A-4 Skyhawk: почему относительно примитивный палубный штурмовик стал настолько востребованным

11 474 15
A-4 Skyhawk: почему относительно примитивный палубный штурмовик стал настолько востребованным

Douglas A-4 Skyhawk – американский палубный штурмовик был разработан в 50-х годах прошлого столетия. Самолет не отличался ничем экстраординарным. Он имел дозвуковую скорость, а также не был оснащен сверхсовременным оружием и системами.

Между тем, как парадоксально это ни звучит, но именно вышеупомянутая простота позволила боевому самолету пережить своих ровесников. Более того, он умудряется летать и сегодня.



Начать стоит с того, что в середине прошлого века произошла революция в военной авиации. На смену самолетам с поршневыми двигателями стали массово приходить реактивные. Вместе с тем новые крылатые машины стоили кратно дороже морально устаревших предшественников, а выпускать их требовалось в больших количествах.

В итоге решить данную проблему попытались в Douglas Aircraft Company. Конструкторы сосредоточились на том, как максимально упростить конструкцию реактивного самолета. Правда, их идеи пришлись не по душе командованию ВВС, которое ни в коем случае не соглашалось на то, чтобы американские истребители хоть чем-то уступали советским МиГам.

В то же время предложения инженеров Douglas пришлись по душе командованию ВМС США, где нуждались в новом самолете для авианосцев.

Так на свет появился A-4 Skyhawk, относительно дешевый, имевший предельно простую конструкцию, но крайне востребованный.

В качестве примера упрощения конструкции можно привести крыло штурмовика, имевшее треугольную форму. Это была цельная деталь, которая пристегивалась к фюзеляжу снизу. Механизация крыла также предельно простая – большие элероны, вытянутые до самых законцовок, большие предкрылки без приводных двигателей, а также спаренные вместе закрылки и аэродинамические тормоза.

Шасси самолет получил с одним колесом и удлиненной стойкой, чтобы под крыло, закрепленное в нижней части фюзеляжа, можно было подвесить вооружение. Сам фюзеляж также был максимально простой, с бронированной носовой частью.

В качестве силовой установки использовался один реактивный двигатель с тягой 38 кН.

На вооружении A-4 Skyhawk имелись две 20-мм пушки, различные неуправляемые ракеты и бомбы.

Крейсерская скорость самолета – дозвуковая около 950 км/ч, а максимальная скорость достигала 1118 км/ч. Дальность полета палубного штурмовика достигала 1800 км. При этом он стал первым американским боевым самолетом, получившим систему дозаправки в воздухе.

В итоге предельно простой и относительно дешевый самолет обладал отличными на то время летными и боевыми характеристиками. Кроме того, его обслуживание также не требовало больших затрат и не было трудоемким. Это и обеспечило штурмовику вышеупомянутое «долгожительство» и востребованность не только в США, но и других странах.

15 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    17 мая 2024 17:55

    Douglas A-4 Skyhawk – американский палубный штурмовик был разработан в 50-х годах прошлого столетия.

    На вооружении A-4 Skyhawk имелись две 20-мм пушки, различные неуправляемые ракеты и бомбы.


    Вооружение похоже тоже из 50-х.
  2. +3
    17 мая 2024 17:56
    наш Миг 27 тоже был хорош, пригодился бы сейчас.
  3. 0
    17 мая 2024 18:13
    Цитата: Maxim G

    Douglas A-4 Skyhawk – американский палубный штурмовик был разработан в 50-х годах прошлого столетия.

    На вооружении A-4 Skyhawk имелись две 20-мм пушки, различные неуправляемые ракеты и бомбы.


    Вооружение похоже тоже из 50-х.

    Поначалу Скайхок должен был нести торпеду. От нее отказались. Затем появилось и управляемое оружие- ракеты Булпап.
  4. -1
    17 мая 2024 18:19
    Спросите у англичан, что они думают об А-4...

    Особенно тем, кто был в "Непобедимом"...

    Приветствую вас!!!

    ------

    Pregúntenle a los Ingleses que opinan del A-4...

    Sobretodo a los que estuvieron en el Invencible...

    Saludos!!!
  5. Все правильно. На полях сражений правит бал не вундерваффе, а сочетание простоты, эффективности и количества, то бишь дешевизны
    1. -2
      17 мая 2024 20:32
      Ease of field service is extremely important.
  6. 0
    17 мая 2024 18:22
    Я думал, вы собираетесь упомянуть Малуинскую войну!

    Пилоты А-4, находившиеся в полном невыгодном положении с "Харриерами", сводили с ума английский флот.

    Приветствую вас!


    ------------

    Pensé que iban a mencionar la Guerra de Malvinas!

    Los pilotos de A-4 en total desventaja con los Harriers, volvieron locos a la flote inglesa.

    Saludos!
    1. Цитата: Simon_Dellsen
      Пилоты А-4, находившиеся в полном невыгодном положении с "Харриерами", сводили с ума английский флот.

      Строго говоря, то, что аргентинцы кошмарили скайхоками британцев у Фолклендов - не достоинство скайхоков, а недостатки англичан
      1. 0
        17 мая 2024 21:02
        И большие недостатки аргентинских вооруженцев - есть байка (миф) о неспособности аргентинских "спецов" из БАО правильно "настроить" взрыватели бомб для "Скайхоков" даже в конце той войны.
        1. +1
          18 мая 2024 00:05
          Насколько я понимаю, проблема с бомбами заключалась в том, что А-4, летевшие низко над морем, должны были подняться до цели.

          Случалось, что в некоторых случаях бомба не взрывалась и проходила через корпус, не взрываясь, потому что задержка не давала остановки или была установлена неправильно.

          Я встречался и разговаривал с пилотами ВВС, и это подтверждает эту проблему.

          Приветствую вас!!!

          --------

          Hasta donde tengo entendido, el problema de las bombas, hacía que los A-4, que volaban rasante al mar, tenían que elevarse previo al blanco.

          Pasó que en algunas veces, la bomba no explotaba y atravezaba el casco sin estallar, porque el retardo no daba para o había sido mal colocado.

          He visto y hablado con pilotos de la Fuerza Aérea, y confirma este problema.

          Saludos!!!
      2. 0
        18 мая 2024 00:10
        Частично да, а частично нет.

        Дело в том, что во время Корейской войны Sabre потерпел крушение, пытаясь сбить советский биплан года выпуска!

        По словам выживших пилотов, во время атаки на "Непобедимый" из четырех А-4 англичане сбили 2, прежде чем достигли своей цели.

        Очевидно, что английская оборона не была подготовлена к такому "использованию" оружия.

        Фактически, эта война заставила англичан и янки пересмотреть множество тактик!!

        Приветствую вас!!!


        -------

        Частично да, а частично нет.

        Дело в том, что во время Корейской войны Sabre потерпел крушение, пытаясь сбить советский биплан года выпуска!

        По словам выживших пилотов, во время атаки на "Непобедимый" из четырех А-4 англичане сбили 2, прежде чем достигли своей цели.

        Очевидно, что английская оборона не была подготовлена к такому "использованию" оружия.

        Фактически, эта война заставила англичан и янки пересмотреть множество тактик!!

        Приветствую вас!!!
  7. -9
    17 мая 2024 18:38
    Жаль у нас не срослось с Ил-102, а эту порноту Су-25 запустили, не дальновидно со стороны наших военных, им показалось опять дорого стрелка радиста содержать, а глаза в задней полусфере всегда стоят не дешевле самолета...
    1. +3
      18 мая 2024 05:18
      Жаль у нас не срослось с Ил-102, а эту порноту Су-25 запустили
      Не знаю насколько ошиблись спецы по поводу "глаз в задней полусфере" в современных условиях, но назвать "Грача" порнотой ... Не знаю кем надо быть.
  8. 0
    17 мая 2024 18:59
    Douglas A-4 Skyhawk – американский палубный штурмовик был разработан в 50-х годах прошлого столетия. Самолет не отличался ничем экстраординарным. Он имел дозвуковую скорость, а также не был оснащен сверхсовременным оружием и системами.

    Дальше можно не читать. Приведите мне штурмовик со сверхзвуковой скоростью и обоснуйте сию глупость
    А так сейчас и Тукан (EMB-314 Super Tucano) в своем классе супер, только сильно дороговат.

    Особенно порадовало
    оснащен сверхсовременным оружием и системами.

    Это как аналогия, выйти с системой наведения на другой континент и стрелять по доту в 3 км?
  9. 0
    18 мая 2024 15:41
    Крайне короткая статья ни о чём. И даже автор не подписался. Стыдно, наверное, за отписку. А между тем, про этот самолёт можно написать очень много.
    Во-первых, посмотрите на его длинные "ноги". Изначально самолёт делался, как "корзинка для атомной бомбы". Тогда предполагалось, что ядерное оружие будет широко использоваться на поле боя, но бомбы были пока ещё большими.
    Самолёт широко использовался не только, как палубный штурмовик ВМС США. Благодаря своей хорошей маневренности его использовали в качестве противника.
    Скайхок поставлялся странам, "дружественным" США, и широко ими использовался.
    В конце-концов, тот самый знаменитый враг нашей страны, сенатор Маккейн, тоже летал на Скайхоке над Вьетнамом, где и был сбит русской ракетой.