14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии

14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии 14 февраля 1483 года в семье эмира Ферганы Омара-Шейха Мирзы родился Захир ад-дин Мухаммад Бабур (слово Бабур означает «тигр»). Отец Бабура был из рода Тимуридов, прямым потомком знаменитого «Железного хромца» Тамерлана. Мать, Кутлуг Нигорханым, была из рода Чингизидов, дочерью могулистанского правителя Юнусхана. Бабур вошёл в историю, как полководец, основатель крупнейшей в 16-18 столетиях державы на территории Индии и Афганистана - Могольской империи, а также как учёный, поэт и писатель. Это делает Бабура весьма интересной личностью, в истории можно найти немало успешных полководцев и завоевателей, но чтобы они были столько разносторонне одаренными людьми, это редкость.

Детство его прошло в Андижане, где он был счастлив. Здесь он получил образование, у него проявилась любовь к поэзии. Перед смертью он будет тосковать о Фергане. Уже в 11-летнем возрасте он был вынужден принять бразды правления Ферганским княжеством – его отец погиб 9 июня 1494 года в возрасте 39 лет. С самого начала правления Бабуру пришлось вести борьбу за свой удел и за Мавераннахр - регион между Амударьёй и Сырдарьёй (Согдиана), включает в себя такие известные города как Самарканд, Бухара, Хива и др. Положение его было шатким. В регионе шли постоянные усобицы. Здесь хватало феодальных владетелей, которые хотели отхватить что-нибудь у соседей, подчинить их, или просто пограбить. Против Бабура выступил даже родной брат, и ему пришлось поделить Ферганское княжество на два удела. Его главным противником был узбекский хан Мухаммед Шейбани (основатель государства Шейбанидов). Усобицы среди Тимуридов привели к тому, что Шейбани-хан 1501 году окончательно овладел Самаркандом и сделал его столицей своего государства. Бабур укрепился в Ташкенте, где пытался сколотить коалицию феодальных правителей против Шейбани. Однако из-за предательства нескольких князей, потерпел поражение. В 1500—1505 годах Бабур был вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где создал новое государство со столицей в Кабуле. До 1512 года безуспешно пытался отбить Бухару и Самарканд. Замысел покорить Индию родился уже в 1504 году, когда Бабуру был всего 21 год. Однако из-за недальновидности родственников и феодалов, эту идею пришлось отложить и пытаться отвоевать родной удел.

В Афганистане Бабур создал сильную армию, и после неудачи с Самаркандом, решил захватить Индию. Северная Индия к этому моменту уже была подчинена мусульманским правителям – в 13 столетии был создан Делийский султанат. Однако к концу 14 столетия султанат был уже ослаблен и после вторжения армии Тимура, распался. В 15 столетии пределы султаната ограничивались двуречьем Ганга и Джамны. Индийский субконтинент делился несколько десятков мелких и крупных государственных образований, часто враждовавших друг с другом. В 1518 - 1524 годах войска Бабура совершили несколько набегов на Пенджаб (северо-западная часть Индии), захватывая большую добычу. Перелом в настроениях знати произошёл в следствии того, что могущественный враг Бабура Шейбани-хан затеял поход на Афганистан. К нему присоединились другие среднеазиатские правители. Устоять перед такой силой возможности не было, из-за постоянных усобиц афганских племен. «Я остался один в Кабуле, враг весьма силён, а мы очень слабы, - говорит эмир Кабула приближённым. - Имея столь сильного и могущественного противника, мы должны найти для себя какое-нибудь место; пока есть время и возможность, нам надо уйти подальше от такого мощного и грозного врага». Решили идти на Индию не разбойным набегом, а завоевательным походом.


Наместник Пенджаба Даулат-хан, который находился во вражде с царствовавшим в Дели султаном Ибрахимом Лоди, решил поддерживать действия Бабура. Даулат-хан имел сторонников и в Дели, где были недовольны правлением жестокого султана Ибрахима Лоди. Среди заговорщиков был и князь Санграм Сингхом. Таким образом, заговор индийской политической элиты стал главной предпосылкой, которая предопределила падение Делийского султаната. Вместо встречи врага на дальних рубежах, высшие сановники султана запустили его внутрь страны, чтобы свергнуть султана руками Бабура.

Даулат-хан планировал сам занять престол в Дели, считая, что походы Бабура, подобно вторжению Тимура, имеют грабительский характер. Войска Бабура, гружённые богатой добычей и пресытившись насилиями, сами уйдут из Индии. Однако, он сильно просчитался. Бабур в 1524 году занял Лахор и не ушёл, а в следующем году предпринял новый поход. Пенджабский наместник выступил против него, но был разбит.

21 апреля 1526 года на равнине Панипата, на пути из Лахора в Дели, состоялась решительная битва 12-тыс. корпуса Бабура с 40-тыс. армией делийского султана. Победу войск Бабура предопределило использование артиллерии и ружей, в которой правитель Кабула имел полное преимущество, и тактика охвата флангов противника конными отрядами. В Индии, огнестрельное оружие знали, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и планировал смять отряд Бабура напором мощной конницы. Бабур связал обозные повозки между собой, прикрыл их щитами. Между повозками были проёмы для пушек, отрядов мушкетёров и конницы. Фланги линии обороны были прикрыты рвами и засеками. Все атаки вражеской конницы войско Бабура отразило слаженными ружейно-пушечными залпами и конными контратаками. Когда делийская конница была расстроена, её опрокинули фланговыми ударами кавалерии. Делийский султан сложил голову в этом сражении. Тысячи индийских воинов сложили головы в этом сражении. Дорога на Дели была открыта.

30 апреля 1526 года Бабур стал первым падишахом Дели, основавшим государство Великих Моголов. Разгром войска делийского султана при Панипати, весть о его гибель стали шоком для Северной Индии. Бабур не мешкая, захватил два главных города султаната – Дели и Агру. Его воины заняли все правительственные здания, дворцы и сокровищницу. Сопротивления почти не было. Его войска немедленно занялись восстановление порядка в округе. Бабур сразу издал указ запрещающий грабить и обижать семьи поверженных врагов, что склонило на его сторону многих людей и не вызвало ответной волны сопротивления, которую мог вызвать террор. Бабур также сразу наградил своих соратников и воинов. Из индийских сокровищниц военачальникам и простым воинам выдали денег, а также различные товары, оружие и коней. Кроме этих раздач велось распределение земельных участков, угодий и пастбищ. Щедрые подарки получили Кабул, Газна, Кандагар и даже Мекка, куда их отправили через странников. Эта щедрость стала причиной множества слухов, которые дошли и до соседних стран. Согласно одному из них пришлый падишах раздал все захваченные им сокровища Индии и ничего не оставил себе, действуя как странствующий дервиш. Сам владыка Бабур отразил эту мысль в стихах: «Я не принадлежу к братству дервишей, но, как царь, я их брат по духу».

Надо отметить, что желание Бабура остаться в Индии и сделать её домом для всех потомков Чингисхана и Тимура, были приняты не всеми. В войсках возникло возмущение. Появились дезертиры. Первым среди бежавших оказался первый советник падишаха Ходжа Калан, который уехал под предлогом раздачи подарков и стал правителем Кабула. Воинов тяготила во-многом для них странная и непривычная по природе, климату Индия. Бабуру пришлось собрать совет, где он убедил вождей остаться в Индии: «Сколько лет мы прилагали старания и терпели тяготы, ходили в далекие государства и водили войска, подвергая себя и людей опасностям сражений и войны! По милости божьей мы разгромили столь многочисленных врагов и захватили столь обширные земли. Какая же сила и какая необходимость заставляют нас теперь без причины бросить владения, завоеванные после стольких трудов, и снова вернуться в Кабул, чтобы подвергнуть себя испытаниям бедности и слабости? Пусть же всякий, кто хочет нам добра, впредь не говорит таких слов, а тот, кто не может больше проявить стойкости, если хочет уходить, – пусть уходит и не отказывается от этого».

Правда, ему ещё пришлось сломить сопротивление раджпутских князей во главе с Санграм Сингхом, которые видя, что Бабур не собирается уходить, собрали большую армию. Соратники Бабура испугались и уговаривали его уйти из Индии, они уже награбили большие богатства и боялись их потерять. Говорили, что «следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал». Однако для Бабура это был звёздный час, и он не собирался отступать. Главная мечта его жизни сбывалась. В знак своей веры он приказал уничтожить винные запасы, хотя любил выпить и дал обет не пить (он его выполнил). Решающая битва раджпутов с армией Бабура состоялась при Кхануа (близ Сикри) в марте 1527 года. И вновь превосходство войск Бабура в артиллерии и ручном огнестрельном оружии сыграло решающую роль. Более многочисленные войска раджпутов атаковали оборонительные порядки Бабура. Однако их атаки разбились об умелую оборону и контратаки. Раджпутские князья потерпели сокрушительное поражение. Их предводитель Санграм Сингхом (Рана Санга) был тяжело ранен и умер в этом же году. Ни один из его потомков не осмелился продолжить борьбу. Эта победа над конфедерацией Раджпута привела к окончательному установлению власти Бабура над Северной Индией. Добившись успеха, Бабур перенёс центр вновь образованной державы в Агру. До конца своей жизни – 1530 года, он расширил свою державу, присоединив к ней долину Ганга, до границ Бенгалии. Он разгромил 6 мая 1529 года битве при Гогре правителей Бихара и Бенгала.

Часть афганского войска Бабура вернулась на родину, гружёная богатой добычей. Другая часть осталась в Индии. Воины получили от падишаха земельные наделы. Новые землевладельцы обычно нанимали в качестве управляющих местных жителей, которые лучше разбирались в местных условиях. Бабур проводил формирование налогово-административного аппарата и централизованной системы управления в новой державе, но не успел завершить эту работу. Эти задачи были решены уже его преемниками. Несмотря на очень краткое правление – 1526-1530 гг., Бабур смог заложить основы будущей великой державы, объединив значительную часть раздробленной Индии. Он упорядочил земельно-водные отношения, налоговую систему. По его указанию была начата большая строительная программа, сооружали мечети, бани, здания различного назначения, рылись колодцы. В крупнейших индийских городах - Дели, Агре, Лахоре, Девалпуре, падишах заложил сады и парки с декоративными растениями. Видимо, первым подобным сооружением на территории Индии, стал большой сад, именуемый Кабул-бахтом, основанный в Панипате в честь победы над делийским султаном Ибрахимом Лоди. В садах, разбитых в Индии, падишах впервые применил опыт по выращиванию дынь и винограда из Средней Азии. Во время своих многочисленных поездок по стране Бабур неутомимо планировал строительство дорог, которые должны были быть обрамлены тенистыми орошаемыми садами.

Бабур большое внимание уделял благоустройству подчиненных ему крупных индийских городов. Архитектура, планировка общественных и частных зданий, их внешние детали и внутренний интерьер, много взяли из стиля принятого в Средней Азии, в то же время смогли органично сочетаться с индийским стилем. В архитектуре произошёл синтез двух стилей. Этот процесс получил развитие и при наследниках Бабура.

Основатель новой державы деятельно стремился укрепить торгово-экономические связи с Афганистаном, Ираном, Средней Азией. Был издан указ Бабура о благоустройстве караван-сараев, строительстве специальных колодцев на торговых путях, заготовке продовольствия и фуража для путников. Все эти мероприятия были направлены на рост товарооборота с соседними странами и нормализацию отношений с ними. Бабур нормализовал отношения с Шейбанидами. Падишах даже незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к русскому правителю Василию Ивановичу.

Перед смертью Бабур назначил наследника – им стал старший сын Хумаюн. Остальные сыновья получили в уделы Пенджаб, Кабул и Кандагар, и были обязаны подчиняться старшему брату.

Бабур отметился не только как выдающийся полководец и государственный деятель, но и как весьма образованный человек, умеющий ценить искусство. В своей столице Агре падишах собрал вокруг себя немало талантливых писателей, поэтов, художников, музыкантов, исследователей, которым уделял большое внимание. Он старался лучше изучить местные обычаи, традиции, отличался наблюдательностью. Изучал историю и культуру народностей Средней Азии, Афганистана и Индии. Заслуги Бабура как историка, географа, этнографа в настоящее время признаны мировой востоковедческой наукой. Отметился как видный поэт и писатель, написавший исторический труд «Бабур-наме». В этом автобиографическом сочинении падишах оставил описание великих городов Средней Азии, Хорасана, Афганистана, Ирана и Индии. Для современно науки его сообщения о Самарканде, Бухаре, Кабуле, Газни, Балхе, Фергане, Бадахшане, Дели, Девалпуре, Лахоре и других городах и местах, бесценны. Он также описывал караванные пути, тропы ведущие из Кабула в Индию, и в Среднюю Азию. В труде нашли прекрасное отражение описания природы, флоры, фауны, географии Средней Азии, Афганистана, Индии. В книге есть и сведения о политической жизни Индии, отрывочные данные об истории этой страны. В «Бабур-наме» много данных и по индийской этнографии: рассказано о кастовой системе, обычаях, быте простого народа и феодальной знати.

Перу Бабура также принадлежат трактат по поэтике; изложение в стихотворной форме мусульманского права и собственная разработка алфавита – «Хатти Бабури» («Алфавит Бабура»). «Алфавит» был создан на базе древнетюркских письмен и отличался более упрощенным по начертанию, по сравнению со сложным арабским письмом.

14 февраля 1483 года родился Бабур-Тигр, великий завоеватель Индии
Автор: Самсонов Александр


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 36
  1. Фрегат 14 февраля 2013 09:09
    За что все-таки люблю этот сайт, так это то, что среди авторов есть и нормальные адекватные люди, которые занимаются скорее заинтересовыванием широких масс к чему-либо и открывает глаза всяким хомячкам различных течений. Хотя не совсем согласен со статьей, но общие положения верны и разумны, так что ПЛЮС.

    Уже знаю, что тут начнутся срачи и взаимные оскорбления.
    Фрегат
    1. baltika-18 14 февраля 2013 11:30
      Цитата: Фрегат
      открывает глаза всяким хомячкам различных течений

      Если у человека мнение не совпадает с общепринятым,это вовсе не означает,что он хомячок.Так что этим своим выражением вы заранее провоцируете некоторых читателей сайта на негативное к себе отношение.Если не провоцировать читателей
      Цитата: Фрегат
      Уже знаю, что тут начнутся срачи и взаимные оскорбления.
      ,то этого не будет.Кто-то поставит плюс,кто-то минус,только и всего. hi
    2. Borat 14 февраля 2013 12:42
      Бабур ни кто иной как средневековый Власов... Он на чужих штыках внешнего агрессора пытался захватить власть в Ср.Азии обещая за это стать послушным протекторатом и шиитским мальчиком и отдать свой народ на откуп иранскому шаху... Но к его великому позору и счатью народа Шайбаниды смогли сломить как внешнию агресию так и внутреннего врага предателя Бабура и вышвырнули его за пределы страны...
      Borat
      1. spanchbob 14 февраля 2013 20:18
        Borat,
        " Но к его великому позору и счатью народа Шайбаниды смогли сломить как внешнию агресию так и внутреннего врага предателя Бабура и вышвырнули его за пределы страны.."
        -. Тогда Шейбаниды и были захватчиками , Бобур хотел вернуться на родину пусть даже при поддержке иранцев и эта была его ошибка. Но в народе его знают и любят больше чем Шейбани , и как поэта ( он же классик убекской литературы) . Правда его стихов не знаю, не читал , только "Бабурнаме" . В европе писали про него: Джентльмен среди королей и король джентльменов.
        spanchbob
        1. Borat 15 февраля 2013 09:04
          История современных узбеков начинается именно с династии Шайбанидов. Благодаря шайбанидам были прекращенны хоть и на время междуусобицы и востановленны была централизованная власть. Шайбаниды плоть от плоти и кровь от крови дети Ср.азии а не чужаки иранцы шииты которым продался слабачек бабур. Позорник ползавший на коленях перед кызылбашами... Разлаживших тимуридов шайбаниды скинули и установили мир на этой земле как минимум на сотню лет. И не надо ля ля про предателей. Предатель он и есть предатель и точка.
          Borat
          1. spanchbob 15 февраля 2013 16:37
            Кто жил до прихода кочевых узбеков - не узбек? Сам наверное из кочевых , поэтому так дергаешься? Да и кочевые узбеки прийдя сюда , приняли культуру и название местного населения и стали называться турк ( до 1924г)
            spanchbob
            1. Marek Rozny 16 февраля 2013 15:12
              средневековые некочевые жители территории нынешнего Узбекистана - таджики и сарты. Вам ли это не знать?
              Marek Rozny
              1. spanchbob 17 февраля 2013 10:52
                Я то .знаю. Народ живший на территории Узбекистана называл себя турк, сартами их называли народы жившие на севере от него , в т. ч. казахи . К примеру иранцы называли именно турк. В средние века народы жившие севернее Ирана , именно иранцев называли таджиками . Современние таджики начали заселяться , кто насильно , а кто и добровольно , 8 в по начало 16 в , Говорят таджики как и иранцы на фарси - дари который сложился окончательно в 15 в. И вы утверждаете ,что это родина иранцев? Я понимаю казахов - раз нет у меня , то пусть не будет у соседа.. Кочевые узбеки переселившиеся сюда в 16в составляют пр. 1/6 часть населения современных узбеков. Остальные являются потомками народа жившего до прихода кочевых узбеков и называли себя турками до 1924г. Перепись населения 1926г - 85% населения все еще счтают себя турками. И вы лучше их самих энаете, кто они по национальности Или арабы и иранцы в ср. века ошибались называя местное население турками. Наверное эабыли посоветоваться с вами.
                spanchbob
                1. Marek Rozny 18 февраля 2013 11:48
                  Сарты - оседлое автохтонное таджикское (согдийское) население, которое переняло язык тюркских завоевателей. Они называли себя тюрками (турками), хотя культурно и генетически никакого отношения к ним не имели (если не обращать внимание на небольшую часть тюрков-степняков, которые перешли на оседлый образ жизни и ассимилировались среди местных сартов). Точно так же покоренные греки, армяне, евреи и курды Византии перешли на тюркский язык огузов и стали называть себя тюрками (турками). Родовой системы у этих узбекских "тюрков" не было изначально, а ведь это основа основ тюрко-монгольского быта. "Кочевые узбеки" - исконные тюрки. Прочие компоненты узбекской нации не имеют никакой связи с тюрками, кроме навязанного тюркского языка.
                  Marek Rozny
            2. Borat 18 февраля 2013 10:53
              Цитата: spanchbob
              Сам наверное из кочевых , поэтому так дергаешься?

              Кочевой не кочевой одно я знаю точно я УЗБЕК и моих жилах течет кровь моих предков в том числе и Шайбанидов и они Родину свою иранским красноголовым шиитам не продавали и гоняли этих захватчиков как только могли... не в пример трусам и продажным шкурам вроде бабура...
              Borat
      2. Turan 17 февраля 2013 03:08
        Borat дорогой товарищ о каких Иранцах вы говарите, Тогда государство Сефевидов было во вглаве с Шах Исмаилом Хатаи...
        Turan
    3. texnar 15 февраля 2013 21:50
      Фрегат, а остальные статьи которые есть на этом сайте, выкладывают не адекватные люди, так что ли? Или остальные статьи не заинтересовывают широкие массы к чему-либо? Соглашусь с baltika-18 Цитата: Фрегат
      открывает глаза всяким хомячкам различных течений
      Если у человека мнение не совпадает с общепринятым,это вовсе не означает,что он хомячок.Так что этим своим выражением вы заранее провоцируете некоторых читателей сайта на негативное к себе отношение.Если не провоцировать читателей.
      texnar
      1. Фрегат 15 февраля 2013 22:09
        Цитата: texnar

        Фрегат, а остальные статьи которые есть на этом сайте, выкладывают не адекватные люди, так что ли? Или остальные статьи не заинтересовывают широкие массы к чему-либо? Соглашусь с baltika-18 Цитата: Фрегат
        открывает глаза всяким хомячкам различных течений
        Если у человека мнение не совпадает с общепринятым,это вовсе не означает,что он хомячок.Так что этим своим выражением вы заранее провоцируете некоторых читателей сайта на негативное к себе отношение.Если не провоцировать читателей.

        Свендслейв, сначала вникните в сайт, поймите что больше всего тут обсирают обсуждают, заслужите уважение, давая нормальные не оскорбительные комментарии, хотя бы прочитайте наш спор с уважаемым Балтика-18 в топике http://topwar.ru/23393-byl-pro-inoka-peresveta-ili-kak-cerkov-k-russkomu-podvigu
        -primazalas.html#comment-id-874670
        и также http://topwar.ru/23599-pora-svalivat-iz-sshashki.html#comment-id-874653

        С уважаемым Балтикой-18 у нас отдельные разговоры и мы лучше понимаем друг друга и поправляем, а Вы даже ничего не заслужили, чтобы цитировать его или мои слова.
        С уважением, надеюсь на понимание.
        Фрегат
        1. Octavian avgust 15 февраля 2013 22:32
          Вы какими трудами что-то непонятное заслужили??? Ты даже можешь отвечать за baltika-18? Парень остановись, не будь таким злым.
          Octavian avgust
  2. Prometey 14 февраля 2013 11:25
    Фрегат
    Эта не та тема ради которой будут ломать копья )
    1. baltika-18 14 февраля 2013 12:29
      Цитата: Prometey
      Эта не та тема ради которой будут ломать копья )

      Хорошо сказал.
  3. Borat 14 февраля 2013 12:21
    Бабур не кто иной как предатель Родины продавшийся Иранскому шаху Исмаилу и его шиитскому течению ради власти в Ср.Азии и победы над истиными патриотами Шейбанидами. Станно что автор умалчивает этот аспект жизни Бабура. Вряд ли он заслуживает большего внимания чем шиитсикй отступник. Вот потому он и умер за пределами родной земли так как не место ему тут было после его сделок с внешним врагом иранскими шиитами шаха Исмаила...
    Borat
    1. KuzmichDP 14 февраля 2013 20:28
      Барат,откуда ты такой патриот взялся,небось продукт спелый КАРИМОВСКОЙ ТЕОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ???А статья отличная,честно не ожидал появления таковой на этом сайте,так что плюс,однозначно.
      1. spanchbob 14 февраля 2013 21:23
        Не бровь, а в глаз!
        spanchbob
      2. Borat 15 февраля 2013 09:05
        ой ли вай ли сами то с чьих харчей кормитесь? госдеповских? по харе на аватере видно что именно с них...
        Borat
        1. Турдахун 15 февраля 2013 13:47
          Вы что такой злой ? За Бабура говорят его "дела" и этим все сказано. Великий человек и точка.
          Турдахун
          1. Marek Rozny 16 февраля 2013 15:16
            Обратил внимание, что казахи обычно воспринимают барласов Бабура и Темирлана как "своих" (даже несмотря на то, что этого рода у казахов нет), а вот узбеки этих людей обычно воспринимают как "врагов". Несмотря на то, что в Узбекистане сейчас культ Темирлана, часто сталкиваюсь с узбеками на форумах, где они его считают врагом их народа.
            Marek Rozny
            1. spanchbob 17 февраля 2013 10:55
              Marek Rozny,
              Один и не известно кто -не народ!
              spanchbob
  4. Prometey 14 февраля 2013 13:40
    Borat
    По истечении 600 лет это уже не имеет значения )
    1. baltika-18 14 февраля 2013 15:28
      Цитата: Prometey
      По истечении 600 лет это уже не имеет значения )

      И ещё раз хорошо сказал.
    2. Borat 15 февраля 2013 09:07
      Цитата: Prometey
      По истечении 600 лет это уже не имеет значения )

      Главное помнить надо кто есть кто.... предатель он и через тысячу лет таковым останется и не важно кем он после стал...
      Borat
  5. Marek Rozny 14 февраля 2013 16:22
    Спасибо за статью. Сайт действительно хорош тем, что тут можно прочитать самые разные интересные военно-исторические материалы. Респект автору статьи еще раз.
    Кстати, Бабур из рода барлас. Этот род и поныне проживает в Узбекистане. А Делийский султанат, на землях которого он создал свое государство в Индии, был основан Джалаладдином - сыном хорезмшаха Мухаммеда, которого разгромили когда-то предки Бабура, входившие в состав войск Чингисхана. Когда-то предки Бабура выдавили из Узбекистана в Индию часть степняков, а потом и самого Бабура туда вытолкали. Правда, Джалаладдина в покое ордынцы не оставили, захватив чуть позже Делийский султанат, а Бабуру повезло в этом отношении.
    Джавахарлал Неру, оценивая масштабы завоевания Индии степняками из Туркестана, однажды написал в одном из своих исторических трудов, что тюрки оказали на индийскую культуру большее влияние, чем британцы. Хотя, по-большому счету, имхо, тюрки оказали влияние больше на Северную Индию, чем на всю эту страну целиком. Но Неру виднее, конечно.
    Marek Rozny
    1. spanchbob 14 февраля 2013 20:34
      Marek Rozny,
      "Джавахарлал Неру, оценивая масштабы завоевания Индии степняками из Туркестана, однажды написал в одном из своих исторических трудов, что тюрки оказали на индийскую культуру большее влияние, чем британцы". Барласы уже 300 лет жили в Туркестане и перестали считаться степняками. Называли себя как и весь народ - турк ( тюрк в русском произношении) в отличии от казахов , туркмен и лр. Отсюда и Туркестан. И народ до 1924г , продолжал так называться , когда советская власть переименовала в узбеков
      spanchbob
      1. Бек 14 февраля 2013 21:45
        Цитата: spanchbob
        Называли себя как и весь народ - турк ( тюрк в русском произношении) в отличии от казахов , туркмен и лр. Отсюда и Туркестан.


        Здесь не согласен. После падения единного Тюркского каганата, от Уссури до Волги, образовались два самостоятельных государства. Восточный Туркестан - основная область Уйгур-Синьцзяньского районп КНР и примыкающие к нему области западной Монголии, равнинного Тибета. Западный Туркестан - Семиречье, юг Казахстана, Среднея Азия. Граница между ними шла по горам Джунгарского Алатау.

        В последующем на этих землях существовали различные ханства и названия Западный и Восточный Туркестан сохранили за собой понятие только как обозначение географической территории. Наподобие Сары-Арка.

        Уйгуры Синьцзяна не называют себя тюрк (но конечно принадлежат к тюркским народам), но мечтают и борються за создание независимого государства уйгуров под названием - Республика Восточного Туркестана.
        Бек
        1. Бек 14 февраля 2013 22:42
          Цитата: spanchbob
          И народ до 1924г , продолжал так называться , когда советская власть переименовала в узбеков


          По моему предположению из общего тюркского субстрата территорий Казахстана м Средней Азии, казахи и узбеки стали выделятся и обособляться в 15 веке.

          Ещё при хане Золотой Орды Узбеке, в степях к востоку от Волги некоторые тюркские племена брали на себя общее название узбек, в честь хана. Потом они обособились и стали называться кочевыми узбеками.

          После распада Ак-Орды хан Абу-эль-Хаир с 1428 года объединил под своей властью почти всю территорию Казахстана, за исключением Моголистана располагавшегося на территориях нынешнего Юго-Восточного Казахстана и Синьцзяня. Вот разноплеменное тюркское население ханства Абу-эль-Хаира и носило на себе обощенное название кочевые узбеки.

          Официально Среднея Азия в это ханство Абу-эль-Хаира не входило. Но Абу-эль-Хаир имел большое влияние на территори нынешнего Узбекистана. В 1430 году на короткое время захватил Хорезм. В 1446 году на небольшое время захватил города Сыгнак, Сузак, Самарканд. В 1446 году Абу-эль-Хаир перенес столицу государства из Туры в Сыгнак. В 50-х годах XV века Абу-эль-хайр вмешивается во внутренние междоусобицы тимуридов Мавераннахра. В 1451 году Абу-эль-хайр помог тимуриду Абу Саиду разбить другого тимурида Абдуллу и прийти к власти. В Самарканде он женился на дочери султан Мавераннахра выдающегося астронома и астролога Улугбека.

          В 1458 году султаны Джанбек и Гирей недовольные политикой Абу-эль-Хаира ушли из под его власти в существующий тюркский институт (обычай) казакования - в свободные казаки. Но ушли не как положено одни, а в нарушении традиций увели с собой все подвластные им племена. Вот эти племена и взяли на себя обобщающее название ҚазаҚ. После смерти Абу-эль-Хаира в 1968 году султаны Джанибек и Гирей захватили верховную власть в степи. Потомки Абу-эль-Хаира, Шейбаниды, с приближенными им племенами были изгнаны на территорию современного Узбекистана. Где Шейбаниды стали властвующими ханами.

          Вот эти Шейбаниды со своими приблеженными племенами и принесли на территорию Бухары, Самарканда, Хивы свое имя кочевые узбеки, со временм слово кочевые ушло и осталось узбек. Конечно свои наименования оставались, но в исторических хрониках закрепилось название племен терриитории Узбекистана как узбеки. Этноним узбек уже не рапространялся на степняков.

          Вот так общее название Кочевые узбеки разделилось на собственно узбеков и казахов. Отличие же оседлых тюрков Узбекистана и кочевых тюрков степи заключалось в том, что узбеки относятся к огузской группе, а казахи к кыпчакской группе тюркских народов.
          Бек
          1. spanchbob 15 февраля 2013 17:59
            Бек,
            "По моему предположению из общего тюркского субстрата территорий Казахстана м Средней Азии, казахи и узбеки стали выделятся и обособляться в 15 веке."-- Правильно по вашему предположению! Если общий субстрат тюрков существовал еще в 15в , то когда образовались такие народы как туркмены , османы (сейчас турки), и кто жил на территории совреинного Узбекистана. Почитайте надписи на камнях древних тюрков И на каком языке они написаны? Прочитайте Шахнаме. В древности иранцы называли народ Турана турками.
            - " узбеки относятся к огузской группе, а казахи к кыпчакской группе тюркских народов." ---- Правильно , что казахи относятся к кипчакской группе. Но совет вам - нигде больше не говорите , что узбеки относятся к огузской группе .Над вами просто будут смеятся. К огузам относятся : туркмены , азербайджанцы и турки ( современные) . Узбеки и уйгуры относятся именно к тюркской или как в советской историографии - к Ср. Азиатской группе. Киргизы как и тувинцы , эвенки , хаккасы к восточной группе . Кстати слово хакас это китайское произношение слова киргиз , и киргизы пересилились именно оттуда оканчательно к 18 веку.
            spanchbob
            1. Бек 17 февраля 2013 16:38
              Цитата: spanchbob
              Правильно по вашему предположению!


              И чего так недружелюбно? Чего на базаре в цене не сошлись? Здесь же общение., любой может ошибаться. И потом я не писал подробно, места не хватит. Я тоже могу придраться к вашим писаниям. Но это ни к чему.

              Узбеков я отнес к огузам для общего понимания мною написанного. Но если вы так безосновательно советуюте мне не говорить, я продолжу. Узбеки сами по себе образовались из нескольких групп тюркских племен.

              По мнению узбекского ученного А.Ильхамова современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей:
              дешти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в конце XV в.;
              примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов;
              сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой. Отметим, однако, что термин сарт не был распространен на территории Бухарского эмирата.


              А вообще тюрки пришли в Южный Казахстан и Среднию Азию с преспоследней волной переселения тюркских народов со свой прародины, степей Монголии в 6 веке, с образованием Тюркского каганата. Здесь тюрки ассимилировали местное ираноязычное население - потомков индоевропейских ариев, впоследствии андроновцев, впоследствии туранцев. И уже потом из этой помеси формировались сегодняшние народы узбеков, туркмен. И это с низовий Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи в 10 веке ушли на свою новую родину тюрки-огузы, ставшие современными тюрками.

              Когда существовал Туран и у него были соседские взаимоотношения с Ираном, тюрков в Средней Азии вообще не было. И не называли иранцы туранцев турками, они называли их туранцами.

              И вообще слово тюрк, это общий этноним всех тюркоговорящих народов. Первое идет общее тюрк, потом тюркский народ, потом тюркское племя.

              Судя по вашему коменту, вы свели в одно то, что вы прочитали, как художественную литературу, так и научную литературу и околонаучную литературу. Поэтому и относите к истинно тюркской только уйгуров и узбеков.
              Бек
              1. spanchbob 17 февраля 2013 18:21
                Бек,
                Не обижайтесь - я просто написал " по вашему предположению", но это же так.
                Про Ильхамова впервые слышу , хотя занимался историей, Просто много этих авторов. Огузы среди узбеков только хорезмские узбеки. Сарт это термин применяемый народами севернее Узбекистана , но не самими узбеками. А . Бернс -"Путешествие в Бухару" - Страна эта называется Туркестан по самоназванию народа живущего здесь." 19в. Турком себя называл и А. Навои и Темур и Бобур и многие жившие в этой стране. Почитайте "Шахнаме" , что там написано. Почитайте древнеиранские ведические книги- там пишется про времена до Тюркского каганата. И там про местное население пишится именно -ТУРК . Потому ,что сами турки были переселены отсюда Жужанями пр. в 4в. Они просто вернулись на историческую родину. И жили они в Монголии не в степях , а горах.. Что Тюркский каганат это прородина всех тюрков это чушь. Тюркский каганат был разбит древними уйгурами , которых разбили киргизы на енисее. Якуты , .тувинцы и мн. др , что из Тюркского каганата , хотя и относятся к тюркоязычным народам. Туркмены , за исключением сельджуков которые заселились в 10 , начали заселять современную Туркмению только в 16 в. Почитайте Абулгази разделяет турмен от турков . Ю. Баласагунский -" Сборник тюркских и кипчакских наречий" и разделяет эти народы. . Он же - про оснавателя Самарканда Афросиаба. "Он был турком и звали его Альп Ар Тунга , но таджики ( это он про иранцев которые воевали с ним) называли его Афросиаб ".Тут можно продолжать бесконечно , но чтобы закруглить- ДНК уйгуров и часть узбеков из числа древнетюркского населения показывает ,что живут они на территории Ср Азии около 40 тыс лет - британский биолог S. WELLS. . И только у узбеков естьплемя турк причем самое большое среди 92 -х Ну нет их среди др. народов
                spanchbob
                1. Бек 18 февраля 2013 12:03
                  Цитата: spanchbob
                  я просто написал " по вашему предположению", но это же так.


                  Я уже писал на сайте, более менее подробно, сейчас повторю кратко.

                  Тюркоязычные народы, как и славянские, германские, существовали до всяких научных классификаций 19 века. На просторах Казаахстана и Средней Азии, начиная с 3 тысячалетия до нашей эры проживали индоевропейские племена ариев. Со временем ученными они стали классифицироваться как племена Андроновской культуры. Ещё позже эти племена получили названия иссейдонов, тохаров, саков, массагетов, ючженей, дербиков, скифов, сарматов, хаомоваргов и других. Все они говорили на индоевропейских наречиях иранской группы.

                  Прародина тюрков это степи Монголии и горы Алтая. Первые, упоминаемые в истории, тюркоязычный народ это хунны. Впервые упоминаются в китайских источниках со 2 века до нашей эры. Хунны создали кочевую державу, самый известный представитель руководитель племенного союза шаньюй Модэ. (Какой титул был в точности неизвестно - шаньюй это китаизированное слово и титул мог по тюркски звучать по другому). После двухвековой войны с Китаем хунны начали миграцию на запад, Чем положили начало тысячелетнему переселению тюркских народов на территории Казахстана и Средней Азии.

                  1. Волна. В 1 веке н.э. часть хуннов переселилась в Синьцзянь и юго-восточный Казахстан (Семиречье). Здесь были ассимилированны ючжени , саки и другие индоарийские племена.
                  2. Во 2 векевтора часть хуннов переселилась в северный Казахстан и Поволжье где были ассимилированы сарматы и угро-финские племена. В обоих этих волнах, получившаяся помесь стала говорить на тюркским языках. В 4 веке часть хуннов второй волны под европеизированным названием гунны ушла с завоеванием в Европу, чем вызвало Великое переселение народов.
                  3. В 6 веке, первоначально, на территории Монголии образовался Тюркский каганат, раскинувшийся впоследствии от Уссури до Дона. Это было обединение тюркскских алемен с гегемонием племени тюрк. Впоследствии ученные все родственные эти языки назвала по имени племени тюрк. Но также могла назвать и хуннские языки. Вот в 6 веке тюрки проникли в юго-западный Казахстан и в Среднию Азию и ассимилировали индоевропейские ираноязычные племена бывших туранцев, в частности тохар.

                  Вот в результате этих миграций получилась помесь племен тюрков и ираноариев которая говорила на тюркских языках. Это с низовьев Сыр-Дарьи и Аму-дарьи в 10 веке снялись тюрки-огузы и прошли с боями до Анатолии где и образовали Османскую империю. По пути они ассимилировали многие народы, но язык сохранили. Среди них было много огузских племен, но они себя называли общим именем тюрк. Что европеизировано звучит как турк.

                  Тюрк это общее самоназвание. Тюрки эт и татары, и гагаузы, и тувинцы, и другие. А потом уже татары, гагаузы и тувинцы.

                  Самоназвание «уйгур» употребляеться группами населения Турфана, Кумула, Кучи вплоть до XVI—XVII вв., когда окончательно завершился процесс исламизации населения Восточного Туркестана. С принятием ислама, население Восточного Туркестана стало именовать себя просто «мусульманами» или «тюрками», а также по имени своей этнографической группы (юрту) — кашгарец, долан, мачин, таранчи. А все вместе они называли себя земляками.
                  И уже после революции, на конференции уйгуры вернулись к своему старому названию.
                  Бек
                  1. spanchbob 20 февраля 2013 19:29
                    Бек,
                    Я привел несколько конкретных фактов и по уйгурам , и по таджикам, и по туркам , но вы делаете вид , что не видите, и продолжаете гнуть свою линию. Если человек не хочет видеть, никакие факты не помогут .
                    spanchbob
        2. Фрегат 15 февраля 2013 09:02
          Цитата: Бек
          Здесь не согласен. После падения единного Тюркского каганата, от Уссури до Волги, образовались два самостоятельных государства. Восточный Туркестан - основная область Уйгур-Синьцзяньского районп КНР и примыкающие к нему области западной Монголии, равнинного Тибета. Западный Туркестан - Семиречье, юг Казахстана, Среднея Азия. Граница между ними шла по горам Джунгарского Алатау.

          В последующем на этих землях существовали различные ханства и названия Западный и Восточный Туркестан сохранили за собой понятие только как обозначение географической территории. Наподобие Сары-Арка.

          Уйгуры Синьцзяна не называют себя тюрк (но конечно принадлежат к тюркским народам), но мечтают и борються за создание независимого государства уйгуров под названием - Республика Восточного Туркестана.

          Если так посмотреть на историю, то в ЕВРАЗИИ почти в любых государствах правили тюрки или тюркоязычные. В том же Китае до сих пор тюркская верхушка, хотя конечно они в этом не признаются
          Фрегат
          1. Octavian avgust 15 февраля 2013 22:36
            Да даже в Антарктиде империи пингвинов правили тюрки. Смешно и вы упали ниже плинтуса своим национал-патриотизмом. Вам скоро в некоторых местах перестанут подавать руку.
            Octavian avgust
            1. Turan 17 февраля 2013 03:16
              Octavian avgust Сразу заметно что ваши познания по истории не ичтожны, вы должны знать что история Азии на 99% связана с Тюрками!!!!
              Turan
            2. Бек 17 февраля 2013 16:58
              Цитата: Octavian avgust
              Да даже в Антарктиде империи пингвинов правили тюрки


              Судя по вашему коменту вы славянин. Я вам скажу почему вы насмехаетесь над чужой историей. Когда на сайте вывышивается тема русской истории и россияне обсуждают деяния своих князей и царей я не смеюсь, так как в общем смысле знаю русскую историю.

              Вы же ничего не зная о другой истории начинаете насмехаться. Потому как никогда не интересовались даже общей историей где есть и главы о истории тюрков. А теперь для вас услышанное звучит неественно. Так как вы не знали и не хотите знать другое.

              Смейтесь дальше, потому как ваш смех вопринимается только как неоюразованный, быдловский смех..
              Бек
              1. Marek Rozny 18 февраля 2013 11:52
                Мой плюс, Бек.
                Marek Rozny
                1. Бек 18 февраля 2013 13:11
                  Цитата: Marek Rozny
                  Мой плюс, Бек.


                  Спасибо Земляк, самое точное понятие этому слову у нас это Тамыр. Насмехаться над историей любого народа непозволительно.

                  Олжас Сулейменов - Возвысим степи, не унижая гор.
                  Бек
        3. spanchbob 15 февраля 2013 17:02
          Бек,
          " Уйгуры Синьцзяна не называют себя тюрк (но конечно принадлежат к тюркским народам), " - Тяжело объяснять людям то , что они не понимают. Не рассказывайте советскую историографию. Уйгуры до 1921г назывались турками , как и узбеки. В 1921 г в Алма -ате было решено назвать их Уйгурами, хотя отношения к древним уйгурам они не имеют . В 1924 создали Узбекистан и назвали узбеками, Вот поэтому и Туркестан и Восточный Туркестан. Все остальные просто являются тюрко язычными народами. Что -то раньше казахи не знали , что они тюрки. Даже прозносят - не турк ,а ту(о)рик. Тамерлан говорил- мы турки становой хребет тюркоязычных народов. Ни в одной истории других тюркоязычных народов раньше не встречалось слово турк . У узбеков самое большое племя из 92-х называется турк и оно не встречается у др. народов. Термин тюрк исскуственно введен профессором Минорским для обозначения всех тюркоязычных народов в 1905г
          spanchbob
          1. Turan 17 февраля 2013 03:20
            spanchbob Я свами не согласен. Термин Тюрк активно использовался в течении всей истории. А деление Тюрков потом На всеми нами известные Тюркские народы это уже недалекое прошлое. В государстве Сефевидов Котрую создал Исмаил первый гос. языком был Тюркский и назывался он Тюркским.
            Turan
            1. spanchbob 17 февраля 2013 11:11
              Turan,
              Язык был у них тюркский , кто спорит, но они как азербайджанцы относились к огузкой ветви ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ народов , Это сейчас все называют себя тюрками , раньше такого не было. Были огузы , кипчаки и были именно турки ( не современные турки). Тюркские народы -это это исскуственный термин введенный в 1905г. То же самое -славяне , романцы , германцы , полинезийцы. и т. д. К примеру туркмен ( раньше это был просто огузом) означает , похожий на турка ( на фарси туркмонанд) . Вопрос: кто был Низами по национальности?
              spanchbob
      2. Фрегат 15 февраля 2013 08:59
        Цитата: spanchbob
        И народ до 1924г , продолжал так называться , когда советская власть переименовала в узбеков

        Вот про это тоже хочу достучаться на многих людей. Дело в том, что после революции и когда все относительно утихомирилось, то в Узбекской СССР тоже нашлись лидеры, которые занимались территориальным определением страны и национальным, поэтому создана как бы занова нация Узбеков, но в которых не просто среднеазиатские узбеки, а еще другие народы переписаны в паспортах, чтобы собрать необходимое количество узбеков, чтобы можно было создать УСССР. Особенно подвергались таджики таким процессам, да и вообще, в Узбекистане нацианальность определяют не как ты есть, а пишут на кого ты похож больше, если татарин и похож на русского, то русский, если таджик, то узбек. Не оскорбляю чувства братьев узбеков, просто в истории такое дело было, как и в многих республиках, когда в революцию создавали региональные пролетарии
        Фрегат
        1. spanchbob 15 февраля 2013 18:18
          Фрегат[
          "Узбекской СССР тоже нашлись лидеры, которые занимались территориальным определением страны и национальным, поэтому создана как бы занова нация Узбеков, но в которых не просто среднеазиатские узбеки, а еще другие народы переписаны в паспортах, чтобы собрать необходимое количество узбеков," - Вы хоть знаете , кто были лидеры УзССР За все время его существования. Ни одного узбека ( да один был Ф. Ходжаев и того расстреляли). Никто никого насильно не заставлял. У таджиков такая натура . Если вы найдете одного таджика , кто при мне поклянется , что заставили , я сьем ботинки при вас. Это абсолютноя ерунда придуманная , чтобы свои поступки оправдать. Надо жить в Узбекистане, чтобы понять , что это просто бред. Почему казахов не заставляли или киргизов , туркмен и каракалпаков и мн. др. Есть же много узбеков похожих на казахов.
          spanchbob
          1. Фрегат 15 февраля 2013 18:41
            Цитата: spanchbob

            Фрегат[
            "Узбекской СССР тоже нашлись лидеры, которые занимались территориальным определением страны и национальным, поэтому создана как бы занова нация Узбеков, но в которых не просто среднеазиатские узбеки, а еще другие народы переписаны в паспортах, чтобы собрать необходимое количество узбеков," - Вы хоть знаете , кто были лидеры УзССР За все время его существования. Ни одного узбека ( да один был Ф. Ходжаев и того расстреляли). Никто никого насильно не заставлял. У таджиков такая натура . Если вы найдете одного таджика , кто при мне поклянется , что заставили , я сьем ботинки при вас. Это абсолютноя ерунда придуманная , чтобы свои поступки оправдать. Надо жить в Узбекистане, чтобы понять , что это просто бред. Почему казахов не заставляли или киргизов , туркмен и каракалпаков и мн. др. Есть же много узбеков похожих на казахов.

            Брат, ты конечно меня извини, да, я фактов не привожу да, но я сам там жил и ни в коем случае плохого не говорю о Узбекистане и не имею права. У меня есть родственники, которых в другую нацию, но я не утверждаю, что Узбекистан плохо поступил, просто такое было и я лично.
            Думаю нет смысла нам спорить, брат, лучше забудем про этот разговор.
            Фрегат
            1. Octavian avgust 15 февраля 2013 22:42
              Лажанул, Жаль что тебя таким вот образом не записали. А то вот остался бы там и ждал нового Союза или чего еще. negative
              Octavian avgust
            2. spanchbob 16 февраля 2013 10:07
              Фрегат,
              Я наверное был резок ,но это от той несправедливости , когда приписывают несуществуещее. Вопрос о таджиках в узбекистане первым поднял 1-й секретарь
              УзССР Нишанов .Р - сам таджик по национальности. Он же опроверг слухи о насильной записи" узбек" в паспортах таджиков. Сами таджики записывались узбеками , но не все - многие так и записаны таджиками. В Узбекистане русские не говорят и не знают узбекского , тоже самое казахи , каракалпаки , киргизы, и др. , и ничего живут спокойно и работают.Где еще такое встретишь?
              spanchbob
              1. Фрегат 16 февраля 2013 10:16
                Цитата: spanchbob

                Фрегат,
                Я наверное был резок ,но это от той несправедливости , когда приписывают несуществуещее. Вопрос о таджиках в узбекистане первым поднял 1-й секретарь
                УзССР Нишанов .Р - сам таджик по национальности. Он же опроверг слухи о насильной записи" узбек" в паспортах таджиков. Сами таджики записывались узбеками , но не все - многие так и записаны таджиками. В Узбекистане русские не говорят и не знают узбекского , тоже самое казахи , каракалпаки , киргизы, и др. , и ничего живут спокойно и работают.Где еще такое встретишь?

                Да, вот теперь мы друг друга поняли и близко к сердцу не берем. Да, Узбекистан спокойная и тихая страна в плане национальных отношений. Особенно мне понравилось, когда узнал что закрывают все турецкие сериалы и секты различных течений. Казахстану это не помешало бы тоже
                Фрегат
              2. Marek Rozny 16 февраля 2013 15:27
                У меня в Узбекистане куча родни жило (Ташкент и Чирчик). Сейчас уже все переехали в Казахстан, хотя и скучают по родным местам. Они по паспорту и в РУ оставались казахами, но при этом часто упоминают в разговорах, что многие переписываются в узбеки (особенно таджики). Формально вроде как не заставляют, но так выгоднее по карьерным соображениям.
                Marek Rozny
      3. Marek Rozny 16 февраля 2013 15:33
        Никакие тюркские кочевники Узбекистана (барласы в т.ч.) не превратились в оседлых, а оставались кочевниками. Лишь небольшая прослойка тюрков превратилась в сартов, где доминировала таджикская культура (но не язык). Но количество сартов, судя по российским дореволюционным переписям было относительно небольшим. КРоме того, кочевники располагались по Узбекистану неравномерно. Преимущественно в Ташкентской области, Каракалпакстане и т.д. Оседлых природных "узбекистанцев" там было мало.
        Marek Rozny
        1. Фрегат 16 февраля 2013 15:39
          Цитата: Marek Rozny
          КРоме того, кочевники располагались по Узбекистану неравномерно. Преимущественно в Ташкентской области, Каракалпакстане и т.д.

          в детстве на каникулы к нам приезжал парнишка из Ташкента, игрались, общались на казахском, только потом когда подросли и по какой-то теме говорили про нации, он сказал, что он узбек. Ничего против не имею, просто всегда хотел знать историю таких происшествий, почему так выходит.
          Есть друг, он по паспорту узбек, а на самом деле туркмен
          Фрегат
        2. spanchbob 17 февраля 2013 11:28
          Извините , но вы пишите ерунду - нельзя решать за другого его культуру, Тогда и у уйгуров таджикская культура. Таджики до недавнего прошлого единый народ с иранцами ( их так и называли таджик) приняли культуру местных турков как и кочевые узбеки . Этому доказательство отличие культур Ирана и Таджикистана. и почти полное отсутствие различий в культуре узбеков и уйгур. Теперь если говорить переписи , то она была проведена на территориях Туркестанского ген. губернаторства , но не на терр Бухарского эмирата. и Хивинского ханства.
          spanchbob
  6. Marek Rozny 14 февраля 2013 16:39
    В Афганистане до сих пор живут потомки степных завоевателей - хазарейцы. Они - немногие, кто хоть как-то сохранил свою исконную кочевую культуру в Моголистане. Остальные - растворились в местных народах. Хотя и хазара потеряли свой язык и сейчас разговаривают на персидском наречии. Но тем не менее, до сих пор гордятся своим воинственным характером и тем, что являются "потомками войск Чингисхана".
    Marek Rozny
    1. KuzmichDP 14 февраля 2013 20:39
      Верно говорите,Marek.
  7. ikrut 14 февраля 2013 20:49
    Я бы добавил к этой статье ,что завоевание Бабуром Северной Индии положило начало такой известной, но мало изученной индийской духовной традиции, как сикхизм. Именно среди сикхов были воспитаны самые стойкие противники исламизации Индии. Никакие многочисленные попытки Бабура и его последователей исламизировать сикхов успеха не принесли. В тоже время многие мусульмане становились сикхами. Первое время сикхизм был очень веротерпим. И не различал индуистов и мусульман. Дальнейшее давление моголов на сикхов начало выливаться в вооруженные противостояния. В среде сикхов была организована военная община, которая со временем объединила всех сикхов. Военная подготовка стала важной частью их образа жизни. Именно это, со временем, спало причиной воинственности сикхов и воспитания в их рядах самых лучших и смелых войнов Индии. Постепенно сикхизм идеологически "завладел" всем Пенджабом и стал самостоятельной культурой и духовной традицией Северной Индии. Они построили собственные города и храмы. Да и сейчас они не плохо себя чувствуют:)))
    1. Marek Rozny 16 февраля 2013 15:23
      Очень интересное замечание. Никогда не вникал в культуров сикхов и не знал об этом. Спасибо за такие сведения!
      Marek Rozny
  8. RDS12 15 февраля 2013 02:26
    Статья нулевая. Огромное кол-во неточностей. Автор статьи полный проф. Он не знает элементарных исторических фактов. В 1400~1500 годах ни каких узбеков в помине не было. Это "труд" так называемых историков, которые в свое время разделили славян на русских, украинцев, белорусов и т.д.
    Если элементарно начать изучать историю средней азии, индии, китая и свети факты в едино вы поймете сколько здесь вр. Фантазеры. Стивен Кинг нервно курит в сторонке.
    RDS12
  9. voronov 15 февраля 2013 20:19
    Весьма познавательная статья
  10. Nomad 18 февраля 2013 12:08
    Цитата: Marek Rozny
    Мой плюс, Бек

    Присоединяюсь!
  11. Комментарий был удален.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
16+
Картина дня