Отечественные БЭК на стадии испытаний

33
Отечественные БЭК на стадии испытаний
БЭК «Одуванчик» в сборочном цеху


В последние годы за рубежом активно развивалось направление безэкипажных катеров. Плавсредства с автоматическими системами управления предлагалось применять для решения различных боевых и вспомогательных задач. Позже аналогичные разработки появились и в нашей стране, но не получили особого внимания. После начала текущей Спецоперации и появления подобной техники у киевского режима, отечественные проекты начали развиваться активнее. К настоящему времени до испытаний и применения в реальной обстановке дошли уже два подобных образца.



Многоцелевой образец


В начале десятилетия тематикой безэкипажных катеров (БЭК) занялся холдинг «Кингисеппский машиностроительный завод». Уже в 2022 г. на военно-техническом форуме «Армия» он представил перспективный многоцелевой катер под названием «Визир». Это изделие предлагалось использовать для патрулирования акваторий, размещения средств наблюдения и вооружений и т.д.

В сентябре 2023 г. КМЗ объявил, что его разработкой заинтересовалось министерство обороны. На тот момент шли предварительные переговоры о доработке имеющегося образца, сборке опытной партии и последующем проведении испытаний. Переговоры завершились успехом, и в ноябре завод-изготовитель получил заказ на новую технику.

Минобороны пожелало получить партию из 10 катеров в одноразовом ударном исполнении. Поставка БЭК ожидалась до конца года, и вскоре после этого планировали начать испытания. При этом проверку собирались устроить в зоне проведения Спецоперации, очевидно, с применением по реальным целям противника. В середине декабря КМЗ отчитался о проводимых работах. На тот момент предприятие собрало первый из требуемых катеров и отгрузило его заказчику. Остальные находились на разных стадиях сборки.


БЭК "Визир", унифицированный с "Одуванчиком"

В первых сообщениях беспилотник-камикадзе обозначался просто и очевидно – «одноразовый катер». В дальнейшем его назвали быстроходным безэкипажным катером-носителем (ББКН) и дали имя «Одуванчик». Впрочем, все эти названия являются временными, и официальное обозначение катеру даст заказчик.

По известным данным, опытная партия «Одуванчиков» вышла на испытания в феврале 2024 г. Какая-либо информация с этих мероприятий пока отсутствует. Неизвестно, какие проверки проходят новые БЭК / ББКН и как с ними справляются. Впрочем, можно ожидать, что испытания уже приближаются к своему завершению, и вскоре будут раскрыты их результаты. После этого могут появиться и новости о принятии на вооружение, запуске серийного производства и развертывании в войсках.

Боевой «Одуванчик»


Изделия «Визир» и «Одуванчик» представляют собой легкие безэкипажные платформы с высокими ходовыми характеристиками, предназначенные для размещения различных нагрузок и вооружений. С целью упрощения производства, БЭК выполнили на основе корпуса и силовой установки серийного катера РК-700М / «03080» / «Сапфир». При этом готовые агрегаты дополнили электроникой новой разработки.

Катер «Сапфир» имеет длину 7,5 м и ширину 2,4 м. В зависимости от комплектации, полное водоизмещение достигает 2 т. По всей видимости, «Одуванчик» имеет такие же габариты и массу. Корпус изготавливается из композита и имеет «скоростные» обводы. Сверху корпус закрывается сплошной крышей, на которой могут размещаться вооружения и/или мачта с необходимыми приборами.

Базовая платформа комплектуется дизельным двигателем и водометным движителем. Они позволяют развивать скорость хода до 43 узлов (80 км/ч) и дают дальность до 108 морских миль (200 км).


"Народный БЭК" приближается к цели. Предположительно, май 2024 г.

«Визир» и «Одуванчик» оснащены информационно-управляющей системой собственной разработки КМЗ. Также имеется система технического зрения «Мурена», приборы навигации, связи и т.д. БЭК может работать по командам оператора или действовать по заложенной программе, в т.ч. реагируя на внешние факторы.

Полезная нагрузка безэкипажной платформы достигает 600 кг. В случае с «Одуванчиком» это может быть боевая часть большой массы с контактным или дистанционным взрывателем. При помощи осколочно-фугасного или иного заряда такой БЭК / ББКН способен повреждать и уничтожать различные надводные и береговые цели, к которым сможет приблизиться.

Народный катер


15 мая телеграм-канал «Там за туманами» опубликовал короткое видео боевого применения некоего отечественного безэкипажного катера-камикадзе. Разведывательный БПЛА снял с воздуха, как катер на высокой скорости подошел к побережью, контролируемому противником, приблизился к пирсу и взорвал его. Место и время съемки не сообщались, но стали известны более интересные подробности.

«Там за туманами» сообщает, что это первое испытание и первое боевое применение нового БЭК отечественной разработки. Катер создавался командой энтузиастов, в которую входят авторы телеграм-канала. В недавнем прошлом проект продемонстрировали руководству оборонного ведомства, и он получил одобрение министра Сергея Шойгу. Изделие не имеет официального обозначения, и его пока именуют «Народным БЭК».


Пирс поражен

К настоящему времени проект ДЭК дошел до стадии сборки и испытаний первых образцов. Производство налажено на неназванной площадке в Тульской области. Подробные сведения о выпуске катеров, планы испытаний, результаты применения и т.д., по понятным причинам, не раскрываются. Впрочем, разработчики уже опубликовали некоторые особенности конструкции и часть характеристик катера.

Маломерный камикадзе


Как сообщается, «Народный БЭК» представляет собой одноразовую ударную систему на базе маломерного судна. Вероятно, как и в случае с «Одуванчиком», используется существующий катер и некоторые его агрегаты. Размеры и водоизмещение изделия пока остаются неизвестными, а единственное доступное видео не позволяет даже примерно оценить их.

Видео первого боевого применения показывает, что новый БЭК способен развивать высокую скорость. Вероятно, как и другие катера такого класса, он отличается высокой маневренностью. Дальность хода превышает 250 км или 135 морских миль.

Бортовой комплекс электроники включает средства управления, системы навигации и т.д. Заявлено наличие спутниковой и инерциальной навигации. Кроме того, катер имеет оптико-электронную станцию для ориентации в пространстве и поиска целей. По всей видимости, имеется как автономное управление, так и дистанционное.


Подрыв "Народного БЭК" в объективе тепловизора

Разработчики сообщают, что «Народный БЭК» способен выполнять задачи разного характера. Его можно использовать в качестве средства наблюдения и разведки – для выявления объектов и активности противника на море и на берегу. Кроме того, уже испытывается боевая конфигурация катера. Она несет боезаряд неназванного типа массой от 250 до 350 кг. Испытания показали потенциал такой БЧ на примере пирса деревянной или смешанной конструкции.

Перспективное направление


В последние годы отечественная промышленность в лице крупных предприятий и групп энтузиастов активно занимается разработкой различных беспилотных и безэкипажных систем. В частности, получает внимание направление дистанционно управляемых и автономных катеров, способных вести разведку, нести вооружение или атаковать цель путем подрыва. К настоящему времени до испытаний дошло уже два таких образца. При этом нельзя исключать, что создаются и тестируются и другие изделия этого класса, но работы ведутся тайно.

БЭК с разной аппаратурой представляют интерес для вооруженных сил. С их помощью можно расширить возможности по ведению разведки, патрулированию водных районов, перехвату надводных объектов и т.д. Кроме того, катера могут решать ударные задачи. В обоих качествах БЭК должны дополнить существующие системы разведки и ударные комплексы. Катера смогут заменять их в ряде ситуаций – когда с их помощью удастся получить лучшие результаты.

Полная информация об испытаниях изделий «Одуванчик» и «Народный БЭК» пока отсутствуют. Однако можно ожидать, что такая техника подтвердит расчетные характеристики. Кроме того, уже в ходе испытаний, демонстрируя свои боевые качества, она наносит урон противнику и способствует его скорейшей демилитаризации. Явные поводы для пессимизма в отношении двух известных проектов пока отсутствуют.

Очевидно, что направление БЭК получит развитие, и «Народный БЭК» с «Одуванчиком» не останутся единственными в своем классе. Как скоро появятся и выйдут на испытания новые катера, какими они будут и смогут ли поступить на вооружение, станет известно позже. Но положительные последствия этих событий понятны уже сейчас.
33 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    24 мая 2024 04:41
    БЭК как брандер эффективен против слабого или закостенелого, что ещё хуже, противника, против мало мальски адекватного - это уже перевод средств. Но вот как вспомогательное средство - безэкипажные суда не просто перспективны, они нужны как воздух.
    Одно из неуказанных в статье направлений развития БЭК - противолодочная оборона. Катер с погружной ГАС, или даже просто источником звукового импульса может стать дешёвой и компактной альтернативой вертолёту ПЛО, пусть и менее скоростной. А на малых кораблях ПЛО так и вовсе безальтернативным средством резкого усиления возможностей, ведь на МПК базирование вертолётов невозможно.
    1. +1
      24 мая 2024 05:59
      Одно из неуказанных в статье направлений развития БЭК - противолодочная оборона. Катер с погружной ГАС, или даже просто источником звукового импульса может стать дешёвой и компактной альтернативой вертолёту ПЛО,

      А как быть с мореходностью и радиусом действия? Или такой БЭК будет ждать пока ПЛ не подплывет поближе?
      1. +1
        24 мая 2024 06:24
        Цитата: Дилетант
        А как быть с мореходностью и радиусом действия? Или такой БЭК будет ждать пока ПЛ не подплывет поближе?

        Вертолёт ПЛО имеет максимальный радиус на один замер с учётом зависания в 200-250 км. А с учётом характеристик ГАС и расхода на зависание радиус от корабля ограничен в 90-100 км. Даже указанные в статье стрёмненькие БЭКи уж на 50-и км могут действовать. Мореходность применения опускаемых ГАС и РГАБ не превышает 4 балла, уж 2,5 волны метра БЭКу вполне по зубам, пусть и не полном ходу.
        1. 0
          24 мая 2024 06:40
          уж 2,5 волны метра БЭКу вполне по зубам, пусть и не полном ходу.

          Информация к размышлению 1
          5 баллов - волны достигают 2-иетровой высоты.
          6 баллов - высота волны 2-3 метра. Пена срывается и летит по ветру.

          Информация к размышлению 2 (примерный аналог для сравнения)
          Торпедные катера типа «Г-5» — проект советских глиссирующих торпедных катеров, созданный в 1930-х годах.
          Водоизмещение 15 тонн, Длина 19,0 м, Ширина 3,3 м, Осадка 1,2 м
          ...
          Мореходность до 3 баллов.

          Информация к размышлению 3
          1 балл - на поверхности моря наблюдается рябь.
          2 балла - высота волн до полуметра.
          3 балла - кое-где на волнах образуются барашки из пены.
          4 балла - волны высотой около метра, барашки повсюду.

          Желаем БЭК успешного плаванья в 6-бальный шторм!
          1. +1
            24 мая 2024 08:57
            Цитата: Дилетант
            5 баллов - волны достигают 2-иетровой высоты.
            6 баллов - высота волны 2-3 метра. Пена срывается и летит по ветру.

            Вы перепутали балльность волнения с балльностью ветра, 5 баллов - волна от 2,5 до 4 м.

            Цитата: Дилетант
            Мореходность до 3 баллов.
            Вы перепутали мореходность на глиссировании с предельной мореходностью.

            Цитата: Дилетант
            Желаем БЭК успешного плаванья в 6-бальный шторм!

            Вы перепутали шторм (от 9 баллов по волне) с крупным волнением (6 баллов)

            БЭК не обязан гонять на 100 км/ч и уж точно не обязан иметь реданный, но при этом плоскодонный корпус, как Г-5.
            1. 0
              24 мая 2024 09:29
              уж точно не обязан иметь реданный, но при этом плоскодонный корпус, как Г-5.

              Посмотрите на фото в статье. Корпуса у катеров не реданные, но плоскодонные. Поэтоту до 100 км/ч они не разгонятся, а мореходность почти такая же.
              1. +3
                24 мая 2024 10:19
                Во первых из двух основных упомянутых типов есть фото днищевой части только одного.
                Во вторых мореходность кроме формы днища задаётся высотой борта, прочностью судна, закрытостью корпуса, остойчивостью и обитаемостью. Обитаемость исключаем, остойчивость можно повысить избавившись от надстройки и добавив балласт. Так что даже эти БЭК могут иметь мореходность выше чем Г-5.
                В третьих - а с чего специальный БЭК ПЛО должен иметь обводы катеров из статьи?
        2. 0
          15 июня 2024 14:28
          >Даже указанные в статье стрёмненькие БЭКи уж на 50-и км могут действовать.
          А как держать связь с кораблем, учитывая ограничение радиогоризонта? Через спутники наверное для тех у кого есть такая техническая возможность. Как у нас с этим?
          1. 0
            Вчера, 16:41
            Цитата: jdiver
            А как держать связь с кораблем, учитывая ограничение радиогоризонта? Через спутники наверное для тех у кого есть такая техническая возможность. Как у нас с этим?

            Стрёмненьким привязным дроном-ретранслятором на 300 м высоты, скоростью до 60 км/ч и неограниченным временем полёта . С этим у нас без проблем.
            1. -1
              Вчера, 18:25
              вариант. Хотя масса провода длиной 300 м для питания моторов дрона может оказаться и неприятной для его грузоподъёмности. Но может 300 метров это и дофига, хватит наверное и меньше. На дрон плохо будет влиять наличие сильного ветра и вообще плохой погоды и этот фактор скорее будет присутствовать чем отсутствовать
              1. 0
                Сегодня, 03:24
                Цитата: jdiver
                Хотя масса провода длиной 300 м для питания моторов дрона может оказаться и неприятной для его грузоподъёмности. Но может 300 метров это и дофига, хватит наверное и меньше. На дрон плохо будет влиять наличие сильного ветра и вообще плохой погоды и этот фактор скорее будет присутствовать чем отсутствовать

                Они уже есть такие, причём это стрёмненькие, гражданские.
      2. +1
        24 мая 2024 07:10
        Очевидно. что БЭК это первая ступень на пути создания и использования БЭС по которому сейчас идут многие страны. Водоизмещение, мореходность и варианты использования сильно изменятся.
      3. 0
        24 мая 2024 13:16
        Это из серии - а если на ангар упадет атомная бомба, то он выдержит? Нет? Тогда и не нужен ангар. И шлем с броником.
    2. +1
      24 мая 2024 18:06
      Цитата: Владимир_2У
      БЭК как брандер эффективен против слабого или закостенелого, что ещё хуже, противника,

      Вот прямо эти же слова хотелось написать в комментарии к статье! Как говорится "с языка снял"))

      Цитата: Владимир_2У
      Одно из неуказанных в статье направлений развития БЭК - противолодочная оборона.

      Я бы добавил и противодиверсионная оборона. Недалеко от базы. А как ПЛО в открытом море - сомнительно: в штормовую погоду эти беспилотники могут стать бесполезниками)))
      1. 0
        24 мая 2024 18:07
        Цитата: Владимир Юрьевич
        А как ПЛО в открытом море - сомнительно: в штормовую погоду эти беспилотники могут стать бесполезниками)))

        Как и вертолёты. Просто все надо своевременно забирать на борт.
      2. 0
        27 мая 2024 09:30
        Тогда уж добавьте и противоминную,как там с БЭК для наших новых тральщиков,создали замену французским или нет?
        1. 0
          28 мая 2024 19:14
          Скорее всего, и противоминная функция БЭК точно будет востребована.
  2. 0
    24 мая 2024 05:10
    Кроме того, катера могут решать ударные задачи.

    А могут стать альтернативными несимметричными ответами на поставки ракет нацистам - появляться в зоне скопления (присутствия) флота врагов России, на вооружении хуситов, например...
    1. +2
      24 мая 2024 05:23
      И что? Нормальный ордер с ПВО и ПЛО, все эти бэки сожжет на расстоянии. А так да, против одиночных патрульных корабликов, одиночных БДК, да любого одиночного корабля эффективно. Против ордера в три-четыре боевых корабля, этих бэков сотнями пускать придется, не надорвется пупок. И да, я один на визире заметил подьездную камеру..
  3. +3
    24 мая 2024 05:19
    Самый банальный 5-6 метровый катер имеет большую полезную нагрузку. Очередная лапша на уши.
  4. +1
    24 мая 2024 06:02
    . Заявлено наличие спутниковой и инерциальной навигации.

    А как насчёт управления со спутника и передачи данных через интернет? Я понимаю, это главная фишка. И поражение наших кораблей было бы не возможно без этого.
  5. +3
    24 мая 2024 07:41
    ИМХО, простые и дешевые БЭКи против мощного и хорошо организованного флота бесполезны, а против слабого флота можно обойтись и без них.

    Успех БЭКов против ЧФ - результат летаргии командования ЧФ, а не преимуществами их конструкции. Трудно найти противника, против которого мы могли бы применять БЭКи.
  6. +2
    24 мая 2024 10:00
    Столько шума из-за брандеров прибрежной зоны! В океане и дальнем море они бесполезны.
    1. +2
      24 мая 2024 13:49
      Не обязательно. БЭК никогда не заменят ПКР или торпеды. Но вот в узких фьëрдах, в проливал, каналах и плотных архипелагах они могут быть грозным оружием. Ведь там недостатки бэков, нивелируются самой географией. Да они не так универсальны, но они всё ещё опасны при грамотном использовании. По вашей логике мы и дронов воздушных не должны были начать производить))
  7. +1
    24 мая 2024 10:19
    Новость из трёх строчек размазана на целую статью. Браво!
  8. 0
    24 мая 2024 12:27
    уже было.
    воду переписали другими словами, имхо.

    В реале - когдато на Самиздате выкладывали кучу данных о торпедных катеров перед 2МВ. Очень схоже с БЭК. Даже безэкипажные были.
    Но авторы препочитают воду перетирать.
    1. +1
      24 мая 2024 15:58
      Цитата: Макс1995
      В реале - когдато на Самиздате выкладывали кучу данных о торпедных катеров перед 2МВ. Очень схоже с БЭК. Даже безэкипажные были.

      Катера волнового управления. Были построены, сданы флоту, участвовали в учениях.
      А с началом войны - сидели на базах до приказа "аппаратуру снять, катера переоборудовать обратно в ТКА". Потому как в реальном бою над кораблями противника ходили истребители прикрытия, которым самолёты-носители аппаратуры управления были на один заход.
  9. 0
    24 мая 2024 13:13
    Как говорится: малому кораблю - успешной реализации при выполнении боевой задачи.
  10. -1
    24 мая 2024 13:54
    Всё это совершенно бестолковое применение. Катер-камикадзе можно применять только против бездарных вредителей, отправляющих корабли дрейфовать по одному в открытое море, развалившим береговую оборону и не проводящим учения. Нормальные бэки должны стать чем-то вроде аналогов бронетехники на поле боя. Вот у нас плавучий панцирь, вот у нас плавучая бмпт, вот у нас плавучий радар. Грубо говоря не один большой корабль, а его распределенное по нескольким бортам вооружение - два катера с торпедами, два с ПВО, два с Х-35, посередине катер с радаром и катер с ГАС. И соответственно чтобы потопить большой корабль надо одно попадание, а тут надо восемь попаданий.
  11. -3
    24 мая 2024 18:14
    Полная дурь эти ДЭК-а если украинцы их удачно используют против наших кораблей-это только говорит какие дятлы наши моряки
  12. 0
    25 мая 2024 06:49
    В войне с Украиной целей для наших БЭК просто нет. Взрывать какие-то пирсы - просто перевод денег. Давайте мостики для полоскания белья в деревнях мочить. Нашим БЭКам должно быть явно другое предназначение. Может защита акватории портов, доставка грузов?
  13. +1
    25 мая 2024 08:55
    Бэки неплохо, если не сказать отлично себя показали в борьбе с ЧФ России, нанеся большой урон и выдавив ЧФ из районов патрулирования! Уже этим они себя полностью окупили и оправдали свое использование!! Невнятная реакция и борьба с ними , увы показала полную импотенцию руководства ЧФ , жалкое зрелище!! Поэтому создание собственных Бэков, давно уже назрела!! Их надо было начать клепать еще год тому назад!!! И проекты были и их показывали, но ни ВМФ ни МО это не заинтересовало! Может сейчас с приходом нового министра обороны дело сдвинется с мертвой точке!!!
  14. +1
    25 мая 2024 17:26
    Все эти катера, в любом исполнении, годятся, если есть связь и управление на заявленном расстоянии. Пока что этого нет, значит и катера фуфло.