Ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37М в Спецоперации

62
Ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37М в Спецоперации
Кадр из интервью с летчиком-истребителем, ноябрь 2022 г. Под фюзеляжем самолета Су-35С подвешена ракета Р-37М (видна часть обтекателя и корпуса)


Российская истребительная авиация обладает широкой номенклатурой управляемых ракет «воздух-воздух», включающей изделия разных классов с отличающимися характеристиками. Особое место в ее арсеналах занимает ракета большой дальности Р-37М. Она имеет уникальные характеристики и способна решать самые сложные боевые задачи. Такие изделия применяются в ходе текущей Спецоперации и, вместе с другими ракетами, наносят непоправимый урон ВВС противника.



Ракеты и самолеты


С первых дней Спецоперации российские истребители участвуют в процессе уничтожения авиации противника. Еще летом 2022 г. появились первые сообщения об успешных перехватах вражеских летательных аппаратов на дальностях не менее 150-200 км. Какое оружие позволило сделать это, тогда не сообщалось. Подробности появились лишь через несколько месяцев.

В начале ноября 2022 г. российское министерство обороны показало репортаж работе наших истребителей. В интервью с летчиком-участником Спецоперации в кадр попал самолет Су-35С. Вместе с другими средствами поражения на нем была подвешена ракета «воздух-воздух» большой дальности Р-37М. Это изделие обладает высочайшими летными характеристиками и является наиболее дальнобойным оружием наших ВКС для борьбы с воздушными целями.

В дальнейшем Минобороны и отечественные СМИ и блоги неоднократно публиковали новые фотографии и видеоролики с истребителями Су-35С и их дальнобойными ракетами. Также поступали новые сведения о боевом применении изделий Р-37М и успешном поражении целей во всем диапазоне дальностей.

Давно было известно, что Су-35С не является единственным носителем ракеты Р-37М в российских ВКС. Другие самолеты тоже применяют подобное оружие в ходе Спецоперации. Так, в конце ноября 2023 г. Минобороны показало подготовку и вылет истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ с ракетами большой дальности. Самолеты этого типа так же несут дежурство в воздухе и участвуют в радикальной демилитаризации «повитряных сил».


Р-37М под фюзеляжем перехватчика МиГ-31БМ, ноябрь 2023 г.

22 мая 2024 г. Минобороны опубликовало видео боевой работы авиации Черноморского флота. В показанном боевом вылете вместе с прочей техникой участвовал истребитель Су-30СМ2, вооруженный двумя или тремя ракетами Р-37М. Ранее такие самолеты с этим оружием в открытых материалах не появлялись.

Любопытно, что появление в зоне боевых действий ракет Р-37М не осталось незамеченным за рубежом. С начала прошлого года в иностранной прессе неоднократно появлялись беспокойные публикации о наличии у российских ВКС ракеты с дальностью более 300 км. Оценивался потенциал такого оружия, в т.ч. в связке с разными носителями. Особое беспокойство вызывала теоретическая возможность применения Р-37М новейшим истребителем Су-57.

Боевое применение


Все подробности боевого применения ракетного вооружения авиации, в т.ч. изделий Р-37М, по понятным причинам, неизвестны. Однако доступные сведения позволяют представить, как и с какими результатами истребители используют современное дальнобойное вооружение. Кроме того, известны жалобы противника на такие ракеты.

В марте 2023 г. РИА Новости со ссылкой на свои источники раскрыли некоторые подробности первых месяцев боевого применения Р-37М. При помощи таких ракет удавалось сбивать самолеты и вертолеты всех типов, имеющихся на вооружении противника. Также поражено несколько БПЛА, включая иностранную технику разрекламированных моделей. При этом показана хорошая статистика – вероятность поражения цели приближается к единице. Фактически на одну типовую цель тратится всего одна ракета.


Взлет перехватчика МиГ-31БМ с ракетами Р-37М

Российская истребительная авиация осуществляет патрулирование заданных районов с целью пресечения полетов противника. Звенья истребителей Су-35С, МиГ-31БМ и т.д. могут работать самостоятельно и искать воздушные цели при помощи своего штатного оснащения. Также возможна поддержка со стороны других систем и комплексов. Истребители могут получать целеуказание от наземных РЛС или от самолетов ДРЛОиУ. В обоих случаях расширяется контролируемая зона и появляется возможность использования всего потенциала ракеты Р-37М.

По открытым данным, изделие Р-37М имеет дальность пуска 300 км. Это позволяет истребителям-носителям поражать воздушные цели до того, как они выйдут на свои рубежи применения оружия и смогут угрожать нашим объектам. Кроме того, МиГ-31БМ или Су-35С получают возможность контролировать воздушное пространство противника на большую глубину, оставаясь над своей территорией и под защитой своих ЗРК. Большая дальность ракеты и соответствующая продолжительность полета также дают возможность провести дополнительную атаку в случае промаха.

Противнику теперь приходится учитывать наличие у наших ВКС дальнобойных ракет и их присутствие в зоне боевых действий. Изделия Р-37М стали дополнительной угрозой и существенно затрудняют планирование боевой работы самолетов. Любой вылет с приближением к российским истребителям на 300 км или меньше теперь может завершиться потерей самолета и/или летчика. В условиях нехватки материальной части и летного состава это становится большой проблемой.

К настоящему времени российские вооруженные силы поразили или уничтожили более 600 украинских самолетов, ок. 270 вертолетов и почти 25 тыс. БПЛА. Часть таких побед приходится на истребительную авиацию и ее ракеты. Какое количество летательных аппаратов противника уничтожили при помощи ракет Р-37М, по понятным причинам, неизвестно. Однако доступные данные показывают, что ракета делает заметный вклад в общие результаты.

Ракета большой дальности


История ракеты Р-37 восходит к началу восьмидесятых годов, когда было принято решение о разработке нового боеприпаса большой дальности для перехватчика МиГ-31. Перспективная ракета должна была по основным характеристикам превосходить существующую Р-33 и впоследствии заменить ее. Разработку поручили ГосМКБ «Вымпел» (ныне входит в состав Корпорации «Тактическое ракетное вооружение»). Проект получил рабочее обозначение К-37; впоследствии литеру «К» заменили на «Р».


Су-30МС2 морской авиации КЧФ с ракетами Р-37М, май 2024 г.

Испытания Р-37 начались в 1988 г., но последующие события в истории страны помешали доводке изделия и его принятию на вооружение. В конце девяностых, с учетом новых реалий, ракету начали дорабатывать, и впоследствии была проведена полноценная модернизация. Получившееся изделие получило обозначения Р-37М и РВВ-БД («Ракета «воздух-воздух» большой дальности»). Модификацию Р-37М впервые показали в 2011 г., когда ракета уже проходила испытания.

По известным данным, Р-37М была принята на вооружение ВВС в 2014 г.; тогда же началось производство и внедрение ракет в частях. Первым носителем ракеты стал перехватчик МиГ-31БМ. Также в течение прошлого десятилетия велись работы по интеграции этого изделия в боекомплект других актуальных истребителей. Результаты этих процессов можно наблюдать сейчас в ходе Спецоперации.

Р-37М построена по традиционной для отечественных ракет «воздух-воздух» схеме. Использован цилиндрический корпус с оживальным обтекателем, внутри которого последовательно размещены головка самонаведения, боевая часть и твердотопливный двигатель. В центральной части корпуса имеются Х-образные крылья, в хвосте – рули схожей конструкции. Длина изделия превышает 4 м, диаметр корпуса – 380 мм. Стартовая масса – 600 кг.

Твердотопливный двигатель разгоняет ракету до скорости порядка 6М. После выработки топлива боеприпас летит по инерции, вплоть до встречи с целью. Максимальная дальность пуска по цели в передней полусфере определена в 300 км. На данный момент Р-37М является самой дальнобойной ракетой своего класса в мире.


Макет экспортной ракеты РВВ-БД на выставке МАКС-2015

Изделия семейства Р-37 имеют комбинированную систему управления. Основная часть полета происходит при помощи инерциальной навигации с коррекцией по командам самолета-носителя. За счет этих средств ракета приближается к цели на несколько десятков километров, после чего включает активную радиолокационную ГСН. Последняя засекает цель и сопровождает до момента ее поражения.

Р-37М несет осколочно-фугасную боевую часть массой 60 кг с контактным и неконтактным датчиками цели. Прямое попадание ракеты с такой БЧ гарантированно разрушает любой самолет, а подрыв на дистанции в несколько метров или десятков метров наносит фатальные повреждения осколками.

Сегодня и завтра


На вооружении истребительной авиации ВКС России имеются различные ракеты «воздух-воздух», в т.ч. изделие Р-37М. Оно отличается уникальными летными характеристиками, а также совместимо с современными истребителями и перехватчиками основных типов. Эта ракета помогает нашим летчикам одерживать воздушные победы, а также существенно меняет обстановку в воздухе и обеспечивает заметное преимущество перед противниками.

В обозримом будущем ракеты Р-37М и иное оружие этого класса продолжат участвовать в демилитаризации ВВС Украины. После ее завершения такие изделия останутся в строю и, возможно, пройдут новую модернизацию с дополнительным повышением основных характеристик. Очевидно, что такое вооружение имеет особое значение для ВКС, и ему предстоит служить максимально долго.
62 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    27 мая 2024 04:12
    На вооружении истребительной авиации ВКС России имеются различные ракеты «воздух-воздух», в т.ч. изделие Р-37М...

    ...разработка которой началась в 1985 году в СССР, на одной линии по производству галош.
    1. +8
      27 мая 2024 05:10
      Цитата: ROSS 42
      разработка которой началась в 1985 году в СССР

      А в 1988 начались уже испытания. И "галоши" те, получились на редкость уникальными. Таких до сих пор ни у кого нет.
    2. KCA
      0
      27 мая 2024 05:24
      Да каких галош, просто валенков, что ещё умели? Космос, йосмос,так, фигня
    3. +15
      27 мая 2024 10:39
      Одни юмористы на сайте.
      Статья имеет ряд недостатков и в ней не изложены основные проблемы ракет большой дальности, фактор стоимости рассматривать не будем. Первая проблема дальнего воздушного боя - дружественный огонь и принципиальные недостатки систем "свой-чужой". Вторая проблема для наших ВКС - это полное отсутствие внешних систем разведки в реальном времени для эффективного применения ракет дальнего радиуса, которые работают в связке с такими самолётами. Хорошая ракета, но условия для её применения в ВКС России ещё нужно создать...ГШ ВС России не может сформулировать техническое задание для создания тактических систем на поле боя , а о их создании пока и речи не идёт, а тут 300 км ? Вспомните историю с ЕСУ ТЗ "Созвездие-М", они до сих пор даже не знают, для чего она нужна...
      1. +8
        27 мая 2024 11:24
        Цитата: Витов
        полное отсутствие внешних систем разведки в реальном времени для эффективного применения ракет дальнего радиуса, которые работают в связке с такими самолётами.

        А кто спорит? Только с 1978 по 1991 год была выпущена 31 единица А-50 разных модификаций. В СССР думали над проблемой несмотря на все обвинения нынешних либералов...Кто же виноват в том, что Мантуров за те же 12 лет не выпустил ни одного А-50 и не сделал ни одного шага, чтобы ускорить появление А-100...
        Дело было не в бобине...
        1. +11
          27 мая 2024 11:58
          А здесь не только Мантуров, и не столько он.
          У нас есть хороший самолёт разведчик Ту-214Р, аж в количестве.. 2 шт. Военным он был не нужен, более того, они не приняли наземную часть комплекса самолёта для получения информации о наземном противнике в реальном времени. Он сгнил в ангаре. Это самолёт мог передавать данные разведки для целеуказания в реальном времени, а военные в ГШ ВС России сказали, пусть записывает на носители. Кстати, так вели разведку все БПЛА в Сирии... Самолётов нет, возможности их ограничены по вине военных умов в ГШ ВС России. Там не имеют понятия о современной войне...
          Отсюда все результаты в СВО и в других местах...
          1. +6
            27 мая 2024 12:07
            Цитата: Витов
            Военным он был не нужен

            Мы с вами уже успели узнать, что нужно было руководству МО. В армии всё просто - выполняй приказы! А в войсках знали и знают, что нужно, чтобы победить врага...
            Цитата: Витов
            Там не имеют понятия о современной войне...

            Грубо говоря, мы с вами тоже далеко не профессионалы.
            Но, то, что МО и ГШ почивали на лаврах 2008 года и были «лаской княжеской» одарены в 2018,сыграло свою роль. Кроме того, не каждому министру было дано право отдыха с ГВК.
            Отсюда и результаты мобилизационной готовности, и многое другое...
          2. +2
            27 мая 2024 13:51
            Вообще если штабу пофиг на контроль обстановки в реальном времени то это мягко говоря трындец. Раньше всякие императоры, рискуя жизнью, специально ехали с армией чтоб в реальном времени её контролировать, а не общались голубиной почтой что там вообще у вас происходит.
      2. +2
        28 мая 2024 23:25
        Цитата: Витов
        Первая проблема дальнего воздушного боя - дружественный огонь и принципиальные недостатки систем "свой-чужой".

        Вот как раз для дальнего воздушного боя такой проблемы нет.
        Цитата: Витов
        Вторая проблема для наших ВКС - это полное отсутствие внешних систем разведки в реальном времени для эффективного применения ракет дальнего радиуса, которые работают в связке с такими самолётами.

        При этом ракеты дальнего радиуса действия применяются. Было бы неэффективно - не применялись бы.
    4. +3
      27 мая 2024 11:20
      Цитата: ROSS 42
      ...разработка которой началась в 1985 году в СССР, на одной линии по производству галош.

      Передёргиваете.
      У нас была оборонка – классная, сильная, и мы ею гордимся до сих пор. Мы благодарны нашим дедам и нашим отцам за то, что они создали после Великой Отечественной войны такую оборонку.

      А галоши - это, например, отечественный кассетный магнитофон, у которого сопли припоя на плате коротили на раму при сборке. И ничего - прошёл ОТК. Или первые отечественные цветные телевизоры - тепло и огонь в каждый дом.
      1. 0
        27 мая 2024 11:28
        Цитата: Alexey RA
        Передёргиваете.

        Вы спуститесь с небес на землю, и, озарённый золотым благословенным светом, сможете понять, что это такой:
      2. +3
        27 мая 2024 19:17
        Алексей, Добрый вечер. На сегодня Россия экспортирует помимо сырья - нефти, газа, урана и титана - два вида высокотехнологичной продукции, ну не покупают у нас больше ничего, что делать. Так вот эти два вида высокотехнологической продукции - это первое - истребители Су-35, по сути этот самолет , практически без изменений - это Су-27, а точнее Т-10-1, который первый раз взлетел в июле 1981 года, то есть Генсеком был тогда ещё Леонид Ильич. Теперь вторая "советская резиновая галоша" - это реакторы ВВЭР-1200, разработан советскими инженерами с 1974 по 1978 год, в 1978 году технический проект был готов и можно было начинать производство. Ну сколько мы будем пить из советского колодца и одновременно плевать в него. Вы постройте свой колодец и пейте из него, а так некрасиво получается. За 37 лет капитализма в России , господа либералы, что Вы создали ? Может Т-14 , а почему тогда в бой идут опять "старые советские тридцатьчетвёрки", ой простите "семьдесятдвойки " и Т-90. Ну , ладно, это ещё куда ни шло. Спишем это на мои завышенные ожидания.
        Другое - у меня дома шесть или семь телевизоров, куплены в разное время в 90-е, в нулевые, чё там только нету - "Филлипсы", Шмиллепсы", "Самсунги", "Шмамсунги"как в музее держу, чтобы помнить, что ни в коем случае нельзя покупать. Рабочие только два - купленный несколько лет назад "Эл Джи", пока работает. И,..... внимание !!!!! купленный в августе 1978 года "Радуга-716" и он зараза работает ещё, я его вынес в конце 90-х на веранду, чтобы старичок умер своей смертью, веранда не отапливается, но он зараза живучий работает даже при минус 20 градусов. Иногда на веранде зимой смотрим его, сидим в куртках. Он пережил все импортные телевизоры, которые, по идее, его должны были сметить когда-то. Там же стоит в рабочем состоянии холодильник "Бирюса", купленный летом 1977 года, тоже работает, а рядом стоит сдохший "Самсунг" купленный в 1998 году.
        Алексей! Я всегда Вас уважал - за Ваши компетенции, Ваш профессионализм. Но такими постами, а это уже не первый, не надо больше писать такую ерунду - мне не приятно разочаровываться.
        1. +1
          27 мая 2024 19:36
          Т-10-1 взлетел в 1977 году, а в 1981 был Т-10С-1, а уж про полное сходство 35 и 27, можете и так считать, только давно уже "потребительские" свойства истребителя его внешним видом не определяются.
          1. 0
            27 мая 2024 19:42
            Алексей, ну Вы же понимаете, что я имел ввиду - 98% работы инженеров-конструкторов было выполнено до июля 1981 года. Я не сравниваю эти два самолета, а только интеллектуальный труд , затраченный на него и, главное когда этот труд был затрачен.
            1. +1
              27 мая 2024 20:15
              Снова не соглашусь, процентов 50 - да, но не 98. Самый первый вариант РЛС ещё не был готов, потом перешли на более простой вариант с другими бортовыми ЭВМ, система РЭБ не была готова, межбортовой обмен информацией появился позже, а именно они определял его уровень как боевой системы.
              1. 0
                27 мая 2024 20:24
                Алексей, кстати Вы вспомнили самый первый Су-27 - Т-10 1977 года. Я давно ,еще в 1990-е общался с одним ЦАГИстом, так вот он говорил, что тот лучше был, со старыми двигателями АЛ-21Ф мог разогнаться до 2,5 Маха (2650 км в час) свободно. Но вдруг кому то захотелось автоматических предкрылков и полета на бОльших углах атаки - в результате получили каракатицу, которая даже с новыми АЛ-31Ф, на 6 тонн большей тяги не могли разогнать самолет больше 2,2 маха (2330 км в час). И вообще тот был красивее, а если вспомнить слова Андрей Николаевича, значит и лучше.
              2. 0
                27 мая 2024 20:31
                Простите Алексей , зарапортовался, конечно не 6 тонн, а всего то 2 тонны, это чё то у меня в памяти всплыли цифры по АЛ-7Ф
                1. +2
                  27 мая 2024 20:48
                  Мне тоже показалось, что Т-10 и Т-10С это из разных галлактик, каждый выделялся по своему. По максимальной скорости ничего не скажу, но с точки зрения маневренности так Т-10С вне конкуренции, как он летал во Владимировне, поднимая пыль с Земли, на маленьком пятачке полосы, а как они садились без тормозного парашюта, сворачиваю сразу на первую рулежку, а как они отрывали носовую стойку на первой плите, поворачивая блином тихо уходили неторопясь в полет, в противовес громко пердящему 29, старающемуся показать, что он ракета... Эх... где мои ххх-лет
        2. +2
          27 мая 2024 22:38
          Цитата: sergeyketonov
          истребители Су-35, по сути этот самолет , практически без изменений - это Су-27

          Вы их вживую хоть раз видели крыло к крылу?
          1. +1
            28 мая 2024 01:14
            Вы. что думаете, что я не знаю чем отличается Су-27 от Су-35? Речь идет не об этом.
            Попробую ещё раз, ну что делать? Представьте на дворе 1977 год, ОКБ Сухого получает новое ТТЗ от Минобороны (ВВС) на самолет - программу Тяжелого ПФИ, Т-10-1 их не устроил, группа инженеров Наума Чернякова от ОКБ Сухого, берется за работу, от старого самолета - только передняя стойка шасси и колеса основных стоек, всё остальное они делают ЗАНОВО, ЗАНОВО ВЕСЬ САМОЛЁТ, в июле 1981 года он летит, в 1985 году поступает на вооружение и массово идёт в ИАПы, промышленность дает по 100 самолетов в год . За ЧЕТЫРЕ ГОДА САМОЛЕТ С НУЛЯ. (может так виднее и понятнее будет ?). Это вот так коммунисты работают. Теперь о капиталистах, прошло 43 ГОДА, что сделали капиталисты за это время что бы превратить Су-27 в Су-35 ?, я имею в виду объем работ интеллектуальных и физических, вот тут и можно попытаться с лупой , нет с микроскопом поискать этот самый объем работ, вот эти самые отличия Су-27 от Су-35 и есть этот самый объём работ. РЛС АФАР, ну, что сказать - ЗА 40 ЛЕТ !!!!!! сделали , правда язык не поворачивается сказать - "молодцы", но все равно молодцы.
            Я именно вот ЭТО имел ввиду. Господи ! какие ж студенты тугие пошли.
            Печально всё ....
            1. +1
              28 мая 2024 08:58
              Я именно вот ЭТО имел ввиду.
              Сергей! Давайте посмотрим на это все по-другому! Сможет ли Су-27 (1985 год) выиграть воздушный бой у Су-35С? Ответ известен, нет!!! И как раз вот эта мелочь:
              РЛС АФАР, ну, что сказать - ЗА 40 ЛЕТ !!!!!! сделали
              и привела к такому результату, хотя там не РЛС с афар, а "цепочка последовательного развития" из четырех РЛС. Вот и получается, внешний вид это ничто, а наполнение боевыми системами это все!
              1. -1
                28 мая 2024 14:41
                Алексей. Добрый день. Алексей, ну Вы как ребёнок, ей Богу, простите. Между самолетами 40 ЛЕТ РАЗНИЦЫ !!!! Ну , Вы бы ещё гипотетический воздушный бой между МиГ-3 и МиГ-29 провели, между ними разница меньше, всего 37 лет. 40 ЛЕТ на АФАР ? Не многовато ли ? Лучше представте не гипотетический бой между самолетами, а если бы сохранился бы СССР с его плановой экономикой, за сколько времени этот радар сделали бы советские инженеры ?
                1. +1
                  28 мая 2024 16:23
                  40 ЛЕТ на АФАР ? Не многовато ли ?
                  А что в 1985 году на каком-то истребителе стояла РЛС с афар? Не было таких! А был единственный Миг-31, РЛС которого имела классическую ФАР. Вторым таким истребителем должен был стать Су-27, только ФАР для него делалась попроще, однако позволила бы одновременную атаку двух целей, F-15 в то время мог атаковать только одну. Но такая антенна не получилась, и пришлось ставить антенну с обычным механическим вращением. Однако на этом дело не закончилось, и 1997 году (то есть через 12 лет) на Т-10М поставили РЛС, которая также использовала классическую полноценную ФАР, да не простую, а с возможностью механического доворота полотна, что дает преимущества в части возможностей боевого применения по сравнению с обычным неподвижным полотном в носу. Попутно замечу, что теперешние афар это и есть эти неподвижные полотна в носу, а в 1997 году F-15 по-прежнему махал из стороны в сторону свей антенной на механическом приводе. И наконец на Су-35С эту связку ФАР с возможностью доворота довели до логического завершения.
                  а если бы сохранился бы СССР с его плановой экономикой, за сколько времени этот радар сделали бы советские инженеры ?
                  Настоящие советские инженеры не стали бы делать афар, очень неоднозначное решение. Вот и получаем, что хоть на Су-57 и используется афар, но оно более менее годится только в решении с тремя полотнами, но эти три полотна не поставить на линейку Су-27, а если оставлять одно неподвижное полотну в носу, то такое решение проиграет по характеристикам и Барсу и Ирбису. И поэтому не нужно говорить про "40 лет на афар для Су-27"!
                  1. 0
                    28 мая 2024 17:41
                    Алексей, мы с Вами о разных вещах говорим. Я понимаю. что Вы хотите мне сказать - о тернистом пути АФАР у нас в стране и в штатах, о удачных и неудачных направлениях развития и тупиковых путях и т. д. Я всё это знаю и понимаю то о чём Вы мне хотите сказать, больше того полностью согласен с Вами, что лучше разнести полотна по всему самолету, а не оставлять одно неподвижное в носу и полотна с механическим доворотом полотна и у нас и у америкосов это было временное и не лучшее решение. Я же Вам пытаюсь сказать о другом - если бы сохранилась советская система ОКБ, в том виде в котором она была до 1987 года с госфинансированием, госинвестициями в перспективные направления, то эту проблему давно уже решили бы. Больше того за эти 37 лет уже готовили бы и у нас и в США уже 8-е поколение самолетов-истребителей на замену седьмого поколения. Мы развалив свою систему во второй половине 1980-х годов, подгадили и американцам, у них тоже НТР тормознулась , я бы даже сказал встала. Правда американцы этого не понимают, отчего то они считают, что победили в "холодной войне" , не понимают, что в отсутствии конкуренции с СССР с 1987 года они тоже деградируют, ну уж во всяком случае стоят на месте и это очевидно и наблюдается даже людям не погружённым глубоко в тему.
                    Алексей, ну как то так.
                    1. +1
                      28 мая 2024 18:16
                      если бы сохранилась советская система ОКБ, в том виде в котором она была до 1987 года с госфинансированием, госинвестициями в перспективные направления, то эту проблему давно уже решили бы.
                      Внутренний голос мне подсказывает, что было уже поздно. Из верхнего звена управления специалисты уже давно были выбиты, настоящие специалисты среднего звена находились под жутким прессингом бюрократии и всякой шушеры разряда "все бездарности солидарны", да еще с прикрепленным к ним погонялом: "Энтузиасты ити их мать!". Возможно чисто военные методы управления с перспективой расстрела при невыполнении где-то и дали бы результат, но и это не факт.
            2. +2
              28 мая 2024 23:09
              Цитата: sergeyketonov
              Представьте на дворе 1977 год, ОКБ Сухого получает новое ТТЗ от Минобороны (ВВС) на самолет - программу Тяжелого ПФИ, Т-10-1 их не устроил,

              Эта сказка. Реальность была не такой.
              Цитата: sergeyketonov
              вот тут и можно попытаться с лупой , нет с микроскопом поискать этот самый объем работ, вот эти самые отличия Су-27 от Су-35

              У Су-35 от Су-27 осталась только интегральная аэродинамическая компоновка. Ни лупа, ни микросокп не нужны.
          2. 0
            28 мая 2024 02:40
            Цитата: Комета
            Вы их вживую хоть раз видели крыло к крылу?

            Можете сравнить схематично, на рисунке:
            1. +1
              28 мая 2024 23:12
              Цитата: ROSS 42
              Цитата: Комета
              Вы их вживую хоть раз видели крыло к крылу?

              Можете сравнить схематично, на рисунке:

              Как раз об этом и речь. Например, на рисунке диаметр носовой части С-30 и Су-35 одинаковый, а в реальности диаметр носовой части Су-35 заметно больше.
    5. 0
      27 мая 2024 20:21
      Узнаваемо. Только заголовки читать умеете.
  2. +1
    27 мая 2024 07:31
    Хорошее изделие. Не совсем ясно, как авиация ВСУ вообще уцелела и продолжает наносить удары ракетами воздушного базирования.
    1. +1
      27 мая 2024 08:32
      Потому что "К настоящему времени российские вооруженные силы поразили или уничтожили более 600 украинских самолетов...", в то время, как их было не более двухсот. И даже несколько десятков поднятых из хлама и переданных союзниками Украины не намного изменили общее количество. Хорошие таблички по этой теме есть на Лостарморе
  3. +3
    27 мая 2024 10:40
    В разработках была и РВВ КС-172 дальностью до 400 км ...А ракете Р-37М ,на мой взгляд, всё же нужна модернизация ! 1.ДПУ(движок поперечного управления ) ; 2.ПВРД (маршевый основной или маневровый дополнительный ); 3.ГСН с АФАР. 4.Спец.канал передачи данных ,позволяющий наводить ракету сторонним радаром (например, самолётом ДРЛО )...
    1. 0
      27 мая 2024 13:46
      3.ГСН с АФАР.
      нам бы на самолёты АФАР поставить для начала да на ПВО с кораблями
    2. 0
      28 мая 2024 11:16
      Цитата: Nikolaevich I
      4.Спец.канал передачи данных ,позволяющий наводить ракету сторонним радаром (например, самолётом ДРЛО )...

      Так уже - в прошлом году таким макаром (с наведением от А-50У) столько вражьей авиатехники за пару недель распотрошили , что англосаксы целую спецоперацию по охоте за нашими А-50У начали .
      Цитата: Nikolaevich I
      2.ПВРД (маршевый основной или маневровый дополнительный

      Хорошо бы , но с таким движком даже Р-77 ценою в космос улетает . А необходимо именно массовое производство .
      Цитата: Nikolaevich I
      1.ДПУ(движок поперечного управления )

      Да , такой бы мог позволить эффективно работать и по маневренным целям на максимальной дальности , но за счёт собственного веса сожрёт или массу БЧ , или дальность . По сути это будет уже совершенно новая РВВ БД с большей стартовой массой и линейными размерами ... Или с ПВРД , но при космическом ценнике .
      К тому же для стрельбы на дистанцию порядка 400 км. ... это КАКУЮ же БРЛС надо иметь ? Дальность обнаружения такой БРЛС должна быть хотя бы на 100 км. больше дальности пуска ракеты . Т.е. поперечное сечение \ площадь полотна антенны ... т.е. новый специализированный ПЕРЕХВАТЧИК . Очень крупный перехватчик . Новый , крупный - значит нескоро и очень дорогой . . . Вот такой геморой от желания увеличить дальность пуска РВВ БД до 400 км.
      И ещё - более тяжелая и габаритная РВВ БД , это сокращение боекомплекта , или ... опять же раздувание размеров перехватчика . В таких стремлениях главное вовремя остановиться ... и просто УВЕЛИЧИТЬ численность своей истребительной авиации . Раза так в два или три .
    3. +1
      28 мая 2024 23:21
      Цитата: Nikolaevich I
      .А ракете Р-37М ,на мой взгляд,

      Ну, раз пошло обсуждение, вставлю свои "пять копеек".
      Цитата: Nikolaevich I
      1.ДПУ(движок поперечного управления )

      Какой ДПУ и куда конструктивно ставить?
      Цитата: Nikolaevich I
      2.ПВРД (маршевый основной или маневровый дополнительный );

      Не нужен, один геморрой. От применения ПВРД на УРВВ и ЗУР уже давно отказались.
      Цитата: Nikolaevich I
      3.ГСН с АФАР.

      Это дискуссия будет длиннющей... Направление антенны ГСН никогда не совпадает с осью ракеты... Диапазон, расстояние между ППМ, количество ППМ...
      Цитата: Nikolaevich I
      4.Спец.канал передачи данных ,позволяющий наводить ракету сторонним радаром (например, самолётом ДРЛО )...

      ДРЛО слишком далеко. По мишени - получится, а по групповой цели - вряд ли.
      1. 0
        29 мая 2024 22:25
        Цитата: Комета
        .ДПУ(движок поперечного управления )

        Какой ДПУ и куда конструктивно ставить?

        Да вот такой ДПУ ,какой в частности ставят ,например,на зуры 9М96 и Aster-30...в середину (центр масс) или ближе к "носу" !
        Цитата: Комета
        2.ПВРД (маршевый основной или маневровый дополнительный );

        Не нужен, один геморрой. От применения ПВРД на УРВВ и ЗУР уже давно отказались.

        И от MBDA Meteor отказались...считающейся одной из лучших РВВ в мире ? belay
        Цитата: Комета
        3.ГСН с АФАР

        Это направление считается перспективным в развитии РВВ,особенно большой дальности ! Можно привести в пример,например,китайскую РВВ PL-15...
        Цитата: Комета
        4.Спец.канал передачи данных ,позволяющий наводить ракету сторонним радаром (например, самолётом ДРЛО )...

        ДРЛО слишком далеко.

        Увы! Для вас ! Ибо и это направление успешно развивается Китаем !
        1. +1
          30 мая 2024 00:32
          Цитата: Nikolaevich I
          Да вот такой ДПУ ,какой в частности ставят ,например,на зуры 9М96 и Aster-30...в середину (центр масс) или ближе к "носу" !

          На 9М96 и Астер-30 совсем разные ДПУ. Какой ставить на Р-37М и куда?
          Цитата: Nikolaevich I
          И от MBDA Meteor отказались...считающейся одной из лучших РВВ в мире ?

          На Метеоре нет ПВРД. ПВРД в ЗУР и УРВВ уже очень давно не используется. И зачем Р-37М ПВРД?
          Цитата: Nikolaevich I
          Это направление считается перспективным в развитии РВВ,особенно большой дальности ! Можно привести в пример,например,китайскую РВВ PL-15...

          Я ж написал выше, что утонем в этом обсуждении... Для АФАР надо много ППМ, а антенна ГСН имеет для размещения ППМ маленькую площадь...
          Цитата: Nikolaevich I
          Увы! Для вас ! Ибо и это направление успешно развивается Китаем !

          Что значит - успешно?У них физика другая? Да, по мишени это работает...
          1. 0
            31 мая 2024 13:43
            Цитата: Комета
            На Метеоре нет ПВРД.

            На Метеоре есть ПВРД ! После вашего " отрицания" мне нет смысла продолжать дискуссию ! no Адью !
            1. +1
              3 июня 2024 22:21
              Цитата: Nikolaevich I
              На Метеоре есть ПВРД !

              На Метеоре нет ПВРД. У Вас проблема со знанием матчасти.
              1. 0
                5 июня 2024 08:14
                Цитата: Комета
                На Метеоре нет ПВРД. У Вас проблема со знанием матчасти

                Не вам ,невеже,меня поучать ! На Метеоре установлен ПВРД !
                MBDA Meteor — управляемая ракета класса «воздух-воздух» большой дальности, оснащенная активной радиолокационной ГСН. Ракета оснащается маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что позволяет поддерживать высокую скорость полёта на всей траектории
                1. +1
                  6 июня 2024 00:04
                  Цитата: Nikolaevich I
                  Не вам ,невеже,меня поучать ! На Метеоре установлен ПВРД !
                  MBDA Meteor ... Ракета оснащается маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем

                  Нет на MBDA Meteor прямоточного воздушно-реактивного двигателя, никакого ПВРД нет и не было. Посмотрите устройство двигателя MBDA Meteor, а не цитируйте без ссылок всяких невежд. Откройте английскую википедию, даже там правильно указан тип двигателя Метеора.
                  1. 0
                    6 июня 2024 14:03
                    КОГДА ПЕРЕСТАНЕТЕ ТУПИТЬ ?Двигательная установка комбинированная с интегральной компоновкой, состоит из маршевого прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) с регулируемой по модулю тягой и стартового ускорителя, которые размещаются в едином корпусе. Стартовый ускоритель оснащен зарядом малодымного смесевого топлива и после отделения ракеты от самолета-носителя обеспечивает ее разгон до скорости запуска маршевого ПВРД.

                    Заряд газогенератора маршевого ПВРД выполнен на основе тяжелого борсодержащего топлива с объёмной теплотой сгорания более 5х104МДж/м3. Расход и состав генерируемого газа может изменяться в достаточно широких пределах в соответствии с условиями полета и режимом работы прямоточного контура для всех условий боевого применения ракеты. Глубина регулирования расхода генерируемого газа ПВРД составляет более 10:1 и обеспечивается специальным клапаном в сопле газогенератора.

                    Камера сгорания и газогенератор двигателя изготовлены из жаропрочной стали. Воздухозаборники, расположенные на внешней стороне корпуса ракеты, изготовлены из титана. Двигатель разработан фирмой Bayern-Chemie Protac.

                    Использование ПВРД обеспечивает увеличение среднетраекторной скорости полета ракеты и дальности стрельбы. По рекламным материалам максимальная дальность полета ракеты достигает 150км.
                    (missilery.info )
                    1. 0
                      7 июня 2024 01:03
                      Цитата: Nikolaevich I
                      Заряд газогенератора маршевого ПВРД выполнен

                      У ПВРД нет газогенератора. Наличие газогенератора означает другой тип двигателя, если, конечно, Вы, например, не считаете ТРД и ТРДД одним и тем же.
                      Цитата: Nikolaevich I
                      (missilery.info )

                      Ну написали на неком сайте нечто. И? Это же не ЦНИИмаш.
  4. +4
    27 мая 2024 10:52
    Автор примитивно подошел к статье об этой ракете, все эти рассказы из советского прошлого это разговоры ни о чем. А если углубиться в нужные "исторические хроники", то можно узнать, что ракета 37М имеет намного более сложный контур управления, чем ее предшественники 33 и 37, и для ее наведения требуются "правильные" СУВ истребителей:
    Особого внимания заслуживают работы по применению в «Заслоне-АМ» новых видов управляемых изделий и в первую очередь ракеты большого радиуса действия К-37М. При этом, благодаря наличию на борту ракеты радиоответчика (РО), БРЛС в процессе наведения ракеты на цель сопровождает не только атакуемую цель, но и наводящуюся ракету. В авиационных комплексах такая задача решалась впервые в стране.
    Усилия были потрачены не зря: 21 ноября 2012 года была проведена успешная «горячая» работа по цели «Дань». Работа показала возможность реализации пусков на большие дальности (более 300 км).

    По всей видимости радиолокационный контроль за ракетой мог позволить корректировать саму инерционную систему ракеты, и реализовать сверхбольшие дальности пуска, и тут вопрос, дорабатывались ли "Барс-Р" и "Ирбис" под сопровождение 37М, а без этого дальность пуска будет меньше из-за ошибок инерциалки на ракете.
    1. +1
      27 мая 2024 14:37
      есть метод наведения "через ракету" (не буду вспоминать английскую аббревиатуру...).В России он реализован был в зур 5В55 (ЗРК С-300П ),но для этого необходим полуактивный радиолокационный "визир" ! То есть , активная ГСН Р-37М должна работать и в полуактивном режиме (режим "визира" ) ! Но что-то я об этом не слыхал !(Во всяком случае ,не помню !) Ещё,конечно,возможен режим программного тайминга (без "визира") ,но этот режим отнимает программные ресурсы и требует "быстрого компа" ! И об этом я не слышал !
      1. 0
        27 мая 2024 14:57
        Не нужно выдумывать того, чего нет. Четко же было сказано, радиоответчик для определения положения ракеты! А не идиотское "наведение через ракету" да со всякими "визирами". Нужно уже забыть в авиационной теме про всякие С-300 как страшный сон.
      2. 0
        27 мая 2024 16:25
        Цитата: Nikolaevich I
        есть метод наведения "через ракету" (не буду вспоминать английскую аббревиатуру...).

        Зачем эти извращения? Есть же нормальный комбинированный метод наведения, опробованный на РВВ средней дальности последнего поколения:
        - до подхода РВВ на дальность работы АРЛГСН управление полётом ракеты идёт от ИНС, коррекция траектории - РКТУ (есть данные о положении цели, есть данные о положении ракеты, при изменении курса / высоты / скорости цели бортовая аппаратура самолёта выдаёт на РВВ сигналы коррекции траектории для вывода её в новую зону захвата АРЛГСН);
        - после выхода РВВ в зону захвата АРЛГСН - коррекция отключается, включается активная ГСН, ищет и захватывает цель. Если цель ставит помехи - начинает работать пассивная РГСН.
        1. 0
          27 мая 2024 16:48
          Все правильно Вы написали, только чем дольше ракета идет под управлением ИНС, тем больше накапливается ошибка определения ракетой своего положения. И радиолокационный контроль за ракетой, с последующей передач результатов на борт ракеты, позволит корректировать ИНС, то есть ошибка определения ракетой своего положения будет определяться точностью радиолокационного замера ( а он не зависит от дальности и времени полета), плюс ошибкой, набежавшей со временем последней коррекции (а не всего полета). Вот видимо такое "усложнение" и позволяет пускать 37М на 300 км., соблюдая все допуски по точности.
          Если цель ставит помехи - начинает работать пассивная РГСН.
          Тут не пассивная РГСН работает, а активная РГСН пытается определить угловые координаты помехопостановщика, и по ним уже наводится.
          1. 0
            28 мая 2024 10:48
            Цитата: Hexenmeister
            Все правильно Вы написали, только чем дольше ракета идет под управлением ИНС, тем больше накапливается ошибка определения ракетой своего положения.

            А вот для этого существует РКТУ - коррекция траектория РВВ при расхождении точки выхода на цель, рассчитанной исходя из параметров движения РВВ, с точкой встречи, рассчитанной исходя из параметров движения цели. Тот же алгоритм, что и при изменения параметров движения цели - невязка точек встречи и последующая коррекция траектории.
            Собственно, комбинация ИНС + РКТУ на участке полёта к цели и АРЛ ГСН в ближней зоне цели и позволили поднять дальность работы РВВ за сотню километров. Ибо без РКТУ-коррекции траектории РВВ цель просто уходила манёвром из зоны встречи, а ПАРЛ ГСН либо требовала эпических мощностей для подсветки на больших дальностях, либо БКО цели срывал захват.
            Цитата: Hexenmeister
            Тут не пассивная РГСН работает, а активная РГСН пытается определить угловые координаты помехопостановщика, и по ним уже наводится.

            Я брал в качестве примера РВВ классическую средне-большой дальности - AIM-120.
          2. 0
            28 мая 2024 11:26
            Цитата: Hexenmeister
            активная РГСН пытается определить угловые координаты помехопостановщика, и по ним уже наводится.

            А если помехи ставит выпускаемая на тросе ловушка ? Израильские лётчики уже давно так от ЗУР и РВВ спасаются . Там ещё и уголковый отражатель в ловушке . Думаю истребители НАТО тоже такие выпускные ловушки имеют . Тут думаю только пуском двух ракет по одной цели с некоторым временным интервалом можно вопрос решить .
            1. 0
              28 мая 2024 11:53
              Необходимо уточнить, что разговор шел во про эту фразу:
              Если цель ставит помехи - начинает работать пассивная РГСН.

              А никакой пассивной РГСН в той же AIM-120 нет, а есть в лучшем случае возможность определения угловых координат источника активной шумовой помехи и дальнейшее самонаведение по этим данным. Есть множество методов постановки активных шумовых помех, и не менее эффективных, чем буксируемая на большом удалении ловушка, и главное без "расходуемых" элементов.
            2. +1
              28 мая 2024 23:21
              Цитата: bayard
              А если помехи ставит выпускаемая на тросе ловушка ? Израильские лётчики уже давно так от ЗУР и РВВ спасаются .

              ЗУР и УРВВ старые ...
  5. -5
    27 мая 2024 10:52
    Всё хорошо, прекрасная маркиза, но Global Hawk летают рядом с нашими берегами как дома. Хуситы их сбивают почём зря, а мы нет. Вопрос - зачем такая ракета?
    1. -4
      27 мая 2024 14:07
      Глобал Хавк летает высоко и не все могут его сбить...
      1. +3
        27 мая 2024 14:43
        Причем здесь высота? Не сбивают потому что в нейтральном воздушном пространстве.
        1. -1
          28 мая 2024 01:22
          Цитата: Victor19
          Причем здесь высота? Не сбивают потому что в нейтральном воздушном пространстве.
          belay смешно , браво . а тогда зачем СВО начинали ?! request
          если США начинают войсковые операции, они заходят на территорию (!), любого независимого государства (Югославия, Ирак, Афганистан ....), и руководствуясь формулировкой, - "в обеспечении национальных интересов США..." ... выбивают ПВО, утюжат после с воздуха неделями, чтобы минимизировать потери солдат при наземной операции ... yes
          возникает вопрос, о целях странной военной операции, без подавления разведывательных БПЛА в интересах противника ...?! winked
          1. 0
            28 мая 2024 16:08
            Простите, но мы не США и связываться с огромным военным блоком совсем ни к чему. Помните приказ: "не поддаваться на провокации"! Сейчас самое главное - раздавить бандеровскую Украину. А зачем лишний фронт с непонятными перспективами? И считаю нельзя ни в коем случае слушать любителей помахать шашками.
            А что до высоты, ещё раз напомню Пауэрс был сбит 64 ГОДА назад!
            1. -1
              28 мая 2024 22:13
              Цитата: Victor19
              Простите, но мы не США
              поэтому, США позволяют себе накладывать санкции и не считаться с интересами слабых. А после развала СССР, всё на что способна РФ, это продавать свои же ресурсы за пол цены Китаю и Турции, и грозя словесно "красными линиями", жалобно заглядывать в глаза "партнёров" ... ?!! what

              Цитата: Victor19
              ..и связываться с огромным военным блоком совсем ни к чему.
              а не придётся ...
              после быстрого и решительного действия в режиме, например:
              поставка Британией оружия на Украину, - НОТА (по линии МИД, с материалами подтвердившими идентичность английского оружия), - удар по нескольким военным базам отдельно взятой Британии, ТЯО ...!!! yes
              И ни одного члена блока НАТО, даже вслух произнести побоятся хоть что-то о статье 5 устава НАТО ..!!!! Ибо никто из них не захочет прекращения "дальнейшего размеренного течения жизни здесь и сейчас" ... !!!
              Только тогда будут готовы с реальным и серьёзным переговорам, когда вот уже абсолютно рядом, будет виден, - "зияющий край бездны", о котором не шутят ..!!!! what

              Цитата: Victor19
              А зачем лишний фронт с непонятными перспективами?
              и только тогда прекратятся попытки гадить РФ, абсолютно безнаказанно, хотя и чьими либо руками (как то поставить оружие, ЗРК, самолёты, ракеты ....)
      2. 0
        28 мая 2024 02:09
        Глобал Хавк летает высоко

        16800 м . Дозвуковой . Статический потолок Су-27 больше 17 км. Просто пролететь и "дунуть" достаточно , чтобы он сложился вдоль и поперёк, если жалко снаряды пушки тратить .
        1. 0
          28 мая 2024 02:20
          Пардон , практический потолок , конечно . Просто по "вертолётной" привычке статическим обозвал.
    2. 0
      27 мая 2024 22:44
      Цитата: avia12005
      Вопрос - зачем такая ракета?

      Вы предлагаете снять эту ракету с вооружения и прекратить ее производство?
  6. 0
    29 мая 2024 13:05
    Думаю,что для успешного и массового использования данного вооружения (опять с полок НИИ - КБ СССР) необходимо "специфическое" обеспечение, при его применении, как то система воздушной разведки дальней зоны (300 км и более) целеуказание, помехоустойчивый канал обработки и передачи информации своим средствам и силам в режиме реального времени... Устойчивая система "свой - чужой"... Понятно, что всё ЭТО - не для "всеобщих" глаз и ушей и, вероятно, оюсуждения... Однако при нынешнем "раскладе" с А-50, отечественные возможности становятся всё скромнее и скромнее... А, А-100, - "блистательный принц" из сказки, тающей в загоризонтной дымке.... Может есть смысл "уйти" от грандиозных, масштабных и достаточно коррупционно - ёмких проектов типа А-100 и обратить внимание на разработки аппаратов разведки и целеуказания, аналогичных израильскому "Oron" (создан на базе бизнес-джета Gulfstream G550)??? Вместо А-100 - четыре - пять аналогов "Oron" ? Тогда использование Р-37М будет более впечатляющим и эффективным при массовом его применении, в возможном столкновении с ВВС НАТО...