Истребительная авиация Пакистана

69
Истребительная авиация Пакистана

Исторически с момента образования Пакистан противостоял Индии, и это нашло отражение в строительстве военно-воздушных сил. В пакистанских ВВС по состоянию на 2023 год служило около 70 000 человек и эксплуатировалось более 570 самолётов, в том числе более 360 истребителей.

В прошлом основными поставщиками современных боевых самолётов являлись США и Франция. В настоящее время Пакистан практически полностью ориентирован на военно-техническое сотрудничество с КНР.



Основная масса боевых самолётов на постоянной основе располагается на 12 авиабазах, где имеются мощности для регулярного обслуживания и текущего ремонта авиационной техники. Также в распоряжении командования пакистанских ВВС есть 18 передовых авиабаз, где налажена необходимая инфраструктура. В рабочем состоянии поддерживается более 15 резервных взлётно-посадочных полос с капитальным покрытием, которые могут быть использованы для рассредоточения строевых эскадрилий в угрожаемый период и в военное время. На всех основных авиабазах и большей части резервных аэродромов возведены капитальные железобетонные и подземные укрытия, способные принять весь истребительный парк.

Истребители Mirage III и Mirage V


Самыми возрастными и заслуженными боевыми самолётами в пакистанских ВВС являются Mirage III и Mirage V, выполненные по схеме «бесхвостка». Первые истребители Mirage III были приобретены в 1968 году, а истребители-бомбардировщики Mirage V в 1970 году. На тот момент это были весьма совершенные новейшие боевые машины.

Прототип Mirage III поднялся в воздух в 1958 году, а в 1963 году самолёт пошёл в серию. Первая партия, закупленная Пакистаном, состояла из 18 Mirage IIIЕР, 3 Mirage IIIDР (экспортная двухместная модификация) и Mirage IIIRP (разведывательный вариант).


«Мираж» модификации IIIE являлся по настоящему многоцелевым самолётом и мог использоваться как перехватчик, истребитель завоевания превосходства в воздухе, уничтожать наземные цели бомбами и неуправляемыми реактивными снарядами. После создания в Пакистане ядерной бомбы именно Mirage IIIЕР стал её первым носителем.

При максимальной взлётной массе 13 740 кг французский многоцелевой истребитель Mirage IIIЕ по этому показателю примерно на треть превосходил МиГ-21. Снаряжённая взлётная масса составляла 9600 кг. Турбореактивный двигатель SNECMA Atar 09C с тягой на форсаже 60,8 кН на высоте 12 000 м обеспечивал скорость полёта до 2350 км/ч. Крейсерская скорость – 960 км/ч. Боевая дальность полёта достигала 1200 км, перегоночная – 3300 км. Практический потолок – 17 500 м.

На пяти узлах внешней подвески могла размещаться нагрузка весом до 4000 кг. Встроенное вооружение состояло из двух 30-мм пушек DEFA 552 с боекомплектом по 125 выстрелов на ствол. В воздушном бою могли использоваться УР AIM-9 Sidewinder, Matra R.550 Magic и Matra R.530. Для обнаружения вражеских самолётов в условиях плохой видимости имелась доплеровская БРЛС Thomson-CSF Cyrano II.

Благодаря относительно небольшой нагрузке на крыло, экономичному и мощному двигателю, наличию мощного пушечного вооружения в сочетании с управляемыми ракетами, Mirage IIIЕ оказался очень серьёзным противником в воздушном бою. Всего Пакистан закупил 135 истребителей Mirage III различных модификаций, в это число вошли как новые, так и бывшие в употреблении самолёты.


Командование ВВС Пакистана считало «Миражи» ценным активом и уделяло серьёзное внимание поддержанию их в рабочем состоянии. После покупки в 1991 году снятых с вооружения в Австралии 42 одноместных Mirage IIIO (австралийский вариант Mirage IIIЕ) и восьми двухместных самолётов Mirage IIID, они в ходе восстановительного ремонта подверглись серьёзной доработке. Большая часть самолётов была модернизирована на авиаремонтном предприятии Pakistan Aeronautical Complex (PAC) в Камре, шт. Пенджаб. Примерно 10 % пакистанских Mirage III отремонтировали во Франции.

В рамках программы ROSE (Retrofit Of Strike Element) бывшие в употреблении истребители получили современный радар FIAR Grifo M3 с дальностью обнаружения до 75 км, систему дозаправки в воздухе, новые навигационные системы, приёмник радиолокационного облучения, станцию постановки активных и пассивных помех, многофункциональный дисплей. В состав вооружения вошли управляемые бомбы местного производства H-2 и H-4 SOW, крылатые ракеты класса «воздух-земля» Ra'ad Mk-1 и Ra'ad Mk-2, которые помимо конвенциальной боевой части массой 450 кг могут комплектоваться ядерной боеголовкой, а также новые китайские ракеты «воздух-воздух».


В 2000 году 10 Mirage IIIEL Пакистан выкупил в Ливане, а в 2003 году 15 Mirage IIIEE и 5 Mirage IIIIDE были получены от Испании и разобраны на запчасти. Столь длительная служба «Миражей» в Пакистане, помимо большого ресурса, а также хороших боевых и эксплуатационных характеристик, во многом объясняется тем, что эти самолёты являлись носителями ядерного оружия. Эксперты, специализирующиеся в авиационном вооружении, пишут, что ядерные бомбы и ракеты потенциально можно подвешивать под F-16А/В Fighting Falcon, стоящие на вооружении ВВС Пакистана, но против этого в 1980-1990-е годы активно возражали США.


В 2009 году для «Миражей», оборудованных системой дозаправки в воздухе, на Украине были приобретены четыре самолёта-заправщика Ил-78.

По состоянию на начало 2022 года в лётном состоянии имелось примерно 60 Mirage III, которые эксплуатировались в 7-й эскадрильи, приписанной к авиабазе Мушаф и в Центре боевого применения Масрур в Карачи. В настоящее время эти самолёты выводятся из эксплуатации и заменяются новыми истребителями JF-17 Block 3 Thunder и J-10С Vigorous Dragon.

На базе Mirage III был создан истребитель-бомбардировщик Mirage V. Этот самолёт в основном предназначен для выполнения ударных задач в дневное время, но он также может вести ближний оборонительный воздушный бой и при наведении с земли осуществлять перехват. Для лучшего обзора вперёд-вниз верхняя носовая часть самолёта скошена.


Максимальная взлётная масса Mirage V составляет 13 700 кг. Такой же как на Mirage IIIЕ, ТРДФ SNECMA Atar 9C может разогнать самолёт до 2350 км/ч. Боевая дальность с нагрузкой 900 кг достигает 1250 км. На пяти внешних узлах может быть подвешен груз в виде бомб, реактивных снарядов и управляемых ракет общей массой до 4000 кг. Встроенное вооружение: две 30-мм пушки DEFA 552.

Первоначально Пакистан заказал 28 истребителей-бомбардировщиков Mirage VPA, не имевших радара. Затем последовало 18 Mirage VPA2 и 12 Mirage VPA3, которые оснащались БРЛС Agave и могли нести ПКР Exocet.

В начале 1990-х Пакистан выкупил около 40 снятых с вооружения во Франции самолётов Mirage VF. При модернизации до уровня ROSE I два десятка бывших французских истребителей-бомбардировщиков оснастили новой авионикой, передовыми для того времени навигационными системами и приборами ночного видения. Ещё 14 самолётов, доведённых до уровня ROSE III, были заточены для нанесения бомбовых ударов в тёмное время суток.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребители-бомбардировщики Mirage V на авиабазе Рафики. Снимок сделан в феврале 2021 года

До недавнего времени эксплуатировалось около полусотни Mirage 5, которые стояли на вооружении 25-й и 50-й эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Рафики, в 340 км к югу от Исламабада. В данный момент основная часть этих истребителей-бомбардировщиков снята с вооружения, и в строю осталось небольшое количество Mirage 5 ROSE III.

Истребители F-16 Fighting Falcon


Согласно справочным данным, в военно-воздушных силах Пакистана в 2022 году летало 75 одноместных и двухместных истребителей F-16 Fighting Falcon. Всего же Пакистан приобрёл 85 F-16 разных модификаций.


Первые из 40 заказанных F-16A/В Block 15 поступили в 1983 году, что во многом было обусловлено присутствием советского «ограниченного контингента» в соседнем Афганистане. По своим лётным и боевым характеристикам «Сражающиеся соколы» существенно превосходили имевшиеся истребители китайского и французского производства.

Это были истребители, оснащённые БРЛС AN/APG-66, способной обнаружить МиГ-21 на дистанции немногим более 55 км. Ранние F-16 несли до шести ракет ближнего боя с тепловым наведением AIM-9 Sidewinder, а также две ракеты средней дальности AIM-7 Sparrow с радиолокационным наведением. На 9 узлах подвески могли быть размещены различные бомбы, управляемые и неуправляемые ракеты, подвесные баки и станции постановки помех. Внутри фюзеляжа слева от кабины смонтирована 20-мм пушка M61A1 Vulcan с боекомплектом 511 выстрелов.


В конце 1980-х Пакистан заказал ещё 71 F-16A/B Block 15 OCU (Operational Capability Upgrade – обновление оперативных возможностей) и оружие для них на сумму около $2 млрд. За постройку первой партии из 28 самолётов было уплачено $685 млн. Но после того как стало известно о развитии пакистанской ядерной программы, Вашингтон заблокировал сделку.

В 1990-е годы Соединенные штаты безуспешно пытались продать нереализованные истребители в Индонезию и Новую Зеландию, после чего в 2002 году было решено использовать их в американских вооруженных силах для имитации на учениях вражеских самолётов.

После длительной серии переговоров, в сентябре 2006 года между правительствами Пакистана и США была заключена договорённость на продаже 18 новых самолётов F-16C/D Block 52. В рамках достигнутого соглашения США поставили 26 ранее заказанных истребителей F-16A/B Block 15, предварительно модернизировав их до стандарта MLU.

Одноместный F-16C Block 52 имеет максимальный взлётный вес 19 187 кг. Нормальный взлётный вес – 12 020 кг. Двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой Pratt & Whitney F100-PW-229 имеет максимальную тягу 79 кН, на форсаже – 129 кН. Максимальная скорость полёта на большой высоте составляет 2170 км/ч. На уровне моря – 1482 км/ч. Дальность с боевой нагрузкой 2000 кг – до 545 км. Перегоночная дальность с подвесными баками – до 4200 км. Потолок – 15 000 м.


На самолёте имеется шесть подкрыльевых и три подфюзеляжных пилона, на которых могут быть подвешены УР «воздух-воздух» AIM-9 Sidewinder, AIM-7 Sparrow, AIM-120 AMRAAM, а также различные управляемые и неуправляемые авиационные средства поражения класса «воздух-земля», подвесные баки, аппаратура РЭБ и разведки общей массой до 7700 кг. Импульсно-доплеровская БРЛС AN/APG-68 обладает возможностью обнаружить крупную воздушную цель на дистанции 290 км.

В 2009 году Пакистан договорился с Турцией о модернизации силами компании Turkish Aerospace Industries 41 истребителя F-16A/B Block 15. Самолёты, в частности, получили современную бортовую электронику и некоторые структурные доработки.


В 2013 году Вашингтон одобрил продажу Пакистану 12 иорданских F-16A и одного двухместного F-16B. Все самолёты были ранней модификации Block 15. В 2014 году эти истребители вошли в состав 19-й эскадрильи, дислоцированной на авиабазе Мушаф, провинция Пенджаб. На момент продажи большая часть иорданских самолётов находилась в хорошем состоянии, так как ранее они прошли модернизацию, продлившую срок их службы до 8000 часов. На момент продажи ресурс самолётов оценивался в 3000 часов, которых могло хватить примерно на 15-20 лет эксплуатации. Источники пишут, что, как и другие ранние истребители этого типа, они доведены до уровня F-16A/B MLU.

В пакистанских ВВС одноместными и двухместными истребителями F-16 вооружено пять эскадрилий: 9-я многоцелевая эскадрилья (F-16A/B MLU) и 29-я эскадрилья школы боевых командиров (F-16A/B MLU), дислоцированные на авиабазе Мушаф; 5-я многоцелевая эскадрилья (F-16C/D) и 11-я многоцелевая эскадрилья (F-16A/B MLU), дислоцированные на авиабазе Шахбаз; а также 19-я учебная эскадрилья (F-16A/B ADF) на авиабазе Бхолари.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребители F-16 на авиабазе Шахбаз

Пакистанские «Сражающиеся Соколы» являются универсальными боевыми самолётами. Согласно имеющейся информации, F-16A/B MLU в основном специализируются на задачах ПВО и завоевания господства в воздухе. Более современные F-16C/D Block 52 с мощными радарами AN/APG-68 способны нести дальнобойные ракеты AIM-120 AMRAAM, что делает их ценным активом в противостоянии с индийскими Су-30МКИ. По неподтверждённым данным, самолёты 9-й и 11-й эскадрилий модифицированы для доставки ядерного оружия.

Истребители F-7


Уже более 40 лет пакистанские ВВС эксплуатируют китайские истребители семейства F-7 (J-7) (экспортная китайская копия МиГ-21). В настоящее время в строю осталось приблизительно 45 истребителей F-7PG и 6 двухместных FT-7PG.


Пара истребителей F-7PG Skybolt

Пакистан приобрёл 80 истребителей F-7PG/FT-7PG Skybolt в 2001 году, и они рассматривались в качестве временной замены списываемых истребителей F-6 (китайская копия МиГ-19) и ранних модификаций F-7.


Пакистанские F-7PG построены в 21 веке, но если не считать немного изменённую форму крыла, то конструктивно они не далеко ушли от истребителя МиГ-21Ф-13, выпускавшегося в начале 1960-х.

Истребители китайской постройки F-7PG получили новые средства связи, навигационную аппаратуру и приёмник предупреждения о радиолокационном облучении, изменилась приборная доска, а для спасения пилота использовано новое катапультное кресло. Вместо радиолокационного дальномера в конусе воздухозаборника появилась антенна итальянской БРЛС Grifo 7 mk.2, которая способна обнаружить воздушную цель на дальности 60 км. Однако с учётом того, что характеристики ботового радара весьма скромные, при перехвате воздушных целей пилот в основном полагается на команды наведения с земли и от самолётов ДРЛО.

Максимальный взлётный вес истребителя F-7PG составляет 9100 кг, нормальный – 7540 кг. Самолёт имеет перегоночную дальность 2200 км, боевой радиус – 850 км. Максимальная скорость полёта на большой высоте – 2100 км/ч. Встроенное вооружение: две 30-мм пушки с боезапасом по 60 выстрелов на ствол. На пяти узлах подвески может быть размещено вооружение массой до 1500 кг. Для поражения воздушных целей используются управляемые ракеты ближнего боя с тепловой головкой самонаведения китайского, американского и французского производства.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребитель F-7PG на авиабазе Мушаф

До недавнего времени F-7PG служили как лёгкие перехватчики на второстепенных направлениях. Сейчас истребители этого типа остались на вооружении 17-й эскадрильи, базирующейся на авиабазе Пешавар, и в 23-й учебной эскадрильи на авиабазе Мушаф. Подразделения, развёрнутые на других авиабазах и ранее эксплуатировавшие F-7, сейчас перевооружены на другие истребители. Имеется информация, что списанные самолёты планируется переоборудовать в БПЛА, которые можно использовать в качестве радиоуправляемых мишеней и ложных целей.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: списанные истребители F-6 и F-7 на авиабазе Аллам

В 2025 году планируется полностью вывести из эксплуатации оставшиеся F-7PG, заменив их современными истребителями J-10C Vigorous Dragon и JF-17 Block 3 Thunder.

Истребители JF-17 Thunder


В 2010 году на вооружение поступил истребитель JF-17 Thunder, созданный китайской корпорацией Chengdu Aircraft Corporation (CAC) и строящийся совместно с пакистанской Pakistan Aeronautical Complex (PAC). На пакистанском предприятии производится 58 % деталей планера, включая переднюю часть фюзеляжа, крылья и вертикальный стабилизатор, тогда как 42 % процента производится в КНР. Окончательная сборка и серийное производство осуществляются в Пакистане.

Совместный китайско-пакистанский проект по созданию истребителя, призванного прийти на смену самолётам A-5C, F-7P, Mirage III и Mirage V, был запущен после того, как США в 1990-е годы ввели против Пакистана оружейное эмбарго и свернули проект Sabre II (Super-7), в рамках которого компания Grumman Aerospace на основе экспортного китайского истребителя F-7М Airguard (копия МиГ-21) создавала новый многоцелевой боевой самолёт. Перепроектированный истребитель имел боковые воздухозаборники, а в носовом обтекателе появилось место для крупной антенны БРЛС. Также предполагалось использовать новый более мощный и экономичный двигатель J52-P-409 с тягой на форсаже 71 кН, передовые бортовые системы и вооружение.

События на площади Тяньаньмэнь и санкции, введённые в ответ на пакистанские ядерные испытания, поставили крест на совместной с США программе Sabre II, после чего Китай и Пакистан продолжили создание нового истребителя, использовав американские наработки.

Первый полёт прототипа, который первоначально имел обозначение FC-1 Xiaolong, состоялся в конце августа 2003 года. В марте 2007 два опытных истребителя в разобранном виде прибыли в Пакистан и после сборки были облётаны пакистанскими пилотами. Летом 2009 года на предприятии PAC состоялась закладка первой серии самолётов JF-17. Стоимость одного самолёта составляла $15 млн. В декабре 2015 года было объявлено о сборке в Пакистане 66 истребителей JF-17, которые активно тестировались в войсках, налетав в 2016 году более 19 000 часов.


Истребитель JF-17 Thunder

Первая серийная модификация, известная как JF-17 Block 1, фактически использовалась для войсковых испытаний, в ходе которых выявлялись и исправлялись недостатки самолёта, а также намечались пути модернизации. Но при этом, согласно заявлениям представителей ВВС, JF-17 Block 1 проявил себя лучше, чем ожидалось.

Всего было построено полсотни истребителей первой модификации. Почти все они оснащались многорежимной импульсно-доплеровской БРЛС NRIET KLJ-7, которая является экспортным вариантом авиационного радара KLJ-10, используемым на китайском лёгком истребителе J-10А/В. Эта станция способна обнаружить воздушную цель с ЭПР 5 м² на дистанции 150 км. В качестве силовой установки использовался двигатель российского производства РД-93, который представляет собой вариант РД-33, устанавливаемого на истребители МиГ-29.

В феврале 2015 года начались испытания одноместного JF-17А Block 2, а в апреле 2017-го в воздух поднялся двухместный JF-17В Block 2. На модификации Block 2 часть планера выполнена из композитов, что позволило снизить массу, и внедрена система дозаправки в воздухе. Улучшению подверглись радар и авионика, внедрён тактический внешний канал передачи данных, по возможностям аналогичный НАТОвскому Link-16, а также использована аппаратура постановки активных помех, управляемая цифровым процессором.

Первый полёт одноместного JF-17C Block 3 состоялся 15 декабря 2019 года. Запуск в серийное производство на заводе в Камре произошёл в декабре 2020 года.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребители JF-17 на стоянке авиазавода в Камре

Истребитель JF-17C Block 3 оснащён выпускаемой по лицензии в Пакистане китайской БРЛС с АФАР KLJ-7A с дальностью обнаружения цели с ЭПР 5 м² до 200 км. Эта станция может одновременно сопровождать 15 целей и наводить ракеты на 4 цели. На самолёте установлена многократно дублированная электродистанционная система управления полётом, инфракрасная система поиска и сопровождения (IRST), нашлемная система индикации и прицеливания (HMD/S), станция пассивной оптоэлектронной разведки, аппаратура предупреждения о приближении ракет (MAWS), аналогичная той, которая используется на китайских истребителях J-10C, новый, более крупный и тонкий голографический широкоугольный проекционный дисплей (HUD), усовершенствованная аппаратура управления радиоэлектронной борьбой. В планере для ещё большего снижения веса увеличена доля композитов. Российский ТРДДФ РД-93МА должен быть заменён китайским Guizhou WS-13 с увеличенной тягой и меньшей дымностью.

Пакистанские ВВС США разместили заказ на 50 самолётов JF-17 Block 3, поставки которых начались в первой половине 2022 года. До уровня Block 3 должны быть доведены все JF-17 ранних вариантов, имеющие значительный ресурс планера.


JF-17 Block 3

Истребитель JF-17С Block 3 с максимальной взлётной массой 13 500 кг имеет перегоночную дальность 3480 км. Боевая дальность полёта с подвесными баками – 1740 км. Максимальная скорость на большой высоте – 1910 км/ч. У земли – 1355 км/ч. Практический потолок – 16 900 м.


Пакистанские истребители «Гром» всех модификаций вооружены встроенной двуствольной 23-мм пушкой Type-23-2 (копия ГШ-23-2). На восьми узлах подвески можно разместить нагрузку массой до 4000 кг. Для использования в ближнем воздушном бою предназначены китайские ракеты с тепловым наведением PL-5EII, PL-9C и PL-10Е.


Для дальних атак имеются УР с радиолокационным наведением PL-12 (SD-10A) и PL-15E. По наземным и надводным целям могут применяться НАР и свободнопадающие бомбы, а также ПКР, управляемые бомбы и ракеты с различными системами наведения китайского и пакистанского производства.

По основным характеристикам JF-17 Block 3 сравним с поздними модификациями F-16, но при этом значительно дешевле. Согласно справочным данным, в ВВС Пакистана в 2022 году имелось около 160 JF-17. Эти самолёты эксплуатируются в семи эскадрильях: в 18-й на авиабазе Бхолари, во 2-й и 8-й на авиабазе Масрур, в 16-й на авиабазе Минхас, в 26-й на авиабазе Пешавар, в 14-й на авиабазе Рафики и в 28-й на авиабазе Самунгли. Общая численность истребителей JF-17 в пакистанских ВВС в 2025 году может приблизиться к двумстам единицам. Помимо Пакистана истребители JF-17 стоят на вооружении в Азербайджане, Нигерии и Мьянме.

Истребители J-10С Vigorous Dragon


На сегодняшний день Пакистан является единственным иностранным покупателем китайских истребителей J-10C Vigorous Dragon. Всего в КНР было заказано 36 «Энергичных драконов».


Проектирование J-10 в КНР началось в середине 1980-х и вступило в стадию практической реализации после того, как были получены материалы по израильскому истребителю 4-го поколения IAI Lavi. Первый полёт опытного израильского «Львёнка» состоялся в декабре 1986 года. Работы шли высокими темпами, начало поставок первых серийных самолётов было запланировано на 1990 год. Однако американцы, опасаясь, что «Лави» составит конкуренцию «Сражающемуся Соколу», заблокировали финансирование этой программы. В итоге ряд важных наработок по израильскому лёгкому истребителю был использованы при создании китайского J-10. Американское правительство было в курсе китайско-израильского контракта и не препятствовало ему, что стало своеобразной компенсацией за отказ Израиля от запуска в серийное производство истребителя собственной разработки. В то же время стоит признать, что хотя в основу проекта нового китайского боевого самолёта были положены основные компоновочные решения израильской машины, но полной копией «Лави» он не является. В середине 1990-х к программе J-10 присоединились российские разработчики, и в качестве силовой установки был предложен ТРДДФ АЛ-31Ф, устанавливаемый на экспортные Су-27СК.

Прототип совершил первый полёт 23 марта 1998 года. Официально изображения самолёта были опубликованы в 2007 году. На основании фотоснимков стало понятно, что J-10 построен по аэродинамической схеме «утка» с треугольным среднерасположенным крылом, близкорасположенным к крылу ПГО, и однокилевым вертикальным оперением. Воздухозаборник расположен под фюзеляжем. Также была обнародована информация, что в конструкции планера, выполненном на основе алюминиевых сплавов, велика доля композитных материалов.

Серийный истребитель J-10A сделан статически неустойчивым, что должно обеспечить высокий уровень манёвренности. Это потребовало применения электродистанционной системы управления с четырёхкратным резервированием и высокопроизводительным вычислительным комплексом.

Одноместный истребитель первой серийной модификации J-10А имеет максимальный взлётный вес 19 277 кг. Боевая дальность составляет немногим более 1200 км. Перегоночная – 4600 км. На большой высоте истребитель способен разогнаться до 2340 км/ч. Без включения форсажа – до 1110 км/ч. Крейсерская скорость – 970 км/ч. Потолок – 17 500 м.


J-10A

J-10A вооружён 23-мм встроенной пушкой Type 23-2 (китайская копия ГШ-23-2). Для борьбы с воздушным противником могут применяться УР ближнего боя с ИК ГСН PL-8 или российские Р-73. Для ракетных дуэлей или перехвата вражеских бомбардировщиков на средней дальности изначально были предназначены УР с полуактивной радиолокационной ГСН PL-11. На 11 внешних узлах может быть подвешена боевая нагрузка общей массой до 5600 кг.

Вскоре после принятия J-10A на вооружение начался выпуск двухместной учебно-боевой модификации J-10АS. Двухместная машина оснащена полным комплектом бортового оборудования и вооружения, но имеет меньшую дальность полёта. Обычно в строевых эскадрильях на десять одноместных машин приходится две спарки.

Совершенствование истребителя продолжалось и в 2012 году начались поставки самолётов модификации J-10В. Основным отличием этого самолёта от J-10A является использование нового радиолокатора с АФАР и внедрение в состав вооружения дальнобойной ракеты PL-12, которую в США считают китайским аналогом AIM-120 AMRAAM. Также J-10В получил высокоэффективную пассивную оптоэлектронную станцию для обнаружения целей по тепловому излучению. Первоначально на серийных J-10В устанавливался турбореактивный двигатель АЛ-31ФН российского производства, но с 2016 года самолёты комплектуются ТРДДФ Shenyang WS-10А.

С 2017 года с темпом около 30 самолётов в год выпускаются истребители J-10С. В качестве силовой установки на этой машине используется ТРДДФ Shenyang WS-10В, который, согласно информации, опубликованной в китайских СМИ, на форсаже выдаёт 144 кН. В состав вооружения J-10С введены УР ближнего боя PL-10 и новейшие дальнобойные PL-15. С учётом того, что, по западным данным, дальность пуска PL-15 может достигать 150 км, на истребителе J-10С должен быть радар с очень высокими энергетическими показателями.

В то же время обращает на себя тот факт, что J-10С, способный нести значительную боевую нагрузку, имеет не столь широкий спектр ударных средств поражения, как китайско-пакистанский JF-17 Block 3. С истребителей J-10С можно применять ПРР КD-88 и YJ-91, а также управляемые бомбы с лазерным наведением и коррекцией по сигналам спутниковой навигационной системы.


Пакистанский J-10С

В конструкции планера J-10С реализован ряд технических решений, направленных на снижение радиолокационной заметности, главным образом за счёт изменения формы воздухозаборника и широкого использования композитных материалов. Для постановки активных помех применяется аппаратура KG600 с адаптивным автоматическим управлением. В состав БРЭО введена новая пассивная оптоэлектронная прицельно-поисковая система и прицельно-навигационный модуль Blue Sky.

С учётом лётных данных, характеристик БРЛС и состава вооружения, имеются основания полагать, что J-10C в ВВС Пакистана в основном предназначены для дальнего перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе.


Спутниковый снимок Gооglе Еаrth: истребитель J-10C на авиабазе Минхас

К концу 2022 года в составе 15-й эскадрильи, развёрнутой на авиабазе Минхас, имелось 20 J-10C. По мнению иностранных наблюдателей, в течение ближайших нескольких лет истребители этого типа будут активно тестироваться, и если опыт их службы окажется удачным, последуют следующие заказы.

В связи с тем, что Китай намерен расширять объёмы поставок боевых самолётов за рубеж, Пакистану будет оказана всемерная поддержка в эксплуатации J-10C, для создания положительного имиджа этого истребителя у иностранных покупателей.
69 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    21 мая 2024 04:43
    здесь должна быть очередная "гениальная" фраза "воронцова"...что то он опаздывает...
    1. +1
      21 мая 2024 05:07
      Цитата: Аэродромный
      здесь должна быть очередная "гениальная" фраза "воронцова"...что то он опаздывает...

      Без фриков скучно, пусть веселит народ.... lol
  2. -1
    21 мая 2024 05:26
    Цитата: Линник Сергей
    «Мираж» модификации IIIE являлся по настоящему многоцелевым самолётом и мог использоваться как перехватчик, истребитель завоевания превосходства в воздухе, уничтожать наземные цели бомбами и неуправляемыми реактивными снарядами
    Как раз то время, когда большие авиационные начальники начали увлекаться истребителем-бомбардировщиком, универсальным самолетом, способным как перехватывать воздушные цели, так и действовать против наземного противника, совершенно наплевав при этом на штурмовики. Но господа авиационные начальники осознали свою ошибку и вернулись к старой схеме, "кесарю-кесарево" wink
    1. +6
      21 мая 2024 06:03
      Цитата: Голландец Михель
      Как раз то время, когда большие авиационные начальники начали увлекаться истребителем-бомбардировщиком, универсальным самолетом, способным как перехватывать воздушные цели, так и действовать против наземного противника, совершенно наплевав при этом на штурмовики. Но господа авиационные начальники осознали свою ошибку и вернулись к старой схеме, "кесарю-кесарево"

      То, о чем вы пишите, не вполне справедливо по отношению к "Мираж-3", а относится скорей к такому самолёту как F-104, который был бы не плох как перехватчик, но не состоятелен в роли ударной машины. Что, касается "Мираж-3", то этот истребитель для своего времени являлся реально успешным универсалом.
      1. -3
        21 мая 2024 07:21
        своего времени являлся реально успешным универсалом
        "Успешным универсалом" его можно назвать лишь только в том случае, если бы он применялся в более/менее серьезных конфликтах (например, в войне во Вьетнаме). Все его выкладки ТТХ имеются разве что только на бумаге и никоим образом не проверены на практике. Например, в войне за Фолкленды все его ударно-штурмовые характеристики просто тупо разбивались об ограниченное время его полета. А заложенные в него характеристики ударного самолёта, мешали ему как перехватчику (отсутствие необходимого маневра). Но это вовсе не означает что указанный самолет чем-то плох, просто универсальность это все как-бы не очень
        1. +5
          21 мая 2024 08:04
          Я привык, что мои публикации в основном читают и комментируют по большей части люди, разбирающиеся в том, о чём они ведут речь. Для некоторых читателей после их особенно "выдающихся" комментов я специально делал статьи, указав кому они посвящаются. Если желаете, то могу специально для вас написать статью о боевой карьере истребителя Dassault Mirage III.
          Цитата: Голландец Михель
          "Успешным универсалом" его можно назвать лишь только в том случае, если бы он применялся в более/менее серьезных конфликтах (например, в войне во Вьетнаме).

          Соглашусь с вами, если вы согласитесь, что Арабо-израильские, индо-пакистанские и война на юге Африки были "несерьёзными конфликтами".
          Цитата: Голландец Михель
          А заложенные в него характеристики ударного самолёта, мешали ему как перехватчику (отсутствие необходимого маневра).

          Правильно ли я понимаю, что вы утверждаете Mirage III уступал по маневренности МиГ-21 ?
          Цитата: Голландец Михель
          Например, в войне за Фолкленды все его ударно-штурмовые характеристики просто тупо разбивались об ограниченное время его полета.

          Правильно ли я понимаю, что боевой радиус Mirage III сильно отличается от показателей с боевой нагрузкой у аргентинских А-4 и истребителей Nesher ?
          1. +1
            21 мая 2024 09:45
            Спасибо за интересную и познавательную работу. А на профессиональных критиканов особо не обращайте внимания - им надо свой рейтинг наращивать.
            1. +5
              21 мая 2024 09:49
              Цитата: Добрый злыдень
              Спасибо за интересную и познавательную работу. А на профессиональных критиканов особо не обращайте внимания - им надо свой рейтинг наращивать.

              Рад, что вам понравилось!
              Я не думаю, что кто-то из оставивших к данной публикации комментарий является "профессиональным критиканом". Человек вполне может добросовестно заблуждаться. Я в своё время и писать начал на ВО для того, что бы сократить количество заблуждений. Увы, но у меня не слишком хорошо получается... request
          2. -3
            21 мая 2024 10:13
            , внедрён тактический внешний канал передачи данных, по возможностям аналогичный НАТОвскому Link-16,

            По основным характеристикам JF-17 Block 3 сравним с поздними модификациями F-16, но при этом значительно дешевле.

            Вы хоть понимаете , что вы пишите. Какой внешний канал передачи данных ? Отдельный устаревший самолёт, выполняющий отдельную задачу с отдельным лётчиком ...
            Я привык, что мои публикации в основном читают и комментируют по большей части люди, разбирающиеся в том, о чём они ведут речь.

            Да , не может быть ! Систематизируйте данные из справочников, описывайте состав, размещение, заявленные ТТХ, только не надо делать никаких выводов, так будет лучше для вас...
            1. +3
              21 мая 2024 10:17
              Цитата: Витов
              Вы хоть понимаете , что вы пишите.

              В отличие от вас, я понимаю о чём пишу!
              Цитата: Витов
              Отдельный устаревший самолёт,

              Гугл в помощь, поинтересуйтесь БРЭО и составом вооружения JF-17 Block 3 и экспортными поставками этого "устаревшего самолёта".
              Цитата: Витов
              Да , не может быть !

              Очевидное невероятное... tongue
          3. -2
            21 мая 2024 11:47
            Я привык, что мои публикации
            Для некоторых читателей после их особенно "выдающихся" комментов
            А я привык вести дискуссию с оппонентом глубоко разбирающемся в сути вопроса, высказывать свои соображения и внимательно выслушивать собеседника, а не только читать его "выдающиеся" комментарии
            Если желаете, то могу специально для вас написать статью о боевой карьере истребителя Dassault Mirage III
            Не желаю wink
            Арабо-израильские, индо-пакистанские и война на юге Африки были "несерьёзными конфликтами"
            Это были конфликты на небольшом пятачке территории, где летчику не надо было постоянно смотреть на показания топливомера и спешить как можно быстрее выполнить боевое задание. К тому же мне неизвестно в этих конфликтах использования "Миража-3" в качестве фронтового бомбардировщика
            Правильно ли я понимаю, что вы утверждаете Mirage III уступал по маневренности МиГ-21 ?
            Да, вы все правильно понимаете. Ещё он уступал по степени нагрузки на силовые элементы при этой самой маневренности. Это все можно прочитать в специальной литературе. Если вы только к ней когда-нибудь обращаетесь
            Правильно ли я понимаю, что боевой радиус Mirage III сильно отличается от показателей с боевой нагрузкой у аргентинских А-4 и истребителей Nesher ?
            Здесь дело вовсе не в боевом радиусе, а в невозможности выполнить перехват или нанести бомбовый или ракетный удар в глубине противника (без дозаправки). "Миражи" оказались в войне за Фолкленды неэффективными именно по этой причине. В советском ещё журнале "Зарубежное военное обозрение" много об этом писали. Можете не отвечать на мой комментарий, вы мне ни как собеседник, ни тем более как Автор больше не интересны. Пишите и дальше wink
            1. -2
              21 мая 2024 14:44
              Цитата: Голландец Михель
              Можете не отвечать на мой комментарий, вы мне ни как собеседник, ни тем более как Автор больше не интересны. Пишите и дальше

              Мой муж очень переживал, что вы не разрешите ему больше писать, и для него большой удар, что вы больше не станете его читать. sad
            2. +2
              21 мая 2024 16:51
              Цитата: Голландец Михель
              Можете не отвечать на мой комментарий, вы мне ни как собеседник

              Почему нет? wink
              Цитата: Голландец Михель
              ни тем более как Автор больше не интересны.

              Не могу сказать, что это меня хоть сколько заботит.
              Цитата: Голландец Михель
              Пишите и дальше

              Спасибо, но ваше разрешение мне не требуется.
              Цитата: Голландец Михель
              А я привык вести дискуссию с оппонентом глубоко разбирающемся в сути вопроса, высказывать свои соображения и внимательно выслушивать собеседника, а не только читать его "выдающиеся" комментарии

              Что бы вести дискуссию, надо понимать, о чём ведёте речь.
              Цитата: Голландец Михель
              Да, вы все правильно понимаете. Ещё он уступал по степени нагрузки на силовые элементы при этой самой маневренности. Это все можно прочитать в специальной литературе. Если вы только к ней когда-нибудь обращаетесь

              Рука-лицо...Вы со статистикой воздушных боёв конечно же поленились ознакомиться. И с таким выражением как, - "видишь "Мираж", не вставай в вираж" вы тоже не знакомы...И мыслей у вас, почему Египет располагая большим числом МиГ-21 во второй половине 70-х купил "Миражи" у вас тоже нет ?
              Цитата: Голландец Михель
              Это были конфликты на небольшом пятачке территории, где летчику не надо было постоянно смотреть на показания топливомера и спешить как можно быстрее выполнить боевое задание.

              Вы подтасовываете факты под свои фантазии. А какой боевой радиус был у F-100 или у F-5 ? Или они во Вьетнаме не применялись?
              Цитата: Голландец Михель
              "Миражи" оказались в войне за Фолкленды неэффективными именно по этой причине. В советском ещё журнале "Зарубежное военное обозрение" много об этом писали.

              При всём моём уважении к ЗВО, там в советское время порой писали очень спорные вещи. Что касается дальности и эффективности, то вам не просто так этот вопрос задали:
              Цитата: Bongo
              Правильно ли я понимаю, что боевой радиус Mirage III сильно отличается от показателей с боевой нагрузкой у аргентинских А-4 и истребителей Nesher ?

              Цитата: Голландец Михель
              К тому же мне неизвестно в этих конфликтах использования "Миража-3" в качестве фронтового бомбардировщика

              Круто! good Вы не отличаете истребитель-бомбардировщик от фронтового бомбардировщика.... wassat
              1. +2
                23 мая 2024 00:51
                Цитата: Bongo
                "видишь "Мираж", не вставай в вираж"

                Если позабыл про помпаж. В рифму получилось.
          4. +3
            21 мая 2024 14:01
            Сергей здравствуйте! hi Рассматривать самолет исключительно с точки зрения ТТХ, это одна из самых распространенных ошибок "начинающих экспертов". Увы кроме чистых летных характеристик (как мы привыкли их видеть) есть множество нюансов.
            Знаете я бы мог много воды тут налить на эту тему, (от меня видимо вода и получится), лучше посмотрите фильм https://youtu.be/sizebbisGBo с 24й минуты, и может вы лучше меня сформулируете мою мысль. Речь о F-5 и его противостояние нашим мигам во преки ЛТХ smile hi
            1. +2
              21 мая 2024 16:53
              Цитата: НИКНН
              Сергей здравствуйте! hi Рассматривать самолет исключительно с точки зрения ТТХ, это одна из самых распространенных ошибок "начинающих экспертов". Увы кроме чистых летных характеристик (как мы привыкли их видеть) есть множество нюансов.
              Знаете я бы мог много воды тут налить на эту тему, (от меня видимо вода и получится), лучше посмотрите фильм https://youtu.be/sizebbisGBo с 24й минуты, и может вы лучше меня сформулируете мою мысль. Речь о F-5 и его противостояние нашим мигам во преки ЛТХ smile hi

              Николай, приветствую!
              Извиняюсь, первоначально вставил не ту цитату!
              Спасибо за ссылку, но история про F-5 мне не плохо знакома.
              Речь шла не об этом, уважаемый Голландец Михель выразил сомнения в эффективности Мираж-3 и его универсальных возможностях. А ведь самолёт ведь был очень удачный и являлся грозным противником в воздушном бою. Ты ведь, если мне память не изменяет на МиГ-21 летал, и до вас реальную информацию наверняка доводили.
              1. +3
                21 мая 2024 17:13
                Цитата: Bongo
                Цитата: Голландец Михель
                К тому же мне неизвестно в этих конфликтах использования "Миража-3" в качестве фронтового бомбардировщика

                Видите ли , дело в том, что я имел возможность пилотировать "Миража-3" (спарку конечно) в алжире. (там праздник был в 1988 году, а я там в роли ... ну не важно) и вот на личных ощущениях (в пилотажных характеристиках) мираж меня впечатлил, но вот визуально даже при боевой загрузке 50-70%, о таком пилотаже можно забыть (что можно и о Миг 21 сказать который я тогда эксплуатировал.) В боевом же применении, эффективность гораздо больше зависит от обеспечения (разведка, целеуказание, боевая нагрузка и ... много чего), по сему повторю , кто сильней кит vs слон, это задача дилетантов. Нагрузите мираж и миг одинаковой загрузкой и поставьте задачу поразить цель на одинаковой дальности с одинаковой эффективностью в одинаковых условиях противодействия, вот это будет ближе к теме.
                1. +5
                  21 мая 2024 17:21
                  Николай, мы же на "ты" были, прекращай "выкать".
                  Цитата: НИКНН
                  я имел возможность пилотировать "Миража-3" (спарку конечно) в алжире. (там праздник был в 1988 году, а я там в роли ... ну не важно) и вот на личных ощущениях (в пилотажных характеристиках) мираж меня впечатлил, но вот визуально даже при боевой загрузке 50-70%, о таком пилотаже можно забыть (что можно и о Миг 21 сказать который я тогда эксплуатировал.)

                  Я отдаю себе отчёт, что арабы проигрывали воздушные схватки во многом из-за низкой квалификации и дисциплины, а не из-за того, что МиГ-21 существенно проигрывал "Миражу". Понятно, что с боевой нагрузкой в виде бомб и НАР лётные данные падают. Но давай сравним максимальную нагрузку МиГ-21 и "Мираж-3", а также дальность с ПТБ ? Ударные возможности "Миража", как и универсальность явно выше. Не просто так пакистанцы выбрали его в качестве носителя "едрён батона", а у них и китайские аналоги МиГ-21 были.
                  1. +2
                    21 мая 2024 17:33
                    Сережа, я и не спорю, техника выбирается из ходя из задач которые актуальны и применимы в конкретных условиях. И именно по этому наши Миг очень эффективно выполняли задачи по обеспечению воздушного пространства в Корее и Вьетнаме, а вот фантомы немного не справились. И конечно нет смысла применять в тактической задаче Ту22 (а в пакистане и иже похожих иных задач и не было). Сергей, яо том, что технику оценивать надо те только по ТТХ. Вы как профессионал, думаю согласитесь со мной. Еще раз благодарю, за ваши труды на поприще ВО. Есть чего почитать и чего то добавить в в свой айкю, особенно когда знаешь о чем речь.
                    А спорить с "профессиональными дилетантами в образе экспертов" уже давно забил, но мысли иногда у них и полезные бывают. Правда к сожалению уже давно отработанные и на сегодняшний день не актуальные, но только порыв мысли уважение вызывает, если только они выражаются корректно. smile hi
                  2. +2
                    21 мая 2024 18:12
                    Да и в дополнение... меня очень сильно интересовал вопрос боевой нагрузки, вот всегда боевая нагрузка авиатехники США поражала, но вот вопрос боевая ли она или максимальная, тут сомнения, просто сравните запас топлива (я про маневренность уже не говорю) при той загрузке и получится, что их истребитель или даже истребитель бомбардировщик просто можно смело сравнивать уже с другой категорией, а именно с фронтовым бомбардировщиком, а теперь просто надо вернуться к задачам которые он в этой категории способен выполнить.
                  3. 0
                    23 мая 2024 00:48
                    Цитата: Bongo
                    Но давай сравним максимальную нагрузку МиГ-21 и "Мираж-3",

                    Опять?! Уже обсуждали для других самолетов. От пневматика зависит максимальный взлетный вес, а следовательно, и боевая нагрузка. От пневматика зависит и потребный тип покрытия ВПП при заданной взлетной массе.
              2. +3
                21 мая 2024 17:48
                Цитата: Bongo
                Речь шла не об этом, уважаемый Голландец Михель выразил сомнения в эффективности Мираж-3 и его универсальных возможностях. А ведь самолёт ведь был очень удачный и являлся грозным противником в воздушном бою. Ты ведь, если мне память не изменяет на МиГ-21 летал, и до вас реальную информацию наверняка доводили.

                Да боевое применение миража анализировалось и не только миража, Вы наверное в курсе, что Кфир это и есть мираж с израильской авионикой. Что могу сказать, вернусь к началу, в ближнем воздушном бою ни кфир ни мираж с миг 21 не встречались до инцидента в индо-пакистанском конфликте, (ну относительно в БВБ), а остальное как я и отмечал сравнивать сложно. Однако больше зависит от организации применения. Как в общем то и в ПВО (вам близко). ПВо эффективна когда она система, а одиночная батарея уже от обстоятельств зависит, что и СВО доказало.
            2. +1
              23 мая 2024 00:40
              Цитата: НИКНН
              лучше посмотрите фильм https://youtu.be/sizebbisGBo с 24й минуты, и может вы лучше меня сформулируете мою мысль. Речь о F-5 и его противостояние нашим мигам во преки ЛТХ

              Не надо эту хрень смотреть. Надо читать здесь:
              https://testpilot.ru/review/runway/volga/16.php
              Что же происходило в воздухе? На скоростях около 800 км/ч и более борьба была на равных, никто не имел явных преимуществ, но и манёвренного визуального боя не получалось из-за больших радиусов фигур. Мы оба "сидели" на одинаковых, максимальных для самолётов, перегрузках. Но на скоростях менее 750 км/ч эти перегрузки уже не удерживались даже на форсажном режиме работы двигателя. И чем меньше скорость, тем больше был темп её падения, а значит и меньше максимальная перегрузка. Получалось, что побеждала аэродинамика крыла, а не тяговооружённость. Но как всё это объяснишь там, наверху? Ведь по головке не погладят. Тогда представители фирмы Микояна предложили:
              — Давайте выставим против него МиГ-23М...
              1. +3
                23 мая 2024 12:55
                Цитата: Комета
                Не надо эту хрень смотреть.

                Что же происходило в воздухе?
                За любознательность ставлю плюс. Но вот спорить с летчиком испытателем даже я не возьмусь. Я всю свою жизнь пролетал в основном на МиГ-21, с аэродинамикой знаком не по наслышке. И если глубоко вдаваться, то начнем с того, что есть два типа виража установившийся (когда скорость не падает) и форсированный (это к форсажу отношения не имеет), это когда вираж выполняется на пределе углов атаки с потерей скорости. Так вот у Миг21 максимальный угол атаки 32 градуса а вот какой у F-5 затрудняюсь сказать. Вот тут и кроется засада , по этому и существует возможность когда самолет с меньшей тяговооруженностью в определенных условиях успевает зайти в хвост идущему на пределе аэродинамических возможностей (хоть и с большей тяговооруженностью) в хвост. На сегодняшний день БВБ большая редкость и сверхманевренность нужна не для ближнего воздушного боя, но нужна. Я полагаю, что летчики испытатели пилотировали самолеты на предельных режимах и не верить им по меньшей мере не корректно.
                С уважением! hi
                1. +2
                  24 мая 2024 00:36
                  Цитата: НИКНН
                  За любознательность ставлю плюс. Но вот спорить с летчиком испытателем даже я не возьмусь.

                  В обеих ссылках - В.Н. Кондауров. В Вашей - в фильме, в моей - его мемуары.
                  Цитата: НИКНН
                  Так вот у Миг21 максимальный угол атаки 32 градуса а вот какой у F-5 затрудняюсь сказать.

                  А дело не в максимальном угле атаки. Крыло Ф-5 имеет меньшую стреловидность и большее удлинение по сравнению с крылом МиГ-21. И крыло Ф-5 имеет механизацию. Чем меньше скоростной напор (приборная скорость), тем больше преимущество в несущих свойствах (Cy, К) у крыла Ф-5 над крылом МиГ-21 на пилотажных углах атаки. Что и проявилось в описанном совместном маневрировании. При росте скоростного напора все наоборот, крыло МиГ-21 увеличивает преимущество в несущих свойствах над крылом Ф-5. Автор поскромничал, поэтому я дам ссылку на его материал о Ф-5:
                  https://topwar.ru/40987-vtoroe-dyhanie-istrebitelya-f-5.html

                  С уважением!
                  1. +2
                    24 мая 2024 01:11
                    Я не сомневаюсь в Ваших компетенциях, но позволю себе (так как мой самый любимый самолет и на котором я по большому счету пролетал МиГ 21) и более того еще и с миражом довелось познакомиться, и даже общался с людьми которые не по наслышке общались с пилотами (американскими) и с F-16 b 15 и уж даже с восемнадцатами эфками. Могу сказать только одно (и те с кем я общался подтвердят), что возможности самолета (ну не просто же так создали Миг 29 и Су 27) все таки подвластны сакральной аэродинамике и нашли способ как тут летать (сверхманевренность) У меня на МиГ 21 такой возможности не было и у Ф-5 тоже, выкручивались как могли, Но вот повторюсь (не имел возможности сравнивать в бою) но испытателям верю. И поверьте вы не с дилетантом беседу ведете. Я выше не объяснил, но заметил, что мирах с загрузкой в тех параметрах,, что рекламируется уже не соответствует заявленным характеристикам и это то же на практике доказано.
                    1. +3
                      24 мая 2024 01:31
                      Цитата: НИКНН
                      Я выше не объяснил, но заметил, что мирах с загрузкой в тех параметрах,, что рекламируется уже не соответствует заявленным характеристикам и это то же на практике доказано.

                      Так там всегда так заявляли. Есть проблемы с переводом. Их Max takeoff weight (сокращение от Maximum limit takeoff weight - предельный взлетный вес), который они обычно заявляют, у нас переводят преимущественно как "Максимальный взлетный вес". А наш "Максимальный взлетный вес" на них правильно переводится как "Maximum takeoff weight", хотя они часто переводят его как Max takeoff weight.
                      С уважением!
                      1. +2
                        24 мая 2024 01:41
                        давайте закончим на основах кто как знает, честно я готов вообще то с вами вести диалог, но уже спать хочу. Вы мне оппонируете как собеседник, но вот в профессиональном уровне (нет это ни в коем случае не упрек,я Вас уважаю) ... Даже не знаю как общаться. Если вы летчик можем на уровне , если нет ну не вдавайтесь в незыблемое ну не хочется с вами спорить по банальности, уважаю вас в стремлении постичь не постижимое. летчик бы меня понял.
                      2. +3
                        24 мая 2024 01:42
                        Цитата: НИКНН
                        давайте закончим на основах кто как знает, честно я готов вообще то с вами вести диалог, но уже спать хочу. Вы мне оппонируете как собеседник, но вот в профессиональном уровне (нет это ни в коем случае не упрек,я Вас уважаю) ... Даже не знаю как общаться. Если вы летчик можем на уровне , если нет ну не вдавайтесь в незыблемое ну не хочется с вами спорить по банальности, уважаю вас в стремлении постичь не постижимое. летчик бы меня понял.

                        Спокойной ночи, тоже пойду спать.
                      3. +2
                        24 мая 2024 01:47
                        И вам того же, не обижайтесь просто говорю, что знаю, Вы вообще то своим желанием поставит все на круи своя мне нравитесь. hi
                      4. +2
                        24 мая 2024 01:52
                        чего больше всего ценю в собеседниках,это уважение к "чужому мнению". Свое мнение конечно в приоритете, но не факт, что чужое не надо уважать.
      2. +4
        21 мая 2024 08:30
        Сергей рад лично высказать спасибо за выше выложенную работу. Понравилось. От себя могу добавить только одно Пакистанские ВВС достаточно зубастый орешек. Для себя отметил их рачительное отношение к матчасти. Молодцы.
        1. +3
          21 мая 2024 09:27
          Цитата: Коте пане Коханка
          Сергей рад лично высказать спасибо за выше выложенную работу. Понравилось.

          drinks
          Цитата: Коте пане Коханка
          Для себя отметил их рачительное отношение к матчасти. Молодцы.

          Кроме того, в отличие например от ВВС Лаоса, хотя Пакистан сейчас ни с кем не воюет, их боевые самолёты не стоят под открытым небом, а все после выполнения лётного задания укрываются в капитальных защищённых ангарах. Это отлично видно при изучении спутниковых снимков пакистанских авиабаз.
          1. +3
            21 мая 2024 09:59
            в отличие например от ВВС Лаоса, хотя Пакистан сейчас ни с кем не воюет, их боевые самолёты не стоят под открытым небом, а все после выполнения лётного задания укрываются в капитальных защищённых ангарах.

            И это странно, потому что непонятно, хотя бы - как зимой в Лаосе самолет обслуживать?! Или все списывается на неминуемые "тяготы и лишения"...
            1. +2
              21 мая 2024 10:05
              Андрей, приветствую!
              Цитата: Wildcat
              И это странно, потому что непонятно, хотя бы - как зимой в Лаосе самолет обслуживать?! Или все списывается на неминуемые "тяготы и лишения"...

              Ну, не открою большого секрета, если скажу, что профессиональным заболеванием технического состава в ВВС Лаоса является артроз коленных суставов. Что очень странно, поскольку в этой стране зимой отрицательных температур не бывает и их технарям не приходится обслуживая самолёты стоять на коленях опираясь на холодную поверхность.
            2. +6
              21 мая 2024 10:43
              Цитата: Wildcat
              И это странно, потому что непонятно, хотя бы - как зимой в Лаосе самолет обслуживать?!

              Что-то серьёзное - в ангаре ТЭЧ.
              А вот предполётное - да, ручками, на открытом воздухе... где-нибудь в первой или второй Амдерме. Предварительно откопав стоянку.

              "Бесхозяйственность на марше, или как копеечной экономией деньги советского народа превращают в металлолом".
          2. +4
            21 мая 2024 10:51
            Цитата: Bongo
            Кроме того, в отличие например от ВВС Лаоса, хотя Пакистан сейчас ни с кем не воюет, их боевые самолёты не стоят под открытым небом, а все после выполнения лётного задания укрываются в капитальных защищённых ангарах.

            Скажите спасибо проектировщикам 2А/13. Которые спроектировали арочное укрытие "в облипку" под машины третьего поколения.
            В результате ВВС получили огромный отрицательный опыт эксплуатации укрытий, потратив деньги на почти четыре тысячи капитальных сооружений, которые через десять лет оказались бесполезными - четвёртое поколение в них не помещалось.
            1. +3
              21 мая 2024 10:57
              Цитата: Alexey RA
              Скажите спасибо проектировщикам 2А/13. Которые спроектировали арочное укрытие "в облипку" под машины третьего поколения.
              В результате ВВС получили огромный отрицательный опыт эксплуатации укрытий, потратив деньги на почти четыре тысячи капитальных сооружений, которые через десять лет оказались бесполезными - четвёртое поколение в них не помещалось.

              На некоторых аэродромах я имел удовольствие наблюдать нормальные укрытия. Например в Хурбе (на фото), но таких примеров не много.
            2. +1
              21 мая 2024 11:55
              Цитата: Alexey RA
              Скажите спасибо проектировщикам 2А/13. Которые спроектировали арочное укрытие "в облипку" под машины третьего поколения.

              Ах вон кто виноват. Дотянулся проклятый Брежнев.
            3. 0
              21 мая 2024 12:20
              Было бы не слишком удивительно, что если б построили нормальные укрытия то их бы снесли чтоб построить якобы ещё более лучшие, но построить ничего. Если кое-кто прямо говорил, что целые отрасли развалили чисто чтоб западу угодить, то с чего бы и тут такого не произошло?
              1. +4
                21 мая 2024 12:31
                Цитата: alexoff
                Если кое-кто прямо говорил, что целые отрасли развалили чисто чтоб западу угодить, то с чего бы и тут такого не произошло?

                А при чём тут отрасли? Дело не в промах, дело в Заказчике.
                Промышленность при наличии заказа может хоть Крымский мост построить, а затем дважды восстановить. А Заказчик... помните, сколько времени в Хмеймиме стояла шеренга голых бортов - хотя об использовании противником простейших ударных БПЛА и кочующих миномётов было прекрасно известно? И когда начали строить простейшие укрытия на том же Балтиморе?
                1. +1
                  21 мая 2024 12:48
                  Отрасли и разваливают обрезанием всех заказов. Опыт Хмеймима ещё ничего, в Крым первые беспилотники прилетать начали летом 2022 года, сразу минус 8 бортов, сделано с тех пор вообще ничего. При том, что уже осенью 2022 года возле Армянска начали рыть окопы и у берега артиллерию вкапывать, то есть заранее к чему-то готовились. А вот ВКС в сотне км от этого места ни к чему не стали готовиться. Парадокс за гранью глупости
  3. +3
    21 мая 2024 08:28
    Отличная статья . Да и остальные статьи хороши , ведь можно писать не притягивая политику .
  4. +3
    21 мая 2024 09:53
    hi
    Как всегда, интересная статья!

    Немного пакистанского взгляда из 2019 г на пользу АВАКС/РЭР/РЭБ и на вред отсутствия взаимодействия между ВВС и ПВО

    https://youtu.be/e3Y6tC1VArY
  5. 0
    21 мая 2024 12:17
    На всех основных авиабазах и большей части резервных аэродромов возведены капитальные железобетонные и подземные укрытия, способные принять весь истребительный парк.

    Да он издевается!

    Вообще я слышал что с пакистанскими ВВС всё не так гладко и многие самолёты небоеготовы
    1. +4
      21 мая 2024 16:23
      Цитата: alexoff
      Вообще я слышал что с пакистанскими ВВС всё не так гладко и многие самолёты небоеготовы

      Коэффициент боеготовности ВВС Пакистана примерно 0,7. У новых типов, которыми сейчас заменяют "Миражи" и F-7 существенно выше. Для "страны третьего мира" не так уж и плохо. У нас 20 лет назад было хуже.
      1. +1
        21 мая 2024 17:15
        Я читал что JF-17 имеют проблемы с движками и их обслуживанием и большая часть стоит на земле. Но возможно брешут или сгущают краски
        1. +3
          21 мая 2024 17:25
          Цитата: alexoff
          Я читал что JF-17 имеют проблемы с движками и их обслуживанием и большая часть стоит на земле. Но возможно брешут или сгущают краски

          Движки первоначально были российские, на JF-17 Block 3 уже ставят китайские. При подготовке данной публикации мне не попадалось информации, что у этих машин имелись серьезные проблемы с двигателями. Более того, пишут, что самолёты головной серии в плане надёжности проявили себя лучше, чем ожидалось. Статистка налёта в статье есть, и на экспорт JF-17 продаётся хорошо.
          1. +1
            21 мая 2024 18:38
            Вот собственно источник
            https://t.me/milinfolive/121381
            Как говорится - за что купил...
            1. +1
              22 мая 2024 13:56
              Цитата: alexoff
              Вот собственно источник
              https://t.me/milinfolive/121381
              Как говорится - за что купил...

              Спасибо ! Но это скажем так, не самый авторитетный источник.
      2. 0
        21 мая 2024 18:24
        У нас в СССР было лучше . 80% в процессе учебно-боевой подготовки и 95% при приведении части в 1 степень боевой готовности...
  6. -2
    21 мая 2024 18:59
    автор из страны 404? Почему он пишет "в Украине"?
  7. +2
    21 мая 2024 18:59
    Нормальная статья, читается с интересом и, самое главное, нет "недоверия" к автору. Спасибо за взвешенный, грамотный подход к теме. Прям как читал "ЗВО"). Ну это уже в далёком прошлом.
  8. -2
    21 мая 2024 19:51
    Достало уже.
    вертикальный стабилизатор
    по-русски будет КИЛЬ...
  9. -4
    21 мая 2024 20:29
    Почему то автор пишет купили в Украине?Тогда надо писать -купили в Франции,но почему то автор использует "во Франции",и не париться что французы обидятся.
    Хватит уже издеваться над русским языком.
    Если автор пишет на российском русскоязычном сайте надо писать в соответствии с устоявшимися правилами,-а то стоит только начать и понеслось,вместо вертолета-гвинтокрыл...и прочая белиберда...
  10. Комментарий был удален.
    1. +2
      22 мая 2024 13:53
      Цитата: Dozorny severa
      Из Израиля...

      Ну, хотя бы в отличие от некоторых комментаторов, не из дурдома. fool
    2. Комментарий был удален.
      1. +1
        28 мая 2024 04:20
        В прошлом не смотря на очевидные спорные комментарии которые вы писали, я относился к вам как и к другим читателям из Китая с уважением. Для меня не имеет значение какая национальность у человека, а важно как он себя проявляет и какие мысли транслирует.

        Я живу на Дальнем Востоке России, и меня удручает, что вы тупо ведётесь на бред который пишут националистические дегенераты и провокаторы. fool Если вы хотите, что бы вас воспринимали как умного и адекватного человека, пожалуйста задумайтесь над этим.

        Кроме того, посещая российский сайт, было правильно ознакомиться с его правилами, и с ответственностью за разжигание межнациональной розни! am
        1. -2
          28 мая 2024 09:59
          Я живу на Дальнем Востоке России, и меня удручает, что вы тупо ведётесь на бред который пишут националистические дегенераты и провокаторы. fool Если вы хотите, что бы вас воспринимали как умного и адекватного человека, пожалуйста задумайтесь над этим.


          Если вы хотите, чтобы вас признали русские, то следуйте моему совету, иначе русские не будут к вам добры.

          Это можно сделать следующим образом

          1, сомнение в уровне вашего образования
          2, сомнение в вашем интеллекте

          Кроме того, посещая российский сайт, было правильно ознакомиться с его правилами, и с ответственностью за разжигание межнациональной розни!


          Если вы не понимаете, то обратитесь к тому, как западные СМИ, например, Twitter, youtube, душат вас.Это проверенный и надежный процесс, который можно использовать.
          1. +1
            28 мая 2024 15:18
            Цитата: wanna
            Если вы хотите, чтобы вас признали русские, то следуйте моему совету, иначе русские не будут к вам добры.

            Очень смешно, когда персонаж не знающий русского даёт ненужные советы русским... laughing
            1. 0
              28 мая 2024 15:39
              Что ж, похоже, я буду винить программу перевода не меньше, чем вы.
  11. -2
    21 мая 2024 20:32
    Цитата: Bongo
    Движки первоначально были российские, на JF-17 Block 3 уже ставят китайские

    Не российские а спроектированные в СССР,-РД-93 модификация РД-33 которые проектировались для МИГ-29.
  12. -3
    22 мая 2024 18:04
    Цитата: Bongo
    Цитата: Dozorny severa
    Из Израиля...

    Ну, хотя бы в отличие от некоторых комментаторов, не из дурдома. fool

    Какие авторы -такие и комментаторы.
    1. +1
      23 мая 2024 13:25
      Цитата: Dozorny severa
      Какие авторы -такие и комментаторы.

      Отнюдь нет! Не стоит судить о других по себе! fool
  13. +1
    23 мая 2024 00:58
    Для обнаружения вражеских самолётов в условиях плохой видимости имелась доплеровская БРЛС Thomson-CSF Cyrano II

    Тут что-то не так. Cyrano II - БРЛС начала 60-х годов. Первые серийные БРЛС с СЧПИ появились к концу 60-х, а первые серийные БРЛС с ВЧПИ - к середине 70-х. Поэтому Cyrano II не могла быть доплеровской.
  14. -2
    24 мая 2024 08:06
    Цитата: zyablik.olga
    Цитата: Dozorny severa
    Какие авторы -такие и комментаторы.

    Отнюдь нет! Не стоит судить о других по себе! fool

    Какие правильные слова- ему теперь обясните "Ну, хотя бы в отличие от некоторых комментаторов, не из дурдома".
  15. 0
    25 мая 2024 15:39
    Данные по поставкам у ряда истребителей крайне сомнительны. Есть другие цифры, которые подтверждаются наличием в составе ВВС по Милитэри Баланс по соответствующим годам.
  16. Комментарий был удален.
  17. 0
    6 июня 2024 15:58
    На серийных Ф- 16 ракеты Спэрроу не были предусмотрены.
  18. 0
    19 июня 2024 10:13
    А что это за гребни на фюзеляже Ф-16?
  19. 0
    19 июня 2024 10:49
    Насколько я помню, мы пакистанских истребителей не сбивали, а они наших уничтожали и не раз.
    Так для чего все эти рассуждения, если в реальных боевых условиях нас бьют?