Гуманисты и реформаторы Западной Европы: архитекторы цивилизации Запада

7 112 47
Гуманисты и реформаторы Западной Европы: архитекторы цивилизации Запада
Жан Кальвин, Джон Уиклиф, Эразм Роттердамский, Мартин Лютер


В конце XV – начале XVI века размеренное и «неторопливое» развитие европейской цивилизации вдруг резко ускорилось. На протяжении жизни всего одного поколения устарели казавшиеся незыблемыми фундаментальные труды по астрономии, геометрии, географии и медицине. В 1486 году Бартоломеу Диас открыл мыс Доброй надежды и вышел в Индийский океан. В 1492 году Колумб «открыл Америку», но достиг лишь некоторых островов. Через 5 лет – в 1497 году Себастьян Кабот доплыл до Лабрадора – и это была уже земля Американского континента.



Затем Васко да Гама открыл путь в настоящую Индию. 20 сентября 1519 года в путешествие отправились пять кораблей Магеллана, 6 сентября 1521 года, совершив первое в мире кругосветное плавание, вернулся лишь один из них, однако груз в его трюмах полностью окупил все расходы.

В это же время Коперник, разработав гелиоцентрическую систему, заставил Землю вращаться вокруг Солнца. В Италии творили такие мастера, как Рафаэль Санти, Микеланджело и Леонардо да Винчи. И во все слои общества в это время проникает и стремительно распространяется новая система взглядов, признающая ценность человека как личности – гуманизм.

Первые гуманисты появились в Италии, точнее – во Флоренции, которая была отдельным государством. Таковыми традиционно называют Франческо Петрарку, его друзей и учеников.


Петрарка на портрете работы Андреа дель Кастаньо, фреска виллы Кардуччо

Другим видным флорентийским гуманистом того времени был небезызвестный Джованни Боккаччо.


Бокаччо на портрете Андреа дель Кастаньо, фреска виллы Кардуччо

Надо сразу отметить, что понятия «гуманист» и «гуманный человек» – не тождественны и не являются синонимами. И потому герой романа Валерия Брюсова «Огненный ангел» нисколько не доверяет гуманисту графу Веллену:

«Подчиняясь прихоти жизненного течения, влекшего меня извилистой рекой мимо островов и мелей, вдруг превратился из спутника сомнительного чародея в писца у сомнительного гуманиста».

И его недоверие вполне понятно и объяснимо, ведь гуманист в те времена – это просто человек, придерживающийся особой системы взглядов, как, например, кальвинист, катар или агностик. Католики, протестанты, гуманисты или атеисты с одинаковой степенью вероятностью могли оказаться людьми добрыми либо жестокими, честными либо нечистыми на руку, склонными выслушивать чужую точку зрения или нетерпимыми фанатиками.

Реальная жизнь при этом полностью отрицает знаменитый тезис Достоевского (на самом деле – Лактанция, римского богослова III–IV вв.), согласно которому «если Бога нет, всё позволено». Безбожники и атеисты, как мы знаем, даже и не думают превращаться в стадо каких-то неуправляемых зверей, а немедленно создают собственные этические системы, например, тот же «Моральный кодекс строителя коммунизма».


Сторонники объявленного антисистемным и деструктивным учения катаров не только не разорили и не довели до упадка контролируемый ими юг Франции (Лангедок, Прованс, Аквитанию и Тулузу), а напротив, превратили его в самую передовую, богатую и культурную область Европы. Всевозможные зверства характерны порой как раз для фанатичных сторонников традиционных религий, а также групп людей, решивших, что именно они поклоняются Господу Богу единственно верным способом.

Победившие христиане в своих гонениях на язычников и иноверцев значительно превзошли римских императоров – достаточно вспомнить геноцид катаров, жестокие репрессии против вальденсов, крестовые походы в Прибалтику и Палестину. Протестанты в своих гонениях на еретиков и «ведьм» оказались гораздо более жестокими, нежели итальянские или испанские инквизиторы. Что касается превращения людей в животных, здесь никто не смог превзойти анабаптистов Мюнстерской коммуны, где

«лица христиан расцвели. Все на базаре пророчествовали – даже дети 7 лет. Женщины делали удивительные прыжки».

После массовых убийств инакомыслящих (внутренние органы которых порой съедались фанатиками), женщин в Мюнстере оказалось примерно в три раза больше, чем мужчин, и был издан закон, согласно которому все женщины детородного возраста были обязаны иметь мужа. После этого начался дележ незамужних женщин, сопровождавшийся многочисленными изнасилованиями и самоубийствами несчастных девушек и женщин. Непокорных дам публично казнили на городской площади.

На этой гравюре мы видим Иоганна Лейденского – «апостола», «пророка» и вождя анабаптистов Мюнстера, который казнит женщину, отказавшуюся стать его 17-й женой. Остальные жены Иоганна в это время стояли рядом и пели церковные гимны:


Отметим, что в общей сложности у Иоганна Лейденского оказалось 18 жен.

Но вернемся к первым гуманистам Европы и увидим, что они вовсе не желали блага для всего человечества или отдельных людей. Они хотели лишь возможности безнаказанного вольнодумства – свободы мысли и чувств.

Об упоминавшемся выше гуманисте графе Веллене Брюсов в своем романе пишет, что тот «любил похваляться крайним своим неверием».

Гуманизм Петрарки и его последователей в разных странах – не защита прав человека, а фронда, борьба с официозной религиозной философией, желание изучать не всемогущего, всеведущего и, в общем-то, принципиально непостижимого Бога, а человека. Причем человека умозрительного и идеального – такого, каким он не является, а должен быть. В этом отношении они шли в другом направлении, чем, например, кальвинисты.

Католики и православные христиане открыто называют себя Божьими рабами, но при этом оставляют человеку свободу выбора света или тьмы, и заявляют, что грехи можно искупить добрыми делами.

Лютеране решили, что спасение человека достигается его верой в искупительную жертву Христа (оправдание верой) без посредничества церкви. А кальвинисты лишили себя возможности выбора. Они объявили, что Всеведущий и Всемогущий Бог предопределил судьбу каждого человека с самого момента его рождения, и ее нельзя изменить, но можно получить свидетельство собственной богоизбранности. Если честным путем человек добился успеха в какой-то сфере – он от рождения благословлен Господом. Если же, несмотря на все старания, человек остается бедным – значит, он неугоден Богу и от рождения проклят им. На этом положении основана знаменитая протестантская трудовая этика.

А вот гуманисты качнулись в другую сторону – не отрицая существования Бога, они в центре мира поставили именно человека. И потому гуманизм в исконном значении этого слово близок к понятию антропоцентризма – в отличие от теоцентризма традиционных религий – не только христианства, но также ислама, иудаизма.

Таким образом, гуманисты стали верить не только в Бога, но и в человека, который сам способен вершить свою судьбу, а главным смыслом его существования было объявлено стремление к реализации способностей, которыми каждого наделяет Бог. Эразм Роттердамский утверждал:

«Нет ничего, на что не был бы способен человек».

И Лютер упрекал «князя гуманистов» в том, что «человеческие дела значат для него больше, чем божеские».

Гуманисты объявили и о значимости красоты человека – физической и духовной. Появилось стремление к реалистичному изображению людей и природы, а затем – и желание внести обыденные реалистические детали в религиозные сюжеты. Были заново открыты многие приемы (например, законы перспективы), тщательно изучались произведения античных авторов, стало обязательным и модным подражание классическим канонам.

Так появилось искусство Ренессанса. Считается, что первые изображения людей с трехмерными формами принадлежат кисти Джотто (это еще мастер Проторенессанса). Речь идет о фресках открывшейся в 1305 году Капеллы Скровеньи в Падуе (Капелла дель Арена). Самая известная из них – «Поцелуй Иуды». А ниже вы видите фреску Джотто «Представление (младенца Христа) в храме»:


Сравните ее, например, с фреской неизвестного итальянского художника XIII века «Пожертвование Константина», которую можно увидеть в римском монастыре Санти Кватро Коронати:


В Англии, а затем и по всей Европе очень популярны стали идеи профессора семинарии Оксфордского университета Джона Уиклифа (годы жизни: 1320 либо 1324 – 1384), выступавшего за возврат к исконным христианским добродетелям. Об этом можно прочитать даже в фэнтезийном романе А. Сапковского «Башня шутов»:

«Ляхи, немцы, весь народ –
Коль сомненье вас берет,
Знайте: как волну прилив,
Правду вам несет Виклиф».

Уиклифа часто называют «Вечерней звездой схоластики» и «Утренней звездой Реформации».


Wycliffe by Thomas Kirkby

Именно гуманисты посеяли семена, из которых взросло потом движение Реформации. Среди гуманистов конца XV – начала и середины XVI столетия особенно выделялся голландец Герхард Герхардс, более известный как Эразм Роттердамский (годы жизни: 1466–1536) – его даже называли «князем гуманистов».


Эразм Роттердамский на портрете Гольбейна

Внебрачный сын священника, казалось, был обречён на пожизненное прозябание в каком-нибудь монастыре. Однако способности этого голландца оказались столь велики, что на какое-то время он стал духовным лидером образованных людей всей Европы, и к его мнению прислушивались даже короли и принцы крови. По словам Стефана Цвейга, Эразм Роттердамский:

«подавая свои мысли... в «безобидной» литературно-гуманистической «упаковке»... смог контрабандой внести в монастыри и дворцы владетельных особ всю взрывчатку Реформации».

При этом Эразм Роттердамский вовсе не был борцом и трибуном, а на упреки в отсутствии смелости заявлял:

«Если бы я был швейцарцем-ландскнехтом, это был бы тяжёлый упрёк. Но я – учёный, и мне для моей работы нужен покой».

Он писал:

«По мере моих сил я стараюсь остаться нейтральным, чтобы иметь возможность лучше способствовать расцветающим наукам, и думаю, что, разумно пользуясь сдержанностью, можно достичь большего, чем горячим вмешательством».

А также:

«Не у каждого достанет сил быть мучеником, и у меня есть основания опасаться, что в случае бунта я поступлю, как апостол Пётр».

В результате Эразма обвиняли и в предательстве дела Реформации, и в пропаганде «протестантской заразы». Лувен он вынужден был покинуть потому, что тот оказался «слишком католическим», а из Базеля ему пришлось бежать, потому что им заинтересовались протестантские власти этого города.

Со стороны протестантов главным противником и критиком Эразма Роттердамского стал Мартин Лютер. Кстати, именно Эразм сказал, что

«Лютер ухватил Папу за тиару, а монахов – за брюхо».

Современники называли Лютера «отцом исступлений», и даже его друг Буцер говорил о нем:

«Трудно описать, какое ужасное отвращение я испытываю, когда я думаю о бешенстве, закипающем в этом человеке, едва ему приходится иметь дело с противником».

А сам Лютер говорил, что, поскольку «Бог – воитель», то и «человек, а особенно христианин, должен быть воином». Более того, он утверждал, что

«ради лучшего, ради церкви не следует бояться доброй крепкой лжи».


Лукас Кранах Старший. Портрет Мартина Лютера

Эразм Роттердамский в свою очередь писал о Лютере лидеру швейцарских протестантов Ульриху Цвингли:

«Всему, что он требует, я учил сам, но не в тех предельно крайних выражениях и, не требуя столь горячих, стремительных действий... Он многое и прекрасно и убедительно осуждал, но как хорошо было бы, если б делал он это более сдержанно… Мне кажется, что умеренностью можно достичь большего, чем неистовством. Именно так Христос покорил мир».

Кстати, Цвингли сравнивал Лютера с Аяксом, не желавшим ничего знать, кроме битв, а Эразма Роттердамского – с Одиссеем, лишь случайно оказавшимся на поле боя.


Ульрих Цвингли, швейцарский гуманист и реформатор, на портрете работы Г. Аспера, 1531 г.

Иерархи Католической церкви сами подыгрывали гуманистам и лидерам Реформации, поскольку отнюдь не отличались благочестием. Ещё в XIV веке Петрарка писал: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру», а Лоренцо Медичи (Великолепный) в XV веке называл этот город «отхожим местом, объединяющим все пороки».

Мощный импульс Реформации дало изобретение книгопечатания в 1445 году. До той поры книги были чрезвычайно дороги, иметь хоть несколько могли позволить себе лишь аристократы и богатые монастыри. Даже грамотные миряне должны были узнавать о божественных заповедях или жизни и деяниях Христа лишь от служителей Церкви и только в их трактовке.

Теперь же стали не просто массово издавать Библию, но и переводить ее на местные языки. И уже нельзя было, подобно римскому папе Бонифацию VIII (понтификат 1294–1303 гг.), утверждать, что «половая связь с мальчиками не более греховна, чем потирание ладоней». Любой желающий мог теперь прочитать:

«Если кто ляжет с мужчиной, как с женщиной, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них».

(Библия, Левит 20:13).

«Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники».

(Первое Послание апостола Павла к коринфянам 6:9–10).

Пришлось папе римскому Павлу IV в 1559 году издавать «Индекс запрещенных книг», в который вошли 30 переводов Библии и 11 переводов Нового Завета.

Виктор Гюго с полным правом писал:

«До книгопечатания реформация была лишь расколом, книгопечатание превратило её в революцию».

Требование дешёвой церкви находило широкий отклик в среде небогатых дворян, горожан и крестьян, а призывы к изъятию церковных земель и ограничению власти римского папы пришлись по душе монархам Европы.

Однако скоро и Лютер перестал успевать за движением народной Реформации. Одним из ее вождей был немецкий рыцарь Ульрих фон Гуттен, которому Эразм Роттердамский предрекал славу нового Лукиана. Римского папу Юлия II Ульрих называл «мелочным торговцем, продающим небо в розницу» (указание на индульгенции) и писал:

«Я жалуюсь и обвиняю,
Я правду говорить желаю
И обнаружить тот недуг,
Под коим страждем мы от мук
И вся немецкая страна
Жестоко отягощена...
Кому же правда дорога,
Тот в церкви наживёт врага.
Коль ей он станет докучать,
Его заставят замолчать.
Попы вмешаются – и вмиг
Он станет злейший еретик.
И всем урок в его судьбе.
Господь, я призову к тебе!
Открой же нации – зачем
Так слишком милостив
Ты к тем,
Кто о Божественности пишет,
А сам лишь страстью к деньгам дышит,
Клянётся именем Твоим,
А сам лишь дьяволом храним.
Ко всем, кто под покровом ряс
В безмерном плутовстве погряз,
Себя священником зовёт,
А сам мошенником слывёт».


Ulrich von Hutten by Erhard Schön, около 1552 г.

Кстати, по поводу мошенничества священников: ещё Ян Гус задолго до Гуттена говорил в своих проповедях:

«Даже последний грошик, который прячет бедная старуха, умеет вытянуть недостойный церковнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора».

Ульрих фон Гуттен стал одним из руководителей рыцарского восстания («восстания офицеров без солдат») в Германии в 1522–1523 гг., был изгнан из страны и умер в Цюрихе в возрасте 35 лет.

А затем восстали немецкие крестьяне, ещё помнившие времена «Башмака» и желавшие кроме свободы совести ещё и личной свободы: они называли Лютера «новым папским софистом, архиязычником и отпетым негодяем», «другом Антихриста» и «надменным куском мяса из Виттенберга». Немецкий проповедник Томас Мюнцер записал:

«Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя – наши господа и князья. Они захватывают себе что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле – всё должно принадлежать им. И после этого они распространяют среди бедняков заповеди Божьи и говорят: Бог повелел – не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом».


Thomas Müntzer by Christoph van Sichem

Стефан Цвейг, кстати, сравнивал данную ситуацию с революцией во Франции: Эразма Роттердамского, его друзей и сторонников он уподоблял жирондистам, Лютера – Робеспьеру, а Томаса Мюнцера и его последователей – маратистам.

Лютер без колебаний встал на сторону аристократов, заявив:

«Кто погибнет на стороне князя – будет блаженным мучеником, кто погибнет на другой стороне – попадёт к чёрту в лапы. Поэтому всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно и явно...»

Позже он не раз говорил:

«Я, Мартин Лютер, перебил всех восставших крестьян, ибо я приказал всех их убить: вся их кровь на мне».

Лидером протестантской Женевы оказался Жан Кальвин – выпускник Парижской коллегии Монтегю, в которой учились Эразм Роттердамский и основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола. Власть он получил достаточно случайно и неожиданно для себя. Однако использовал её он с эффективностью, которую от кабинетного учёного никто даже и не ожидал.


Жан (Гуго) Кальвин на портрете неизвестного художника XVII века

В Швейцарию Кальвину пришлось бежать из Франции. В Женеве, куда он прибыл, как раз победили реформаторы во главе с проповедником Фарелем, о котором Эразм Роттердамский сказал:

«Никогда не приходилось мне встречаться с более надменным и бессовестным человеком».

Скромный и аскетичный эмигрант Кальвин, который спал 3–4 часа в сутки, а пищу принимал всего один раз в день, понравился Фарелю. Он решил дать ему официальную должность толкователя Священного Писания – Кальвин рьяно взялся за работу, утверждая:

«Их (проповедников) предназначение быть управляющими душ человеческих... они могут всё... они вправе приказывать всем – от самых высших до самых низших... обвинять и уничтожать противящихся».

Составив собственный катехизис Евангелического учения, он под угрозой изгнания заставил граждан присягнуть в том, что в своей жизни они будут неукоснительно следовать 120 пунктам, изложенным в нём. Так демократическая Женева превратилась в теократическую республику, где любой несогласный с официальной догмой человек немедленно объявлялся государственным преступником и бунтовщиком.

В Женеве были запрещены театр, рисование картин, музыка, танцы и любые игры, отменены все религиозные праздники (в том числе Рождество и Пасха), не признавались христианские таинства, был введён запрет на выезд за границу без разрешения властей. Недостижимый и непостижимый Бог требовал от своего народа не любви, а послушания, приказывал трудиться (чтобы стать участником исполнения своего, понятного ему одному замысла) и запрещал тратить заработанные деньги.

В любой дом и в любое время теперь мог придти пастор, чтобы проверить, знают ли хозяева содержание последней проповеди Кальвина, не слишком ли короткие юбки у женщин и нет ли в доме сладостей. А дети регулярно и с большим удовольствием доносили на недостаточно благочестивых родителей.

Кстати, еще до рождения Жана Кальвина (в 1494–1498 гг.) в веселой итальянской Флоренции – на родине гуманизма (!), очень похожие порядки установил убежденный католик – доминиканец Джироламо Савонарола.


Джироламо Савонарола на портрете работы Моретто да Брешиа

Королем и синьором Флоренции был объявлен Иисус Христос, отряды фанатиков, называющих себя священной полицией, и экзальтированных детей («невинных агнцев») врывались в дома, чтобы проследить, как их обитатели соблюдают Господни Заповеди. С собой они забирали суетные предметы – игральные карты, кости, шахматы, светские книги, духи, румяна, парики, музыкальные инструменты, которые потом сжигалось на кострах тщеславия. Несколько своих картин на такой костер отнес Сандро Ботичелли.

Можно сделать заключение, что религиозные и политические убеждения харизматичных лидеров не имеют никакого значения: при достаточном заряде пассионарности, оказавшись в нужное время в нужном месте, они одинаково легко берут под контроль обывателей, будучи при этом хоть католиками, хоть протестантами, хоть атеистами.

Но вернемся к Жану Кальвину.

Жестоко ограничивая индивидуальную свободу, он объявил о праве на борьбу с «нечестивой властью» – и тем самым породил идею свободы политической.

Со временем протестантские страны стали самыми терпимыми государствами мира, но вначале Европа свалилась в бесконечную череду религиозных войн – и внутренних, и внешних. При этом лидеры протестантов прекрасно понимали, на что толкают своих сторонников. Тот же Ульрих фон Гуттен сообщал:

«Да, знаю я, сомнений нет,
Что причинит и боль и вред
Лекарство от жестоких бед.
Но пусть свершится, как должно,
А медлить далее грешно.
Чтоб тело сохранить нетленным,
Пора отсечь больные члены!»

Однако мы отвлеклись, давайте снова обратимся к Кальвину. Оценивая влияние его учения на историю человечества, католик Стефан Цвейг писал:

«Всюду, где хотя бы на короткий отрезок времени женевская церковь смогла осуществить свой нравственно-религиозный диктат, у нации выработался особый тип человека... безупречно выполняющего свой долг, жизнь сведена к холодному трезвому образцу...

Великолепное, суровое, жестокое, не боящееся никаких лишений поколение мореплавателей и колонистов, захватившее и населившее новые континенты сначала для Голландии, потом для Англии – это поколение в основном пуританского происхождения; и это же духовное начало определило американский характер...

Но каким бы это было кошмаром, если б и Кальвин, и де Без (преемник протестантского диктатора Женевы), и Джон Нокс (лидер протестантов Шотландии, противник Марии Стюарт) завоевали бы для своего вероучения весь мир!..

Как выкорчевывали бы они, уничтожали бы ради сухого единообразия все социальные и национальные контрасты, создавшие в истории культуры империю Запада именно своей чувственной пестротой, как подавляли бы они на великое опьянение творчеством своим ужасным, скрупулезным порядком!»

Преемник Кальвина – упоминавшийся выше Теодор де Без, превзошёл своего учителя, он считал:

«Лучше иметь тирана, пусть даже самого свирепого, чем разрешить каждому действовать по своему разумению».

И вот именно последователи и ученики гуманистов – реформаторы Церкви – люди жестокие и одинаково суровые к себе и другим, оказали огромное влияние на развитие великой цивилизации Запада.

Увы, сейчас все их усилия пошли прахом. Потомки и непримиримых протестантов, и фанатичных в своей вере католиков отвергают основные принципы христианства, гордятся прямо осуждаемыми в Библии пороками и стесняются неполиткорректных строк своих священных книг.
47 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 мая 2024 04:39
    Ещё в XIV веке Петрарка писал: «Достаточно увидеть Рим, чтобы потерять веру»
    Сомневаюсь, что Петрарка этими словами описывал папскую курию, поскольку она на протяжении почти всей жизни поэта находилась в Авиньоне.
    Спасибо, Валерий!
    1. +7
      27 мая 2024 06:51
      Цитата: 3x3zsave
      Сомневаюсь, что Петрарка этими словами описывал папскую курию, поскольку она на протяжении почти всей жизни поэта находилась в Авиньоне

      Здесь скорее всего под Римом понимается собирательно-сакральное значение римской курии, где бы она не находилась, хоть даже и в Новосибирске...
      1. +4
        27 мая 2024 08:35
        С той же долей вероятности можно предположить, что во времена Петрарки Рим считался "городом грехов" безотносительно церкви.
    2. +4
      27 мая 2024 12:24
      К сожалению, это правда, что, несмотря на папство, лучшие католические церкви, скульптуры и картины, Рим во многих случаях управляется как страна четвертого мира.
      1. +3
        27 мая 2024 13:23
        Мое почтение, коллега!
        Петрарка половину жизни прожил в Авиньоне и был вхож в папскую курию. В Риме он побывал всего один раз. Будучи умным человеком (этого не отнять!), сделал выводы, весьма ошибочные, и поддержал эскападу Риенци?
    3. 0
      27 мая 2024 13:50
      И вот именно последователи и ученики гуманистов – реформаторы Церкви – люди жестокие и одинаково суровые к себе и другим, оказали огромное влияние на развитие великой цивилизации Запада.

      Увы, сейчас все их усилия пошли прахом. Потомки и непримиримых протестантов, и фанатичных в своей вере католиков отвергают основные принципы христианства, гордятся прямо осуждаемыми в Библии пороками и стесняются неполиткорректных строк своих священных книг.

      Натянул автор сову на глобус, притом исключительно с целью оказаться в тренде современной агитпроповской доктрины о "плохой Европе".
      Вместо того, чтобы написать две нормальные статьи - о гуманизме и реформации, он прижал горбатого к стене и объявил реформаторов последователями и учениками ренессансных гуманистов, приправив все это традиционными камланиями о "гейропе". Интересно, учеником каких гуманистов был, к примеру, Джон Уиклиф.
      Очевидно автор решил отобрать хлеб у местных "штатных" пропагандистов.
      1. +3
        27 мая 2024 14:08
        Очевидно автор решил отобрать хлеб у местных "штатных" пропагандистов.
        Я бы не был столь жесток. Очевидно, что автор оперирует "в русле общей парадигмы", но это не означает целью автора очернить всю европейскую культуру. Давайте оставим автору "попытку для бегства"...
        1. -1
          27 мая 2024 14:12
          Давайте оставим автору "попытку для бегства"...

          Оставить можно, только не будет он никуда "бежать". Кстати, интересно было бы узнать, в каких европейских странах и когда автор бывал и в качестве кого.
      2. vet
        +3
        27 мая 2024 15:22
        Малопонятный набор малосмысленных фраз. Просто какое-то бурчание с похмелья, неудачная попытка "сделать умное лицо".
        1. vet
          +1
          27 мая 2024 15:38
          Не понимаю таких комментаторов не по делу, охота им терять время, чтобы сообщить всем, что у них плохое настроение, и кроме избитых и пошлых фраз о сове и глобусе сказать нечего, а статью данный гражданин вообще читал по принципу "смотрю в книгу, вижу фигу", что понятно по беспомощной попытке привязать к гуманистам Уиклифа, автором который к ним как раз не причисляется.
          1. vet
            +2
            27 мая 2024 16:04
            И как можно писать о гуманистах, не упоминая реформаторов и наоборот? Тот же гуманист Эразм Роттердамский, который, как написано,
            «подавая свои мысли... в «безобидной» литературно-гуманистической «упаковке»... смог контрабандой внести в монастыри и дворцы владетельных особ всю взрывчатку Реформации».

            Насколько мне известно, его влияние на всех просвещенных людей Европы бесспорно и никем не отрицается. В том числе и влияние на реформаторов. Лютер и Кальвин - его младшие современники, которые "стояли на его плечах", но решили, что они умнее и лучше знают, как "человеческое стадо в светлое будущее гнать".
          2. +4
            27 мая 2024 16:42
            Цитата: vet
            понятно по беспомощной попытке привязать к гуманистам Уиклифа, автором который к ним как раз не причисляется

            А на каком меридиане вы видите четкую границу между гуманистами и реформаторами?
    4. +1
      29 мая 2024 02:14
      3x3zsave ( антон)
      Спасибо, Валерий!
      Присоединяюсь и благодарю автора yes за отличный иллюстративный ряд!
  2. +2
    27 мая 2024 06:05
    Цитата: В. А. Рыжов
    Потомки и непримиримых протестантов, и фанатичных в своей вере католиков отвергают основные принципы христианства, гордятся прямо осуждаемыми в Библии пороками
    В протестантской этике спасение можно получить только одной верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Так что никто основных принципов христианства не отвергает, а всего лишь следуют основному постулату Кальвина, это работать и молиться
    1. +7
      27 мая 2024 06:52
      Цитата: Голландец Михель
      В протестантской этике спасение можно получить только одной верой, безотносительно к добрым делам и поступкам

      А как же послание апостола Иакова - вера без дел мертва?
      1. -1
        27 мая 2024 08:17
        А как же послание апостола Иакова - вера без дел мертва?
        А как же противоречия ленинизма, маоизма и троцкизма? Сюда же можно добавить и идеологию чучхе wink
        1. +4
          27 мая 2024 16:33
          Цитата: Голландец Михель
          А как же противоречия ленинизма, маоизма и троцкизма? Сюда же можно добавить и идеологию чучхе

          Точно такие же противоречия, как и между католиками и протестантами - общее и расплывчатое выражение текстов Писания, приводит к различному его пониманию...
    2. vet
      +2
      27 мая 2024 08:47
      В протестантской этике спасение можно получить только одной верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Так что никто основных принципов христианства не отвергает, а всего лишь следуют основному постулату Кальвина, это работать и молиться

      Какая же это вера, если они буквально возвеличивая трансвеститов и ЛБГТ-шников категорически отвергают постулаты своих священных книг? Это лицемерие, которое хуже безверия.
      1. +1
        27 мая 2024 08:58
        Какая же это вера, если они буквально возвеличивая трансвеститов и ЛБГТ-шников категорически отвергают постулаты своих священных книг?
        Трансвеститов и ЛБГТ-шников ни в протестантской, ни тем более а католической церкви никто не возвеличивает. Бог у протестантов в душе́, а всякие нетрадиционные ориентации, это всего лишь личный выбор каждого. Абсолютное большинство протестантов совсем не одобряют ЛГБТ, но не лезут в дела других и это вполне себе вписывается в дух протестантизма. И постулаты Священных книг они тоже не опровергают, наоборот, следуют им неукоснительно. Если вы ориентируетесь только лишь на активистов всевозможных гей-парадов, то вы заблуждаетесь, протестанты вовсе не такие
        1. vet
          +4
          27 мая 2024 09:26
          Позиция "моя хата с краю", "я лучше промолчу, чем скажу, что в Библии осуждаются однополые отношения" и что это грех, потому что иначе могу пострадать за свою веру и свои религиозные убеждения пострадать - это и есть лицемерие. А вот православный хоккеист НХЛ («Флайерз») Иван Проворов отказался быть лицемерным: не вышел на предматчевую раскатку в форме с «радужными» номером и фамилией:
          Мой выбор — оставаться верным себе и своей религии. Я православный человек

          И получил комментарии типа:
          Религиозные убеждения — это вообще ерунда

          А Ваши европейские и американские протестанты - лицемерные трусы.
          1. +1
            27 мая 2024 11:03
            в Библии осуждаются однополые отношения
            Осуждаются только отношения между мужчиной и мужчиной, но ничего не говорится об отношениях между женщинами. В исламе подобное осуждается тоже, но там разрешено изменять пол. В Иране выпущена даже особая фетва по этому поводу.
            А Ваши европейские и американские протестанты - лицемерные трусы
            Они не мои wink
    3. -1
      27 мая 2024 20:53
      А что, основные принципы христианства сводятся к этике протестантства?
      Почему Вы так решили? Вы протестант?
      1. -1
        27 мая 2024 20:55
        А что, основные принципы христианства сводятся к этике протестантства?
        Это этика протестантизма сводится к основным принципам христианства
        1. 0
          27 мая 2024 20:58
          "Раздай свое имение" - этика протестантизма?
          1. -1
            27 мая 2024 21:00
            "Раздай свое имение" - этика протестантизма?
            Евангелие состоит не только из "Раздай свое имение" wink
  3. -1
    27 мая 2024 07:21
    Гуманизм,это идеология безбожия,что прошлых веков,что нынешних времен.
    И даже сам Чезаре Борджиа был гуманистом.
    1. +1
      27 мая 2024 08:15
      Гуманизм,это идеология безбожия,что прошлых веков,что нынешних времен
      С Алигьери и Бокаччо согласен, они распутники и безбожники. А вот Эразм Роттердамский и Томас Мор вполне себе классические гуманисты
  4. +2
    27 мая 2024 07:59
    Спасибо автору, интересная статья.

    Совершенно согласен с тезисом, что любая идея может обратиться во зло большому количеству людей, так как идеи - это инструменты в руках политиков.

    "Все теории стоят одна другой" (с)
  5. +2
    27 мая 2024 08:20
    Королем и синьором Флоренции был объявлен Иисус Христос, отряды фанатиков, называющих себя священной полицией, и экзальтированных детей («невинных агнцев») врывались в дома, чтобы проследить, как их обитатели соблюдают Господни Заповеди. С собой они забирали суетные предметы – игральные карты, кости, шахматы, светские книги, духи, румяна, парики, музыкальные инструменты, которые потом сжигалось на кострах тщеславия. Несколько своих картин на такой костер отнес Сандро Ботичелли.
    У Мережковского в "Леонардо да Винчи" очень хорошо описано это время
    1. +3
      27 мая 2024 08:37
      В 74-ом году был показан весьма неплохой сериал *Жизнь Леонардо да Винчи.* hi
  6. +6
    27 мая 2024 08:24
    Валерий! Прекрасный материал. Прочитал с большим удовольствием!
  7. vet
    +2
    27 мая 2024 08:53
    Читая про Кальвина, Савонаролу, анабаптистов Мюстера и вспоминая Французскую революцию понимаешь, что ничего сверхъестественного у нас в 30-ые годы ХХ века не происходило. Нынешние европейцы и американцы, которые пишут о своем любимом ГУЛАГе похожи на старух, которые в молодости "давали" всем подряд, а теперь сидя у подъезда шипят на девушек в коротких юбках.
    1. +1
      27 мая 2024 09:57
      "Читая про Кальвина, Савонаролу, анабаптистов Мюстера и вспоминая Французскую революцию понимаешь, что ничего сверхъестественного у нас в 30-ые годы ХХ века не происходило."

      Жаль только, что с запаздыванием на 300 лет.
  8. -1
    27 мая 2024 09:29
    С Западом понятно. Давайте теперь про гуманистов Востока, ну и про отечественных, само-собой. wink
    1. +1
      27 мая 2024 14:59
      С Западом понятно. Давайте теперь про гуманистов Востока
      Там таких и днём с фонарем не сыскать wink
      1. 0
        17 сентября 2024 09:43
        Да, Китаю и Японии в этом смысле повезло: получили "прививку" от христианства и потому не очень подвержены гуманизму. Кто из местных жил на Западе, тот ещё может в этот гуманизм верить, а вот местные мыслители только изучают отстранено
  9. +3
    27 мая 2024 11:25
    Можно сделать заключение, что религиозные и политические убеждения харизматичных лидеров не имеют никакого значения: при достаточном заряде пассионарности, оказавшись в нужное время в нужном месте, они одинаково легко берут под контроль обывателей, будучи при этом хоть католиками, хоть протестантами, хоть атеистами.
    Сейчас,харизматичный лидер вырождается в мире,да и обыватель пошел,какой-то мелкий, видимо не сезон..
    1. 0
      27 мая 2024 11:48
      Сейчас,харизматичный лидер вырождается в мире,
      Ну, это смотря от чего проводить этимологию термина "харизматичность". Если судить по визуальным данным, нынешний руководитель Северной Кореи значительно превосходит в "харизме" собственного деда.
      1. +3
        27 мая 2024 12:51
        А если не по визуальным корейского лидера?Лидеры ядерных держав,еле-еле руку от ядерной кнопки отдергивают и снова тянут..Или это простое:"Нас опять обманули"..Жулье, какое-то в мире, среди лидеров..
        1. +1
          27 мая 2024 12:55
          Жулье, какое-то в мире, среди лидеров..
          Это оценят наши потомки, если выживут...
  10. +2
    27 мая 2024 12:15
    они могут всё... они вправе приказывать всем – от самых высших до самых низших... обвинять и уничтожать противящихся».

    Вот и вся суть стремления савонарол , робеспьеров и прочих кальвинов - промыть мозги и достичь абсолютной власти среди этих промытых , а на следующем этапе руками промытых загнать в страх и поставить на колени всех остальных .
    И убивая дракона , в драконов превращаются , и затмевают драконов прежних .
  11. +1
    27 мая 2024 12:23
    мы видим Иоганна Лейденского – «апостола», «пророка» и вождя анабаптистов Мюнстера, который казнит женщину, отказавшуюся стать его 17-й женой. Остальные жены Иоганна в это время стояли рядом и пели церковные гимны

    довольно много радикальных меннонитов (одних из самых многочисленных современных последователей анабаптистов ) было в Российской Империи.
    Но после ВОРа массово эмигрировали или исчезли...

    Автору спасибо за качественную и интересную статью.
  12. +3
    27 мая 2024 16:36
    Цитата: Arzt
    Давайте теперь про гуманистов Востока, ну и про отечественных, само-собой

    Первое, что мне пришло на ум - это Лев Толстой...
  13. +2
    27 мая 2024 18:17
    Могучая статья... И, главное, своевременная.
    И дело тут не в строках священных книг. Нельзя вступить в давно промчавшуюся мимо тебя воду, навстречу мчится уже другая и омывает тебя не наивным содержимым священных книг, а знаниями новейших физических законов и на их основе -- куда более взрослым представлением о мироустройстве. Но если хочешь, можешь отдаться течению и плыть в священных водах прежних представлений о жизни -- кто тебе помешает или, пуще того, начнёт преследовать за убеждения.
    А чтобы это было возможным...
    В слезах и отчаянии, через страх, изуверства, пытки, физическую боль и потерю множества жизней традиционное, скажем так, "подростковое" общество Европы при переходе к урбанистическому стилю жизни стало делиться на группы "по интересам". Каждая из групп объявляла абсолютной собственную систему ценностей, а ценности всех остальных -- ересью. Пройдет много лет, и капитализм расставит всё на свои места, а именно: все имеют право на любой способ существования (к чему в полной мере пришли только сейчас), если он, способ, не противоречит единому для всех своду законов. Реализуя своё право на индивидуальность (за что и боролось Возрождение), ты можешь быть кем угодно, но есть Конституция и на её основе местечковые законы -- подчиняйся! Вот так Европа и Новый Свет пришли к демократии. В чем состоит её главное достижение? В равенстве каждого перед законом, который одинаково защищает, либо карает всех.
    Что не так?
    Допустимая необязательность строгих местечковых традиций, обычаев и верований привела к нарастанию однообразия жизни, остановливалось развитие, упала рождаемость.
    Единое общество вследствие необходимости развития (однородное не развивается!) вновь почувствовало потребность в разделении на идейные "улицы и кварталы" и нашло такие ниши, не выходя за рамки демократических законов (сатанисты, разные секты, голубые, розовые, трансвеститы, амиши, прочие). Вследствие распределения по идейным "нишам" общество приобрело некоторое разнообразие за счёт ослабления внутренних связей между "нишами" и даже за счёт вялой (в рамках закона!) конфронтации между отдельными из них.
    Этого оказалось недостаточно!
    Не столько потребность в рабочей силе, сколько потребность в развитии общественных форм замкнутого на себя общества в последнее время привела к гипертрофированной миграции, создающей дополнительные общественные "ниши", отличные от имеющихся.
    Недопустимо большое нашествие мигрантов традиционной или даже родоплеменной ориентации поставило Европу и Новый Свет перед необходимостью противоборства между урбанизмом и способом жизни из прошлого. А поскольку прошлое -- далёкое, то навык приведения его к демократии утерян. С учётом того, что демократические нормы на самом Западе толком ещё не устоялись и регулярно нарушаются, но коренное население уже успело привыкнуть к защите своих прав законом (по крайней мере в Европе), а не собственными кулаками, не известно, к чему всё это приведёт -- к прогрессу или гибели общественного устройства западного типа.
  14. +3
    30 мая 2024 13:30
    Цитата: Голландец Михель
    В протестантской этике спасение можно получить только одной верой, безотносительно к добрым делам и поступкам. Так что никто основных принципов христианства не отвергает, а всего лишь следуют основному постулату Кальвина, это работать и молиться


    Основные принципы христианства протестантство все же отвергает. Никого тебе "Царства Божьего" для нищих духом, никакого осуждения стяжательства и погони за мирскими благами.

    Христианство изначально несло в себе антибуржуазный, антистяжательский дух, который дисгармонировал с принципами зарождающегося капитализма. Вот и пришлось создавать такое религиозное течение, в котором Христос был изрядно подвинут в угоду Золотому Тельцу. Да и вообще Протестантство ближе к Ветхому Завету, а не Новому.
  15. +2
    1 июня 2024 08:30
    Цитата: Arzt
    С Западом понятно. Давайте теперь про гуманистов Востока, ну и про отечественных, само-собой.


    Восток ушел намного дальше Запада в этом отношении.
    С точки зрения буддистов жизнь любого существа, не только человека, является бесценной и неприкосновенной.
    Так что первое имя - Будда.
    Можно вспомнить еще индийского царя Ашоку, который начинал как форменный изувер, но нравственно переродился и встал на путь добра и милосердия, даже больницы казенные для нищих строил.

    Ну, на Западе таких гуманистов среди власть имущих - еще поискать...
    Впрочем, изначально "гуманизм" имел несколько иной смысл, чем ныне. Вот Цезарь Борджиа тоже себя "гуманистом" считал. "Ничто человеческое мне не чуждо... убийства, разврат, скандалы, интриги..." laughing
  16. 0
    17 сентября 2024 10:16
    Отличная статья!
    Особо понравилось чёткое упоминание места рождения гуманизма, его создателей, описание становления гуманизма в Европе на фоне религиозных войн.

    Вот этот фрагмент очень важен: "понятия «гуманист» и «гуманный человек» – не тождественны и не являются синонимами." - это просто не в бровь, а в глаз. "гуманист в те времена – это просто человек, придерживающийся особой системы взглядов, как, например, кальвинист, катар или агностик." - верно.
    Это должно быть так и сейчас, в наши времена. Это просто европейская философия/мировоззрение (одно из сотен), которую европейцы (и потом американцы) раздули, с помощью ООН с 1950-ых годов навязали миру как "общечеловеческие ценности". Что конечно не так, но европейцы успешно навязывают эту систему всему миру. Вспомним Борреля с его недавними рассуждениями: "Европа – это сад, мы создали этот сад… Остальной мир – это не совсем сад. Большая часть остального мира – это джунгли. А джунгли могут вторгнуться в сад".
    И нам в СССР внушали с 1970-ых, что это якобы общие, мировые ценности, а не чисто европейские. Два-три поколения людей у нас в такой парадигме выросли. И у нас уже многие искренне поверили в европейские ценности, в европейский гуманизм, как в «Отче наш»… и искренне считают это общемировыми и даже «нашими» ценностями! Это оказывает негативный эффект на нашу элиту и её политику. Даже в СВО, вот пример с гуманным Путиным:
    http://special.kremlin.ru/catalog/countries/BY/events/73852
    «В энергетике, к сожалению, в последнее время мы наблюдали серию ударов по нашим энергообъектам и вынуждены были отвечать. Я хочу подчеркнуть: мы, даже исходя из гуманитарных соображений, зимой не наносили никаких ударов. Имею в виду, что они хотели оставить без энергоснабжения социальные учреждения, больницы и так далее. Но после серии ударов по нашим энергообъектам вынуждены были ответить» - т.е. для него гуманизм важнее победы в войне. Он пытается доказать европейцам, что он гуманный. Что Россия гуманнее Украины (обстреливавшей в Донбассе всё подряд 10 лет), указать европейцам, что они ошибаются. Но это абсолютно бесполезно: невозможно что-то доказать европейцам с позиции их гуманизма, их святой, всегда и везде верной псевдо-религии! Будет просто возмущение и гнев с их стороны: смотри-ка, эти русские смеют нас учить нашему же гуманизму! Ишь какая наглость! Это примерно как если папуас, хорошо изучив русский язык и классический Синодальный перевод Библии, попробует русскому православному попу что-то объяснить про православие, указать, где тот ошибается. Представьте себе реакцию попа...

    Мало кто знает поучительный неприятный пример народа мориори - бывшие каннибалы и земледельцы маори, изолированные на о. Чатем (где жили рыбалкой и охотой), самостоятельно создали там свои заветы Нунуку (запреты на убийство, каннибализм и войну) и куда более гуманное общество, чем все перечисленные в статье европейские попытки создать "идеальное общество/город" на основе христианства. Т.е. для создания такого общества христианства и другие глобальные религии не нужны. И не Боррелю их учить - это они могут Борреля поучить гуманизму. Мориори жили в своем мирке 24 поколения, разучившись убивать. Увы, их гуманизм их же и подвел, когда на остров приплыли маори и их отгеноцидили! В нашем мире общество не должно терять важный навык: убивать. Иначе придут чужаки, хорошо владеющие этим навыком и наглядно покажут, что идеальный гуманизм в реальном мире вреден для выживания.