KSSZ "Cape" in Special Operation: proven benefits and mass production

13
KSSZ "Cape" in Special Operation: proven benefits and mass production
T-90M tank with KSZ "Nakidka" during battles in the Kharkov direction, April 2022. Photo of the Russian Guard


During the current Special Operation to protect Donbass, not only weapons and equipment, but also auxiliary equipment are tested by practice. Thus, almost from the very beginning, armored vehicles equipped with “Cape” visibility reduction systems have been participating in hostilities. Based on the results of combat use, such systems were recommended for full deployment among the troops.



Threat Protection


The first reliable information about the appearance of the “Cape” visibility reduction system at the front dates back to the end of February 2022. Then the press service of the Russian Guard published a video about the battle that took place in the Kharkov direction. Along with other interesting objects, the Russian T-90M tank was captured in the frame, the outer surface of which was covered with characteristic flexible elements. They could easily be recognized as the KSSZ “Cape”, developed at the Steel Research Institute and regularly demonstrated earlier.

Subsequently, others regularly appeared in official materials of the Ministry of Defense and on specialized resources. Tanks with "Cape". Almost always, the visibility reduction complex was used together with the Ternovnik camouflage network, which ensured a reduction in visibility in several ranges at once, including visible.

Published materials allowed us to conclude that there was a gradual increase in the number of “Capes” and “Thorns” in tank units. However, tanks with KSSZ were inferior in number to vehicles without it. In addition, other types of armored vehicles did not receive similar protection from detection.


Upgraded T-80BVM tank with "Cape", anti-drone visor and other additional equipment at Army-2023. Photo Vitalykuzmin.net

However, the defense department monitors the use of equipment and auxiliary equipment, systematizes experience and draws conclusions. Based on the results of hostilities in 2022-23. decided on the need for full-scale implementation of the “Cape” in its modern version.

Wide use


At the end of June 2023, the press service of the Rostec state corporation, which includes the Steel Research Institute, announced the start of serial production of the Cape KSZZ. By the time this news The first batches of kits were transferred to the relevant defense enterprises for installation on army equipment. It was also noted that surveillance protection kits are becoming a mandatory element of equipment for domestic combat vehicles.

In August, the military-technical forum “Army-2023” took place in the Patriot Park near Moscow. In the open parking lot of the exhibition, enterprises from Rostec demonstrated a number of options for using the Cape KSSZ. Using the example of full-scale samples, they showed the installation of “Cape” and “Thorn” on T-72B3M, T-80BVM and T-90M tanks. The BMP-2 and BMP-3 exhibition infantry fighting vehicles received similar protection.

The equipment was also equipped with other means of additional protection. It was equipped with lattice screens, visors against missiles and UAVs, as well as jamming stations of several types. Such an integrated approach to the protection of armored vehicles should increase their survivability and stability on the battlefield.


Additional protection for the T-80BVM turret. Photo "Rostec"

Shortly after Army 2023, last fall, reports appeared about the supply of new, modernized and repaired armored vehicles with “Capes” to the armed forces. In addition, it became known that the troops are receiving KSSZ for independent installation on existing equipment. Such measures contribute to the speedy equipping of the maximum number of combat vehicles.

In mid-April 2024, Defense Minister Sergei Shoigu visited one of the defense enterprises in the Omsk region and checked the implementation of the state defense order. The management of the enterprise reported to the minister on the fulfillment of his instructions regarding increasing the level of security of armored vehicles already at the production level. So, now T-80BVM tanks receive a visor over the turret and a “Cape” complex with a “Ternovnik” network right at the factory.

On May 7, the Rostec state corporation announced the dispatch of the next batch of BMP-3 infantry fighting vehicles and BMD-4M airborne assault vehicles to the troops. The equipment was prepared and delivered to the customer ahead of schedule. The armored vehicles have an updated configuration, designed taking into account combat use in the Special Operations area. Particular attention was paid to issues of protection.

Thus, the BMP-3 received standard sets of anti-cumulative protection for the frontal, side and top projection. In addition, the vehicles are fully equipped with the "Nakidka" SSZ. Apparently, this is the first batch of BMP-3, serially equipped at the factory with means of reducing visibility. Previously, there were no reports of such a production update, although the BMP-3 with the “Cape” had already been unofficially featured.


BMP-2M infantry fighting vehicle with KSSZ and camouflage net, "Army-2023". Photo Vitalykuzmin.net

Bottom line


Thus, tanks with the “Cape” and “Thorn” sets were present in the Special Operation zone from February-March 2022. However, for objective reasons, their number was limited. However, in the future, the number of KSZZ and new camouflage nets in units gradually grew, as did the number of tanks equipped with them.

No later than the summer-autumn of last year, the number of tanks with “Capes” should have increased significantly. By this time, the industry began full-scale serial production of kits and supplies to both related enterprises and combat units to equip existing, modernized or under construction equipment. Probably, due to the increase in production volumes, all or almost all tanks coming from factories are now equipped with visibility reduction kits.

Until recently, only tanks received the "Cape" and "Thorn". However, the Steel Research Institute has repeatedly demonstrated the possibility of using KSSS on other types of equipment. By now, the Ministry of Defense has decided to use this opportunity, and now the industry is shipping infantry fighting vehicles with additional protection kits. However, for now the number of infantry fighting vehicles with the Cape should be inferior to the number of tanks with similar equipment.

The practical significance and benefits of the new KSSZ and other means of camouflage are quite clear. Thus, the “Thorn” kit provides camouflage from visual observation, incl. using optical means, and the “Cape” protects from detection by thermal imaging and radar stations. Using these two kits together or separately dramatically reduces the enemy’s chances of noticing a combat vehicle, escorting it, and successfully attacking it.


BMP-3 with attachments to reduce visibility. Photo Telegram / "Callsign "Katzman"

The composition and principle of action of the “Cape” are well known. Essentially, this is a set of specially shaped covers for attaching to an armored vehicle. Each such device has a multilayer structure made of several materials. The outer layer provides visual camouflage by blurring the silhouette and color matching the terrain. The internal ones, in turn, are responsible for scattering electromagnetic waves from enemy radars and for retaining infrared radiation recorded by thermal imagers. According to the development organization, the probability of detecting an armored object by a radar is reduced by three times. The probability of being captured by an IR device or seeker drops by 2-3 times.

In the context of current hostilities, the "Cape" becomes a response to a variety of surveillance equipment and weapons transferred to Ukrainian formations by their foreign patrons. Thus, the enemy has compact ground reconnaissance radars that can detect tanks and other large targets. The use of the "Cape" will not allow him to detect our combat vehicles in time and provide accurate target designation to fire weapons.

The use of anti-tank grenade launchers and missile systems equipped with day and night sights is seriously hampered. In the first case, camouflage will interfere with tracking and guidance; in the second, the internal shielding layer will interfere. At the same time, the KSSZ “Cape” can counter even advanced and well-advertised weapon systems like the well-known FGM-148.

Clear benefit


During the current hostilities, the Russian army not only defends national interests and protects the country’s borders, but also checks a variety of materiel. Various combat vehicles, weapons and auxiliary equipment are tested in real battles. All these products receive an objective assessment, on the basis of which further plans are drawn up.

During the Special Operation, a number of modern and promising models showed their best side, and appropriate decisions were made. Among the successful and useful developments was the Cape visibility reduction system, suitable for use on a wide range of armored combat vehicles. It was put into full-scale mass production, in several modifications, and began to be used on a full scale by the troops. The positive consequences of these measures are already quite clear.
13 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. -2
    15 May 2024 06: 14

    However, the defense department monitors the use of equipment and auxiliary equipment, systematizes experience and draws conclusions.

    Well, yes, but at the same time no.
  2. -3
    15 May 2024 07: 20
    Why was this not paid attention to at all before? If you look at the reports of the same Germans, all the tanks and infantry fighting vehicles are wrapped in such rags. As usual, we have only an exhibition sample. We needed this whole shake-up, to shake up this whole swamp so that improvements could begin. This is the lives of people, it seems that it has begun to reach the highest
    1. +1
      15 May 2024 09: 58
      What rags? If you are talking about camouflage for the MCS Barracuda equipment, then it helps to hide the equipment in the optical and infrared spectrum, although Saab claims that it also protects against radar detection, there is no confirmation of this. By the way, one CV90 infantry fighting vehicle came to us as a trophy just in Barracuda, I think our specialists from the Steel Research Institute will figure out what it is.
      1. -1
        15 May 2024 10: 10
        It's about them! But we haven’t really bitten yet, we’re not itching
        1. +2
          15 May 2024 11: 38
          the probability of detecting an armored object by radar is reduced by three times.
          Well, of course, but look at the grill on the tank, in the photo in the article, it’s a corner reflector that increases radar visibility by 10 times.
    2. 0
      15 May 2024 14: 47
      Quote: Vadim S
      If you look at the reports of the same Germans, all the tanks and infantry fighting vehicles are wrapped in such rags.


      Well, in three words: all 500 pieces.

      Germany has tanks and infantry fighting vehicles, just many times fewer, and the budget per unit of equipment is larger.

      There are other reasons, of course. But in my opinion, I indicated the main ones above.
  3. +1
    15 May 2024 10: 44
    I watched new videos on YouTube this week Alfa17, FPV drones hit 3 brand new T-90M Breakthrough into the engine room
    There is an urgent need to install additional armor plates and Relikt remote sensing protection on top of the engine room
    and add a bevel from the Relikt DZ to the stern where the Relikt DZ is already installed only to overlap the 2nd air filter flaps
    as an option, add anti-cumulative grilles
    1. 0
      15 May 2024 11: 54
      Locally they have already taken radical measures. belay
      1. 0
        15 May 2024 12: 06
        T-90M Proryv is perfectly protected except for the protection of the engine room
        you need to add DZ Relic and, as an option, cover it on top with DZ Frame
        and of course add DZ Relikt along the entire length above the fenders
        + add permanent track mine trawl KMT-7
        so modernization of the T-90M has room to go
  4. 0
    15 May 2024 15: 37
    An idea just arrived: you can imagine a hypertrophied grass trimmer(s), but over the vulnerable areas of the tank (machine maintenance, roof...)
    do you need to chew it?
    - light weight
    - unhindered evacuation (after shutdown)
    What do you think?
    1. 0
      16 May 2024 23: 57
      I had the same thought too)))))
  5. 0
    16 May 2024 13: 56
    Any war gives impetus to the development of technology and related means. What a man can think of to destroy his own kind. And there is no escape from this. This is the development of civilization. Just a little over 100 years ago the tank appeared, a big box on tracks, and what it has become today!
  6. 0
    16 May 2024 17: 01
    Everything will work if both capes and KAZ or other developments against drones are optimally combined on armored vehicles. And work comprehensively against ANY PTS. This is what the Moscow Region should do. Look for everything that is being done here and separate the best and most promising ones over the hill and introduce them into mass production and not monitor, but lead, from the task to the developers to implementation in mass production.

КССЗ «Накидка» в Спецоперации: доказанная польза и массовое производство

13
КССЗ «Накидка» в Спецоперации: доказанная польза и массовое производство
Танк Т-90М с КССЗ "Накидка" во время боев на Харьковском направлении, апрель 2022 г. Фото Росгвардии


В ходе текущей Спецоперации по защите Донбасса проверку практикой проходят не только вооружения и техника, но и вспомогательные средства. Так, практически с самого начала в боевых действиях участвуют бронемашины, оснащенные комплексами средств снижения заметности «Накидка». По итогам боевого применения такие комплексы были рекомендованы к полноценному развертыванию в войсках.



Защита от угроз


Первые достоверные сведения о появлении на фронте комплекса средств снижения заметности (КССЗ) «Накидка» относятся к концу февраля 2022 г. Тогда пресс-служба Росгвардии опубликовала видео о прошедшем бое на Харьковском направлении. Вместе с прочими интересными объектами в кадр попал российский танк Т-90М, внешняя поверхность которого была покрыта характерными гибкими элементами. В них без труда можно было узнать КССЗ «Накидка», разработанный в НИИ Стали и регулярно демонстрировавшийся ранее.

В дальнейшем в официальных материалах министерства обороны и на профильных ресурсах регулярно появлялись другие танки с «Накидкой». Практически всегда комплекс снижения заметности использовался вместе с маскировочной сетью «Терновник», за счет чего обеспечивалось снижение заметности сразу в нескольких диапазонах, включая видимый.

Публикуемые материалы позволяли сделать вывод о постепенном увеличении количества «Накидок» и «Терновников» в танковых частях. Тем не менее, танки с КССЗ по своей численности уступали технике без него. Кроме того, подобную защиту от обнаружения не получала бронетехника иных типов.


Модернизированный танк Т-80БВМ с "Накидкой", противодроновым козырьком и иными дополнительными средствами на "Армии-2023". Фото Vitalykuzmin.net

Впрочем, оборонное ведомство следит за применением техники и вспомогательных средств, систематизирует опыт и делает выводы. По итогам боевых действий 2022-23 гг. приняли решение о необходимости полномасштабного внедрения «Накидки» в ее современной версии.

Широкое распространение


В конце июня 2023 г. пресс-служба госкорпорации «Ростех», в состав которой входит НИИ Стали, сообщила о начале серийного производства КССЗ «Накидка». К моменту появления этой новости первые партии комплектов были переданы соответствующим оборонным предприятиям для установки на армейскую технику. Также отмечалось, что комплекты защиты от наблюдения становятся обязательным элементом оснащения отечественных боевых машин.

В августе в подмосковном парке «Патриот» состоялся военно-технический форум «Армия-2023». На открытой стоянке выставки предприятия из состава «Ростеха» продемонстрировали целый ряд вариантов применения КССЗ «Накидка». На примере натурных образцов показали установку «Накидки» и «Терновника» на танки Т-72Б3М, Т-80БВМ и Т-90М. Аналогичную защиту получили выставочные боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3.

Также технику оснастили иными средствами дополнительной защиты. На нее установили решетчатые экраны, козырьки против ракет и БПЛА, а также станции постановки помех нескольких типов. Подобный комплексный подход к защите бронемашин должен повысить их живучесть и устойчивость на поле боя.


Дополнительная защита башни Т-80БВМ. Фото "Ростех"

Вскоре после «Армии-2023», осенью прошлого года, появились сообщения о поставках в вооруженные силы новой, модернизированной и отремонтированной бронетехники с «Накидками». Кроме того, стало известно, что в войска поступают КССЗ для самостоятельной установки на наличную технику. Такие меры способствуют скорейшему оснащению максимального числа боевых машин.

В середине апреля 2024 г. министр обороны Сергей Шойгу посетил одно из оборонных предприятий Омской области и проверил выполнение гособоронзаказа. Руководство предприятия доложило министру о выполнении его поручения, касающегося повышения уровня защищенности бронетехники уже на уровне производства. Так, теперь танки Т-80БВМ прямо на заводе получают козырек над башней и комплекс «Накидка» с сетью «Терновник».

7 мая госкорпорация «Ростех» сообщила об отправке в войска очередной партии боевых машин пехоты БМП-3 и машин десанта БМД-4М. Технику подготовили и передали заказчику с опережением установленного графика. Бронемашины имеют обновленную комплектацию, сформированную с учетом боевого применения в зоне проведения Спецоперации. Особое внимание при этом уделили вопросам защиты.

Так, БМП-3 получили штатные комплекты противокумулятивной защиты для лобовой, бортовой и верхней проекции. Кроме того, машины штатно укомплектованы КССЗ «Накидка». По всей видимости, это первая партия БМП-3, серийно оснащенная на заводе средствами снижения заметности. Ранее сообщения о таком обновлении производства не поступали, хотя БМП-3 с «Накидкой» уже попадали в кадр неофициально.


Боевая машина пехоты БМП-2М с КССЗ и маскировочной сетью, "Армия-2023". Фото Vitalykuzmin.net

Практический результат


Таким образом, танки с комплектами «Накидка» и «Терновник» присутствовали в зоне проведения Спецоперации с февраля-марта 2022 г. При этом, по объективным причинам, их количество было ограниченным. Однако в дальнейшем число КССЗ и новых маскировочных сетей в частях постепенно росло, как и количество оснащенных ими танков.

Не позднее лета-осени прошлого года количество танков с «Накидками» должно было существенно вырасти. К этому времени промышленность начала полномасштабное серийное производство комплектов и поставки как смежным предприятиям, так и строевым частям для оснащения имеющейся, модернизируемой или строящейся техники. Вероятно, за счет роста объемов производства комплектами снижения заметности теперь оснащаются все или почти все танки, идущие с заводов.

До недавнего времени «Накидку» и «Терновник» получали только танки. Тем не менее, НИИ Стали неоднократно демонстрировало возможность применения КССЗ на технике других типов. К настоящему времени Минобороны решило использовать эту возможность, и теперь промышленность отгружает БМП с дополнительными комплектами защиты. Впрочем, пока количество боевых машин пехоты с «Накидкой» должно уступать числу танков с аналогичным оснащением.

Практическое значение и польза от новых КССЗ и других средств маскировки вполне понятны. Так, комплект «Терновник» обеспечивает маскировку от визуального наблюдения, в т.ч. с применением оптических средств, а «Накидка» защищает от обнаружения тепловизионными и радиолокационными станциями. Использование двух этих комплектов вместе или по отдельности резко понижает шансы противника заметить боевую машину, взять ее на сопровождение и успешно атаковать.


БМП-3 с навесными средствами снижения заметности. Фото Telegram / "Позывной "Кацман"

Состав и принцип действия «Накидки» хорошо известен. По сути, это комплект чехлов особой формы для навески на бронемашину. Каждое такое устройство имеет многослойную структуру из нескольких материалов. Внешний слой обеспечивает визуальную маскировку за счет размытия силуэта и цветового сходства с местностью. Внутренние, в свою очередь, отвечают за рассеивание электромагнитных волн от РЛС противника и за удержание инфракрасного излучения, фиксируемого тепловизорами. По данным организации-разработчика, вероятность засечки бронеобъекта РЛС сокращается втрое. Вероятность захвата ИК-прибором или ГСН падает в 2-3 раза.

В условиях текущих боевых действий «Накидка» становится ответом на разнообразные средства наблюдения и вооружения, переданные украинским формированиям их зарубежными покровителями. Так, противник располагает компактными РЛС наземной разведки, которые могут засекать танки и иные крупные цели. Применение «Накидки» не позволит ему вовремя обнаружить наши боевые машины и дать точное целеуказание огневым средствам.

Серьезно затрудняется использование противотанковых гранатометов и ракетных комплексов, оснащенных дневными и ночными прицелами. В первом случае сопровождению и наведению помешает камуфляж, во втором – внутренний экранирующий слой. При этом КССЗ «Накидка» может противодействовать даже передовым и разрекламированным системам вооружений по типу небезызвестного FGM-148.

Понятная польза


В ходе текущих боевых действий российская армия не только отстаивает национальные интересы и защищает рубежи страны, но и проверяет разнообразную материальную часть. Испытания реальными боями проходят различные боевые машины, вооружения и вспомогательные средства. Все эти изделия получают объективную оценку, на основе которой составляются дальнейшие планы.

В ходе Спецоперации целый ряд современных и перспективных образцов показал себя с лучшей стороны, и были приняты соответствующие решения. В числе удачных и полезных разработок оказался комплекс средств снижения заметности «Накидка», пригодный для применения на широком круге боевых бронированных машин. Его поставили в полноценное серийное производство, причем в нескольких модификациях, и начали полномасштабно применять в войсках. Положительные последствия этих мер уже вполне понятны.
13 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    15 мая 2024 06:14

    Впрочем, оборонное ведомство следит за применением техники и вспомогательных средств, систематизирует опыт и делает выводы.

    Ну как бы да, но в тоже время нет.
  2. -2
    15 мая 2024 07:20
    Почему раньше этому не уделялось внимание вообще? Посмотришь репортажи тех же немцев, все танки и БМП обмотаны такими тряпками. У нас как обычно, только выставочный образец. Нам была нужна вся эта встряска, встряхнуть все это болото чтоб начались улучшения. Это жизни людей, вроде стало доходить до высших
    1. +1
      15 мая 2024 09:58
      Какими тряпками? Если Вы про камуфляж для техники MCS Barracuda то он помогает скрывать технику в оптическом и инфракрасном спектре, хоть Saab и утверждает что он еще защищает от обнаружения РЛС подтверждения этому нет. К нам кстати попала трофеем одна БМП CV90 как раз в Барракуде, думаю наши спецы из НИИ Стали разберутся что она из себя представляет.
      1. 0
        15 мая 2024 10:10
        Именно о них! А у нас пока не клюнуло конкретно, не зачесались
        1. +3
          15 мая 2024 11:38
          вероятность засечки бронеобъекта РЛС сокращается втрое.
          Хорошо конечно, но посмотрите на мангал на танке, на фото в статье, это же уголковый отражатель, который в 10 раз увеличивает РЛ заметность.
    2. 0
      15 мая 2024 14:47
      Цитата: Вадим С
      Посмотришь репортажи тех же немцев, все танки и БМП обмотаны такими тряпками.


      Ну если в трёх словах: все 500 штук.

      У Германии танков и БМП, просто в разы меньше, а бюджет на единицу техники больше.

      Есть и другие причины, ясное дело. Но на мой взгляд основные я указал выше.
  3. +2
    15 мая 2024 10:44
    посмотрел на неделе новые ролики в ютуб Альфа17, фпв-дроны поразили 3 новеньких Т-90М Прорыв в машинное отделение
    срочно нужно поставить дополнительные броне плиты и ДЗ Реликт сверху над машинным отделением
    и добавить скос с ДЗ Реликт на корму где уже стоит ДЗ Реликт только в нахлест на 2-е заслонки воздушных фильтров
    как вариант еще добавить и противокумулятивные решетки
    1. 0
      15 мая 2024 11:54
      Там на местах пошли уже на радикальные меры belay
      1. 0
        15 мая 2024 12:06
        Т-90М Прорыв отлично защищена только кроме защиты машинного отделения
        нужно добавить ДЗ Реликт и как вариант еще перекрыть ее сверху ДЗ Каркас
        и конечно же добавить ДЗ Реликт на всю длину над надгусеничных полок
        + добавить неснимаемый колейный минный трал КМТ-7
        так что модернизации Т-90М есть куда идти
  4. 0
    15 мая 2024 15:37
    Только что прилетела идея: можете представить гипертрофированный триммер(-ы) для травы, но над уязвимыми местами танка (МТО, крыша...)
    разжёвывать надо?
    - малый вес
    - беспрепятственная эвакуация (после останова)
    Чт о думаете?
    1. 0
      16 мая 2024 23:57
      Тоже была такая мысль)))))
  5. 0
    16 мая 2024 13:56
    Любая война дает импульс развития техники и сопутствующих средств. До чего только не додумается человек, чтобы уничтожить себе подобного. И никуда от этого не деться. Таково развитие цивилизации. Всего лишь чуть более 100 лет назад появился танк, большая коробка на гусеницах и каким он стал сейчас!
  6. +1
    16 мая 2024 17:01
    Всё будет работать если и накидки и КАЗ или иные разработки против дронов будут оптимально сочетаться на бронетехнике. И работать комплексно против ЛЮБЫХ ПТС. Вот этим и должно заниматься МО.Искать всё,что делается у нас и за бугром отделять лучшее и перспективное и внедрять в массовое производство и не следить,а руководить, от задачи разработчикам до внедрения в массовое производство.