Проект «Азориан». Как ЦРУ пыталось поднять советскую подлодку К-129

16 312 64
Проект «Азориан». Как ЦРУ пыталось поднять советскую подлодку К-129


Проект 629А


Б-103, К-129 – советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А. Скорость – 12–14 узлов (подводная и надводная); предельная глубина погружения – 300 м; автономность – 70 суток, экипаж – 89 человек. Водоизмещение – 2 300 т (надводное), 2 800 т (подводное); длина – 98 м, ширина – 8 м, средняя осадка – 8 м. Вооружение: носовые и кормовые торпедные аппараты (4 и 2 533-мм торпеды); ракетный комплекс Д-2 с баллистическими ракетами Р-13 (3 единицы).



Большие габариты ракетных шахт и малая ширина корпуса позволили на этих лодках разместить в один ряд только три пусковых установки в ограждении рубки. Ракета Р-13 стала первой в СССР ракетой, специально разработанной для запуска с подводных лодок. По сравнению с ранее принятой на вооружение Р-11ФМ дальность её была значительно увеличена (со 160 до 600 км), а мощность ядерного боезаряда повышена (1 Мт). Однако основной недостаток – надводный старт, устранить не удалось.

При этом техническая надёжность ракет была достаточно высокой, и принятие их на вооружение позволило начать проведение боевых дежурств у берегов США. Это стало важным шагом на пути к обеспечению ядерного паритета с США.

С 1959 по 1962 год в строй советского ВМФ вступили 22 подводных лодки проекта 629, вооружённых ракетами Р-13. Строительство велось двумя заводами – № 402 в Северодвинске и № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Дежурство осуществлялось в Северной и Западной Атлантике – в районе Канарских островов и у побережья США в районе Ньюфаундленда и в Тихом океане.

После принятия на вооружение комплекса Д-4 с ракетой Р-21 началось постепенное переоснащение новыми ракетами лодок 629 проекта (новый проект получил обозначение 629А). Всего с 1962 по 1972 год по проекту 629А было переоборудовано 13 лодок. На этом комплексе впервые в СССР был отработан подводный старт, что значительно повысило боевую устойчивость ракетоносцев. Дальность ракеты была увеличена до 1 400 км.


Подводная лодка К-129 (бортовой номер 574), проект 629А

Гибель подлодки


Подлодка Б-103 (К-129) была заложена на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре в марте 1958 года, принята в строй в декабре 1959 года. Субмарина несла службу в составе 29-й дивизии подводных лодок Тихоокеанского флота, базировавшейся на берегу бухты Крашенинникова в посёлке Рыбачий. Командиром был один из лучших офицеров ТОФ капитан 1-го ранга Владимир Кобзарь.

К-129 покинула акваторию Авачинской губы в ночь с 24 на 25 февраля 1968 года и, приняв подводное положение, двинулась на юг. Она затонула во время патрулирования приблизительно 7–8 марта 1968 года в северной части Тихого океана на глубине порядка 5 600 м. Погиб весь экипаж в составе 98 человек. Очевидно, гибель лодки была внезапной и стремительной.

Днем командование флота было извещено об отсутствии связи с К-129. 10 марта 1968 года после объявления тревоги по флоту была задействована разведывательная авиация, в том числе и переброшенная с Северного флота. С аэродромов Елизово и Буревестник было выполнено более 280 вылетов самолетами Ту-95РЦ и Ту-16Р. С 14 марта к поиску подключилась группа судов, которой командовал заместитель командира 29-й дивизии подводных лодок капитан 1-го ранга В. Бец. Поиски никаких результатов не принесли.

Информация о гибели подлодки в СССР была засекречена. Было выдвинуто несколько версий.

Первая – техническая неисправность, затопление лодки через шахту РДП (устройство для работы двигателя под водой) при зарядке батарей при её зарядке, либо взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, разрушение корпуса и затопление.

Большую часть времени лодки этого проекта находились в режиме РДП – очень сложном и опасном режиме, требующем от ходовой вахты непрерывного напряжения сил и неослабного внимания. По существующим в то время нормативам предписывалось не менее 90 % времени боевой службы находиться в подводном положении или на перископной глубине.

Осложняла ситуацию необходимость иметь заряд аккумуляторных батарей не ниже 2/3 номинальной емкости для обеспечения в любой момент немедленной предстартовой подготовки, которая вынуждала командиров или часто производить зарядку аккумуляторных батарей, или использовать для движения дизель.

Вторая версия – столкновение с американской подлодкой USS Swordfish (SSN-579), либо с надводным судном, что привело к повреждению корпуса и гибели.

Третья – американцы, исследовав корпус лодки (операция «Азориан» или «Дженнифер») на дне океана и при подъеме, выдвинули версию об аварии ракетного оружия – взрыв двигателей ракет Р-21. Акустические наблюдения американцев подтверждают факт взрыва ракет.

В 2017 году военно-морской эксперт, капитан 2-го ранга Илья Курганов, по сути, подтвердил версию об аварии ракетного оружия на борту К-129. Сначала произошёл взрыв в шахте № 1, в результате чего субмарина находилась трое суток без связи в аварийном состоянии на поверхности. Затем 11 марта затонула, не дождавшись помощи. При затоплении ракетоносца произошел взрыв оставшихся двух ракет, что было зафиксировано акустическим наблюдением сил ВМС и ВВС США.

Проект «Азориан»


Американские спецслужбы уже летом 1968 года решили поднять К-129, чтобы изучить советское оружие, оборудование и коды. Автором проекта был Джон Парангоски.

Имеющееся в распоряжении американского флота поисковое судно «Мицар», с помощью которого были обнаружены затонувшие американские атомные подлодки «Трешер» и «Скорпион», для поиска не годилось, так как оно было известно советской разведке. Операция должна была быть тайной.

В распоряжении морской разведки находилась атомная подводная лодка специального назначения «Хэлибэт», предназначенная для поиска затонувших объектов. АПЛ уже имела опыт поиска затонувшего советского вооружения с помощью управляемых аппаратов «Фиш» (Fish) в марте 1968 года. В ходе поисковой операции, получившей кодовое название «Бархатный кулак», подлодка «Хэлибэт» в августе 1968 года обнаружила обломки К-129 и сделала около 22 тыс. фотоснимков.

Советский корабль с сильно деформированным и переломленным корпусом лежал на правом борту, кормовая часть, начиная с 5-го отсека, находилась в 100 м от носовой части. Американцы отметили, что часть ограждения рубки К-129 в месте расположения ракетных шахт сильно повреждена, обшивка рубки вывернута далеко в стороны, а шахты № 2 и 3 выше палубы надстройки как таковые отсутствуют. Есть только нагромождения бесформенных металлических конструкций. Боеголовки и сами ракеты внутри шахт тоже отсутствуют.

Из этого делался следующий вывод: уже на запредельной глубине внутри шахт произошел взрыв ракетного топлива, что привело к разрушению шахт и кормовой части ограждения боевой рубки.

Также отмечалось, что шахта № 1, хоть и имела повреждения от взрывов в шахтах № 2 и 3, но ее крышка оставалась в закрытом положении, что свидетельствовало о нахождении боеголовки ракеты внутри шахты.

В результате Центральное разведывательное управление (ЦРУ) приняло решение о дорогостоящем подъеме части корпуса длиной 42 м. В этой части была баллистическая ракета, две торпеды 53–56 с атомным специальным боевым зарядным отделением (АСБЗО), две торпеды СЭТ-53М, секретная аппарата связи и секретная документация.


USS Halibut (SSGN-587) – американская атомная подводная лодка, единственный корабль этого типа для выполнения специальных операций

«Гломар Эксплорер»


Советский корабль затонул на большой глубине, поэтому в 1971–1972 году было построено специальное судоподъемное судно «Гломар Эксплорер» (Hughes Glomar Explorer). Это было однопалубное двухвинтовое судно с «центральной прорезью», над которой размещались стабилизированная вышка и две подвижные колонны.

Почти треть этого судна занимала «центральная прорезь» размерами 60,65 × 22,5 × 19,8 м. Снизу эта прорезь закрывалась днищевыми щитами с резиновыми уплотнителями. Это помещение служило в качестве дока для размещения захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Судно было оборудовано сверхмощным подъёмным устройством, размещённым на стабилизированном портале, обеспечивающем спуск и подъём со скоростью 1,8 м/мин объектов массой до 4 250 т.

Проект создания «Гломар Эксплорер» был связан с именем эксцентричного миллиардера, изобретателя и киномагната Говарда Хьюза, который, по слухам, был тесно связан с американскими спецслужбами. В рамках этого проекта ЦРУ перевело на счета корпорации Хьюза около 350 млн долларов. Корабль официально строили для геологоразведочных работ на морском дне.

4 июля «Эксплорер» достиг места назначения, но из-за технических проблем операция задерживалась. Тайная операция была проведена 12 августа 1974 года. Американцы не смогли поднять весь блок (по другой версии – и не собирались), субмарина развалилась в ходе операции. Большая часть снова затонула и была полностью разрушена.

Поднять удалось только часть корпуса К-129. Информация была засекречена, но исследователи считают, что американцы подняли торпеды с ядерной боевой частью и другое оборудование, которое представляло интерес для разведки. Баллистические ракеты остались на дне.

В ЦРУ планировали продолжить миссию «Эксплорера», однако из-за огласки операцию в итоге свернули. Операция стала достоянием мировой общественности в феврале 1975, когда Los Angeles Times опубликовала статью о проекте «Дженнифер», подлинное название операции стало известно в 2010 году.

По официальному заявлению, тела шести советских моряков, обнаруженных в поднятых отсеках, были с воинскими почестями погребены 4 сентября 1974 года в море. В октябре 1992 года директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал президенту России Борису Ельцину видеоплёнку с записью ритуала захоронения тел советских подводников из экипажа K-129.


«Гломар Эксплорер» – американское судно для судоподъёмных работ.
64 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    30 мая 2024 06:39
    Были хоть и врагами поступили по человечески ребят наших похоронили
    1. +10
      30 мая 2024 08:27
      Я естественно не могу знать всей правды , но вроде бы пленку где сняли захоронение Советских моряков передали еще в 70 ых годах . И пьянчуга тут не при делах . Советские же власти все оставили засекреченым . Откуда у Самсонова информация о передаче Ельцину ? Повторяю , правды не могу знать , но видел американский документальный фильм , где все это рассказывается .
      1. +6
        30 мая 2024 09:21
        И я видел фильм.Давно,правда.Они тащили это все вместе с шахтой,ракета выпала,и....Короче ,наделали в штаны..Про пленку Вы заметили верно.Просто у нас это не разглашалось,а ЕБН впоследствии сам выпросил эту запись
        1. +14
          30 мая 2024 12:45
          На фотографии в статье не такая лодка... достаточно глянуть на рубку, что больше смахивает на 613 пр. Автору стоило быть внимательнее с подбором фотографии. Я служил на К-163 этого 629А проекта в той самой 29 дивизии, где числилась К-129 Кобзаря. И в той автономке на К-129 были четверо моряков с нашей лодки, которых навечно зачислили в списки экипажа моей К-163. А это значит, что в особые праздничные для флота дни, на построении зачитывались их имена.
          Но я попал на свою К-163 позже 71-74г.г., когда 29 дивизию перевели в п. Ракушка (залив Владимира Приморский край) именно из-за катастрофы с К-129, ограничив нашему проекту выходы в открытый океан и перенацелив ракеты на Японию с Окинавой.
          Там в Ракушке мы своими руками сотворили памятник -К-129 в виде рубки с бортовым номером 573, а не 574. как в статье. И по двум моим фотографиям из дембельского альбома, можно убедиться, как выглядит 629А пр.
          1. +2
            30 мая 2024 19:34
            Все отметили отсутствие надстройки для ракет в фотографии статьи. Сказали вы.
            Спасибо за память.
        2. -1
          6 июля 2024 22:09
          Тащили а ракета выпала все в последний момент как в кине и мог ли корабль амерский точно стоять над лодкой в начале 1970-х?! Мне н7икто толково не ответил. GPS дает метровую точность а она была джи пи эска тогда?! А фильм был и про вскрытие планеинотян а когда у кзи Су свалился в средиземку тотак подымать и не стали дескать разрушится а ведь не лодка всего 30 тон а черный ящик еще меньше.
      2. +4
        30 мая 2024 14:48
        https://youtu.be/NsOd_yJepaEСсылка на церемонию похорон.Они отнеслись с уважением к погибшим.По старой морской традиции
      3. +3
        30 мая 2024 20:59
        Подтверждаю, пленку с захоронением в море наших моряков показали по телевидению, еще в Советские времена.
    2. +6
      1 июня 2024 06:39
      Были хоть и врагами поступили по человечески ребят наших похоронили

      Вообще-то, по международным правилам, затонувшие корабли считаются воинскими захоронениями с неприкосновенным статусом без согласования со страной владельцем. И США пошли на это нарушение, только благодаря нашей глупости с замалчиванием этой катастрофы. Но они понимали, что рано или поздно тайна их операции станет известна и поэтому устроили показательную съемку с торжественным захоронением останков. Они же не стали передавать останки на родину родственникам, для них важнее было добраться до секретов и сохранить все в тайне от СССР.
      А среди секретов на ПЛ не только ЯБЧ в ракетах и торпедах, а более всего Сов.секретная документация в рубке радистов и коды у секретчика (СПС). Эти документы носили гриф "особой важности" и стояли на втором месте в иерархии государственных секретов. Выше были только с грифом "государственной важности", к которым был допуск у силовых министров и самых главных дипломатов.
      У радистов самыми секретными были книги КБ и БК с выбором частот для передачи РДГ - Корабль-Берег и наоборот. А у ЗАСовца естественно ключи к нашей "Энигме". И по всему видать, американцам удалось достать эти документы во 2-отсеке, где находилась рубка радистов и ЗАС.(БП-24)
      1. 0
        1 июня 2024 21:25
        думаете с 5 км возможно а в наше время?! не деза ли
        1. +2
          2 июня 2024 06:19
          Мне нравятся ваши сомнения. Надеюсь они сподвигнут вас на самостоятельное изучение этой истории с подъемом К-129, которая описана уже во всех местах и видах. Но вам никто не должен навязывать свое мнение и вы можете оставаться при своём, "перпендикулярном". Это же позволяет почувствовать себя не таким, как все... особенным и проницательным. lol
          1. 0
            26 июня 2024 16:44
            Читал в детективе и интернате и даже видео захоронения военморов по ТВ но верю с трудом: как позиционировать судно над точкой в 1970-е?! уже Джпиэска была?!
            1. +2
              26 июня 2024 16:56
              Михаил, это хорошее качество в вашем характере, не торопиться верить всему с первого слова. Надо только не останавливаться на недоверии, а пытаться нарыть существующую информацию по такому случаю. И вот когда начитавшись и насмотревшись разных источников о подъеме К-129, вопрос о позиционировании не будет определяющим.
              Вы рассуждаете, как современный недоученный школьник, который без калькулятора никогда не помножит в уме трехзначные цифры. А между тем, почти первобытные мореплаватели в Полинезии, запросто ходили по всему Тихому океану и точно находили нужные им острова, даже не имея компаса. Так почему у вас столь примитивное представление о точности навигации в 70-е годы 20 века? Тут вы явно попали пальцем в небо....
              1. -1
                29 июня 2024 09:14
                от ребенка слышу а встать с точностью метр чтобы подъемный механизм не погнулся/сломался для 70-х это перебор. + Новороссийск что только не писали нет машинки просверлить переборку а он сколько на заводе был?! И никто не заметил закладки?1 не верю и в подъем не верю ведь тогда протест из за осквернения захоронения СССР мог и ничего. Байки.
                1. +2
                  30 июня 2024 06:18
                  Повторюсь, хорошее свойство сомневаться и не верить на слово. Но иногда оно переходит в самоуверенность, когда все вокруг тупицы и ничего не соображают, а я один зрю в корень. И допустить, что чего-то могу не знать или не понимать со своей колокольни, самолюбие не позволяет. А жизнь идёт своим чередом и ваши сомнения остаются вашими... и не более того.
                  Про неприкосновенность воинского захоронения по международным законам, я тут сам упомянул. И про этот факт написали все наши СМИ, когда американцы признались что делали это. Но тут же оговорились, что если бы СССР не засекретил эту катастрофу, а официально признал лодку погибшей, тогда можно было бы вспоминать и опираться на международное право. Но наше руководство поступило очень подло в отношении своих же подводников, когда родственникам даже не выплачивали похоронные, считая моряков пропавшими без вести. Помните, эти атавизмы у нас оставались ещё с ВОВ.... Т.е. руководство даже не исключало факт измены....
                  Кстати, на К-129 были четверо матросов с моей К-163 и они были занесены навечно в списки нашего экипажа. Как такое совмещалось в одной стране, где официально пропали без вести, а с другой, герои навечно в списках.
                  1. -2
                    30 июня 2024 14:16
                    Хватит фигни: подтверждения не было а кадры захоронения то же что кадры вскрытия инопланетянина в Розуэле. Привет дитенку! Или ревипт! :)
                    1. 0
                      1 июля 2024 08:18
                      монгол ор, не надо нервничать... спокойнее... У вас в Монголии негде утонуть подводной лодке. Что вас так торкнуло в этом событии? Продолжайте лепить глиняные свистки и дудеть в них на потеху публике. У вас это хорошо получается, особенно-перпендикулярный и со своим взглядом на жизнь. lol
          2. -2
            6 июля 2024 22:12
            Тащили а ракета выпала все в последний момент как в кине и мог ли корабль амерский точно стоять над лодкой в начале 1970-х?! Мне н7икто толково не ответил. GPS дает метровую точность а она была джи пи эска тогда?! А фильм был и про вскрытие планеинотян а когда у кзи Су свалился в средиземку тотак подымать и не стали дескать разрушится а ведь не лодка всего 30 тон а черный ящик еще меньше..
            Долго так же про Нахимов линкор то англичашки то макаронники а недавно книжку прочел: корабль то на заводе в ремонте не раз и что закладку никто не нашел?! а ведь его должны были излазить сверху донизу.... остается только мина а они и сейчас взрываются.
            1. +3
              7 июля 2024 08:45
              Мне н7икто толково не ответил.
              Сомневайтесь и дальше... вам никто и не будет толково объяснять, как все было. Это примерно так же, как объяснять сомневающимся про высадку американцев на Луну. Проще оставить таких как вы, в собственной уверенности и всезнании.
              Могу вам подкинуть ещё одну "историю", как американцы украли у нас атомную бомбу с упавшего в 1975 г у Сахалина ТУ-95. И написал об этом впервые в своих мемуарах бывший зам.Ком.флота по разведке адмирал Штыров. И пошла байда... которая продолжается по сей день, где сахалинские депутаты забросали МО РФ запросами, не создают ли р/а заражение акватории, оставшиеся на борту ядерные бомбы. И на многочисленные ответы МО РФ, что такой катастрофы с ТУ-95 не было, депутатов не успокаивает... Ведь про это написал в своих мемуарах сам Штыров.
              На форумах военных летчиков в интернете, годами шла дискуссия-споры, было или нет?
              А если было, то на каком аэродроме базировался этот стратегический бомбардировщик? Почему депутаты не могут найти ни одного родственника погибшего экипажа или хотя бы сослуживца, подтвердившего сам факт аварии. Или почему все подобные аварии с ТУ-95, занесены в официальную статистику и никто не делает из этого секрета, и только эта авария у Сахалина, почему-то засекречена? Но самое смешное, если верить Штырову, самолет упал в заливе Анива и лежит там на глубине… 40 метров… Что мешало могучему КТОФ в советские годы поднять обломки и бомбы с такой «детской» глубины, доступной любому водолазу? Но нет, американцы нас опередили (по Штырову) и с АПЛ выпустили своих водолазов, которые украли одну бомбу… И пипл (депутаты) хавает!!! Прокопенко на своих ТВ-программах рассказывает и не даёт успокоиться народу… это же как про Лохнесское чудовище или снежного человека, как про высадку на Луну и пр.
            2. 0
              1 ноября 2024 11:11
              система позволяющая стоять почти в одной точек могла работать и без ЖПС , на основе гироскопических систем .
      2. +1
        16 июня 2024 10:25
        Цитата: Сабуров_Александр53
        Вообще-то, по международным правилам, затонувшие корабли считаются воинскими захоронениями с неприкосновенным статусом без согласования со страной владельцем

        Вроде бы только после официального установления статуса.
      3. 0
        1 ноября 2024 11:08
        советский союз не имел информации о месте крушения и не объявлял эти координаты как воинское захоронения , поэтому американцы и решили начать поднимать обломки лодки .
        1. +1
          1 ноября 2024 13:35
          поэтому американцы и решили начать поднимать обломки лодки .

          Так и было! Но только знали, что совершают подлость и поэтому всю операцию строго засекретили. А с другой стороны, они каждый раз поднимали в СМИ истерику после гибели своих АПЛ "Трешер" и "Скорпион", подозревая в этом СССР. Вот и мы подозреваем, что у "Комсомольца" побывали гости и не раз....Хотя его место гибели официально объявлено и подпадает под защиту.
  2. +7
    30 мая 2024 10:27
    В 2017 году военно-морской эксперт, капитан 2-го ранга Илья Курганов, по сути, подтвердил версию об аварии ракетного оружия на борту К-129. Сначала произошёл взрыв в шахте № 1, в результате чего субмарина находилась трое суток без связи в аварийном состоянии на поверхности. Затем 11 марта затонула, не дождавшись помощи.

    Как то странно звучит. Трое суток на поверхности и никто не выжил. Откуда тогда информация о таком развитии событий, если связи не было?
    1. +4
      30 мая 2024 12:27
      Трое суток на поверхности и никто не выжил

      Так кругом на сотни миль НИКОГО кто мог бы помочь (якобы)?
      Есть версия, атомная лодка США вела наблюдение за К-129, потеряла "контакт" и стала всплывать. И своей рубкой шандарахнула прям по миделю советской лодки, перерезав её пополам (отсюда и данные о "точном" районе катастрофы).
      Вполне возможно, что К-129 продержалась на воде трое суток, а потома...
      1. +4
        30 мая 2024 12:34
        Цитата: bars042
        Так кругом на сотни миль НИКОГО кто мог бы помочь (якобы)?

        Так о том и речь, что объективной информации (по крайней мере в открытом доступе) 0, а "убедительных" версий хоть отбавляй.
        Цитата: bars042
        Вполне возможно, что К-129 продержалась на воде трое суток, а потома...

        Не нашли ни одного спасательного плота. Все решили погибнуть вместе с ПЛ?
        1. 0
          30 мая 2024 12:38
          ни одного спасательного плота

          А были ли они на этом типе ПЛ?
          Вы не задумывались об этом?
          1. +3
            30 мая 2024 16:05
            Цитата: bars042
            А были ли они на этом типе ПЛ?
            Вы не задумывались об этом?

            Надувные шлюпки хотя бы для нужд корабля обязаны быть.
            1. +2
              30 мая 2024 16:11
              Сударь, я обратился к: "Сабуров_Александр53 (Alex)", дать разъяснения по "поводу" спас.устройств на подлодках пр.629А, так как он служил на этом проекте.
              Бум ждать.
              1. +1
                30 мая 2024 16:13
                Цитата: bars042
                Бум ждать.

                Я прочитал. Конечно. Присоединяюсь в Вашему вопросу. С интересом.
                1. +1
                  31 мая 2024 13:57
                  Андрей, я написал про плоты... смотрите ниже...
                  1. +2
                    1 июня 2024 16:02
                    Цитата: Сабуров_Александр53
                    Андрей, я написал про плоты... смотрите ниже...

                    Большое спасибо за ответ вообще и огромная благодарность за его содержательность (хоть и печальную)! hi
                    1. +6
                      1 июня 2024 17:02
                      (хоть и печальную)!

                      Помню по своей службе, что отношение к спасательным средствам на ПЛ было наплевательское. Ни на одной ПЛ невозможно было найти полный комплект СГП с шерстяным бельем и полностью исправные ИДА-59М. А если учесть, что обычно в море на борту было с десяток прикомандированных матросов с других лодок, то на них точно никто и никогда не заносил эти комплекты. И случись что, эти "лишние" на борту становились первыми кандидатами в смертники.
                      Наглядный пример с позорнейшим затоплением АПЛ К-429 на Камчатке (Ком-р Суворов) в 1983г, когда выяснилось, что не только на борту не хватает спас-комплектов, но и со всего Вилючинска не могли насобирать исправные комплекты с других лодок для передачи их через ТА в затонувшую на 40 метрах АПЛ. И все это позорище разворачивалось на глазах Главкома ВМФ Горшкова, возглавившего спасательную операцию.
                      В половине собранных с других лодок ИДА-59, и с трудом переданных на затонувшую лодку, не оказалось достаточного воздуха. Тогда решили подзарядить баллоны до нормы, но на всей ВМБ атомных субмарин, не нашлось ни одного исправного компрессора. Нашли компрессор у гражданских строителей для работы пневмоинструмента и приспособили его…
                      У спасателей не было даже достаточного объема барокамер для декомпрессии. Горшков умалял спасти от затопления кормовой отсек при выходе из него людей через спасательный люк, что позволяло поднять АПЛ в более-менее сохранном виде. А по всем правилам, последняя партия подводников, выходит из отсека не методом шлюзования, а затапливая целиком отсек и затем открывая нижний и верхний люки.
                      И нашелся настоящий герой, мичман Баев, который набил морды всем паникерам в отсеке, кому не хватало СГП и ИДА в т.ч. и одному офицеру. Сумел организовать получение недостающих комплектов в отсек от спасателей. Затем всех прошлюзовал через спасательный люк, а когда надел ИДА-59, тот оказался неисправным… Он умудрился собрать из нескольких неисправных аппаратов один для себя и забравшись в пространство между люками, закрыл под собой нижний люк и сам себя прошлюзовал, не затопив отсек.
                      Горшков наградил его автомобилем «Волга», своим приказом… но злые языки говорят, что «Волгу» он так и не дождался.
                      1. Комментарий был удален.
                      2. +2
                        1 июня 2024 17:19
                        Гляньте чуть ниже... я описал в подробностях это позорище с "Комсомольцем"
                      3. 0
                        1 июня 2024 17:21
                        Слов нет, а эмоции совершенно не печатные recourse
                      4. -1
                        1 июня 2024 21:23
                        типа железо дороже людей по общинной психологии
    2. +7
      30 мая 2024 13:00
      Знаю, что Илья Курганов занимается хронологией всего проекта лодок 629А, для чего собирает любые данные от ребят служивших на этом проекте ПЛ. Я делился с ним своими данными и особенностями на К-163 этого проекта. Могу допустить, что Илья склоняется к версии со взрывом ракеты в шахте, что явилось причиной катастрофы. Но вряд ли Илья мог выдать предположение о трёх сутках без связи в надводном положении... Это не лезет ни в какие ворота... кто и по каким признакам мог такое придумать? Если бы к американцам попал судовой вахтенный журнал с подобными записями, то там в первую очередь была бы запись о взрыве ракеты в шахте... уж за трое суток успели бы описать все в подробностях... И никто бы до сих пор не гадал о такой причине.
      1. +1
        30 мая 2024 14:08
        А есть ли на ПЛ пр.629А, спасательные плоты?
        Тута есть интересант: Адрей (Андрей), будьте любезны, обьясните ему, за спасательные плоты на лодках пр.629А.
        1. +8
          31 мая 2024 13:56
          Да спасательные плоты есть обязательно. У нас они находились в отсеках живучести, но не такие, как на современных ПЛ с расположением в ограждении рубок и специальных контейнерах с автоматическим сбросом и наддувом. Наши нужно было вытаскивать через люки вручную и надувать на верхней палубе с помощью специальных баллончиков из комплекта плота. Примерно такие же баллончики встроены в СГП (спасательный гидрокомбинезон подводника) для придачи хорошей плавучести после выхода из затопленной лодки по буйрепу или свободным всплытием без декомпрессии.
          Но тут я должен признаться, что за годы своей службы в нашей 29 дивизии, я не слышал ни про одну реальную тренировку с плотами. Это при том, что были обязательными ежегодные тренировки по выходу через ТА на УТС (учебно-тренировочная станция). Возможно, не считали сложным, вытащить плот и надуть, истратив зря баллончик с воздухом.
          А вот что случилось на АПЛ «Комсомолец», стоит знать и удивляться, но лучше почитать книгу Зам. Главного конструктора этой АПЛ Д.А. Романова, «Трагедия подводной лодки «Комсомолец», какое позорище творилось у необученного экипажа с современными спасательными плотами. Там никто не знал, как ими пользоваться и как их правильно сбросить на воду. Вместо того, чтобы дернуть специальный рычаг на контейнере с плотом внутри, после чего контейнер опрокидывался на шарнире и плот самостоятельно выпадал в воду на страховочном фале, они пытались вытащить их вручную через открытую крышку контейнера. А плоты были огромные и тяжелые. Вытащили один, отцепили страховочный фал и сбросили… плот надулся автоматически и уплыл далеко от борта. Вытащили вручную второй, фал уже не стали отцеплять, но из-за нештатного сброса плот надулся вверх днищем… Вот на этом единственном перевернутом плоту и спасались, кто успел и смог туда взобраться, а остальные висели снаружи без СГП в ледяной воде и через 10 минут начали погибать от холода.
          Надо ещё знать, что АПЛ уже более 4-х часов находилась на плаву и ЦП безграмотными действиями только усугублял пожар в 7 отсеке. Они подавали сжатый воздух (ВВД) в кормовые балластные цистерны, устраняя дифферент, но не понимали, что в запорной арматуре трубопроводов ВВД прогорели сальники в клапанах и воздух поступает в горящие отсеки из тех же цистерн, поддерживая горение и не выравнивая дифферент.
          При этом, согласно правил, все здоровые сидели строго по своим отсекам или выносили угоревших на верхнюю палубу. Но ЦП не догадался на всякий случай заранее подготовить плоты. И когда лодка начала тонуть, только тогда бросились к плотам. Одеть СГП тем более было некогда и в них быстро не вылезешь через люки. Выскакивали в чем есть....
          Утопили сами себя… А на этой АПЛ была ещё всплывающая спасательная камера (ВСК), из расчета на весь экипаж. Но этой камерой тоже не умели пользоваться, а натурные тренировки в принципе исключались и не проводились нигде и никогда. Уж слишком большой риск угробить людей на таких тренировках. И когда в эту камеру заскочили пятеро последних моряков с командиром, никто толком не знал, как ею пользоваться. А лодка уже была на глубине около километра и падала в бездну, дорога была каждая секунда. Надо было срочно включиться в ИДА-59, но успел только один мичман, остальные сразу погибли от баротравмы из-за нештатной отстыковки ВСК.
          Но и этого мичмана спасло чудо, благодаря тому, что верхний люк ВСК был закрыт только на защелку, а не на кремальеру. Это в принципе грубое нарушение эксплуатации ВСК, но именно это спасло жизнь мичману. В камере при отстыковке создалось огромное давление и когда она всплыла, люк сорвало с защелки и мичмана, как пробку шампанского выбросило наружу, не поломав костей и не распоров тело. Он смог добраться вплавь до плота и выжил!!!
          Как-то так... с плотами на ПЛ.
          1. 0
            1 июня 2024 21:20
            подобное в солдате удачи писали о неумении пользоваться плотами.
      2. +1
        30 мая 2024 21:02
        До, сокращения ракет средней дальности - эти лодки отстреливались по нашему боевому полю.
  3. +1
    30 мая 2024 12:36
    А «Гломар Эксплорер» вроде до сих пор "живой" (или был до недавнего времени) и используется именно для геологоразведки.
    1. kig
      +7
      30 мая 2024 15:47
      Цитата: Адрей
      Гломар Эксплорер» вроде до сих пор "живой"

      После этой операции судном так никто и не заинтересовался, несмотря на его уникальность. Не в последнюю очередь потенциальных покупателей и фрахтователей отпугивала огромная стоимость. Управление Общих Служб правительства США выставило право зафрахтовать судно на аукцион, на котором было получено 7 предложений. Одно из них выглядело издевательски - какой-то студент МТИ предложил всего 2 доллара. Самым привлекательным выглядело предложение Локхид - 3 млн долларов за два года аренды, - но при условии, что Локхид сумеет собрать эту сумму. УОС дважды продлевало срок подачи заявок, чтобы дать возможность Локхид найти деньги, но так и не дождалось. Научное сообщество настаивало на сохранении уникального судна, но ни одно агентство не могло найти ему применения, и не горело желанием тратить деньги непонятно на что. В конце 1976 года судно было передано ВМФ на хранение и стало частью Резервного флота.

      В 1996 году судно было наконец взято в лизинг компанией Global Marine Drilling. При переоборудовании был удален бассейн и все грузоподъемное оборудование, установлена система динамического позиционирования, и судно превратилось в буровое, способное бурить скважины на глубинах до 2500 метров. Аренда была заключена на 30 лет с оплатой 1 млн дл в год. Работало под именем GSF Explorer и успело насверлить огромное число дырок в земной поверхности.

      В 2015 году оно было продано в Китай на слом.
      1. 0
        30 мая 2024 16:04
        Спасибо за информацию. Не так уж и не прав был.
      2. 0
        1 июня 2024 21:17
        А шо китайцы говорят може блеф а может и на правду похоже мы ведь союзники?!
  4. +2
    30 мая 2024 15:06
    Фото К129 на дне океана.Есть еще фото,хотя в нете не нашел,но оно есть в документальном фильме,где носовая часть внутри дока на Глобал Эксплориер
  5. 0
    30 мая 2024 15:58
    почему ПЫТАЛИСЬ? они ее как раз и подняли-не всю а только интересующих их частей пл
    1. +3
      30 мая 2024 21:04
      Была информация, что когда поднимали часть лодки, она разломилось и у американцев осталась носовая часть.
      1. +3
        31 мая 2024 20:45
        они и не пытались поднять ее всю. я так думаю как и с "курском" пилили..нужное..
  6. +6
    30 мая 2024 18:53
    Быстрота обнаружения нашей подлодки американцами на такой огромной глубине свидетельствует о знании ими точных координат ее гибели заранее , что вызывает нехорошие подозрения в их адрес.
    1. +2
      30 мая 2024 19:23
      Быстрота обнаружения нашей подлодки американцами на такой огромной глубине свидетельствует о знании ими точных координат ее гибели заранее , что вызывает нехорошие подозрения в их адрес.

      Американцы нашли лодку 20 августа 1968 года. То есть потратили на поиски почти пол года. Притом что их системы AFTAC и SOSUS позволили определить координаты подводного взрыва на К-129 с точностью до 5 миль.
      1. +3
        30 мая 2024 20:08
        На поиски они потратили гораздо меньше , довольно значительное время требует подготовка подобной экспедиции. Про точность 5 миль в те времена с почти аналоговыми "компьютерами" ( т.е. никакой цифровой обработки сигнала быть не могло) и расстоянием между микрофонами - это все американские байки для обеспечения алиби. Титаник , место гибели которого было примерно известно , размеры корабля больше , а глубина - в 1,5 раза меньше ( 3800м ) , искали много лет с использованием более современного оборудования . Как пример одной из неудач :
        В июле 1983 года Гримм вместе с Райаном в третий раз вернулся к месту крушения на борту исследовательского судна Robert D. Conrad ... Гидролокатор Sea MARC прошёл над «Титаником», но не смог его обнаружить, потому что глубокое сканирование у места крушения проходило в пределах 1 ½ морской мили (3 км)
        1. 0
          30 мая 2024 20:10
          На поиски они потратили гораздо меньше

          Вы можете документально опровергнуть сообщение американцев, что подводную лодку они нашли не 20 августа, а раньше?
          1. +4
            30 мая 2024 20:12
            Если вы не поняли , то поясняю - они начали непосредственные "поиски" для подтверждения местоположения подлодки не сразу после ее гибели , на такую глубину нельзя собраться за несколько недель даже сейчас, а в 1968г и подавно. Дату обнаружения я не оспариваю.
            1. 0
              30 мая 2024 20:22
              Непосредственные поиски они начали в последних числах июля и через три недели нашли лодку.
              Про точность 5 миль в те времена с почти аналоговыми "компьютерами" ( т.е. никакой цифровой обработки сигнала быть не могло) и расстоянием между микрофонами - это все американские байки для обеспечения алиби.

              Вы про триангуляцию слышали?
              1. +3
                30 мая 2024 20:39
                Слышал. Точность направления источника звука у микрофонов СОСУС 1968г какая?

                P.S. Подлодка Хэлибат вышла в море 15 июля 1968г - т.е. поиск, включая дорогу , занял примерно месяц.

                P.P.S. Американцы заявили о наличии продольного отверстия длиной около трех метров позади рубки , и утверждают о его происхождении в результате внутреннего взрыва, что оспаривается другими экспертами. Сама фотография пролома, насколько известно, американцами скрывается. Есть и подозреваемый : американская подлодка «Суордфиш» наблюдалась разведкой Тихоокеанского флота ВМФ СССР при входе в гавань военно-морской базы в Йокосуке с поврежденной рубкой и выдвижными устройствами почти сразу же после гибели К-129. Проведение срочного, в течение одной ночи, ремонта по сокрытию внешних повреждений и явилось основанием для предположения о причастности «Суордфиш» к катастрофе. В течение последующих полутора лет эта лодка не отмечалась в разведсводках среди сил, несущих боевое патрулирование, значит, ее повреждения были очень большими, а ремонт длительным и серьезным.
                1. 0
                  30 мая 2024 21:16
                  Слышал. Точность направления источника звука у микрофонов СОСУС 1968г какая?

                  Я выше написал, кроме гидрофонов SOSUS взрыв был зафиксирован четырьмя станциями системы AFTAC.
                  Проведение срочного, в течение одной ночи, ремонта по сокрытию внешних повреждений и явилось основанием для предположения о причастности «Суордфиш» к катастрофе.

                  Американцы факта повреждений никогда не скрывали, объясняя их действием пакового льда в Японском море, где находилась лодка.
                  В течение последующих полутора лет эта лодка не отмечалась в разведсводках среди сил, несущих боевое патрулирование, значит, ее повреждения были очень большими, а ремонт длительным и серьезным.

                  На ремонт продолжительностью четыре месяца в Перл - Харборе лодка встала аж в сентябре. В мае зафиксирована в Сасебо (известный скандал с радиоактивной водой).
                  Вахтенный журнал американцы действительно показать отказываются, но на это есть масса объективных причин и без К-129.
                  1. +5
                    30 мая 2024 21:21
                    Вы привели оправдания американской стороны, которые не являются исчерпывающими. Как впрочем и СССР не смог доказать обратного. Как я и говорил - имеются нехорошие подозрения. Концы остаются на глубине более 5 км , да еще и после того , как американцы сперли часть подлодки , а еще одну часть потеряли ( или утверждают , что потеряли) и она вряд ли упала с такой высоты близко к остальным обломкам.
                    1. ANB
                      +4
                      31 мая 2024 01:09
                      А я жил на улице Кобзаря.
                      В пользу ваших сомнений - а зачем вообще американцам приспичило поднимать лодку с такой глубины и за такие деньги? Торпеды и даже ракеты явно того не стоили.
                      1. +1
                        31 мая 2024 16:37
                        Давно, где то вычитал, что у командира был рост чутка побольше его кровати, да ещё сейфик в ногах болтался. Лодка перед тем походом была в ремонте, и морячки за канистру спирта, попросили рабочих сделать углубление в переборке, чтоб порадовать командира. А сейф переставили в другое место. И он оказался в той части которая отломилась. А в сейфе все коды на ядерные боеголовки. к.т.
  7. 0
    1 июня 2024 21:13
    По мне напоминает тарелку с подобной записью и в детективах читал а вот правда ли?! достали любители интриги. По Новороссийску один серьезный недавно написал серьезную монографию и все тайны рассеялись а по этому вопросу?!
  8. что интересно американские станции слежения подводной обстановки зафиксировали звук разрушения корпуса ПЛ не 8 марта, а на несколько дней позже ... можно предположить ПЛ только 7-8 марта потеряла возможность связи по радио, затем положение ПЛ ухудшилось и она затонула ... причем быстро - в ограждениях рубки американцы засняли останки подводников - значит лодка шла в надводном положении
  9. 0
    6 июля 2024 22:12
    Тащили а ракета выпала все в последний момент как в кине и мог ли корабль амерский точно стоять над лодкой в начале 1970-х?! Мне н7икто толково не ответил. GPS дает метровую точность а она была джи пи эска тогда?! А фильм был и про вскрытие планеинотян а когда у кзи Су свалился в средиземку тотак подымать и не стали дескать разрушится а ведь не лодка всего 30 тон а черный ящик еще меньше..
    Долго так же про Нахимов линкор то англичашки то макаронники а недавно книжку прочел: корабль то на заводе в ремонте не раз и что закладку никто не нашел?! а ведь его должны были излазить сверху донизу.... остается только мина а они и сейчас взрываются.
  10. 0
    19 сентября 2024 19:31
    Вопрос кто утопил нашу лодку?????