Как Россия разгромила Польшу и вернула Смоленск

36
Как Россия разгромила Польшу и вернула Смоленск
Сверчков Н. Е. Выезд царя Алексея Михайловича на смотр войск


Предыстория


Началось всё с восстания русского населения Малой Руси (Польской Руси, Русской украйны-окраины Речи Посполитой) под началом Богдана Хмельницкого. Огромная часть Русской земли была захвачена Польшей и Великим княжеством Литовским, которые, объединившись, создали государство Речь Посполитую. Русское и православное население находилось под жесточайшим идеологическим (религиозным), национальным и экономическим гнётом. Это постоянно приводило к жестоким восстаниям и бунтам, когда доведённое до крайности население отвечало на гнёт поляков и евреев (они осуществляли большую часть административной, экономической эксплуатации местного населения) поголовной резнёй. Польские войска в ответ «зачищали» целые области, уничтожая русские селения и терроризируя оставшихся в живых.



Польша и Рим (с помощью иезуитов) смогли вестернизировать, ополячить, окатоличить русскую элиту Западной Руси – боярско-княжеские роды. Во многом с помощью специальных школ, где обучались дети православной аристократии. Но подавляющая часть населения Польско-Литовской Руси оставалась русской по духу, языку, культуре и вере.

В результате польская верхушка так и не смогла интегрировать в общую славянскую империю западнорусские области, создать единый имперский проект, который бы удовлетворил все группы населения. Это в итоге и сгубило Речь Посполитую (Как паны погубили Речь Посполитую). Всю первую половину XVII столетия в Малороссии бушевали восстания. Наиболее активной (пассионарной) группой были казаки, которые становились зачинщиками и боевым ядром восставших масс крестьян и горожан.

Небольшая часть казачества – зажиточные старшины мечтали о правах польской шляхты, и пыталась добиться привилегий от короля и сейма. Большая же часть простых казаков выступала против врагов православия, не желая подчиняться панам, униатам и католическому духовенству.

Очередное восстание казаков под началом чигиринского сотника Богдана Хмельницкого в 1648 году, поводом к которому стали личный и имущественный конфликт, вылилось в масштабную русскую освободительную войну. Также шла и крестьянская война, когда «хлопы-рабы» мстили своим панам и их управляющим, вообще всем полякам, евреям, католикам, кому не повезло. Заряд ненависти был настолько огромным, что попытки местных властей и панов задавить восстание прежними методами, не увенчались успехом.

Началась масштабная война на уничтожение. Хмельницкий и его полковники показались себя талантливыми полководцами, умело использовали слабости и ошибки противника. Гетман проявил себя и как умелый политик, дипломат, заключил союз с крымскими татарами, обезопасил тыл. Бахчисарай решал свои задачи: крымцы грабили Польшу и Русь в условиях смуты, ослабляли своих противников.

Однако Гетманщина не могла в одиночку одолеть хоть и разлагающуюся, но ещё могучую Польшу. В свою очередь, Варшава не желала пойти на уступки и удовлетворить первоначальные требования казачьих вождей: максимальная «самостийность» и положение привилегированного военного сословия (шляхты) в рамках единой державы. Понимая, что с панами договориться не выйдет, а свои старшины, когда военная удача отвернётся, могут сдать его Варшаве (чтобы замириться), Хмельницкий был вынужден искать альтернативу. Казаки могли стать вассалами Османской империи, получив статус вроде Крымского ханства, либо пойти на поклон к Москве.


Всадник (товарищ) гусарской хоругви Речи Посполитой. Картина Ю. Брандта

Историческое решение


Казачья старшина и духовенство Малой Руси с 1620-х годов уже не раз просили Москву принять их в своё подданство. Первые Романовы не раз отвергали подобные предложения. Царь Михаил Фёдорович, а затем Алексей Михайлович вежливо отказывались. В лучшем случае намекали, что время ещё не пришло.

Царское правительство боялось войны с Польшей, особенно в условиях внутренней нестабильности. В Москве хорошо понимали, что такой шаг вызовет войну с Польшей, которая тогда, несмотря на все свои неурядицы, была мощной военной державой. Российское государство ещё отходило от последствий долгой и кровавой Смуты. В 1632-1634 гг. Россия попыталась отбить Смоленск, но война завершилась неудачей (Поражение Русской армии под Смоленском). Стремление избежать войны с Польшей было главной причиной отказа Москвы от любого вмешательства в события на территории Речи Посполитой.

Также в Москве опасались, что смута в Малой Руси может оказаться влияние на саму Великую Русь. По России в это время прокатилась волна восстаний и бунтов. Они были вызваны крепостнической политикой властей, общим ухудшением положения народа, воровством знати (Соляной бунт).

Только осенью 1653 года Москва решилась на войну. Внутреннее положение улучшилось. Восстание Хмельницкого приняло характер национально-освободительной войны. Польша потерпела ряд тяжелых поражений. В России были проведены значительные военные преобразования (созданы полки регулярной армии) и приготовления. Отечественная промышленность была готова снабжать армию всем необходимым. Большие закупки оружия были проведены за границей, в Голландии и Швеции. Выписали из-за границы и военных специалистов, укрепив кадры.

Для того чтобы ликвидировать местнические споры (на тему «кто главнее») в армии, а они не раз приводили русские войска к поражению, 23 октября 1653 года царь в Успенском соборе Кремля объявил:

«Воеводам и всяких чинов ратным людям быть на нынешней службе без мест…»

В целом момент был удачный для того, чтобы освободить западнорусские земли от поляков.

В 1653 году гетман Войска Запорожского Богдан Хмельницкий прислал в Москву посольство к государю Алексею Михайловичу в составе войскового старшины Григория Гуляницкого и войскового писаря Ивана Выговского, с прошением принять

«всю Малороссию его и все Войско Запорожское в вечное своё твердое владение, подданство и покровительство.»

В мае 1653 года в Москве собрался Земский собор обсудить вопрос присоединения Войска Запорожского к Русскому царству и войны с Речью Посполитой (Как было принято историческое решение о воссоединении Русской земли). В сентябре 1653 года в Москву прибыло посольство гетмана во главе с личным доверенным Хмеля чигиринским полковником Лаврином Капустой. Полковник просил царское правительство немедленно послать на Русскую украйну – в Киев и другие города – ратных людей с воеводами.

1 (11) октября 1653 года состоялось заключительное заседание Собора. Удовлетворяя желание народа Малороссии, Земский собор единодушно постановил,

«чтоб великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович всея Руси, изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско запорожское, с городами их и с землями, принять под свою государскую высокую руку.»

Одновременно было решено направить войска для защиты Русской украйны от Польши.

9 (19) октября 1653 года из Москвы на Гетманщину было направлено посольство во главе с Василием Бутурлиным. В Переяславле 8 (18) января 1654 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы рада присягнула русскому царю (Воссоединение Руси: «чтоб во веки все едино были»).

В марте 1654 г. приняты Переяславские статьи (Навеки с Москвой). Царь подтверждал внутреннюю автономию Войска Запорожского. Царские войска вводились на границу украйны для защиты от Польши. Несколько казачьих полков направлялись в царскую армию для похода на Польшу.


Картина М. И. Хмелько «Навеки с Москвой, навеки с русским народом» (1951)

Государев поход


Первыми в поход выступила осадная артиллерия («наряд») под командованием боярина Долматова-Карпова. 27 февраля 1654 года пушки и мортиры двинулись по «зимнему пути». 26 апреля из Москвы выступили основные силы русской армии под началом князя Алексея Трубецкого. 18 мая с арьергардом выступил и сам царь. Алексей Михайлович был ещё молод и хотел стяжать военную славу.

26 мая царь приехал в Можайск, откуда через два дня выступил в сторону Смоленска. Начало войны было удачным для русских войск. Поляки не имели значительных сил на восточной границе. Многие войска были отвлечены на борьбу с казаками и восставшими крестьянами. К тому же русское население не хотело воевать со своими братьями, часто горожане просто сдавали города.

4 июня до царя Алексея Михайловича дошла весть о сдаче русским войскам Дорогобужа. Польский гарнизон сбежал в Смоленск, а посадские люди открыли ворота. 11 июня также сдали Невель. 14 июня пришло известие о сдаче Белой. 26 июня состоялась первая стычка Передового полка с поляками у Смоленска. 28 июня сам царь был под Смоленском. На следующий день пришла новость о сдаче Полоцка, а 2 июля — о сдаче Рославля. 20 июля получено известие о взятии Мстиславля, а 24 июля — о взятии войсками Матвея Шереметева малых крепостей Дисны и Друи.

2 августа русские войска заняли Оршу. Войско литовского гетмана Януша Радзивилла оставило город без боя. 12 августа в битве под Шкловом русские войска под командованием князя Юрия Барятинского заставили отступить армию гетмана Радзивилла.

24 августа русские войска под началом Трубецкого разбили войско гетмана Радзивилла в битве на реке Ослик (битва под Борисовом). Русская армия остановила атаку литовских войск, не помогла и атака «крылатых» гусар. Русская пехота, построенная в три линии, начала теснить войско Великого княжества Литовского. Одновременно конница левого фланга под началом князя Семёна Пожарского совершила обходной манёвр, зайдя с фланга. В литовских войсках началась паника, и они побежали. Сам Радзивилл, раненый, еле ушёл с несколькими людьми. Поляки, литовцы и западные наёмники (венгры, немцы) были разбиты вдребезги. Около 1 тыс. человек было убито. В плен взяли ещё около 300 человек, включая 12 полковников. Захватили гетманское знамя, другие знамёна и знаки, а также артиллерию.

Практически одновременно был захвачен Гомель. Через несколько дней сдался Могилёв. 29 августа казацкий отряд Ивана Золотаренко взял Чечерск, Новый Быхов и Пропойск. 31 августа сдался Шклов. 1 сентября царь получил известие о сдаче противником Усвята. Из всех поднепровских крепостей под контролем польско-литовских войск остался лишь Старый Быхов. Казаки его осаждали с конца августа по ноябрь 1654 г., но так и не смогли взять.


Источник: Курбатов О. А. Русско-польская война 1654-1667 гг. М.: Руниверс, 2019

Возвращение Смоленска


Царь Алексей Михайлович, планируя присоединить к русскому царству не только утраченный в годы Смуты Смоленск, но и другие западнорусские земли, захваченные в XIV–XV вв. Литвой и Польшей, предпринимал меры, чтобы надолго закрепиться в отбитых у поляков землях. Государь требовал от воевод и казаков не обижать новых подданных, «православной христианской веры, которые биться не учнут», в полон брать и разорять, запрещалось. Православной шляхте из Полоцка и других городов и земель предлагался выбор: поступать на русскую службу и ехать к царю за жалованьем или беспрепятственно уезжать в Польшу. Довольно значительные контингенты добровольцев присоединялись к русским войскам.

В ряде городов, вроде Могилёва, жители сохраняли прежние права и льготы. Так, горожане могли жить под магдебургским правом, носить прежнюю одежду, не ходить на войну. Их запрещалось выселять в другие города, городские дворы были освобождены от военного постоя, ляхам (полякам) и жидам (евреям) запрещалось жить в городе и т. д. Кроме того, в городе не могли жить казаки, они могли посещать город только по службе.

Надо сказать, что к казакам у многих местных мещан и крестьян было настороженное отношение. Они своевольничали, часто подвергали города и поселения разграблению. Поступали с местным населением как с врагами. Так, запорожцы Золотаренко не только грабили крестьян, но и стали брать оброки в свою пользу.

Вскоре пал и осаждённый Смоленск. 16 августа русские воеводы, желая отличиться в присутствии царя, устроили преждевременный, плохо подготовленный штурм. Приступ поляки отразили. Однако на этом успехи польского гарнизона закончились. Польское командование не смогло организовать горожан на оборону города. Шляхта отказывалась повиноваться, не хотела идти на стены. Казаки чуть не убили королевского инженера, который пытался их выгнать на работы, толпами дезертировали. Горожане не хотели участвовать в обороне города и т. д.

В результате руководители обороны Смоленска воевода Обухович и полковник Корф 10 сентября начали переговоры о сдаче города. Русское население не желало ждать и само отворило ворота. Горожане толпой повалили к царю. 23 сентября Смоленск снова официально стал русским. Польскому командованию разрешили вернуться в Польшу. Шляхта и мещане получили право выбора: остаться в Смоленске и присягнуть русскому царю или уехать.

По случаю сдачи Смоленска царь устроил пир с воеводами и сотенными головами, к царскому столу допустили и смоленскую шляхту. После этого царь уехал из армии. Тем временем русская армия продолжала наступление. 22 ноября (2 декабря) армия под началом Василия Шереметева взяла после трёхмесячной осады Витебск.

Кампания 1654 года стала одной из самых успешных за всю историю войн Русского государства против Польши и Литвы. Россия вернула города и земли, утраченные в ходе Смуты, включая стратегическую Смоленскую крепость. Наши войска получили контроль над верховьями Западной Двины и Днепра. Успехи русских полков отодвинули линию фронта далеко на запад, принуждая противника начинать контрнаступление с невыгодных позиций.

Для литовских панов кампания завершилась катастрофой. Литовские войска не могли противостоять русским, были полностью деморализованы. Потеря трети территории нанесла удар по казне. Великое княжество Литовское лишилось самых крупных крепостей, опиравшихся на водные преграды. На пути к столице Литвы — Вильно теперь не было ни одной серьёзной крепости.


Источник: Курбатов О. А. Русско-польская война 1654-1667 гг. М.: Руниверс, 2019
36 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +2
    21 мая 2024 05:33
    Россия, несмотря на сохраняющиеся внутренние проблемы, смогла, отчасти благодаря благоприятному стечению внешних обстоятельств (Хмельницкое восстание, Шведский потоп), преодолеть почти столетнее доминирование Речи Посполитой в двусторонних отношениях и перейти к наступательной политике, подготавливая тем самым почву для последующей экспансии, которая дала бы ей имя европейской державы.

    Последняя наступательная операция Польши против России состоялась осенью 1663 года. Почти стотысячная армия под командованием короля Яна Казимира, несмотря на успехи в нескольких стычках, застряла под Сьево, не сумев захватить укрепленный лагерь русских. под командованием князя Ромодановского. Измученные многолетними военными усилиями, стороны начали переговоры летом 1664 года.

    Переговоры длились два с половиной года, а их завершение ускорилось из-за истощения сторон, особенно уничтожения отборных войск Короны в братоубийственной битве при Монтвах (13 июля 1666 г.) во время гражданской войны в Речи Посполитой. , что предотвратило дальнейшие наступательные действия против России. Правобережный гетман Пётр Дорошенко поднял мятеж против Короны и объявил себя вассалом турецкого султана, что ознаменовало начало польско-казацко/татарской войны 1666—1671 годов. 19 декабря 1666 года крупное крымско-казацкое войско в битве под Браиловом нанесло поражение польскому отряду Себастьяна Маховского, опустошив затем окрестности Львова, Люблина и Каменца и захватив 40 000 пленных. Чуть ранее крымские татары разорили части Левобережной Украины.

    Истощение ресурсов для ведения дальнейших военных действий, а также общая угроза крымских набегов и турецкой экспансии заставили Речь Посполитую и Россию активизировать переговоры о мире, которые завершились подписанием перемирия в январе 1667 года.
    1. -2
      21 мая 2024 15:52
      Цитата: bondov
      Правобережный гетман Пётр Дорошенко поднял мятеж против Короны и объявил себя вассалом турецкого султана, что ознаменовало начало польско-казацко/татарской войны 1666—1671 годов.
      А это не про него ли в песне "Ой, на горі, та й женці жнуть" поется: А по переду Дорошенко ведет свое Запорожское войско, а по заду Сагайдачный.
      1. 0
        21 мая 2024 20:32
        не знаю, не в курсе... песни тут не особенно к месту
  2. -6
    21 мая 2024 07:25
    Вот и пример.Две осады Смоленска.Почти два года бился воевода Шеин с поляками в Смоленске,и вторая осада,когда панове жидко облюделалась.
  3. -2
    21 мая 2024 08:20
    Как Россия разгромила Польшу и вернула Смоленск

    Перемышль - тоже русский город, захваченный поляками...
    1. -4
      21 мая 2024 11:41
      Гетманщина и та должна была быть на правах союзного гос. образования с Царством Московским (- автономии по российской терминологии - и в одной из статей ВО про это упоминается тоже), а стала губернией, являются ли ее города российскими? - поэтому-то и была создана Украина в составе СССР)
      1. 0
        21 мая 2024 16:31
        Цитата: bondov
        Гетманщина и та должна была быть на правах союзного гос.

        А Гетманщина была гос образованием?
        Цитата: bondov
        , являются ли ее города российскими?

        Российскими? Не знаю. А русскими, наверняка.
        1. +1
          21 мая 2024 20:13
          ну, если собирались Унию по Переяславскому договору создавать,
          а потом каким-то чудом, вдруг, она - гетманщина - в губерниях оказалась, то так, конечно, губерния - не государство , а вот уния/союз - это между государствами заключается. Уния - это из польского зыка, а по-русски часто называют союз, автономия итд, но и слово уния иногда употребляют

          это заголовок из раздела история на ВО:
          https://topwar.ru/227217-perejaslavskaja-rada-pochemu-sojuz-moskovskogo-carstva-i-zaporozhskoj-sechi-byl-vygoden-obeim-storonam.html
          Переяславская Рада: почему союз Московского царства и Запорожской Сечи был выгоден обеим сторонам

          тут все верно, но Сечь часто гетманам не подчинялась, правильнее писать про Гетманат, который искал союза с Московским Царством а не бесправного включения в его состав....
          1. -3
            21 мая 2024 21:10
            Цитата: bondov
            ну, если собирались Унию по Переяславскому договору создавать,

            Откуда Вы это взяли?
            Цитата: bondov
            правильнее писать про Гетманат, который искал союза с Московским Царством а не бесправного включения в его состав....

            Это вот это Вы называете "искал союза, а не бесправного включения..." -

            [/quote]Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от христа бога нашего исполнилось, что все в руках его святой милости.

            Это цитата из письма Б.Хмельницкого к русскому царю Алексею Михайловичу
            [quote=bondov] оказалась, то так, конечно, губерния - не государство , а вот уния/союз - это между государствами заключается.

            Из выше приведенной цитаты ни о какой "унии" речь не шла.
            Объединение польского королевства и великого княжества литовского можно называть унией, ибо это был союз, говоря современным языком.
            Но вообще-то унией называли "объединение" православной церкви с католической. См. "Брестская уния". Хотя, по сути дела, никакого объединения, о чем мечтал Ватикан, не произошло. Но церковь из православной стала греко-католической. Она и сейчас распространена на западной Окраине. Католическая вера на православный обряд.
            1. +1
              21 мая 2024 21:17
              не понимаете, если бы шла речь про поглощение Гетманщины, то и договора никакого не надо было составлять, - на общих основаниях, например, новые приобретения РФ на Украине просто объявлены частью РФ, и никакой речи про автономию не велось, НИКАКОГО ДОГОВОРА с новыми субъектами РФ - нет, так и было бы с Гетманатом, если бы речь шла про поглощение и включение на правах части Царства, или вы просто не в состоянии понять значение слова Союз
            2. +1
              21 мая 2024 21:33
              Но вообще-то унией называли "объединение" православной церкви с католической. См
              это все одно и тоже, та как уния - это переводится как союз
              1. 0
                21 мая 2024 21:49
                Цитата: bondov
                Но вообще-то унией называли "объединение" православной церкви с католической. См
                это все одно и тоже, та как уния - это переводится как союз

                Нет, Вы не поняли. Речь шла не о союзе, об объединении под началом Ватикана. Но обломилось. Правда западнорусское духовенство, при сопротивлении низов, вынуждено было пойти на требования католиков. В результате чего и появилась уния, но не как союз церквей, а как появление
                отдельной греко-католической церкви. Католицизм с православным обрядом.
                1. 0
                  21 мая 2024 21:55
                  не обломилось, так как Униаты признают верховенство Ватикана, но сохраняют восточные обряды, иначе название Униаты смыла не имеет
                  1. +1
                    22 мая 2024 08:24
                    Цитата: bondov
                    не обломилось, так как Униаты признают верховенство Ватикана, но сохраняют восточные обряды, иначе название Униаты смыла не имеет

                    Да, здесь я должен с Вами согласиться.
        2. +1
          21 мая 2024 20:19
          А русскими, наверняка.

          конечно, нарушение условий автономии/унии/союза не дает никаких прав на земли и города, кроме применения права силы/победителя в войне в случае победы
          1. -2
            21 мая 2024 21:15
            Цитата: bondov
            конечно, нарушение условий автономии/унии/союза не дает

            Это Вы о чем? О стремлении выдать желаемое за действительное?
            1. +1
              21 мая 2024 21:26
              Хотим себе самодержца хозяина такого в своей земле, как ваша царская милость православный христианский царь, если бы предвечное пророчество от христа бога нашего исполнилось, что все в руках его святой милости.

              Краноярск, конечно, далековат от Польши и Укораины, соответственно и знания на таком же уровне, например, часть Польши вошла в состав Империи на правах Унии ( Союз), т.е.
              Государь( император) - один на 2 государства, но внутренняя жизнь Польши и РИ отличалась - были разные законы, политические устройства (в Польше парламент - сейм), своя армия - так было до 1863 года , до польского восстания... до этого Император был вынужден ездить в Польшу короноваться - это было символическое признание отельной гос. сущности
              1. 0
                21 мая 2024 21:40
                Цитата: bondov
                соответственно и знания на таком же уровне, например, часть Польши вошла в состав Империи на правах Унии ( Союз), т.е.

                И что? Это доказывает, что Гетманщина, с центром в Чигирине, заключила союз с Русским царством?
                [/quote] По Андрусовскому перемирию, по которому восточная Украина была передана Польшей России.[quote]

                Это тоже была типа уния восточной Окраины с Россией?
                1. +1
                  21 мая 2024 21:53
                  По Андрусовскому перемирию, по которому восточная Украина была передана Польшей России.
                  не путайтесь - Андрусовское перемирие - с ПОЛЬШЕЙ, а Переяславский договор - с Гетманщиной...
                  Договоров с поглощаемой стороной не заключают
                  так как такая сторона не была субъектом а те времена. Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)» - т.е. и тут различие все-таки, а не единая Русь
                  1. -2
                    22 мая 2024 08:21
                    Цитата: bondov
                    Вскоре после Переяславской рады официальный титул русского царя был изменён: в нём слова «всея Русии» заменены на «всея Великие и Малые Русии (России)» - т.е. и тут различие все-таки, а не единая Русь

                    Х-ха, Вы полагаете, что Гетманщина, с центром в Чигирине, это и есть Малая Русь? Алексей Михайлович был несколько умнее. И он знал (!), что входит в понятие Малая Русь. И изменением в своем титуле он дал понять Речи посполитой кто есть кто и у кого какое место. И Переяславская Рада тут не при чем. Просто пришло время указать поляко-литовцам на выход. Не все у Алексея Михайловича получилось, но начало освобождения (!!!) Малой Руси, не некоей Украины, было положено.
                    1. 0
                      22 мая 2024 11:19
                      Дело не в выходе, а то, что признавалось отличие - поэтому титул русского царя был изменён...

                      Россия, однако, не смогла переварить приобретения в Р. Посполитой, сначала быстро откололась Польша, теперь настал черед Украины, часть конечно, войдет в состав РФ...

                      Алексей Михайлович был несколько умнее
                      Включение сильно отличающихся в экономическом и культурном смысле частей Р. Посполитой привело к катастрофе Империи 1917 года... Польские повстанцы (1830 год), преимущественно, шляхта, для привлечения на свою сторону польского крестьянства, обещали последним землю и упразднения крепостного права, которое в Польше
                      заметно отличалось от российского (например не было торговли крепостными, так как крестьянин не принадлежал ни шляхте, ни государству, а был просто прикреплен к определенным феодалам, и давно не существовало крестьянской общины), но
                      общенационального восстания не получилось, Император для укрепления своей популярности реализовал обещания польской шляхты - польские крестьяне получили землю, но затем и в собственно российских территориях тоже пришлось отменить крепостное право, но в Империи землю пришлось выкупать у помещиков, крестьяне были общинниками и плохо приживались в городах, для многих затруднительным было ведение индивидуального хозяйства, что привело к массовому обнищанию крестьянства, а это было основное население России, и к 1917 году.. последствия ощущаются до сих пор
                      1. 0
                        22 мая 2024 11:51
                        Цитата: bondov

                        Дело не в выходе, а то, что признавалось отличие - поэтому титул русского царя был изменён...

                        "Отличие" чего от чего?
                        Цитата: bondov

                        Россия, однако, не смогла переварить приобретения в Р. Посполитой, сначала быстро откололась Польша, теперь настал черед Украины, часть конечно, войдет в состав РФ...

                        А Россия хотела "переваривать" генерал-губернаторство?
                        Судя по тем вольностям, что давали полякам, даже не собиралась. И Польша не откололась, а ей "дали вольную"
                        Украине тоже дали вольную, но как показали 30 лет "нэзалэжности" Окраина не смогла построить свое государство.
                        Цитата: bondov
                        теперь настал черед Украины, часть конечно, войдет в состав РФ...

                        По своей сути эта "часть" никогда Окраиной и не была. То, что эта часть входила в административные границы Окраины, ни о чем не говорит с исторической точки зрения.
                        Цитата: bondov

                        Включение сильно отличающихся в экономическом и культурном смысле частей Р. Посполитой привело к катастрофе Империи 1917 года...

                        И не только это, а еще нашествие саранчи в Персии и ливень в Сахаре. wassat

                        Цитата: bondov

                        (например не было торговли крепостными, так как крестьянин

                        Конечно не было laughing Просто шляхтич мог хлопа убить, затравить собаками, чего не допускалось в России. Вспомните "Салтычиху"
                        Цитата: bondov
                        Император для укрепления своей популярности реализовал обещания польской шляхты - польские крестьяне получили землю, но затем и в собственно российских территориях тоже пришлось отменить крепостное право, но в Империи землю пришлось выкупать у помещиков, крестьяне были общинниками и плохо приживались в городах, для многих затруднительным было ведение индивидуального хозяйства, что привело к массовому обнищанию крестьянства, а это было основное население России, и к 1917 году.. последствия ощущаются до сих пор

                        Бред, который я даже обсуждать не хочу.
                      2. 0
                        22 мая 2024 13:47
                        Судя по тем вольностям, что давали полякам, даже не собиралась. И Польша не откололась, а ей "дали вольную"

                        В Московии и Империи ни о каких вольностях и не слышали - в Польше это существовало с самого начала... а восстания против Империи, а война 1920 года? Красноярск, глупости пишите

                        Отличие" чего от чего?
                        Цитата: красноярск
                        Отличие" чего от чего?

                        В Гетманщине крепостничества не было, и Царей самодержцев по азиатскому образу,
                        финоугорского населения итд


                        Бред, который я даже обсуждать не хочу.
                        - для начинающих с крайне высоким самомнением, ничем не подкрепленным, а даже наоборот, рекомендую найти в нете статью профессионального историка под названием Польский Эксперимент Романовых... - это, кстати, не единственный источник
                      3. 0
                        22 мая 2024 16:12
                        Цитата: bondov

                        В Гетманщине крепостничества не было, и Царей самодержцев по азиатскому образу,
                        финоугорского населения итд

                        ЦИПСОшник, ты прокололся. А я-то думаю - откуда у него альтернативная история? wassat wassat wassat
                      4. 0
                        22 мая 2024 16:20
                        ты мне не тыкай, невежда малообразованный, но с претензией на знания, какое
                        крепостничество у казаков в казацкой республике? Большинство общества составляли свободные крестьяне, реестровые казаки составляли привилегированное сословие. МНОГИЕ историки характеризует форму правления Гетманщины как демократическую республику, политический строй, который не мог выстоять в абсолютистской монархической России - типичной восточной тирании...ты гугли, прежде чем глупости выписывать
                      5. 0
                        22 мая 2024 16:36
                        Цитата: bondov
                        какое крепостничество у казаков в казацкой

                        А где я утверждал, что у казацкой вольницы было крепостничество? Сам придумал, сам обвинил?
                        Запорожцы жили грабежами и разбоями. В отличии от донских, уральских и пр. амурских казаков.
                        Да, кстати, не бойся узнать для себя нечто новое, не согласное с твоими установками.
                        У русских, к твоему сожалению, нет фино-угорской крови, как и скандинавской. Даю подсказку - гаплогруппы. Гугл в помощь.
                        И, не надоедай мне больше.
                      6. 0
                        22 мая 2024 16:39
                        А куда делась? Видно по карте, что
                        угры - в границах Царства

                        https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/East_europe_3-4cc.png
                      7. 0
                        23 мая 2024 08:30
                        Какие историки, хохляцкие - так они не то еще придумают.))
                      8. -1
                        23 мая 2024 11:06
                        Какие, какие? - карта -то российская

                        https://cyberleninka.ru/article/n/dialektika-russkogo-etnosa-ili-v-poiskah-russkogo-genofonda

                        Александр Севастьянов
                        Диалектика русского этноса, или В поисках русского генофонда

                        Так или иначе, но отрицать русскофинское слияние не приходится. Проблема лишь в границах и масштабах этого события. Балановские считают его не просто большим, но этнообразующим. Настойчиво отвергая татаромонгольское влияние на русский генофонд, авторы так же настойчиво пропагандируют финское . С их точки зрения, русские — это и есть славянофинский микст, попросту. Вот что они пишут по этому поводу.
                        «Со временное русское население образовалось при смешении пришлого славянского и автохтонного финноугорского населения. Славянские племена в течение нескольких веков продвигались с запада на восток, колонизируя Восточно-Европейскую равнин у и ассимилируя местные финно-угорские племена. В середине этого процесса, когда славяне достигли территорий, которые являются сейчас серединой русс кого ареала, смешение было особенно интенсивным. В результате образовался “среднерусский” генофонд, составленный из славянского и финно-угорского компонентов» (288).
                        Авторы поясняют антропологическое значение слова «среднерусский»: оно означает «общий усредненный антропологический портрет, а не географическое положение в середине русского ареала» (50). Итак, если верить Балановским, среднестатистический «русский» тип — есть тип смешанный, славянскофинский. Базовым элементом русского генофонда в средние века стал и доныне остается славяно-финский микст . Это приговор. Справедлив ли он?


                        Если вы жуликоватый наперсточник типа красноярск, который сначала пишет:

                        "Отличие" чего от чего?
                        - т.е.
                        не видит разницы между Московским Царством м Гетманщиной, а потом, вдруг, со знанием дела утверждает:

                        А где я утверждал, что у казацкой вольницы было крепостничество?

                        то и закончим обсуждение
                      9. 0
                        24 мая 2024 20:40
                        Слышь ты, хохлобот, вали в ТЦК, тебя там заждались. Защищай свою придуманную гетманщину полу-дурок.
                      10. 0
                        28 мая 2024 14:44
                        читай, раковер, ссылки на Александр Севастьянов, Диалектика русского этноса, или В поисках русского генофонда, и с ним дискутируй, и с Ключевским...итд итд, типа, выше их себя ставишь, крикун, что ли?
  4. -1
    21 мая 2024 09:39
    Лаврин Капуста был не полковником, а Чигиринским городовым атаманом. И род деятельности был ближе к функциям другого, широко известного Лаврентия)))
  5. -1
    21 мая 2024 20:36
    Вот так почитаешь историю и видишь, что ясновельможные огребали от нас с пугающей регулярностью. Вот и ответ на вопрос, почему их корчит при слове "Россия"..
    1. +2
      22 мая 2024 09:59
      огребали от нас с пугающей регулярностью.

      Этот процесс на протяжении веков был двухсторонний, взаимный.
      1. 0
        24 мая 2024 21:44
        По разнице забитых и пропущенных мячей сильно лидирует Россия, иначе мы бы люто не любили Польшу, а не они нас до зубовного скрежета..
  6. 0
    15 сентября 2024 15:02
    "В плен взяли ещё около 300 человек, включая 12 полковников." (с)

    Интересный комплект, похоже полковниками у них называли лейтенантов.