо отрабатывал.
              Ас Ганс-Ульрих Рудель.
              В начале февраля 1945 г Рудель чуть было не погиб в районе Лебуса, когда при штурмовке советской танковой колонны его самолет был подбит ДШК с крыши башни ИС-2. Тяжело раненый в ногу, с серьезной потерей крови Рудель был эвакуирован в Кюстрин, где ему ампутировали правую ногу.
              1. +1
                14 мая 2024 17:36
                Цитата: dragon772
                ДШК занял его место
                Нет, место оставалось свободным: по штату кол-во ДШК на дивизию - 9 штук, к 41 году произвели менее 2000 штук на всю страну, а до конца войны - 10000 шт. А их еще ставили и на технику, и на катера. Их было мало, они были дороги. Вот было бы ДШК в 41 по хотя бы одному в каждой роте - был бы эффект.
                1. +1
                  14 мая 2024 17:52
                  Как же нет? ДШК стал основным крупнокалиберным пулеметом РККА,особенно к концу войны.Очень нужным и увы,малочисленным.
      2. +1
        14 мая 2024 08:43
        Цитата: bayard
        чтобы реже вспоминать полезный овощ

        Дык,в рационе имеются и иные полезные овощи ! Огурцы,бананы... Вот и будем прикидовать (подносить ) огурец к носу !
    2. 0
      14 мая 2024 09:39
      От идеи создания прототипа до первого полета прошло менее года.Многие компоненты доступны на рынке.Стоимость-порядка 100 тыс. баксов.
      Испытания продолжаются-пока максимальный по продолжительности полет составил 60 часов.
  2. +2
    14 мая 2024 08:53
    У американцев специфические требования к БПЛА. Они не предполагают такой позиционной войны, которая идет сейчас на Украине.
    По их доктрине вначале прилетят ракеты и авиация, подавит ПВО противника, и потом возьмется за выбивание его войск, в первую очередь тяжелой техники. Для этого им беспилотники просто не нужны.
    И уже потом наземные войска зайдут фактически для зачистки остатков, опять же, под прикрытием авиации.
    Большая часть опыта боевых действий на Украине (но не вся, конечно) с беспилотниками для них бесполезна.
  3. +1
    14 мая 2024 10:53
    Сделали на базе планера. Дешево и сердито.
  4. 0
    15 мая 2024 13:48
    У америки мания на свою исключительность и то что им все и всегда угрожают иначе не оправдать запросы впк. Отсюда и концепции и общий вектор ниокр, быть невидимым и всё знать и везде.Деньги есть,сделают под нужные параметры хоть что. По бпла они давно лидеры мировые. Но у них изза специфики впк вундервафли дорогие всегда,а просто и дешево это не в философии капитализма.