Рубрика "Мнения" : Здесь выкладываются абсолютно различные мнения-статьи посетителей сайта, а также статьи с других сайтов для обсуждения. Администрация сайта по поводу этих новостей может иметь мнение, отличное от мнения авторов материалов.

Мышеловка для Центральной Азии

Мышеловка для Центральной Азии

В свое время СМИ отмечали небывалую активность американских геологоразведчиков в Афганистане. Десятки геологических партий избороздили эту страну вдоль и поперек, исследуя все, что можно исследовать. Еще до начала интервенции 2001 года сведения о богатейших запасах полезных ископаемых в Афганистане имелись не только в Москве, но и в Лондоне, и Вашингтоне. Однако это были предварительные оценки. Сегодня, когда завершающий этап операции «Несокрушимая свобода» подходит к концу, появились более точные результаты работы американских геологов. Они потрясают. В недрах Афганистана лежат запасы ценнейших ископаемых стоимостью почти в триллион долларов. Из них:

железа – на 421 млрд долл.,
меди – на 274 млрд долл.,
ниобия – на 81,2 млрд долл.,

кобальта - на 50,8 млрд долл.,
золота - на 25 млрд долл.,
молибдена - на 24 млрд долл.

Обширное афганское бездорожье становится предметом схватки мировых и региональных сил. Речь идет о строительстве новых железнодорожных транспортных коридоров. Кто первым сумеет договориться с афганским правительством о прокладке таких коридоров к портам на побережье Индийского океана, тот и получит преференции в разработке залежей. И похоже, ни одна сторона не намерена инвестировать в строительство горнорудных комбинатов в самом Афганистане – слишком непредсказуемая ситуация. Лучше выкопать и вывезти. По данным Института Центральной Азии и Кавказа, до последнего времени Афганистан вообще не имел железных дорог, за исключением двух очень коротких одноколейных веток на границе с Туркменистаном и Узбекистаном. Обе эти ветки были построены в советское время для доставки предназначавшихся для Афганистана грузов до перевалочных терминалов, находившихся в пограничных пунктах на туркмено-афганской и узбекско-афганской границе.

Главную роль в создании новой инфраструктуры играет объединение ЦАРЕС (Центрально-Азиатское региональноe экономическое сотрудничество), в которое входят 10 азиатских государств и которое нацелило свои планы на Афганистан. А решающее слово в этой структуре принадлежит Пекину.

Афганистан является членом ЦАРЕС, и таким образом КНР автоматически получает преимущества в дележе пирога. В октябре прошлого года был одобрен так называемый Уханьский План действий 11-й Министерской конференции ЦАРЕС. План действий предусматривает вложение более $23 миллиардов в новые региональные проекты по транспортной инфраструктуре вместе с инициативами в областях энергетики и торговли. В соответствии с планом на шести маршрутах определены шестьдесят восемь проектов, и подавляющее большинство из них относится к Афганистану. В том числе создание транспортных коридоров, связывающих порты на востоке КНР с транспортными узлами в Карачи и Гвадаре в Пакистане.

Другой участник ЦАРЕС, Узбекистан, приступит в 2013 году к прокладке нового 230-километрового отрезка железной дороги между Мазари-Шарифом и Андхоем на западе Афганистана. В соответствии с Планом действий этот отрезок является частью планируемой железной дороги, которая пройдет по маршруту Шерхан – Бандар – Кундуз – Хульм – Найбабад – Андхой – Герат и обеспечит транспортировку добытого сырья большей части разведанных месторождений.

Этот же план предусматривает постройку Таджикистаном к 2015 году 50-километровой железной дороги Колхозобод – Дусти – Нижний Пяндж, а также строительство Туркменистаном и Афганистаном 126-километровой железной дороги Атамурат – Ымамназар – Акина – Андхой, которая должна быть введена в строй также в 2015 году.

По данным Азиатского банка развития, афганская железная дорога протяженностью в 1100 километров будет выводить к границам со всеми соседними государствами.

Не стоят в стороне от железнодорожных проектов и США. Американцы активно работают в афганском Министерстве железных дорог, которое является центральным штабом планирования и разработки всей железнодорожной инфраструктуры страны. На днях в Вашингтоне был распространен доклад, подготовленный для Конгресса США аппаратом специального инспектора по проектам реконструкции в Афганистане (SIGAR). В докладе сообщается, что «Министерство обороны США оказывают Афганистану помощь в создании железнодорожной инфраструктуры, которая соединит его с соседними государствами Центральной Азии». Речь идёт о создании Северного железнодорожного маршрута, который, открыв Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану выход на иранский порт Бендар-Аббас, предоставит им «новый железнодорожный коридор, свободный от влияния России и обеспечивающий такой выход на мировые рынки, которого раньше никогда не было…» В докладе подчёркивается, что протяжённость этого коридора «будет вдвое меньше маршрута, который традиционно используется этими странами и идет через Россию к побережью Балтийского моря”.

Эксперт по Центральной Азии из Института международных исследований при Чарльзском университете в Праге Ян Шир, который является также научным сотрудником Института Центральной Азии и Кавказа при Университете Джона Хопкинса в Вашингтоне, говорит по этому поводу: «Развитие транспортных сетей в Афганистане - это один из способов осуществить интеграцию Афганистана в более широкий региональный контекст, что имеет огромную важность в свете планируемого вывода союзных войск из Афганистана после 2014 года”. Эксперт умалчивает лишь о том, что, включаясь в создание новой транспортной инфраструктуры в Афганистане, США «столбят» за собой значительную часть афганских природных богатств и стремятся свести к минимуму влияние России на эту страну.

Скорее всего, американские компании подождут вкладывать деньги в железнодорожные проекты до того времени, когда войска коалиции будут выведены из Афганистана и ситуация прояснится. А пока на этом поле активно действует Пентагон, стараясь «закольцевать» железнодорожные пути в обход России.

Казалось бы, для центрально-азиатских республик вполне логично иметь альтернативные пути выхода на мировые рынки, однако проблема заключается в том, что эту альтернативу для них и за них формируют США. Вспоминается фраза М.Тэтчер о «бесплатном сыре в мышеловке». Склонность к благотворительности никогда не значилась в числе отличительных качеств англосаксов, а, стало быть, отсечение центрально-азиатских государств от влияния России будет одновременно распространением на них американского влияния.
Автор: Дмитрий Седов
Первоисточник: http://www.fondsk.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 25
  1. Лич 15 февраля 2013 15:48
    Гнать надо америкосов взашей от туда!!!
    Лич
    1. ia-ai00 15 февраля 2013 17:43
      К сожалению, никто их от туда не погонит, местному населению тягаться с сШа - утопия. А бРитаны и аМерикосы свои "клешни" влияния по всем Азиатским странам распустили, например в Казахстане "советников" уже полным-полно! И ясно, зачем они внедрились, вовсе не с заботой о жителях этой страны...
    2. Denis 15 февраля 2013 18:11
      Ни кто их уже не выгонит, не для того они пришли, а вот пускать не надо было.
  2. КПА 15 февраля 2013 15:49
    Думаю у Ирана с Пакистаном свое мнение на этот счет wink ,за ними Китай с Индией потянутся.Может и Таможенный союз подтянется.Запасов там много,местность правда сложная.Все ж лучше чем наркоту выращивать.
    1. fzr1000 15 февраля 2013 16:01
      И народ местный непростой
      1. Олег147741 15 февраля 2013 17:12
        Да и мнение о СССР, и русских там в Авганистане очень хорошее. Даже талибы сравинвая что делал СССР и США сожалеют что воевали с Советским Союзом. Так что посмотрим. Дело в правительстве. В любом случае нам есть что предложить, а если учесть что афганцы помнят и нашу порядочность(школы, дороги, больницы) по отношению к мирному населению то с "непростым" населением нам договориться проще.
        1. КПА 15 февраля 2013 18:20
          Особенно,советские калоши!!! good
  3. SSR 15 февраля 2013 16:07
    Цитата: КПА
    Думаю у Ирана с Пакистаном свое мнение на этот счет ,за ними Китай с Индией

    Согласен с Вами .. только имха Пакистан Китай свое мнение на это счёт а потом уже ...... Иран потом Таджикистан с Узбекистаном.. а Индия... а Индия если с Паками в сфере бизнеса завяжутся то да..
    SSR
  4. AKOL 15 февраля 2013 16:09
    Все это вопросы далекой перспективы. Желания и тех и этих игроков вполне понятны, но восток дело тонкое. Если и когда к власти придут исламисты им подьем промышленности не нужен будет. С Амерами у них то же особой дружбы не будет.
    Да и кто будет ископаемые добывать мак в разы легче растить, хотя конечно китайцы могут и своих работяг привезти.
    1. rodz 15 февраля 2013 19:22
      Согласен с вами, тем более что то я сомневаюсь, что Таджикистан и Узбекистан смогут там что то построить... no
  5. Renat 15 февраля 2013 16:11
    Цитата из фильма "9 рота" : Никто и никогда не смог завоевать Афганистан. Никто и никогда.
    1. Kern 15 февраля 2013 16:25
      Никто и никогда не смог поймать Неуловимого Джо. Никто и никогда.
      Проблема всех этих богатств в их доступности. Причем тут не только отсутствующая инфраструктура роль играет, но и сама трудность добычи.
      Редкого ничего нет, золота на копейки в мировых масштабах, а железа на мировых рынках хоть попой кушай.
      1. Renat 15 февраля 2013 16:27
        Джо неуловимый только потому, что его никто не ловит. Нафиг никому он не нужен.
        1. Kern 15 февраля 2013 17:29
          В точку, я вижу мысль вы уловили.
    2. Aleksandr 15 февраля 2013 16:28
      никто Советской Армии не ставил такой задачи
      Никто и никогда.
      1. киргиз 15 февраля 2013 17:47
        Цитата: Aleksandr
        никто Советской Армии не ставил такой задачиНикто и никогда.

        И даже не смотря на это, она эту задачу выполнила, Афганистан был завоеван , за исключением некоторых партизанских очагов, которые бы тоже уничтожили но там нужно было бы действовать жестко и открыто на это не пошли политики.
        Другое дело что после завоевания не вполне было понятно зачем он нужен.
    3. kot11180 16 февраля 2013 00:05
      А никто и не завоевывает, Россию в 91 тоже не "завоевали"
  6. Apollon 15 февраля 2013 16:34
    цитата-Скорее всего, американские компании подождут вкладывать деньги в железнодорожные проекты до того времени, когда войска коалиции будут выведены из Афганистана и ситуация прояснится.

    рискованное это дело вкладывать деньги, пока идет война,но России нужно быть начеку и внимательно отслеживать ситуацию не только в Афганистане но и в целом в Центральной Азии.Надеюсь что МИД и спецслужбы выполняют в должной мере возложенные на них функции.
  7. киргиз 15 февраля 2013 17:48
    Эксперт умалчивает лишь о том, что, включаясь в создание новой транспортной инфраструктуры в Афганистане, США «столбят» за собой значительную часть афганских природных богатств и стремятся свести к минимуму влияние России на эту страну.
    Эксперт полагает что сейчас на Афганистан есть влияние России?
  8. КПА 15 февраля 2013 19:27
    Британия в Индии тоже железные дороги строила,чего то не ездит поним? laughing lol
  9. knn54 15 февраля 2013 19:57
    Народ еще помнит "шурави",тех,кто строил школы и больницы.Видят и тех, кто их бомбил.
    К сожалению,в Афганистане нет про российской партии/организации,но есть те спекулирует от имени РФ.ОБЯЗАТЕЛЬНО подключить Совет муфтиев России.РФ пользуется влиянием в "Северном альянсе" и его надо усиливать,Свести к минимуму влияние США в Таджикистане.Вообще, есть над чем работать.
  10. Selevc 16 февраля 2013 00:24
    Явно бредовая статья !!! В современном Афгане власть держится на натовских штыках... И держится с большим трудом !!!

    Строить что-либо в Афгане значит пускать деньги на ветер !!! Это феодальная страна в которой центральная всласть ограничивается крупными городами а в провинцией управляют местные авторитеты или банды... Вывозить что-либо наземными путями из Афгана будет ой-как непросто и даже часто опасно для жизни...

    Железные дороги, станции и рудники будут удобной целью нападения для многих группировок... А как интересно можно построить железнодорожную ветку через Иран ? Ведь запад и США в частности для Ирана злейшие враги !!! Только путем завоевания Ирана на что Америка в ближайшем будущем не пойдет а Иран не сегодня-завтра станет ядерной державой...

    Как можно что-либо серьезное строить в стране где иностранцам в темное время суток опасно перемещатся вне пределов Натовских баз ? Где иностранцам отрезают головы ?
    Да и Афганистан и так неплохо торгует героином :)))

    И еще - афганцы не злопамятные - они просто злые и память у них хорошая !!! Они отлично помнят кто устраивал им ковровые бомбардировки в течение последних 10 лет... Я думаю если амеры будут там что-то строить немало ихних отрезаных голов будет красоватся по окрестностям :))))))
  11. GOLUBENKO 16 февраля 2013 01:52
    афганском Министерстве железных дорог,

    Жесть, сколько живу не знал, что у духов железные дороги есть.
    Хотя если только в кабинете Карзая в масштабе 1:35. belay
  12. andrejwz 16 февраля 2013 07:42
    Цитата: Renat
    Никто и никогда не смог завоевать Афганистан.

    А завоевать кроме англосаксов никто и не пытался.
    А одной из проблем нашего непродуманного выходабыло то, что очень многие афганцы считали, что мы их предали. Наверное иногда лучше не начинать чем ужти не закончив.
  13. Гумер 16 февраля 2013 22:11
    То.что наши соседи ищут другие пути для торговли в том и наша вина есть.Мы еще сами не можем определиться у себя дома.Хаос и беспорядок пугает наших соседей.Будем сильными,богатыми,все сами будут тянуть дороги к нам! Самая большая статья дохода намечаетсяв добыче железа.Ну так у нас на Дальнем Востоке его хватит весь мир обеспечить.Вопрос организации добычи,развития региона.Но мы как то упускаем это.Вложились в АТЭС.Ну и что? А заним то что стоит? Проспекты?Есть БАМ,в который вложилось и построило мое поколение. Сам участник строительства.Ну в стала ветка.Содержат,что бы только рельсы остались не демонтированными и сдатыми на металлолом. Коротче,пока у себя не наведем порядок,не нужно ждать,что нам предложат выгодные для нас варианты. Пора уже слезать с печи!
    Гумер

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня