Military Review

Shot in the sky

1
Instead of launching satellites with rockets, isn't it easier to shoot them with a heavy-duty cannon? This approach was almost implemented in practice by the developers of the HARP project, and after them by Saddam Hussein himself.

The idea of ​​delivering cargo to orbit using a gun was first expressed by Newton. His treatise Principia Matematica contains, among other things, the famous illustration with a cannon on top of a mountain, shooting the core parallel to the earth's surface. Explaining the principles of orbital mechanics, the scientist argued that if you give the core the necessary acceleration, it will never fall to Earth and will circle around it forever. This thought experiment formed the basis of the novel From the Earth to the Moon, written by Jules Verne in the 19th century: the writer sent his heroes to the Moon with the help of a gigantic cannon. Of course, for a long time no one considered such projects other than imagination.

Shot in the sky
The Giantess of the First World War: the legendary "Big Burt"

Unlike a rocket, a projectile fired from a cannon constantly loses speed due to air resistance. This means that for launching into space, its initial speed must be truly enormous, which is associated with a gigantic — in thousands of g — acceleration at the beginning of the journey, which threatens to turn all payload into a flat cake. In addition, the charge of gunpowder, which would be required to give the projectile such acceleration, will lead to the deformation of the barrel, even a very impressive thickness.

30-meter barrel of the German "Paris Cannon"

At the beginning of the XX century, the possibilities of artillery began to grow. Smokeless powder was invented, which could burn gradually, accelerating the projectile along a flatter curve. In fact, this important discovery meant that the range of a shot could be increased almost unlimitedly - by lengthening the barrel and increasing the powder charge. This opened the era of giant artillery mechanisms (and no less cyclopean means of protection against them). The thirty-meter “Paris Cannon”, built by the Germans in 1918, fired a projectile weighing more than 100 kg with an initial speed of 6 thousand km / h, and could fire targets from a distance of 126 km. The flight itself lasted as much as three minutes, while at the top of its trajectory the projectile reached a height of 42 km.

Ultra-long-range weapons were built during the Second World War, but even then it became clear that aircraft were much more effective as a means of delivering explosive charges over long distances. Therefore, the development of superguns stopped, coming close to the line at which the withdrawal of projectiles into space became quite a feasible task.

One of the guns used in the HARP project

At the beginning of 1960, the idea of ​​delivering goods to orbit with the help of guns captured the young American physicist Gerald Bulla. Having managed to convince the American authorities of its prospects, he got at his disposal several decommissioned 406-mm (16-inch) guns, as well as funds for related developments. The project received the designation HARP (High Altitude Research Project, "High-rise Research Project"). For shooting, Gerald Bulla’s team used a Marlet projectile specially designed sub-caliber (which has a slightly smaller caliber than the barrel). In addition to the sealing device, or "shoe", discharged after exiting the barrel, the projectile had a cargo bay and stabilizers. During the tests, one of the modifications of the projectile was able to run to the maximum height of 180 km. That is, come close to solving the problem of shooting small objects into near-earth orbit.

As an experiment, mainly atmospheric probes and various components of future satellites — sensors, batteries, modules of electronic and propulsion systems, etc. — were put into the cargo compartments of the shells. The project was crowned with the development of a Martlet 2G-1 projectile equipped with a rocket booster. With its help, up to two kilograms of payload could be brought into orbit by means of a shot from a simple artillery gun. However, on the eve of the Martlet 2G-1 trial, research funding has suddenly ceased.

The “Babylon” project - Saddam Hussein's unfulfilled dream

Nevertheless, it was HARP that became the first and, it seems, the only project in which man almost succeeded in launching a payload into space by means of a shot from an ordinary cannon. And the project leader Gerald Bull went to work with Saddam Hussein and for several years worked on the creation of the colossal Babylon 1000-mm cannon. According to the creator, the 9-ton charge was supposed to deliver 600 kg of cargo to a distance of 1000 km, and a projectile with a jet accelerator would double that distance. However, the work was not destined to end: in 1990, “contacting the bad guys,” Gerald Bull was killed. The enormous 156-meter trunk of the Babylon project is still rusting in the midst of a trench specially dug in the Iraqi desert.
Originator:
http://www.popmech.ru"rel =" nofollow ">http://www.popmech.ru
1 comment
Ad

Subscribe to our Telegram channel, regularly additional information about the special operation in Ukraine, a large amount of information, videos, something that does not fall on the site: https://t.me/topwar_official

Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.
  1. Honory
    Honory 19 August 2012 12: 57
    0
    That's what it means to shoot a sparrow out of a cannon.

Выстрел в небо

Вместо того, чтобы запускать спутники с помощью ракет, не проще ли выстреливать ими из сверхмощной пушки? Именно такой подход чуть было не осуществили на практике разработчики проекта HARP, а вслед за ними — и сам Саддам Хусейн.

Идея доставки груза на орбиту с помощью пушки была впервые высказана еще Ньютоном. В его трактате Principia Matematica содержится, кроме всего прочего, знаменитая иллюстрация с пушкой на вершине горы, выстреливающей ядро параллельно земной поверхности. Поясняя принципы орбитальной механики, ученый утверждал: если придать ядру нужное ускорение, оно никогда не упадет на Землю и будет кружиться вокруг нее вечно. Этот мысленный эксперимент лег в основу романа «С Земли на Луну», написанного Жюлем Верном в XIX веке: писатель отправил своих героев на Луну с помощью исполинской пушки. Разумеется, долгое время никто не рассматривал подобные проекты иначе, как игры воображения.

Выстрел в небо
Великанша Первой мировой: легендарная «Большая Берта»


В отличие от реактивной ракеты, выпущенный из пушки снаряд постоянно теряет скорость из-за сопротивления воздуха. Это означает, что для вывода в космос его начальная скорость должна быть поистине колоссальной, что сопряжено с гигантским – в тысячи g – ускорением в начале путешествия, что грозит превратит весь полезный груз в лепешку. Кроме того, заряд пороха, который потребовался бы для придания снаряду такого ускорения, приведет к деформации ствола даже очень внушительной толщины.

Выстрел в небо30-метровый ствол германской «Парижской пушки»

В начале XX века возможности артиллерии стали расти. Был изобретен бездымный порох, который мог гореть постепенно, ускоряя снаряд по более пологой кривой. По сути, это важное открытие означало, что дальность выстрела можно увеличивать практически неограниченно – за счет удлинения ствола и увеличения порохового заряда. Это открыло эпоху гигантских артиллерийских механизмов (и не менее циклопических средств защиты от них). Тридцатиметровая «Парижская пушка», построенная немцами в 1918 г., выстреливала снаряд весом более 100 кг с начальной скоростью в 6 тыс. км/ч, и могла обстреливать цели с расстояния в 126 км. Сам полет длился целых три минуты, при этом на вершине своей траектории снаряд достигал высоты в 42 км.

Сверхдальнобойные орудия строились и во время Второй мировой, однако уже тогда стало ясно, что самолеты гораздо более эффективны, как средство доставки взрывчатых зарядов на большие расстояния. Поэтому развитие суперпушек остановилось, вплотную подойдя к тому рубежу, при котором вывод снарядов в космос становился вполне осуществимой задачей.

Выстрел в небоОдна из пушек, использовавшихся в проекте HARP

В начале 1960-х идея доставки грузов на орбиту с помощью пушек захватила молодого американского физика Джеральда Булла. Сумев убедить американские власти в ее перспективности, он получил в свое распоряжение несколько снятых с вооружения 406-мм (16-дюймовых) пушек, а также средства на соответствующие разработки. Проект получил обозначение HARP (High Altitude Research Project, «Высотный исследовательский проект»). Для стрельб команда Джеральда Булла использовала специально разработанный подкалиберный (имеющий немного меньший, чем у ствола, калибр) снаряд Marlet. Кроме уплотнительного устройства, или «башмака», сбрасывавшегося после выхода из ствола, снаряд имел грузовой отсек и стабилизаторы. В ходе испытаний одну из модификаций снаряда удалось запустить на максимальную высоту в 180 км. То есть, вплотную подойти к решению задачи по выстреливанию небольших объектов на околоземную орбиту.

В качестве эксперимента в грузовые отсеки снарядов закладывались в основном атмосферные зонды, а также различные компоненты будущих спутников – датчики, аккумуляторные батареи, модули электронных и двигательных систем и т.п. Проект увенчался разработкой снаряда Martlet 2G-1, оснащенного ракетным ускорителем. С его помощью на орбиту можно было бы выводить до двух килограммов полезного груза посредством выстрела из простого артиллерийского орудия. Однако накануне испытаний Martlet 2G-1 финансирование исследований внезапно прекращено.

Выстрел в небо
Проект «Вавилон» – несбывшаяся мечта Саддама Хусейна

Тем не менее, именно HARP стал первым и, похоже, единственным проектом, в рамках которого человеку почти удалось запустить в космос полезный груз посредством выстрела из обыкновенной пушки. А руководитель проекта Джеральд Булл перешел на работу к Саддаму Хусейну и в течение нескольких лет работал над созданием колоссальной 1000-мм пушки «Вавилон». По замыслу создателя, 9-тонный заряд должен был доставлять 600 кг груза на расстояние до 1000 км, а снаряд с реактивным ускорителем еще удвоил бы это расстояние. Однако работе не суждено было завершиться: в 1990 году «связавшийся с плохими парнями» Джеральд Булл был убит. Громадный 156-метровый ствол проекта «Вавилон» по сей день ржавеет посреди специально вырытого в иракской пустыне котловане.
Первоисточник: http://www.popmech.ru" class="text" rel="nofollow" target="_blank">http://www.popmech.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Gonoriy 19 августа 2012 12:57
    Вот что значит стрелять из пушки по воробьям.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня